Основы формирования моральных и нравственных ценностей дошкольника. Курсовая работа нравственные ценности дошкольников

Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов детских учреждений и школы.

В психолого-педагогическом словаре Е.С. Рапоцевича : нравственность (мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.

Так же в словаре нравственное воспитание рассматривается как составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи:

* выработка нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п.

* внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознании каждого человека с тем, чтобы он смог сам направлять свои действия, а также участвовать в проведении регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки.

Вторая задача решается путём воспитания нравственности, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, устойчивых моральных качеств личности. Содержание процесса воспитания нравственности в том или ином обществе определяется его целями. Последние, обусловлены характером общественных отношений и соответствующей идеологией.

Определение нравственности даётся и в педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Каджаспирова :

* нравственность - это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиций, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д.

* нравственность - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет И.Ф. Харламов . Нравственность, образуется от слова "нравы". По - латыни нравы звучат как «морас» - мораль.

В.И. Логинова, П.Г. Саморукова рассматривают понятие «мораль» в прямом значении этого слова как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении - как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, трудолюбие, регулирующие индивидуальное поведение человека.

В.С. Мухина отмечает, что важнейшую роль в становлении нравственности у старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 4-5 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для старших дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателя.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров дают следующее определение «норме», норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. По мнению Г.Н. Эйсмонт-Швыдкой , отечественная педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

В ходе нравственного воспитания формируются нравственные ценности.

В психолого-педагогическом словаре Е.С. Рапацевича понятие «ценности» используется для истолкования объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.

В большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М. Прохорова , ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве - это кардинальные принципы педагогики.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой , понятие «ценность» определяется, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

И.Ф. Исаев в своем исследовании о педагогических ценностях обращает внимание на то, что категория ценности применяется к миру человека и обществу в целом. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события, так или иначе, значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

И.Ф. Исаев подчеркивает, что ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. Гуманизирующая роль творчества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реализацией только одной ценности. В силу того, что творчество есть открытие или создание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже "одноценностный" предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию этого мира.

Р.С. Буре отмечает, что в процессе формирования нравственных ценностей, у детей старшего дошкольного возраста, особую роль играет взрослый. Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил поведения, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения. И первая и вторая функция реализуются в двух формах: стихийно и целенаправленно.

С точки зрения С.А. Козловой , каждый взрослый к моменту его «встречи» с ребенком уже имеет довольно большой социально - нравственных опыт. В этом опыте соединяется то, что накопило человечество в виде культуры, традиций, быта, моральных ценностей и было осознанно и принято современным человеком. Общаясь со взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки. Но процесс формирования нравственных ценностей у дошкольников будет происходить лишь в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается нравственных ценностей.

В своей статье «о нравственном воспитании в педагогических концепциях» Л. Волобуева и Е. Авилова определили, что формирование нравственных ценностей - это процесс воспитания нравственного поведения и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования нравственных качеств необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к восприятию и осознанию нравственных ценностей, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к нравственным качествам у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить данные качества в определенных ситуациях.

Большое значение в процессе формирования нравственных ценностей, по мнению С.А. Козловой , играет эмоциональная активность дошкольников. Эмоциональная активность - это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях. Существенными показателями воздействия знаний на ребенка являются характер его поведения после занятия: вопросы, раздумья, стремление кому-то что-то пересказать, а также содержание его игр и изобразительной деятельности. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает его живым, позволяющим судить об отношении ребенка к полученным знаниям. Также необходимо использовать разнообразные методы и приемы, такие как: сюрпризный момент, элементы новизны, юмор, шутку.

Надежда Павлиновна Карачарова
Формирование духовно - нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми

Крылова Ольга Юрьевна

Практико-значимый проект

«Формирование духовно - нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми »

Актуальность темы заключается в том, что формирование духовно - нравственных ценностей дошкольника – одна из важнейших сторон развития личности ребенка. Объединение усилий детского сада и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. При нравственные качества

Цель : формирование духовно – нравственные ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми .

Задачи :

Изучение и анализ научно – методической литературы по .

Разработать технологию по формированию духовно – нравственных ценностей у дошкольников при взаимодействии со взрослыми .

Взаимодействие педагогов ДО с родителями по формированию духовно – нравственных ценностей у дошкольников .

Анализ, результативность проводимой работы в ходе проекта, перспективность.

I. Теоретическая значимость

В России в настоящее время реализуется государственная политика в области охраны прав ребенка, обеспечение максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребенка. В действующем российском законодательстве право родителей руководить ребенком закреплено в Семейном кодексе РФ, Законе РФ "Об образовании", Конституцией РФ. Родители несут ответственность за воспитание и развитие детей. Семья - один из ведущих определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию , но и на становление всей структуры личности. Ценностные ориентации , моральные принципы, внутренние жизненные установки человека закладывает семья. «Мать помни : ты – главный воспитатель и педагог» , - сказал В. А. Сухомлинский. Народная пословица гласит : «Один отец значит больше, чем сто учителей» . Государство большие надежды возлагает на систему образования в оказании помощи родителям в воспитании, развитии и обучении детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в формировании общей культуры личности детей на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей .

II. Практическая часть

2.1. Взаимодействие взрослого и ребенка

Детский сад – это уникальное место, где можно увидеть : выставки, музеи, снежные сказочные постройки, альпийские горки, цветущие клумбы, фруктовый сад и огород, поле, где колосится рожь, и даже погулять по экологической тропе в лесу, встретиться с лесными обитателями, послушать голоса птиц и подышать свежим воздухом . Доброжелательная атмосфера и психологический комфорт соответствует ДО.

Ежедневным, постоянным общением педагога и ребенка подготовим детей к совместным мероприятиям с родителями, обеспечим мотивацию по проблеме формирования духовно – нравственных ценностей у дошкольника . Способствуем накоплению представлений о добрых поступках, видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, задумываться над мотивами поступка. Используем в работе : беседы о реальных случаях из жизни на моральные темы, чтение художественных произведений с моральной оценкой поступков героев и сопереживания им, просмотр фрагментов мультфильмов и их обсуждение. Чтением художественной литературы расширяем у детей представления о добре и зле, гуманном отношении друг к другу, .

Разыгрываем социальные ситуации из жизни, проводим поведенческие тренинги, игровые приемы, с помощью которых создается мотивация оказания помощи тем, кто в ней нуждается, или проявление сопереживания героям в трудных ситуациях. Сюжетно – ролевые, народные игры формируют у детей положительные качества, ценностное отношение к моральной стороне поступков, развивают сопереживание как человеческое чувство. Дидактические игры на тему : «хорошо – плохо» , «добро – зло» , «угадай эмоцию» . Разыгрываем сценки сказок, вызывая желания подражать добрым поступкам. Слушаем музыку и свои впечатления передаем в рисунке. Уделяем внимание устному народному творчеству, в частности разучиванию и осмыслению мудрости пословиц. Формируем личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм.

Нравственность охватывает различные уровни взаимодействия отношение к себе , отношение к другим, положительное отношение к миру. Создание благоприятных условий для реализации проекта : обеспечивает эмоциональное благополучие детей; обеспечивает открытость дошкольного образования ; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

2.2. Этапы работы

I. Организационный этап (август)

Цель : собрать информацию , разработать технологию проекта.

Изучение и анализ научно - методической литературы

Подбор и систематизация материала

Календарно – тематическое планирование.

Наглядная пропаганда.

Привлечение внимания родителей.

Задача педагога привлечь родителя к сотрудничеству или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов. Индивидуальная работа с каждым родителем, наглядная пропаганда, беседы и консультации, родительские собрания имеют огромные возможности по освещению проблемы формирования у дошкольников духовно – нравственных ценностей . Родителей необходимо заинтересовать и привлечь к взаимодействию .

Планирование способствует эффективному усвоению духовно – нравственных ценностей дошкольником , предусматривает развитие, обучение и воспитание ребенка в течение всего пребывания в ДО.

Цель : внедрение эффективных форм работы .

Задачи : развивать у детей положительного отношения к миру, другим людям, самому себе; чувство собственного достоинства, веру в себя; активное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми ; сопереживать чувствам других, неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства; следовать социальным нормам поведения; овладевать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Сотрудничество детей и взрослых , признание ребенка полноценным участником образовательных отношений способствует формированию и развитию духовно – нравственных ценностей у дошкольника . В совместных мероприятиях дети включаются в активную деятельность и приобретают социальный опыт доброжелательного общения, следуют социальным нормам поведения, проявлять свои чувства и нравственные качества , оценивают свои поступки и поступки других, ощущают свою неразрывность с окружающим миром. Содержательный этап проекта предполагает два направления деятельности : взаимодействие взрослого и ребенка , режимные моменты.

Взаимодействие педагогов , родителей, детей. Важным условием формирования духовно – нравственных ценностей является тесная взаимосвязь с родителями . Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей – социальный опыт нравственного взаимодействия : выпуск газет, выставки совместного творчества, оформление групп , экскурсии, КВН, семейные конкурсы, благоустройство ДО и территории, концерты, праздники.

Режимные моменты. Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что, как и в семье, так и детском саду есть взрослые , которые любят их. Формируем у детей чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения , показываем нравственные отношения между людьми во время режимных моментов.

Создали центры : «Живая природа» , «Быт и традиции Подолья» .

Формируем представления детей о родном крае, о родном городе. Прививаем любовь к родным местам, вызываем чувство гордости за своих земляков. Способствуем накоплению представлений о добрых поступках, гуманном отношении друг к другу, нравственных качествах человека . Проводим тематические экскурсии «Мой родной Подольск» .

Взаимодействие взрослых и детей . Мероприятия, посвященные 9 Мая : встреча с ветераном Великой Отечественной войны Зубакиным Д. И., экскурсия к памятнику Подольских курсантов с возложением цветов, концерт в Центральном архиве Министерства обороны. Вызываем у детей чувство уважения, благодарности участникам войны, опираясь на конкретные факты, помогаем осознать понятие любовь к Отечеству. Способствуем обогащению личности , приобретению социального опыта через взаимодействие взрослых и ребенка .

III. Результативный этап (май)

Цель : анализ и результативность проводимой работы в ходе проекта, перспективность.

Положительная динамики в социально-коммуникативном развитии детей Обогащение личности дошкольника духовно – нравственными ценностями . Взаимодействие с родителями по принципам доброжелательности, взаимопонимания , доверия.

Перспективность : содержание работы может быть использовано педагогами дошкольных организаций .

Заключение

В результате проведенного анализа научно – методической литературы и нормативно – правовых документов, практической деятельности можем сделать выводы.

Формирование духовно - нравственных ценностей дошкольника – одна из важнейших сторон развития личности ребенка.

Объединение усилий детского сада и семьи для развития личности.

При взаимодействии ребенка с взрослыми и сверстниками в совместных мероприятиях дети включаются в активную деятельность и приобретают социальный опыт доброжелательного общения, следуют социальным нормам поведения, проявлять свои чувства и нравственные качества , оценивают свои поступки и поступки других, ощущают свою неразрывность с окружающим миром.

Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, чувством собственного достоинства уверенности в себе.

Список использованной литературы :

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013гю № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ». http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

2. Дурова, Н. В. Очень важный разговор. [Текст] Н. В. Дурова. – М., 2009.

3. Козлова, С. А. «Я - человек. Программа социального развития ребенка» .[Текст] С. А. Козлова. - М., 2005.

4. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? [Текст]

Л. И. Кондрыкинская. – М., 2004.

5. Данилина, Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. [Текст] Г. Н. Данилина. – М., 2003.

Творческая работа

«Формирование нравственных ценностей

у детей дошкольного возраста»

Сироткина Людмила Павловна,

воспитатель МДОУ д/с «Теремок»,

д. Каменное Нижегородской обл.

1. Значение нравственных ценностей.

2. Обследование детей (методы наблюдения Я. Л. Коломинского.)

3. Педагогический проект « Мир доброты»:

4.1. Актуальность;

4.2. Подготовительный этап:

4.3. Работа с родителями;

4.4. Работа с детьми;

4.5. Основной этап;

4.6. Заключительный этап.

Значение нравственных ценностей

На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственной личности. Факт этот обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей. Определим систему нравственных ценностей, на которые следует ориентировать детей. Высшая общечеловеческая ценность — личность человека, его неповторимость, индивидуальность, систему нравственных ценностей ориентируется на благо человека — на жертвенную и деятельную любовь к людям, мир, свободу, истину, совесть, на семью и труд. Нравственные ценности тесно связаны с нравственными качествами. Нам представляется: нравственная ценность – жертвенная и деятельная любовь к людям — требует воспитания таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».

Обследование детей (методы наблюдения Я. Л. Коломинского)

Для начала я решила определить знания и умения нравственной культуры поведения у детей моей старшей — подготовительной группы: (10 человек).

Исследование осуществлялось поэтапно. Детям было предложено шесть заданий (использовала отдельные методы наблюдения Я.Л. Коломенского)

1) Задание: Для чего на кухне кастрюля?

Варить – 5 чел.

Чтобы готовить – 2 чел.

Варить еду – 2 чел.

Варить кашу – 1 чел.

Для чего нужна рукавица на кухне?

Чтоб из печки пироги доставать -2 чел.

Чтобы не обжечься -1 чел.

Чтобы не испачкаться -3 чел.

Какая рукавица -4 чел.

Дети не сказали ни одного слова нравственного значения, только их функции.

2) Задание: Для кого нужен фартук на кухне?

Чтобы не испачкать одежду- 7 чел.

Чтобы мыть посуду- 2 чел.

Когда пекут пироги- 1 чел.

Картинки были расположены рядом, чтобы подсказать, что все эти принадлежности нужны кому-то одному, чтобы готовить обед для своих родных — забота о ближних.

3) Задание: Вспомнить и определить имена сказочных героев по картинке и обозначить: кто из них радостный, а кто скучающий?

а): Василиса Прекрасная:

её не знают-2 чел.

Алёнушка-1 чел.

Красивая- 6 чел.

б): О Кощее бессмертном сказали:

Кощей бессмертный- 3 чел.

Не знаю -2 чел.

Волшебник- 1 чел.

Старик-4 чел.

Что он грустный-1 чел.

Злой-2 чел.

Плохой-7 чел.

В этих ответах упоминается отдельные нравственные качества: хорошо — плохо, добро-зло.

4) Задание: Раскрасить на картинке «Пушистика» у которого настроение как у тебя? (Выявляется характер эмоций и их мотив).

Результаты:

Красивое- 3 чел.

Хорошее –2чел. (мне дали поиграть машинкой);

Просто так-3 чел.

Весёлое-3 чел.(завтра праздник в детском саду)

Часть детей, обозначив своё настроение не сумели его мотивировать. Цвет выбирали сами, используя все основные цвета.

5) Задание: Как будешь угощать и развлекать своих гостей?

Сладости-5 чел.

Картошкой-1 чел.

Лимонад-2 чел.

Торт с чаем- 2 чел.

Чем-то -1 чел.

Буду играть -3 чел.

Смотреть телевизор – 2 чел.

Танцевать – 2 чел.

Покажу игрушки- 3 чел.

Вывод: многие ребята знают о гостеприимстве.

6) задание «Нарисуй семью» (положение ребенка в семье и его переживания, связанные с семейными отношениями).

На вопрос: Кто нарисован?

Нарисовали всю семью- 7 чел.

Не справился- 1 чел.

Нарисовали только себя-2 чел.

На вопрос: Люди веселые или грустные на рисунке?

Не знают-5 чел.

Радостные – 2 чел.

Хорошие – 3 чел.

Я провела игру «Волшебное слово», где произносят волшебные слова. Она помогла установить характер детских взаимоотношений и норм поведения в соответствующих ситуациях.

В процессе наблюдения за поведением и выявлением содержания отношений к себе и другим с учетом проявления справедливости, уважительного отношения, проявления искренности позволило выявить и распределить детей по уровню сформированности позитивного поведения:

— дети высокого уровня (20%) проявляли доброжелательное отношение к себе и другим; по своему желанию оказывали помощь сверстникам;

— дети среднего уровня(20%) оказывали помощь только после просьбы;

Дети низкого уровня(60%) при успехе и неудачах сверстников проявляли равнодушие.

В ходе обследования я сделала вывод:

Усилить работу над формированием таких качеств как доброжелательность, заботливость, трудолюбие;

Умение отстаивать свое мнение.

Поэтому совместная образовательная деятельность должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Разработав проект «Мир доброты», в котором целью является:

— формирование представлений о нравственных ценностях, нравственных качествах, адекватное эмоциональное отношение, адекватное нравственное поведение.

Целенаправленная работа по развитию нравственных ценностных ориентаций привела к значительному увеличению количества детей, научившихся проявлять лучшие нравственные качества с 40% до 70%. Дети с низким уровнем нравственной воспитанности перешли на средний уровень, а дети со средним – на высокий.

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей.

Педагогический проект

«Мир доброты»

«Сосуд не теряет своего запаха,

дурного или хорошего,

которым он напитался:

таково и воспитание детей!

Поэтому необходимо с детства

приучать их к доброму»

(Святитель Дмитрий Ростовский)

I Этап

В современном обществе в связи с изменениями социально – экономической ситуации наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение: люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием взаимопонимания и терпимости к недостаткам. Нежелание оказывать помощь бескорыстно обусловило необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, принимает решения и совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях.

Цели проекта:

Содействовать становлению нравственного компонента личности ребенка; совершенствовать умения смотреть на мир сквозь призму нравственных ценностей.

Формировать представления о нравственных ценностях, нравственных качествах, адекватное эмоциональное отношение и нравственное поведение.

Время проведения: сентябрь-май

Участники: дети старшей и подготовительной к школе групп, воспитатель, музыкальный руководитель и родители.

Подготовительный этап:

Работа с родителями:

Цели:

— заинтересовать родителей проектом;

— дать представление о том, как можно в нем участвовать;

— направить на совместную творческую деятельность с детьми;

Родительское собрание: «Доброта спасет мир»

Консультации: «Воспитание культуры поведения у дошкольников», «Общие правила нравственности»

Сбор фотографий: «Моя семья».

Работа с детьми:

Цели:

формирование у детей представлений о нравственных ценностях;

— воспитание гуманных чувств.

Задачи:

— познакомить с понятиями: доброжелательность, терпимость, честность, правдивость, заботливость;

— уточнить знания о трудолюбии, человеколюбии, совестливости.

Непосредственная деятельность с детьми:

Познавательные беседы:

«Я – человек»

«Мои чувства»

«Моя семья»

«Что такое дружба»

«Я люблю всех людей»

«Любовь творит чудеса»

«Доброта. Наши добрые мысли»

«Добрые мысли, слова и поступки»

«Что такое совесть»

«Учимся слушать совесть»

«Мир в нашем доме»

«Честный человек и его поступки»

«Что такое истина»

«Уважение и самоуважение»

«Трудолюбивый человек»

«Трудолюбие»

Рассматривание иллюстраций:

«Мои мама и папа»

«Профессии разные важны»

«Что такое хорошо, что такое плохо»

Разучивание песен:

«Улыбка» М. Шаинский

«К нам гости пришли»

«Если добрый ты» М. Пляцковский

Просмотр мультфильмов:

«Крошка Енот»

«Приключение Кота Леопольда»

Основной этап

Цель: формировать умение планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

Задачи:

— формирование нравственных ценностей на примере анализа конкретных ситуаций и поступков;

— развивать умение употреблять слова, отражающие нравственные принципы;

— развивать умение использовать правила нравственного поведения.

Образовательная деятельность с детьми:

Чтение рассказов:

«Три поросенка» С. Михалкова

Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»

«Это я виноват» (из книги Л.П. Успенской «Учусь говорить правильно»)

Отрывок из «Сказки с подробностями» Г. Остера

Т. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

Б. Заходер « Хрюк на елке»

В. Сухомлинский «Как Белочка Дятла спасла»

Ч. Янчарский «Простая мысль»

И. Турчина «Дружба»

Индийская сказка « Ссора птиц»

Чтение стихотворений:

В. Маяковский « Конь-огонь»

Я.Полонский «Вот-те-на! Разбила чашку!…»

Н. Найденова «Мы всему научимся»

С.Маршак «Ежели вы вежливы»

Н. Юсупов «Простите»

М. Либин «Мамочка, прости меня»

Разучивание пословиц:

Нет большего позора — не выполнить договора.

Уговор дороже денег.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Сам себя губит, кто других не любит.

Кто ленится, тот не ценится.

Без труда нет добра.

Ленивые руки чужие труды любят.

Лениться да гулять — добра не видать.

Когда дружба врозь, работа на лад не пойдет.

Игры на закрепление вежливых слов и поступков:

«Кто больше»

«В стране вежливых»

«Выбери предмет. Какой добрый поступок можно совершить с их помощью»

« Мое имя»

«Что я люблю»

«Уникальность и неповторимость друг друга»

«Как я забочусь о близких»

«Мои друзья»

«Как сделать мир добрее»

«Стараемся беречь мир, быть терпеливыми, прощать»

«Я уважаю людей»

«Труд украшает человека»

Экскурсии:

В Каменский ФАП (труд фельдшера и его забота о здоровье больных);

В Каменскую библиотеку (рассматривание книжной выставки «В мире добра и трудолюбия».

Заключительный этап:

Цель: развивать у детей желание выразить в речи, продуктивной деятельности: рисовании, лепке, конструировании и музыкальной деятельности полученные знания о нравственных ценностях:

Изготовление коллективной работы «Добрые наши дела»

Акция «Доброе дело» (изготовление кормушки для птиц совместно с родителями)

Изготовление открыток и сувениров для своих родных к праздникам;

Составление генеалогического дерева;

Рисование:

«Моя семья»

«Кем я хочу стать

«Настоящий друг»

«Герои любимых сказок»

Дидактическое упражнение «Какой добрый поступок можно совершить с их помощью»

Рассматривание иллюстраций «Что такое хорошо, что такое плохо»

Генеалогическое дерево семьи «Кузнецовых»

Чтение «Большая книга правил поведения детей»

Помощь младшим

Вот какие у нас кормушки

Очень любим мы трудиться

Инсценирование «Кто кого обидел первым»

Конкурс рисунков «Моя семья»

В данной работе ведутся рассуждения о проблемах нравственного воспитания современных детей. Кто и как пробуждает нравственные чувства у ребенка? Откуда возникает искреннее желание совершать хорошие поступки и дарить людям добро? Можно ли научить ребенка совершать добрые дела от души, а не ради корысти? Предлагаю поразмышлять....

«Детство – важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как

прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские

годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего

мира, - от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс. Воспитать - значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм и его питательные соли, физические и материальные вещества. В основе воспитания лежит правильное, гармоническое развитие чувств.

Нравственное воспитание опирается прежде всего на общечеловеческие ценности, которые сложились у людей за многие сотни лет существования человеческого общества и являлись едиными и общими для всех людей.

Общечеловеческие ценности - реальность. Все люди в целостном, взаимосвязанном мире. У всех единое, общечеловеческое начало, одна Земля и среда обитания, всем одинаково нужен чистый воздух, вода, земля, тепло и солнечный свет. В этом смысле у человеческого рода есть святое право на жизнь, право на существование, развитие на самоопределение. Многие забывают о том, что все мы живем в мире, который постоянно меняется. Но при всем этом нельзя забывать о том, что есть в мире “вещи”, которые, несмотря ни на что, остаются неизменными и являются общими для всех людей, живущих на земле. Во все времена людьми ценились честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, Родине, товарищество, доброта, принципиальность, а ложь, лицемерие, предательство, душевная черствость - считались качествами, недостойными “настоящих людей”.

На чем строить воспитание детей? Конечно же, на нравственных ценностях”. Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры, выработанными веками, пережившим не одно поколение людей и несущим в себе те нравственные устои, на которые должен ориентироваться в своей жизни каждый человек, являются одним из важнейших условий развития личности ребенка. Какие же наиболее важные качества хотим мы видеть в наших детях? Конечно же: вежливость, деликатность, скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, чувство такта, предупредительность. Качества эти построены на нравственных устоях, поэтому нравственные устои (доброта, честность, милосердие и т.д.) и должны стать опорой воспитателя.

В процессе воспитания необходим крепкий философско-этический фундамент.

Решить эту проблему станет возможным лишь тогда, когда приоритет в воспитании получит идея развития личности, богатой духовно и наполненной нравственно.

В воспитании нет идеальных готовых рецептов, могут быть общие базовые положения, определяющие степень общения педагога с детьми, ориентиры в работе, должны быть возможности различных вариантов организации детей.

Выстраивая свои взаимоотношения с детьми, взаимодействуя с ними, воспитателю необходимо знать психологические особенности своих воспитанников, некоторые механизмы психологических процессов. “Надо прежде всего понимать движения детского сердца”, - не раз говорил святой Иоанн Златоуст.

Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести, никогда не станет человеком и гражданином. А христианское воспитание учит, что одно из самых трудных задач в дошкольном воспитании, это и есть раскрытие совести. Человек без совести - язва общества.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства: или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (солидарность), к искусству (эстетические чувства). “У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств (справедливость, любовь к Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложные чувства”.

Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально - положительного отношения к окружающему. Ребенок эмоционально отзывчив на происходящее вокруг него, через эмоции и чувства у дошкольника формируются многие представления о различных явлениях окружающего мира. От того, какие эмоции воспитывает ребенок и какие чувства он переживает, зависит не только формирование у него представлений, но и желание действовать в сложившейся ситуации в соответствии с этими представлениями. Положительные эмоциональные состояния - это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут “послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения, ведь воспитание детей рискованное дело. Поступок, который родился из нравственного чувства и побуждения, впервые испытанного, входит в нравственный опыт ребенка и создаст основу для повторного проявления таких чувств в аналогичных обстоятельствах, т.е. должны учитываться мотивы нравственного поведения ребенка”.

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания. И как говорил А.С. Пушкин: “Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя.

“Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также отношение к нему самому, к его поступкам становиться для малышей как бы программой поведения. По образцу, данному взрослым, он строит и свои отношения с людьми” Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций.

Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. “Все педагоги нашего времени сходятся на том, что в деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же”.

Конечно, нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствия требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности дает желанные результаты, у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях. Но следует отметить, что требовательность как таковая, может быть возможна только с детьми в старшем дошкольном возрасте. А чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке. Нравственное поведение должно проявляться у ребенка по его сформированному внутреннему моральному устою, а не из-за страха или для похвалы.

Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановка вокруг него. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, готовность оказать помощь и т.д. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за начатое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, своих силах, он становиться более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили его радость.

Воспитание маленького ребенка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение со взрослыми и сверстниками.

Нравственные понятия, которые кроются за внешними формами поведения, постигаются им не сразу, поэтому представляет наибольшую сложность для педагога и родителей формирования у ребенка нравственных основ поведения.

Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, свидетелями и участниками которых они являются. Как отметил русский писатель и педагог А.Н. Острогорский, “Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатление ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы”.

Да, к сожалению семья часто и «отравляет» дух ребенка.

Перед взрослыми возникает задача упражнять детей не только в умении внешне выглядеть воспитанными, но и быть таковыми, иметь добрые человеческие проявления. Чтобы поступки личности соответствовали нормам человеческого общества, тем общечеловеческим нравственно-духовным положениям, определяющим нравственное поведение и поведение, ушедшее за границы нравственности, необходимо, чтобы эти общечеловеческие нравственно-духовные нормы были пережиты воспитанником, чтобы среда, в которой он живет, предполагала постоянную ориентацию личности на общечеловеческие ценности.

Проблема духовного развития личности, рост ее нравственного уровня остается актуальной для современных педагогов. События, происходящие вокруг нас, указывают на необходимость решения проблемы духовного и нравственного развития общества. Все это делает проблему формирования нравственных представлений у дошкольников актуальной и значимой в современном детском учреждении.

Воспитателям необходимо научить ребенка делать правильный нравственный выбор.

В достижении этих целей им могут помочь различные игры, игровые ситуации и задания, такие как .

- “Никогда не унывай”.

Цель : Научить детей по выражению лица определять настроение человека, формировать умение выражать сочувствие тому, кто в нем нуждается, а также улучшать настроение.

- «Помогиулучшить настроение».

Правила игры : Придумывать разные способы улучшения настроения.

- “Как поступить?”

Цель : Учить детей быть внимательными, заботливыми по отношению друг к другу, по-разному выражать добрые чувства.

- “Доброе слово в доме”.

Указания : Дети садятся полукругом, и каждый по очереди говорит, какими ласковыми его называют родители.

Цель : Выяснить отношения в семье.

- “Скажи доброе слово” или “Волшебный стул”.

Указания : Дети садятся полукругом и каждый по очереди говорит ребенку, сидящему напротив, любое доброе слово или комплимент.

Цель : Выявить отношение детей в группе, их нравственную сформированность и искренность.

Для более близкого знакомства с внутренним миром ребенка может помочь небольшое интервьюирование.

Какого человека можно назвать добрым?

Что значит совершить добрый поступок?

Что значит помочь другому человеку?

Как ты себе представляешь доброго человека?

Много ли ты сделал добрых поступков?

А также. метод неоконченного рассказа. Например:

Два мальчика жили в одном доме и давно дружили. Их звали Петя и Вася.

Однажды в тот дом поселился еще один мальчик - Коля. Тогда Петя перестал дружить с Васей и познакомился с Колей. Они вместе стали холить в школу, делать уроки, кататься на коньках. А Вася был один.

Но вот однажды Петя с Колей катались на коньках. Вдруг лед треснул... Петя стал тонуть. Коля сразу убежал. Но тут по берегу проходил Вася и увидел тонущего Петю...

И, конечно же, нам не обойтись без. чтения художественной литературы. Во многих известных нам произведениях ярко описаны примеры из детских игр, радостей и переживаний. Можно разобрать с детьми следующие произведения:

Катаев “Цветик - семицветик”.

А. Барто “Как Вовка стал взрослым”.

С. Маршак “Ежели вы вежливы”,

С. Михалков “Находка”.

И. Пивоварова “Вежливый ослик”.

П. Акин “Жадина”.

И. Махонина “Ромашка”.

В. Серова “Незабудки”.

Г. Ладонщиков “Выстрел в лесу”.

С. Погореловский “Попробуй - ка сам, и т.д.

Конечно, говоря о детях, пока еще рано говорить о формировании у них таких качеств, как честность, смелость, доброта и др. Однако то, что создается общением, не менее важно. Это - чувство эмоционального благополучия, теплоты и уюта в новом и незнакомом мире. Общество предлагает ребенку те или иные нормы требования. Дело за “малым”: заставить соблюдать их. А к этому пока есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнять ту или иную норму поведения, или принудить его. Первое предпочтительнее, но труднее. Ведь желание быть добрым, справедливым не осознается пока ребенком. Но стоит уточнить, что маленькие дети не способны к настоящему моральному поведению, но по той лишь причине, что им не достает умений высокоразвитого или абстрактного рассуждения. маленькие дети без всякого обучения заботятся о других.

И если взрослые допустят в воспитании ошибки, то ребенок может растерять все свои положительные качества. Или в лучшем случае по определенным причинам просто не пользоваться ими. И тогда взрослые начинают использовать в воспитании второй путь, насильно заставляя ребенка придерживаться нравственных качеств, что, естественно, в лучшем случае не приводит ни к чему.

Но все же, давайте остановимся на первом пути, где главная задача взрослых - направить чрезмерную детскую активность, энергию в нужное нам русло, т.е. научить жить по нравственным принципам. Но как раз это и составляет главную трудность.

Как воспитать основы нравственных чувств у дошкольников? Как привить к ним желание совершать нравственные поступки по собственному желанию, а не из-за какой-либо выгоды, или из страха перед нами, взрослыми.

Давайте рассмотрим некоторые аспекты семейного воспитания.

Английский философ Герберт Спенсер представлял семью как первичную единицу организованного общества. Так же как в обществе для прогресса цивилизации и дальнейшего развития культуры необходимы законы, так и внутри семьи было бы естественно определить ее функции и структуру. В управлении семейными делами следует достичь уравновешенности и установить в доме равенство и справедливость. Тогда дети придут к пониманию истинного значения дисциплины и порядка, ответственности и защищенности прав человека. Без этого фундамент, закладываемый в обучении детей, не может служить основой познания Божественных проявлений, действительных Учителей человечества.

В прошлом эта фундаментальная цель оказывала сильное влияние на нравственное воспитание детей и, несомненно, будет оказывать его в будущем, сея семена человечности и культуры в их сердца.

Со времен Платона и до наших дней мудрые высокообразованные люди, ученые и педагоги утверждали, что семья оказывает огромное влияние на психологическое становление детей, несет величайшую ответственность за развитие их умственных способностей, гармоничное духовное и физическое развитие, воспитание в духе здоровых моральных принципов. Ведь о детях необходимо знать, заботиться, защищать, воспитывать их; в этом и заключается истинное милосердие к детям и родительский долг.

Книги о воспитании непрестанно напоминают родителям о том, что если они заботятся о здоровье детей, вкладывают душу и сердце в их физическое развитие, то всегда можно надеяться на то, что дети будут защищены от вредного влияния окружающей среды. То же самое можно сказать о развитии нравственных способностей и о морали. Если в человеке не будет развита духовность, останутся в зачаточном состоянии свойственные гармоничной личности совершенства, то, даже будучи выращенным в комфорте и богатстве, физически крепким и искусным в науках и ремеслах, он не принесет в наш мир ничего хорошего, за что ему было бы благодарно человечество.

“Приходится признать, что по разным причинам мы порой совершаем в воспитании детей ошибки, как мелкие, так и крупные. Только одни из нас осознают свои промахи и пытаются по возможности исправить их, другие, загипнотизированные собственной непогрешимостью, категорически отвергают мысль, что могут поступить неправильно”.

Русский педагог, врач, специалист в области изучения детского характера П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребенка в семье.

1. Если родители не обращают внимание на детей, унижают их, игнорируют их потребности, не считаются с ними, не прикладывают ни малейших усилий к их воспитанию и обучению, то в таких семьях дети вырастают лицемерными и лживыми, у них часто наблюдаются невысокий интеллект или задержки умственного и нравственного развития.

2. Если родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства, то дети вырастут эгоистичными, поверхностными. Позиция чрезмерного восхищения может сформировать у ребенка при полном отсутствии самобытности излишнюю самоуверенность, высокое мнение о своей личности.

3. В тех же семьях, где царят покой и счастье, где отношения между родителями гармоничны, строятся на основе искренней любви и уважения, дети, достигнув зрелости, отличаются добросердечием и глубиной мышления. Они постоянно стремятся к учению, к овладению знаниями.

4. Когда родители постоянно недовольны ребенком, критикуют и порицают его, считают во всем виноватым, ребенок в ответ на такое отношение начинает совершать дерзкие поступки, проявлять непослушание. В глубине его сердца всегда живет гнев и обида, он растет раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5. Если родители чрезмерно балуют и оберегают ребенка, удовлетворяют каждую прихоть, обращаются как с младенцем, не считаясь с его возрастом, препятствуют самостоятельности (например, не дают ему самому даже надевать ботинки), то они тем самым ограничивают всю его активность. Дети растут ленивыми, социально незрелыми, не способными взглянуть в лицо реальной жизни.

6. Если финансовые трудности не влияют на позицию родителей по отношению к детям, на проявление их любви, то дети вырастают трудолюбивыми, эмоционально спокойными, скромными. Но когда низкий уровень жизни отражается на семейном климате и из дома уходят любовь, родительская доброта, дети чувствуют себя несчастными, заброшенными, на будущее они смотрят пессимистически, с чувством разочарования и горя.

Психологическое развитие детей, нравственное становление, образцы поведения, социальные установки, контакты, принципы - все это базируется на структуре семейных отношений. Благосостояние общества, его прогресс или застой зависит от той позиции, которую занимают отцы и матери, от их слов, действий, заботы и внимания. Очевидно, что родителям, а особенно матерям, следует реализовать свою благородную обязанность и в полной мере ощущать ту ответственность, которая на них возложена. Какой бы поступок они не совершали, какое бы слово ни произносили, с кем бы не общались, какую бы проблему не решали, им всегда необходимо помнить о священном долге. Вступающий на этот путь путник должен запастись терпением, снисходительностью, стойкостью, непрестанно напрягать все свои силы и умножать знания.

Многие представители различных педагогических концепций стараются и прилагают много сил, чтобы вселить в детей с ранних лет страстное стремление к прекрасному, отвратить от уродства хаоса, противостоящего гармонии и порядку, воспитывать детей в соответствии с их природными способностями.

Главное очевидно - если родители фиксируют свое внимание на всех аспектах гармонии, то их дети наиболее полно воспримут идеал прекрасного.

Матерям и отцам следует пользоваться основным методом развития нравственности - устраивать в семье беседы. Сами беседы должны быть хорошо спланированы, а тема дискуссии каждый раз выбирается новая. Лучшего всего рассказывать: история о животных, басни, сказки и т.д., приводя примеры из жизни - все это дает информацию о мире, о нормах поведения, развивает особенности мышления и чувства детей.

В ребенке выработается сочувствие, отзывчивость, умение поставить себя на место другого человека, чтобы понять: то, что неприятно нам, неприятно ему. Обо всем этом педагогам непрестанно приходится напоминать родителям. Для этого необходимо проводить беседы, консультации, совместные досуги и конкурсы родителей и детей, вывешивать необходимую информацию на стендах, и многое-многое другое...

Идеальные отношения между людьми основываются на взаимном признании, что каждый человек - творец своей собственной жизни. Каждый признает и ценит внутренний субъективный мир другого и себя. Такие эмоции человека, как боль, конфликт, вина и др., составляют его внутренний опыт и поэтому также должны восприниматься доброжелательно.

Мы всегда должны проявлять чуткость, не вторгаться в жизнь других людей, не задевать их честь. Мы должны любить людей, относиться к их достоинству также бережно, как к своему собственному, т.к. только тогда мы можем быть достойными представителями человеческого рода. Эти качества называются человеческими совершенствованиями и моральными добродетелями. Все, кто такими чертами не обладает, никогда не выполнит свое предназначение как человеческого существа и может стать даже хуже животного, ибо животное никогда не совершит таких поступков, какие совершает безнравственный человек.

В трактовке процесса понимания мы используем многие находки Карла Роджерса. Он также подчеркивал, что понимание включает в себя не только проникновение в мысли, но и в чувства человека, умение смотреть на проблему с его позиции, умение встать на его место.

Мы видим, что нравственность во многом зависит от воспитания здоровой совести. По общему признанию воспитание детей и обучение их хорошим манерам с детства требует терпения и сил. Если бы эта задача была легкой, то мы не видели бы такого различия между культурными и некультурными людьми. Если бы поведение человека совершенствовалось со временем, с приобретением опыта, то не нужно было бы тратить на это столько сил, и люди росли бы, как деревья в лесу. Биологически человек, конечно, развивается сам по себе, но этого недостаточно. Развитие нравственных, духовных способностей целиком зависит от воспитания.

Список литературы:

1. П.М. Якобсон “Почему надо воспитывать чувства детей”.: М.“Просвещение”, 1964.:

2. В.Г. Нечаев и Т.А. Маркова “Нравственное воспитание в детском саду” М.: “Просвещение” 1984.

3. Л.Ф. Островская “Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника”, М.: “Просвещение” 1987.

4. В.А. Сухомлинский “О воспитании”, М.: “Политическая литература”, 1975.

5. Зденек Матейчек “Родители и дети”, М.: “Просвещение”, 1992.

6. Ада Делла Торре “Ошибки родителей”, М.: “Прогресс”, 1993.

Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда родители и воспитатели могут сделать значительный вклад в становление нравственных черт его характера, к тому же многочисленными ислледованиями было доказано, что в возрасте 4-6 лет при целенаправленном воспитании закладываются основы моральных качеств личности.

К первому походу в школу у ребенка уже вполне могут быть сформированы устойчивые формы поведения и отношение к окружающей действительности в соответствии с усвоенными им моральными нормами и правилами.

В силу психофизиологических особенностей дошкольников нравственное воспитание в ДОУ и семьях становится той базой, которая развивается на протяжении всей их жизни и становится мерилом поступков ребенка.

Ребенок в возрасте 4-6 лет от младшего возраста отличается высокой восприимчивостью к поступаемой извне информации и легкой обучаемостью, так как их нервная система пластична и способна активно реагировать на сигналы, поступающие из окружающей среды. Все что ребенок видит и слышит, поддается его осмыслению и осознанию, любые действия родителей или других близких взрослых поддаются тщательному анализу и по их шаблону в дальнейшем строится манера поведения ребенка. Однако отсутствие жизненного опыта, повышенная эмоциональность и необъективность мешают ребенку отличать хорошее от плохого и выбирать правильную манеру поведения и реакцию на складывающуюся ситуацию. Вот почему так важно, чтобы систематически осуществлялось нравственное воспитание в ДОУ и в семьях детей дошкольного возраста.

Особенности нравственного воспитания дошкольников

В процессе общения ребенка с родителями и другими взрослыми, вхожими в круг его общения, складывается первый опыт морального поведения дошкольника. Как известно, потребность в общении является наиболее важной социальной потребностью человека, а окружающие ребенка люди являются тем необходимым источником, который способен ее удовлетворить. Важной особенностью нравственного воспитания дошкольников является то, что содержание их общения с взрослыми должно быть педагогически ценным, только в этом случае оно сможет оказать нужное нравственное воздействие на ребенка.

Нравственное воспитание в ДОУ осуществляется в условиях детского общества, где для каждого ребенка формируется возможность углубления и накопления положительного опыта и взаимоотношений с детьми и взрослыми.

К основным задачам нравственного воспитания в ДОУ относятся такие, как:

  • Гуманные отношения между детьми и взрослыми посредством выполнения элементарных правил общежития, заботливого отношения к окружающим и близким людям, доброжелательности и отзывчивости;
  • Воспитание культуры поведения и трудолюбия;
  • Формирование коллективистических взаимоотношений детей;
  • Воспитание патриотической любви к родине.

Достижение выполнения вышеперечисленных задач позволяет педагогу влиять на сферу чувств детей, воспитывать у них привычки нравственного поведения, постепенно развивать способность к оценке и взаимооценке, а также формировать правильное представление о моральных качествах людей и явлений общественной жизни.

Вырабатывая у детей наиболее простые привычки посредством нравственного воспитания в ДОУ, воспитатель добивается осознанного и охотного выполнения ими социальных норм и правил поведения в обществе. В итоге, прививая наиболее простые положительные привычки у детей, работниками ДОУ осуществляется ценный вклад в нравственное развитие подопечных. С самых юных лет посредством нравственного воспитания в ДОУ у ребенка формируется способность к сопереживанию и умение, благодаря которому он может находить отзыв в своем внутреннем мире на печали и радости других людей. Родители вместе с воспитателями могут именно в этом возрасте научить ребенка преодолевать возникающие препятствия, нести ответственность за совершенные поступки, проявлению инициативы и, что очень важно, доводить начатые дела до конца.

Сказка как средство нравственного воспитания

Формирование нравственных ценностей, которые являются наиболее важным показателем целостности личности, довольно сложная задача. Любое общество напрямую заинтересовано в сохранении и передаче накопленного столетиями опыта, иначе его существование и развитие попросту становятся невозможными. Сохранение и передача этого опыта напрямую зависит от системы образования и воспитания, которая формируется в условиях социально-культурного развития этого общества и особенностей его мировоззрения. Для разрешения проблем развития общества необходимым действенным средством выступает сказка как средство нравственного воспитания подрастающего поколения.

Независимо от пола и возраста сказки имеют большое психологическое значение для детей, поскольку именно они способны ответить на ряд вопросов и проблем возникающих в детских умах. Читая вместе с ребенком сказки, родители видят, как просто малыш примеряет на себя роль положительных героев, будь то Иван-царевич или царевна-Лебедь, в то же время четко понимая, что сказка нереальна, но одновременно допуская, что события, происходящие в ней, могут иметь место и в реальной жизни.

Благодаря сказкам у малыша развивается тяга к добру и справедливости, склонность фантазировать и верить в чудеса. Помимо тяги к волшебному и необычному, также детскому воображению присуща потребность в подражании взрослым, которые кажутся малышу такими умными и ловкими. Именно в сказке ребенок может реализовать все свои неосознанные желания, победить всех злодеев и оказаться в волшебном мире.

Осуществляя нравственное воспитание в ДОУ, воспитатели используют сказки, с целью развития у детей таких понятий, как сострадание, человечность, вера в добро и справедливость.