Благоприятный климат в семье. Влияние психологического климата на семейные отношения

Психологический микроклимат семьи - важная составляющая, поскольку в семье человек проводит большую половину жизни. Сначала это отношения с родителями, затем с супругами, собственными детьми. Домашняя атмосфера влияет на всех членов семьи.

Виды психологического климата семьи

Главные функции семьи - поддержка, устранение стресса, любовь к ближним, желание прийти на помощь. Эмоции передаются вербально, невербально. Через эмоциональное состояние членов семьи мир воспринимается, как враждебная или доброжелательная сущность.

Нервная система - регулятор функций организма. Если она постоянно напряжена, это вызывает сбой в функциональности внутренних органов. Известно, что ОРВИ, ангина, проблемы щитовидной железы - последствия неблагоприятного семейного климата. Другими словами - человек не проговаривает проблемы, молча страдает, злится, ненавидит. Отрицательная энергия - реальное понятие, правда не видимое простым взглядом. Его ощущают люди, подвергшиеся критике, ущемлению свободы, насилию в детском возрасте. Такие проблемы тяжело устраняются у взрослых, поскольку становятся нормой, к которой организм привыкает.

Есть 2 вида психологического климата - благоприятный, неблагоприятный. Чтобы определить тип семьи по этому фактору, необходимо честно ответить на несколько вопросов:

  • как часто члены семьи проводят время вместе;
  • доставляет ли им удовольствие находиться нахождение дома;
  • учитывается ли мнение детей при решении текущих вопросов;
  • как родители и другие родственники - бабушки и дедушки - взаимодействуют со всеми остальными.

Если ответы положительные, атмосфера внутри семьи благоприятная. Если люди не знают ответа на вопрос или отвечают негативно, значит отношениям, собственному поведению нужно уделить внимание. К сожалению, такие статьи читают люди, интересующиеся психологическим климатом, старающиеся поддерживать его в положительной динамике.

Особенно опасен негативный опыт семейных отношений для растущего поколения. Дети, выросшие в неблагополучной среде, имеют психические отклонения, склонны к насилию, или наоборот - принимают позицию жертвы. Малыши чаще болеют, испытывают состояние тревожности. Это потенциальные клиенты психологов, психотерапевтов. Они строят отношения, напоминающие их собственные в детстве.

Основная ответственность за создание, поддержание психологического климата лежит на супругах. Родители должны обеспечить детям позитивные эмоции, поскольку эмоциональные события ложатся в основу будущей жизни: запомнившиеся моменты будут притягивать подобные события. Составляющие человеческого мозга:

  • неокортекс;
  • лимбическая система - эмоциональный мозг;
  • древний мозг - мозжечок.

Жизненные события программируются с детства - идет усиленное обучение мозга реагировать на события. Процесс возвращения к нормальной жизни длительный, требует постоянного внимания к мыслям, эмоциональному отклику. Если посвятить себе достаточно времени, можно избавиться от ненужного сковывающего страха, негативно действующего на личность, подавляющего волю.

Психологический климат как фактор роста

Ребенок испытывает потребность в личностном росте, особенно в 5–12 лет. Важно, чтобы примером служили отношения, основанные на доверии, дружбе, любви. Всестороннее развитие личности - это не пустая болтовня. Часто родители, не замечая потребностей ребенка, способствуют его деградации.

Здесь необходима серьезная помощь со стороны, поскольку в семье возникает отчуждение между родителями и детьми. Поскольку младшие члены зависимы финансово, они выплескивают недовольство через агрессию к взрослым, за что получают наказание. Получается, что семья не выполняет главной функции - снятия стресса, усталости. Некоторые члены семьи стараются реже бывать дома, избегают совместных мероприятий.

Личностный рост важен также для взрослых. Многие замечали, что проявленное терпение, сочувствие оказывают положительное влияние на личность человека, который смог это проявить.

Особенно важен психологический климат в семье с детьми, имеющими отклонения в развитии. Такие малыши особенно ярко реагируют на проблемные отношения. Они являются индикатором истинных чувств родителей. Если отношения до брака были неосознанными и легкомысленными, при рождении малыша они обостряются, нередко распадаются.

Дети с синдромом Дауна, аутизмом лучше развиваются, когда атмосфера в семье благоприятная. Мать получает достаточно внимания со стороны мужа, уверенно себя чувствует с ребенком, нуждающемся в большем количестве внимания, любви.

Важно, чтобы в процессе развития ребенок осознал свое место в жизни, возможности, перспективы. Некоторым детям необходимо создавать специальные искусственные условия, поскольку они духовно слабее, требуют мягкого подхода. Родители не могут обеспечить такое воспитание, если постоянно находятся в состоянии войны.

Вывод: завышенные требования необходимо предъявлять к себе. Не стесняться признать неправоту. Дети ценят открытую демократичную политику, берут пример, стараются подражать. Родитель становится авторитетом.

Социально-психологический семейный климат

Социально-психологический климат - качество отношений в группе людей. Оно может относиться к рабочим или семейным отношениям, поскольку семья - небольшая группа. Внутрисемейная атмосфера сказывается на дальнейшем умении человека вести себя неконфликтно на работе, в кругу друзей. По поведению отдельных личностей можно сказать об их отношениях с родителями.

Факторы, оказывающие влияние на формирование социально-психологического климата:

  • макросреда;
  • микросреда.

Макросреда - глобальные факторы, включающие:

  • экономик, степень развития государства;
  • общий уровень культуры в социуме;
  • отношения с людьми, не относящимися к данной группе;
  • уровень общественного сознания.

К микрофакторам относятся:

  • финансовый, социальный уровень семьи, группы;
  • характер деятельности - личная, рабочая;
  • распределение ролей по иерархии;
  • качество физических отношений в группе.

Психологический климат прямо влияет на социальное поведение людей.

Влияние психологического климата на отношения

На отношения влияют несколько факторов. Ученые выделили 5 основных характеристик личности, влияющих на отношения:

  1. Доброжелательность. Если супруг обладает этим качеством, он думает аналогично о супруге.
  2. Обязательность, особенно по отношению к женщине. В семейных отношениях удовлетворенность женщины важнее удовлетворенности мужчины. Обязательность говорит о надежности партнера.
  3. Открытость новым ощущениям. Если люди готовы меняться, это делает брак крепче, выносливее.
  4. Открытость общению. Экстраверты открыты, могут с энтузиазмом решать проблемы.
  5. Невротизм. Это отрицательный, но мощный фактор, способный влиять на внутрисемейные отношения. Человек при малейшем дисбалансе испытывает беспокойство, страх.

Много споров возникает из-за эмоциональной стабильности или нестабильности. Изучено множество пар, где партнеры были эмоционально нестабильны, но браки не распадались. Другая ситуация - один партнер стабилен, другой нет. Здесь есть нюансы: один обеспечивает эмоциональную поддержку другому, чем довольны обо партнера. Женская стабильность важнее мужской. Замечено, что женское разочарование отношениями чаще приводит к разрывам, чем мужское.

Улучшение обстановки

Психологический климат в семье - процесс, поддающийся изменению, коррекции, но для этого необходимо желание членов семьи. Обращаться за помощью к психологу, психотерапевту необходимо обоим партнерам.

Условия, которые должны соблюдаться:

  • Осознание целей, например - сохранение взаимной любви, воспитание детей, работа на финансовое благо семьи.
  • Понимание собственного места в группе. Для мужчины это финансовое обеспечение, для женщины - забота о детях. Необходимо учитывать, что созидание на благо группы должно начинаться с созидания личного пространства - собственные нереализованные планы негативно сказываются на обстановке, психологическом климате группы. Этот момент невербально передается участникам коллектива, они начинают испытывать негативные эмоции, не понимая их смысла.
  • Принятие общих норм и законов. Если личные нормы соответствуют групповым, пройти коррекцию легко. Если человек признает, что его нормы не находят удовлетворения в данной группе, нужно признать: группа обречена на расставание.
  • Общение между членами семьи.

Наиболее демократичной, полезной формой общения является сотрудничество. Конкуренция - не лучший способ наладить отношения внутри коллектива. Иногда процесс «лечения» семьи происходит длительно. Это происходит из-за недостаточной осознанности своего значения.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о некоторых способах, которые помогут быстро улучшить психологический климат в Вашей семье:

Семья является одним из важнейших институтов становления личности человека. В ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. Позже в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад и школа.

Психологический климат семьи – это устойчивый эмоциональный настрой, являющийся следствием семейной коммуникации. Он оказывает важное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Его создают члены семьи, и от их стараний зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Для благоприятного психологического климата характерны сплоченность и доброжелательность. В семьях с благоприятным психологическим климатом все относятся друг к другу с любовью, уважением и доверием. Когда в семье чувствуется тревожность, эмоциональный дискомфорт, это говорит о неблагоприятном психологическом семейном климате. Основное условие нормального психосоциального развития ребёнка - спокойная и доброжелательная обстановка, которая создается родителями их внимательным отношением к эмоциональным потребностям ребёнка, беседами с ним, наблюдением и поддержанием дисциплины. Под влиянием определенных ситуаций у детей могут появляться нарушения эмоциональной сферы или поведения, такие, как беспричинные страхи, нарушения сна и пр., которые носят временный характер. У детей с некоторыми особенностями они проявляются часто, и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут определяться как психические расстройства.

Внутрисемейные отношения и благоприятный психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка, который усваивает нормы поведения и отношений родителей. В соответствии с этими нормами дети начинают строить свои отношения с близкими людьми, а в дальнейшем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. В семьях, не имеющих единства в воспитании ребенка и нарушающих важные педагогические принципы уважения и требовательности к нему, создается почва для неправильного становления характера человека.

Исходя из этого, можно сказать, что в воспитании ребенка важную роль играет семейный климат и личный пример родителей. Немалое значение оказывают воспитательные методы и приемы, с помощью которых родители воздействуют на ребенка. Холодное эмоциональное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его и обедняет.

Дети нуждаются в поощрении, признании, или другой форме одобрения, если они поступают правильно, также как и в критике, несогласии, в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но не указывают на неправильные их действия, учатся всему более медленно, через множество своих ошибок. Следует помнить, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными, поэтому ребенка следует чаще поощрять, чем бранить. Любой успех ребенка надо похвалить и не заметить его неудач, которые случаются с ним редко.

Естественно, наказания никогда не должны ставить под вопрос любовь родителей. Физические наказания лучше не применять, т.к. это свидетельствует о бессилии родителей. Они вызывают в ребенке чувство унижения и стыда и не способствуют развитию самодисциплины. Дети, которых наказывают физически, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности лучше способствуют “психологические” наказания: если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, мы на него сердимся и т. п., то чувство вины, пробужденное нами в ребенке, будет являться сильным регулятором его поведения и в тот момент, когда ребенок остается без надзора родителей.

Основная задача родителей - создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием.

Проявление любви к ребенку:

Контакт глаз;

Говорить о любви;

Тактильный контакт,

Совместные занятия, помощь в его делах, внимание к его проблемам и т. д.

Правильное формирование психического мира человека возможно только при уверенности ребенка в родительской любви, на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. Дети, которые не получили того объёма любви, в котором они нуждались, не умеют переносить жизненных нагрузок и трудностей. Они реагируют на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые, благодаря эмоционально-комфортному семейному климату. Из этого можно сделать вывод: “трудный” ребёнок нуждается только в помощи – ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребёнка находятся в глубине его психики. Это на первый взгляд кажется, что он просто не слушается, а на самом деле причина иная. И, как правило, она является эмоциональной и не осознается ни взрослым, ни самим ребёнком. Следует вывод: такие причины необходимо знать.

Основные причины серьёзных нарушений поведения детей

1. Первая – борьба за внимание. Если ребёнок не получает нужного количества внимания, для его нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.

2. Вторая причина – борьба за самоутверждение, направленная против чрезмерной родительской власти и опеки. Если замечания и советы слишком часты, то ребёнок начинает противиться этому. Смысл такого поведения для ребёнка заключается в том, чтобы отстоять право самому решать свои дела, и показать, что он личность.

3. Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разные: разошлись мать с отцом, и в доме появился отчим. “Плохое” поведение в этом случае можно выразить так: “Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет плохо!..” Здесь необходимо и себя и детей учить отношению к обидам. Нам выбирать: обижаться, нанося тем самым вред своей личности или не обижаться, прощая обидчика.

4. Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Иногда случается так, что ребёнок переживает своё неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него могут возникнуть совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием этого явится запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе приводят к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное “смещение неблагополучия” происходит из-за низкой самооценки ребёнка. Из-за накопленных неудач и критики в свой адрес, он теряет уверенность в себе. Ребенок приходит к выводу: “Нечего стараться, всё равно ничего не получится.” Своим поведением он показывает: “Мне всё равно”, “И пусть плохой”.

Очень важно знать, что основа самооценки закладывается в самые первые годы жизни ребёнка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Ребенок начинает видеть себя таким, каким видят его другие.

Таким образом, любое нарушение поведения ребёнка – это сигнал о помощи. Своим поведением он нам говорит: “Мне плохо! Помогите мне!”

Внешне разные причины могут проявляться одинаково. Например, плохая учеба может быть связана: с желанием привлечь внимание, с нежеланием подчиняться чужой воле, с неуверенностью в своих силах. Для выявления истинной причины непослушания и плохого поведения необходимо обратить внимание на собственные чувства:

Если мы испытываем обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребёнка причинить её нам? Какая боль у него самого? Чем мы обидели его? Поняв причину, надо постараться её устранить.

Переживания родителей – являются своеобразным зеркалом скрытой эмоциональной проблемы ребёнка. Необходимо понять проблему своего ребёнка: с чем, против чего он “воевал”.

Помощь в каждом случае будет разная.

Если происходит борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребёнку свое положительное отношение к нему. Это могу быть совместные занятия, прогулки, посещения музеев, кинотеатров. Ребенок благодарностью отзовётся на это.

Если конфликтные ситуации являются борьбой за самоутверждение, то необходимо уменьшить свой контроль над делами ребёнка. Для детей важно накапливать свой опыт решений и даже неудач.

Важно понимать, что упрямство и своеволие ребёнка – это лишь раздражающая нас форма поведения и его желание начинать учиться жить своим “умом”.

Важно отметить, что наши старания наладить мир и дисциплину в семье потребуют от нас большого терпения. Нам надо переключать отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду и отчаяние) на конструктивные действия, т.е. менять себя. Это является единственным путем воспитания нашего любимого “трудного” ребёнка.

Определение “трудный” ребёнок показывает, как трудно ему достучаться до нас, а потом поверить нам, ведь мы первые показали свое недоверие ему. Мы должны понимать, что решение любой проблемы в воспитании необходимо начинать с себя: со своих отрицательных качеств и ошибок. Улучшая себя, мы улучшим и мир вокруг нас.

Динара Денисова
Психологический климат в семье

Все начинается с семьи .

Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно – психологического климата той семьи , в которой он живет. Семья – первичная ячейка общества, один из важнейших его социальных институтов. Именно в ней ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые и самые глубокие социальные идеалы, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение, именно там закладывается фундамент его гражданственности. Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.

Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки :

1. сплочённость,

2. возможность всестороннего развития личности каждого её члена,

3. высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу ,

4. чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье ,

5. ответственность.

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи . Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье . Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической , снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости , дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Почему важно говорить о взаимоотношениях в семье :

Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье , где уже установился или устанавливается психологический климат .

Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния.

Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры. Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка.

В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок получает информацию о себе - Я-Концепция, - где он принимает первое решение относительно себя и где начинается развиваться его социальная природа.

В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье .

Д. С. Макаренко, «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. - писал он. - Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия.

Только человек, предъявляющий высокие требования, прежде всего к самому себе, может надеяться, что его требования по отношению к другим будут восприниматься как правильные и справедливые. Вначале надо изменить свое поведение, а потом требовать этого от другого.

Детей учит то, что их окружает.

Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать;

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;

Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;

Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;

Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;

Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;

Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;

Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;

Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;

Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Семья в жизни человека . Кажется, нет человека, который бы не знал выражения: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Так начинается роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Что же стоит за ставшей классической фразой прошедшего непростой жизненный путь писателя и мудрого человека? Можно ли найти универсальный секрет семейного счастья?

Народная мудрость гласит: «Друзей мы выбираем, родственники же нам достаются». Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.

В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Сегодня даже весьма пожилые люди не сразу смогут объяснить, кто такой деверь, золовка, шурин, свояченица. Слова кажутся устаревшими, архаичными. Вероятно, так происходит потому, что связи семейные становятся менее прочными, сосредоточиваются в рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности.

В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось бы, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но увы... Далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.

Семья в современном обществе становится малой группой. Правда, малой группой особой.

Во-первых , это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональное чувство - любовь (сначала супружеская, затем родительская, сыновняя или дочерняя). Основанные на эмоциональной близости семейные отношения способствуют заботе о самых незащищенных членах общества. Недаром говорят, что гуманизм общества определяется положением в нем слабых - детей и стариков.

Во-вторых , в семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения. Недавно английские ученые-генетики установили, что однофамильцы произошли от общего предка. Вдумайтесь, в конечном счете все люди на Земле - родственники в каком-то поколении.

В-третьих , в семье осуществляется воспитание, т. е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Добрые семейные традиции - источник стабильности и гуманности общества.

Чем определяется психологический климат семьи . Понятие «психологический климат» возникло по аналогии с географическим климатом. Одному из современных психологов принадлежат такие слова: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера,- все эти скорее метафорические, чем строго научные, выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может [или] испытать внутреннюю удовлетворенность... или захиреть».

В семье как в малой группе у каждого участника отношений есть свои роли. Притом не всегда роли членов семьи (мать, отец, старший сын, младшая сестра и т. п.) совпадают с групповой ролью (лидер, «душа общества»; «мозговой центр», «козел отпущения» и др.). Часто в современной семье роль лидера принадлежит не отцу, как это было в патриархальной семье, а тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи.

Вдумайтесь, какой климат складывается в семье, где на повестке постоянно стоит вопрос: кто в доме хозяин? Так ли уж важен однозначный ответ? Может быть, стоит вместо него всегда помнить о моральной ответственности и почаще задавать себе вопрос: как помочь самым близким и родным людям? В атмосфере взаимной заботы вопрос о первенстве решится сам собой. Глава семьи тот, кто окружает заботой и вниманием нуждающихся в них.

Прежде всего психологический климат определяет самочувствие человека в семье (настроение, психологический комфорт). Это самочувствие зависит от отношений между членами семейного коллектива. Именно отношения заботы, внимания, сотрудничества делают семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительные отношения, безразличие делают климат резким, неприятным, тяжелым для существования в нем. Благоприятная семейная атмосфера несовместима с «законом джунглей», где властвует физическая сила и вражда. Резкие, враждебные, непримиримые отношения разрушают семейный уклад. При этом, конечно, страдают не только взрослые, но и прежде всего - дети.

В современной психологии семейных отношений выделяют три основных стиля семейных взаимоотношений: попустительский, авторитарный и демократический. Каждому из них соответствует свой климат.

Попустительский стиль отношений обычно проявляется в семье как отсутствие устойчивых, а то и вообще всяких отношений. В такой семье царит ледяная отстраненность, холодное отчуждение, безразличие к делам и чувствам другого. Такая семья лишь формально является чем-то целым, на деле же в ней все мертво и безжизненно, как в ледяной пустыне.

Два других стиля представляют собой своеобразную шкалу, где на одном полюсе бесцеремонный диктат, жестокость, черствость и агрессивность по отношению друг к другу, а на противоположном - подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств, сотрудничество. Вероятно, все согласятся с тем, что наилучший климат складывается ближе к демократическому полюсу.

В семейных отношениях выделяют еще их направленность. Так, во многих семьях преобладает направленность на деятельность - на деловую сторону жизни. Этот ориентир, оценка людей по их успехам в деятельности, может порождать крайне бездушных деловых людей, не думающих о чувствах близких. В таких семьях можно услышать: «Я все делаю, чтобы обеспечить благополучие, а остальное меня не касается». Детям в таких семьях иногда бывает трудно соответствовать завышенным ожиданиям родителей, для которых успехи детей - один из элементов жизненного успеха.

Иногда в семье уделяют слишком большое внимание взаимоотношениям с другими людьми. Чрезмерное увлечение такой направленностью приводит к излишней избирательности в общении и замыкании в тесный круг «своих». Дома в такой семье неуютно себя чувствуют не только посторонние, но и те из родственников, которые не соответствуют представлению «человек нашего круга».

Следующий вид направленности в семейных отношениях - на себя и самоудовлетворение - может в крайних случаях порождать отношения эгоизма, себялюбия, что несовместимо с семейным счастьем. Часто такие семьи переживают бури, штормы, заканчивающиеся гибелью семейного корабля.

Итак, психологический климат семьи представляет собой относительно устойчивый эмоциональный настрой. Он является результатом совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Для благоприятного психологического климата характерны сплоченность, доброжелательная требовательность друг к другу, чувство защищенности, гордость за принадлежность к семье. В семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому. Важное место в создании благоприятного климата принадлежит семейному укладу, традициям, общим духовным ценностям. Семья, как особая малая группа, основанная на родственных связях, предполагает особое внутрисемейное общение, в процессе которого семья реализует свои функции. Для общения в благоприятной семейной обстановке характерны естественность, сердечность, взаимозаинтересованность.

Неблагоприятный семейный климат ведет к напряженности, ссорам, конфликтам, дефициту положительных эмоций. Особенно страдают в такой обстановке младшие члены семьи. В самых тяжелых случаях такой климат ведет к распаду семьи.

Семейный долг . Тесные семейные связи с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определенных нравственных требований. Превращение этих требований в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим и есть нравственный долг.

Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция Российской Федерации прямо указывает на то, что «забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей» (ст. 38). Общество в лице государства берет на себя защиту семьи, материнства и детства, а от родителей требует выполнения их семейного долга. Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на заботу и внимание взрослых. Хотя семья - дело сугубо личное, но государству небезразлично, в каких условиях формируются его граждане, оно, предоставляя родительские права, одновременно определяет обязанность, гражданский долг родителей - заботиться о своих детях, создавать необходимые условия для их полноценного развития. Если же семья этих обязанностей не выполняет, в установленном законом порядке родители могут быть лишены своих прав.

При этом следует обратить внимание на то, что родители имеют равные права и обязанности в отношении детей. Закон не делает различий между мужчиной и женщиной в определении их гражданского долга заботиться о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении, выступать в их защиту во всех учреждениях. В этих правах и обязанностях реализуется долг родителей перед детьми.

Данные специальных исследований показывают, что удовлетворенность семейными отношениями современных россиян во многом зависит от взаимопонимания, взаимопомощи и взаимодействия супругов - родителей. Помимо прочего, в семье сегодняшней закладываются основы прочности и счастья семей будущих. Вспомним замечательные слова из сочинения немецкого гуманиста XV в. С. Бранта:

    Ребенок учится тому,
    Что видит у себя в дому:
    Родители пример ему...
    Коль видят нас и слышат дети,
    Мы за дела свои в ответе
    И за слова: легко толкнуть
    Детей на нехороший путь.
    Держи в приличии свой дом,
    Чтобы не каяться потом.

Понятие «семейный долг» не исчерпывается долгом родителей перед обществом и своими детьми. Честь требует возвращения долгов и в прямом, и в переносном значении этого слова. Дети также обязаны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми. Если вы рассчитываете на равное с другими членами семьи положение, то долг заботиться о семье, ее благополучии, быте, эмоциональной атмосфере лежит и на вас. Почаще стоит помнить о том, что семья - малая группа. В ней очень важны мелочи, которые могут сделать жизнь семьи невыносимой или, напротив, сгладить трудности и невзгоды, создать обстановку тепла и уюта, которые и ассоциируются у нас с понятием «отчий дом».

В заключение не откажем себе в удовольствии еще раз процитировать С. Бранта:

    Глупцов глупей, слепцов слепей
    Те, кто не воспитал детей
    В порядочности, в послушанье,
    Не проявив забот и тщанья...

    Основные понятия

  • Семья.

    Термины

  • Психологический климат, семейный долг.

Вопросы для самопроверки

  1. Какую роль семья играет в обществе?
  2. В чем заключаются основные функции семьи?
  3. Назовите роли, существующие в семье. Как они связаны с групповыми ролями?
  4. От чего зависит психологический климат в семье? Какие факторы (условия) он включает?
  5. Как вы понимаете, что такое семейный долг? Из чего он складывается?

Задания

  1. Нарисуйте генеалогическое древо своей семьи. В семейном альбоме найдите фотографии неизвестных вам лично родственников, расспросите о них своих родителей.
  2. Соберите семейные предания и легенды. Сделайте вывод, какой психологический климат отражают эти семейные истории.
  3. Припомните, какие семейные реликвии хранятся в вашей семье, кому они принадлежали, с какими событиями связаны.
  4. Прокомментируйте с точки зрения психологического климата в семье следующие строки С. Бранта:

      Тот, кто, прельстясь деньгами, в брак
      Вступить готовится,- дурак:
      Дождется ссор, скандалов, драк!

    Подберите пословицы и поговорки, которые по смыслу соответствуют данному фрагменту сочинения немецкого гуманиста «Корабль дураков».

  5. Составьте собственное толкование понятия «семейный долг», при необходимости обратитесь к словарям.

на отношение ребенка к алкоголю

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЩЕМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

Калимуллина Гульназира Махмутьяновна

Педагог-психолог гимназии

Семья – это очень важное, ответственное дело для человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение.

Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на мать или отца. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых.

Психологический климат в семье не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным, комфортно будет чувствовать себя ребенок дома или нет.

Так для благоприятного психологического климата в семье характерны:

    сплоченность в семье (Когда и муж, и жена смотрят в одном направлении),

    возможность всестороннего развития личности каждого ее члена,

    высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу,

    чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности (когда ребенок знает, что в семье его любят, радуются за его успехи в гимназии!!!),

    гордость за принадлежность к своей семье (успехи родителей на работе, ребенка в гимназии радуют всех членов семьи) ,

    ответственность за свою семью ( оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей) .

Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, понимание.

Психологический климат в семье

На психологическое состояние, развитие ребенка-школьника влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами семьи. Родители -первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Всевозможные ссоры, злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок в связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.

Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.

Поэтому родителям, прежде всего, необходимо воспитывать самих себя, правильно организовывать жизнь семьи, создавать высоконравственные внутрисемейные отношения, обеспечивающие здоровый микроклимат в семье. Любая семейная ссора, проблема, нарушающая эмоционально-нравственную атмосферу ребенка, влияет на него пагубно.
От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий здесь в гимназии: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Климат семьи зависит от наличия нравственных и социальных установок, душевного здоровья, общих интересов в семье. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, общественные и семейные праздники, совместный досуг и отдых, поэтому организация совместного досуга не только важное средство воспитания ребенка, но и средство укрепления семьи. В любых самых сложных и острых ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства подрастающего человека, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными и создать для него наилучший нравственный климат в семье.

Закончить свое выступление хочу притчей о Ходжа Насреддине

Одна женщина прослышала о том, что в их село приехал знаменитый Ходжа Насреддин. И решила она проверить – правду ли говорят о Ходже Насреддине, что он такой мудрый, задав ему каверзный вопрос, на который тот не сможет сразу найтись с ответом. Взяла в ладони живую бабочку, и решила, спрошу «Какая у меня в руках бабочка???» Если скажет «живая», то быстро раздавлю бабочку, если скажет «мертвая», то отпущу бабочку в небо.

- Ходжа, скажи, какая бабочка у меня в руках?

Ходжа Насреддин посмотрел на неё и сказал:

- Женщина, всё в твоих руках!!!

Уважаемые родители! Всё в ваших руках - Каким вырастет Ваш ребенок зависит от вас!