Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере великой отечественной войны. Военно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду доу Военно патриотическое воспитание детском саду

Соколова Анна Владимировна, воспитатель
МАДОУ №17 г.Алексеевка, Белгородская область

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Страна, где мы впервые вкусили сладость бытия, поля, холмы родные,

Родного неба милый свет, знакомые потоки, златые игры первых лет.

И первых лет уроки, что вашу прелесть заменит?

О, Родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя?

В. А. Жуковский

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими, желание сохранить, приумножить богатства страны.

Патриотические чувства надо прививать детям с дошкольного возраста. Детство - это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты и события .

С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Но в них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной .

Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических чувств происходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране .

Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того, чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников вносящих вклад в общее дело .

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от образовательной деятельности время.

В последнее время нравственно-патриотическому воспитанию хочется уделять больше внимания. Изучение педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений побудили нас к необходимости исследования темы по патриотическому воспитанию детей .

Работая с детьми по проблемам нравственно-патриотического воспитания можно сделать вывод о том, что у детей недостаточный уровень знания по патриотическому воспитанию.

Основными причинами являются достаточно низкий уровень патриотического сознания родителей, отсутствия понимания необходимости уделять должное внимание этому вопросу со стороны взрослых участвующих в воспитании ребёнка.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Продолжать работу по теме «Моя семья». Формировать у детей интерес к своей родословной.
  2. Расширить у детей интерес к родному городу, знать его достопримечательности.
  3. Расширить у детей представление о родной стране, президенте страны, о флаге, гербе, гимне.
  4. Углубить знания детей о Российской армии, родах войск. Прививать детям любовь к почётной обязанности - защищать Родину.
  5. Познакомить детей с народными традициями. Разучить русские народные игры, пословицы, стихи о Родине
  6. Расширять знания о различных профессиях, их значимости для общества.
  7. Привлечь внимание родителей к нравственно - патриотическому воспитанию детей.
  8. Расширить кругозор, внимание, мышление, интерес к происходящим событиям в стране и мире.

С целью расширения у детей полученных знаний, в группе была создана предметно-развивающая среда. Был оборудован уголок по нравственно-патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут свободно, самостоятельно рассматривать пособия:

Карта мира с изображением лесов, рек, морей, гор и различных животных населяющих леса России. Воспитывать у детей стремление беречь эти богатства и приумножать их, воспитывать чувство гордости за нашу страну.

Альбом «Наша Родина - Россия», где дети знакомятся с геральдикой и иллюстрации о малой Родине, Москве и России.

Альбомы «Наша Армия родная» - помогают детям закрепить представления о военных профессиях, о различных родах войск, военной технике.

У детей воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину. Также в этом4 уголке дети могут поближе познакомиться, закрепить знания о памятниках нашего города.

У детей необходимо воспитывать гордость за историческое прошлое своей страны, с целью патриотического воспитания, что вызывает у детей интерес к окружающему миру, любовь к малой Родине, России, к историческому прошлому.

Таким образом, рассматривая весь материал уголка нравственно - патриотического воспитания у детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность, любознательность и желание помочь товарищу. Наряду с этим, ведется систематическая работа по знакомству детей с родной страной, городом. Проводятся целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Работа по патриотическому воспитанию будет успешней, при условии активного взаимодействия с родителями. В настоящее время работа с родителями актуальна, требует большого такта и терпения, так как молодые семьи не считают вопросы воспитания патриотизма и гражданственности - важными. В связи с этим возникла проблема просвещения родителей по вопросам патриотического воспитания. Родители должны стать единомышленниками, помощниками воспитателя .

Необходимо проводить беседы с родителями, советовать родителям дома чаще общаться с ребёнком, рассматривать семейный альбом, сохранять в семьях традиции, которые передаются из поколения в поколения.

Таким образом, работу по патриотическому воспитанию следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что дает положительный результат в воспитании детей.

Среди родителей нужно проводить анкетирование, с целью выяснения их заинтересованности в совместном сотрудничестве с детским садом, а также затрагивать вопросы, каким они хотят видеть своего ребёнка в будущем. Таким образом, работу по нравственно-патриотическому воспитанию следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что даст положительный результат в воспитании детей.

Библиографический список

  1. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт. - сост. Александрова Е. Ю. и др. - Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. -СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. -528 с.
  3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2- е изд. , перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 1998 - 304 с. : ил.

Из опыта работы

«Патриотическое воспитание дошкольников

в процессе ознакомления с Великой Отечественной войной»

Соломина Наталья Леонидовна,

старший воспитатель МБДОУ № 28,

г. Глазов, Удмуртская Республика,

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, т.к. дошкольный возраст — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Задача патриотического воспитания имеет место во многих документах по дошкольному образованию, в частности:

— в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 3)

— в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (в разделе «Общие положения» п.1.6.)

Дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, и патриотические чувства у них проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства и должен воспитывать педагог у детей с самого раннего возраста. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Историческое прошлое без темы войны будет не полным представлением истории нашего государства. Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей.

К сожалению, чаще всего герои современных детей – это Человек из стали и Бэтмен. Современные дети знают о звездных войнах, суперменах и космических рейнджерах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Нужно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? Может быть, не стоит травмировать детскую психику? О войне нужно говорить — серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Основная цель нашей работы по патриотическому воспитанию – формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, к ветеранам войны, развитие осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.

Нами поставлены следующие задачи:

  • создать информационно–методическую базу по формированию у дошкольников системных представлений о ВОв;
  • создать в группах РППС, позволяющую детям окунуться в героическое прошлое своего народа;
  • убедить родителей в важности решения проблемы патриотического воспитания и установить сотрудничество по созданию условий, способствующих формированию у детей системных представлений о событиях ВОВ;
  • обеспечить взаимодействие ДОУ с социальными институтами города для качественного решения поставленных задач.

Таким образом, нами были определены 5 направлений деятельности по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с ВОв:

  1. Создать информационно–методическую базу.
  2. Создание развивающей предметно — пространственной среды
  3. Образовательная деятельность в процессе НОД и режимных моментов.
  4. Взаимодействие с семьями воспитанников.
  5. Взаимодействие с социумом.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самые эффективные факторы воспитания. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине у ребёнка. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит, прежде всего, самоопределение. Педагог должен знать, что целесообразно показать и рассказать детям о Вов, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.

Для разработки информационно-методической базы по ознакомлению дошкольников с ВОв были созданы творческие группы, включающие опытных, высококвалифицированных педагогов. Созданные методические разработки, идеи, передовой опыт работы педагогов, трудности и проблемы по реализации поставленных задач обсуждались в ходе педсоветов, семинаров-практикумов, консультаций и т.д. Разработанная система мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ВОв была представлена на научно – практическом семинаре «Достижения науки и практики в деятельность образовательной организации» в ГГПИ им. Короленко в марте 2017 г.

Конечно, патриотические чувства не могут возникнуть у детей после нескольких, даже очень удачных, занятий. Это результат длительного, систематичного и целенаправленного воздействия на ребенка через разные формы работы, а именно: НОД, культурно-досуговые мероприятия, тематическая неделя, проектная деятельность, музейная деятельность, поисковая деятельность, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеороликов, рассказы, беседы, конкурсы и т.д.

Занятия, посвященные событиям ВОВ, представляют собой не единичные мероприятия, а продуманный цикл, ненавязчиво погружающий детей в далекие для них времена. Например, в ходе занятий на тему «Моя семья» мы непременно говорим о ветеранах, об их трудном детстве и проявленном героизме в годы войны. В преддверии праздника 8 Марта проводим беседу «Женщина на войне». Бабушки воспитанников рассказывают детям о своих мамах, вспоминают их рассказы о том, как жилось в военное время, приносят с собой пожелтевшие фотографии, старые альбомы. Прочувствовать, какими качествами обладали воины–освободители, дети–герои, помогает музыка. Иоганн Себастьян Бах говорил: «Музыка выдувает из души пыль повседневной жизни». Через музыку можно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.

Но самый неизгладимый след в пытливых душах дошколят, их памяти, оставляет живое общение с ветеранами ВОв. Такие встречи побуждают мальчишек и девчонок с трепетом относиться к боевым наградам ветеранов, затаив дыхание слушать рассказы ветеранов о событиях далёкой войны.

Дети не всё умеют выразить словами, и тогда на помощь приходит воображение. Информация и впечатления, полученные детьми в процессе экскурсий, чтения и бесед, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекций, мини-музеев, выставок и экспозиций при активном участии педагогов ДОУ и родителей. В результате музейной и проектной деятельности в группах появились «уголки боевой славы», содержащие фотографии, письма, документы из семейных архивов, иллюстрации о войне. Появились мини-музеи «Военная техника», ««Мини музей хлеба». Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники имеют возможность не только рассмотреть книги и репродукции, но и познакомиться с подлинными предметами и вещами, поразмышлять.

Залог успеха всей нашей работы — хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие в реализации поставленных задач. Взаимодействие с родителями требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, порой не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Работа с родителями строится по 2 направлениям: повышение уровня педагогической компетентности и вовлечение родителей в образовательную деятельность с детьми по формированию системных представление о Вов.

Огромный вклад внесли родители в создание рукописной книги памяти «Мы помним героев!», содержащей рассказы детей и их родителей о членах семей — участниках войны, их героических судьбах, и фотоальбома «Дедушкина медаль».

Повышению качества образовательной деятельности с детьми по формированию системных представлений о ВОВ способствует взаимодействие с такими социальными институтами как библиотека «Зелёный мир», краеведческий музей, МБУК «Дом Дружбы народов», музей Боевой славы в полиции. Особый интерес у детей вызывают экскурсии в музеи боевой славы при МБОУ «СОШ № 12» и ММО МВД России «Глазовский». Дети знакомятся с военной техникой и оружием, с бытовыми условиями военнослужащих, особенностями службы в мирное время.

Время неумолимо бежит вперед, очень мало осталось ветеранов войны, непосредственных участников событий. Возраст и здоровье не позволяют им часто встречаться с детьми, самим рассказать о войне. Поэтому мы, старшее поколение, обязаны это сделать. Пока жива память о жертвенном подвиге нашего народа, о несгибаемой воле старших поколений, о мужестве и героизме защитников родной земли, мы будем единой семьей наследников Победы. Пусть для нас и наших детей истинная любовь к своей Родине будет самым главным ориентиром, а Великая Победа навсегда останется символом ратной доблести и духовного величия!

Федеральный Госстандарт одной из самых значительных сфер деятельности педагогов и психологов определяет патриотическое воспитание дошкольников. Подобный подход соответствует превалированию духовных ценностей над материальными.

Осознание себя не просто личностью, а гражданином России, ответственным по отношению к ней и готовым защитить ее, — одна из важнейших целей современного воспитания. Реализация ее начинается с детьми дошкольного возраста.

Своеобразие психики детей-дошкольников

Сознанию малышей характерна эмоциональная открытость, готовность к сопереживанию. Дети еще не имеют четких жизненных ориентиров, однако идет активный процесс их построения. Именно поэтому дошкольный возраст как никакой другой подходит для прививания ценности любви к Отечеству, имея целью воспитание основ гражданственности и патриотизма.

Любовь к своей стране — это чувство. Воспитатель работает с эмоционально-волевой сферой психики, оперирует впечатлениями, эмоциями. Патриотическое воспитание дошкольников предполагает целый спектр чувств в душах ребят.

Ребенок должен ощущать гордость за свою страну, понимать, что каждый человек достоин уважения. Малыш начинает чувствовать, что он не один, а за его спиной — великая история его Родины, к которой он должен относиться с безграничным пиететом.

Ощущение прекрасного, способность разглядеть и оценить красоту природы вокруг — тоже составляющая любви к Родине. На помощь воспитателям приходят прекрасные картины русских художников, запечатлевшие поистине волшебные пейзажи родного края. Кроме того, педагог обращает внимание детей на вид за окном или окружающую природу во время прогулки. Ребенок открыт новым впечатлениям, он обращает внимание на то, что раньше казалось ему повседневностью, открывает для себя красоту родного города.

Если же детский сад находится в городе, где нет возможности продемонстрировать природу рядом, то уход за помещением группы или участком на улице, посадка цветов и деревьев, забота о них могут преподноситься педагогом как вклад малышей в украшение города. Дети чувствуют, что именно с таких малых дел начинается настоящая любовь к Родине.

Семья как основа воспитания

Последовательность воспитательной работы заключается в том, что началом формирования нравственно-патриотических чувств является атмосфера в семье. Здоровые межличностные отношения внутри семьи — залог успешной воспитательной работы, особенно это характерно для патриотического воспитания. Ответственное и почтительное отношение детей к родителям — это первый шаг к осознанию личности себя как гражданина.

Патриотическое воспитание дошкольников берет начало из семьи. Именно поэтому рассказы старших, чтение детям книг о великих и героических событиях в истории России, фольклор в виде народных сказок, песен, пословиц и поговорок — особенный этап в формировании нравственно патриотических чувств у дошкольников. Ребенок понимает, что живет не просто в семье, а в обществе, у которого есть своя богатая история. Начинается процесс адаптации к социуму, и воспитание патриотизма — это его направление как часть общества. В дальнейшем элементы работы переносятся в стены детского сада, однако семья создает именно тот базис, на котором будет строиться дальнейшая система воспитания отношения к родной стране.

Задачи патриотического воспитания

Главная цель патриотического воспитания — формирование любви к Отечеству, ответственного отношения к людям и природе, установление крепкой взаимосвязи поколений.

ФГОС определяет следующие задачи патриотического воспитания дошкольников:

  • формирование ощущения гордости за свой народ;
  • воспитание пиетета к национальным культурным обычаям и традициям;
  • формирование толерантности к друзьям, родителям, взрослым людям, представителям других национальностей;
  • воспитание норм морали и нравственности, положительного отношения к окружающим, уважения к старшим, вежливости.

Следует понимать, что невозможна реализация одной из этих задач в отрыве от других. Системность и цельность в реализации всех этих задач обеспечит гармоничное развитие личности и приведет к достижению цели патриотического воспитания. Работа по решению проблем обязана быть целенаправленной и непрерывной.

Воспитатели и родители должны работать сообща, дети не должны слышать в детском саду одну точку зрения, а дома — другую. В таком случае патриотическое воспитание дошкольников не будет успешным, малыши оказываются перед противоречием, преодолеть которое не в силах.

Роль музыкальных средств в воспитании патриотизма

Музыка, как и любой другой вид искусства, воздействует преимущественно на душу человека, оставляет впечатления, которые он переживает, заставляет чувствовать, испытывать сильные эмоции.

Именно поэтому роль музыки в патриотическом воспитании так велика. Как правило, на занятиях воспитатели используют ценные в плане воспитания произведения.

Восприятие окружающего мира дошкольниками является эмоциональным, и именно оно становится основой для нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки. Если произведения находят у малышей отклик и понимание, то следует говорить об успешном ходе воспитания.

Психологи установили, что любому человеку характерны глубинные чувства любви к Родине, к ее истории и культуре. На этих чувствах и строится патриотическое воспитание дошкольников. Кроме того, воспитательный эффект оказывает и социально-культурное окружение, в котором пребывает человек. Музыка является ярким проявлением национальной культуры.

Часто воспитатели на занятиях обращаются не к авторской, а к народной музыке, а также произведениям композиторов, часто использовавшим народные мотивы, например П.И. Чайковский, И.И. Глинка, С.С. Прокофьев. Это происходит из-за того, что именно народная музыка может наиболее полно выразить культуру и быт предков. Кроме того, она имеет несложную мелодию и простые слова, которые дети могут запомнить и петь вместе.

Военно-патриотическое воспитание дошкольников

Главная цель военно-патриотического воспитания дошкольников — пробуждение у них увлечения историей России, родного края.

В ходе беседы, обычно рассказывается о Второй Мировой войне, о судьбе родного края и его жителей, о знаменитых героях и судьбоносных событиях. В семье родители повествуют детям о жизни прадедушек и прабабушек в военные годы, показывают фотографии, водят в краеведческие музеи.

Дети чувствуют преемственность поколений, ощущают себя наследниками большой страны с богатой историей, начинают интересоваться ею, стремятся познать ее через призму истории своей семьи.

Для претворения в жизнь программ по военно-патриотическому воспитанию существует множество форм организации деятельности малышей: чтение и обсуждение книг, ролевые игры, походы к памятникам или экскурсии, тематические выставки, встречи с ветеранами. Программы обязательно предполагают сотрудничество воспитателей и психологов с родителями, поскольку любовь к Родине невозможно развивать на пустом месте, если ребенок не знает истории своей семьи, кем были его предки. Поэтому в ходе выполнения программ родителям отводится важная роль.

Роль праздников в воспитании патриотизма

Широкие возможности для формирования интереса к истории России предоставляют праздники 23 февраля и 9 мая. Мероприятия, посвященные памятным датам, предполагают, что дети уже знают эти страницы истории России.

Поэтому при подготовке к торжествам педагог рассказывает малышам о Великой Отечественной войне, что такое армия, зачем она нужна. В саму программу Дня Защитника Отечества может входить сюжетно-ролевая игра.

Дети примеряют на себя роль солдат, героев, известных личностей, разыгрывают знаменитые события, что позволяет малышам лучше понять мотивы, чувства и эмоции людей.

Безграничное уважение к подвигам ветеранов, желание стать их достойными наследниками — эти чувства развиваются у малышей во время игры и подготовки к ней.
День Победы — праздник, во время которого каждый ощущает сильнейшую связь поколений, один из наиболее уважаемых праздников. В любой семье имеются свои традиции, связанные с 9 мая, свои истории о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. В День Победы ребенок находится в уникальной атмосфере единения всех граждан страны, вспоминающих своих героев. Малыш получает информацию о предках, принимавших участие в обороне Родины, ощущает сопричастность к истории своей семьи и страны.

В дошкольных образовательных учреждениях ребята учат песни, посвященные Победе, читают стихи о Второй Мировой войне. Проводятся встречи с ветеранами, дети слушают их рассказы, дарят цветы и подарки.

Гражданско-патриотическое воспитание

Педагоги разделяют гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на несколько направлений:

  1. «Малыш и семья». В семье ребенок получает первичные знания об окружающем мире, культивируется уважительное отношение к его близким, узнает о профессиях родителей, истории семьи, традициях.
  2. «Детский сад». В детском саду с помощью различных форм организации деятельности ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, старшими, узнает об основных правилах вежливости. Дошкольник начинает бережно относиться к окружающей обстановке, стремится поддерживать в группе порядок. Именно при реализации этого компонента начинается активная социализация ребенка.
  3. «Родной город и родная страна». Малыши получают знания об истории родного города, о его достопримечательностях, известных людях. Постепенно сфера интереса расширяется, дети узнают о других городах России, о столице, педагоги рассказывают о символах родного города и страны, воспитывают уважительное к ним отношение. Ребенок осознает свою личную сопричастность к России, чувствует себя гражданином.
  4. «Родная культура». В процессе реализации компонента малыши приобретают знания о народном творчестве, рассказывают о ежедневном труде народа, о его истории, читают сказки. Дети посещают краеведческие музеи, участвуют в народных праздниках.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников предполагают развитие социальной солидарности.

Именно эти чувства позволят малышу гармонично развиваться и занять достойное положение в многонациональном и высокотехнологичном обществе.
Трудно переоценить важность воспитания любви к Родине. Другие положительные качества малыша развиваются именно в патриотическом ключе.

Актуальность патриотического воспитания

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — важнейшая задача современной педагогики. Россия пережила колоссальные изменения за последние 30 лет.

Изменились духовно-нравственные ориентиры, отношение к историческим событиям. Однако трудности этого времени не могут стать основанием для прекращения патриотического воспитания.
Патриотизм довольно близко стоит к политическим воззрениям, лояльности действующей власти. В ключе воспитания любви к Родине он не должен переходить в эти области.

Закон об Образовании определяет, что каждый гражданин России должен любить и уважать свою страну, испытывать к ней глубокую душевную привязанность и быть готовым отстаивать свои убеждения. Для воспитателей и родителей важно дифференцировать патриотические чувства и политические взгляды.

Лояльность или нелояльность действующей власти не должна иметь отношения к воспитанию чувства любви к Родине. Политика не может влиять на процесс воспитания. В противном случае патриотизм может быть воспринят детьми как нечто, разделяющее людей, а не объединяющее. Именно чувство близости всех граждан страны, ответственности друг за друга делает патриотизм таким важным качеством современной личности.

Готовность защищать свою семью и страну — самые важные составляющие любви к Родине.

У детей дошкольного возраста еще нет гражданской позиции и знания исторических фактов, личностные ориентиры только начали формироваться. Цель педагогов и родителей — нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, формирование ответственного отношения к Родине и окружающим. В ходе воспитания малыши становятся настоящими гражданами страны, готовыми защищать ее, гордиться ей, любить ее культуру, вносить свой вклад в ее процветание, а также с уважением относиться к другим странам и культурам. В этом и состоит патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Юлия Гурман
Военно-патриотическое воспитание

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА

Введение

Актуальность темы, мотивация ее выбора, соотнесение личного опыта по решению профессиональной проблемы с достижениями науки и практики.

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Исследования О. П. Радыновой, Е. П. Горловой, Н. Е. Щурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребёнка являются компоненты культуры или базовой личности ребёнка-дошкольника.

Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 ст. 1.4) . Следовательно, дошкольная образовательная организация, как начальный уровень системы образования РФ, должна решать задачи патриотического воспитания дошкольников .

Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Краткий философский словарь) .

Современный образовательный процесс готовит обучающегося к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны.

В концепции духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству) определен как базовая национальная ценность. В концепции патриотического воспитания граждан Самарской области выделены 4 направления патриотического воспитания , одним из которых является военно-патриотическое .

Тематический подход к построению образовательного процесса в ДОО позволяет использовать потенциал государственного праздника День Защитника Отечества как темообразующий фактор.

Это определило выбор темы итоговой работы.

Противоречия, их обусловленность педагогической практикой на современном этапе развития образования :

– дети старшего дошкольного возраста обладают некоторыми военно -патриотическими представлениями, но не реализуют их в своей деятельности;

– отсутствует системный подход к реализации регионального компонента (патриотическое воспитание ) в образовательном процессе ДОО.

Профессиональная проблема : какие содержание, формы и методы можно использовать для решения задач старших дошкольников в процессе реализации темы «Защитники Отечества» ?

Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы :

– определить доступное детям старшего дошкольного возраста содержание военно -патриотических представлений;

– создать культурно-образовательную среду в ДОО;

– повысить компетентность педагогов в решении задач, связанных с военно-патриотическим воспитанием дошкольников ;

– объединить усилия семьи и ДОО для решения задач военно-патриотического воспитания старших дошкольников.

МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (в условиях внедрения ФГОС ДО)

Компоненты моделей Модели организации воспитательно -образовательного процесса в логике ФГОС ДО

Совместная деятельность педагога и детей Условия для самостоятельной деятельности детей Сотрудничество

с родителями

ОД Режимные моменты

Целевой компонент 1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта

1.1 Познакомить детей с названиями родов войск В России

1.2 Расширить представление о военной технике

1.3. Познакомить с особенностями военной формы

2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта

2.1 Развить интерес к воинской службе

2.2 Знакомить детей с патриотическими художественными произведениями

3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий

3.1 Развивать умение в продуктивной деятельности отражать свои представления о Российской Армии

3.2 Различать форму различных родов войск

Тема : «Богатыри земли русской»

Тема : «Военная форма »

ОД 3 Художественно- эстетическое развитие (Музыка)

Тема :

«Будем Родины границы зорко охранять!»

1. ОРУ с булавами

2. Отгадывание литературных загадок «Былинные герои Руси» .

3. Д/и «Разведчики»

Прогулка

1. Эстафеты «Ловкий всадник»

2. Эстафета «Меткий стрелок»

1. Беседа о былинных богатырях

2. Рассматривание иллюстраций о русском воинстве

3. Чтение и разучивание стихов, былин о богатырях, подвижных игр

4. Рисование по теме : «Защитники Отечества»

5. Изготовление подарков для пап

6. Просмотр мультфильмов «Илья Муромец и Соловей Разбойник» , «Алеша Попович и Тугарин Змей»

7. Сюжетно -ролевая игра «Пилотка»

ОД «Музыка» :

Музыкальное сопровождение утренней гимнастики

Прогулка

1. Подвижная игра «Ловишка» .

2. Беседа «Кем служил мой папа?»

«Танки» ).

2. Просмотр мультфильма «Мальчиш-Кибальчиш»

Актуальная среда

Фотоальбом «Хочу стать как папа» ;

Сюжетные картинки по теме;

Размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Я - военный » ;

Детские песни об Армии;

Краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки.

Актуальная среда

ОД «Музыка» :

Песня «Три танкиста» с соответствующей иллюстрацией

1. Оформление фотоальбома : «Хочу стать как папа»

2. Оформление стендовой информации, поздравление с праздником.

4. Организация выставки детских работ по теме проекта.

5. «У нас в гостях папа-военный… .

Информация в родительский уголок :

«Растим будущего гражданина»

Технологический (процессуальный) компонент Ход

1. Беседа.

2. Построение, ходьба, бег.

3. ОРУ с булавами.

4. Эстафеты по отрядам.

5. Перестроение в колонну по одному и ходьба по кругу маршем.

1. Беседа о военной форме .

2. Просмотр презентации

3. Динамическая пауза

4. Задание – раскраска.

ОД 3 -«Музыка»

1. Художественное слово «Что мы Родиной зовём?» В. Степанова.

2. Слушание : «Три танкиста»

3. Артикуляционная гимнастика : «Катаем мячик» , «Накажем язычок»

4. Пение : «Бравые солдаты» А. Филиппенко

6. Игра на музыкальных инструментах : «На горе-то калина» р. н. м., обр. Ю. Чичкова

7. Музыкально-ритмические упражнения : «Марш» Ф. Надененко, упражнение «Сегодня салют» Д. Бабаджанян.

Формы организации

Методы и приемы

1. Беседа.

2. Дидактическая игра.

3. Упражнения

Прогулка

1. Подвижные игры.

2. Беседа.

1. Обсуждение пословиц и поговорок о семье.

2. Продуктивная деятельность (рисование) . 3. Просмотр мультфильмов.

4. Чтение.

5. Сюжетно-ролевая игра

Прогулка

1. Подвижная игра

1. Продуктивная деятельность (рисование «Танки» ).

2. Просмотр мультфильма «Мальчиш-Кибальчиш»

3. Чтение художественных произведений на соответствующую тему

Способы взаимодействия с материалами и атрибутами

Методы и приемы

Побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов;

Побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для сюжетно-ролевой игры;

Побуждение к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего) ;

Поощрение инициативы и активности детей. Формы и способы взаимодействия

Консультация

Стендовая информация

Участие в оформлении тематического альбома (предоставление фотографий пап и дедушек о службе в Армии)

Проведение совместного с родителями мероприятия, посвященного Дню Защитника Отечества

Результативный компонент

(возможные достижения ребенка) Проявление интереса к армии, уважение к защитникам Отечества.

Формирование у детей любви к Родине.

Формирование высоких нравственных личностных качеств : отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность

Закрепление некоторых представлений об истории нашей страны.

Расширение знакомого репертуара ребенка (знает и может исполнить песню о солдатах) .

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Кадровые условия : воспитатели старших возрастных групп, музыкальный работник, инструктор по физической культуре.

2. Научно-методические условия : «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ООП, рабочая программа музыкального работника, рабочая программа инструктора по физической культуре

3. Материально-технические условия : музыкальный центр, аудиодиски, репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри» ; карта России, книги о богатырях, звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова : флаг России, музыкальный центр, аудиодиски, воздушные шары (по числу детей, деревянные ложки, трещотки, маракасы, бубны, птичка-свистулька, колокольчики, шлем и кольчуга для Воеводы, кегли - булавы для выполнения ОРУ по количеству детей, магнитофон с дисками : «Богатырская наша сила» Добрынина, «Солдатушки, бравы-ребятушки» р. н. п., «Марш» ; для игр : 3 корзинки, 3 конуса, 3 «лошадки» на палочке, 3 кольцеброса, канат, 3 сабли, 3 обруча; кубики - для подсчета баллов; посылка, письмо, эмблемы, компьютер, интерактивная доска, военные головные уборы

4. Нормативно-правовые условия (нормативно-правовые документы : Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) ФГОС НОО, ФГОС ОО, ФГТ к структуре ООП ДО, ФГТ к условиям реализации ООП ДО, СанПиН и др.)

5. Информационные условия (источники лит-ры, интернет-ресурсы)

1. «Физическая культура в детском саду» Л. И. Пензулаева. Библиотека программы «От рождения до школы» 2013 г.

2. МОЕ ОТЕЧЕСТВО РОССИЯ! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И. В. [и др. ]. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.-232 с.

3. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников по средством приобщения к культурным ценностям родного города : Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Е. И. Русиной. - Тольятти, 2008. - 26 с

6. Организационные условия

Разработка конспектов ОД, сценария итогового мероприятия;

Разработка планов-конспектов форм работы с родителями;

Подбор мультфильмов об Армии;

Подбор музыкального сопровождения для музыкально-спортивного развлечения.

20.02.20

Цели: Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Создать положительное эмоциональное настроение у детей. 2. Дать знания о Родине, о флаге России. 3. Закрепить название родного города – Сыктывкар, Республика Коми. 4. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. 5. Развивать диалогическую речь, память, мышление, мелкую и общую моторику. 6. Развивать быстроту, ловкость, внимательность. 7. Воспитывать умение играть в коллективе. 8. Вызвать у детей разнообразные эмоциональные переживания: чувство радости, гордости, нежности, доброты.

Читать 10.02.20

Цели: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности. патриотов своей Родины.

Задачи: Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Прививать чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

Читать 30.01.20

Цели: Воспитывать уважение к памяти павших героев. Познакомить с героическими страницами истории города Ростова-на-Дону и воспитывать чувство патриотизма.

Задачи: - закреплять знания детей о Великой Отечественной войне; - воспитывать любовь к Родине; - познакомить детей с героическими поступками детей и подростков Донской земли во время войны.

Читать 06.02.20

Цели: воспитание патриотизма у дошкольников

Задачи: - формировать у детей представление о России как о родной стране; - формировать уважительное отношение к государственным символам; - закрепить названия народных промыслов; - воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Читать 11.02.20

Цели: Создание условий для формирования патриотических чувств и гражданской ответственности у дошкольников.

Задачи: - формирование духовно–нравственных отношений и чувства сопричастности к событиям далёких военных лет через семейные ценности; - воспитание любви и уважения к своей родине – России; традициям государства, общественно-значимым праздникам; - воспитание уважительного отношения к людям, прошедшим все тяготы войны, к детям военных лет, к воинам-освободителям, к труженикам тыла.

Читать 07.01.20

Цели: Создать у детей радостное праздничное настроение.

Задачи: 1. Закреплять представления: - о солдатах разных видов войск - о военной форме и головных уборах; - о военной технике. 2. Воспитывать умение работать в команде, согласовывать свои действия с правилами для достижения общего результата, чувство патриотизма, уважение к защитникам Отечества. 3. Развивать познавательный интерес и положительное отношение к службе в армии.

Читать 02.02.20

Цели: Воспитание патриотических чувств у детей

Задачи: Воспитывать чувство гордости за свою армию, вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. Развивать физические способности детей.

Читать 05.12.19

Цели: Цель мероприятия: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: Задачи мероприятия: сформировать у детей представления о блокаде Ленинграда и героизме его жителей; познакомить с музыкальными произведениями и поэтической литературой, посвященными блокадному городу; развивать навыки выразительного чтения; способствовать воспитанию уважительного отношения к памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцам и чувства гордости за своих земляков.

Читать 05.02.20

Цели: Создание условий обеспечивающих воспитание патриотических и нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:  Углубить исторические знания Великой Отечественной войне.  Сформировать чувство сопричастности к Российской истории.  Актуализировать интерес к сохранению живой памяти поколений.  Приобщить к духовным, гражданским, нравственным ценностям.  Воспитывать гордость за причисление себя к гражданам страны.

Читать 21.02.20

Цели: -формирование интереса к здоровому образу жизни

Задачи: 1. Развивать психофизические качества: выносливость, скорость, силу, сноровку, быстроту, координацию движений. 2. Воспитывать нравственные качества: патриотизм, инициативу, самостоятельность, сознательную дисциплину, взаимопомощь, дружбу.

Читать 24.01.20

Цели: формирование у детей патриотических качеств

Задачи: воспитание любви к Родине, ответственности, сопричастности, уважения к воинам-защитникам, нашим землякам.

Читать 21.02.20

Цели: Формировать у детей школьного и дошкольного возраста патриотические чувства, любовь и гордость за страну в которой мы живем.

Задачи: 1. Развивать любознательность посредством просмотра презентаций, фильмов о ВОВ. 2. Воспитывать гордость за свою страну. 3. Формировать уважение к старшему поколению и участникам ВОВ.

Читать 21.02.20

Цели: Воспитание нравственности и патриотизма детей дошкольного возраста

Задачи: воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории, сформировать у детей чувство сопричастности к российской истории и гордости за причисление себя к гражданам страны; воспитывать к дружелюбию и терпимости к товарищам.

Читать 21.02.20

Цели: гармонизация детско-родительских (семейных) отношений средствами физической культуры, в ходе совместных игровых действий.

Задачи: - развивать физические качества: гибкость, ловкость, быстроту, выносливость; - продолжать развивать активность детей через совместные выполнения игровых и соревновательных упражнений и игр с родителями; - развивать желание детей и родителей помогать друг другу при выполнении игровых заданий, игровых упражнений. - воспитывать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками и родителями.

Читать 23.12.19

Цели: Формировать познавательную активность, расширять знания о видах войск, знание пословиц об Армии.

Задачи: Привлечь детей к соревновательной деятельности с элементами спорта, подвижных игр. Развивать творческую активность, коммуникативные способности. Воспитание нравственных, патриотических качеств.

Читать 25.01.20

Цели: Воспитание патриотических чувств дошкольников.

Задачи: Формирование у детей эмоционально- положительного представления об армии, о значимости профессии военного. На примере пап, вызвать желание подражать военным в ловкости, смелости, храбрости. Доставить радость детям от совместной игры с родителями.

14.09.17

Цели: Цель: воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам, желание подражать им.

Задачи: приобщать детей к истокам русской народной культуры; воспитывать патриотические чувства. Формировать представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам. закреплять знания о названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря, расширение и обогащения словарного запаса детей.

«Путешествие в Русь Богатырскую»

Читать

Задачи: 1. Познакомить детей с патриотической игрой «Зарница», знакомить с воинскими специальностями, родами войск; 2. Развивать психофизические качества (выносливость, скорость, силу, сноровку, быстроту, координацию движений); 3. Воспитывать нравственные качества: патриотизм, инициативу, самостоятельность, сознательную дисциплину, взаимопомощь, дружбу.

в канун праздника День защитника Отечества мы провели для детей задорную спортивную игру «Зарница». Игра представляла собой комплекс соревновательных действий, похожих на военные учения.

Читать 18.09.17

Цели: патриотическое воспитание детей.

Задачи: знакомство с воинскими специальностями, родами войск; воспитание дошкольников в духе готовности к защите Родины; формирование товарищества и дружбы, коллективизма, воли, смелости, находчивости, выносливости.