Темы бесед с несовершеннолетней матерью. Примерная тематика бесед и лекций для родителей
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Могоеновская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю __________
Директор школы
Юрганова Е.Е.
План работы с неблагополучными семьями
на 2017 – 2018 учебный год
Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Ответственные |
|
Диагностика, выявление неблагополучных семей | Сентябрь, по необходимости в теч. года | ||
Составление карты неблагополучных семей. | Сентябрь, октябрь | Классные руководители, педагог-психолог |
|
Индивидуальная работа: посещение, составление акта | Постоянно | Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог |
|
Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей | Постоянно | Классные руководители, педагог-психолог |
|
Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы: Вредные привычки детей и родителей; Совместное проведение свободного времени; Личный пример родителей; Профилактика правонарушений; | 1 раз в четверть | Классные руководители, педагог-психолог |
|
Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей: Рейды по неблагополучным семьям. | Постоянно | Классные руководители, педагог-психолог |
|
Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями: Анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия; Тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семье; Тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации. | Постоянно | Классные руководители, педагог-психолог |
|
Подготовка волонтеров из числа учащихся для работы с детьми из неблагополучных семей | Постоянно | Педагог - психолог |
|
Привлечение родителей для организации мероприятий «Родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей. | Постоянно | Классные руководители |
|
Анализ работы за год | Педагог - психолог |
Темы индивидуальных бесед
Беседа «Как улучшить взаимоотношения в семье?»
Беседа «Почему мы не понимаем подростков?»
Беседа «Ваш ребенок впервые пришел домой пьяным».
Беседа «Как найти с ребенком общий язык».
Беседа «Как предотвратить интернет - зависимость».
Беседа «Психологическая обстановка в вашей семье».
Беседа «Семейное воспитание и его значение для ребенка».
Беседа «Воспитание в труде».
Беседа «О жестоком обращении с детьми».
Беседы с родителями.
Для родителей учащихся 2 класса.
Организация учебного труда школьника в процессе подготовки домашнего задания. Воспитание у детей интереса к чтению.
Роль личного примера родителей в воспитании у детей потребности соблюдения выбранного режима дня. Личная гигиена школьника.
Трудовая атмосфера семьи – важнейший фактор воспитания детей. Семейные традиции в труде. Домашние праздники и участие в них детей. Воспитание бережного отношения детей к природе.
Методы воспитания детей. Поощрения и наказания в воспитании ребенка.
Воспитание у детей взаимопомощи в семье, чувства коллективизма.
Как помочь ребенку в овладении основами здорового образа жизни.
Приемы словесного воздействия на сознание детей в народной педагогике.
Для родителей учащихся 4 класса.
Младший подростковый возраст и его особенности. Учет психических и физических особенностей ребенка, сочетание уважения к подрастающему человеку с требованиями к нему – условия успешного воспитания подростков в семье.
Развитие познавательной активности и культуры умственного труда подростков в семье. Формы стимулирования родителями самостоятельности четвероклассников в учебной деятельности. Единство требований семьи и школы к учебному труду подростков.
Воспитание трудолюбия и прилежания. Обучение детей различным видам народных промыслов.
Занятие – практикум. Как помочь детям учиться.
Разбор педагогических ситуаций в семейном воспитании.
Примеры эмоционального воздействия на чувства и сознание детей в народной педагогике.
Как помогать ребенку в составлении его склонностей и интересов.
Для родителей учащихся 1 класса.
Как подготовить ребенка к школе. Возрастные особенности детей 6-7 лет
Режим дня в жизни первоклассника. Регламентация труда, отдыха, занятий ребенка в течение дня. Охрана нервной системы.
Как помочь первокласснику учиться. Игра в жизни школьника.
Воспитание у детей честности, правдивости, доброты, дисциплинированности, требовательности к себе, друг к другу.
Закаливание, профилактика простудных заболеваний.
Как лучше организовать летний отдых детей.
Что такое тестирование? Как разобраться в уровне развития и подготовки вашего ребенка?
Цели и задачи первой ступени образования в школе (по Типовому положению об образовательном учреждении и уставу данной школы).
Для родителей учащихся 3 класса.
Общая характеристика данного возраста. Физиологические особенности школьника и их учет в воспитании. Особенности развития познавательных интересов детей и интеллектуальной сферы: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
Роль родителей в воспитании у детей ответственного отношения к учебному труду. Что нужно знать родителям, чтобы помочь школьникам учиться.
Педагогические требования к организации труда детей: посильный труд ребенка, овладение разнообразными трудовыми навыками. Поручения и их виды.
Организация свободного времени. Поведение детей в общественных местах, гостях, дома. Формирование интересов и разумных потребностей в системе досуга.
Забота о здоровье детей. Роль ежедневных занятий физкультурой. Совместные занятия физкультурой и спортом родителей и детей. Спортивные игры и их роль в укреплении здоровья младших школьников. Особенности режима дня детей в летний период.
Воспитание честности и правдивости в народной педагогике.
Альтернативные образовательные программы и их реальная ценность в судьбе ребенка.
Совместная работа школы и семьи по воспитанию детей.
Об ответственности родителей за воспитание детей.
Трудовое воспитание детей в семье.
Приучение детей к бережливости.
Развитие у детей интереса к науке и технике.
Как помогать детям в приготовлении домашних заданий.
Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению.
Воспитание у детей самостоятельности и настойчивости в учебной работе.
Воспитание прилежания у детей в семье.
Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье.
О мерах поощрения и наказания детей в семье.
Воспитание вежливости и предупредительности у детей.
Приучение детей к скромности.
Воспитание уважения к старшим.
Значение режима дня в воспитании детей в семье.
Роль семьи в нравственном воспитании детей.
Воспитание у детей честности и правдивости.
Развитие у детей чувства коллективизма.
Воспитание дружбы и товарищества у детей.
Воспитание характера у детей.
Воспитание навыков и привычек культурного поведения.
О половом воспитании детей в семье.
Здоровый быт — необходимое условие успешного воспитания детей в семье.
Как руководить внеклассным чтением детей в семье.
Закаливание организма ребенка.
Роль семьи в развитии детского спорта.
Эстетическое воспитание детей в семье.
Как развивать у детей творческие дарования.
Как развивать у детей интерес и любовь к труду.
Организация рабочего уголка школьника в семье.
Как помочь школьникам выбрать профессию.
Состояние современного рынка труда и образовательных услуг.
Правила и ошибки выбора профессии.
Особенности профессионального самоопределения подростков с трудностями социальной адаптации.
Социальные и профессиональные ориентации молодежи.
Положение молодежи на современном рынке труда.
Востребованность профессий на рынке труда.
Требования работодателя к молодым специалистам.
Учебные заведения г. Кемерово и области.
Особенности выбора профессии детей с заболеваниями внутренних органов.
Объективные условия выбора профессии.
Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении.
Профилактика и разрешение конфликтов в семье.
Трудный подросток. Кто он?
Профилактика нарко- и алкогольной зависимости.
Формирование мотивации достижения.
Формирование мотивации обучения.
Психофизиологические особенности подросткового и юношеского возраста.
Психосексуальное развитие подростков.
Психологические особенности подростков.
Психологические особенности детей разного возраста.
Примерная тематика бесед с родителями
Материал из ИОТ Вики — проекта сетевого социально-педагогического сообщества «СоцОбраз»
Эти темы Вы можете использовать для проведения индивидуальных бесед, классных родительских собраний, а также вести электронные блоги по данным темам, обсуждать с родителями.
1. Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка.
2. Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию).
3. Младший школьный возраст и его особенности.
4. Хочу и должен (по профилактике правонарушений).
5. Как выявлять и развивать способности детей.
6. Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье.
7. Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста.
8. Воспитание характера ребенка в семье.
9. Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья.
10. Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье).
11. Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников).
12. Новое в системе национального воспитания.
13. Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе.
14. Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей.
15. Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.
1. Новое в системе национального воспитания.
2. Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда.
4. Организация летнего труда и отдыха детей в семье.
5. Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа.
6. Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся.
7. Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании.
8. Вред алкоголя и курения.
1. Пример родителей в воспитании детей.
2. Особенности воспитания подростков в семье.
3. Половое развитие и методы полового воспитания.
4. Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов.
5. Активные формы отдыха в вашей семье.
6. Методы профессиональной ориентации школьников в семье.
7. Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании.
8. Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье.
9. Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду.
10. Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье.
11. Изучения корней семейного рода.
12. Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.
1. Основные направления воспитания в семье.
2. Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.
3. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Методическая разработка на тему:
Примерные темы для индивидуальных профилактических бесед с учащимися, состоящими на различных видах учета
Индивидуальная профилактическая работа с учетными детьми
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ БЕСЕД С УЧАЩИМИСЯ,
СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ
Тема беседы, проблема, вопросы для обсуждения
«Устав школы, правила поведения учащегося»
«Твои успехи и неудачи»
«Способы урегулирования конфликта»
«Шутки или хулиганство»
«Ответственность за проступки»
«Правила поведения и ТБ на осенних каникулах»
«ЗОЖ – что это такое?»
«Что есть человек?»
«Коллективная помощь и сочувствие»
«Мы за здоровый образ жизни»
«Культура поведения в общественных местах»
«Правонарушение и юридическая ответственность»
«За что ставят на учет в КДН?»
«За что ставят на ВШУ?»
«Паролимпийские виды спорта в нашей школе»
«Административная и уголовная ответственность»
«Права и обязанности несовершеннолетнего»
«Ответственность за ложные сообщения о терроризме»
«Искусство каждодневного общения»
«Отношения с одноклассниками. Правила поведение в школе»»
«Чистота разговорной речи. «Слова – сорняки»
«Правила поведения на улице
«Ответственность за порчу имущества школы»
«Культура приветствий и обращений к окружающим»
«Ответственность за нарушение правил ПДД»
«Уверенность в себе»
«Вербальные и невербальные формы поведения»
«Формула выбора профессии»
«Последствия самовольного ухода из школы»
«Профессии доступные людям с инвалидностью»
«Правила поведения и ТБ во время зимних каникул»
«Правила поведения в общественных местах»
«Самоконтроль и требовательность к себе»
«Техника безопасности на зимних каникулах»
«Мои успехи и неудачи»
«Правила поведения пассажира в общественном транспорте»
«Сила воли и характер»
«Чувство собственного достоинства»
«Как избежать травматизма зимой»
«Моя Родина – Россия»
«Как я провел зимние каникулы»
«Закон Краснодарского края № 1539-КЗ»
«Петарды и безопасность»
«Умей сказать — НЕТ»
«Безопасное движение во время гололеда»
«Компьютер-друг или враг»
«Место подростка в обществе»
«Как справиться с плохим настроением, раздражением, обидой»
Викторина: «Кто на свете всех умнее?»
«Культура речи. Ненормативная лексика»
«Выбирай здоровье: паролимпийские виды спорта в нашей школе»
«Алкоголь и алкогольная зависимость»
«Для чего нужна семья»
«Как выбрать профессию»
«Конфликты в нашей жизни и способы их преодоления»
«Что такое вежливость»
«Человек – творец своей судьбы»
«Подросток и Закон»
«Подросток и преступление»
«Правонарушение, проступок, преступление»
«Как не стать жертвой преступления»
«Компьютер – друг или враг»
«Профессии доступные людям – инвалидам»
«Делу время, потехе час! »
«О честности и умении держать слово»
«Гимн, Герб, флаг России»
«Жизнь дана для добрых дел»
«Виды наказания несовершеннолетних»
«Преступление и наказание»
«Роль СМИ в жизни общества (право на получение информации)»
«Конвенция о правах ребенка»
«Энергетические напитки – новые наркотики»
«Ласковые слова для мамы»
«Деньги на карманные расходы»
«Как преодолеть страх перед экзаменами»
«Умей сказать – НЕТ! »
«Всегда есть выбор»
«Жизнь – главная ценность человека»
«Виды летней занятости подростка. Формы летнего отдыха и оздоровления»
«Я и моя уличная компания»
«Обязанности подростка в семье»
«Посильный труд – достоин уважения»
«Планы на будущее»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данной статье описана организация индивидуальной работы с учащимися, состоящими на различных видах учёта, представлен координационный план работы с воспитанниками, индивидуальная программа сопровожд.
Положение о шефах — наставниках несовершеннолетних состоящих на различных видах учета,создается в школе для совершенствования профилактической работы с учащимися с.
Предоставляю Вашему вниманию образец карточки «Индивидуальная профилактическая работа» с ребенком, состоящим на учете или неблагополучной семьей, который я использую в своей работе (в конце каждого по.
Индивидуальная профилактическая работа с родителями учащихся, состоящих на учете.
План индивидуальной профилактической работы с учащимс, поставшенным на внутришкольный учёт.
На основе своего личного профессионального опыта представляю технологию организации индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле.
В материале описаны технологии психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, имеющими конфликт с законом. в период нахождения в детском оздоровительном лагере.
Беседы с родителями несовершеннолетних темы
опыт работы 21 год.
Волгоград 2014 г.
Актуальность выбранной темы:
Современная школа столкнулась с рядом проблем: с одной стороны – рост правонарушений среди несовершеннолетних подростков, с другой стороны – родители не уделяют должного внимания своим детям в силу различных причин. Если раньше педагоги рассматривали процесс воспитания в виде своеобразного треугольника: школа – родители — ребенок, где школа в тесном сотрудничестве с родителями, так как ориентиры нравственные и социальные совпадали, решали успешно задачу воспитания, то, к сожалению, сегодня в этом треугольнике школа зачастую остается без поддержки второй, родительской, стороны.
В последние пять — десять лет наблюдается процесс снижения возрастного показателя для правонарушителей. В начальную школу опустились такие виды правонарушений как: курение, употребление нецензурных выражений, причинение вреда здоровью, завладение чужим имуществом. Появились новые тенденции в поведении детей и родителей: уход несовершеннолетних из дома, риск суицидальных проявлений у несовершеннолетних, жестокое обращение с детьми, отсутствие у детей родительского авторитета.
В связи с выше сказанным, в настоящее время в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро встал вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся. Постепенно сформировалась система работы по профилактике в целом и система работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении. Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значит говорить о том:
При создании программы работы с родителями мы руководствовались Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где определено понятие «Семья в социально опасном положении — это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а так же семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».
Основополагающие государственные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования» восстанавливают статус воспитания как приоритетного направления деятельности в системе образования, подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания, указывают на необходимость равноправного, творческого заинтересованного союза семьи и школы.
С 2011 года на базе МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района города Волгограда на базе начальной школы реализуется программа родительских встреч с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации «Семья и школа». Программа «Семья и школа» направлена на корректировку процесса воспитания детей в семьях СОП и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
В результате проведенной работы школы совместно с другими субъектами профилактики, такими как КДН и ЗП, центр социально- психологической службы, ПДН ОП-2, ГБУ центр «Семья» в семьях изменилась ситуация в положительную сторону.
Регулярный патронаж, педагогический контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и других субъектов профилактики позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.
Так как школа № 95 - школа с кадетскими классами, то имеется ряд особенностей: 78% обучающихся начальных классов - мальчики, обучаются дети не только с микроучастка, но со всех районов города за исключением Красноармейского и Кировского районов. Учатся дети, проживающие в Городищенском районе, Красной слободе, г. Волжский. 30% семей - это семьи неполные, воспитываются одним из родителей, чаще всего- матерью, 25% -это семьи, родители в которых находятся в состоянии развода, малоимущих семей - 30%, матерей- одиночек - 10%, опекаемых -5 %, дети - инвалиды составляют 1%, дети из приемных семей -1%, дети, требующие дополнительного педагогического внимания - 9%. Часто прибывающие в школу учащиеся из других учебных заведений уже состоят на различных видах учета.
Таким образом, возникла необходимость систематизировать технологии работы с семьями, состоящими в СОП, и составление программы работы с такими семьями.
Актуальность нашей программы состоит в том, что семья в современных условиях не может выйти из сложных жизненных ситуаций самостоятельно. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать школа. Профилактическая работа с семьей – важная составляющая деятельности в общеобразовательном учреждении.
Р азвитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.
Принципы реализации Программы
Принцип комплексности предполагает взаимодействие специалистов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации дезадаптированных семей с детьми, предполагает реализацию системного подхода в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, и воздействие на них с учетом различных аспектов: экономических, социальных, медицинских, педагогических и психологических и т.д.
Принцип законности предусматривает исполнение законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов в работе с неблагополучными семьями.
Принцип конфиденциальности предполагает недопустимость разглашения персональных данных, а также иных сведений, охраняемых законом, о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, без их согласия.
- актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- активная поддержка родителей (наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье);
- опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.
- опора на позитив в работе с семьей, отношение к неблагополучной семье, как к равноценному, равноправному партнеру.
- Программа включает в себя нововведения, авторские разработки, реализуемые классными руководителями школы.
- Программа ориентирована на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов
- Программа строится на партнерских отношениях с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, как с равноправными и равноценными партнерами.
- Возрождение традиций семейного воспитания, пропаганда формирования ценностей здорового образа жизни;
- Улучшение микроклимата в семье;
- Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению алкоголем, психоактивными веществами в подростковой среде; риска ухода из семьи, суицидального риска;
- Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей;
- Повышение эффективности взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;
- Активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.
- Родительские чтения.
- Родительские вечера.
- Деловая игра
- «Круглый стол»
- Сбор информации о семье и ребенке
- Сообщение о семье на Совете профилактики
- Принятие решения о сопровождении семьи
- Выделение ключевых проблем
- Определение внутреннего потенциала семьи для достижения положительных изменений
- Разработка индивидуального плана сопровождения семьи
- Установление контакта со всеми членами семьи
- Установление доверительных отношений со всеми членами семьи
- Обсуждение с членами семьи индивидуального плана сопровождения семьи, внесение корректив
- Реализация индивидуального плана сопровождения семьи
- Координация действий различных специалистов по оказанию помощи семье
- Посредническая деятельность педагога между семьей и специалистами других субъектов профилактики
- Мотивация членов семьи на получение специализированной помощи
Отличительной чертой программы «Семья и школа» является следующее:
Данная программа может быть углубленна, расширена, усовершенствованна внедрением новых форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, внедрением новых технологий работы с семьей.
Программа рассчитана на 4 года при пятиразовых встречах в году с родителями обучающихся 1-4 классов. При необходимости с родителями проводятся встречи в индивидуальном порядке.
Кратко о внедрении разработки:
С 2011 года на базе МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района города Волгограда на базе начальной школы реализуется программа родительских встреч с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации «Семья и школа». Программа утверждена на заседании Методического совета МОУ СОШ№95 Протокол № 1 от 30.08.2013,введена в действиеприказом директора МОУ СОШ№95.
Методы и приемы работы:
Формы работы с семьями:
Коллективные: (родительские тематические собрания, психодиагностика (мониторинг), совместная с детьми деятельность: походы, экскурсии, праздники, дни открытых дверей, собрания родительского комитета, семинар – практикум, лекции, доклады, дискуссии, беседы; коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол), родительские конференции, оформление уголка с рекомендациями для родителей).
— общие (классные или по параллелям) проводятся 5 раз в год – в сентябре и по окончании четверти;
Дифференцированные: (специально приглашенная группа родителей);
Индивидуальные: ( переписка, консультационные беседы, режим открытых дверей, предоставление возможности родителям наблюдение школьных занятий ребенка).
Нетрадиционные формы работы с родителями.
Но основной формой работы с родителями остаются родительские собрания.
Виды родительских собраний: тематическое, организационное, итоговое.
Формы родительских собраний: лекция, беседа, практикум, клубные, творческие встречи, педагогическая мастерская, круглый стол, практикум, диспут.
Этапы работы с семьей, находящейся на сопровождении
Этапы
Мероприятия
- Анализ изменений в семейной системе, совместно с семьей подводятся итоги коррекционной деятельности и ставятся задачи дальнейшего развития для членов семьи
- Семья и классный руководитель получают заключительные рекомендации специалистов
- Совет профилактики принимает решение о прекращении сопровождения семьи, когда в семье произошли позитивные изменения, негативное поведение ребенка не наблюдается
- Поддержка и контроль семьи в течение года, педагог встречается с членами семьи по их просьбе, поддерживая положительные изменения в семейной жизни
- Внешняя неопрятность;
- Снижение успеваемости;
- Не выполнение всеобуча;
- Потеря интереса к прежним увлечениям;
- Резкое изменение круга общения;
- Появление скрытности в поведении;
- Потеря аппетита, снижение веса, сонливость;
- Раздражительность, агрессивность, вспыльчивость или наоборот пассивность, апатия;
- Следы от побоев.
- Родительское собрание должно просвещать родителей, не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе и поведении.
- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер.
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учеников.
- Доклад (небольшое выступление об основных проблемах, взглядах на данный вопрос).
- Постановка проблемы.
- Работа в группах (решение и поиск решения проблемы.).
- Выступления от групп.
- Обобщение сказанного. Решение.
- Раздача рекомендаций, памяток по данной теме.
- Возможно внесение других этапов, например, разыгрывание и последующий анализ педагогических ситуаций.
- Участие в работе всех родителей.
- Осуществляется обмен опытом, знаниями внутри группы и между группами.
- Происходит освоение конкретных методов и приемов воспитания на практике.
- Каждый родитель получает методические рекомендации, помощь.
- Учитываются индивидуальные особенности родителей, осуществляется дифференцированный подход
- Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
- Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
- Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
- Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
- Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
- Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
- Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
- Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).
- Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
- Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
- Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
- Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
- Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
- Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
Мультимедийный проектор, музыкальный центр, диски классической музыки, связь с интернет-ресурсами.
Поведенческие реакции ребенка, которые могут служить признаками неблагополучия в семье:
Родительские собрания особенно продуктивны в интерактивной форме.
Предлагаем один из вариантов плана родительской встречи (собрания).
План собрания
Вывод: Данная форма родительских собраний имеет следующие преимущества:
При работе с родителями из неблагополучных семьей классному руководителю необходимо:
Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.
Программа родительских встреч «Семья и школа»
Тема собрания, вопросы для обсуждения
1 класс
«Семья и школа –вместе мы сможем многое»
Психолог. Заместитель директора по ВР.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Круглый стол с элементами игры; практикум «Семейные традиции…Важно ли это?».
Что значит: любить своего ребёнка (диспут).
Круглый стол «Крик детской души: Родители разводятся. ».
Психолог. Зам. по ВР.
«Безопасность ребенка на каждый день»
Поймите себя и своего ребёнка»
Диспут «Почему мой ребенок становится трудным?»
Конференция отцов «Роль отца в воспитании сына»
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
Свободное время и семейный досуг. Организационно — деятельностная игра.
Психолог. Зам. по ВР
Диспут
«Воспитание ненасилием в семье». Круглый стол.
Тематическая встреча «Папа, мама, я — здоровая семья»
Диспут: «Алкоголь в семье».
Эмоциональное благополучие детей в семье.
4 класс
«Человеком быть совсем непросто,
или как воспитывать в детях
нравственные качества на собственном примере».
Заместитель директора по ВР.
Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей).
Учёт физиологических и психологических особенностей детей данного возраста в их воспитании.
«Агрессия детей: ее причины и предупреждение».
Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях.
Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии
работоспособности и личностных качеств.
«Семья и школа – вместе мы сможем многое» (собрание – игра). Определить совместно с родителями основные принципы построения взаимодействия с первоклассниками, сплочение усилий семьи и школы в воспитании и развитии детей, определение уровня контактности родителей с детьми, общение в семье.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Родительский всеобуч. Как сделать школу вторым домом. Трудности адаптации первоклассников в школе.
Круглый стол с элементами игры; практикум «Семейные традиции…Важно ли это?». Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей. «Обмен» семейными традициями с последующим применением последних во всестороннем развитии и воспитании детей; показать важную роль ценностей в каждой семье; создать ситуацию успеха каждой семье; сплочение родителей и детей.
Что значит: любить своего ребёнка (диспут). Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку, рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка, вывести формулу успешности выполнения роли родителей, убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.
Круглый стол с родителями «Крик детской души: Родители разводятся. » Развод родителей — серьезная стрессовая ситуация для любого ребенка, этапы и периоды развода, переживания взрослых, переживания детей, как вести себя:если вы не живете с ребенком, если вы вступили в новый брак, новому партнеру разведенного родителя стоит придерживаться определенной линии поведения.
«Безопасность ребенка на каждый день» Учимся жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей в летний период. Правила поведения в общественных местах (о терпении и терпимости, сдержанности, самоуважении и вежливости в мире взрослых и детей). Итоги первого года общения. Организация летнего отдыха детей.
2 класс
«Проблемы воспитания. Поймите себя и своего ребёнка» Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье; выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к семьям со стороны родителей;планирование работы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей.
Диспут «Почему мой ребенок становится трудным?» Трудный ребенок-это ребенок, которому трудно, трудный ребенок глазами взрослых,почему ребенок становится трудным, причины детской неуправляемости, за что мстит ребенок.
Первые школьные оценки. Рекомендации для родителей. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся, причины затруднений в учебном процессе младших школьников; пополнение знаний родителей по конкретному воспитанию ребенка в семье и школе.
Конференция отцов «Роль отца в воспитании сына» Актуализировать проблему воспитания сына в семье. Дать возможность осознать отцам, что отцовское счастье – высшая ценность; наметить пути, средства и приемы воспитания мальчиков в семье; привлечь отцов к коллективному обсуждению трудных педагогических ситуаций; дать рекомендации отцам, как строить отношения с детьми на основе взаимопонимания; направить усилия отцов на совместную деятельность в жизни классного коллектива.
«Нет милее дружка, чем родная матушка» (собрание-праздник). Роль матери в воспитании ребенка. Познакомить с условиями успешного семейного воспитания; дать возможность осознать мамам, что материнское счастье – высшая ценность; привлечь мам к коллективному обыгрыванию ситуаций; материнская любовь к ребенку не за что-то, а просто за то, что ребенок есть.
Свободное время и семейный досуг. Организационно — деятельностная игра. Актуализировать проблему досуга детей предстоящий летний период; побудить родителей и детей к совместному проведению досуга; разобрать и проиграть некоторые виды полезного совместного времяпрепровождения.Итоги года.Организация летнего отдыха детей.
3 класс
«Роль семьи и роль школы в воспитании ребенка». Диспут. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Притча «Ладная семья»(Приложение 13).
Донести до родителей необходимость в:
- — создании у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
- — отношении к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;
- — постоянном психологическом контакте с ребенком;
- — заинтересованности во всем, что происходит в жизни ребенка.
«Воспитание ненасилием в семье». Круглый стол. Познакомить родителей с различными видами насилия в семье:
Развивать умение разделять понятия «настойчивость» и «агрессивность». Вопросы для обсуждения за круглым столом. (Приложение 14). Рекомендации для родителей. (Приложение 15) Просмотр и обсуждение социального ролика «Не разрушайте мечты детей» на youtube.com›watch?v=b_gUXaZfVZw
Тематическая встреча «Папа, мама, я – здоровая семья». Донести до родителей важность понимания: здоровый образ жизни важен для школьников. Выделить основные компоненты здорового образа жизни школьника: разработка и соблюдение режима дня; правильное питание; физическая нагрузка; организация рабочего места; соблюдение личной и общественной гигиены;Тест для родителей «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым». (Приложение 16).
Диспут: «Алкоголь в семье». Донести до сознания родителей, как особенности семейного окружения отражаются на воспитании детей, что в свою очередь может влиять на начало злоупотребления алкоголем. Рассмотрение таких вопросов, как: Алкоголизм носит семейный характер в том случае, если им страдает женщина.Каково детям жить в семье алкоголиков? Какой жизненный сценарий вынесет ребенок во взрослую жизнь, наблюдая за пьяными родителями?Медико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей.Типы поведения, свойственные детям алкоголиков. (Приложение 18).
Семинар – практикум «Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребенку учиться». Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми. Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Выявить проблемы взаимодействия с ребенком по преодолению учебных затруднений. Дискуссия по вопросу «Почему мы хотим, чтобы наш ребенок учился хорошо?» Обмен мнениями по вопросу «Почему у наших детей снижается интерес к учению?» Организация домашнего труда школьника. Атмосфера домашнего задания. Приучение детей к самостоятельности.(Приложение 19).
Эмоциональное благополучие детей в семье . Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей. Познакомить родителей с понятиями «компетентность», «аффект», «стресс». Способствовать формированию компетентности в общении.Помочь родителям понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства детей. Разобрать приёмы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности. Памятка родителям от ребенка.(Приложение 17).Итоги года.Организация летнего отдыха детей.
«Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества на собственном примере». Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье. Способствовать формированию культуры общения родителей и детей, умения родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей. Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье. Просмотр и обсуждение социального ролика «Притча о добре и зле» на youtube.com›watch?v=b_gUXaZfVZw
Кнут или пряник? (О поощрениях и наказаниях. Их влияние на детей). Расширение представлений родителей о влиянии поощрений и наказаний и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения. Рассмотреть причины непослушания. Поощрения эффективны если…Способы заставить ребенка изменить свое поведение в нужную сторону. Наказания эффективны, когда… Просмотр социального ролика «Не разрушайте детские мечты» youtube. com › watch? v= b_ gUXaZfVZw
Учет физиологических и психологических особенностей детей данного возраста в их воспитании. Рассмотрение особенностей физического и психологического развития младшего возраста и их влияние на процесс обучения и воспитания. Происхождение больших изменений в жизни ребенка вследствие физиологических трансформаций. Изменение эмоциональной сферы ребенка. Оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.
«Агрессия детей: ее причины и предупреждение». Формировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков, умений и навыков как помочь справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом. Определить причины появления агрессии и дать рекомендации. Портрет агрессивного ребенка. (Приложение 20)
Причины детского суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях. Совместно с родителями выявить возможные причины. Признаки и характер детского и подросткового суицида. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком. Психологический смысл суицида. Признаки суицидального поведения. Советы родителям. (Приложение 21).
Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. Определение цели и задач трудового воспитания в семье. Трудовые поручения у ребенка в семье.Труд и его значение в жизни ребенка. Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка. Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе. Итоги года.Организация летнего отдыха детей.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Оценка эффективности программы «Семья и школа».
Основой для создания программы послужила многолетняя работа педагогического коллектива с неблагополучными семьями. Данная программа является начальным этапом профилактической работы с родителями, находящимися в СОП и трудной жизненной ситуации.
Помимо теоретических занятий, программой предусмотрены практические разработки родительских встреч.
Критерии оценки эффективности работы с родителями
Степень достижения положительных результатов программы фиксируются следующими параметрами:
Реализация программы «Семья и школа» на базе начальной школы принесла положительный результат. В 2011-2012 учебном году в начальной школе выявлены и поставлены на внутришкольный учет 3 семьи, в 2012-2013 учебном году — 2 семьи. Сняты с внутришкольного учета 4 семьи, ни одна семья не передана в КДН и ЗП, так как справились силами внутришкольной профилактики.
Классные родительские собрания проводились 5 раз в год, тематика их связана с проблемами воспитания в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Посещаемость родительских собраний следующая.
Индивидуальная профилактическая работа
с семьей несовершеннолетнего....
Наставник: Иванова Е.Ю.
УЧЕТНАЯ КАРТА СЕМЬИ,
находящейся в социально опасном положении, в которой
воспитываются несовершеннолетние дети
МАОУ Тоболовская СОШ - филиал Ершовская ООШ
Дата выявления __________________________________________________
(число, месяц, год)
Сведения о членах семьи
№ пп | Фамилия, имя, отчество | Число, месяц,
| Адрес проживания | Место работы, учебы |
Причины нахождения семьи в социально опасном положении:
родители или законные представители злоупотребляют алкогольными и спиртосодержащими напитками.
Сведения о лице, заполнившем карту, Иванова Елена Юрьевна, классный руководитель 8 класса, +79612003855, ________________
(фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон, подпись)
Характеристика семьи
Ж.Е. проживает с матерью Ж.О. и отцом Ж.Е..С. У Дмитрия есть 3 младших брата, Ж.К. ученик 1 класса, Ж А. ученик 5 класса, Ж.Д. ученик 7 класса.
Отец - Ж.Е. имеет постоянное трудоустройство, работает по временным договорам в строительных кампаниях водителем, в последнее время также работает как самостоятельный ИП. В период отсутствия работы часто выпивает.
Мать - Ж.О. не работает. Систематически выпивает как в отсутствие мужа, так и вместе с ним. В этом время дети остаются предоставленными самим себе.
Дом, в которой проживает семья Желомского Дмитрия , находится в д. Малоудалово. В доме две комнаты. В целом квартира имеет скромный, но неухоженный вид, без излишеств. Поскольку в доме курят и выпивают спиртные напитки, воздух в нем спертый и все предметы одежды и мебели пропитаны этим запахом. Достаток в семье невысок. Из постоянных источников дохода только зарплата отца. Когда отец работает, то получает неплохо, и Дмитрию покупают необходимые вещи. Мальчик имеет сезонную одежду и обувь, школьную форму и учебные принадлежности. Он следит за своим внешним видом, старается выглядеть опрятно, одевается скромно.
Дмитрий вовлечен во все домашние дела. Когда Дмитрий училась в 5, 6 и 7 классах она питалась бесплатно по справке из соцзащиты. В этом учебном году он часто не питается в школьной столовой, так как родители не оформили документы на бесплатное питание из-за непостоянного места работы отца или отсутствия трудоустройства. На бирже труда мать не состоит.
Дмитрий имеет средний уровень здоровья. В прошлом учебном году он успевал на 4 и 5 по всем предметам. В учебном процессе отец принимает участие, а мать пытается контролировать. Но с каждым годом ей удается это все меньше. Дмитрий сам проявляет стремления к учебе. В целом обстановка в семье неблагополучная. Это сказывается и на здоровье мальчика и на его успеваемости.
ПЛАН
с семьей Ж.
на 2016 - 2017 уч. год.
Мероприятие (вид деятельности) | Цель | Дата проведения | Ответственные |
|
Посещение семьи | Обследование ЖБУ проживания семей | 2 раза в год | кл.руковод-ль |
|
Организация профилактических бесед по темам: - «Безусловно принимать ребенка - значит любить его»; - « Духовно - нравственный климат семьи»; - «Игры, в которые играют дети. Поговорим о профессии» | Психолого-педагогическое просвещение, обмен мнениями | Ноябрь апрель | кл.руковод-ль |
|
Проведение деловой игры «Культура взаимоотношений между учителями, учащимися, родителями». | Профилактика конфл.ситуаций | Январь | кл.руковод-ль |
|
Оказание помощи в организации оздоровления детей из семей, попавших в ситуацию социального риска | Помощь в поиске путевок для отдыха и лечения детей | Во время каникул | кл.руковод-ль |
|
Проведение цикла бесед с родителями: - «Идеальные родители глазами детей, идеальные ребенок глазами родителей»; - «Особенности общения с ребенком»; - «Стили семейного воспитания»; - «Здоровье родителей - здоровье детей»; - «Значение семейных традиций в формировании личности ребенка»; - «Мой ребенок становится трудным…»; - «Эстетическое воспитане ребенка в семье». | Психолого-педагогическое просвещение | В течение года | кл.руковод-ль |
|
Приглашение родителей на школьные мероприятия | Привлечение родителей к участию внешкольной жизни | По плану ВР | Кл. руковод-ли |
Составлено классным руководителем: ____________/ Иванова Е. Ю.
Патронажный журнал
индивидуальной профилактической работы
с семьей.....
5–6 классы (младшие подростки).
Родителям этих учащихся важно рассказать об организации выполнения домашних заданий, о режиме дня школьника, о вовлечении детей в работу по самообслуживанию.
1) Младший подросток и его особенности.
2) Воспитание у школьника ответственного отношения к учению.
3) Трудовое воспитание в семье.
4) Значение режима дня в успешной учебе и развитии учащихся.
5) Роль семьи в развитии детского спорта.
6) Как развивать у детей творческие дарования.
7) Организация рабочего уголка школьника в семье.
8) Воспитание в семье бережного отношения к природе, любви к животным и птицам.
9) Роль семьи в профилактике детского травматизма.
10) Формы и методы воспитания правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах.
11) Забота семьи о формировании основ морали и нравственности детей.
12) Как родителям завоевать у детей авторитет. Поощрения и наказания детей в семье.
7–8 классы (подростки).
Необходимо познакомить родителей с особенностями подросткового возраста, рассказать об изменении их физиологии и психологии, о необходимости изменения методов воспитания в этом возрасте. Происходит расширение познавательных интересов школьников; необходимо их включение в общественно-полезный труд, в работу различных технических кружков и спортивных секций.
1) Роль семьи в расширении познавательных интересов подростков. Использование средств массовой информации (телевидение, книги, газеты) в формировании политической культуры учащихся, культуры поведения и нравственной культуры.
2) Предупреждение вредных привычек у детей и подростков.
3) Половое воспитание в семье. Формирование высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.
4) Организация свободного времени. Определение детей в кружки, клубы и секции по интересам.
5) Труд и отдых детей в период летних каникул. Общественно-полезный труд подростков.
6) Роль самообразования в расширении кругозора и интеллектуального развития подростков.
7) Единство требований семьи и школы в воспитании активной жизненной позиции у подростков.
8) Роль семьи в привитии трудовых навыков, в ознакомлении с различными профессиями, в выборе жизненного пути.
9) Эстетика и этика в быту, труде и поведении ученика.
10) Родителям о правовом воспитании детей в семье.
11) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.
12) Патриотическое воспитание детей в семье.
9 класс (старшие подростки).
С родителями старших подростков следует обсуждать вопросы рациональной организации умственного и физического труда девятиклассников, развития у них интереса к различным профессиям, самовоспитания, самоконтроля и самоанализа поведения.
1) Психологические особенности старшего подростка.
2) Гигиена юноши и девушки. Вопросы межполовых отношений. Мать и дочь. Отец и сын.
3) Роль родителей в жизненном самоопределении юношей и девушек.
4) Участие старшеклассников в общественно-полезном и производственном труде. Пример родителей. Трудовые династии.
5) Влияние морального климата в семье на нравственное воспитание старшеклассников.
6) Роль туризма, семейного активного отдыха для всестороннего развития физических и духовных сил старшеклассников.
7) Формирование правосознания, воспитание гражданской ответственности – важная задача семейного воспитания.
8) Эстетические и художественные интересы молодежи и роль родителей в их формировании.
9) Нравственный идеал для старшеклассника. Роль семьи в его формировании.
10) Как помочь учащимся 9 классов в сдаче выпускных экзаменов.
11) Воспитание гражданина и патриота, способного к защите своего отечества и к трудовой деятельности на благо своей страны.
12) Роль искусства (музыка, живопись, театр, кино, литература) в формировании и совершенствовании эстетических и нравственных идеалов.
13) Воспитание разумных потребностей у подростков в семье.