Роль театрализованной деятельности в развитии речи. Роль театральной деятельности в развитии речи детей

Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

(Л. С. Выготский)
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а так же на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности - игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование,театрализованная и другие виды деятельности.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной

Деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой - нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В
процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании
игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.

Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления,взросления, а так же индивидуальных особенностей. На втором и третьем годах жизни ребенок наиболее полно понимает сказанное только с опорой на неречевой контекст. Поэтому, желая активизировать речевое развитие ребенка в этом возрасте, взрослый должен свою речь сочетать с совместными действиями и игрой. Понимание речи неполно, фрагментарно. У детей младшего дошкольного возраста начинает формироваться импрессивный и экспрессивный словарь. Развивается диалогическая речь: формируется умение заканчивать фразу, учатся договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях и стихотворениях. Формируется умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. Развивается умение передавать
содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью воспитателя. Формируется грамматический строй речи: учатся образовывать и использовать в речи существительные мужского и женского рода в единственном и множественном числе, с уменьшительно- ласкательными суффиксами, использовать в речи предлоги В, НА, ПОД. Формируется умение
различать формы глаголов по временам и родам. Развивается умение согласовывать существительные с прилагательным, глаголом, числительным Формируется умение составлять двусловное предложение. В этом возрасте дети закономерно и абсолютно правомерно допускают ошибки как в произношении звуков, так и в грамматическом построении фраз.

Подготовка детей к театрализации сказок осуществляется постепенно. Дети 2 - 4 лет еще достаточно плохо владеют речью, а поэтому их интерес и внимание направлены на яркие костюмы, фигурки героев сказок, шапочки, маски. Малышам необходимо организовывать просмотры небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. С 3 лет можно использовать инсценировки с игрушками, в которых главные герои выполняют ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят дом, лисенок катается на лошадке…). После этого предлагаются готовые игровые ситуации, созданные с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе.
Игровые действия повышают умственную активность, так как дети высказывают свое отношение и мнение к той или иной ситуации. Повторность игровых действий способствовала многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.

В театрализованной деятельности используются приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке «Заюшкина избушка» - трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса - хитрая, обманщица, плутовка, злая; петух - храбрый, голосистый, удалой), отдельных предметов (избушка лубяная - деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная,
не растает; ледяная - холодная, не прочная, снежная, весной растает.
Параллельно обогащается детский словарь. Проводятся дидактические игры типа «Чего не стало», «Что игрушка рассказывает о себе», «Угадай игрушку» в которых привлекается внимание детей к отдельным признакам объектов, описываются игрушки, дети ищут, что описано. Так, в играх «Чего не стало», «Угадай игрушку» дети учатся подбирать существительные соответствующие предмету, объекту: заяц, медведь, колобок… В игре «Что игрушка рассказывает
о себе?» дети подбирают прилагательные, характеризующие соответственную игрушку: медведь - неуклюжий, косолапый, добрый, большой, мохнатый; колобок - круглый, румяный, душистый, веселый, свежий; существительные соответствующие месту нахождения игрушек - персонажей: заяц в норке, в избушке, в теремке, в лесу; колобок - в печи, на окне, в домике.
Таким образом,театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.

Гатауллина Гульнур Гумаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №414 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль театрально – игровой деятельности в развитии речи ребёнка"
Дата публикации: 27.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 414 комбинированного вида»

Ново – Савиновского района

Тема:

«Роль театрально – игровой

деятельности в развитии речи ребёнка»

Воспитатель:

Гатауллина Гульнур Гумаровна

г. Казань, 2017 г.

Согласно ФГОС дошкольного образования развитие речи выделено

в отдельную образовательную область и включает в себя:

Владение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так

как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного

возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка,

глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма,

способствует физическому развитию.

Театрально – игровая деятельность является одним из практических

методов развития речи ребёнка.

Актуальность проблемы состоит в следующем:

Театрально - игровая деятельность имеет огромное значение для развития

творческих способностей дошкольников, она позволяет решать вопросы

развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и

диалогическую речь ребенка, способствует умение организовывать общение

со сверстниками, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и

правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей

через вовлечение их в театрально - игровую деятельность.

Задачи:

Сформировать правильную модель поведения в современном мире;

Повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

Познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным

искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый

Совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания,

побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Основные направления речевой работы в театрально – игровой

деятельности:

Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического

восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой

моторики руки, снятие мышечного напряжения.

Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие

мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия,

совершенствование грамматического строя речи, монологической и

диалогической формы речи, игровых навыков и творческой

самостоятельности.

Методы и приемы работы:

1.Чтение художественных произведений, сказок, стихов.

2. Беседы с детьми.

3. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр, инсценировки, драматизации.

4. Рассматривание иллюстраций.

5. Показ кукольного спектакля для детей младшей группы.

6. Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной

и невербальной речи).

В ходе театрально – игровой деятельности развиваются следующие

личностные качества детей:

Коммуникативные качества:

Умение принимать себя и других;

Умение видеть в другом человеке его достоинства;

Эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

Знание культуры человеческого общения.

Коммуникативные навыки:

Развитие речевых навыков (навыков речевого общения)

накопление опыта положительного взаимодействия;

Умение находить общий язык;

Умение без насилия решать конфликты;

Навыки эффективного общения;

Умение выражать свое мнение публично;

Навыки коллективного взаимодействия;

Навыки взаимного уважения и признания.

Деятельностные качества:

Умение планировать свою деятельность;

Умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре,

Умение действовать в конфликтных ситуациях

Общечеловеческие ценности:

Ценность семьи;

Ценность здорового образа жизни;

Знание и уважение народных традиций.

Театрализованная игра в развитии речи детей:

1) развивает художественный вкус, творческие способности,

выразительность речи;

2) развивает сценическое, певческое, танцевальное творчество;

3) расширяет словарный запас слов, речь;

4) развивает память, мышление, воображение;

5) формирует чувство коллективизма;

6) приобщает детей к театрализованному искусству.

Для театрально – игровой деятельности детей в нашей группе созданы

благоприятные условия. Имеется уголок театрализованной деятельности, где

подобраны игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные

куклы и костюмы. Для музыкального оформления спектакля в группе есть

магнитофон, кассеты, диски. Оформлены театральные уголки для

самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров,

дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным

произведениям. В группе есть стойка для элементов костюмов, простые

декорации, ширмы для кукольного и настольного театра.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей,

собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка,

звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит

ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него

улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает

активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях

расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле

своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию

речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не

то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять,

придумывать - вот, что необходимо ребёнку.

Вывод:

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра

лежит игра. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с

окружающим миром, учатся его понимать. Через театрализованные игры мы

развиваем у детей речевые особенности, обеспечиваем эмоциональное

благополучие. У детей значительно активизируется словарный запас в

повседневной жизни, речь становиться более яркой, эмоциональной.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной

деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой - нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании
игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.

У детей младшего дошкольного возраста начинает формироваться импрессивный и экспрессивный словарь. Развивается диалогическая речь: формируется умение заканчивать фразу, учатся договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях и стихотворениях. Формируется умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. Формируется грамматический строй речи: учатся образовывать и использовать в речи существительные мужского и женского рода в единственном и множественном числе, с уменьшительно- ласкательными суффиксами, использовать в речи предлоги В, НА, ПОД.

Формируется умение различать формы глаголов по временам и родам. Развивается умение согласовывать существительные с прилагательным, глаголом, числительным

Формируется умение составлять двусловное предложение. В этом возрасте дети закономерно и абсолютно правомерно допускают ошибки как в произношении звуков, так и в грамматическом построении фраз.

Подготовка детей к театрализации сказок осуществляется постепенно. Дети 2 – 4 лет еще достаточно плохо владеют речью, а поэтому их интерес и внимание направлены на яркие костюмы, фигурки героев сказок, шапочки, маски.

С 3 лет можно использовать инсценировки с игрушками, в которых главные герои выполняют ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят дом, лисенок катается на лошадке…). После этого предлагаются готовые игровые ситуации, созданные с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе.
Таким образом, театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.

Зенкова Елена Павловна

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Игра - ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык и учится общению.
Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”. Сюжетами игр-драматизаций служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Основная трудность в работе с детьми 3-4 лет, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. В группе есть дети, которые плохо говорят, не проговариваю слова, звуки. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Она направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, воображения, фантазии, памяти.
Театрализованная деятельность дошкольников - это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выработанной роли, участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие.
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.
В нашей группе мы создали театрализованный уголок. Пальчиковый театр представлен куклами-головками, сшитыми из ткани. Они маленькие, яркие, не сломаются, не разобьются. Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Приобрели много кукол театра «Би-ба-бо», пошили шаговый театр, фигурки для фланелеграфа, сделали вместе с детьми театр на шпателях. Дети с большим удовольствием используют в своей игре плоскостной и объёмный театр. Оформили теневой театр. Большим спросом у ребят пользуются театр-конструктор и магнитный театр. Это современно и интересно детям.
В старшем возрасте дошкольники самостоятельно изготавливают фигурки персонажей из бросового материала. Мы вместе с детьми сделали кукол-животных из коробочек под молоко. Родители активно помогают в пошиве костюмов и изготовлении атрибутов для театрализации.
Чтобы детям легче было запомнить сказки, рассказы, мы изготовили мнемотаблицы по сказкам, приобрели дидактические игры «Расскажи сказку», «В гостях у сказки», «Путешествие по сказкам». В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, что ребенок легко определяет их характер, эмоциональное состояние: заяц - трусливый, лиса - хитрая, волк - злой и т.д. Сказки служат первым уроком нравственности морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера. Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария. Театрализацию мы широко используем и в работе семейного клуба, на встречах которого показывают сказки и инсценировки родители для детей, дети для родителей, но больше всего пользуется популярностью совместное творчество.
В итоге проведённой работы можно с уверенностью сказать, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Полноценное участие детей в театрализованной деятельности требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, устанавливать интонации, особенности речевых оборотов. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, выразительной речью). Ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованная деятельность в детском саду - это возможность не только раскрытия творческого потенциала ребенка, но и средство всестороннего воспитания и развития личности дошкольника.

Список литературы:

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.
  2. Доронова Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. - М., 1997.
  3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М., 2001.
  4. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр//Дошкольное воспитание. - 1989