Методическая разработка "обучение игре на дми". Методическая разработка:"Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду Обучение детей игре на

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества «Ритм»

Методическая разработка

«Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»

Педагог дополнительного образования

Сюткина Оксана Петровна

г. Пермь 2016 г.

Введение

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Н. А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями, например выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем – вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах).

Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально.

Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.

Другое важное условие при выборе произведений – строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры.

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.

Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений0 позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта6 слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.

Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты. Молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже.

Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та , а более короткие восьмые – слогом ти . Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.

Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.

По мере того как дети научатся играть на металлофонах, можно показать им, как пользоваться цитрами.

Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, также используем цифровую систему – в нижнюю часть цитры подкладываем под струны бумажную полоску с цифрами, причем цифра 1 соответствует звуку до 1 и т. д. На цитре играют медиатором – пластмассовой пластинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя пальцами – большим, указательным и средним, делая движение кистью руки вправо. Для удобства игре на цитре и лучшего резонанса инструмент кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребенок не наклонял слишком низко голову и чтобы ему было видно цифровое обозначение струн.

Иногда цитры не держат строя, колки ослабевают. В таком случае надо закрепить колки кусочками фанеры. Лопнувшие струны заменяют тонкими балалаечными струнами.

Для обучения дошкольников игре на аккордеоне лучше всего пользоваться детским хроматическим аккордеоном «Беларусь». На нем с правой стороны 20 клавиш с диапазоном до 1 – соль 2 , слева – четыре аккорда.

Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок сидит на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого предплечья, другой – на середину левого. Первый ремень длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой. Освоив игру сидя, ребенок сможет играть и стоя.

В детском саду учим играть только правой рукой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем. Для каждой мелодии указывается удобное расположение пальцев (аппликатура). Играть двумя руками дошкольникам трудно.

Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырехпальцевой системой игры: большой палец под клавиатурой в естественном положении, как на баяне.

При обучении игре на аккордеоне пользуемся цифрами, как и на металлофоне, цитре. Цифры наносят на верхнюю часть белых клавиш. Постепенно дети перестают смотреть на цифры, играют не глядя, пользуясь мышечным ощущением. На аккордеоне могут играть не все дети; некоторых ребят затрудняет одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой.

Когда дети научатся играть на аккордеоне, более способных можно учить игре на духовом инструменте.

Из духовых инструментов рекомендуется брать духовую гармонику «Мелодия-26». У духовой гармоники с фортепианной клавиатурой 26 клавиш с диапазоном си малой октавы – до 3 . Инструмент держат левой рукой, четыре пальца охватывают ручку, большой палец упирается в инструмент с обратной стороны снизу. Мундштук берут в рот. Инструмент надо держать слегка наклонно вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.

Играют пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно пользоваться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся с клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый во время игры, зависит от струи воздуха. Дуть нужно без напряжения. По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном: нажимают кнопку на обратной стороне инструмента и легко дуют в мундштук.

Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.

Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на п е р в о м – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на в т о р о м – подбирают попевки, на т р е т ь е м – исполняют их по своему желанию.

Литература

    Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.

    Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение: Владос, 1994.

    Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах в 20- гг. стал известный педагог и музыкант Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Совместно с Н. А. Метловым по этой проблеме работали Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскина, М. А. Румер, Н. А. Ветлугина, позднее - О. П. Радынова, А. Н. Зимина и др.

По классификации Н. А. Ветлугиной, все детские музыкальные инструменты делят на два вида: беззвучные и звучащие. К беззвучным музыкальным инструментам относят игрушки, изображающие музыкальные инструменты: пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, скрипки с нарисованными струнами и др. Они используются для создания у детей представления о разных музыкальных инструментах, а использовать их дети могут в сюжетно-ролевых играх, драматизациях.

Звучащие музыкальные инструменты подразделяют на шумовые, издающие звуки неопределенной высоты, на которых можно исполнить только ритм (бубен, треугольник, ложки, музыкальные коробочки и др.) и звуковысотные (мелодические): с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, баяны, аккордеоны и др.), издающие один звук (дудки, свирели, рожки и др.), с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки и др.).

Звучащие музыкальные инструменты делятся также на 1) струнные - цитры, домры, балалайки, арфы и др.;2) духовые - флейты, саксофоны,кларнеты, триолы и др.; 3) клавишно-язычковые - баяны, аккордеоны,гармоники; 4) ударно-клавишные - рояли, пианино; ударные - металлофоны, ксилофоны, бубны, треугольники, тарелки, барабаны и др.

Обучение детей игре на шумовых музыкальных инструментах начинают со II младшей группы: на деревянных палочках, ложках, бубнах, погремушках, музыкальных молоточках, коробочках и др. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан) и т. д., обсуждать с детьми на каком инструменте лучше подыграть ходьбе, бегу, танцу.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Вначале осваивают приемы игры на нем: стаккато, глиссандо.

Существует несколько способов обучения игры на мелодических инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху. Обучение дошкольников игре по нотам очень трудоемко и редко используется в практике. Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игры на инструментах, но музыкальный слух при этом не развивается, т. к. у детей активизируется в основном зрительное восприятие, зрительная память. Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, также приводит к механическому воспроизведению мелодии. Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Для этого используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Можно также показывать рукой движение мелодии, одновременно пропевая ее.

Методика обучения игре на инструментах построена по принципу постепенного усложнения исполняемых попевок и песенок. Вначале ребенок играет мелодии, построенные на одном звуке, затем на двух, трех соседних звуках, и только потом учится исполнять мелодии с интервалами. Необходимо, чтобы ребенок играл на инструменте только хорошо ему знакомую мелодию. Подпевать он может только в том случае, если может чисто интонировать мелодию.

Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он свободно лежит на указательном пальце, его слегка придерживают большим), направлять удар нужно на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты - пониже.

После того как металлофон освоен, дети старшей и подготовительной к школе группе обучаются игре на других мелодических инструментах - струнных, духовых, клавишно-язычковых.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором - подбирают попевки, на третьем - исполняют их по своему желанию.

Детский оркестр - один из видов коллективного музицирования. Существует несколько видов детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментах), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Шумовой оркестр можно организовать с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. Ансамбль ложкарей можно организовать, начиная со средней группы. В него можно включить несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник и др.). Смешанный оркестр организуют в старшем дошкольном возрасте.

Прежде, чем дети смогут коллективно музицировать в оркестре, необходимо провести с ними много индивидуальных и подгрупповых занятий, которые организует и музыкальный руководитель и воспитатель. Заниматься с детьми игрой на музыкальных инструментах можно как на музыкальных занятиях, так и в повседневной жизни детского сада, поэтому в группе должно быть достаточное количество шумовых и мелодических инструментов. В игре на музыкальных инструментах у детей развиваются музыкальные и коммуникативные способности, трудолюбие и творчество.

Роль музыкально - дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей (на примере конкретных игр)

Н. А. Ветлугина предложила классификацию музыкально-дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, дидактические требования к оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А. Н. Зимина, Э. П. Костина.

Целью музыкально-дидактических игр является развитие у детей музыкально-сенсорных способностей. Данные игры содержат игровые действия и правила, выполнение которых помогают развитию ладового чувства, музыкального слуха и чувства ритма. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий, ребенок учится различать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.

В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действийА. Н. Зимина подразделяет музыкально-дидактические игры на три вида: 1) спокойное музицирование , в которые дети чаще играют за столами с наглядными пособиями (картинками, дидактическимикарточками, музыкальными инструментами); 2) подвижные игры с элементами соревнования , в которых дети двигаются, ориентируясь на особенности звучания музыки: тихое или громкое, быстрое илимедленное,веселое или грустное ее настроение;3) игры, построенные по типу хороводных, в них движения детей спокойные, большинство детей двигаются по кругу, а ведущие - в кругу. Музыкально-дидактическая игра всегда требует слуховой сосредоточенности, которая способствует развитию слухового восприятия. Так во время игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием. Например, в играх первого вида дети учатся различать тембр музыкальных инструментов: барабана, дудочки, бубна, металлофона и др. («Угадай, на чем играю?»), определять настроение музыки («Солнышко и дождик»), различать музыкальные жанры («Что можно делать под эту музыку: спать, когда звучит колыбельная, маршировать под марш или петь, когда звучит песня»). Игры второго вида часто имеют соревновательный характер, например, «Веселый оркестр» под 1-ую часть музыки дети бегают вокруг музыкальных инструментов, разложенных по кругу, под 2-ую часть, со сменой характера музыки - играют на них; кому не хватило инструмента, тот - дирижер.

В младшем возрасте дети легче всего воспринимают звуковысотные соотношения: высокие, средние, низкие звуки. С ними можно играть в игры «Птица и птенчики», «Какой колокольчик звучит?», «Музыкальная лесенка» из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. Например, высоко на дереве сидят в гнезде птенчики и поют: «Чик-чирик, чик-чирик» тоненькими, высокими голосами (педагог поднимает руку вверх), а мама - птица сидит под деревом на земле и поет свою песню низким голосом: «Чик-чирик, чик-чирик» (педагог опускает руку низко, затем показывает картинку из «Музыкального букваря». Самостоятельно играть малыши еще не могут.

С детьми средней группы проводят все виды игр. В игры «спокойного музицирования» дети среднего возраста успешно играют под руководством педагога и самостоятельно в музыкальном уголке. Подвижные музыкально-дидактические игры вызывают у некоторых детей затруднения, с ними проводятся дополнительные занятия индивидуально или небольшими подгруппами. Например, педагог говорит: «Когда будет звучать плясовая мелодия, плясать будет Коля, а когда тихо - Наташа». Со средней группы следует создавать среду для самостоятельного проведения детьми музыкально-дидактических упражнений - настольно-печатный и игровой музыкально-дидактический материал в музыкальном уголке: музыкальные шкатулки, музыкальное лото, домино, наборы картинок с изображением музыкальных инструментов, шумовые музыкальные инструменты и металлофон, музыкальные аудиозаписи.

В старшем дошкольном возрасте дети играют самостоятельно, а также наиболее одаренные из них проводят их друг с другом или с коллективом детей. Старшим детям доступны игры всех трех видов, их проводят на музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, на прогулках. Игра для детей старшего возраста: «Лошадки». Дети делятся на две команды: белые и черные лошадки. Когда звучит тихая музыка, скачут белые лошадки, а когда громкая - черные. Усложненный вариант: третья команда детей играет лошадкам под музыку ритм на шумовых инструментах. Детей старшего возраста необходимо обучать играм творческого характера: «Прогулка», «Наше путешествие» и другие.

Таким образом, педагог должен создавать в группе музыкальный уголок, содержащий музыкальные инструменты, наглядные пособия для музыкально-дидактических игр, разучивать игры с детьми на занятиях и в повседневной жизни детского сада, способствуя тем самым развитию их музыкально-сенсорных способностей.

Непосредственно организованная деятельность по музыкальному развитию детей, ее типы. Составить план музыкального занятия по любой возрастной группе

Содержание, организацию и методику проведения музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста разработали Н. А. Ветлугина, И. Н Комисарова, О. П. Радынова, А. Н. Зимина и др. По определению О. П. Радыновой, музыкальные занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей и формирование основ музыкальной культуры.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования непосредственно образовательная деятельность по музыкальному развитию детей в ДОУ проводятся во всех возрастных группах 2 раза в неделю, их длительность: в младших группах - 20 минут, в средних - 25 минут, в старших - 30-35 минут.

Структура и содержание непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей (НОД) - музыкального занятия:

1часть - вводная. Она состоит из музыкально-ритмических движений (входа детей под музыку в зал, разных видов ходьбы и бега, танцевальных и имитационных движений).

2 часть - основная. В нее входит слушание музыки (1-2 произведения), пение (распевание, певческие импровизации, разучивание песен), танец и музыкальная игра.

3 часть - заключительная Ее задача привести организм детей в спокойное состояние. Дети выполняют ходьбу под марш, упражнения на релаксацию, подводится итог занятия. По содержанию все музыкальные занятия (НОД) подразделяются на разные типы.

Типовая непосредственно образовательной деятельность по музыкальному развитию детей (НОД) является традиционной. В ходе этой деятельности дети слушают музыку, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и в музыкально-дидактические игры.

НОД тематическое. Темы таких музыкальных занятий могут быть игровыми («Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке»), учебно-познавательными («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказывает музыка») и др.

НОД по слушанию музыки проводят с детьми среднего и старшего возраста, т. к. они уже имеют опыт восприятия музыки и определенный запас музыкальной терминологии. Длительность такого занятия в средней группе 10 мин., в старших -20-25 мин.

НОД по развитию музыкального творчества проводят с детьми старшего возраста. Дети на этих занятиях сочиняют мелодии на заданный текст, составляют пляски-импровизации, сочиняют мелодии на металлофоне.

НОД по обучению детей игре на инструментах сначала проводится воспитателем на индивидуальных занятиях, затем музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению детей в ансамбле и оркестре.

Комплексные занятия - НОД, на которых в равной степени представлены музыка, изобразительное искусство и литература.

Интегрированные занятия - НОД, в которой для раскрытия одной темы используются разные виды детской музыкальной деятельности.

НОД с доминированием одного вида деятельности, на которых преобладает какой то один вид музыкальной деятельности:пение или игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения или слушание.

Воспитатель должен быть активным помощником музыкального руководителя на занятии: поет песни, произношением слов в песне, танцует вместе с детьми, следит за осанкой детей, осуществляет показ музыкально-ритмических движений и игры на музыкальных инструментах.

План тематической НОД по музыкальному развитию детей в средней группе:

«Снова осень к нам пришла»

1. Музыкально-ритмические упражнения. Ходьба и бег под музыку М.Красева. Танцевальные упражнения с листьями: летают, кружатся, падают на землю, снова летают.

2. Слушание. «Падают листья» муз. М. Красева.

3. Пение. «Осень» муз. И. Кишко, «Урожайная» муз. А. Филиппенко, «Листопад» Т. Попатенко.

4. Игра. «Найди свой овощ» р. н. м. «Как под яблонькой».

Таким образом, педагог должен при организации и проведении непосредственно образовательной деятельности детей по музыкальному развитию использовать разные типы занятий: типовые, тематические, доминантные, комплексные, интегрированные и др-е, а также разные виды организации детей: фронтальную, а в совместной деятельности: подгрупповые и индивидуальные.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 « Вишенка»

Индивидуальный план работы по самообразованию
музыкального руководителя
Андреевой Ирины Александровны
На 2015-2017 учебный год
«Развитие Чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Начало работы над темой – 2015 год
Предполагаемая дата окончания работы – 2017 год

г. Вольск, 2015

Приложения №1
Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ».

Приложение №2
Консультация для воспитателей «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности».

Приложение №3
Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду.

Приложение №4

Приложение №5
Диск «Презентация для воспитателей и родителей «Детские музыкальные инструменты».

Приложение № 6
Диск «Презентация для детей дошкольников «Музыкальные инструменты».

Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Цель:
Образовательные:
- развивать чувство ритма;
- тренировать внутренний слух;
- способствовать развитию познавательного интереса;
- учить выделять сильную долю такта;
Задачи:
- осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
- выявить критерии и показатели уровня сфомированности чувства ритма у детей;
- разработать систему занятий музыки с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма.
- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста;
Предметом исследования - педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.
Гипотеза исследования – эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии:
- если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока:
I блок – ознакомительный (ритмические упражнения; тематические уроки музыки);
II блок – основной (обучающие уроки игре на ДМИ);
III блок – итоговый (игра в детском оркестре).
Ожидаемый результат:
Чувство ритма, чувство музыкального ритма является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.

Месяц, год
Тема
Содержание работы
Практический выход

Сентябрь
2015 год
Приобретение музыкального репертуара и литературы. Разработка системы обучения детей на ДМИ.
Изучение теоретического материала по данной теме.
Систематическое использование на индивидуальных занятиях.

Октябрь
Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ.
Развиваем чувство ритма детей при восприятии музыки, игре на музыкальных инструментах.
Раздача консультаций родителям, беседа.

Ноябрь
Консультация для воспитателей: « Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности».
Развиваем у детей чувство ритма: игра на ДМИ, как один из видов музыкальной деятельности детей.
Семинары для воспитателей.

Декабрь-
Февраль
«Ударные шумовые музыкальные инструменты»
Проводится изучение всех видов ударных шумовых музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: барабан, маракас, трещетка, колокольчик, треугольник, бубен, ложки.

Январь
2017 год
Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов на дому».
Примеры и показ изготовления инструментов, применение ИКТ.
Раздача консультаций, выступление на родительских собраниях.

Февраль
Инновационные методы работы с детьми, родителями и воспитателями.
Улучшение способности педагогической системы образовательного
Систематическое использование на музыкальных занятиях, утренниках, собраниях, семинарах.

Май
Совместная работа детей и родителей по развитию чувства ритма в процессе игры на ДМИ.
Добиваться от детей эмоционального исполнения.
Показ на утренниках, концертах.

Июнь-Август
Изучение новой литературы по данной теме, приобретение новых музыкальных инструментов и репертуара.
Знакомство с разными методиками преподавания игры на ДМИ. Продолжать обогащать ЗУН о развитии чувства ритма у детей.
Использование на музыкальных занятиях и в различных мероприятиях.

Октябрь-Декабрь
Доклад «Развитие чувства ритма у детей с использованием ДМИ».
Использование накопленного опыта и материала по теме самообразования. Итоги и анализ.
Выступление на педагогическом совете.

Март-Апрель
2016 год
«Ударные мелодические музыкальные инструменты».
Проводится изучение всех видов ударных мелодических инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду.
Таких как: металлофон, ксилофон, свистульки.
Систематическое использование на музыкальных занятиях.

Май
Открытое музыкальное занятие «Звуки природы».
Дети показывают свои знания по игре на ДМИ, повторение материала. Использование системы обучения детей игре на ДМИ.
Выступление на КМО (кустовое методическое объединение).

Октябрь
Конкурс между группами детей «Лучший ансамбль».
Дети демонстрируют технику игры на инструментах, эмоциональное исполнение.
Выступление на утренниках, праздниках и в разных развлечениях.

Ноябрь-Декабрь
Участие с данной темой на конкурсах в различных сайтах интернета.
Новогодние утренники с использованием ИКТ (инфо-коммуникационные технологии) и применением ДМИ.
Публикация материала на сайтах интернета.

бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида № 11» Семинар­практикум для педагогов на тему: «Современные подходы к обучению детей игре на музыкальных инструментах». Подготовила: Е.А.Фадеева, старший воспитатель, высшая кв. категория

2018 г. Цель ­ повышение педагогической компетенции музыкальных руководителей и обмен опытом. Задачи: 1.Систематизировать теоретические знания музыкальных руководителей осистеме Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками». 2.Апробировать на практике методактивации творческих проявлений и метод моделирования музыкального языка по системе Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками». 3.Обобщить опыт работы ДОУ № 11 в данном направлении. План семинара­практикума: 1.Теоретическая часть. 2.Практическая часть. 3.Опыт работы. Методы и приемы: практический, словесный, наглядно­двигательный. Оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация, карточки­модели, самодельные шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты. Ход семинара­практикума. 1.Теоретическая часть. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Одной из задач музыкального развития дошкольников является развитие их творческих способностей в процессе игры и музицирования на музыкальных инструментах.

Инициатором обучения детей на музыкальных инструментах в 1920­х годах стал известный деятель А.А. Метлов. Совместно с ним работали педагоги: Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Руммер, в последствии – Н.А. Ветлугина. Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей, развивает ладовое чувство, музыкально­слуховые представления. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально – ритмические движения (четче воспроизводят ритм). Кроме того, игра на детских музыкальных инструментах стимулирует интерес к инструментальной музыке, развивает волю, стремление к достижению цели. Чтобы взаимодействовать с современными детьми, педагогу самому необходимо быть современным. Мы не отрицаем традиционные методы и приемы, но все же считаем, что необходим поиск новых способов сотрудничества, способных наиболее эффективно решать проблемы развития музыкально­творческих способностей дошкольников. «Элементарное музицирование с дошкольниками» Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой – это система, при которой деятельность педагога строится в соответствии с принципом «для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка». Принцип постепенности, «переход от простого к сложному» является основным при организации работы с практическим материалом по данной технологии. Занятия элементарным музицированием включают в себя:  речевые игры;  поэтическое музицирование;  координационно­подвижные игры и упражнения;  игры с инструментами Карла Орфа и звучащими самодельными инструментами;  пальчиковые игры. Занятия элементарным музицированием строятся, опираясь на два основных метода:

1. Метод активации творческих проявлений, который подразумевает детское музицирование и игру в разнообразных формах, направляемых педагогом. 2. Метод моделирования музыкального языка, который позволяет показать и дать детям почувствовать ребенку особенности выразительных средств и их отношений в доступной для него форме. Моделируются ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка затрудняется. Метод активации творческих проявлений. Речевые игры. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Поэтическое музицирование. Что необходимо для творческого музицирования? Одно из главных условий успешного развития творческих способностей – комфортная психологи ческая обстановка. Важно проявлять сочувствие к неудачам ребенка, терпеливо относиться даже к странным его идеям, нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Используя музыкальные инструменты, дошкольникам создаются условия для творческих проявлений: им предлагается озвучить стихотворение, дополнить и украсить его звучанием своего инструмента. Здесь соблюдается триединство «слышу – говорю – играю». Координационно­подвижные игры и упражнения. Координационно­ подвижные игры и упражнения – это ритмизованная речь с движением. Использование двигательных упражнений учит детей изображать звуки и настроения с помощью элементарных движений (хлопки, щелчки, притопы), при этом у детей вырабатываются быстрая реакция, умение ждать, находить момент вступления. Использование координационно­подвижных игр и упражнений способствует накоплению детьми двигательного опыта, показывает ребенку, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, времени, скорости, траектории в пространстве, настроению, выразительности поз и жестов, сходству и различию с моделью. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Это создает предпосылки творческого самовыражения.

Игры с инструментами К.Орфа и звучащими самодельными инструментами. Завораживающая, чарующая красота звучания орфовских инструментов притягательна для детей, что дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных и бархатных, хрустящих. Ведь знакомство с различными звуками должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки. Существует много разнообразных возможностей использования детских музыкальных инструментов в дошкольном учреждении. Это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре. Цель педагога ­ с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т.д. Пальчиковые игры. Посредством пальчиковых игр у дошкольников развиваются не только тактильные движения, координация, но и более интенсивно происходит их речевое развитие. Метод моделирования музыкального языка. Моделирование может быть:  Речевое  Двигательное  Графическое  Пространственное Модели можно использовать для показа детям любого элемента музыкальной речи:  метра  ритма   динамики  формы звуковысотных отношений Моделирование метра и размера:  Двигательное метрирование – это использование различных видов равномерного движения: звучащие жесты, а также любые другие движения тела (см. памятку). Ритмические импульсы, проходящие

через тело, запоминаются навсегда. Игра со звуками своего тела есть первая бессознательная импровизация ребёнка.  Тактирование – показ двухдольных, трехдольных и четырехдольных размеров, касаясь разных частей своего тела. Сильная доля и слабые исполняются неодинаково(например, шлепок по коленям плюс два щелчка; притоп плюс три удара указательными пальцами).  Графическое – использование рисунков, карточек или записи Моделирование ритма. Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям необходимо «пропустить» их через свое тело. Самый доступный, простой и занимательный для детей способ – это сыграть ритмический рисунок на своем теле, используя звучащие жесты (хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.). Когда дети будут готовы осознать и воспринять необходимость графической фиксации ритма, сначала можно предложить им рисовать пиктограммы, основываясь на соотношении большой – длинный, маленький – короткий. Моделирование звуковысотных отношений:  Речевое. Подражая голосам животных и птиц, дети знакомятся с контрастными регистрами звучания. Глиссандируя голосом вверх­вниз (качели, горка) дети изучают выразительные возможности регистров и своего голоса.  Графическое. В нем присутствуют различные варианты полных и неполных (две – три ступени) лесенок.  Пространственное. Моделирование рукой в воздухе направления мелодической линии. Моделирование динамики:  Речевое. В речевых упражнениях: крик, шепот, громкая ритмизованная – тихая речь.  Двигательное. Показать движениями тела (на месте и в движении) громкое и тихое звучание, переходы и перепады динамики.  Пространственное. Показ руками в воздухе объемов, имитирующих степень громкости и переходы динамики. Моделирование музыкальной формы:

 Пространственно­графическое – использование условной записи (геометрических фигур, цвета), карточек, предметов для обозначения разделов формы Композитор и педагог Б.Асафьев писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип должен стать определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования. 2.Практическая часть. С участниками семинара­практикума проводятся игры и задания. Речевая игра «Веселые мыши» (сл. В. Друка) . Поэтическое музицирование на стихотворение «В весеннем лесу» (В. Лунин) В веселом прозрачном Весеннем лесу Весеннюю ветку В руке я несу. Весенняя шишка Под елкой молчит, Весенней капели Песня звучит. Весенняя шишка Под елкой молчит, Весенней капели Песня звучит. Весенний жучок Прилетел и сказал: Подснежник тебе Привет передал! Проснулись деревья В лесу ото сна, Веселую песню Поет нам весна. Колыхать листы бумаги Играть на расческе Играть на металлофоне и стаканчиках Играть на расческе Играть на металлофоне и стаканчиках Долгий звук колокольчика Разрезанные пластиковые бутылки Играть на шумелках­киндерах Разрезанные пластиковые бутылки Все инструменты Пальчиковая гимнастика «Семейка огурцов» (Сл. А. Усачева) .

Координационно­подвижная игра «Передай другу». Танец­игра с ложками. 3.Опыт работы ДОУ. Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение детей с музыкальными инструментами. Мы используем в работе шумовые и мелодические инструменты. В младших группах это в основном музыкальные игрушки, шумовые инструменты. В старших группах дети знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них. Кроме детских музыкальных инструментов промышленного производства мы используем самодельные инструменты из бросового материала. У нас были организованы ряд мастер­классов по изготовлению шумовых инструментов, как новая форма организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС. На первом мастер­классе ребенок подготовительной группы учил делать маракасы друзей из своей группы. Далее эти ребята провели мастер­класс по изготовлению шумелок для детей средней группы. Всем очень понравилось: и старшим дошкольникам вести мастер­класс, и малышам учиться у старших! Третий мастер­класс был проведен ребенком подготовительной группы для взрослых – родителей воспитанников. Благодаря такой современной и эффективной форме, как мастер­класс, в детском саду пополнилась развивающая среда по музыкальному направлению, дети с радостью и особой бережливостью играют в оркестре на шумелках, изготовленных своими руками. Привлечение детей к сбору материала и изготовлению самодельных инструментов пробуждает их интерес к элементарному музицированию. А сотрудничество дошкольников с воспитателями и родителями и организация такой формы, как мастер­классы, не только формирует практические навыки, но и содействует их активному участию в творческом процессе. Всем известно, что лучшие условия для развития ребенка, в том числе и музыкального, создаются в семье. Но все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. Педагоги стараются учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение. Мы стараемся убедить родителей, что только заинтересованность детей поможет добиться успеха в

их музыкальном развитии. А заинтересовать детей чем­либо взрослый может только тогда, когда он увлечен сам. Мы продумываем такие современные формы взаимодействия с родителями воспитанников, как например, семейные клубы и мастер­классы, на которых рассказываем им об опыте музыкального воспитания, накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли дома его использовать. Заранее проводится работа с родителями по подготовке материала для изготовления инструментов. Предварительно объясняется, что музыкально­творческое развитие детей происходит более успешно, если в семье уделяется этому должное внимание. Мы проинформировали их о содержании, методах и формах работы, проводимых с детьми по обучению игре на музыкальных инструментах и пригласили к творческому сотрудничеству. Музыкальный руководитель при обучении детей выполняет информационную функцию. Это прежде всего качественное исполнение музыкальных произведений. Оно должно быть профессиональным, ярким. При ознакомлении дошкольников с разными музыкальными инструментами считаем очень важным сотрудничество ДОУ со школой искусств. Для накопления дошкольниками полноценных музыкальных впечатлений большое значение имеет общение со специалистами – настоящими музыкантами, профессионалами своего дела, так как аудиозаписи не способны полностью заменить живое звучание инструмента. Поэтому мы практикуем такую современную форму работы, как музыкальные гостиные и встречи с интересным человеком: преподавателем по классу домры и ее учениками; преподавателем по классу баяна; преподавателем по классу духовых инструментов и ее ученицей; преподавателем по классу скрипки и фортепиано и их ученицами. Нужно отметить, что музыкальные инструменты использовали не только на музыкальных занятиях, но и на занятиях по развитию речи. Например, развивая связную речь при описании картин, также использовали музыкальные инструменты. Было предложено детям рассказать, что изображено на картине, придумать рассказ по картине. После того, как дети придумали рассказ, предложили «оживить» его с помощью музыкальных инструментов. Дети самостоятельно выбирали инструменты, ориентируясь на тембровую окраску.

Воспитатель общается с детьми в быту – руководит их самостоятельной деятельностью, организует игры, слушание музыки. Такая современная форма, как педагогический проект, тоже может способствовать обогащению музыкальных впечатлений дошкольников. В подготовительной группе был организован проект «Знакомство с творчеством С. Маршака». Как часть проекта, одним из мероприятий стало озвучивание «Сказки об умном мышонке». При озвучивании сказки детскими музыкальными инструментами обращали внимание на то, чтобы дети правильно держали музыкальные инструменты, использовали правильные приемы звукоизвлечения, а также обращали внимание на выразительные возможности звучания каждого инструмента. В средней группе был организован проект «Колокольчики». Цель проекта ­ познакомить детей с многообразием колокольчиков, с их звучанием, материалом из которого их изготавливают. Продуктом проекта стал мини­ музей колокольчиков. Мы сделали вывод, что работа с детьми по элементарному музицированию предполагает качественно иные подходы к обучению со стороны педагога. Его задачей становится не просто направлять учебный процесс, а жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их успехам. Эту педагогику по праву называют педагогикой сотрудничества. Работая по системе Т.Э.Тютюнниковой над развитием у детей музыкальных способностей, появляется возможность не только вводить детей в мир прекрасного, но помогает стабилизировать положительный эмоциональный фон, преодолевать в себе комплексы, неуверенность, приобретать социальный опыт, реализовывать свои творческие способности. Важно подчеркнуть, что игра на детских музыкальных инструментах активизирует внимание и волю детей, помогает преодолеть скованность, застенчивость, робость, развивает чувство уверенности в себе, самостоятельность. Ресурсы: 1. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки (система обучения К. Орфа): учебно­ методическое пособие. Москва, АСТ, 2000 2. Тютюнникова Т. Э.Бим! Бам! Бом!: учебно­методическое пособие. Санкт­Петербург, 2003 3. Боровик Т. А.Звуки, ритмы и слова: учебно­методическое пособие. Минск, 1999

4. Тарасова К.Онтогенез музыкальных способностей. Москва, «Педагогика», 1988 5. Давыдова М. А.Музыкальное воспитание в детском саду. Москва «ВАКО», 2006 6. Журнал «Дошкольное воспитание». 1997. № 8, 10; 1998. № 2, 9, 12 1999 № 4, 7 7. Журнал «Музыкальный руководитель». 2004. № 1 – 6; 2005. № 2 8. Журнал «Музыкальная палитра». 2002. № 2; 2004. № 1 – 5; 2005. № 1 – 5 9. Журнал «Обруч». 2003. № 1 10.Ковалив В. «Мои первые ритмы: раскраска­пособие». Минск, 2003 11.Тютюнникова Т.Э. Веселая шарманка. Шумовой оркестр для детей – М.: 2007г. – с. 8816. 12.Барсова И. Книга об оркестре.­М.; Музыка 1969. – 232 стр. 13.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников /О. П. Радынова А.И Катинене М.Л. Палавандишвили. М.: Просвещение: Владос, 1994. 14.Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа. ­ М.: Астрель. ­ 2000. – 144 стр. 15.Т.Э.Тютюнникова «Сундучок с бирюльками». М.: 2009 г. (стр. 15, 22, 27; 65)

Почему мы уделяем большое внимание игре на ДМИ? Да потому что детское музыцирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознание различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду.

(из опыта работы МБУ детский сад № 49

"Весёлые нотки"г.о. Тольятти)

ПЛАН.

  1. Актуальность проблемы.
  2. Н.А. Метлов - как инициатор обучения дошкольников на музыкальных инструментах.
  3. Игра на ДМИ - полезное и интересное занятие.
  4. Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами в 1 мл. Группе.
  5. Вторая младшая группа.
  • Игра на ударных инструментах.
  • Развитие динамического восприятия и тембрового слуха.
  • Знакомство с металлофоном.
  1. Игра на металлофоне - новый вид музыкальной деятельности в средней группе.
  • Освоение технических приемов при игре на металлофоне.
  • Игра попевок на одном звуке и двух соседних.
  • Использование музыкальных игрушек при исполнении программных песен.
  1. Старшая группа.
  • Новые задачи при игре на металлофоне.
  • Знакомство с новыми инструментами, овладение техникой игры на них.
  • Игра в ансамбле.
  • Роль музыкально-дидактических игр при обучении дошкольников игре на ДМИ.
  • Знакомство с нотами.
  1. Подготовительная группа.
  • Знакомство с ксилофоном, аккордеоном.
  • Игра на металлофоне развернутых мелодий.
  • Обучение нотной грамоте.
  1. Создание оркестра - главный этап нашей работы.
  2. Значение коллективного музыцирования.

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека.

В.А. Сухомлинский.

Одна из самых актуальных и "больших" проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. На протяжении многих лет мы дискутируем: среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают: "Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду". Воспитатели в свою очередь считают: "У нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки". К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Причем взаимодействие между музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе.

Задачи музыкального воспитания.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

  1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
  2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Основной формой музыкальной дея-ти в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов √ как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной дея-ти детского оркестра, как основы элементарного музыцирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Еще в 20-е годы Н.Метлов и Л.Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40х годах Н.Метловым были организованны оркестры в детском саду, созданы новые звуковысотные ДМИ. Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах(бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др), Н.А.Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определенную окраску произведению. Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любые мелодии, самостоятельно музицировать. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались системой записи нот. В союзе с мастерами- умельцами В. Рахманиновым, В.Бодровым и др. Н.Метлов в 1941-1942 г. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистым и приятным звучанием. На современных ксилофонах и металлофонах изображается названия звуков и их расположение на нотном стане. Играя на таких инструментах, дети практически усваивают элементы музыкальной грамоты. В группу мелодических инструментов Метлов ввел детскую цитру, баян, флейту, гобой. Он организовал в детском саду оркестр в составе 30-40 детей играющих на музыкальных инструментах. Для каждого произведения Н.А.Метлов создавал инструментовки с учетом жанра и структуры произведения, специфики инструмента. Особую роль в инструментовке он отводил партии фортепьяно, которую исполнял музыкальный руководитель. Партию фортепьяно он украшал дополнительными гармоническими и вариационными средствами выразительности. Очень важной считалось инструментовка пьес для ударного оркестра. На основе народных мелодий и песен Метлов создал репертуар детского оркестра, удобный для исполнения на детских инструментах; позже в репертуар вошли произведения советских композиторов.

Совместно с Н.А.Метловым в 20-40г работали известные педагоги Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Фумер и др. А в последствии разработкой этих методик занималась Н.А.Ветлугина и ее ученики (К.Линкявичус, В.В.Ищук).

Почему проводя музыкальные занятия мы уделяем большое внимание игре на ДМИ? Да потому что детское музыцирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения, которую я попытаюсь раскрыть в данной работе.

Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально- дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем в 1 младшей группе. Учим детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепьяно), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.

Каждую музыкальную игрушку вносим, создавая игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру "Погремушки" муз. М.Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают ее вверх и встряхивают с большей силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание. На каждом занятии создается атмосфера радостного настроения от общения с музыкой. На следующем занятии дети встречаются с мишкой. Он приносит бубен, он хочет танцевать. Но танцует он медленно вперевалочку муз. М Раухвергера, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с мишкой, (мишка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). На следующем занятии все дети превращаются в мишек, медленно переваливаясь с ноги на ногу, они танцуют вместе с мишкой (вос-ль играет на бубне). Затем мишка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя. а затем самостоятельно. Конечно, не у всех это получаются ритмичные удары, но все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры детей. Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идет по залу редкие удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна. Таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки. Развивать чувство ритма, а также слышать смену двух частей пьесы, умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию помогает игра "Ходим-бегаем" муз. Е.Теличеевой и пляска "Бубен" Р. Фрида. Для развития тембрового слуха уже в 1 мл. гр.проводим музыкально-дидактическую игру "Угадай на чем играю?".Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала дается только 2 контрастных по звучанию инструмента, а затем количество их увеличивается до 4. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те которые лежат перед ширмой (те на которых играет вос-ль лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием. Используя металлофон фортепиано, мы также учим малышей различать высокие и низкие звуки (игра "Птица и птенчики" муз. Теличеевой.)

Во 2-ой младшей группе мы закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в 1ой мл. гр., продолжаем знакомить с новыми -добавляем музыкальный молоточек и металлофон. Мы заметили, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития ритма мы предлагаем детям такое упражнение. Всем детям раздаем по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход- дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается и вместе с мелодией и замолкают и кубики. Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрешка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрешке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками. В игре "Мишка ходит в гости" муз. Раухвергера (мелодия им знакома с 1ой мл. гр.) предлагается играть на барабане. Вос-ль водит медведя, а ребенок медленно ударяет в барабан. В игре "Кто по лесу ходит?" задание усложняется. Здесь дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары- ходит мишка, слон, и быстрые - прыгает зайчик, бежит ежик. Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию 2 разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх "Капельки большие и маленькие", "Какая птичка поет?", дети различают до 1 и до 2 октавы. Продолжая развивать динамическое восприятие, мы используем такие игры как "Тихие и громкие ладошки", "Тихие и громкие звоночки" муз. Рустамова, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки на первом ряду - тихие звоночки, а мальчики на втором громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание. В игре " Гулять-спать" муз. Красева дети реагируют на тихое и громкое звучание игрой на колокольчиках, выполняя упражнение, связанное с двухчастной формой музыки. Далее начинаем знакомить детей с новым музыкальным инструментом-металлофоном. Стараемся, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.

"Сказка про лягушонка КВАК". (на фланелеграфе)

"Лягушонок Квак пошел гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластине металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло еще несколько капель (ударяю несколько раз). В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошелся не на шутку и капельки полились одна за другой все чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко.

Вопросы к детям,: какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент, который помогал мне изобразить настоящий дождик. Таким образом, закрепляется название инструмента, предлагается посмотреть и потрогать еще раз послушать звучание. На следующем занятии игра "Веселый дождик" закрепляет умение различать ритмический рисунок, а малыши определяют какой, идет дождь. Если в 1 мл. гр. дети, узнав инструмент по звучанию, только показывали на него, то 2 мл. гр. мы просим дать название инструменту, а в дальнейшем, узнав, назвать и поиграть на нем. Проблемные ситуации на занятиях позволяют развивать у детей творчество и фантазию.

1 занятие. В гости к детям приходят мишка и зайка. Для них приходит посылка. Дети отгадывают инструменты по звучанию, а затем раздают, кому что прислали. Затем играем на барабане, как медленно и тяжело ходит медведь, и на бубне -как весело прыгает заяц.

2 занятие. Звери потеряли в лесу инструменты барабан и бубен. Дети вспоминают, что это медведь и заяц. Предлагается поиграть на инструменте, звери танцуют под музыку.

3 занятие. Детям надеваются шапочки зайца и медведя, они выбирают себе инструменты и играют на них в сопровождении фортепиано.

При обучении детей игре на музыкальных инструментах большое значение имеет чувство ритма, умение передавать несложный ритмический рисунок. Вот почему в этой группе используются различные ударные инструменты, и пробуем оркестровать некоторые песенки, которые поем на занятии. Музыкальные игрушки используются и на праздниках. Так на Новый год мы даем детям колокольчики или погремушки- так они будят Снегурочку, которая спит в своем домике. Иногда танцуют с погремушками, а Петрушка, пришедший на праздник, показывает им движения. Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности-игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображали большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка и удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке из музыкального букваря Ветлугиной. Сначала знакомим детей с попевкой, показывая увеличенную иллюстрацию, затем поем всей группой и индивидуально. С самого начала учим точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаем прохлопать ритмический рисунок попевки используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на, бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учим согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгоняли и не опережали, и не отставали.

Упражнение "УТОЧКИ"

Наши уточки с утра: кря-кря-кря (звуки инструмента) кря-кря-кря (поют дети)

Наши гуси у пруда: га-га-га (инструмент) га-га-га (дети)

Наши курочки в окно: ко-ко-ко (инструмент) ко-ко-ко (дети).

После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее. Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии ставлю перед детьми задачу узнать ее по мелодии, спеть ее, прохлопать ритм. Затем рисунок выкладывается на фланелеграфе большими или маленькими елочками, матрешками, звездочками. На следующем занятии дети определяют попевку по ритму, выложенному на фланелеграфе. И только после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Пластины металлофона обозначаются цветными кружочками. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу. Часто играют целым оркестром из различных инструментов, что вызывает радость и желание играть еще.

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни. На музыкальных занятиях предлагаем детям индивидуальные задания. Ребенок на инструменте должен передать ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием. Это задание очень нравится детям.

В старшей группе мы знакомим детей с новым инструментом - цитрой. Сначала слушаем звучание инструмента, обращая внимание на то, что на ней можно играть медиатором, задевая за струны. Сравнивая звучание цитры с другими, инструментами находим разницу в звучании. Поскольку этот инструмент сложен для освоения, обучение на нем идет в основном на индивидуальных занятиях. В старших группах, при обучении игре на ДМИ важное место мы отводим музыкально-дидактическим играм. Так для развития тембрового слуха играем "Определи инструмент", игры с раздаточным материалом "Определи по ритму". Музыкально-дидактические игры играют очень важную роль, помогают развивать в детях определенные умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают у них музыкально-сенсорные способности. У музыки есть свои секреты, многие из которых дети постигают на музыкальных занятиях. Во второй половине года старшей группы мы знакомим детей с нотным станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте идет через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. На каждого ребенка у нас есть домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки - ноты. При знакомстве с нотами используем короткие стихи из "Нотной азбуки". Дети легче запоминают ноты и стихотворение вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у малышей. На каждом последующем занятии закрепляем материал предыдущего и даем новый.

В подготовительной группе мы знакомим детей с аккордеоном. Даем его рассмотреть. Дети слушают знакомые мелодии в исполнении руководителя и прослушиваем его звучание в исполнении музыкантов - профессионалов. Играть на аккордеоне может не каждый ребенок. Из всех детских инструментов он сложен для детей. Из группы детей 5-6 человек детей которые хотят научится игре на аккордеоне. Эта работа проводится индивидуально. Мы учим детей не вытягивать пальцы, держать их над клавиатурой, учим правильной аппликатуре, разводить аккордеон спокойно без рывков, следить за своей осанкой при игре.

Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле,приучаем слушать себя и других. Таким образом, проводя планомерную работу над развитием музыкального слуха в течение всего времени пребывания их в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу нашей работы - созданию оркестра и сознательному разучиванию в нем простейших мелодий на музыкальных инструментах. Создание оркестра дошкольников очень сложное дело, но весьма нужное и необходимое.