Этапы адаптации ребенка в загородном лагере. Советы психолога

Родители начинают задумываться о том, куда отправить ребенка на отдых, чтобы тот успел набраться здоровья и новых впечатлений.

Как утверждает психолог Ольга Леухина, адаптационный период у ребенка может продолжаться от нескольких дней до 1-2 недель. В это время он привыкает к новому месту, учиться строить отношения с другими детьми, а также с вожатыми.

Для того чтобы адаптационный период прошел как можно безболезненнее, ребенка необходимо подготовить к отдыху заранее.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ В ЛАГЕРЕ

Не подавайтесь на провокации

Конечно, поначалу многие дети жалуются своим родителям на то, что в лагере им плохо и скучно. Как правило, через несколько дней ребенок привыкнет, и начнет заводить новых друзей, поэтому не стоит бить в набат и тот час же ехать «спасать» малыша.

Ребенок рано или поздно включается в жизнь коллектива, привыкает к расписанию, установленному в лагере. И подобных жалоб больше не будет поступать. А в конце смены еще и расстроиться, что нужно ехать домой.

Подготовьте ребенка к лагерю заранее

Для того чтобы адаптационный период прошел быстрее и как можно безболезненнее, ребенка необходимо подготовить к отдыху заранее. Так, родители могут составить , которому нужно следовать всей семьей.

Психологи советуют начать подготовку к лагерному распорядку за пару недель до отъезда. Вы можете в этот период попросить ребенка заправлять самостоятельно постель, приводить в порядок свои вещи и привить ему навыки гигиены.

Убедите его в том, что вы всегда рядом

Объясните ребенку, что после его отъезда вы будете очень скучать по нему, и что первые несколько дней ему могут показаться скучными. Однако, несмотря на это, он попадет в интересных коллектив, найдет новых друзей и будет вовлечен в захватывающие процессы, которые по большей части не доступны ему дома. Также дайте ему понять, что вы с ним будете в любое время на связи, и, что бы ни случилось, он может позвонить вам.

Объясните ему роль вожатых

Ребенок должен знать, что если у него вдруг возникнут какие-либо проблемы, он всегда может рассчитывать на помощь вожатых. Заранее создайте в ребенке доверие к вожатому, и на протяжении всей лагерной смены ваше чадо будет чувствовать себя уверенней.

КОГДА СТОИТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОТДЫХА В ЛАГЕРЕ

Как утверждают психологи, дети дошкольного возраста очень привязаны к семье и дому. Поэтому путешествие в летний детский лагерь, когда ребенок оторван от родителей, может оказаться для него большим стрессом, справиться с которым будет достаточно сложно.

КОГДА НУЖНО В ЭКСТРЕННОМ ПОРЯДКЕ ЗАБРАТЬ РЕБЕНКА ИЗ ЛАГЕРЯ

  • Адаптационный период у ребенка протекает очень болезненно;
  • он никак не может привыкнуть к новым условиям;
  • у него не складываются отношения со сверстниками или вожатыми;
  • он часто просит забрать его домой.

Принимать решение о том, отправлять ребенка в лагерь или нет, стоит сугубо индивидуально. Перед поездкой постарайтесь узнать о лагере и воспитателях как можно больше информации. Самое главное, чтобы ребенок был готов к этому и сам хотел поехать на отдых в летний лагерь.

Услышав сказанное сквозь слёзы «мама, забери меня», многие родители, особенно те, кто впервые отправил ребенка в лагерь, начинают переживать, срываются, едут в лагерь и забирают свое чадо домой.

Детский психолог Екатерина Устюгова советует: «Не стоит остро реагировать на жалобы ребенка и его разочарование лагерной жизнью. Скорее всего, это временное явление, связанное с так называемым периодом адаптации. Пройдет несколько дней и ребенок успокоится, привыкнет и, вероятно, в конце смены даже не захочет уезжать».

Адаптационный период, по наблюдениям опытных детских психологов, может длиться у каждого ребёнка от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с вожатыми. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй - третий день сын или дочка перестает жаловаться родителям на то, что ему или ей скучно или не нравится в лагере.

Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.

Вожатая Мария Колосюк делится наблюдениями: «Быстрее всего адаптируются к лагерной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки рукоделия, музыкальные и художественные школы. Чем больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в лагере».

Заботливые родители могут подготовить ребенка к лагерю, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и тому подобное.

Родителям ребенка, который отправляется в лагерь впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила лагерной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в лагерь, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

Владимир, папа восьмилетней Юли и тринадцатилетнего Вадима делится опытом: «Пытаясь пробудить в своих детях интерес к лагерю я в юмористической форме рассказал им о своем лагерном прошлом, а потом достал красочные проспекты и предложил вместе выбрать лагерь, в который они поедут».

Перед поездкой родителям следует поговорить с ребенком, объяснить, что они будут по нему скучать и он, наверное, тоже, что первые дни самые тяжелые, что главное не робеть, не бояться спрашивать и знакомиться. Убедите ребенка, что даже будучи далеко от дома он не окажется брошенным, у него все равно будет защита и опора - это вожатые.

Вожатая Ольга Ерохина: «Очень важно, чтобы родители объяснили ребенку, что в любой ситуации он может обратиться к вожатому за помощью или советом».

Быть на связи

Обязательно решите вопрос связи, если по каким-то причинам боитесь дать ребенку с собой сотовый телефон, то обязательно выдайте телефонную карточку или деньги на ее покупку, чтобы ребенок мог в любое время позвонить домой. Убедитесь, что ребенок знает, как пользоваться телефонным аппаратом или карточкой.

Динара, мама двенадцатилетнего Эмиля, на личном опыте выработала правила общения с ребенком, пока он находится в лагере: «Я заранее объясняла сыну, в каких случаях ему следует звонить домой, как часто он должен выходить на связь, а также сколько денег может потратить на разговоры, какова стоимость входящих, исходящих звонков и SMS-сообщений».

Ребенок будет чувствовать себя уверенней, зная, что может позвонить домой. Однако наличие доступной связи вовсе не означает, что дети должны беспокоить родителей по любому, даже самому незначительному поводу. И, наоборот, родителям не стоит излишне контролировать своих чад.

Вожатый Сергей Порошин объясняет, что в лагере дети учатся самостоятельности, и добавляет: «Частые звонки родителям не только не способствуют более мягкой адаптации, но, напротив, могут стать поводом для конфликтов. Так ребенка, который по нескольку раз в день отчитывается о том, что он делал, с кем играл, когда ел, могут прозвать «маменькиным сынком».

В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка. Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт как со сверстниками, так и с вожатыми, поэтому меньше тоскуют по дому и чувствую себя одинокими. Такие дети без труда вливаются в лагерную жизнь, становятся заводилами, «знаменитостями», о которых помнят даже после окончания смены. Они редко звонят домой, как правило, родители сами выходят на связь.

Домашние, робкие и застенчивые дети адаптируются дольше. Они стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу, поэтому в первые дни, пока вожатый знакомится со своими подопечными и отряд только начинает сдруживаться, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними. Вожатым требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в лагерную жизнь, завоевать их доверие, поэтому адаптационный период может длиться пять-семь дней. Если ваш ребенок трудно вливается в новые коллективы, его можно отправить в лагерь вместе с другом, это не совсем снимает, но во многих случаях сильно ускоряет процесс адаптации.

Лариса Гоголева, мама семилетнего Миши рассказывает о том, как помочь малышам адаптироваться в лагере: «Маленьким детям можно дать с собой любимую игрушку или книжку и сказать, что уж с такими верными и понимающими друзьями ему точно не будет одиноко».

Адаптация - естественный процесс, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слезные просьбы ребенка забрать его из лагеря. Напротив, надо расспросить ребенка о том, что именно не нравится в лагере, предложить решение этих проблем, посоветовать обратиться к вожатому, сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, в общем, следует настроить ребенка на хороший отдых. Ни в коем случае не обещайте забрать ребенка из лагеря, если не готовы сделать это.

Если ребенок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться с администрацией лагеря и попросить вожатого прояснить ситуацию, можно по предварительной договоренности с администрацией лагеря, поехать, чтобы понять, говорит ли ребенок правду или фантазирует с целью привлечения внимания. Ребенка, который за первые дни стал предметом для насмешек и побоев, следует немедленно забрать домой. Если же ребенка никто не обижал, то надо объяснить ему, что подобная ложь не только некрасива, но и чревата тем, что в следующий раз, когда действительно может потребоваться помощь, ему могут не поверить.

Найти товарища

Психолог Дарья Коршунова предупреждает: «Сложнее всего процесс адаптации идет у замкнутых и склонных к демонстративному поведению детей. Ребенку, который тяжело вливается в коллектив, нужно больше времени, чтобы освоиться и перестать чувствовать себя чужаком». Если в отряде найдется еще один тихоня, они обязательно сдружатся, если же тихоня оказался один среди активных и бойких детей и больше недели жалуется на одиночество и просится домой, лучше его не мучить и забрать из лагеря.

Демонстративный ребенок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому закатывает истерики как родителям, так и вожатым. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дотерпеть до конца смены, оставив ребенка в лагере в воспитательных целях, те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посредине смены. Все зависит от терпения родителей и цели, которой они хотят достичь.

Особо стоит остановиться на тех случаях, когда из года в год повторяется одна и та же история: ребенок просится в лагерь, с нетерпением ожидает поездки, а потом начинает проситься домой, даже когда едет вместе с другом в знакомый лагерь, и попадает в отряд к вожатым, знакомым по предыдущим заездам.

Детский психолог Екатерина Ионова советует как пресечь подобные манипуляции: «Четко и доходчиво объясните ребенку, что если ему не нравится лагерная жизнь, то пусть он больше не едет туда. Если ребенок упорствует и продолжает рваться в лагерь, оговорите, что если он опять начнет жаловаться и будет в течение всей смены проситься домой, то его поездки в лагерь закончатся. Учтите, что обещание придется сдержать. Ребенок должен учиться не манипулировать родителями, а расставлять приоритеты и выбирать».

Прекратить просьбы забрать ребенка домой можно различными способами: разговорами, угрозами или мотивацией. Последний путь срабатывает почти со всеми детьми. Пообещайте ребенку, что по окончании смены купите ему новую игрушку, сводите его в кинотеатр или зоопарк. Важно предлагать ребенку нечто желанное, не то, что, что ему нужно, а то, что хочется. Обещание придется сдержать даже в том случае, если ребенку понравится в лагере и остаток смены он проведет с удовольствием.

Даже если первое знакомство вашего ребенка с лагерем сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Лагерь – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, выучив этот урок, в следующий раз вы и ваш ребенок отдохнете с куда большим удовольствием.

Ольга Самохина

Хотите летом отдохнуть и поправить своё здоровье, но не знаете, где лучше всего это сделать? Посмотреть информацию про все санатории Челябинской области и Урала и выбрать что-то для себя можно на туристическом портале tyr74.ru.

Ребёнок, как и любой взрослый, попадая в новый коллектив, проходит этап адаптации. За короткое время ему нужно занять свое место в отряде, найти себе друзей и единомышленников, определить занятие по душе и преодолеть барьеры общения и взаимодействия. В среднем период адаптации занимает 3-7 дней.

Каждый ребенок проходит через период адаптации, но протекать этот процесс может по-разному. Кто-то быстро вливается в деятельность лагеря, а кто-то начинает звонить родителям и умолять забрать его из лагеря. На этот период приходится самое большое количество звонков домой с просьбами забрать из лагеря (особенно, если это первое самостоятельное путешествие ребенка).

Известны случаи, когда из престижных всемирно известных лагерей дети просили родителей забрать их досрочно.

Причины такого поведения могут быть разными, но в большинстве случаев основной причиной трудностей являются личностные характеристики ребенка, а не лагерная программа или профессионализм вожатых и педагогов.

Легкость адаптации на прямую зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания ребенка.

Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт как со сверстниками, так и с вожатыми, поэтому меньше тоскуют по дому и чувствую себя одинокими.

Такие дети без труда вливаются в жизнь лагеря, становятся заводилами, «знаменитостями», о которых помнят даже после окончания смены. Они редко звонят домой, как правило, родителям приходится самим выдергивать их из активной лагерной жизни, чтобы поговорить по телефону.

Домашние, робкие и застенчивые дети адаптируются дольше.

Если до этого ребенок жил в тепличных домашних условиях и свои вещи доставал чистыми и поглаженными из шкафа, то ему может прийтись не по нраву новая жизнь. Здесь ведь надо и погладить самому, и постирать.

Такие дети стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу, поэтому в первые дни, пока вожатый знакомится со своими подопечными и отряд только начинает сплачиваться, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними.

Вожатым требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в лагерную жизнь, завоевать их доверие, поэтому адаптационный период может длиться пять-семь дней. Для многих детей одним из выходов является совместная поездка с другом или подругой. Двое - это не один. Вдвоем не заскучаешь, всегда есть поддержка.

Также трудности могут возникать, если ребенок ведет замкнутый образ жизни, у него нет друзей и подруг, и он чаще проводит время с родителями, перед телевизором или за компьютером.

Готов ли ребенок к разлуке с родителями?

Многие дети волнуются, расставаясь со своими родителями, причем чем меньше ребенок, тем тяжелее дается ему разлука. Если при этом у ребенка отсутствует какой-то опыт отдельного от родителей отдыха, поездка в летний лагерь может оказаться для него серьезным испытанием.

Взрослые, которые слишком беспокоятся за ребенка, рискуют заразить своей тревогой и его самого. Маленькие дети склонны подражать родителям и перенимать их волнения. А с таким эмоциональным багажом ребенок вряд ли почувствует себя комфортно, даже если попадет в тепличные условия.

Так называемые сверхопекающие родители особенно склонны драматизировать расставание с ребенком. Они, если и решаются отдать ребенка в лагерь, то стараются держать ситуацию под контролем - часто навещают ребенка или названивают ему. Рано или поздно такой сверхконтроль и опека делают жизнь ребенка в лагере невыносимой. Ему становится стыдно перед сверстниками и неудобно перед вожатыми за навязчивость своих мамы и папы.

Но особенно тяжело детям, которых отправляют в лагерь против их воли - ребенок чувствует себя преданным и ненужным.

Бывает и так, что поездка ребенка в лагерь на все время каникул воспринимается им как своеобразное наказание. Так происходит, если родители на протяжении года пытаются повлиять на поведение ребенка: пугают его тем, что отправят в лагерь, где его научат, как себя нужно вести и как быть самостоятельным. Даже если взрослые произносят это в сердцах, они сеют в душе ребенка страхи, связанные с поездкой в лагерь.

О том, что ребенок действительно готов к своей первой поездке в детский лагерь, свидетельствует, во-первых, его желание туда ехать. Поэтому прежде чем покупать путевку, поговорите со своим ребенком, а хочет ли он сам в лагерь? От этого также будет зависеть «успешность» этого события.

Вероятно, он не готов расстаться, хоть и ненадолго, со своими родителями или испытывает какие-то страхи, связанные с разлукой и пребыванием в детском лагере.

В этом случае есть 2 варианта: вы можете попытаться его уговорить, рассказать, какой увлекательный отдых его ждет или отказаться от идеи лагерного отдыха в этом году.

Подготовьте своего ребенка к лагерю!

Заботливые родители могут подготовить ребенка к лагерю, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив:

1. Самостоятельность: стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и следить за своей внешностью.

2. Навыки общения: для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.

Родителям ребенка, который отправляется в лагерь впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила лагерной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в лагерь, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

Что делать, если ребенок просит забрать его домой?

Постарайтесь свести ваше общение с ребёнком в первые дни пребывания в лагере к минимуму, позвольте ему сдружиться с новыми ребятами самостоятельно. Не звоните часто, не контролируйте ребёнка, дайте возможность процессу адаптации развиваться естественным ходом. Воздержитесь от частых приездов в лагерь, т.к. ваш приезд сразу сказывается на моральном состоянии не только вашего ребёнка, но и других детей. У остальных детей сразу появляются мысли: «К нему приехали, а ко мне нет, значит его больше любят, чем меня; значит я хуже, чем он» и т.д.

Не обещайте ребенку забрать его, если ему не понравится. В таких случаях подросток будет проявлять пассивность, не будет включаться в деятельность отряда и будет уверять вас, что все плохо.

Напротив, постарайтесь расспросить ребенка о том, что именно не нравится в лагере, предложите решение этих проблем, посоветуйте обратиться к вожатому.

Постарайтесь настроить его на оптимистичный лад, скажите, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, в общем, следует настроить ребенка на хороший отдых, убедите в том, что он уже взрослый, и родители гордятся его самостоятельностью.

Если у Вашего ребёнка во время пребывания в лагере возникают какие-либо проблемы, и он стесняется обратиться к сотрудникам лагеря, пожалуйста, сообщите об этих проблемах руководителю смены.

Следует отметить, что динамика отрядного сплочения предполагает прохождение периода конфликтов между детьми. Чаще всего разногласия между подростками возникают на бытовой почве (кто раскидал или подвинул вещи и т.д.)

Ведь наши подростки такие разные. У каждого из них на разном уровне сформированы навыки самообслуживания и гигиены, уже успел сложиться различный уровень общей культуры и воспитанности. И не все подростки умеют сами решать возникающие разногласия.

Иногда родители забирают ребенка, если его кто-то обидел и конфликт не был разрешен мирно. Ребенок, уехавший из отряда в подобном случае, усваивает стереотип поведения, при котором все его сложные жизненные ситуации должны разрешить родители. В конечном итоге формируется неуверенность в себе и своих силах, представление о собственной слабости перед трудностями. Досрочный отъезд из лагеря может в дальнейшем проявиться боязнью поездок не только в детский лагерь, но в любое место «без родителей».

Лагерь помогает раскрыться детям с самой неожиданной стороны. Незнакомое окружение дает ему шанс забыть о привычных шаблонах поведения. И если во дворе или школьном классе он привык к роли "тихони", "ботаника", то здесь он имеет возможность примерить и опробовать для себя новые роли - ведь никто не знает, каким он был раньше. Получив опыт лидера, чемпиона, души компании или просто уверенного и всеми любимого мальчика или девочки, ребенок осознает, что он способен быть лучше, чем привык о себе думать.

Поэтому не стоит при первой жалобе ребенка сразу бежать забирать его, дайте ему шанс проявить самостоятельность! Доверяйте своим детям и отпускайте их, все равно они станут взрослыми. При правильном семейном воспитании это не страшно! И тогда их можно не только отпустить со спокойным сердцем в летний лагерь, но и во взрослую жизнь.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Реферат на тему Проблемы адаптация ребёнка в пионерском лагере и пути их преодоления

Студентки 1 курса 221 группы

Парычевой А. А.

Преподаватель

Сухачёв М. П.

Москва, 2009

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Проблема адаптации в детском лагере…………………………

Глава 2. Пути преодоления проблем адаптации в лагере………………

2.1 Возрастные особенности детей………………………………………

2.2 Подготовленность родителей………………………………………

2.3 Выбор лагеря…………………………………………………………….

Глава 3. Психологические особенности смены, основные периоды…….

Заключение…………………………………………………………………..

Список используемой литературы…………………………………………

Введение

Каждый человек имеет право на отдых, будь то ребенок или взрослый. Один из способов совместить отдых детей с отдыхом родителей от детей - отправить ребенка в детский лагерь.

Адаптационный период у ребёнка может длиться от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с вожатыми. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй - третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в лагере.

Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.

Я сама работала в летних лагерях каждое лето в течение пяти лет, и поэтому я решила написать реферат именно на тему адаптации детей в пионерском лагере.

Хочу отметить, что попадая в лагерь, ребёнок оказывается в совсем новом для него месте, которое значительно отличается от школы. В школе он проучился несколько лет, он знает детей и учителей, занимается учебной деятельностью, имеет определённый статус в классе.

Процесс привыкания к новому месту и новым людям всегда сопряжён с определенными стрессами и переживаниями как со стороны ребёнка, так и со стороны родителей. Все это настоятельно требует целенаправленной психолого-педагогической подготовки будущего персонала пионерского лагеря и обязательно включения в его структуру психологической службы, при разработке программы которой необходимо использовать опыт, накопленный школьными психологами. Успех их деятельности обусловлен реализацией в работе с детьми резервов каждого возраста; развитием индивидуальных особенностей школьников, а также созданием благоприятного для ребенка психологического климата. Применение данных принципов в условиях пионерского лагеря будет иметь своеобразное преломление. Поэтому, кроме индивидуально-психологических особенностей детей, в работе психологической службы должны найти отражение и социально-психологические моменты. В отличие от школьной жизни, приезжая в пионерский лагерь, ребенок входит в новую для себя социальную общность (пионерский отряд) и эффективность его развития будет во многом зависеть от того, насколько данная общность заинтересована принимать проявления его индивидуальности и насколько успешно он интегрируется в ней. В связи с этим при разработке программы деятельности психолога в пионерском лагере необходимо также учитывать положение о закономерности прохождения этапов утверждения индивидом себя как личности в новой социальной среде. Кроме того, здесь должны быть учтены колебания субъективных оценок эмоционально-психологического климата, ведь именно атмосфера, царящая в лагере, имеет определяющее значение на отдых и здоровье ребёнка.

Глава 1. Проблема адаптации в детском лагере.

Адаптация - процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития, поэтому вожатым и психологам необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности детей.

В контексте последовательного решения комплекса проблем представляется крайне важным организовать в условиях детских оздоровительных лагерей эффективную работу психологов и психологов-тренеров по коррекции эмоциональных состояний детей. Эта деятельность, естественно, не должна стать самодовлеющей, а должна выступать одним из направлений работы педагогов, наряду с досуговым, познавательным, развивающим. То место, которое отводится сегодня познавательному и развивающему аспекту работы с детьми, несомненно, заслуживает уважения, но современная реальная ситуация диктует необходимость усиления психогигиенической направленности профессиональной педагогической деятельности в условиях временных детских коллективов.

Практика показывает, что современным организаторам летнего отдыха детей приходится иметь дело с детьми, страдающими следующими типичными видами эмоционального неблагополучия:

  • расстройство поведения, вызванное ошибками семейного воспитания (комплексы, мании, навязчивости);
  • расстройство поведения, сопряженное с особенностями сложившегося стиля взаимоотношений в семье (застенчивость, неконтактность, агрессия, эгоцентризм, депрессивные состояния);
  • состояния, вызванные невниманием к ребенку в семье (психолого-педагогическая запущенность, разнузданность и вседозволенность);

· эмоциональные расстройства, детерминированные повышенным уровнем ситуативной и личностной тревожности;

  • расстройства характера, в том числе явно выраженные акцентуации характера;
  • невротические расстройства (истерические состояния, детские страхи и фобии, неврастения, навязчивости и т.д.);
  • стойкие личностные и психические защиты, проявляющиеся в аддиктивном и отклоняющемся поведении.

Как видите, многое из перечисленного связано с отношениями в семье, влияющими на ребёнка, а также его миропониманием, мировосприятием и психическим состоянием.

Таких проблем становится всё больше, и мне самой приходилось сталкиваться с ними фактически каждый раз когда я брала руководство отрядом.

Глава 2. Пути преодоления проблем адаптации в лагере

2.1 Возрастные особенности детей.

Так как сейчас идёт тенденция к формированию разновозрастных отрядов, то каждому вожатому, как начинающему, так и опытному, необходимо учитывать возрастные особенности детей, находящихся в его отряде, а также искать способы устранения конфликтов между ними.

Дети до 10 лет.

Для детей младшего возраста характерно упрямство и проявление собственной воли. Связано это с тем, что именно в этом возрасте у ребёнка появляется стремление к самостоятельному познанию окружающего мира, также не следует забывать, что маленький человек направлен на познание и самого себя. В любой семье ребёнок – центр, он привык к тому, что его все слушают, уделяют внимание преимущественно ему и поэтому вожатому сразу же надо поставить дитя перед фактом: ты в отряде не один, ты член коллектива.

Интересы:

1. Подражетельность – мы, вожатые и психологи – главный пример

2. Лёгкая изменяемость интересам. Цель должна быть ориентирована на ближайший результат.

3. Часто дети младшего возраста следуют принципу «Не получилось – не надо», следовательно наша задача научить их добиваться поставленных целей.

4. Основной вид деятельности в данный период – игровой. Чередование видов деятельности.

5. Любознательность

6. Конкретное мышление

7. Впечатлительность. Вожатый и стажёр – первые, кто должен произвести приятное впечатление на ребёнка.

Для детей до 10 лет характерны чувства: простодушие, открытость (ложь как таковая отсутствует), доброта. Они чувствуют фальшь, поэтому наш основной принцип – маленькая ложь рождает большое недоверие.

Главный оборот речи вожатых и стажёров: «Надо так». Ведь дети очень быстро забывают о том, что нельзя.

Дети 10-11 лет

Для этого возраста свойственны:

1. Жизнерадостность

2. Активность

3. Эмоциональная яркость

4. Преклонение перед физическими качествами

5. Недалёкие перспективы

Особенности: хвалить при всех, ругать с глазу на глаз. Главное в работе с детьми этого периода – не спешить с выводами при разборе конфликтов, особенно несли на конфликт повлияло что-то личное.

Дети 11-12 лет.

Велико значение коллектива. Им надо давать как можно больше самостоятельных поручений. Особенность этого возраста – бродяжничество. Также идет активное развитие абстрактного мышления, чувств, таких как любовь и дружба. Повышенный интерес к взрослым, их привычкам и поведению.

Подростки 13-15 лет.

Для них характерно формирование собственной точки зрения в противовес нашей. Поэтому вожатые должны строить с ними отношения на договорных основах, на принципах «торговли». Например, представим ситуацию: ребёнок не хочет идти на зарядку, в таком случае отбой для него будет в 9 часов вместо 10:30 вечера.

В этой категории существует своя моральная основа, поэтому любой поступок мы обсуждаем при всех, а затем делаем выводы. Каждый вожатый обязан заработать себе положение в отряде, и главное он должен делать только то, что может сам.

2.2 Подготовленность родителей.

Быстрее всего адаптируются к лагерной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки рукоделия, музыкальные и художественные школы. Чем больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в лагере.

Заботливые родители могут подготовить ребенка к лагерю, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и тому подобное. Родителям ребенка, который отправляется в лагерь впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила лагерной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в лагерь, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

Некоторые родители, когда пытаются пробудить в своих детях интерес к лагерю, в юмористической форме рассказывают им о своем лагерном прошлом, о друзьях, которых они приобрели и о полученных впечатлениях.

Перед поездкой родителям следует поговорить с ребенком, объяснить, что они будут по нему скучать и он, наверное, тоже, что первые дни самые тяжелые, что главное не робеть, не бояться спрашивать и знакомиться. Надо убедить ребенка, что даже будучи далеко от дома он не окажется брошенным, у него все равно будет защита и опора – это вожатые.

Очень важно, чтобы родители объяснили ребенку, что в любой ситуации он может обратиться к вожатому за помощью или советом.

Обязательно решите вопрос связи, если по каким-то причинам боитесь дать ребенку с собой сотовый телефон, то обязательно выдайте телефонную карточку или деньги на ее покупку, чтобы ребенок мог в любое время позвонить домой. Убедитесь, что ребенок знает, как пользоваться телефонным аппаратом или карточкой.

Объясните ребёнку в каких случаях ему следует звонить домой, как часто он должен выходить на связь, а также сколько денег может потратить на разговоры, какова стоимость входящих, исходящих звонков и SMS-сообщений. Ребенок будет чувствовать себя уверенней, зная, что может позвонить домой. Однако наличие доступной связи вовсе не означает, что дети должны беспокоить родителей по любому, даже самому незначительному поводу. И, наоборот, родителям не стоит излишне контролировать своих чад.

Частые звонки родителям не только не способствуют более мягкой адаптации, но, напротив, могут стать поводом для конфликтов. Так ребенка, который по нескольку раз в день отчитывается о том, что он делал, с кем играл, когда ел, могут прозвать «маменькиным сынком».

2.3 Выбор лагеря.

Психологи считают, что если ребенку исполнилось 8-10 лет, он здоров телом и душой, значит, отдых со сверстниками отдельно от родителей ему просто необходим.

Ваш ребенок взрослеет, ему нужно "избавляться от пуповины", и детский лагерь в этом случае - прекрасная прививка самостоятельности. В первый раз можно отправить ребенка в лагерь вместе с друзьями - так ему будет проще адаптироваться в незнакомой для него обстановке

Безусловно, поначалу ему придется испытать некоторый стресс. Ведь раньше он никогда не попадал в мир, где нет мамы, которая всегда готова принять за него решение и помочь, которая всегда его любит независимо ни от чего.
А вот воспитатель или вожатый - чужой человек, уважение и любовь которого еще надо заслужить. Не говоря уже о десятке совершенно незнакомых сверстников, которым предстоит стать приятелями или даже друзьями. Другими словами, лагерь - это настоящая школа жизни и взросления.

Главное правило: лагерь надо выбирать не только по принципу - "где хорошая погода и где вкусно кормят", гораздо важнее, чтобы дети все время были заняты и могли с толком проявить свою активность. Если перед вами выбор: за одни и те же деньги отправить ребенка в обычный лагерь (4-5-разовое питание, днем работает спортплощадка, по вечерам - дискотека и игровые автоматы) на 2 смены по 24 дня или в лагерь тематический, где время ребенка будет расписано по минутам и он постоянно будет занят чем-то интересным, но только на 2 недели, вспомните о злейшем враге с названием "скука".

Даже если остальную часть лета ребенку придется провести просто на даче, при выборе лагеря лучше ориентироваться не на количество дней, а на их качество. Если в самом начале лета вы отправите его в лагерь активного отдыха, то потом все оставшееся время он будет жить под впечатлением увлекательных лагерных развлечений, пытаясь перенести их в свою обычную жизнь.

Замечательные лагеря - такие, где вся смена посвящена какой-нибудь тематической психологической игре. Например, игра в государство. В начале смены выбираются президент, парламент, создается телевидение, почта и т.д. Все дети находят себе место в жизни: кто-то становится журналистом, кто-то артистом, кто-то политиком или бизнесменом.

Есть и другие игры: в детектив, в город, где каждый отряд представляет улицу, в школу иностранных языков, в космических пришельцев... Существуют и необычные проекты вроде "Робинзонады", где дети живут на острове в палатках и под наблюдением взрослых изучают искусство выживания человека в экстремальных условиях. Ну а поскольку все дети разные, то здесь еще полезно было бы применить индивидуальный подход и подобрать своему чаду лагерь соответствующей тематики.

Глава 3. Психологические особенности смены

3.1 Психологический аспект смены

Смена в лагере должна состоять из трёх этапов.

1. Организационный этап, включающий в себя реализацию запросов детей, привыкание людей друг к другу, к режиму. Длится оргпериод 3-4 дня. За это время вожатые должны успеть познакомить детей друг с другом с помощью различных игр (Летит по небу шар, Мобила, Снежный ком, Слоники). Именно в этот период происходит адаптация ребят к новому для них миру, новым людям. Дети сразу получают много разных эмоций и надо сделать всё, чтобы эти эмоции были положительными.

Не следует также забывать о об определении детей, нуждающихся в психологической коррекции, выявлении личностных особенностей детей. Определение их индивидуальных особенностей, выработка индивидуального подхода и скорейшее сплочение в коллектив. Разработка программ индивидуальных воздействий.

2. Основной этап – 11 дней. «Начинка смены». Стабилизация лагерной жизни, вхождение ее в относительно привычное спокойное русло. Здесь основное внимание уделяется контролю за уровнем психологического климата в отрядах. Следует также проводить психокоррекционную работу с детьми, имеющими психические отклонения: различного рода девиации, гиперактивность, импульсивность. Все важные мероприятия проводятся именно в этот период, они должны иметь яркое начало и феерический конец.

3. Заключительный этап 7 дней. Повышение дисциплинированности, анализ происшедших перемен, разработка программы дальнейшей деятельности персонала и самовоспитания ребят.

Как правило, именно на этот этап приходится наибольшее количество случаев нарушений дисциплины, выхода ребят из-под контроля воспитателей. Соответственно психологом должны быть продуманы мероприятия, снимающие психологическое состояние временности пребывания, которое вызывается скорым отъездом и порождает излишнее возбуждение. Необходимо обеспечить, чтобы ребята сильнее ощутили свою общность, принадлежность одним и тем же идеалам и стремлениям. Они должны почувствовать, что их тяга друг к другу усилится после расставания. Это заставит ребят задуматься о возможностях встреч вне лагеря, переписке между собой, о том, как хорошо бы организовать такие отношения в своей школе, классе, дворе.

Заключение

В заключение хочу сказать, что отправка ребёнка в лагерь, особенно в первый раз, это важное испытание как для родителей, так и для детей. Ко всему нужно подготовиться, всё предусмотреть. Проблема адаптации в детском лагере является особенно острой, потому что здоровье детей ухудшилось из-за сидячего образа жизни, окружающая среда всё чаще отрицательно оказывается на психическом состоянии детей и вожатый будет именно тем человеком, который сможет помочь ребёнку поверить в свои силы и свои таланты.

Список литературы

В период летних каникул многие родители задумываются о том, как сделать отдых ребенка наиболее полноценным и запоминающимся. Сегодня существует масса возможностей подарить ребенку увлекательный отдых, например, отправив его в летний детский лагерь.

Однако следует помнить, что такой отдых имеет как преимущества, так и недостатки. Поговорим о них более подробно.

Отдых в лагере придется по вкусу ребенку, если он...

1.Учитывает интересы ребенка

Каждый ребенок имеет хобби, предпочтения и интересы. Отдых в лагере, который специализируется на его любимых занятиях и развитии нужных навыков, будет для ребенка максимально полезен и интересен.

2. Расширяет кругозор.

В новом месте ребенок получает возможность узнать больше об окружающем его мире. Летние детские лагеря, как правило, расположены в местах, которые отличаются от места его ежедневного пребывания. К примеру, лагерь может располагаться на территории леса, в горах, на побережье и т. д. Такое путешествие поможет ребенку поближе познакомиться с флорой и фауной нового для него региона, получить массу положительных впечатлений от посещения новых мест.

3. Позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным.

Находясь в летнем детском лагере, ребенок учится самостоятельности, ведь в этом случае он оказывается в новой для него среде, в новом коллективе, и ему приходится принимать собственные решения, а также нести за них ответственность.

4. Развивает навыки общения и поведения в коллективе.

Летний детский лагерь помогает развивать ребенку навыки общения. Ребенок взаимодействует с другими детьми, а также с новыми для него взрослыми, адаптируется в новом коллективе, в котором приняты свои нормы и правила поведения.

Недостаток у отдыха в летнем детском лагере, пожалуй, только один: ребенок оказывается далеко от дома, от семьи, поэтому для некоторых детей, привыкших к постоянному присутствию родителей, адаптационный период может проходить достаточно сложно.

Специфика детского лагеря

Детские летние лагеря, как правило, разнопрофильные. Например, это оздоровительные лагеря, в которых особoе внимание уделяется лечению определенных заболеваний либо просто укреплению здоровья детей. Это и тематические лагеря, занятия в которых посвящаются той или иной теме, иногда меняющейся каждый заезд. Это и профильные лагеря, занятия в которых посвящаются определенному направлению, которое не изменяется в течение долгого времени.

Особенности адаптации ребенка в летнем лагере

Ребенок, попадая в новую для себя среду обитания, в новый коллектив, зачастую испытывает определенные неудобства, связанные с адаптацией. Адаптационный период может продолжаться от нескольких дней до 1-2 недель. В это время ребенок привыкает к новому месту, строит отношения с другими детьми, а также с вожатыми.

То, насколько быстро ребенок привыкнет к новым условиям, зависит от особенностей его социального и эмоционального развития, воспитания. Так, дети, привыкшие к детскому коллективу, не испытывающие особых трудностей в общении, активно участвующие в жизни коллектива, гораздо легче адаптируются в условиях лагеря.

Конечно, поначалу многие дети жалуются своим родителям на то, что в лагере им скучно. Как правило, через несколько дней ребенок привыкает, заводит новых друзей, включается в жизнь коллектива, привыкает к расписанию, установленному в лагере. И подобных жалоб больше не поступает.

Для того чтобы адаптационный период прошел как можно безболезненнее, ребенка необходимо подготовить заранее к отдыху в лагере. Так, родители могут научить ребенка заправлять самостоятельно постель, приводить в порядок свои вещи, привить навыки гигиены, рассказать о расписании дня в лагере, постараться соблюдать такой режим дома.

Объясните ребенку, что после его отъезда вы будете очень скучать по нему, и что, скорее всего, первые несколько дней он также будет скучать, и это естественно. Однако, несмотря на это, он не должен бояться знакомиться с другими детьми, играть с ними, участвовать в жизни коллектива.

Также ребенок должен знать, что если у него вдруг возникнут какие-либо проблемы, он всегда может рассчитывать на помощь вожатых. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок всегда мог связаться с вами. Если вы пока не можете доверить ребенку мобильный телефон, дайте ему телефонную карточку либо деньги для ее покупки. Убедитесь, что ребенок умеет пользоваться телефоном и картой.

Когда от поездки в детский летний лагерь лучше отказаться?

Доказано, что дети дошкольного возраста очень привязаны к семье и дому. Поэтому путешествие в летний детский лагерь, когда ребенок оказывается далеко от родителей, может оказаться для него стрессом, справиться с которым будет достаточно сложно.

Когда следует в экстренном порядке забрать ребенка из лагеря?

  • Eсли адаптационный период у ребенка протекает очень болезненно;
  • если он никак не может привыкнуть к новым условиям;
  • если у него не складываются отношения со сверстниками или вожатыми;
  • если он часто просит забрать его домой.

В этих случаях родителям лучше послушать своего ребенка и забрать из лагеря в экстренном порядке. Также это следует сделать, если ребенок заболел.

В лагере существуют определенные правила поведения, обязательные для всех детей. В том случае, если ребенок грубо и систематически нарушает их, его могут досрочно отчислить из лагеря. И тогда родителям также в срочном порядке придется забрать ребенка домой.

Отправлять или нет?

Принимать решение о том, отправлять ребенка в лагерь или нет, стоит сугубо индивидуально. В этом случае не стоит прислушиваться к мнению друзей и знакомых.

Постарайтесь узнать о лагере и воспитателях как можно больше. Первые заезды в определенные детские лагеря вы даже можете проводить совместно с ребенком.

Самое главное, чтобы он был готов к этому и сам хотел поехать в летний лагерь.

Ольга Леухина, психолог