Лишение звания. Лишение специального, воинского или почетного звания

Осужденное за тяжкое либо особо тяжкое преступление лицо, имеющее воинское, специальное звание, ранг,

чин или квалификационный класс, может быть лишено

по приговору суда этого звания, ранга, чина или квалификационного класса.

Данная статья может применяться при осуждении

за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления.

Применяется это наказание только в качестве дополнительного (ч.2. ст. 52).

2. Лишение воинского или специального звания, предусмотренное ст. 54, суд вправе применить к лицу, совершившему тяжкое или особо тяжкое преступление и тем

самым опорочившему присвоенное ему звание. Суд решает вопрос о назначении этого наказания исходя из общих

начал назначения наказания (ст. 65 УК). В контексте положений ст. 52 УК ранги, чины и квалификационные классы являются специальными званиями в широком значении этого понятия. Не относится к компетенции суда

лишение государственной награды (ордена, медали, почетного звания), ученой степени или звания.

3. Военнослужащие и военнообязанные подразделяются на рядовой состав, сержантский и старшинский состав,

состав прапорщиков и мичманов и офицерский состав, который подразделяется на младший и высший офицерский

состав. Каждому военнослужащему и военнообязанному

присваивается воинское звание. Все звания в Вооруженных Силах Украины и других войсках подразделяются

на армейские и флотские. Устанавливаются следующие

военные звания: рядовой, матрос, старший солдат, старший матрос (рядовой состав), младший сержант, старшина

2 статьи, сержант, старшина 1 статьи, старший сержант,

главный корабельный старшина (сержантский и старшинский состав), прапорщик, мичман, старший прапорщик, старший мичман (состав прапорщиков и мичманов), младший

лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, капитан-лейтенант (младший офицерский состав), майор, капитан 3 ранга, подполковник, капитан 2 ранга, полковник,

капитан 1 ранга (старший офицерский состав), генералмайор, контр-адмирал, генерал-лейтенант, вице-адмирал, генерал-полковник, адмирал, генерал армии Украины (высший офицерский состав). К воинским званиям граждан,

состоящих в запасе или отставке, прибавляются соответственно слова -запаса- или -в отставке-. Воинские звания присваиваются в соответствии с временными положениями о прохождении военной службы разными категориями военнослужащих, которые были утверждены

(см.: п. 24 Временного положения о прохождении военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами; п.18 Временного положения о прохождении военной службы лицами офицерского состава. //Вшськове законодавство Украши: Зб1рник нормативних акт!в.- К.,

1996.- С.с. 122, 142, 156-157).

Лишение воинского звания осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право присваивать

воинские звания, а также по приговору суда в случае дискредитации военнослужащим своей чести и достоинства

(см., например, п.30 Временного положения происхождении военной службы лицами офицерского состава). Военнослужащие срочной службы (кроме тех, которые имеют

звания рядового и матроса) могут быть лишены воинского звания в порядке, предусмотренном Дисциплинарным

уставом Вооруженных Сил Украины (см. п.4 ст. 5 Закона

О всеобщей воинской обязанности и военной службе- от

25 марта 1992г. //Закони Украши. Том 3.- К., 1996. С. 157). В соответствии с абз. 10 п. 15 Инструкции относительно порядка применения отдельных статей Временного положения о прохождении военной службы солдатами,

матросами, сержантами и старшинами, утвержденной приказом Министерства обороны от 11 августа 1993г. -181

и зарегистрированной в Министерстве юстиции 31 августа 1993 г. под - 118 (Закон i б!знес.- 1993.- 24 сентября), военнослужащие, проходящие воинскую службу по

контракту и имеющие звания -старший солдат- (-старший матрос-) и выше, могут быть лишены этих воинских

званий: а) по приговору суда в случае совершения ими

преступления; б) за систематическое совершение проступков, которые дискредитируют звание военнослужащего.

Постановлением Президиума Верховного Совета Украины от 21 февраля 1994г. -О воинских званиях судей

военной коллегии Верховного Суда Украины- (Ведомости

Верховного Совета Украины.- 1994.- -24.- Ст. 192) в

соответствии со штатным расписанием судьям военной

коллегии Верховного Суда Украины устанавливаются такие воинские звания: председатель коллегии - генералполковник, заместитель председателя коллегии - генерал-лейтенант, судья коллегии - генерал-майор. Воинские

звания судьям военной коллегии Верховного Суда Украины присваивает Президент Украины.

Кроме военнослужащих Вооруженных Сил Украины,

воинские звания имеют также военнослужащие Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины,

Пограничных войск Украины, войск гражданской обороны,

войск внутренней и конвойной охраны МВД Украины,

Управления охраны высших должностных лиц Украины

и иных военных формирований, созданных в соответствии

с законодательством Украины.

3. Специальные звания присваиваются Президентом

Украины (высшие специальные звания), а также руководителями соответствующих ведомств.

Постановлением Верховного Совета Украины от 22 апреля 1993 г. -О специальных званиях, форменной одежде и

знаках различия в органах внутренних дел Украины- (Ведомости Верховного Совета Украины. -1993. - - 22. Ст. 234) установлены следующие специальные звания: рядовой милиции, рядовой внутренней службы (рядовой состав), младший сержант милиции, младший сержант внутренней службы, сержант милиции, сержант внутренней

службы, старший сержант милиции, старший сержант внутренней службы, старшина милиции, старшина внутренней

службы, прапорщик милиции, прапорщик внутренней

службы, старший прапорщик милиции, старший прапорщик внутренней службы (младший начальствующий состав), младший лейтенант милиции, младший лейтенант

внутренней службы, лейтенант милиции, лейтенант внутренней службы, старший лейтенант милиции, старший лейтенант внутренней службы, капитан милиции, капитан внутренней службы (средний начальствующий состав), майор

милиции, майор внутренней службы, подполковник милиции, подполковник внутренней службы, полковник милиции, полковник внутренней службы (старший начальствующий состав), генерал-майор милиции, генерал-майор

внутренней службы генерал-лейтенант милиции, генераллейтенант внутренней службы, генерал-полковник милиции, генерал-полковник внутренней службы Украины (высший начальствующий состав). Порядок присвоения специальных званий младшего начальствующего состава и

рядового состава органов внутренних дел определяется

МВД. Специальные звания старшего и среднего начальствующего состава присваиваются в порядке, определяемом

Кабинетом Министров, а высшего начальствующего состава - Президентом Украины по представлению Министра внутренних дел. Лица начальствующего состава могут быть лишены специальных званий в случаях утраты

гражданства Украины или приговором суда, вступившим

в законную силу.

4. В соответствии со ст. 15 Закона -О государственной налоговой службе в Украине- от 4 декабря 1990 г. в

Том 1. - К., 1996.- С.с. 45-46) должностным лицам

государственных налоговых администраций присваиваются специальные звания: главный государственный советник налоговой службы, государственный советник налоговой службы I, II или III ранга, советник налоговой службы I, II или III ранга, инспектор налоговой службы I, II или

III ранга. Положение о специальных званиях и их при142

своения в данном случае утверждается Кабинетом Министров Украины.

Специальные звания работников налоговой милиции

установлены Законом -О государственной налоговой службе в Украине- (ст. 24 в редакции Закона от 5 февраля

Специальные звания работников таможенной службы

О персональных званиях государственной таможенной службы Украины- (Ведомости

Верховного Совета Украины.- 1992.- -19.- Ст. 26).

5. Постановлением Верховного Совета Украины от

31 января 1992 г. -О дипломатических рангах Украины- (Ведомости Верховного Совета Украины.- 1992.-18.- Ст. 236) установлены такие ранги: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса, Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса, советник первого класса, советник второго класса, первый секретарь первого

класса, первый секретарь второго класса, второй секретарь первого класса, второй секретарь второго класса, третий секретарь, атташе. Уполномоченные дипломатические

ранги посла и посланников присваивает Президент Украины, другие дипломатические ранги - министр иностранных дел.

16 декабря 1993 г. Верховный Совет Украины принял Закон -О государственной службе- (Закони Украши.

Том 6.- К., 1996.- С.с. 231-244), который определяет

общие принципы деятельности, а также статус государственных служащих, работающих в государственных органах и в их аппарате. Государственная служба - это

профессиональная деятельность лиц, которые занимают

должности в государственных органах и получают заработную плату за счет государственных средств (ч. 1

ст. 13 Закона).

Принятие на государственную службу, продвижение по

ней служащих, стимулирование их труда, решение других

вопросов, связанных со службой, проводится в соответствии с категориями должностей служащих, а также согласно рангам, которые им присваиваются. Закон устанавливает семь категорий должностей служащих (ст. 25). Основными критериями классификации должностей государственных служащих является организационно-правовой уровень органа, который принимает их на работу, объем и характер компетенции на конкретной должности,

роль и место должности в структуре государственного органа. В соответствии со ст. 26 Закона устанавливаются

такие ранги государственных служащих: служащим, занимающим соответственно должности, отнесенные к первой категории, могут быть присвоены 3, 2 и 1 ранги, второй категории - 5, 4 и 3 ранги, третьей категории - 7, 6 и

Положение о рангах служащих утверждает Кабинет

Министров Украины. Ранг служащему присваивается в

соответствии с должностью, которую он занимает, уровнем профессиональной квалификации и результатов работы. Ранги, соответствующие должностям первой категории, присваиваются Президентом Украины, второй категории - Кабинетом Министров Украины, третьейседьмой категории - руководителем государственного

органа, в системе которого работает государственный служащий. В трудовой книжке государственного служащего делается запись о присвоении, изменении и лишении

соответствующего ранга.

200 утверждена -Инструкция о порядке присвоения рангов государственным служащим управлений видов Вооруженных Сил Украины, военных округов и других, приравненных к ним органов военного управления, объединений

(армия, корпус) и военных комиссариатов-, которая зарегистрирована в Министерстве юстиции 4 ноября 1995 г. под

6. В соответствии с -Положением о классных чинах

работников органов прокуратуры Украины- установлено

10 классных чинов: государственный советник юстиции

Украины, государственный советник юстиции 1 класса,

государственный советник юстиции 2 класса, государственный советник юстиции 3 класса, сарший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист

1 класса, юрист 2 класса, юрист 3 класса. В соответствии с

Законом Украины -О прокуратуре- классные чины государственного советника юстиции 1 класса, государствен144

ного советника юстиции 2 класса, государственного советника юстиции 3 класса присваиваются Президентом

Украины, другие классные чины - Генеральным прокурором Украины.

2001 года предусматривает прохождение аттестации судьями хозяйственных судов, по результатам которой им

присваиваются квалификационные категории, а также специалистам и другим работникам хозяйственных судов,

должности которых подлежат квалификационной аттестации. В соответствии с Законом Украины -О квалификационных комиссиях, квалификационной аттестации и

дисциплинарной ответственности судей судов Украиныот 1 июля 2001 г. для судей установлено 6 квалификационных классов (высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый).

7. Законом -О квалификационных комиссиях, квалификационной аттестации и дисциплинарной ответственности судей судов Украины- от 2 февраля 1994 г. (Закони

Украши. Том 7.- К.,1997.- С.с. 98-111) предусмотрено

(ст. 16), что в зависимости от должности, стажа и опыта

работы, уровня профессиональных знаний для судей пожизненно устанавливается семь квалификационных классов: высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый и

(Закони Украши. Том 8.- К., 1997.- С.с. 225-260) установлено (ст. 16), что в зависимости от специализации и

уровня подготовки руководящих работников и специалистов, привлекаемых к производству судебных экспертиз или участвующих в разработках теоретической и методической базы, им присваивается квалификация судебного эксперта с разрешением производства определенного вида экспертиз и квалификационный класс. Порядок

проведения аттестаций и присвоения квалификационных

классов определяется министерствами и ведомствами, в

систему которых входят специализированные учреждения и ведомственные службы, производящие судебные

экспертизы.

8. Следует отметить, что сейчас, исходя из нового текста ст. 54, суд может сам, при наличии к тому оснований,

лишить лицо любого воинского звания, включая звание

высшего офицерского состава, равно как и любого специального звания, ранга, чина или квалификационного класса (выше приведен лишь примерный перечень нормативных актов, регламентирующих эти вопросы), независимо

от того, кем они были присвоены. В таком решении вопроса находит конкретное выражение принцип равенства

всех граждан перед законом, а также принцип независимости судебной власти.

9. Лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса судом при наличии

оснований, указанных в ст. 54, является наказанием и влечет за собой неблагоприятные для осужденного последствия в виде лишения определенных прав, освобождения со

службы или устранения от должности.

Решение суда о лишении осужденного воинского или

специального звания, ранга, чина или квалификационного

класса должно быть изложено в резолютивной части приговора. При этом следует иметь в виду, что лицу, признанному виновным в совершении нескольких преступлений,

предусмотренных различными статьями Уголовного Кодекса либо частями или пунктами, дополнительное наказание, предусмотренное ст. 54, должно быть назначено за

одно или отдельно за несколько тяжких преступлений, а

потом по их совокупности. Назначение рассматриваемого дополнительного наказания только по совокупности

преступлений является недопустимым (см.: абз. 1 п.9

Постановления Пленума Верховного Суда Украины от

уголовного наказания-).

10. Порядок и условия исполнения наказания, предусмотренного п. 2 ст. 51 и ст. 54 УК, установлены гл.VI

Положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительнотрудового воздействия на осужденных, утвержденного

Статья 48. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Статья 48. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Комм. Разумов С.А.

1. Указанное в комментируемой статье наказание может назначаться только как дополнительное и только при осуждении лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. При этом необходимо учитывать, что суд может принять такое решение только после тщательного изучения личности осужденного и обязательного изложения в приговоре мотивов принимаемого решения.
2. К специальным званиям, а также классным чинам относятся звания и чины, присваиваемые органами, специально на это уполномоченными государством, с закреплением такого положения в законодательстве (МИД России, Генпрокуратура РФ, Минюст России, ГТК России, МВД России и т.д.).
К воинским званиям относятся звания, установленные ст. 46 Федерального закона от 28.03.98 №53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” 1 {СЗ РФ. 1998. №13. Ст. 1475.} . Это - солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы, младшие, старшие и высшие офицеры.
Почетные звания - это звания, которые присваиваются лицу за особые заслуги в определенных областях или самоотверженные поступки при исполнении служебного, воинского или общественного долга (заслуженный юрист, народный врач, народный артист, Герой Российской Федерации и т.д.).
К государственным наградам относятся ордена и медали, учрежденные государством за самоотверженный труд. Положение о государственных наградах Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 02.03.1994 №442 (в ред. от 25.11.2003) 2 {САПП РФ. 1994. №10. Ст. 775; СЗ РФ. 1995. №23. Ст. 2207; 1999. №2.Ст. 269; 2000. №27. Ст. 2821; 2003. №16. Ст. 1508; №47. Ст. 4520; №48.Ст. 4659.} .
3. В настоящее время многие граждане имеют почетные звания и государственные награды СССР. Возникает вопрос: может ли суд Российской Федерации лишить лицо такого почетного звания или государственной награды? Представляется, что может, поскольку Россия - правопреемник СССР, но российский суд не имеет права лишать виновного почетного звания или государственной награды, которые ему присвоены или вручены государственными органами республик, ранее входивших в СССР, так как эти государства являются самостоятельными.
4. Вопрос о государственных наградах возникает и при применении акта амнистии (например, постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24.12.1997 №2038-П ГД “Об объявлении амнистии” 1 {СЗ РФ. 1997. №52. Ст. 5907.} ) в связи с наличием юбилейных медалей: можно ли признавать указанные медали государственными наградами? В этом случае следует иметь в виду, что государственными наградами могут быть признаны ордена и медали, перечень которых дан в указанном выше Положении о государственных наградах Российской Федерации и в Общем положении об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.79 2 {Ведомости СССР. 1979. №28. Ст. 479.} .
Более четко вопрос о медалях решен в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26.05.2000 №399-Ш ГД “О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"” 3 {СЗ РФ. 2000. №22. Ст. 2287.} . В п.6 названного Постановления указано, что подлежат амнистии лица, награжденные орденами СССР или Российской Федерации, и лица, награжденные медалями, перечень и наименование которых дан в подп. “б” п. 6 Постановления.
5. Суд может принять решение о лишении осужденного как всех указанных в комментируемой статье званий, чинов и наград, так и одного или нескольких из них. Решение суда излагается в резолютивной части приговора, а мотивы принятого решения - в описательно-мотивировочной части приговора.
Копия приговора после вступления его в законную силу направляется в государственные органы, принявшие в свое время решение о присвоении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, которые в установленном порядке вносят необходимые сведения в документы о лишении соответствующего звания, чина и наград, принимают меры к лишению осужденного всех прав и льгот, связанных со званием, чином и наградами, о чем сообщают суду, принявшему указанное решение в течение одного месяца со дня получения копии приговора (ст.61 УИК).
Лишение государственных наград может быть произведено только Президентом РФ. О лишении государственных наград издается Указ Президента РФ. Ордена, медали, знаки отличия и нагрудные знаки к почетным званиям, документы о награждении, принадлежащие лицу, лишенному государственных наград, изымаются правоохранительными органами и направляются в Службу государственных наград Президента РФ.

Десятилетие назад в России, как и во многих странах Западной Европы, применение мер наказания, связанных с лишением свободы, являлось наиболее типичным ответом на преступление. В УК РФ 1996 года было положено начало коренным изменениям уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства нашей страны. Одним из основных положений, закрепленных новым УК РФ, стал принцип приоритета общечеловеческих ценностей, обеспечения безопасности личности. Закрепляя принципы гуманизма, законности, равенства граждан перед законом, вины и справедливости ответственности, Кодекс вводит ряд новых наказаний не связанных с лишением свободы. Российское уголовное законодательство устанавливает наказания не только в виде лишения свободы, но и наказания, не требующие изоляции от общества.

Их отличительными особенностями являются: несколько меньшие ограничения общего правового статуса граждан; правового положения категории осужденных без лишения свободы может быть изменение с учетом их отношения к исполнению наказания (нарушение выплаты штрафа, уклонение от работы, противоправное поведение и т. п.) вплоть до приравнивания к правовому статусу осужденных к лишению свободы; наделение специфическими правами и обязанностями определяется порядком и условиями отбывания назначенного наказания; альтернативные наказания в меньшей степени затрагивают личную жизнь осужденных. В настоящее время в РФ установлено 7 видов наказания, не связанных с лишением свободы: штраф, исправительные, обязательные работы, лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина государственных наград, ограничение по военной службе, ограничение свободы. В недавнем времени учеными Томского Юридического института был проведен социологический опрос, в ходе которого выяснилось, что только 30% респондентов согласны с тем, что «строгостью наказаний» преступлений не предупредить. Однако, решая аналогичные вопросы на индивидуальном уровне граждане оказались более лояльны. Наиболее распространенными ответами были исправительные работы(32%), возмещение вреда(30%), условное осуждение(25%), штраф(3%).

Дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может быть назначено при осуждении только за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Суд вправе принять мотивированное решение о применении как одного, так и нескольких указанных в статье 48 УК РФ правоограничений (например, при наличии у осужденного воинского звания и государственных наград). При изменении судом кассационной инстанции квалификации содеянного лицом с тяжкого или особо тяжкого преступления на преступление средней или небольшой тяжести, назначенное на основании статьи 48 УК РФ дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, не назначается.

Объем ограничений прав осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, невелик по сравнению с ограничениями лиц, осужденных к наказаниям, связанным с изоляцией от общества. Разделяют три группы наказания, не связанного с лишением свободы: 1) Наказания, ограничивающие предусмотренные ст. 34-37 Конституции РФ права на свободное распоряжение заработной платой, специальными льготами и преимуществами, предусмотренными законом для определенной категории граждан. К таким наказаниям относят: штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, ограничения по военной службе; 2) Ограничение прав граждан предусмотренные статьей 37 Конституции РФ распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; 3) Ограничение предусмотренного ст. 27 Конституции РФ права граждан на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства.

Стоит отметить, что в современных условиях развития нашей правовой системы необходимо по-новому взглянуть на некоторые устоявшиеся, но не всегда бесспорные основополагающие понятия, которые относятся не только к институту уголовного наказания, но и к институту дополнительного наказания, в котором лишение государственных наград и специального, воинского и почетного звания занимает важное место. Принятые за последние годы уголовные кодексы, уголовно-исполнительный кодекс и ряд других нормативных актов вобрали в себя все лучшее, что было создано российским уголовным законодательством. Но они не содержат четкой регламентации назначения и исполнения дополнительных наказаний, в том числе и в виде лишения специального, воинского или почетного звания и государственных наград. Эти наказания были введены в перечень наказаний УК РФ 1996 года, и порядок исполнения его определяется в УИК РФ. Они не стали предметом глубокого комплексного научного исследования. Практика применения этого вида наказания остается незначительной.

К воинским званиям относят звания, принятые в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках (например, пограничных), органах внешней разведки, федеральных органах службы безопасности. Специальными являются звания, присваиваемые работникам органов внутренних дел, дипломатической, таможенной, налоговой службы и т. п. Почетными званиями являются: заслуженный или народный артист, народный учитель, заслуженный деятель науки Российской Федерации и др.

Невозможно применение данного наказания к некоторым категориям граждан: имеющим учёные степени и звания (кандидат, доктор наук, доцент, профессор), квалификационные звания (спортивные, профессиональные разряды), награды и почётные звания, учреждаемые общественными организациями и т.д. Законодатель не устанавливает конкретного срока отбывания данного наказания (его временные рамки). Эта неопределенность порождает определенные дискуссии в уголовно-правовой науке в отношении законодательной регламентации срока отбывания этого наказания. Высказывается мнение о том, что данное наказание определяется как пожизненное, однако в ряде стран (Армения, Белоруссия, Бельгия, Казахстан, Молдова, Узбекистан, Украина и др.) , где эта мера наказания закреплена законом, только в двух из них (Бельгия, Турция) применяется в качестве пожизненной.

В своей диссертационной работе В. П. Мосиенко предложил авторский вариант редакции статьи 48 УК РФ: «При осуждении за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, при вынесении наказания, связанного с лишением свободы, с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания и государственных наград сроком на пять лет после отбывания основного наказания». Но автоматическое восстановление лишенных прав по истечении определенного нормативно-установленного единого срока (в том числе по истечении пяти лет после отбывания основного наказания) не соответствовало бы сущности применяемого вида наказания и не способствовало бы достижению поставленных перед ним целей в силу его специфики. При условно-досрочном освобождении от основного наказания осужденного, которому было назначено дополнительное наказание, либо замене неотбытого наказания более мягким видом наказания судам надлежит обсуждать вопрос о возможности освобождения осужденного полностью или частично и от дополнительного наказания. Если дополнительное наказание исполнено (то есть лицо лишено специального, воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград), вопрос об освобождении осужденного от этого дополнительного наказания не решается . Сущность такого наказания состоит в аннулировании юридически закрепленных заслуг (звания, классного чина, наград) осуждаемого, лишении его тех льгот и преимуществ, которые связывались с ними. Вновь признанные заслуги перед государством и обществом, что в силу объективных причин не допустимо, противоречили бы не только официально установленным законодательным нормам, но и общепринятым принципам, и в первую очередь негативно скажутся на функционировании наградной системы государства. Уголовно-процессуальным кодексом РФ предусмотрено восстановление реабилитируемым соответствующего звания, классного чина и возвращения государственных наград. К государственным наградам относят ордена "За заслуги перед Отечеством", Мужества, «За военные заслуги», Почета, Дружбы, «За отвагу», «За спасение погибавших», медали Суворова, Ушакова, Нестерова, "За отличие в охране государственной границы", "За отличие в охране общественного порядка", знаки отличия "За безупречную службу",

При назначении и исполнении данного наказания, безусловно, стоит расширить рамки его индивидуализации (сейчас данный вид наказания фактически не поддается индивидуализации судом, в связи с чем, ставится вопрос об его исключении из системы наказаний), но не посредством установления единого срока для всех осужденных, что, напротив, противоречит данным принципам, а с учетом специфики целей рассматриваемого наказания – дифференцированных сроков его отбывания. Поэтому нужно установить сроки, по истечению которых осужденный может быть восстановлен в утраченных правах, в зависимости от тяжести совершенного преступления и личности виновного, с сохранением при этом установленных восстановительных процедур, возможность применения которых поставлена в зависимость от того, достигнута ли основная цель наказания – исправление осужденного.

В официальной иерархии поощрений, установленных и признаваемых государством, государственные награды занимают наиболее значительное и почетное место. Юридическим основанием государственного награждения является фактический состав, представляющий собой систему юридических фактов: достижение субъектом результатов, попадающих под определение заслуги; возбуждение ходатайства о награждении; согласование данного ходатайства в различных государственных инстанциях; издание правоприменительного акта о назначении поощряемому лицу конкретной награды. При этом заслуга есть результат целенаправленных, выходящих за рамки обычного правомерного поведения, действий субъекта права, принесший существенную пользу государству, обществу или конкретным индивидам, соответствующий оценочным критериям, разработанным государственными органами в целях награждения достойных кандидатур. Значимость обуславливается социально-политическим и экономическим значением факта представления к поощрениям, званиям и наградам, как для награждаемого лица так и для общества.

Представляется, что современное содержание такого уголовного наказание как лишение государственных наград, почетного, воинского или специального звания должно быть пересмотрено с учетом всей совокупности системы публичных поощрений. Так, имело бы место внесение в ст. 48 УК РФ положения о лишении не только государственных наград РФ, но и государственных наград субъектов РФ, наград муниципальных образований. Так же следовало бы разграничить данный вид наказания на два- «Лишение государственный наград, специального и почетного звания» и «Лишение воинского звания и классного чина». Это необходимо, так как государственные награды, специальные и почетные звания присуждаются исключительно за заслуги перед государством, обществом или конкретным индивидом, а воинские звания и классные чины назначаются по мере прохождения государственной службы.

Безусловно рассмотренный вид дополнительного наказания должен иметь место в системе наказаний, содействовать исправлению личности осужденного, исключая для этого из его круга прав те, которые он получал имея специальное, воинское или почетное звание, или государственные награды. Но данный институт нуждается в более глубокой разработке его организации, применения и исполнения.

наказание лишение государственный награда звание

Особенность лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград состоит в том, что такое наказание связано с моральным воздействием на осужденного, а также лишением его определенных преимуществ, установленных для лиц, имеющих указанные звания и награды.

Применение данного наказания возможно в тех случаях, когда суд признает, что по характеру совершенного преступления виновный недостоин носить эти звания либо обладать государственными наградами.

В ряде случаев назначение такого наказания влечет за собой отстранение от занимаемой должности.

В соответствии с ч. 3 ст. 45 УК РФ лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может применяться только в качестве дополнительного вида наказания. При этом согласно ст. 48 УК РФ это наказание применяется, во-первых, лишь при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и, во-вторых, с учетом данных о личности виновного.

Напомним, что ст. 15 УК РФ к тяжким преступлениям относит умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых мак-симальное наказание, предусмотренное санкцией уголовного закона, не превышает десяти лет, а к особо тяжким - только умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание "в виде ли-шения свободы превышает десять лет либо санкция уголовного за-кона предусматривает более строгое наказание.

К данным о личности виновного, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление, на наш взгляд, можно отнести следующие обстоятельства.

Во-первых, его социальный статус, включающий в себя отношение лица к выполнению обязанностей, связанных с использованием специального, воинского звания или классного чина, продолжительность выполнения этих обязанностей, наличие либо отсутствие взысканий, поведение в быту, отношение к коллегам и другим гражданам, использование почетного звания либо государственных наград в личных интересах, в целях добиться незаслуженных преимуществ для себя, своих близких, знакомых и т.п.

Во-вторых, его правовой статус, подтверждающий, что виновный является лицом, обладающим именно специальным, воинским либо почетным званием, классным чином или государственными наградами. В этом отношении, решая вопрос о применении ст. 48 УК РФ, суд должен располагать объективными сведениями о характере присущих такому лицу звания, чина либо наград.

Наконец, в-третьих, немаловажным является вопрос об использовании виновным своего положения в целях совершения преступного деяния. Хотя в ст. 4S УК РФ об этом не говорится и фактически умалчивается в юридической литературе, мы полагаем, что в ряде случаев без учета данного обстоятельства вряд ли можно принять справедливое решение.

По смыслу ст. 48 УК РФ лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград является бессрочным наказанием. В то же время безоговорочно его таким назвать нельзя. Например, в ч. 2 ст 48 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» закреплено, что гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим

право присваивать это воинское звание в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.109

При решении вопросов о лишении виновного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград необходимо помнить, что по Уголовному кодексу РСФСР I960 г., как разъяснял Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 25 февраля 1967 г. «О практике применения судами ст. 31 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» (в ред. от 26 апреля 1986 г.), суды могли принимать решения лишь о лишении воинского или специального звания. Что же касалось лишения ордена, медали, почетного или другого звания, то суды могли только войти с представлением в орган, который наградил осужденного либо присвоил ему звание.110

По УК РФ 1996 г. суд вправе самостоятельно лишать осужденного всех воинских и специальных званий, в том числе присваиваемых высшими органами власти и управления страны, а также почетных званий и государственных наград.

Воинские звания- это звания, которые присваиваются в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных войсках, органах внешней разведки, федеральных органах службы безопас-ности. Перечень их содержится в ст. 46 Закона РФ от 23 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе». К ним относятся: рядовой; ефрейтор; младший сержант; сержант; старший сержант; старшина; прапорщик; старший прапорщик; младший лейтенант; лейтенант; старший лейтенант; капитан; майор; подполковник; полковник; генерал-майор; генерал-лейтенант; генерал-полковник; генерал армии и маршал Российской Федерации. Несколько иначе именуются корабельные воинские звания.111

Специальные звания, как правило, присваиваются работникам органов внутренних дел, таможенной и налоговой служб, дипломатической службы и некоторых других служб, где такие звания установлены. Например, перечень и порядок присвоения специальных званий начальствующего состава работников органов внутренних дел регламентирован в ст.

6 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 23 декабря 1992 г.112 Специальные звания соответствуют аналогичным воинским званиям.

Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924-1986. С. 493.

Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 2. Ст. 70.

Классные чины присваиваются в системе гражданской государ-ственной службы. Например, в ст. 38 Закона РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г.) для практических, научных и педагогиче-ских работников прокуратуры установлены такие классные чины, как юрист 1, 2 и 3 класса, младший советник юстиции, советник юстиции, старший советник юстиции, Государственный советник юстиции 1, 2 и 3 класса и Действительный государственный совет-ник юстиции.

Классные чины существуют также в министерствах иностран-ных дел, путей сообщения, морского флота и в других органах, на которые распространяется Положение о федеральной государственной службе от 22 декабря 1993 г.

Почетными званиями являются: заслуженный или народный артист, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист, народный учитель Российской Федерации и др. Порядок присвоения этих званий регламентируется в Положении о почетных званиях, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении Положения о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Феде-рации».

К государственным наградам в соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г., относятся: звание Героя Российской Федерации, ордена (например, «За заслуги перед Отечеством», Мужества и др.), медали (например, «За отвагу», «За спасение погибавших» и др.), знаки отличия Россий-ской Федерации.116 В перечне наград сохраняются государственные награды СССР, присвоенные ранее, а также орден Святого Георгия и знак отличия Георгиевский Крест.

Кроме перечисленных, суд при постановлении приговора не вправе лишать виновного других званий либо наград, не входящих в систему государственных. Так, поскольку к специальным званиям не относятся ученые степени кандидата и доктора наук и ученые

"" Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации 1993. № 52. Ст. 5073, Российская газета. 1995. 25 нояб.

114 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 2. Ст. 64.

звания старшего научного сотрудника, доцента и профессора, то лица, их имеющие, при осуждении за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления не могут быть лишены таких ученых степеней и званий в порядке, установленном ст. 48 УК РФ.

Ошибки подобного рода неоднократно исправлялись Верховным Судом РСФСР. Например, по делу А. Верховный Суд РСФСР прямо указал, что суду не предоставлено право лишать осужденных ученых степеней и званий.1 7 По другому делу в отношении Ш. тот же суд отметил, что в случае осуждения лица, имеющего ученую степень и ученое звание, суд в резолютивной части приговора ничего не должен об этом указывать, а после вступления приговора в законную силу лишь информирует об этом ВАК.11

В случае лишения осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград суд в соответствии с ч. I ст. 61 УИК РФ после вступления приговора в законную силу направляет его копию должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. При этом в случае лишения государственных наград Российской Федерации копия приговора должна быть направлена в службу государственных наград Президента Российской Федерации. Такой же порядок исполнения приговора о лишении осужденных высших воинских и специальных званий, классных чинов, присваиваемых Президентом Российской Федерации.

Должностное лицо, получившее для исполнения копию приговора о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, согласно ч. 2 ст. 61 УИК РФ в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного этих званий и наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды, Для лишения виновного таких прав и льгот органы и должностные лица, исполняющие приговор, обязаны проинформировать об этом организации, применяющие льготы, например, органы здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Неисполнение соответствующим должностным лицом приговора о лишении осужденного специального, воинского или почетного

17 Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1974. № 8. С. 7. 1кТамже. 1987. №9. С.З.

звания, классного чина и государственных наград при определенных условиях может явиться основанием для привлечения такого лица к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.

Еще по теме 3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград:

  1. § 13. Права на звания, степени, знаки, награды, призы, символы (п. 1735-1738)
  2. 5.5. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд