Подсчет выслуги лет на пенсию военнослужащих женщин. Порядок и правила начисления надбавки военнослужащим за выслугу лет

Инструкция по использованию калькулятора стажа

  1. Если вы знаете свой стаж на определённую дату, то введите в поле «Стаж на дату» конкретный день и количество лет, месяцев, дней стажа на этот день. Эти поля необязательны к заполнению, но если у вас есть эти данные, то это значительно сократит вам подсчет.
  2. В полях «Дата приёма на работу» и «Дата увольнения» введите свои даты, например, по трудовой книжке. Обязательно нужно заполнить хотя бы одну строчку этой таблицы.
  3. В «Дополнительные периоды» могут быть внесены такие периоды как: нахождение на государственной или муниципальной службе, период работы в качестве ИП, период получения пособия по безработице, уход за инвалидом или престарелым родственником и другие. Полный список таких периодов описан ниже, в пункте «Что входит в страховой стаж».
  4. Выберите нужное значение из выпадающих списков, если вы проходили воинскую службу или находились в отпуске по уходу за ребенком.
  5. Нажмите «РАССЧИТАТЬ». Полученный результат вы можете сохранить в doc-файл.

Примите также во внимание:

  • Используйте кнопку «Сегодня» (кружок с точкой) для быстрой вставки текущей даты.
  • Используйте добавление, удаление и очищение нужных полей соответствующими кнопками для более быстрого и удобного внесения и изменения информации.

Законодательные основы вычисления трудового стажа

Граждане Российской Федерации исчисляют свой трудовой стаж по Федеральному Закону «О трудовых пенсиях в РФ» №173, вступившему в законную силу 01.01.2002 г.

В настоящее время в законе не существует понятия «трудовой стаж», с 31.12.2001 года оно заменено на уточненный термин «страховой стаж» , то есть период, во время которого работающий гражданин производил со своей заработной платы отчисления в Пенсионный Фонд РФ, и прибавленные к ним законодательно обоснованные иные периоды. Тем не менее, словосочетание «трудовой стаж» часто используется в качестве синонимичного.

Страховой стаж - это продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Зачем знать свой страховой стаж

Страховой стаж используется для вычисления полагающихся гражданину выплат и различных преференций:

  • выплаты по временной нетрудоспособности в связи со здоровьем – выплаты по больничному листу (учитывается время, в течение которого работник был застрахован по этому основанию);
  • возможность ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск (учитывается непрерывное время работы на одного и того же работодателя, после которого наступает такое право).

Что входит в страховой стаж

Законодательство РФ четко определяет периоды, которые учитываются в качестве страхового стажа . К ним относятся, в первую очередь, те месяцы работы, в которые производились отчисления в качестве взносов в ПФР. Ими могут быть:

  • сотрудничество в соответствии с заключенным трудовым договором;
  • нахождение на государственной гражданской службе;
  • муниципальная служба;
  • период работы в качестве ИП.

Граждане накапливают страховой стаж не только во время фактической работы, но и в иные периоды, предусмотренные ФЗ, если после или перед этим периодом человек был официально трудоустроен:

  • время воинской службы или приравненной к ней деятельности;
  • первая часть декретного отпуска (по беременности и родам);
  • период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • в случае содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных, а также в случае отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • уход за малышом до 1,5 лет (отдельно для мамы или папы);
  • уход за инвалидом 1 группы, ребёнком-инвалидом или престарелым родственником, достигшим возраста 80 лет;
  • для супруг военных или дипломатических представителей – то время, которое они сопровождали свои половинки и при этом не имели возможности трудоустроиться (не более 5 лет в общей сложности).

В трудовой стаж, необходимый как для вычисления пенсии, так и для отправки в оплачиваемый отпуск , включены такие периоды:

  • фактически отработанные дни;
  • выходные, праздники и отгулы;
  • время сохранения места за сотрудником, по каким-либо причинам фактически не выполняющим рабочие обязанности (декрет, отпуск, больничный и т.п.);
  • время в пути в иную местность по направлению государственной службы;
  • необоснованное заключение под стражу;
  • вынужденные прогулы;
  • время общественных работ, если они оплачиваются.

Что не входит в страховой стаж

Все иные периоды времени, не предусмотренные законодательством.

Особенности подсчета

При введении данных в калькулятор нужно придерживаться требований, прописанных в соответствующей статье ФЗ об исчислении пенсий.

  1. Календарный порядок . Необходимо учитывать даты, указанные в трудовой книжке или налоговых декларациях (для ИП). Если два и больше страховых периода совпадают, учитывается, как правило, один из них (более выгодный для получателя пенсии).
  2. Только РФ . Если гражданин имеет право на пенсию по иностранным законам, то в той части, в которой они не совпадают с нормами РФ, это время не будет учитываться при подсчете стажа.
  3. Труд в натуральном хозяйстве . Люди, обеспечивающие себя самостоятельно, члены фермерских хозяйств и различных общин могут включить время своего труда в стаж, если они производили взносы в ПФР.
  4. Работа на физлицо . Если человек трудился на другого человека в соответствии с заключенным договором, этот период считается страховым, если выплачивались соответствующие взносы.
  5. Авторские гонорары . Лица, продавшие авторские права на свои произведения, а также лицензии, патенты и пр., если они выплачивали с полученных средств взносы в ПФР не меньше установленного размера, могут включить период, пропорциональный их взносам, у свой стаж.
  6. Обратной силы не имеет . Если по ранее действовавшему законодательству РФ те или иные периоды включались в трудовой стаж, что было впоследствии изменено, они могут быть присоединены к их общему страховому стажу.

Все граждане нашей страны имеют право на пенсионные выплаты, однако, если гражданские лица могут выйти на пенсию по достижению ими соответствующего возраста, то у лиц, проходивших воинскую службу, право на окончание службы и получение пенсионных выплат наступает через 20 календарных лет, но не ранее достижения ими 45-летнего возраста. имеют разную степень нагрузок и риска для жизни, поэтому законодательно предусмотрена льготная выслуга лет военнослужащих для пенсии, так называемый льготный стаж, где расчет выслуги определяется путем умножения реально выслуженного срока на повышающий коэффициент. Величина показателя определяется исходя из опасности и сложности выполняемых задач, зависит от службы в разных родах войск. Если служебная деятельность осуществлялась в неодинаковых условиях, и льготная выслуга применялась не на всех этапах службы, стаж рассчитывается путем сложения календарных лет со льготным сроком.

Понятие льготной выслуги лет

Говоря о льготной выслуге, законодатель подразумевает, что некоторые периоды службы засчитываются в счет стажа в сроках, в большую сторону отличающихся от календарных периодов. От военных нередко можно услышать фразу «у меня выслуга год за полтора», но это утверждение не верно.

К примеру, военнослужащий проходит службу в части, где стаж рассчитывается 1:1, но на 3 месяца его направили в зону боевых действий, он стал участником ВБД, и в льготное исчисление войдут эти 3 месяца, а не весь год. Другой пример расчета: служащий в войсках со льготным исчислением стажа 1:1,5 месяца 3 дня непосредственно участвовал в контртеррористической операции на основании приказа, эти дни будут исчисляться 1:3. Если армеец получил ранение или другое увечье при участии в такой операции, время непрерывного нахождения в лечебном учреждении будет так же засчитано в стаж, как 1:3. Факторы, влияющие на сроки, величину коэффициента и правила исчисления льготной выслуги, изложены в Постановлении Правительства от 22 сентября 1993 г. N 941.

Расчет выслуги по льготному исчислению

При переходе с должности, означающей стандартное исчисление выслуги на звание со льготной выслугой, льготный стаж рассчитывается исходя из фактического времени нахождения на этой должности согласно приказу. В расчет входит время отпусков, командировок, лечения и прочих законных случаев отсутствия в части, не подразумевающих освобождения от должности. Величина повышающего коэффициента установлена законодательно, зависит от сложности и опасности выполняемых задач.

Обратите внимание! Самый высокий коэффициент 1:6 месяцам применяется для тех, кто воевал в штрафбатах времен Великой Отечественной войны.

Выслуга 1:3 месяцам

Исчисление выслуги 1:3 месяцам применимо для ветеранов ВОВ и приравненных к ним участникам/ветеранам боевых действий, ликвидаторов аварии в Чернобыле, в том числе и для солдат-срочников. Стоит заметить, что к этой категории военнослужащих относят тех, кто проходил службу в бывших республиках СССР в период обострения межнациональных распрей (Нагорный Карабах, Ингушетия, Таджикистан и другие зоны чрезвычайного положения), военнообязанные, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане, и те, кто принимал участие в операциях ООН за пределами России. Необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, осужденным, репрессированным военным, которые впоследствии были реабилитированы, в части, касающейся исчисления выслуги лет, 1:3 месяцам засчитывается время, безосновательно проведенное в местах лишения свободы.

1:2 месяцам

Засчитывается участникам ВОВ, служившим в частях, не принимавших участия в боях, попавшим в плен против своей воли, узникам концлагерей. Помимо , право на выслугу 1:2 имеют военнослужащие:

  • проходящие службу в отдаленных гарнизонах России;
  • военспецы, прикомандированные к армиям стран, ведущих боевые действия;
  • ведущие работы с ядерными отходами и осуществляющие перезарядку реакторов;
  • выполняющие боевые задания в высокогорных местностях;
  • водолазы, длительно находящиеся в условиях повышенного давления.

Полный перечень воинских специальностей и льготных условий опубликован в ПП от 22 сентября 1993 г. N941.

1:1,5 месяцам

  • отдельные категории летного состава;
  • моряки-надводники, несущие службу на атомных кораблях;
  • пограничники;
  • экипажи дизельных подлодок.

Этот список далеко не полный. Военные, имеющие право на льготное исчисление стажа, уведомлены об этом соответствующим приказом. Все должностные перемещения, подразумевающие переход на должности с иным исчислением выслуги, сопровождаются приказом и расчетом сроков выслуги на день должностного перемещения. Зачет срока армейской службы в трудовой стаж лицам, проходившим срочную службу, производится в календарном исчислении за исключением времени прохождения службы в льготных условиях, в этот период применяется повышающий коэффициент.

Льготная пенсия у военнослужащих


Фактически военнослужащий может прослужить менее 20-ти лет, но с применением льготного исчисления срока службы можно стать пенсионером в молодом возрасте. Если позволяет здоровье и семейные обстоятельства, не возбраняется продолжение службы, в этом случае с каждым лишним годом будет расти размер пенсии, но день ее назначения наступит после увольнения. Многие военные пенсионеры предпочитают уволиться и найти работу «на гражданке», получая и льготную пенсию, и заработную плату. Военным, работающим в гражданских организациях, пенсия начисляется полностью за исключением надбавок, специально разработанных для работающих пенсионеров. При достижении общего по стране пенсионного возраста, если позволит гражданский стаж и накопленные пенсионные баллы, военный пенсионер имеет право на получение страховой и накопительной пенсии, если он перешел на этот вид пенсионного обеспечения.

Порядок оформления пенсии по льготной выслуге лет

Порядок обращения военнослужащего за пенсией, порядок расчета и оформления выплат определен 50 ст. ФЗ №4468-1 «О военных пенсиях», где указано, что пенсионное обеспечение осуществляется Министерством обороны, следовательно, нужно обратиться в пенсионный отдел военкомата по месту жительства. Заявление должно быть рассмотрено в 10-дневный срок. Началом начисления пенсии считается день увольнения со службы. Если военный пенсионер по каким-то причинам своевременно не подал заявление в военкомат, то пенсия за упущенный период ему будет выплачена со дня увольнения. Если срок обращения пропущен более, чем на год после увольнения, то пенсионные выплаты начисляются за 12 месяцев, предшествующие дню подачи заявления. В случае, когда пенсия уже начислена, но по каким-либо причинам не истребована, то она может быть выплачена задним числом не более, чем за 3 года. Если в несвоевременных выплатах установлена вина госоргана, отвечающего за начисление или доставку денег, то пенсия будет выплачена за весь срок. Пенсионное обеспечение ветеранов боевых действий подразумевает выплату ежемесячных надбавок в размере, установленном законодательством.

#выслугалет #закон #прававоеннослужащих #право

Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации .

Одной из таких значимых гарантий является зачет периодов службы в вышеуказанных районах и местностях, а также на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, в выслугу лет в льготном исчислении, учитываемую при исчислении размера пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за выслугу лет и т.д.

В процессе реализации данной гарантии в практической деятельности органов военного управления периодически возникают различные вопросы относительно порядка исчисления льготной выслуги лет.

Следует отметить, что если порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий гражданам, проходившим военную службу, регламентирован Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве , прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941, а порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим - Постановлением Правительства Российской Федерации "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" от 14 июля 2000 г. N 524, то порядок исчисления выслуги лет для реализации иных видов социальных гарантий нормативно не установлен.

Согласно действующему законодательству выслуга лет учитывается не только при назначении пенсии, но и при реализации ряда иных социальных гарантий, например:
1) при определении продолжительности основного отпуска, предоставляемого военнослужащим (п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
2) при определении права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих");
3) при определении права на сохранение гарантий по медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению после увольнения с военной службы (п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
4) при определении права на проезд на безвозмездной основе после увольнения с военной службы (п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
5) при определения права граждан, уволенных с военной службы, на зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения и днем поступления на работу (п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Рассмотрим указанные нормы более подробно.

1. В п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлена зависимость количества суток основного отпуска, предоставляемого военнослужащим, от выслуги лет на военной службе (в льготном исчислении). При этом, указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск следующей продолжительности:
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, - 30 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, - 35 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, - 40 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, - 45 суток.
Таким образом, продолжительность основного отпуска зависит от общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.
2. В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" одним из оснований возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является наличие общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более.

Таким образом, при обеспечении жильем военнослужащих посредством накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения для определения права военнослужащего на использование накоплений на именном накопительном счете учитывается, помимо выслуги лет в календарном исчислении, также и льготная выслуга.

В этом заключается существенное отличие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих от обеспечения их жильем в натуре (по договору социального найма, в собственность бесплатно), где для возникновения права на жилье учитывается только календарная выслуга.

3. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на , уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, и на членов их семей распространяются следующие права и социальные гарантии в области медицинского и санаторно-курортного обеспечения:
- право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
- право на бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях;
- право на прохождение ежегодного медицинского обследования и проведение лечебно-профилактических мероприятий;
- право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и обязательное медицинское страхование на общих основаниях с другими гражданами;
- право на обеспечение во время отпуска, но не более одного раза в год, санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
- право на получение выплаты для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.

4. В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год. Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

5. Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, выслуга которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) производится зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы.

Исследовав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок реализации военнослужащими и членами их семей указанных выше социальных гарантий, можно прийти к выводу, что ни в одном из таких нормативных актов не регламентирован вопрос о том, какие именно обстоятельства являются основаниями для льготного исчисления выслуги лет или какие периоды времени засчитываются на льготных условиях для определения права на реализацию этих гарантий.

На практике должностные лица и органы военного управления при подсчете льготной выслуги руководствуются порядком исчисления выслуги лет и используют периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в льготном исчислении, установленные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. Однако такая практика представляется не вполне обоснованной и законной, так как указанным Постановлением регламентируется порядок исчисления выслуги лет только в целях назначения и выплаты пенсий и пособий, что достаточно четко отражено в его названии.

Таким образом, имеется необходимость в установлении порядка исчисления льготной выслуги и определения периодов времени, которые будут засчитываться на льготных условиях в выслугу лет, учитываемую при определении права военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на отдельные виды социальных гарантий.

Такой порядок, по нашему мнению, должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Так, согласно ст. 20 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" к полномочиям Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации, в частности, относится обеспечение социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.
К полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере, в частности, относятся:
- обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения;
- способствование развитию социального обеспечения и благотворительности;
- принятие мер по реализации трудовых прав граждан;
- принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья.
Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основе законов и в развитие содержащихся в них положений по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции Российской Федерации, обязательны к исполнению в Российской Федерации (ч. 2 ст. 115).
Данная задача может быть решена двумя способами.

Первый способ будет заключаться в издании Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов о порядке исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий применительно к конкретному виду, как это сделано, например, в отношении исчисления выслуги для определения права военнослужащих на процентную надбавку за выслугу лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524).

Второй способ заключается во внесении в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 дополнений, касающихся порядка исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий, помимо пенсионного обеспечения.

Какой из способов решения поставленного вопроса будет наиболее рациональным, решать Правительству Российской Федерации, однако без принятия соответствующих мер военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей не смогут на законных основаниях реализовать гарантированное им государством право, основанием для реализации которого является наличие определенной выслуги лет в льготном исчислении.
По общему правилу основаниями для льготного исчисления продолжительности военной службы военнослужащих являются:
а) участие в боевых действиях, контртеррористических операциях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
б) прохождение военной службы за пределами Российской Федерации;
в) прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями;
г) нахождение на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенным риском и опасностью для жизни и здоровья;
д) прохождение военной службы в воинских частях и на кораблях, привлекаемых к выполнению специальных задач.
Используя указанный перечень оснований для льготного исчисления продолжительности военной службы, необходимо будет установить, какие конкретно основания и каким образом будут учитываться для реализации определенного вида социальных гарантий.

Р.А. Закиров,
старший лейтенант юстиции,
адъюнкт Военного университета

Как известно, выслуга является трудовым стажем военнослужащих и влияет на размер пенсионного пособия будущего ветерана. Денежное довольствие также зависит от военного стажа, т.к. состоит из оклада и процентной надбавки , рассчитываемой из выслуги. Расчет зависит от ряда условий и может производиться как в календарном, так и льготном исчислении.

Календарное исчисление выслуги лет

В случае календарного исчисления, календарный день эквивалентен одному дню выслуги и включает следующие периоды службы в:

  • Вооруженных силах Российской Федерации;
  • СВР России;
  • Федеральной службе войск национальной гвардии РФ (Росгвардия);
  • отделах государственной охраны и ФСБ России;
  • железнодорожных, пограничных, а также войсках гражданской обороны;
  • подразделениях МЧС России;
  • иных воинских формированиях РФ.

Выслугой так же считается время обучения (до 5 лет) в специализированных учебных заведениях. Отсчет начинается с момента зачисления, при условии, что 1 год обучения равен 6 месяцам службы. Стоит отметить, что «призывной» срок также является календарным. Однако при участии военнослужащего в боевых действиях, расчет будет производиться в льготном исчислении.

Льготное исчисление выслуги лет

Под льготным исчислением подразумевается период службы, зачисляемый в большем размере (год за два, либо день за три). В законодательстве содержится весьма широкий перечень условий, при которых военнослужащий попадает под льготное исчисление выслуги, поэтому укажем лишь некоторые из них:

  • прохождение службы в качестве лётчика, регулярное совершение прыжков с парашютом;
  • устранение последствий аварии на Чернобыльской АЭС и работа в особых условиях;
  • деятельность, связанная с прямым использованием ядерного арсенала и работой в отдельных сооружениях с источниками радиационного излучения;
  • период ареста, нахождения в тюрьме или ссылке при незаконном осуждении.

Кроме того, в случае прохождения службы в неблагоприятных климатических условиях подсчет трудового стажа будет производиться в льготном исчислении , с учётом действующего в регионе районного коэффициента.

Влияние выслуги на пенсионное обеспечение

Как уже отмечалось, военный стаж влияет на пенсионные выплаты. Исчисление выслуги лет военнослужащих, а так же порядок начисления выплат проводится исходя из следующих условий:

  • если военный стаж составляет 20 лет и более , то военнослужащий имеет право на 3% надбавку, за каждый последующий год. При этом общий размер пенсии с полученными надбавками не должен превышать 85% от ранее получаемого оклада;
  • при наличии смешанного стажа в 25 лет надбавка составит 1% , за каждый переработанный год.

Отельное внимание стоит уделить получению денежных средств от пособия. В случае увольнения, выплаты начинаются сразу предоставления соответствующих документов. При этом основное требование к военнослужащему – прекращение прохождения военной службы в рядах ВС РФ. Если военный будет восстановлен и возвращен в ряды вооруженных сил, пенсионное обеспечение прекратиться, до момента увольнения военнослужащего.

Общая сумма начислений для военнослужащих, включающая в себя военный и трудовой стаж, называется пенсией по смешанному стажу. Такой вид социальных выплат начисляется военнослужащим в тех случаях, когда при достижении ими возраста ухода со службы — военный стаж оказывается меньше 20 лет.

Согласно действующему в стране законодательству, к категории военнослужащих относятся граждане, проходившие службу или работавшие в частях ВС, а так же в , ФСБ, внешней разведке, органах уголовно-исправительной системы и других военизированных подразделениях РФ. Понятие «военнослужащий» подробно раскрывается в .

Начисление пенсии не зависит от возраста. Определяющим фактором является стаж военной службы, определённый в 20 лет.

Расчёт стажа службы военнослужащих имеет свой особый порядок. Один год участия в боевых действиях приравнивается к трём годам обычной службы. Три года в особых условиях принимаются в расчёте за четыре.

Послужить поводом для досрочного выхода на пенсию может ранение военнослужащего, повлекшее утрату здоровья. В случае гибели или смерти военнослужащего право на пенсионное обеспечение переходит к его вдове. Военнослужащие и сотрудники МВД могут увольняться со службы в возрасте 45 лет. В определении их пенсионного обеспечения может применяется расчёт смешанного стажа.

Не каждый военный достигнув возраста окончания службы, который определён в 45 лет, имеет 20 лет выслуги. Столько лет службы необходимо иметь для начисления военной пенсии. Военные, не имеющие такого стажа выслуги, могут рассчитывать при увольнении со службы на смешанную пенсию.

В расчёт, в таком случае, берётся общий трудовой стаж, который должен быть не менее 25 лет. В эти годы включается срок военной службы, который не может быть меньше двенадцати лет и шести месяцев.

У женщин-военнослужащих в стаж выслуги включается период нахождения их в отпуске по уходу за детьми и родам, если они были предоставлены в период прохождения военной службы. Не включается в выслугу военнослужащих их период обучения в военном училище. Начисление пенсии по смешанному стажу производится в соответствии с .

Обязательное условие для назначения смешанной пенсии - достижение возраста 45 лет. Возрастной ценз может быть снижен в том случае, когда военнослужащий вынужден покинуть службу по причине болезни, сокращения или реорганизации.

В практике встречаются случаи, когда военнослужащие увольняются до достижения ими возраста 45 лет, не имея необходимого для начисления военной пенсии выслуги.

Действующее законодательство предоставляет военным возможность получить смешанную пенсию при увольнении. Если для её оформления не хватает оснований, то получить пенсионное обеспечение можно будет при достижении возраста мужчинами 60 лет и женщинами 55 лет.

Порядок оформления

С заявлением о начислении смешанной пенсии можно обращаться в государственные учреждения в любое удобное время. Подаётся оно вместе с необходимым пакетом документов в ПФ по месту жительства или его регистрации. Порядок определён постановлением 17/19, которое было принято Министерством труда в феврале 2002 года.

Для оформления пенсионных начислений необходимо написать заявление, установленного образца, и предоставить комплект документов. В перечень которых входят:

  • паспорт и военный билет;
  • справки, подтверждающие трудовой стаж и заработную плату, а так же время прохождения воинской службы и все начисления, произведённые в этот период, включая различные формы довольствия.

Все документы прикладываются к заявлению, заполненному по установленному образцу. Необходимые копии документов делаются сотрудниками ПФ лично.

В случае, если какой-либо справки или документа будет не хватать, их можно дополнительно предоставить в течение трёх месяцев с даты подачи заявления. Такой срок установлен .

При обращении за начислением пенсии по прошествии 12 месяцев с момента наступления права на её получение вместе с пакетом документов необходимо подать .

Как рассчитывается

Для расчёта смешанной пенсии существует специальная методика. Она определена действующим законодательством. Основные законодательные регламенты определения размера смешанной пенсии — ФЗ № 156 и ФЗ № 4468-1.

В основе начисления лежат стаж и выслуга службы. На их основе рассчитывается базовый размер смешанной пенсии, который корректируется на различные коэффициенты, определённые в методике.

Каждый дополнительный год работы после начисления пенсии даёт пенсионеру возможность увеличить размер выплат на 1%. Перерасчёт производится ежегодно до 1 августа.

Размер военной пенсии, при начислении смешанного стажа, рассчитывается исходя из ½ денежного довольствия за общий стаж в 25 лет. В денежное довольствие включаются все виды выплат, соответствующие должности и выслуге. Состав и размер его определяется специальным законодательством.

В стаж выслуги НЕ включается период обучения в военном училище. Это положение определено законом №340-1.

Выплата начисленной военнослужащим смешанной пенсии может производиться по месту их службы или пребывания. Такой порядок установлен ФЗ № 173.