Основные принципы диспансеризации детского населения. Организации медицинской помощи детям дошкольного возраста

Организм ребенка - пожалуй, одна из самых хрупких систем в природе. В течение тех лет, пока наше чадо растет и развивается, мы неизбежно сталкиваемся с различными детскими недугами. Большая часть из них отступит к совершеннолетию, но до тех пор придется на личном опыте постигать особенности течения и лечения самых разных патологий - от кишечных колик и ветрянки до плоскостопия, близорукости или пролапса митрального клапана. Ничего не поделаешь: жизнь любящих мам и пап проходит в неусыпных хлопотах о здоровье ребенка.

Цели детской диспансеризации: предупрежден - значит вооружен

Что же представляет собой детская «болячка»? Непредсказуемое явление? Или все же есть возможность встретить детские недуги во всеоружии? Современная медицина предоставляет такую возможность. Именно с этой целью в здравоохранении введена система детской диспансеризации, подразумевающая регулярные профилактические осмотры и обследования маленьких пациентов - начиная с первых дней их жизни и заканчивая этапом перевода во «взрослую» поликлинику.

Как известно, не все заболевания проявляются сразу - особенно у детей младшего возраста, которые не в силах подробно объяснить родителям и врачам, что их беспокоит. Поэтому главная задача диспансеризации - выявить скрыто протекающие патологии, а также предрасположенность к ним. Кроме того, доктор должен оценить соответствие физического и психологического развития малыша возрастным нормам и при необходимости дать рекомендации родителям о том, как скорректировать то или иное отклонение. Бояться этого не надо, ведь все дети растут в своем индивидуальном темпе, самое важное - не пропустить серьезную болезнь, скрывающуюся под маской мнимого благополучия.

Основным документом, регламентирующим прохождение детской диспансеризации, является приказ Минздрава РФ от 21 декабря 2012г. № 1346н. Там обозначен порядок обследования ребенка - с перечислением специалистов, видов анализов и процедур, рекомендованных в зависимости от возраста, и всех необходимых бумаг, которые оформляет врач-педиатр по итогам этого мероприятия. Важно знать, что каждый гражданин России имеет право на бесплатную диспансеризацию, но может по своему усмотрению пройти ее в частном порядке в любой клинике, имеющей соответствующую лицензию.

Из приказа родители детей школьного возраста могут узнать, по каким принципам формируются «группы здоровья» для занятий физической культурой, и какие обследования ребенок будет проходить в рамках школьных медосмотров.

Чем болеют наши дети?
Эксперты отмечают, что чаще всего в повседневной практике педиатры сталкиваются с такими заболеваниями, как различные виды проявлений аллергии, бронхиальная астма и, разумеется, острые и хронические простудные заболевания. Нередко врачи выявляют у своих подопечных избыточный вес - следствие неправильного питания в семье, а также снижение зрения, что закономерно объясняется чрезмерным увлечением различными гаджетами и длительным просмотром фильмов, передач и роликов.

Когда ребенку необходимо пройти процедуру?

Нет ничего зазорного в том, чтобы почаще показывать малыша врачам - но важно соблюдать периодичность прохождения углубленных осмотров в рамках детской диспансеризации. Так, на первом году жизни такое мероприятие должно иметь место каждые три месяца: наряду с педиатром пациента осмотрят невролог, детский хирург, ортопед и офтальмолог. Плановые же посещения проходят ежемесячно.

Масштабное исследование ожидает кроху по достижении им 12-ти месяцев : в этот срок ему сделают первую электрокардиографию, а свои заключения дополнительно к основным специалистам (невролог, офтальмолог, хирург-ортопед, педиатр) вынесут детский стоматолог, ЛОР и психиатр.

Далее до трех лет никаких «крупных» осмотров - если у врачей и родителей отсутствуют веские причины для беспокойства - не предвидится. С года до двух малыша нужно будет показать врачам четырежды, с двух до трех лет - всего два раза. В 3 года - очередной всесторонний осмотр с участием детского гинеколога и уролога-андролога, а также логопеда и психолога: это нужно, чтобы оценить готовность ребенка посещать детский сад.

Потом до самой школы - водить ребенка в поликлинику на осмотр допустимо раз в год. За несколько месяцев до первого звонка здоровье будущего первоклассника вновь оценят узкие специалисты, а диагностические процедуры помогут выявить возможные хронические заболевания. После этого развернутая диспансеризация проводится в 10, 14, 15, 16 и 17 лет . Столь усиленное внимание врачей в последние годы перед совершеннолетием объясняется важностью переходного возраста, когда организм подростка претерпевает многочисленные внутренние и внешние изменения.

Как формируется программа диспансеризации

Почему в каждый определенный возрастной период ребенка осматривают разные врачи и от чего зависит «набор» анализов, которые ему предстоит сдать? Продумывая программу диспансеризации, врачи отталкивались от статистики патологий, которые чаще выявляются на каждом этапе развития организма, и того, какие ключевые изменения в результатах лабораторных и инструментальных методов обследования позволяют сделать заключения о возможных отклонениях от нормы.

К примеру, большинство проблем со слухом у детей выявляются на первом году жизни - поэтому в это время врачи неоднократно проводят им аудиологический скрининг. А вот оценивать развитие половой системы в отсутствие очевидных пороков развития до наступления трех лет, как правило, нецелесообразно - по этой причине гинеколог и уролог привлекаются к диспансеризации только в этом возрасте.

Несмотря на то, что каждый диспансерный осмотр имеет свою программу, в случае выявления у малыша любых заболеваний она может быть значительно расширена и дополнена. Сейчас, когда многие нарушения в развитии диагностируются еще на этапе внутриутробного развития, врачи имеют возможность скорректировать подход к ведению ребенка в зависимости от ситуации. Так, крохи с аномалиями в строении сердца регулярно навещают детского кардиолога, а малыши с неврологическими симптомами чаще других осматриваются неврологом.

Порядок диспансеризации детей разных возрастов

Не стоит опасаться, что вы как родитель забудете показать свое чадо кому-то из специалистов: за выполнением программы диспансеризации будет следить участковый педиатр. Он же обязан вовремя напоминать вам, что пришло время для очередного развернутого обследования и выдавать направления в кабинеты к врачам и на анализы.

Обычно диспансеризацию можно пройти за 1–2 дня (в зависимости от того, сколько времени займет подготовка результатов анализов), но строгих требований тут нет: вы имеете право посещать всех врачей без спешки. Другое дело, что в соответствии с законом общая продолжительность основного этапа диспансеризации в поликлинике не должна превышать 10-ти дней, а при необходимости пройти дополнительные уточняющие процедуры в других медицинских учреждениях - 30-ти дней. Это означает, что медикам нельзя затягивать осмотр, даже ссылаясь на отсутствие на местах узких специалистов или большие очереди на обследования. В таких случаях вы можете пожаловаться на нарушение регламента главному врачу поликлиники, в страховую компанию или местный департамент здравоохранения.

Напоследок - давайте еще раз уточним, в каком возрасте и зачем проходить детскую диспансеризацию:

От 0 до 3 лет

  • Решаемые задачи : оценить соответствие возрастным нормам физического и психического развития малыша, вовремя диагностировать врожденные пороки развития.
  • Особенности : упор - на обследования у педиатра и невролога.
  • : педиатр, невролог, детский хирург, офтальмолог, ортопед, оториноларинголог, психиатр (для детей старше года), детский стоматолог.
  • Основные анализы : скрининговые тесты на врожденные заболевания (в роддоме), проверка слуха, УЗИ брюшной полости, сердца и тазобедренных суставов, нейросонография, анализы крови и мочи.

От 3 до 7 лет

  • Решаемые задачи : подготовка ребенка к посещению детского садика и школы, контроль лечения ранее диагностированных заболеваний.
  • Особенности : выявление и коррекция нарушений речи, оценка психического развития, стрессоустойчивости, готовности к занятиям в коллективе.
  • Посещение каких врачей предполагается : в этот возрастной период детей дополнительно осматривают психолог и логопед, а также гинеколог и уролог. Не забывайте, что перед школой каждый ребенок должен получить справку по форме 026/у, которая включает заключения хирурга, логопеда, невролога, ЛОРа, дерматолога, психолога, офтальмолога, стоматолога и педиатра, а также результаты анализов и сведения о вакцинации.

Школьный возраст

  • Решаемые задачи : контроль за влиянием учебных нагрузок на здоровье и отслеживание динамики полового созревания.
  • Особенности : в этот период некоторым детям назначают углубленное обследование у эндокринолога и офтальмолога, а определение группы здоровья поможет подобрать ребенку подходящую спортивную нагрузку.
  • Посещение каких врачей и сдача каких анализов предполагается : в школьные годы учащихся должны осматривать педиатр, невролог, гастроэнтеролог, ЛОР, окулист, ортопед, стоматолог, психолог и эндокринолог, гинеколог или уролог. Иногда может потребоваться сдать анализы крови на гормоны. С 15-ти лет школьникам показана флюорография органов грудной клетки.

Мало кто из нас любит посещать больницы - а уж дети так и вовсе в большинстве своем с тревогой относятся к людям в белых халатах. Однако реалии современной жизни таковы, что профилактика заболеваний - выгодная альтернатива их лечению. С ранних лет привить малышу мысль, что ходить к доктору нужно для того, чтобы удостовериться в том, что все в порядке, - значит научить его ответственно относиться к здоровью и во взрослой жизни.

Дошкольные учреждения - детские ясли, ясли-сады, детские сады - государственные учреждения охраны младенчества и детства открытого типа, лечебно-профилактического, оздоровительного и воспитательного характера для детей в возрасте от 1.5 до 7 лет.

Ориентировочное нормативы численности детей:

В яслях 180 -200 детей

Вдеском саду -600 детей

В школах- 2000 на 1 педиатра

Диспансеризация:

Здоровые дети(диспансеризация в декретированные сроки)

Младенческий возраст(до 1 года):

ранний неонатальный 1 месяц- первые три дня после выписки 2 раза в месяц

поздний неонатальный

постнеонатальный 1 раз в месяц.

С 1 года до 3х лет-раннее детство

На втором году-1 раз в пол месяца

На 3ем-1 раз в полгода

3-7 лет-дошкольный 1 раз в год

особый акцент в 6 лет,мл школьный возраст(препубертат)

до 15 лет-пубертат

15-18 лет–подростковый

Диспансеризация детей дошкольного возраста :

Детей до 1 года педиатр осматривает ежемесячно. В 1 месяц обязателен осмотр невропатолога, проведение аудиометрии, УЗИ тазобедренных суставов.

В 1 год кроме педиатра в осмотре детей участвуют: хирург, ортопед, невропатолог, отоларинголог, окулист, стоматолог, логопед.

Детям раннего возраста (до 3-х лет) профилактические осмотры педиатром проводятся:

1 раз в квартал – детям в возрасте от 1 до 2-х лет;

1 раз в 6 месяцев – детям в возрасте от 2-х до 3-х лет.

С составлением этапных эпикризов в 1 г. 6 мес.; в 2 г. 6 мес. и диспансерного эпикриза 1 раз в год (2, 3, 4, 5 лет).

В 2 года кроме педиатра осматривают детей отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог.

В 3 года – хирург, ортопед, отоларинголог, окулист, невропатолог, стоматолог, логопед.

Сведения о профилактических осмотрах в декретированные сроки заносятся в форму 026/у-2000, разделы 6.1; 6.2; 6.3.

Согласно приказу МЗ и МО РФ № 186/272 от 30.06.1992 г., определены декретированные

сроки осмотра детей дошкольного возраста (от 3-х до 7 лет):

В 3 года, перед поступлением в ДДОУ

В 5-6 лет, за год до поступления в школу

В 6-7 лет, в год поступления в школу (весна-лето).

С обязательным осмотром всех специалистов (педиатр, хирург, ортопед, отоларинголог, невропатолог, окулист, стоматолог). Логопед, психиатр, психолог – по показаниям.

Основным учреждением для детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) являются ясли-сад (в настоящее время в ряде случаев ясли и детский сад существуют раздельно).

Детская поликлиника несет ответственность за лечебно-профилактическую работу соблюдение санитарно-гигиенического режима в дошкольных детских учреждениях района. Перед поступлением в ясли-сад, детям проводят всестороннее обследование. В ясли-сад принимают только здоровых детей. Для детей с физическими и психическими дефектами развития, для больных с хроническими заболеваниями организуют специализированные ясли-сады. В яслях ребенок находится от 10 до 14 ч в сутки. Для детей, родители которых работают в ночных и вечерних сменах, для детей одиноких и многодетных матерей организуют круглосуточные пятидневные ясли-сады, из которых родители, забирают детей только на выходные дни.

Врач и медицинская сестра проводят систематическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей, за проведением прививок, выполнением санитарно-гигиенического режима.Детям от 1 года до 3 лет систематически 1 раз в 3 мес проводят медицинский осмотр и один раз в год - профилактический осмотр, дегельминтизацию, санацию полости рта. Результаты наблюдения за ребенком и данные осмотров заносят в индивидуальную карту ребенка.

Особое место врач и медицинская сестра детских дошкольных учреждений отводят борьбе с инфекционными заболеваниями. Каждый ребенок, приходящий из дома, ежедневно при поступлении в детское учреждение тщательно осматривается медицинской сестрой и в случае подозрения у него инфекционного заболевания помещается в изолятор.

Регистрация посещений детьми детских учреждений проводится ежедневно медицинской сестрой или сестрой-воспитательницей. Ежегодно проводится анализ физического развития детей, заболеваемости, смертности и сроков использования детьми каждого места в году (плановая занятость - 300 дней).

Медицинские работники дошкольных учреждений систематически информируют воспитателей и детскую поликлинику о физическом и нервно-психическом развитии детей.

Детские дошкольные учреждения:

Ясли – 120-180 детей, сад –600 детей для одного педиатра,

1. Дошкольные учреждения общего типа

2. Центр дошкольного воспитания

3. Комплекс дошкольного воспитания

4. Учебно-воспитательный комплекс

5. Дошкольное учреждение с первыми классами

6. Малые дошкольные учреждения

7. Дошкольное учреждение, объединенное с жильем для персонала

8. Семейный детский сад

9. Прогулочные группы

10. Круглосуточная дежурная группа кратковременного присмотра.

Первый этап диспансеризации детей включает несколько взаимосвязанных периодов:

Первый период - антенатальная охрана плода, осуществляется участковой педиатрической службой в контакте с акушером-гинекологом женской консультации.

В этом периоде основной задачей является организация преемственности в деятельности женской консультации и детской поликлиники, которая должна осуществляться в виде постоянной информации, поступающей в детскую поликлинику, о каждой беременной женщине, взятой под наблюдение. Для этого применяют такие формы работы, как школа молодой матери и дородовые патронажи (в 28 и 32-36 недели беременности). Дородовый патронаж, как правило, выполняет участковая медицинская сестра. Педиатр проводит патронаж беременных с нормально протекающий беременностью на приеме в поликлинике, а при неблагоприятно протекающей беременности и отягощенном анамнезе на дому. Следует отметить, что при втором патронаже, проводящемся в 32-36 недель беременности, будущая мать должна получать необходимые сведения по уходу и организации условий жизни ребенка. Рождение здорового ребенка является в известной степени показателем эффективности и качества антенатальной профилактики.

Второй период - динамическое наблюдение за новорожденным, которое проводит участковый педиатр совместно с медицинской сестрой. Качественно важным моментом при этом должна стать оценка особенностей течения беременности и родов у матери, раннего постнатального онтогенеза, т.е. выявление возможной принадлежности ребенка к группе риска. Уже при первом патронаже новорожденного можно в известной степени прогнозировать состояние здоровья ребенка и назначить соответствующие корригирующие и оздоравливающие мероприятия, в соответствии с состоянием здоровья ребенка и группой риска. При первом патронаже целесообразно также собирать генеалогический анамнез для того, чтобы проводить по показаниям своевременные лабораторные методы исследования. Задачи и цели динамического наблюдения за новорожденным заключаются в том, чтобы дать матери определенную систему знаний с учетом конкретных условий семьи, ее санитарной грамотности в вопросах воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний.

Третий период - ежемесячное динамическое наблюдение за ребенком на протяжении 1-го года жизни. Следует помнить, что физическое и нервно-психическое развитие, а также уровень состояния здоровья ребенка в первые 3 месяца жизни могут быть показателем эффективности и качества наблюдения ним в периоде новорожденности. При оценке качества наблюдения в течение 1-го года жизни необходимо большое значение придавать комплексной оценке уровня развития и состояния здоровья в декретированные для ребенка этого периода жизни возрасты: 3, 6, 9 и 12 месяцев. Врач, делая заключение о состоянии здоровья ребенка в эти возрастные периоды, пишет этапный эпикриз, в котором отражает развитие и здоровье ребенка за прошедший период, оценивает уровень его физического развития, для чего пользуется местными стандартами определения гармоничности развития, важно оценить уровень нервно-психического развития. Решающее значение для оценки состояния здоровья имеет факт наличия или отсутствия заболеваний в момент обследования, а также частота и длительность острых заболеваний, перенесенных ребенком, в предыдущий квартал.

Кратность и длительность заболеваний косвенно отражают состояние реактивности организма ребенка.

Четвертый период - динамическое наблюдение за ребенком в возрасте от 1 года до 7 лет. Такое наблюдение, как известно, проводит участковый педиатр в том случае, если ребенок не посещает детское дошкольное учреждение, а воспитывается в семье. В возрасте 5-7 лет это обследование совмещают с комплексным осмотром перед поступлением в школу. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о необходимости проведения осмотра детей в возрасте 3 и 5 лет с целью профилактики хронических заболеваний всеми врачами-специалистами: ЛОР, окулистом, хирургом-ортопедом, невропатологом, стоматологом, логопедом.

Для всех детей дошкольного возраста большое значение имеют комплексная оценка состояния здоровья. У детей 2-го и 3-го года жизни обязательно оценивают нервно-психическое развитие. Поскольку участковый врач ввиду ограниченности времени заниматься оценкой нервно-психического развития ребенка на приеме и поликлинике не может, эта функция возложена на медицинскую сестру кабинета здорового ребенка. Данные указанной оценки следует заносить в «Историю развития ребенка» с тем, чтобы врач на приеме, составляя свое комплексное заключение, мог бы учесть показатели нервно-психического развития ребенка. Таким образом, на протяжении первых 7 лет жизни ребенок находится под наблюдением участковой педиатрической службы и специалистов детской поликлиники.

Следует отметить, что состояние здоровья ребенка при поступлении в школу является показателем качества и эффективности такого наблюдения.

Детей, у которых выявляются отклонения в состоянии здоровья или заболевания в любом периоде, берут под дифференцированное наблюдение участкового врача или врача-специалиста. Для этого ребенку назначается необходимый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, т. е. осуществляется третий этап диспансеризации.

Получив необходимые данные, участковый педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья, которая дает более широкое представление о состоянии здоровья каждого ребенка и контингента наблюдаемых детей в целом, чем только диагноз. Кроме того, она позволяет выделить «угрожаемый» контингент детей. При комплексной оценке состояния здоровья ребенка учитывают:

§ наличие или отсутствие хронической (и том числе врожденной патологии;

§ функциональное состояние органов и систем;

§ резистентность и реактивность организма;

§ уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

В результате научных исследований, проведенных в детских лечебно-профилактических учреждениях ряда территорий страны, предложено 5 групп здоровья. К I группе относят здоровых детей; ко II группе - здоровых, но с наличием риска возникновения патологии; к III, IV и V группам - хронически больных детей в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации патологического процесса.

Дети I группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых детей. Врачебные назначения детям этой группы включают в профилактические, общеоздоровительные и воспитательные мероприятия.

Дети II группы здоровья с наличием риска возникновения патологии нуждаются в особом внимании педиатра, так как профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, проведенные своевременно и целенаправленно, дают наибольший эффект по предупреждению формирования у них хронической патологии. Сроки наблюдения за данной группой детей устанавливает врач индивидуально для каждого ребенка в соответствии со степенью риска в отношении формирования хронической патологии, выраженности функциональных отклонений и степени резистентности. Часто болеющие дети, а также дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и др., относятся ко II группе здоровья, в период реконвалесценции их берут под особый контроль. Врачебные назначения детям этой группы включают не только профилактические, воспитательные и общеоздоровительные, но и специальные лечебно-оздоровительные мероприятия. Лечебно-оздоровительные мероприятия детям II группы здоровья назначает не только педиатр, но и врачи-специалисты.

Дети III, IV, V групп здоровья находятся под диспансерным наблюдением у педиатра и соответствующих специалистов и должны получать необходимое лечение в зависимости от имеющейся у них патологии. Объединение детей в однородные группы здоровья позволяет обеспечивать дифференцированное обслуживание контингентов детей и более рационально планировать медицинскую помощь.

Организация медицинского контроля за состоянием здоровья школьников предусматривает ежегодное проведение профилактических осмотров, которые проводятся поэтапно: первый этап - скрининговые исследования, второй этап - обследование детей, отобранных при помощи тестов; третий этап - обследование специалистами школьников, направленных врачом школы на консультацию. Эти принципы организации массовых медицинских осмотров обеспечивают не только повышение эффективности самих осмотров, но и совершенствование организационных подходов медицинского обслуживания учащихся. В частности, они способствуют повышению роли среднего медицинского персонала в контроле за состоянием здоровья детей; рациональному использованию рабочего времени врача школы и врачей-специалистов для дифференцированного контроля за состоянием здоровья школьников; более широкому проведению лечебно-профилактических мероприятий среди детей с начальными формами отклонений.

Всех детей, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья, берут на диспансерный учет, и на каждого из них заводится «Контрольная карта диспансерного наблюдения». Кроме врача детского учреждения, эти дети наблюдаются врачами-специалистами поликлиники и участковыми педиатрами. Сроки их осмотров зависят от тяжести и течения патологического процесса.

В дошкольных учреждениях и школах силами медицинских работников этих учреждений и детской поликлиники должны быть обеспечены консервативное лечение хронических заболеваний ЛОР - органов, санация зубов, занятия корригирующей гимнастикой и лечебной физкультурой.

Врач школы совместно с администрацией и педагогами составляет комплексный план профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, который предусматривает организацию рационального учебного и трудового режима, питания, физического воспитания, проведение закаливающих процедур, выполнение санитарно-гигиенических требований. План обсуждается на педагогическом совете и утверждается директором школы, а также заведующим детской поликлиникой, в районе деятельности которой находится школа.

Большие задачи стоят перед персоналом дошкольных учреждений и школ по широкой пропаганде медицинских и педагогических знаний среди родителей, организации практической помощи семьям в решении задач физического воспитания детей, снижению заболеваемости. В этом плане особую важность имеет вовлечение детей в регулярные занятия физической культурой, спортом, туризмом.

Успешное проведение диспансеризации во многом зависит от четкого оформления и ведения медицинской документации. Основным документом, содержащим все сведения по диспансеризации, является «Медицинская карта амбулаторного больного» (ф.025/у), «История развития ребенка» (ф.112/у), «Карта учета диспансеризации» (ф.131/у) и «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (ф.030/у).

Основной метод профилактики в педиатрии — диспансеризация здоровых детей. К 1997 г. педиатры наблюдали детей с рождения до 15-летнего возраста, а в настоящее время — до 18-летнего. Во время диспансеризации проводится комплексная оценка здоровья с определением группы здоровья. Соответственно определяется объем и характер оздоровительных и лечебных мероприятий детям с выявленной патологией или склонностью к ней. В современных условиях диспансеризация являются основной формой работы детских поликлиник.

Диспансеризацию проводят как по возрастному признаку, так и в зависимости от заболеваний, имеет ребенок.

Диспансерному наблюдению участковым педиатром подлежат следующие контингенты детского населения:

— Все дети в период новорожденности;

— Дети 1-го года жизни;

— Дети из групп риска;

— Дети старше 1-летнего возраста, не посещающих детские дошкольные учреждения;

— Дети, имеющие хронические заболевания. Диспансеризация детского населения включает следующие мероприятия:

1) регулярные медицинские осмотры с проведением установленного объема лабораторных и инструментальных исследований;

2) определение и оценку состояния здоровья с целью выявления детей, имеющих факторы риска;

3) дообследование больных детей, нуждающихся в этом, с использованием всех современных методов диагностики;

4) выявление заболеваний на ранних стадиях с последующим проведением комплекса необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий и динамического наблюдения за состоянием здоровья детей.

Участковый педиатр отвечает за проведение всех этапов диспансеризации детского населения на своем участке и осуществляет контроль за ее выполнением. На каждого ребенка, подлежащего диспансерному наблюдению, заводится «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (форма № 030 / у) . Наряду с выполнением сигнальных функций (контроль за диспансерными посещениями) эта карта отражает также данные о состоянии здоровья детей различных возрастов. Эти данные помогают врачу в проведении диспансерного наблюдения, соблюдении сроков обследования, неотложных лечебно-оздоровительных мероприятий. Контрольная карта должна быть прежде всего оперативным документом в работе врача.


Диспансеризация - метод активного динамического наблюдения за здоровыми лицами, объединенными общими физиологическими особенностями или условиями труда; больными, страдающими хроническими заболеваниями, наиболее часто приводящими к временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, или перенесшими некоторые острые заболевания; лицами, имеющими факторы риска.

Этот метод направлен на предупреждение заболеваний, активное их выявление в ранних стадиях и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Диспансеризация населения в настоящее время из метода работы отдельных учреждений превратилась в систему работы всех лечебно-профилактических учреждений страны. Каждое из них в соответствии с профилем своей работы осуществляет диспансеризацию различных групп населения и определенных контингентов больных.
Основная цель диспансеризации состоит в сохранении и укреплении здоровья детей, увеличении продолжительности жизни путем систематического наблюдения за состоянием их здоровья, изучения и оздоровления быта, широкого проведения комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий.
Методы проведения диспансеризации здоровых и больных в основном едины.

Диспансеризация здоровых должна обеспечивать правильное физическое развитие, укреплять здоровье, выявлять и устранять факторы риска возникновения различных заболеваний путем широкого проведения общественных и индивидуальных социальных и медицинских мероприятий.

Диспансеризация больных должна активно выявлять и лечить начальные формы заболеваний, изучать и устранять причины, способствующие их возникновению, предотвращать обострение процесса и его прогрессирование на основе постоянного динамического наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Основными задачами диспансеризации населения являются:

1. определение состояния здоровья каждого индивида ежегодным осмотром и оценка здоровья с учетом возрастных, половых и профессиональных особенностей;

2. дифференцированное активное динамическое наблюдение за здоровыми; лицами, имеющими факторы риска, и больными; постепенный переход от наблюдения за отдельными лицами к посемейному наблюдению;

3. выявление и устранение причин, вызывающих заболевания; содействие устранению вредных привычек и обеспечение здорового образа жизни;

4. своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

5. повышение качества и эффективности медицинской помощи населению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкого участия врачей различных специальностей, внедрения новых организационных форм, дальнейшего технического обеспечения и использования ЭВМ.

Этапы диспансеризации:

Первый этап. Планирование работы по диспансеризации населения: проведение переписи населения на участке, выделение списка лиц подлежащих активному динамическому наблюдению в условиях лечебного учреждения, определение очередности приглашения на медицинские осмотры и индивидуальной программы обследования.

Второй этап. Обследование по обращаемости и во время профилактических осмотров. Проведение лечебно-диагностических мероприятий, оценка состояния здоровья, определение группы здоровья.

Третий этап. Активное приглашение на прием больных, находящихся под диспансерным наблюдением, проведение лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Оценка качества проведения диспансеризации.

По состоянию здоровья все осмотренные жители разделяются на три группы диспансерного наблюдения.