Примеры феноменальной памяти. Феноменальная память — что это такое? Виды, принцип работы, способы развития Человек с самой большой памятью

Сегодня поговорим об известных личностях, чьи имена навсегда остались в памяти поколений, а поступки и открытия изменили мир и ход истории. Их имена нам известны из научной литературы, мира шоу-бизнеса и политики. Все они - представители разных исторических периодов и сфер деятельности, однако есть одна особенность, которая позволила нам отнести их в один список - феноменальная память.

В ХIХ веке эта девушка прислуживала в президентском доме Джефферсона Дэвиса. Однако запомнилась она героиней Гражданской войны, так как была шпионкой армии Союза. Любая, услышанная ею информация, доносилась в 100 % объеме с точностью до единого слова.

Никола Тесла


Выдающийся деятель науки, создавший устройства, работающие от переменного тока. Его вклад в науку велик, не исключено, что свое открытие Никола не совершил бы, не имея дара фотографической памяти. Тесла никогда ничего не записывал, а его лаборатория сгорела дотла, ему удалось без паники воспроизвести добрую половину изобретенного им ранее.

Теодор Рузвельт


26-й американский президент отличался замечательной чертой - стремлением к постоянному личностному развитию и расширению своих интеллектуальных способностей. Рузвельт усердно тренировал память, прочитывал 2-3 книги в день, а после этого воспроизводил содержание текста до мельчайших деталей. Также многие рассказы свидетельствуют о том, что Теодор славился уникальным даром выполнять несколько дел одновременно. Параллельное общение с двумя секретарями за чтением книги никогда не было для него проблемой.

Сергей Рахманинов


Великий пианист, композитор и дирижер также обладал фотографической памятью, позволяющей запомнить ноты максимально быстро. Рахманинов в считанные минуты мог выучить далеко не одно музыкальное произведение.
Если вы смотрели «Человек дождя» и помните героя по имени Дастин Хоффман, знакомьтесь, этот американский парень с уникальной памятью был его реальным прототипом. Мужчина как губка впитывал тексты (прочитанное запоминал на 98 %). К его «супер-приемам» можно смело отнести умение одновременно считывать содержимое на двух страницах, так ему удалось запомнить около 9000 в течение жизни.
Пребывая в роли духовного наставника и главной фигуры католической церкви, Иоанн Павел II поражал всех своей фотографической памятью. В его арсенале был 21 язык, а также он без запинок общался на сотне диалектов.
Филиппинский правитель с 1965-1986 гг обладал феноменальными способностями запоминания информации. Он умел точно повторить любой конституционный закон, а для подготовки к выступлению с длинной речью, ему достаточно было прочесть ее всего один раз.
Очаровательная актриса, спродюсировавшая телешоу «Такси», относится к числу двенадцати уникальных персон с крайне большим объемом памяти (научное название - гипертимезия). Она помнит все, что происходило с ней жизни, вплоть до младенческого возраста и момента крещения.

Юлий Цезарь


Как не знать о способностях римского полководца заниматься несколькими делами в один момент, запоминать лицо каждого воина, состоявшего в его 25000-й армии.
Обладая феноменальной памятью, Наполеон прославился самыми масштабными и смелыми военными стратегиями, мог удивительно быстро ориентироваться на местности, так как легко запоминал маршруты, а каждого врага знал буквально в лицо.

Об одиннадцати различных видах человеческой памяти и том, как их эффективно использовать, читайте на Sobesednik.ru.

Мозг человека - большая загадка, и о том, как устроена наша память, наука тоже знает пока не всё. Но кое-что все-таки известно, и знание, как что работает, поможет максимально успешно управлять своей памятью.

Забывать - хорошо. Человек не может помнить буквально все, потому что в нормальной ситуации важен процесс вытеснения одной информации другой. Чем быстрее забывается ненужное, тем лучше запоминается важное и актуальное.

1. Мгновенная. Это самый простой и быстрый вид памяти, которым мы пользуемся в каждую секунду своей жизни: увидели - запомнили. Правда, ненадолго - всего на доли секунд. По большому счету памятью это назвать сложно, потому что мы мгновенно запоминаем лишь образ, а не детали.

Срок хранения: мгновения.

2. Кратковременная. Cамый первый, элементарный уровень, на который мы можем поместить конкретную информацию, называется кратковременной памятью. Когда мы что-то услышали, сразу после мы можем воспроизвести это - точно или в общих чертах. Чтобы задействовать следующий вид памяти, нужно применить такой прием, как повторение. На примере это выглядит так: вам продиктовали номер телефона. В следующую секунду, задействовав кратковременную память, вы повторили его. Еще через несколько секунд - забыли. Или отправили информацию дальше на хранение, повторив еще раз (и тем самым закрепив) или записав.

Срок хранения: максимум 20 секунд.

3. Оперативная. В этом виде памяти, которую еще называют рабочей, хранится та информация, которая актуальна для человека прямо сейчас. Об этом процессе мы обычно говорим, что держим что-то в уме. Вечно или хотя бы долгое время «в уме» держать информацию не получится - срок хранения в этом случае ограничен необходимостью: то, с чем мы работаем, будет храниться в памяти до тех пор, пока для этого есть необходимость. Потом оно либо вытесняется более актуальным, либо отправляется на следующий уровень.

Срок хранения: от 40 минут до нескольких суток.

4. Долговременная. Этот вид памяти не ограничен ни объемом, как кратковременная, ни сроком хранения, как все предыдущие, ни качеством запоминания. Тут любая информация может храниться практически вечно. Правда, при соблюдении некоторых условий. Долговременная память - как библиотека, и ее надо поддерживать в порядке, чтобы находить нужную информацию быстро и успешно. Кроме того, за ней нужно ухаживать - периодически обновлять, систематизировать и повторять. Библиотека лишь тогда удобна, когда внутри все разложено по полочкам. Это касается и нашей долговременной памяти.

Срок хранения: не ограничен.

Услышать + з­аписать = напомнить

Есть еще одна классификация памяти, основанная на том, по каким каналам человек получает информацию. Мы, конечно, используем все возможности, однако у разных людей есть свои особенности, связанные с определенными видами памяти.

5. Слуховая: звуки музыки

Казалось бы, слух - основной канал получения информации для большинства людей, однако это не значит, что самый удобный. Многие признаются, что, обладая нормальным слухом, все же плохо воспринимают информацию, которую всего лишь прослушали. А другие - запоминают влет. Таких людей еще называют аудиалами: у них хорошо развита слуховая память. Незаменимое качество для музыкантов, преподавателей, переводчиков-синхронистов и пр.

6. Тактильная: память тела

Если у человека хорошо развита тактильная (она же - осязательная) память, по одному прикосновению, например, к вещи он может вспомнить, как много лет назад касался такой же - и воспроизвести события той минуты в мельчайших деталях. Такие люди часто «пускают в ход» руки, оценивая предметы не только зрительно, но и на ощупь - и чувствуют себя беспомощными, если задействовать память тела не удается.

7. Обонятельная: запахи детства

Иногда запах может пробудить в памяти целые картины из прошлого, даже из далекого детства: лица людей, обстановку комнаты, картины природы, чувства и звуки. Так бывает с людьми, у которых хорошо развита обонятельная память.

8. Зрительная: лучше один раз увидеть

Этот вид памяти - самый востребованный, он хорошо развит у большинства людей. У 60 процентов людей зрение - главный способ получить и запомнить информацию, они лучше всего воспринимают ее «на глаз», например рассматривая или читая. Увидеть один раз им реально лучше, чем сто раз услышать.

9. Вкусовая: секреты специй

В кулинарных телешоу часто проводят так называемый слепой тест: участникам предлагают попробовать блюдо и разобрать его на составляющие, ориентируясь только на свой вкус. Лишь единицы справляются максимально успешно, умудряясь опознать, например, в супе из пары десятков ингредиентов практически все вплоть до специй. У этих людей хорошо развита вкусовая память. Для повара - неоценимый плюс.

10. Механическая: от руки

Некоторым людям (их не так много, как кажется) нужно подключить руки, чтобы запомнить нужную им информацию - например записать ее, если это цифры. Механическая память развита у музыкантов, которые запоминают музыку не только на слух, но и как набор определенных движений.

11. Эмоциональная.

Так называют память на события, имеющие яркую эмоциональную окраску. Они могут закрепляться в памяти без каких-то усилий со стороны самого человека, а потом воспроизводиться буквально за мгновение - как яркие фотовспышки. При этом хозяин такого воспоминания может вспомнить все в мельчайших деталях, чему сам будет удивлен. В принципе все люди лучше запоминают то, что затронуло эмоции, но эмоциональная память развита у всех по-разному. Считается, чем она лучше, тем чувствительнее хозяин такой памяти - тем сильнее у него развита способность сопереживать и чувствовать других людей - то, что называется эмпатией.

Современные люди живут в эпоху интенсивного обмена информацией. Для того, чтобы оперативно усваивать большие объемы данных, следует ежедневно тренировать память. Однако существуют люди, которые без труда запоминают огромное количество информации и не страдают при этом от умственных перегрузок. Такое явление носит название «феноменальная память».

Что такое феноменальная память

Вопреки распространенному заблуждению, умением запоминать большое количество информации в считанные секунды владеют не только «избранные». Развить эти уникальные способности может любой психически здоровый человек, с любым уровнем интеллекта. Пол, возраст и социальное положение значения не имеют.

Феноменальной можно считать способность к усвоению и точному запоминанию большого объема данных, не имеющих смысловой связи. Это значит, что человек, обладающий такой способностью, может длительное время удерживать в мозгу «фотографию» любого зрительного образа: текста на родном или иностранном языке, картинки, комбинации цифр и символов.

Это необычное явление, определение которого встречается во всех учебниках по психологии, может быть вызвано следующими причинами:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Врожденные аномалии в развитии некоторых участков коры головного мозга;
  • Занятия с детьми младшего возраста по методикам раннего развития;
  • Высокая скорость работы мозга.

Люди демонстрируют уникальные способности в запоминании разного вида информации: у некоторых блестящая звуковая память (или, выражаясь музыкальными терминами, «абсолютный слух»), кто-то может с первого взгляда запомнить большой письменный текст, кто-то в мельчайших подробностях пересказать длинную историю, услышанную только один раз. Некоторые психологи считают уникальные способности к запоминанию аномалией. С этим можно поспорить. Однако, нельзя не согласиться с тем, что люди с таким талантом (особенно дети и подростки) требуют индивидуального подхода. Несмотря на свои способности, они часто бывают плохими учениками в школе, чувствуют себя некомфортно в коллективе и могут испытывать трудности в социальной адаптации.

Реально ли ее развить

Иногда феноменальная память является врожденным свойством конкретной личности, но в 80% из 100 ее можно успешно развить при помощи целенаправленных тренировок. Чтобы работа увенчалась успехом, необходимо помнить о том, что:

  • Во время тренировок мозг не должен испытывать перегрузку;
  • Программа по развитию уникальных способностей должна соответствовать возрасту человека. Нельзя предлагать детям задания для взрослых. Однако, для взрослых, которые только начинают развивать память, детские задания вполне подойдут;
  • Тренировки будут эффективнее, если дополнительно принимать препараты, улучшающие мозговое кровообращение. Перед тем, как пить любые лекарства, следует проконсультироваться с невропатологом;
  • Занятия должны проходить по правилу «от простого к сложному», но не наоборот.

Чтобы визуальные образы легко запоминались, они должны быть яркими, простыми и доступными для понимания. В то же время образ должен содержать большое количество мелких деталей. Это необходимо для развития концентрации внимания.

Активному развитию уникальных способностей способствует интенсивное чтение. Можно выбирать любую литературу на родном или иностранном языке, главное – читать вдумчиво, уделяя внимание деталям, и ничего не пропускать. Тогда прочитанное отложится в голове до мельчайших подробностей.

Упражнения и методы для запоминания информации

Для того чтобы удержать в голове большое количество данных, можно использовать разные методы. Все они довольно простые, но эффективные. Обычно психологи рекомендуют следующие техники:

  • Метод ассоциаций. Например, для запоминания номера телефона нужно найти в нем цифры, связанные с каким-то важным событием или образом (день рождения родственника, собственный возраст, текущий год);
  • Мнемотехника – используется для удержания в голове группы слов, не связанных друг с другом по смыслу. Из этих слов необходимо составить предложение и представить его визуально;
  • Мысленное создание цветного, красочного образа на основе прочитанного или услышанного текста;
  • Развитие скорости чтения и концентрации внимания на прочитанном.

Эти методы можно чередовать друг с другом и использовать в разных ситуациях, в зависимости от типа информации, подлежащей запоминанию. Для того чтобы развить быструю музыкальную память, психологи рекомендуют как можно чаще слушать музыку и пытаться воспроизводить услышанное голосом или при помощи любого инструмента.

Внимание! Ежедневные тренировки по 10-15 минут будут гораздо полезнее, чем занятия 2-3 раза в неделю по часу. Слишком долгие интенсивные тренировки могут привести к перегрузке мозга. После каждого занятия необходимо проводить умственное и физическое расслабление.

Развитие феноменальной памяти у детей

Натренировать ребенка несложно, главное – придерживаться определенной системы занятий. Работать над развитием уникальных способностей к запоминанию можно с раннего детства. Начиная с трех месяцев, когда малыш начинает активно познавать окружающий мир, его нужно знакомить с яркими, выразительными образами и подробно рассказывать о них. Известно, что ребенок, еще не умея говорить, уже держит в голове огромный объем информации, поэтому не стоит недооценивать важность интенсивного интеллектуального развития до года. Занятия на формирование визуальной памяти следует чередовать с освоением памяти тактильной и слуховой. Хороший результат дает раннее обучение чтению и иностранным языкам, но оно должно проходить под руководством профессионального педагога, знакомого с психологией детей младшего возраста и с передовыми методиками дошкольного образования.

Для школьников очень полезно обучение быстрому чтению. Медленное чтение по слогам с фиксацией на самом процессе часто приводит к тому, что ребенок плохо запоминает прочитанное. Скорочтение, напротив, помогает школьнику мысленно «фотографировать» текст и «сканировать» его смысл. Однако, ученикам с серьезными нарушениями речи и письма такие занятия категорически противопоказаны.

Интересно. Работая с детьми, не умеющими читать и писать, следует учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка. У некоторых детей лучше развито зрительное восприятие информации (хорошо запоминают увиденные картинки), у других – слуховое (лучше усваивают слова).

Примеры людей с такой памятью

Феноменальная память – это явление, характерное для многих выдающихся личностей. Известно, что такими способностями в разное время обладали:

  • Физик Николо Тесла;
  • Композитор и пианист Сергей Рахманинов;
  • Папа Римский Иоанн Павел Второй;
  • Гарри Каспаров, знаменитый шахматист;
  • Юлий Цезарь, древнеримский император.

Примечательно, что большинство выдающихся личностей с супер способностями было так же успешно в других областях (например, Юлий Цезарь был не только влиятельным политиком, но и прекрасным полководцем). Поэтому эксперты психологии, считающие неординарную память аномалией, не всегда правы.

Книги по теме

Заслуживает внимания книга Станислава Матвеева (на некоторых сайтах автор ошибочно представлен как «Матвей»). В своей работе Станислав делится методами запоминания информации и на практических примерах доказывает, что достичь быстрого и качественного запоминания информации может любой человек, а не только личность-феномен.

Интересную методику работы предлагает Константин Дудин. С его методом можно ознакомиться онлайн. По мнению Дудина, для того чтобы иметь суперпамять, нужно, прежде всего, научиться забывать ненужную информацию, то есть освобождать место для новой, более актуальной. Это поможет разгрузить мозг во время запоминания и спасет от перегрузок. В курс Дудина включен отдельный раздел, посвященный забыванию.

На Западе большой популярностью пользуется курс Гарри Лорейна, его можно рекомендовать учащимся любого возраста, адаптируя упражнения к конкретной целевой аудитории.

Тренировку памяти у мальчиков и девочек рекомендуется начинать с самого детства, тогда достичь желаемых результатов можно будет быстрее и лучше. Однако, можно развить у человека феноменальные таланты к запоминанию и в подростковом, и в зрелом возрасте. Главное – упорство, настойчивость и работа по системе, в соответствии с выбранной методикой.

Видео

Для большинства из нас память - это своего рода блокнот или фотоальбом, в котором хранится информация и картины прошлого. Чаще всего это напоминает размытые и блеклые снимки из нашей жизни. Чем дальше, тем бледнее воспоминания, а что-то вообще исчезает из памяти. Это нормальное явление. Нормально и то, что мы часто помним дела давно минувших дней и не можем вспомнить, что видели или слышали месяц назад. Память избирательна.

Но есть и такой феномен - некоторые люди ничего и никогда не забывают. Хорошо это или плохо? Благословение или наказание? Ведь порой так хочется забыть какие-то события, людей, чувства… А человек помнит каждый день своей жизни и каждый шаг, имена, погоду в определенный день прошлого года, одежду, в которой он тогда был. Это скорее не память, а некая библиотека или видеокассета, куда записана вся жизнь.

Интерес с точки зрения науки

Безусловно, феноменальная память как явление - это предмет изучения для нейробиологов. Ученые проводили опыты для тщательного исследования уникальной способности мозга записывать жизнь. Они больше склоняются к тому, что все-таки мы имеем дело с неким отклонением от нормы. В некоторых случаях фантастические способности мозга сопутствуют такой серьезной проблеме, как аутизм. Известны случаи, когда человек, страдающий аутизмом, мог по памяти нарисовать целый город с домами, улицами, номерами и знаками, при этом город он видел на фото или в кино лишь однажды. В другом случае молодой человек мог с датами и именами ответить на вопросы о давних футбольных матчах или других событиях.

А может, это талант?

Действительно, феномен абсолютной памяти может быть формой знания или особого дара, такого как музыкальный, литературный или спортивный.

Ученые Калифорнийского университета провели тестирование двух групп людей - с обычной памятью и феноменальной. Их спрашивали о событиях и наблюдали за тем, как меняется восприятие. Сравнивали данные через день, неделю и месяц после событий. У обычных людей с каждым днем ослабевала яркость воспоминаний, тогда как у феноменов они оставались такими же свежими.

Как ни удивительно, сканирование мозга не выявило никаких анатомических различий у обеих групп испытуемых, которые могли бы объяснить, как это происходит. Никаких дополнительных отростков или третьего полушария не было обнаружено. Вполне возможно, что это был результат мастерства, а не причина: ведь занятие каким-либо творчеством, будь то музыка, спорт или язык, может стимулировать головной мозг для построения более эффективных нейронных сетей.

Виды памяти

Это тоже очень интересный момент. Каждый уникум имеет свои особенности запоминания. Кто-то запоминает все подряд, кто-то - цифры, кто-то - звуки, запахи, тактильные ощущения, а у кого-то гениальная память на визуальные детали. Но все они обладают большими способностями, чем среднестатистический человек.

Это очень трудно

Человеку дано забвение, как спасение. Если бы приходилось каждую минуту помнить о каких-то неприятных или трагических случаях, держать в памяти адреса, имена и телефоны давно не нужных людей и всякий подобный хлам - мозг обычного человека лопнул бы от напряжения. Нам удается избавиться от навязчивых мыслей, от лишней и даже нужной информации, записав ее в блокнот или на компьютер. И можно только гадать, как справляются с этим объемом мозгового материала те люди, которые не могут ничего забыть.

Можно ли тренировать память?

Разумеется, можно и нужно. Есть специальные методики и упражнения для улучшения памяти. Более того, есть информация, что ученые надеются запустить в скором времени приложение, которое будет постоянно стимулировать память и увеличивать способность к запоминанию. Один из секретов новой методики - детальное воспроизведение события сразу же после того, как оно произошло, что способствует его наилучшему запоминанию. Именно так мы пытаемся вспомнить ускользающий сон и закрепить его в памяти.

В любом случае идея развития супер-памяти витает в воздухе. А почему бы и нет? Ведь мы можем стимулировать и «подтягивать» любой орган в организме. Мозговая деятельность - не исключение.

Вернемся к нашим феноменам

Люди, обладающие феноменальной памятью, единогласно говорят, что для них такие способности - и благословение, и проклятие. С одной стороны, это помогает вновь и вновь переживать приятные моменты жизни - давнее свидание, день свадьбы, каждую картину, увиденную в галерее, каждую деталь путешествия. Уникальные способности помогают усваивать любой материал, помогают в учении, в работе.

Но, с другой стороны, помнить все свои разочарования, страдания, потери, неудачи, моменты неловкости, да так ясно, будто все это произошло только сегодня… Это непосильная ноша. Кроме того, пребывая постоянно в прошлом, в своих воспоминаниях, порой очень болезненных, человек может оставаться закрытым для новых ощущений и новых отношений.

Недаром говорят после каких-то трудных моментов в жизни: «Надо простить и забыть». Эта роскошь доступна не всем. Хорошо ли иметь феноменальную память, или проще оставаться обычным человеком, ведущим дневники и блокноты… Однозначного ответа нет.