Проблема отношений людей разных поколений. Конфликт поколений: есть ли путь к примирению? В чем заключается суть семейной иерархии

Проблема взаимоотношений поколений существовала, наверное, со времен появления человечества на Земле. Взаимоотношения между поколениями, к сожалению, во все времена является сложной и актуальной проблемой. Бесчисленное количество умов гадали над причинами и решением проблемы взаимоотношений отцов и детей. Почему, казалось бы, самые близкие люди, родственники по крови не могут найти общий язык? Почему возникает такое количество различных трений и разногласий? Почему молодое поколение не понимает и не хочет понимать старших?

Столкновение разных жизненных позиций детей и их отцов априори имеет место быть в современном мире. Взгляды на жизнь в разные времена в социуме различаются, и то, что было нормой или даже правилом лет так тридцать тому назад, теряет свою актуальность в наши дни. Меняются жизненные устои, политическая ситуация в стране, культурные, социальные и материальные ценности, что также влияет на жизненную позицию человека и является почвой для возникновения конфликтов.

Причины вызывающие недопонимание между людьми разных возрастов

Попробуем выяснить причины конфликтов и сложных взаимоотношений между поколениями. Единой причины не существует, проблемы взаимоотношений поколений основываются на ряде причин. Часто недовольство друг другом и молчаливый протест накапливаются годами, чтобы в один не самый прекрасный момент выплеснуться наружу. Все зависит от самих людей, которые не могут найти общий язык и особенности построения отношений в семье. Как правило, зерном преткновения считают неприемлемое поведение членов семьи, материальные проблемы, несовместимость интересов, бытовые трудности, социальное. положение сторон, различие моральных ценностей поколений и другие.

Бывает, старшее поколение в семье не хочет видеть, что дети выросли, у них появились свои ценности и убеждения, возможно диаметрально противоположные их видению мира, и не желают мириться с таким положением дел. Люди старшего возраста, возможно, из наилучших побуждений и желания передать свой опыт молодому поколению часто диктуют условия и правила жизни, что неизбежно ведет к конфликту. Молодежь не желает жить по правилам старших, и хотят стоить свою жизнь по-своему. Они считают, что обладают достаточным количеством знаний и возраст не помеха собственному мнению на вещи. Подобные разногласия вызывают конфликт сторон, и теряется возможность выяснить саму суть проблемы.

Проблема взаимоотношений отцов и детей только обостряется во время споров и взаимных обвинений и выхода в такой ситуации не видно. Чтобы минимизировать конфликты и избежать столкновения сторон, нужно учитывать особенности психологии каждого участника споров.

Стоит заметить, что молодое поколение далеко не всегда идет наперекор взрослым, тут все зависит от устоев и традиций семьи, а также воспитания. Часто люди, которым с детства прививали фамильные ценности, планируют свою жизнь, не отказываясь от советов и опыта старших. Существует также тенденция выбирать карьеру под влиянием родителей и строить свою семью на примере своих предков. На социализацию человека влияют и такие неконтролируемые факторы, как круг общения и ситуация, которая существует в обществе, где находится подросток.

Проблема «Отцов и детей»

Все мы живем на одной планете и, как мы часто любим говорить, составляем одну большую дружную семью. Все мы – дети разных эпох. Каждый человек имеет свой взгляд на вещи. У людей одного времени они (взгляды) в чем-то схожи, чего обычно нельзя сказать о взглядах представителей разных поколений. Поэтому неизбежно столкновение различных точек зрения.

Самой важной, на мой взгляд, является проблема «отцов и детей», иначе говоря, проблема отношений между старшим поколением и поколением «детей». Общение между ними и необходимо, и неизбежно. Именно между «отцами» и «детьми» возникает множество проблем. Вопрос «отцов и детей, волновал представителей разных эпох, он не раз поднимался и в русской литературе. Над этим вопросом размышлял Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети». В его произведении проблема «отцов и детей» созвучна времени написания, но имеет много общего с ее современным вариантом звучания. Автор представляет читателю суждения своих героев: «…сын отцу не судья…», «Пилюля горька – а проглотить ее нужно».

Проблема «отцов и детей» актуальна и по сей день. Однако сегодня она приобрела несколько иную окраску. В современном мире, мне кажется, вопрос этот возникает от непонимания, желания возвеличить себя перед старшим или перед младшим поколением.

Непонимание – это недостаток современного общества, а непонимание между «отцами» и «детьми» – это трагедия двух поколений. Оно является главной причиной, предпосылкой для возникновения проблемы. По моему мнению, непонимание зарождается при малейшем столкновении различных взглядов на один и тот же предмет. Для полноты представления данного вопроса я приведу довольно простой пример…

Очень часто рассматриваемая мною проблема возникает в школе, чаще всего между учеником и учителем. Как правило, в наше время в роли учителя выступает человек так называемой старой закалки, иначе говоря, воспитанный в суровых военных и послевоенных условиях. В его восприятии жизни устоялись определенные правила поведения. Для этого человека они неоспоримы. Чаще всего такой учитель не воспринимает либерального отношения к жизни. Он, естественно, указывает ученику правильный, как ему кажется, путь поведения. Здесь проявляется неприятие или непонимание индивидуального выбора ученика, его мнения. Но проблемы в этом еще пока нет. Важна здесь реакция ученика. Возможны два варианта. Один из них предусматривает если не полное подчинение, то некоторые уступки со стороны младшего. Этот вариант идеален в данном случае. Однако возможен и другой вариант, при котором ученик ставит свою индивидуальность выше мнения старшего. В этом и есть, я думаю, проблема. Здесь обе стороны проявляют не столько эгоизм, сколько неприятие чужого мнения.

Второй причиной возникновения проблемы является желание возвеличить себя. Может быть, эта причина не самая главная, но она имеет большое значение. Это явление не столь эгоистично, как кажется на первый взгляд, оно скорее носит естественный характер, потому что заложено природой в сознании большинства людей. А так как эта черта может проявиться исключительно в общении, особенно между разными поколениями, то она в первую очередь послужит для возникновения рассматриваемой мною проблемы. Однако не только в этом ее недостаток. Можно заметить, что желание подобного рода является также непосредственной причиной и для возникновения непонимания.

Но что касается проблемы «отцов и детей» в общем, то анализ ее причин не может привести к ее решению. Она возникает почти мгновенно, и предотвратить это невозможно. После появления проблемы происходит процесс развития так называемой «проблемной ситуации». На мой взгляд, этот момент является наиболее интересным для рассмотрения. Развитие является самым болезненным этапом. Он включает в себя изменение эмоционального тона между двумя сторонами или, вернее сказать, его нарастание. Конечно, событие происходит постепенно. В течение этого периода представитель каждой стороны испытывает наивысшее нервное напряжение.

В семье это может быть выражено постоянными спорами между родителями и детьми, в школе – недовольством ученика учителем или учителя учеником. Этот этап, пожалуй, самый длинный во всем развитии отношений. И чем дольше он проходит, тем очевиднее конфликтная развязка.

Следующим этапом можно обозначить сам конфликт, хотя он и не обязателен. В такой ситуации как со стороны младшего, так и со стороны старшего выступают люди терпеливые, сдержанные, воспитанные. Они не могут позволить себе сорваться и тем самым показать свою отрицательную сторону.

Конфликт является своеобразным завершением проблемной ситуации. Однако проблема все-таки остается нерешенной.

Переходя из поколения в поколение, она (проблема) оказывается вечной. В подтверждение этого я хочу сказать, что слова Тургенева и по сей день звучат актуально для старшего поколения: Чему тебя учили – оказывается – вздор… путные люди этакими пустяками больше не занимаются… ты, мол, отсталый колпак…» Я делаю вывод, что проблема «отцов и детей» никогда не найдет идеального решения. Из рассматриваемой мною проблемной ситуации, как и из любой другой, есть выход. Он возможен, на мой взгляд, при частичных уступках с обеих сторон. Идеальные отношения «отцов и детей» подразумевают понимание и внимание как со стороны детей, так и со стороны родителей. Но мне кажется, что это не всегда возможно в реальной жизни. Старшее поколение, желая помочь младшему, предлагает свой метод решения того или иного вопроса. Чаще всего основываясь на личном опыте и считая предлагаемый путь оптимальным, они не задумываются над индивидуальностью человеческой судьбы и, как правило, постепенно начинают просто навязывать свою точку зрения. Между родителями и детьми должны сохраняться отношения такие, в которых будут нуждаться и старшие и младшие. Первостепенное значение здесь имеет воспитание детей. В этом я вижу единственное возможное решение проблемы «отцов и детей». От родителей судьба их ребенка в первую очередь зависит на том ее этапе, когда закладываются и развиваются в сознании ребенка лучшие черты его характера. Любой человек должен с раннего возраста знать, что он, как и все люди, имеет право на собственное мнение, что терпение, понимание и уважение к родителям – качества, которые помогут ему пройти свой долгий и трудный жизненный путь.

Проблема взаимоотношения поколений актуальна

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Комментариев к научной работе: 0

В.Т. Литовский описывает проведенные им социологические опросы, рассматривая проблему диалога отношений между «отцами » и «детьми». Так, на вопрос: актуальна ли проблема в наше время, отмечается, что около 80% респондентов посчитали эту проблему существующей. Значит, в общественном сознании одного поколения формируются восприятия “другого” поколения, отношения с которым рассматриваются как проблемные . В ходе рассуждений представлена авторская точка зрения исследователя по реальным взаимоотношениям между поколениями в современном российском обществе. Суть проблемы — в резком надломе в преемственности поколений, вызванном переходом из одного состояния (советского периода) в другое (современное) и социально-экономическим кризисом.

В.Т. Литовский считает, что пути решения этой проблемы лежат в воспитании, оно должно быть направлено на формирование самостоятельной, социально активной личности, способной со знанием дела принимать решения и отвечать за них, постоянно саморазвиваться, участвовать в реальных делах. Так же, особое внимание должно быть уделено нравственному просвещению, которое поможет преодолеть широко распространившееся невежество среди молодежи. Хорошо бы, если бы молодой человек становился высокопорядочной личностью не вопреки общественным условиям, а в силу создаваемых обществом предпосылок для самоопределения и самоутверждения. К сожалению, сегодня остро ощущается дефицит позитивных ценностей. В связи с этим особою роль приобретает оздоровление социальной среды, борьба с коррупцией, утверждение социальной справедливости, создание благоприятных условий для социального созревания вступающих в жизнь поколений.

Эта проблема очень актуальна в наше время, но, на наш взгляд, дело даже не в том, что советские люди смотрят на мир иначе, нежели современные поколения, и вовсе дело не в эпохах. Этот вопрос будет актуален во все времена. Главная причина, — это конфликт интересов. Родители беспокоятся о ребенке, и естественно, пытаются оградить и уберечь его от проблем. Запрещают гулять поздними вечерами с неизвестной компанией, заставляют ходить в школу и заниматься учебой, постоянно дают какие-то нравоучения. Родители из гуманных соображений не хотят, чтобы с их ребенком произошло что-то нехорошее. Но ребенок не понимает этого, потому что ему постоянно требуется новое. А родители не только этого нового не дают, но и пытаются оградить. Ребенку неважно, из каких побуждений это делается. Он, как и родители, испытывает внутренний конфликт. Он то же не хочет доставлять боль и слезы родителям. Но в то же время, у него есть внутренний порыв к новому. Он хочет испытывать новые чувства, и не желает отставать от сверстников.

Часто отцы, отстают. Они думают, что дети – это еще дети. Что они еще ни к чему не готовы. А «взрослые» пятнадцатилетние подростки хотят самостоятельности. И у них складывается ощущение, что забота родителей тянет вниз. В итоге, между ребенком и отцом нарастает непонимание, перерастающее в пропасть. Между отцом и сыном или дочерью и матерью пропадает диалог. Это противоречие и порождает проблему отцов и детей. Отцы и дети говорят на разных языках.

www.scienceforum.ru

проблема взаимоотношений отцов и детей, разногласий поколений (ЕГЭ по русскому)

В тексте В. Тендрякова, предложенном для анализа, затрагивается вечная проблема взаимоотношений отцов и детей, разногласий поколений. Она возникла в обществе «не вчера», а имела место быть еще в 7, веке до нашей эры.

Автор раскрывает проблему на примере семьи Севы. Герой-рассказчик,родитель Сева, взволнован поведением своего ребёнка, это не даёт ему покоя:»Щемит в сердце, хоть кричи!» Ну и в тоже время он прекрасно понимает, что в жизни каждого подростка наступает момент, когда ему кажется, что он взрослый и забота семьи ему не нужна: «В ее рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности.» Только герою от этих мыслей не легче.

Позиции В. Тендрякова по этой проблеме видна из заключительных фраз рассказчика: разногласие между поколениями существует всегда, и каждый человек через это проходит, но каждый должен стремиться находить компромисс.

Это проблемы неоднократно затрагивали в своих произведениях русский писатели.

Например, К.П Паустовский в рассказе «Телеграмма» описал девушку, которая было не в радость жить с матерью в деревне и она уехала в Ленинград. Там она занималась карьерой, забыв про мать, не обращай внимание на письма, в которых самый родной человек просит её вернуться домой.

Так же в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» видна большая разница между старшим и младшим поколением. Тарас Бульба-представитель старшего поколения. Долг перед родиной для него превыше всего. Андрий — сын Тараса, представитель младшего поколения. Для него любовь оказалась важнее долга перед родиной, с чем отец не смог.

Таким образом, проблема взаимоотношений отцов и детей всегда волновала людей, она остается актуальной и по сей день.

Вечная проблема отцов и детей (Итоговое сочинение)

Вечная проблема «отцов и детей» всегда актуальна. Она тревожила многих и является очень важной.

Поколение «отцов» старается сберечь то, во что оно верило и стремилось к покою. А поколение «детей», всегда находится в движении и не понимает старших. Данная проблема проявляется во многих сферах жизни, например, в семье и на работе.

Столкновение «отцов и детей» сказалось в творчествах многих русских писателей. Образцом может стать роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений выражается во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства к родителям. С одной стороны, он говорит, что любит их, а с другой – презирает «глупую жизнь». При всем этом родителям очень дорог их сын, они очень любят Евгения, и только эта любовь смягчает взаимоотношения с сыном.

Также, примером является комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все, несмотря на то, что она грубая и алчная помещица. Но сын отворачивается от нее в самую трагическую минуту в ее жизни. Данный пример учит нас тому, что родители все делают во благо своим детям, но дети это, к сожалению, не всегда ценят и не понимают.

Когда «дети» понимают насколько беспокоятся о них родители, часто бывает слишком поздно. Примером может служить произведение Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма», в которой девушка Настя, живя далеко от мамы, в Ленинграде, получает телеграмму, из которой узнает, что ее мать больна. Важные дела, не позволили ей поехать к матери, и когда она поняла утраченную возможность проведать мать, оказалось поздно: ее мать умерла.

Проблема «отцов и детей» очень важная, нужно пытаться идти на уступки, ценить моменты, заботу близких, беречь родителей. Либо однажды может стать слишком поздно.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Проблема «отцов» и «детей» существовала во все времена. Ведь взаимоотношения между детьми и родителями не всегда складываются благополучно. Разница в возрасте, разные увлечения, расхождения во вкусах — все это приводит к конфликтам.
Вспомним великий роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Проблема «отцов» и детей» остро стоит в этом произведении. Автор акцентирует на ней внимание в течение и всего романа показывает нам различные конфликтные ситуации между родителями и детьми. Евгений Базаров чувствует

Себя чужим, как в своей семье, так и в семье своего друга Аркадия Кирсанова. На мой взгляд, это из-за того, что Евгений является нигилистом и имеет взгляды, отличающиеся от взглядов других людей. Старшее поколение Кирсановых осторожно общались с Базаровым, считая его другим человеком, а родители Евгения любили его со всеми его увлечениями, но сам Евгений этого не понимал.
Проблема в романе стоит остро, в подтверждение тому вспомним тот факт, что Базаров до самого конца был груб со своими родителями и не принимал их положительных чувств и сильной родительской любви. Сам Евгений любит своих родителей, несомненно, но признаться в этом открыто, почему-то не может, тем самым приносит родителям огорчения. О взаимопонимании речи быть и не может, конфликт поколений неизбежен.
В трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность» также затрагивается проблема «отцов» и «детей» Николенька Иртеньев стремится познать мир. И его представления о прекрасном и идеальном мире разрушаются, когда начинается процесс познания. Со временем Николенька понимает, что не все так прекрасно, как он себе представлял. Он сталкивается с непониманием старших, часто бывает ими обижен, а потом и сам ненароком обижает их. Это мы видим в главах «Классы», «Наталья Савишна».
Проблема «отцов» и «детей» так же была затронута К. Г. Паустовским в рассказе «Телеграмма». Печальная история девушки и ее взаимоотношений с матерью заставляет нас, читателей задуматься о том, как мы обращаемся со своими родителями и близкими нам людьми. Девушка Настя — главная героиня рассказа, получает письмо о том, что ее мать тяжело больна. Но важные, по мнению девушки дела не позволяют ей уехать в деревню к маме. Когда же она наконец-то смогла приехать, то узнала, что ее матери больше нет. Вот так по глупости и из-за неправильного отношения к своим близким, девушка не просто потеряла свою мать, но и даже не смогла с ней проститься. Любовь. забота уважение и почет — вот что мы должны испытывать и проявлять к своим родителям.
Множество литературных произведений полны рассуждениями о проблеме «отцов» и «детей». Несомненно, старшее и младшее поколение не могут иметь одинаковые взгляды на жизнь и интересы. В силу своего возраста и жизненного опыта взрослые люди иначе смотрят на мир, чем молодое поколение. Но это не должно становиться перегородкой между поколениями. Ведь дети и родители — это самые близкие на свете люди. Именно поэтому мы должны беречь своих родителей.

Сочинения по темам:

  1. Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве многих русских писателей как 19, так и 20 веков, она волнует современных литераторов и,...
  2. Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными...
  3. Любовь – это прекрасное чувство, которое в жизни должен обязательно испытать каждый. Любовь дарит человеку счастье, свободу, гармонию. Проблема любви...
  4. Проблема воспитания и обучения является важной проблемой всех времен и народов. Ведь именно воспитание является фундаментом в жизни каждого человека....

Проблема взаимоотношений поколений существовала, наверное, со времен появления человечества на Земле. Взаимоотношения между поколениями, к сожалению, во все времена является сложной и актуальной проблемой.

Бесчисленное количество умов гадали над причинами и решением проблемы взаимоотношений отцов и детей. Почему, казалось бы, самые близкие люди, родственники по крови не могут найти общий язык? Почему возникает такое количество различных трений и разногласий? Почему молодое поколение не понимает и не хочет понимать старших?

Столкновение разных жизненных позиций детей и их отцов априори имеет место быть в современном мире. Взгляды на жизнь в разные времена в социуме различаются, и то, что было нормой или даже правилом лет так тридцать тому назад, теряет свою актуальность в наши дни. Меняются жизненные устои, политическая ситуация в стране, культурные, социальные и материальные ценности, что также влияет на жизненную позицию человека и является почвой для возникновения конфликтов.

Причины вызывающие недопонимание между людьми разных возрастов

Попробуем выяснить причины конфликтов и сложных взаимоотношений между поколениями. Единой причины не существует, проблемы взаимоотношений поколений основываются на ряде причин. Часто недовольство друг другом и молчаливый протест накапливаются годами, чтобы в один не самый прекрасный момент выплеснуться наружу. Все зависит от самих людей, которые не могут найти общий язык и особенности построения отношений в семье.

Как правило, зерном преткновения считают неприемлемое поведение членов семьи, материальные проблемы, несовместимость интересов, бытовые трудности, социальное положение сторон, различие моральных ценностей поколений и другие.

Бывает, старшее поколение в семье не хочет видеть, что дети выросли, у них появились свои ценности и убеждения, возможно диаметрально противоположные их видению мира, и не желают мириться с таким положением дел. Люди старшего возраста, возможно, из наилучших побуждений и желания передать свой опыт молодому поколению часто диктуют условия и правила жизни, что неизбежно ведет к конфликту.

Молодежь не желает жить по правилам старших, и хотят строить свою жизнь по-своему. Они считают, что обладают достаточным количеством знаний и возраст не помеха собственному мнению на вещи. Подобные разногласия вызывают конфликт сторон, и теряется возможность выяснить саму суть проблемы.

Проблема взаимоотношений отцов и детей только обостряется во время споров и взаимных обвинений и выхода в такой ситуации не видно. Чтобы минимизировать конфликты и избежать столкновения сторон, нужно учитывать особенности психологии каждого участника споров.

Стоит заметить, что молодое поколение далеко не всегда идет наперекор взрослым, тут все зависит от устоев и традиций семьи, а также воспитания. Часто люди, которым с детства прививали фамильные ценности, планируют свою жизнь, не отказываясь от советов и опыта старших. Существует также тенденция выбирать карьеру под влиянием родителей и строить свою семью на примере своих предков. На социализацию человека влияют и такие неконтролируемые факторы, как круг общения и ситуация, которая существует в обществе, где находится подросток.

Семья как источник непонимания

Источником проблемы взаимоотношений поколений являются и снижение в глазах общественности самого института семьи как такового. Например, в нашей стране в последние двадцать лет изменились социально-культурные ценности, молодое поколение часто не видит своего места в обществе и находится в некой неопределенности.

Нестабильная политическая ситуация, насаждение идеологии вседозволенности порождает неуправляемую распущенность как норму жизни. В сознании молодежи формируется ошибочное мнение о бесполезности людей преклонного возраста и вместо почета и уважения, старики получают негативное к ним отношение.

Как найти доверие и взаимопонимание

Решением данных проблем являются доверительные отношения в семье, когда ребенок может обратиться со своими проблемами к взрослым, не ожидая порицания и запретов, а знаю, что мама, папа или бабушка постараются вникнуть в суть вопроса и максимально лояльно смогут помочь. В противном случае, будущий взрослый замкнется в себе, что приведет либо к подавленности и неуверенности в себе на всю жизнь, либо необузданному протесту, что впоследствии приведет к конфликтам сторон.

Нужно помнить о том, что ваша семья – это ваша крепость, которую вы должны оберегать и защищать, поскольку родные люди – это самые главные в жизни. Не стоит также забывать о пословице: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». И сегодня мы – дети, а завтра – мамы и папы, и от того, как и на каких принципах мы будем строить отношения в своей семье будет зависеть, по сути, вся наша жизнь.

Проблема взаимоотношений поколений считается одним из вечных вопросов морали. Время ускоряет свой ход, люди же не успевают за ним. Социальные институты, кодексы, нормы хранят в себе традиции прошлого. Веяния же сегодняшнего дня, не говоря уже о будущем, превращаются в бурю в затхлом склепе минувшего.

В данной статье мы постараемся осветить не только взаимоотношения поколений, но и проработку этого вопроса в произведениях русских писателей.

Суть и истоки проблемы

Сегодня в нашем стремительно мчащемся мире в условиях тотальной взаимоотношений поколений становится ощутимо острой. Создается впечатление, что дети отдаляются от родителей не на один, а на несколько шагов сразу.

Особенность борьбы нового со старым в том, что первое не всегда выходит из нее победителем. У взрослых есть больше рычагов влияния, уверенность в своей непоколебимой правоте, потребность быть авторитетом и руководителем для ребенка.

Далее мы рассмотрим эту проблему с точки зрения ученых-психологов, а также узнаем, как ее видели писатели в девятнадцатом и двадцатом веках. Особенно интересен материал будет школьникам, которые готовятся к экзаменам. Часто одной из тем бывает следующая: «Проблемы взаимоотношений между поколениями». Сочинение по этому заданию вы с легкостью напишите после прочтения данной статьи.

Сегодня акцент переместился с опыта старших поколений на достижения сверстников. Практически все знания от родителей ребенок получает уже в «устаревшем» виде. В наши дни срок жизни новшества иногда колеблется в пределах нескольких дней или часов.

В юношеском возрасте парни и девушки вынуждены проходить своеобразный этап инициации. Им нужно научиться контролировать эмоции, стать рассудительными и мудрыми. Это называется «повзрослеть». Сложность в том, что с ускорением темпа жизни родители часто сами еще не до конца оформились в целостную зрелую личность. Или их образ годится только для героев романа девятнадцатого века.

Проблема в том, что часто родители даже не могут подсказать отпрыскам, как правильно поступить в той или другой ситуации. Ведь они никогда не проводили молодость в условиях настоящего времени. То, что раньше считалось революционным, сегодня молодежь относит к эпохе каменного века.

Давайте разберемся в вопросе разногласий между родителями и детьми. Как его видят психологи и писатели?

Что говорят психологи

Если задание касается проблемы взаимоотношений между поколениями, сочинение можно начать с мнения специалистов по этой теме.

Сейчас мы с вами поговорим о некоторых исследованиях, проведенных учеными, чтобы изучить психологию взрослого поколения. Они считают, что главная проблема кроется в неспособности старших понять свою несостоятельность в вопросах воспитания.

Оказывается, что самодовольство и уверенность в том, что прошлый жизненный опыт является эталоном, по которому следует мерить «правильность» ребенка, служит фундаментом для раздоров. Получается, что взрослые говорят на одном языке, а дети - совершенно на другом.

Причем, с точки зрения психологов, проблема взаимоотношений поколений зачастую исходит именно со стороны родителей. Самая частая жалоба от детей: "Они меня не хотят слышать".

Были проведены эксперименты для подтверждения этой гипотезы. Мы приведем описание и результаты одного из них.

В школе предложили ученикам десятого класса оценить себя по пятибалльной шкале. Измерять нужно было внутренние качества, такие как доброта, коммуникабельность, инициативность и прочие. Второе задание заключалось в том, чтобы определить, как эти же их качества оценят родители. Старшее поколение попросили оценить своих детей, а потом спрогнозировать их самооценки.

В итоге получилось, что дети точно представляют себе, что о них думают родители, а отцы и матери, в свою очередь, совершенно ничего не знают о своих отпрысках.
Остальные исследования доказали, кроме этого момента, еще ряд сложностей в отношениях детей и взрослых. Так, было выявлено, что ребенок более откровенен с матерью, чем с отцом. Второй неприятный момент заключается в том, что многие вещи, которые интересуют подростка, не принято обсуждать в нашем обществе.

Темы чувств, открытости, половой жизни ставят непреодолимый барьер между поколениями в семье. Подобный поворот событий приводит к формальному общению и рутинизации отношений.

Тургенев, «Отцы и дети»

По мнению многих критиков, наиболее полно освещена проблема взаимоотношений поколений в романе «Отцы и дети». В принципе, здесь ей уделено наибольшее внимание, но вы вскоре убедитесь, что есть и другие произведения, в которых затронут этот вопрос.

Иван Сергеевич в своем романе показывает не просто противостояние отца и сына в отдельно взятой семье. Здесь изображается проблема взаимоотношений поколений, поскольку Кирсанов и Базаров не являются родственниками.

Первый молод, нигилист, демократ и революционер. Павел Петрович же показан монархистом и аристократом до мозга костей. Столкновение их мировоззрений и положено в основу сюжета.

Мы видим, что Евгений Базаров склонен все отрицать, ставя науку превыше всех остальных ценностей. Изображение пейзажа Швейцарии, например, ему интересно только с геологической точки зрения. Он прагматичен, пытается доказать преимущество новых взглядов. Однако в конце Евгений погибает с мыслью о том, что Россия его не приняла.

Антагонистом Базарова является Кирсанов. Он любит рассуждать о «русской идее», простоте мужицкой жизни. Но на деле все его слова оказываются иллюзией. Он склонен только болтать об этом, поступками же показывает обратное.

Как и многие другие писатели девятнадцатого века, Иван Сергеевич Тургенев оказывается на стороне молодого поколения. Он показывает через призму романа агонию старого мировоззрения и рождение в муках новой философии общества.

Толстой, «Война и мир»

Далее нами будет рассмотрена проблема взаимоотношений поколений в романе «Война и мир». Здесь Толстой, будучи тонким знатоком человеческих душ и мотивов поведения, показывает три разных семьи. У них различное социальное положение, ценности и традиции. На примере Болконских, Курагиных и Ростовых мы видим практически всю палитру российских горожан девятнадцатого века.

Однако в романе показаны не только отношения между разными поколениями, но и трения различных слоев общества. Болконский, например, детей воспитывает в рамках служения Отечеству. Честь и пользу для других людей он ставит превыше всего. Такими вырастают Андрей и Мария. Однако старый князь часто перегибал палку в воспитании, о чем он сокрушается на смертном одре.

Курагины же показаны полной противоположностью Болконским. Это карьеристы, которые превыше всего ставят общественное положение. На их примере иллюстрируется холодное отношение родителей к детям. Отсутствие чувственности и доверительности становится естественным и для Элен с Анатолем.

Фактически Толстой показывает с помощью пустых людей, которых интересуют исключительно материальные ценности и внешний блеск.

Полной противоположностью являются Ростовы. Здесь изображается Родители полностью поддерживают Николая и Наташу. Дети всегда могут обратиться к ним за помощью, когда она им нужна. Этот род полностью отличается от аристократичных Болконских и от карьеристов Курагиных.

Таким образом, в первых двух упомянутых нами произведениях наиболее полно раскрыта проблема взаимоотношений поколений. Сочинение (ЕГЭ) лучше всего будет написать, отталкиваясь именно от этих романов.

Паустовский, «Телеграмма»

Когда обсуждается проблема взаимоотношений между поколениями, аргументы «из жизни» будут самыми лучшими. Рассказ затронет наиболее болезненные струны человеческой души. В нем освещается ситуация, когда дети забывают своих родителей.

Это вторая крайность, в которую может впасть семья. Зачастую причиной является не столько сколько пагубные моменты общественного влияния.

Иногда неподготовленные к агрессии реального мира подростки попадают в водоворот чужих целей. Они живут идеалами других людей и теряют себя. Если у родителей не получилось с детства приучить ребенка к тому, что дома его примут в любом состоянии, то молодой человек отдалится.

Таким образом, перед нами появляется многогранная проблема взаимоотношений поколений. Аргументы в пользу правильного воспитания и прочих можно приводить, но лучше показать ужасные последствия углубляющейся пропасти.

Именно такие примеры мы и видим в произведениях многих писателей. В «Телеграмме», в частности, дочка опоздала. Когда девушка опомнилась и приехала навестить мать в деревню, она застала только могильный холмик и простенькое надгробие.

Паустовский показывает, что гордость, затаенная злоба и другие барьеры, препятствующие теплым отношениям между родными, всегда ведут к трагедии «обиженного». Поэтому лучшим способом решения проблемы взаимоотношений между поколениями будет прощение и искреннее желание понять собеседника.

Гоголь, «Тарас Бульба»

Достаточно остро проблема взаимоотношений поколений в русской литературе встает и в произведении Гоголя. Он обращается к неожиданной и ужасной стороне реализации этого момента.

В повести иллюстрируется убийство отцом своего ребенка в угоду собственному чувству чести и гордости. Тарас Бульба не смог простить и пережить измену идеалам со стороны Андрея. Он мстит ему за то, что юноша вырос не тем, кем его воспитывали.

С другой стороны, он карает поляков за смерть младшего сына - Остапа.

Таким образом, в этом произведении мы видим горькую правду реальности. Отцы редко стремятся к тому, чтобы понять своих детей. Они всего лишь хотят реализовать в них свое понятие «идеальной жизни».

Именно поэтому и является вечной проблема взаимоотношений поколений. Аргументы русских писателей в пользу невозможности ее решения вы найдете в нашей статье. Далее мы рассмотрим разные сферы этого вопроса.

Но после прочтения большинства произведений и исследований остается впечатление, что вместе с возрастом у людей просыпаются на генном уровне идеалы домостроя.

«Старший сын» - пьеса и фильм

Нами сейчас обсуждается проблема взаимоотношений поколений (ЕГЭ нередко включает ее в перечень заданий). Давайте рассмотрим комедию Вампилова «Старший сын». Она написана в конце шестидесятых годов двадцатого века.

Значимость произведения в том, что здесь переплетаются несколько поколений. Мы видим отношения между тремя: отцами, взрослыми и младшими детьми.

Суть комедии заключается в невинной шутке, которая переросла в значимый этап жизни целой семьи. Два друга (Бусыгин и Сильва) задерживаются допоздна в чужом городе, опаздывают на транспорт. Они - в поисках ночлега.

В городе они встречаются с семьей Сарафанова. Сильва рассказывает их новому знакомому о том, что Бусыгин его сын. Мужчина принимает сообщение за чистую монету, потому что у него «был грешок молодости».

Суть произведения заключается в том, что Бусыгину приходится стать связующим звеном между отцом и детьми, которые не ставят ни во что своего родителя.

Мы видим уже достаточно созревшего «младшенького» Васеньку, который из ревности сжигает жилье Натальи. Нина, названная сестра Бусыгина, хочет бежать с женихом на Дальний Восток, но новоявленный брат ее удерживает.

Повинуясь порыву чувств, обманщик во всем признается. В произведении все заканчивается хорошо. Но главный акцент все-таки поставлен. Ситуация создана в комической форме для удобного восприятия и комфортного введения в комедию «друга семьи».

Именно через призму стороннего взгляда на семью вскрывается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение Вампилова в корне отличается от подобных произведений девятнадцатого и восемнадцатого веков. Именно здесь мы видим ту картину, которая существует и в наше время.

Традиции домостроя уже фактически изжили себя, но мягкость и бездумная любовь многих родителей играет с ними злую шутку, когда дети подрастают.

Грибоедов и Фонвизин

Проблема взаимоотношений поколений в «Горе от ума» раскрывается на примере Фамусова и Чацкого. Давайте детальнее познакомимся с этими символичными образами.

Старое поколение характеризуется поклонением чинам, богатству и положению в обществе. Оно боится, не понимает и ненавидит новые веяния. Фамусов застрял в мещанском мировоззрении прошлого века. Единственное его стремление - найти для дочери зятя с чинами да звездами на груди.

Чацкий же являет собой полную противоположность Павлу Афанасьевичу. Он не только на словах обличает домостроевские устои прошлого, но и всем поведением показывает испорченность старого и мощь нового мировоззрения.

Молчалин же является сверстником Чацкого, но контрастирует с ним в мыслях, целях и поведении. Он прагматичен, двуличен и лицемерен. Превыше всего для него - теплое и денежное местечко. Именно поэтому молодой человек во всем угождает Фамусову, тих и скромен с Софьей.

В личной жизни у Чацкого происходит драма. Любимая девушка называет его сумасшедшим и отталкивает, предпочитая «служилого с чином». Но, несмотря на это, итог комедии читателям показан открыто. Именно «карбонарии» и бунтари придут на смену традиционному чинопоклонству и замшелости старых дворян.

В «Недоросле» также освещается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение является потрясающей расшифровкой присказки: «Яблоко от яблони недалеко падает». Здесь мы видим отдельный аспект отношений между родителями и детьми. Воспитание, которое призвано не помочь ребенку найти себя в жизни и реализоваться, а отразить устаревшую картину мира матери.

Так, в комедии «Недоросль» мы видим результат, который получила госпожа Простакова. Она всеми силами защищала ребенка от «ненавистного» мира и испорченного общества. Учителей ему наняли только потому, что так «завещал Петр Первый». Да и педагоги у Митрофанушки не отличались ученостью.

Комедия написана в ключе классицизма, поэтому все имена в ней говорящие. Учителя Цифиркин, Кутейкин, Вральман. Сынок Митрофан, что в переводе с греческого означает «похожий на мать», да и сама Простакова.

Мы видим неутешительные результаты слепого следования мертвым догмам без малейшей попытки их осмысления.

Противостоят старым традициям Стародум, Правдин и некоторые другие персонажи. Они отражают стремление нового общества видеть в человеке душу, а не пустую золоченую оболочку.

Как результат конфликта, мы получаем совершенно беспощадного, жадного и глупого «недоросля». "Не хочу учиться, а хочу жениться", - вот наиболее точное отражение его сути.

Освещение проблемы в произведениях Пушкина

Один из вечных нравственных вопросов - это проблема взаимоотношений поколений. Аргументы из жизни современного общества редко полностью соответствуют литературным образам. Наиболее близкая ситуация упоминается в «Старшем сыне», о котором мы говорили ранее.

Сочинения же классиков девятнадцатого века часто полезны молодежи только в глобальном плане. Общие этические и моральные темы, которые затронуты в них, будут актуальными еще не одно столетие.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в произведениях Пушкина освещаются много раз. Примеры можно привести следующие: «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь» и некоторые другие.

Александр Сергеевич, скорее всего, не ставил перед собой цель отразить именно этот конфликт, как Толстой и Тургенев. Столкновение поколений является частью повседневности еще со времен первобытных людей. Просто со временем разрыв между родителями и детьми становится все больше. На это влияет прогресс, смена социальных ценностей, глобализация и многие другие факторы.

В частности, в «Станционном смотрителе» ситуация похожа на ту, которую впоследствии осветил Паустовский (об этом мы говорили выше). Здесь дочка Самсона Вырина сбегает из отчего дома с гусаром. Она попадает в городское общество, становится богатой и респектабельной барыней.

Когда отец ее находит, он не узнает и не хочет принимать новый образ дочери. Самсон возвращается на станцию, где спивается и погибает. Здесь конфликт формируется ввиду разного смысла, который герои вкладывают в понятие «счастье».

В «Капитанской дочке» мы видим совершенно другую картину. Здесь Петр Гринев намертво запомнил традиционные поучения отца. Следование этим правилам помогло ему сохранить лицо и честь в сложных ситуациях.

Старый барон в «Скупом рыцаре» теряет собственного сына, поскольку привержен старым мещанским устоям. Он не желает менять закостенелое мировоззрение, феодальные взгляды. В этом сочинении мы видим слишком большую пропасть между отцом и сыном. В результате происходит окончательный разрыв связей.

Островский, «Гроза»

Как вы уже убедились, если в сочинении должна быть затронута проблема взаимоотношений поколений, аргументы (литературные, жизненные и прочие) легко помогут это сделать.

В завершение нашей статьи приведем еще один пример, который как нельзя лучше соответствует поставленной задаче. Сейчас мы поговорим о драме Островского «Гроза».

В этом потрясающем произведении очень ярко показано столкновение старого домостроевского и Из всех действующих лиц решается противостоять закостенелому самодурству старших только главная героиня - Катерина.

Есть такое высказывание, что Россия - страна фасадов. Именно в этой пьесе данная фраза и расшифровывается в пугающей наготе. За видимым благополучием и благочестием обычного приволжского городка мы открываем для себя истинное зло, затаившееся в душах людей.

Проблема заключается не только в жестокости, глупости и ханжестве старшего поколения. Кабаниха, Дикий тиранят молодежь только тогда, когда их не видит общество. Такими действиями они всего лишь пытаются «наставить на путь истинный» своих непутевых чад. Однако сложность в том, что все знания и традиции, присущие домострою, уже давно превратились из норм поведения в ненужный груз.

Обратной стороной данного вопроса становится безвольность, слабость и скотская покорность младших, а также безразличие остальных горожан к происходящему у них на глазах.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в драме показаны параллельно с надвигающейся бурей. Как природа стремится освободиться от накопленного, посылая живительный дождь на окаменелую почву, так и самоубийство Катерины заставляет вздрогнуть безразличные души людей.

Таким образом, мы с вами рассмотрели взаимоотношения поколений на примерах из жизни, истоки и проявления данной проблемы. Кроме того, познакомились с произведениями многих русских писателей, которые точно, остро и пугающе правдиво осветили этот вопрос.

Успехов вам, дорогие читатели! Старайтесь найти в себе силы быть лучше, чтобы не стать кабанихами, простаковыми и прочими домостроевцами.

Межпоколенные отношения, как правило, трактуются в обществе как отношения поколений, которые проявляются и на уровне общества, и в социальных институтах, и на уровне семьи.

Исторический экскурс показывает, что XVIII век остро поставил проблему ценности детской жизни; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество; в начале ХХ века – юность; в 20-е годы ХХ века – старость. В середине ХХ века появляются науки: акмеология – наука о расцвете, зрелости, закономерностях и механизмах развития человека на ступени его профессиональной зрелости, геронтология – наука о пожилом возрасте, андрогогика – наука об образовании взрослых. В ХХ веке повышается интерес к преклонному возрасту, а значит – и к конфликту поколений.

Что особенного есть в нашей стране, что беспокоит и будоражит сознание людей, берущих на себя ответственность за разрешение конфликта между поколениями?

Вначале необходимо выделить общие, существующие во всех странах проблемы отношений между поколениями, которые могут приводить к усилению конфликтности в обществе:

Преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;

Приобщение к семейным и общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни и др.) ценностям;

Передача собственности по наследованию;

Степень зависимости и ответственности за отношения между поколениями;

Государственная политика по отношению к разным поколениям;

Соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.

Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в конфликте поколений в России являются следующие:

Понижение социального статуса пожилых людей;

Изменение характера труда в постиндустриальном обществе в результате ускорения темпов научно-технического прогресса;

Обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;

Распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.

Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной (страх перед возрастом) установки в массовом сознании. В контексте конфликтологии проблема «возраст и поколение» усиливается. Каковы отношения между «возрастом» и «поколением»?

Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова «поколение» – это, во-первых, «родственники одной степени родства по отношению к общему предку», во-вторых, – «одновременно живущие люди близкого возраста», в-третьих, «группа людей, близких по возрасту» . Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» в своих работах И. С. Кон . Он выделяет несколько значений данного понятия:



Люди, происходящие от общего предка (генеалогическое поколение);

Сверстники, то есть люди, родившиеся приблизительно в одно и то же время;

Современники, то есть одновременно живущие люди разного возраста;

Отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.

Отсюда можно определить поколение как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами» .

Итак, поколение – это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.

Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае история «остановилась бы», исчезла бы возможность радикальных перемен. Социокультурная среда либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

Попытка избежать этих крайностей подтолкнула философов и конфликтологов на обоснование «этики дискурса», то есть учения о нравственности, содержанием которого являются проблемы коммуникации поколений и межпоколенного дискурса. Именно «этика дискурса» ориентирует представителей разных поколений не на конфликты и деградацию, а на единство, ответственность, согласие и продуктивную коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве, а не только о помощи старшим или об обучении младших.

Поколение – это временная категория, в связи с этим смена поколений – это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Термин «возраст» употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:

Индивидуальное развитие;

Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества;

Возрастной символизм.

Некоторые ученые считают, что невозможно провести четкое разделение между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности того или иного периода переплетаются, «врастают» друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу. Отрочество перерастает в юность в течение нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между юностью и зрелостью традиционно считается женитьба. Жизнь человека, как правило, делится на две половины: до свадьбы и после свадьбы, когда действительно меняется весь уклад жизни и быта человека.

Старость как особый период развития человека исторически эволюционировала. Произошло принципиально новое открытие старости. Она стала рассматриваться как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся только к процессам распада, а самостоятельный и особенный по своим характеристикам период. Артур Шопенгауэр в «Афоризмах житейской мудрости» формулирует одну из ключевых идей. Суть ее заключается в отрицании существования возрастной периферии, ибо каждый возраст входит в ядро жизни, имеет свои прагматические ценности, объединяющие положительные и отрицательные моменты. Философ фокусирует внимание именно на позитивных моментах в старости, когда человек более умело оберегает себя от несчастий, он способен наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах, благодаря жизненному опыту человек научается смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле, экономно обращается со временем. Старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от волнений юности. Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, причем значительный по длительности.

В 1962 году симпозиум геронтологов утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40–60 – средний возраст; 60–75 – пожилой возраст; 75–90 – старческий возраст; свыше 90 – долгожители. В приведенной классификации старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией этого возрастного периода. Социальная старость есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-либо иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости принято как в отечественной, так и в зарубежной науке. В структуре социальной старости выделяется формальная социальная старость («паспортная»), характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но c сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.

Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, исторически резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении – к улучшению. Однако это не так.

В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На заре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытное время. Но с наступлением старости, когда силы и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний переставал использоваться. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков. П. Гольбах отмечает, что такой обычай существовал у кочевников: стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни . К. Гельвеций, указывал на уничтожение стариков дикими племенами, существовавшими за счет охоты. Они умерщвляли старых соплеменников, которые не могли участвовать в охоте на зверей . В Малороссии также практиковался обычай избавляться от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг. При этом их сажали на луб для того, чтобы они при опускании не разбились или не задержались на скате. Когда этот обычай был запрещен, стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они умирали от голода и холода. В эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни. На вопрос, когда перестали умерщвлять детей и стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и, значит, у разных народов наступало в различные времена.

В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений, прежде всего, смежных поколений, отцов и детей. Отцы-воины не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением.

Американский антрополог и этнограф Л. Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. Он огласил постулат, что «все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования» . Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось и положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.

Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, – начало занятия сельским хозяйством. Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени.

Со временем стариков не только перестают уничтожать, но к ним начинает проявлять уважение младшее поколение. Ученые предполагают, что это может быть потому, что на ранних стадиях цивилизации достижение пожилого возраста было весьма редким явлением. Старики пользовались уважением как наиболее богатые личным опытом люди, историки рода, хранители давних традиций, воспитатели людей, посредники между живыми и умершими и мастера церемоний. Древние греки ассоциировали старость с мудростью, это делало старика существенной фигурой общества, старейшиной, в его функции входило управление страной и руководство воспитанием подрастающего поколения. Сократ ценил беседы со старыми людьми: из этих бесед можно было узнать о пройденном стариками жизненном пути, который молодым предстояло еще пройти.

В процессе становления человеческого общества возникла первая социально-политическая иерархия, основанная на половозрастном принципе. Она проявилась в различных нормах, регламентировавших поведение старших и младших. Нормы первых связывались с высоким социальным престижем, с властными позициями в социуме, нормы же вторых – с подчинением. Появляется культ предков, который представляет собой, по-видимому, исторически первой идеологией, закреплявшей доминирование старших в обществе. Считалось, что магическая сила индивида возрастает по мере взросления и достигает своего максимума, когда он переходит в статус предка, то есть после его физической смерти. Используя эту силу, как предполагалось, старшие могли наказать младших за неповиновение. С развитием политической сферы, с появлением вождей, именно их предкам предписывалась большая магическая сила, вожди, а потом и средневековые монархи выступают в качестве отцов социума. Следует отметить, что даже там, где культ предков не был столь развит, старики считались приближенными к божествам и обладали, как предполагалось, мистической властью. Они были хранителями ритуальных и религиозных знаний, что во многом определяло их авторитет. Старики помнили также прецеденты, что использовалось в судебной практике. Они не делились своими знаниями, а хранили их при себе, что превращало стариков в монопольных владельцев важной социальной информации. Это, в свою очередь, укрепляло их высокое положение в обществе. Наибольшим влиянием старые люди пользуются в эпоху так называемой классической древности (триумф старости – в Древней Элладе и античном Риме). Здесь долгое время была установлена геронтократия, ее выражением был возрастной ценз, необходимый для занятия должностей в руководящих органах государства. Платон и Аристотель говорили, что править должны старые люди.

Но власть стариков и уважение к ним отнюдь не означали проявления заботы о всех людях преклонного возраста. Классовое рабовладельческое общество по своей сути не могло проявить истинного гуманизма по отношению ко всем старым людям. Уделом римских рабов, сумевших дожить до старости, была голодная смерть, которой этих изгоев общества предавали на одном из островов Тибра. Даже свободные граждане могли рассчитывать в старости на весьма малую помощь со стороны общества.

В ходе исторического развития сформировался стереотипический образ старого человека. Расширились представления о старости в социальном, психологическом и биологическом аспектах. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в XIX столетии, исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям. Общество отказывает им в уважении. Наше общество делает старость обесцененным периодом жизни. Существует мнение, что пожилые люди – ни к чему не пригодные потребители, что своим существованием они противоречат фундаментальному принципу развития современной цивилизации, где все подчинено поискам выгоды.

Анализ исторического материала показывает, что преемственность поколений не всегда шла по восходящей линии. Вопреки устоявшемуся мнению о гармонии отношений между поколениями в традиционной русской общине их отношения характеризовались довольно сильной напряженностью, а иногда переходили в откровенный конфликт. Особенно ярко это проявлялось во время праздников. В период святок, например, молодые люди нередко нападали на взрослых, причем их агрессия носила характер жестокости. Самой излюбленной шалостью деревенской молодежи следует признать заваливание ворот и дверей изб всяким деревенским хламом, дровами, бревнами, сохами и проч. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так заваливали выходы из изб, что утром хозяева оказывались в плену.

Нарушение естественных механизмов передачи социальной информации от старших к младшим на уровне всего российского общества, при котором младшие игнорировали волю старших, отчетливо фиксировалось крупнейшими писателями этого периода. Ф. М. Достоевский констатирует отсутствие в обществе гармонии между поколениями, при которой старшие должны доминировать над младшими. История свидетельствует о существовании проблемы борьбы за власть между старыми и молодыми, принадлежащими к господствующему классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. В традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменны способы взаимосвязи поколений и передачи опыта.

Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется «образ» каждого поколения.

В классической культуре России проблема смены поколений, проблема отцов и детей была проклятьем, тяготеющим над теми и другими, доходящим до отцеубийства, как в романах Ф. М. Достоевского.

Конфликтность поколений снимает религия, в частности – христианство, которое начинается с осмысления того, что Христос пришел выполнять заветы Отца. «Я не против Отца, я пришел восстановить Законы Пророков…» В христианской культуре появляется преемственность поколений, каждое из которых, создавая новое, учитывает старое. Ф. М. Достоевский писал о том, что только вера в Бога может стать для России защитой от всех бед.

Особенно остро конфликт поколений проявляется в России в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет им свою картину мира.

Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаковым. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций. Старый человек – одновременно и недочеловек, и сверхчеловек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики либо возвеличивались до роли святых, либо низводились до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.

Существует две основополагающие точки зрения на взаимоотношения поколений:

В современном обществе существует большая разница между поколениями и этот разрыв увеличивается;

Представления о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.

Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов и детей». Его смело можно отнести к вечным конфликтам. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказа от преемственности, уничтожения традиций, а значит, и возможного разрушения культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции. Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку новых идеалов и поиск адекватных средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту оказывают непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.