Классный час. Этическая беседа «Моя семья – моё богатство

с обучающимися старших классов МОУ «УНООШ с коррекционными классами»

педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны

на тему:«Семья в моей жизни»

Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

1. Что для тебя означает понятие Дом?

3. Какая семья считается счастливой?

4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?

5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

Основные понятия:

Конфликт- противоборство, столкновения, серьезное разногласие.

Эмоции- волнения, реакция на внутренние и внешние раздражители. имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с переживаниями, волнениями.

Подготовительный этап:

Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, рисунки-«кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны.

1. Оформление доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться «кирпичики». Эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»

2. Сочинение ребят «Сцены из семейной жизни», иллюстрируемые фотографиями (задание дается предварительно).

Алгоритм деятельности:

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

(Дети предлагают свои варианты ответов.)

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.

А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.

Выбирается группа (3 человека) «социологов», которые будут обрабатывать полученную информацию.

В современной песне поется:

Родительский дом- начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

* Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».

Дом- это….(крепость, очаг…)

* Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).

Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)

* Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.

Итак, что можно….., что нельзя…..

А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги. (Интересные идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными жетонами.)

2. Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома.

(«Строительные бригады» назначаются хозяевами). Вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст.

3. К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Компакт-опрос».

Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу - тапочки и нарисованный телевизор, маме- бигуди и зеркало, бабушке - кухонное полотенце и фартук, дедушке - очки и газету, сыну нарисованный компьютер, старшей сестре - телефон.

Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.

Проблемная ситуация 1.

Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:

Папа – лежа на диване у телевизора, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в кресле с газетой в руках, бабушка - на кухне за приготовлением вечернего чая, сын - за игрой на компьютере, сестра- у телефона.

Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:

а) агрессивном, б)неуверенном, в) уверенно-достойном.

Днем принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?

Что вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными.

Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения.

(Обсужение.)

Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.

Предлагаю несколько упражнений психологического самоанализа и наблюдения.

1. Поразмышляй, способен ли ты отвечать на такие вопросы:

«Что я сейчас чувствую?» и «Чего мне хочется?»

(Развивается способность самоанализа)

2. Подумайте, почему противоречат иногда между собой Поступок и Желание?

(Развивается способность понимать причины действий других)

3. У тебя есть человек, который тебе не нравится?

Подумай, в чем причина этого неприятия?

(Анализ по аналогии)

4. Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей.

Подведение итогов.

Юлия Галкина
Конспект занятия-беседы «Что такое семья»

Конспект занятия

Беседа «Что такое семья »

Цель :

Формирование представлений о семье . Воспитывать любовь и уважение к старшим : бабушке, дедушке, маме, папе.

Задачи :

Развивать у детей коммуникативные умения, расширить представления о семье .

Развивать Учить ориентироваться в родственных отношениях.

Дать представление о нравственной стороне человеческих отношений.

Дать Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи .

Материал :

Альбом с фотографиями детей и их родственников, шкатулка, запись инструментальной музыки. Инструменты : молоток, гвозди, клещи, отвёртка. Предметы для уборки : ведро, тряпка, веник, совок.

Ход занятия:

Воспитатель. Каждый день в ожидании встречи

Мы спешим к себе домой,

Чтобы прожить этот новый вечер

Вместе со своею семьёй .

Здесь нас встретят с теплом и лаской,

Здесь всегда ждут друзья.

Снова все вместе и слов не надо –

Ведь это наша награда,

Это – наша семья !

Ребята, а вы знаете, что такое семья ? Кто живёт с вами вместе?

Дети. Мама, папа, бабушка, дедушка.

Воспитатель. Правильно. Вы все принесли из дома свои фотографии, а я их поместила вот в этот

красивый альбом.

А в доме любом

Есть семейный альбом.

Как в зеркале

Мы отражаемся в нём.

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото – правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

И снимки хранятся в альбоме.

Давайте посмотрим фотографии, на которых запечатлены ваши семьи . Вот первая фотография. Кто изображён на ней? Узнали? Кто на фотографии рядом с Дашей?

Даша. Мама, папа, брат.

Воспитатель. Даша, расскажи детям, как зовут твою маму, папу и брата. Вот какая у Даши дружная семья .

Интересно, а чья фотография находится на следующей странице? Вам интересно? Давайте посмотрим. На этой фотографии семья Данила . Ребята, как вы думаете, какое настроение у мамы, папы, братика Данила?

Дети. Весёлое, хорошее.

Воспитатель. Верно, посмотрите, как улыбается мама Данила, какая у неё добрая, ласковая улыбка.

Слов дороже нет на свете!

По какой бы ты не шёл тропе,

Мамина любовь над нею светит,

Чтобы в трудный час помочь тебе.

Мама – это самый близкий родственник, самый родной человек. Ребята, как зовут ваших мам? (Ответы детей.) Какие красивые имена у ваших мам. Ребята, а вы своих мам любите? Хотите сделать для них подарок? Посмотрите, какой красивый волшебный сундучок. Давайте подберём для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и сложим их в этот сундучок. (Дети подбирают слова, воспитатель помогает им наводящими вопросами.)

Когда мама обнимает вас, гладит по голове, целует. Она какая? (Ласковая.)

Когда мама модно одевается, какая она? (Красивая.)

Когда мама улыбается, смеётся? Какая она? (Весёлая.)

Когда мама не ругает, даже если вы шалите, какая она? (Добрая.)

А если вы маму любите, какая она? (Любимая.)

Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок для мамы. Пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись, и продолжим смотреть наш альбом.

На этой фотографии Илья. Он сфотографирован с мамой и папой. Ведь папы тоже любят и заботятся о вас. А вы любите своих пап? А за что вы их любите? Расскажите, пожалуйста, какие ваши папы. (Ответы детей.) Я знаю, что папа Насти Старковой очень трудолюбивый. Даже на фотографии он изображён за работой. Посмотрите, и Настенька помогает ему. Молодец!

Воспитатель рассматривает с детьми фотографии, на которых запечатлены папы, обговаривая при этом каждую фотографию.

Воспитатель. А давайте с вами вспомним, как вы были маленькими и ваши родители качали вас на

Этюд «Любящие родители»

Воспитатель. Давайте сложим перед собой руки, охватим пальцами локоть другой руки и

покачаем малыша : влево – вправо, влево – вправо. Улыбаемся, смотрим на малыша

ласково. Молодцы!

Воспитатель. Ваши родители любят, заботятся о вас, и вы тоже должны любить и помогать своим

родителям.

Игра «Маленькие помощники»

На столе разложены разные предметы. Воспитатель предлагает ситуацию :

1. Папа решил починить стул. Для этого ему необходимо собрать инструменты : молоток, гвозди, клещи, отвёртку. Помогите папе!

2. Маме надо помочь подмести и вымыть пол. Помощники должны принести ей ведро, тряпку, швабру и совок.

Воспитатель. Я знаю, что Ксюша живёт не только с мамой и папой. Ксюша, кто ещё живёт

Ксюша. Бабушка и дедушка.

Воспитатель. Я знаю, что каждый из вас очень любит своих бабушек. Если у вас радость, они

радуются вместе с вами; если вам грустно, они успокоят, утешат Бабушкины руки

такие тёплые, ласковые. Бабушкины сказки – настоящее чудо. А помните игры,

которым вас учили бабушки, когда вы были совсем маленькие? Давайте поиграем в

одну такую игру.

Ладушки – ладушки. Хлопают в ладоши.

Где были? У бабушки.

А у бабушки ладони Показывают руки ладонями вверх.

В морщинки собраны.

А у бабушки ладони Поглаживают ладонь о ладонь.

Добрые-предобрые.

Всё работали ладони Постукивают кулачком по ладони.

Долгими годами.

Пахнут добрые ладони Подносят ладони к лицу, нюхают.

Щами, пирогами.

По кудрям тебя погладят Гладят себя по голове.

Добрые ладони.

И с любой печалью сладят Обнимают себя за плечи.

Тёплые ладони.

Ладушки-ладушки! Хлопают в ладоши.

Где были? У бабушки!

Молодцы! Давайте посмотрим фотографии ваших бабушек. (Просмотр фотографий, на которых изображены дети со своими бабушками.)

У кого из вас есть дедушка? Как зовут ваших дедушек? (Воспитатель предлагает детям ответить, как зовут у каждого из них дедушку.)

Сколько бы не было разных имён,

Главное в дедушке – дедушка он.

Вот теперь мы узнали, кто живёт вместе с вами. Хорошо, что у вас у всех есть семья . Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга. А если в семье все друг друга уважают, заботятся друг о друге, то в такой семье всегда живут мир , дружба и любовь.

А альбом, который мы с вами сегодня рассматривали, останется в нашей группе. И если вам станет грустно, тоскливо, возьмите альбом, посмотрите на фотографии своих родных и вам станет легко и весело, у вас будет хорошее настроение!

Публикации по теме:

Программные задачи. Вспомнить с детьми стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Побуждать детей к использованию.

Беседа «Что такое хорошо?» с детьми старшего дошкольного возраста Цель беседы- Формирование навыка культуры поведения, обогащение эмоционального опыта детей. Задачи - создать положительный эмоциональный.

Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: Формировать у учащихся ценностную ориентацию. Задачи: 1. Обучающая – учить детей разбираться в нравственных ситуациях. 2. Развивающая.

Конспект НОД «Что такое хорошо и что такое плохо» Программное содержание: - Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. - Развивать сообразительность, внимание,.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ


« ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ»

(РАЗГОВОР О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ )

Разработала и провела в 9 - А классе

Ситянина Л. А.

Бирюсинск - 2012

Цели:

Развитие представлений учащихся о семье.

Формирование понятий о жизненном идеале семьи и семейных ценностях.

Воспитание глубокого уважения к семье.

Эпиграфы:

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л.Н.Толстой

«Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь

С возможностью делать добро людям».

Л. Н. Толстой.

1. Вступительное слово учителя:

Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. Семья остается той группой, в которой проходит основная часть жизни человека.

В семье начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер .

В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали. Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя? Приобретаем хозяйственные навыки, совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку, учимся сами оценивать поступки других и свои собственные…

Семья… Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей .)

Разные словари дают различные значения слова «семья».

Этимологический: собирательное от «семь домочадец», в исходном значении - «живущие в одном селении».

Древнерусский: «челядь, домочадцы, семья; муж, жена».

Греческий: «селение».

Древнекитайский : «родина, супруг(а), гражданин».

Древнеиндийский: «дорогой, приветливый, любезный».

Современные толковые словари определяют семью как «малую социальную группу, основанную на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединённую общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».

В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь — я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

2. Из отдельных слов составить высказывание на доске.

« Семья вся вместе - душа на месте».

«Семья - печка: как холодно, все к ней собираются».

Обобщение:

Как видим, во всех определениях есть одна общая черта — это единение.

3. Чтение стихотворений, в которых можно найти ответ на вопрос «Что такое семья?»

Чтец 1:

Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
— Я.
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Я.
— Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Я.
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я... Я... — тихо молвила Ева,
— Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.

Чтец 2:

Семья - это счастье, любовь и удача.

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы,

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Чтец 3:

Семья - это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья - это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом -

Сердце навеки останется в нём!

Выяснение значения слова «ценности».

Ценность (в данном случае) - важность, значимость чего-либо.

Какие же ценности лежат в основе счастливой семьи? Прослушайте притчи и легенды и сделайте выводы.

5. Прослушивание и обсуждение притчи, легенды.

Чтец 1.

Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».

Чтец 2.

Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: "Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга? Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово. Как вы думаете, какое это слово?

("понимание")

Учитель:

Какие качества необходимы человеку для того, чтобы развить способность к взаимопониманию?

Человек, который может критически мыслить, способен к самоанализу, не будет винить другого в том, что его не понимают. Он не ждет изменений в других людях или обстоятельствах. Он меняет себя.

Учащимся предлагается «корзина мнений», где находятся листы, на них написаны правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию. Учащиеся вытаскивают из «корзины» листы и зачитывают их вслух:

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию

1. Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

3. Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10. Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12. Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

15. Стремись все делать как можно лучше.

16. Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.

Учитель:

- Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас - звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие - ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только наши внешние данные, но и историю нашей жизни. Давайте будем жить так, чтобы нашим родным не было за нас стыдно. И не дай Бог, чтобы наши плохие дела и помыслы вернулись бумерангом нашим детям или внукам.

Мне очень нравятся прекраснейшие по своей нравственной красоте советы Владимира Мономаха, которые он давал своим сыновьям:

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
- в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;
- лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает
и тело;
- что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому
учитесь;
больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;
жену свою любите, но не давайте ей власти над собой;
куда не пойдете и, где бы не остановились, напоите и накормите нищего;
более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;
- не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

Чтец 3.

Притча «Пятьдесят лет вежливости»

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

Беседа

Какие же ценности лежат в основе счастливой семьи?

Объясните значение следующих понятий применительно к семейной жизни:

Сопереживание . (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

Равенство . (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

Поддержка . (Вдвоем вы способны на многое.)

Толерантность . (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

Компромисс . (Умение уступать друг другу.)

Признание. (Уважение и благодарность.)

. Приспособляемост ь. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)

Любовь . (Нежная забота друг о друге.)

Верность . (Преданность друг другу.)

Умение слушать . (Прислушиваться друг к другу.)

Юмор . (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

Доверие . (Чувство безопасности и уверенности.)

Нежность . (Чуткое отношение друг к другу.)

. Совместное времяпрепровождение . (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть вместе.)

7 . Задание «Для моих родных».

Перед вами лежат листочки, напишите на них всех членов своей семьи. Под каждым вашим родственником запишите четыре вещи, которые он любит.

(Ученики записывают на листе имена всех членов своей семьи и под каждым именем - минимум четыре вещи, которые любит тот или иной член их семьи).

Сейчас вам нужно перевернуть листок и на обратной стороне написать тех же самых родственников и под каждым из них, то, что вы можете сделать для того, чтобы доставить ему радость.

(Учащиеся записывают ).

Посмотрите на ваш лист, как вы думаете, для чего мы это написали. Что это такое? … Да действительно, мы составили для каждого из вас план любви для всей семьи.

Учитель:

В одиночку каждому трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили.

«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». Л. Н. Толстой.

Составление синквейна:
1 строка - существительное - центральное понятие темы,
2 строка - два прилагательных, характеризующих главное понятие,
3 строка - три глагола, объясняющих суть происходящих событий,
4 строка - фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,
5 строка - слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы.

Семья
Любящая, дружная
Воспитывает, защищает, помогает
Ячейка общества
Опора.

Заключительное слово учителя:

Семья - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактор стабильности и развития общества. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.
В 1993 году Организация Объединенных Наций установила Международный день семьи - 15 мая. Цель - обратить внимание на многочисленные проблемы современной семьи.
С 2008 года в России 8 июля отмечается День семьи, любви, верности в память о святых Петре и Февронии - покровителях семейного счастья. В день 8 июля принято совершать свадьбы и венчания. Считается, что брак будет крепким и благополучным. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и верности стала ромашка.
От семейного благополучия зависит самочувствие человека, в семье происходит становление его личности, в семье формируются основы его мировоззрения.

Желаю счастья вам и вашим семьям!


Этическая беседа

«Моя семья – моё богатство»

Подготовила:

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № «21 с углубленным изучением

отдельных предметов» г. Ухта

Майбурова Татьяна Ивановна

«Моя семья – моё богатство»

Цели:

    определить понятие «семья»;

    формировать понятие «счастливая семья».

Задачи:

    раскрыть понятие «семья» и смысл «богатство» семьи;

    формировать позитивные представления о семейных традициях, семейных ценностях;

    воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи;

    создать комфортные условия для самовыражения мыслей учащихся;

    способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование:

карточки со словами, фотографии семей, толковый словарь Ожегова, листы для самостоятельной работы, маркеры, фотография класса, магнитофон, аудиозапись песни «Радость моя».

Форма проведения: этическая беседа

Место проведения: классная комната

Ход мероприятия:

Ребята, я предлагаю вам сегодня поговорить о богатстве. О каком?

Что такое богатство? (высказывания детей)

На доске появляются карточки со словами, которые называют дети.

Как можно назвать эти ценности, которые вы перечислили (машина, квартира, сотовый телефон, компьютер и др.)?

Все эти вещи изготовлены из определенных материалов, а значит, называются – материальными ценностями.

На доске карточка в левый столбик – «материальные ценности».

Выделите те слова, которые, по-вашему, можно отнести к материальным ценностям.

А остальные? (оставшиеся слова отнести в правый столбик)

На доске карточка в левый столбик – «духовные ценности».

Есть ли разница между материальными ценностями и духовными? (материальные ценности – это ценности, от которых есть реальная польза; их можно менять, продавать, покупать, а духовные ценности – это богатства, которые влияют на наши взгляды, на наше духовное состояние)

А можно между ними поставить знак «=»?

Трудно?

Попробуем ответить на него в конце нашего разговора.

Выберите ту группу ценностей, о которой вам хотелось бы сегодня поговорить. (высказывания детей)

У кого есть машина?

Много денег?

Дорогой сотовый телефон?

У кого есть родительский дом? (отвечают дети)

Так что есть у каждого из нас, что объединяет? (семья)

Семья есть у всех. И на ум мне приходят строки «Моя семья – моё богатство».

На доске карточка – тема беседы «Моя семья – моё богатство».

Послушайте небольшую притчу.

Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем не делился орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

- Куда ты идешь? – спросил старик.

- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

Давайте дослушаем притчу до конца и проверим, верны ли были ваши предположения?

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

- Посмотри! – сказал старик.- Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим. Вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастлив.

Почему?

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастлив. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

Люди создают семью по любви. От любви рождаются дети. Так появляется семья.

Когда я была таким же ребенком, как вы, моей семьей были мама, папа и брат. Сейчас у меня есть своя семья – мой муж и две прекрасные дочки. (фото моей семьи)

Представьте, пожалуйста, и вы свои семьи. (Дети вывешивают на доску фотографии своих семей)

В словаре Ожегова слово «семья» объясняется как «... группа живущих вместе близких родственников».

«Семья – это группа живущих вместе близких родственников» - на доске

Я попрошу вас дополнить этот термин, раскрыть его.

Работа по группам. (Карточки «Семья – это...»)

Давайте послушаем, что получилось у первой группы. (высказывания детей)

А какое дополнение внесли ребята второй группы?

Скажите быстро, навскидку, что всплывает в голове, слыша это слово? (высказывания детей)

Чем интересно слово «семья»?

Слово семья можно разделить на два слова – «семь» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: «Семья – это семеро таких же, как я».

Но количество членов семьи может быть разным. В наше время многодетной считается семья, где 3 и более детей. Многодетная семья готова дать много любви, заботы, тепла. Мам, родивших и воспитавших 5 и более детей, награждают Медалью материнства 1 и 2 степени. (показать медаль)

Мне радостно, что в нашем классе есть 4 многодетные семьи. Расскажите кратко о своих семьях.

Ребята, вы все в будущем станете родителями. А сколько бы вам хотелось иметь детей?

(высказывания детей)

Всех членов одной семьи объединяют какие-то традиции, увлечения. В словаре Ожегова слово «увлечения» объясняется как «...большой интерес к какому-нибудь делу».

На Новый год я получила подарок, от которого чувствовалась теплота. Эля подарила мне вот такую милую рукавичку, которую сделала вместе со своей семьей. Я знаю, что в ее семье все любят заниматься творчеством. Декупаж, роспись – это их семейное увлечение.

А что же такое традиции?

В словаре сказано, что «Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому».

Послушаем, какими были исконно русские традиции.

«Традиции русских семей»

    Собираться всей семьей в родительском доме в праздники,

а также отмечать семейные праздники;

    Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

    Приглашать гостей и собирать застолье с играми, шутками;

    Собирать и хранить семейные фотографии;

    Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы

старины и как память о родных и близких, как талисман;

    Представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Какие традиции есть в ваших семьях?

Какие традиции вы хотели бы перенести в свою семью?

А вы, дети, можете быть зачинателями семейных традиций?

Я хочу подарить вам подарок, где записаны традиции русских семей. Но оставляю свободными строчки, чтобы вы дома, вместе с родителями, дополнили их своими семейными традициями, которые есть в ваших семьях или вы планируете.

Сейчас я попрошу вас встать и обнять друг друга за плечи. Чувствуете близость друг друга?

А теперь обойдите стулья и обнимите друг друга за плечи.

Расстояние между вами увеличилось, но все, же каждый из вас чувствует близость друг друга. Расходясь по дома, вы тоже ощущаете эту близость, звоните друг другу, просите о помощи, вместе гуляете.

Можно наш класс назвать семьей?

Какая это семья?

Мы тоже семья – школьная семья.

Фотография класса на доске.

Почему? Что нас объединяет?

Нас объединяют общие школьные дела – учеба, совместные праздники и чаепития, конкурсы, походы в музеи и библиотеки. Мы поздравляем друг друга с днем рождения, дарим друг другу подарки. Заботимся друг о друге, помогаем тому, кому требуется помощь. У каждого, как и в обычной семье есть свои обязанности.

Давайте вернемся к началу нашего разговора.

А можно поставить знак «=» между духовными и материальными богатствами?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. И мы еще будем к нему возвращаться.

Информации о семье много. Народ всегда слагал стихи, сказки, песни о семье, потому, что эта тема трогает за душу каждого человека.

Закончить наш разговор мне хотелось бы очень душевной песней. Диана очень часто ее напевает. А те, кто знает слова, подпевайте.

Песня «Радость моя»

Тема: Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье.

Цели:

  • Познакомить с понятиями: «семья», «члены семьи», «родственники».
  • Развивать речь, внимание, мышление, память.
  • Способствовать формированию понимания значимости семьи.
  • Воспитывать любовь и уважение к своей семье.
  • Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру.
  • Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.

Ход мероприятия:

Звучит «Песенка мамонтенка». Дети рассаживаются кружком.

1. Организационный момент.

Вы сегодня такие красивые. Я вижу ваши заинтересованные взгляды и мне очень приятно.

2. Упражнение - энергизатор.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите друг другу комплименты.

3. Вступительная беседа

Воспитатель : Очень трудно самому

Жить на свете одному.

Вместе с Мамой жить и Папой

Хочется всегда ребята.

Сегодня мы поговорим,…а о чём, вы узнаете, разгадав ребус: 7Я,

Воспитатель вывешивает на доску (-Семья.)

Что означают эти удивительные семь Я?
- О чём мы будем говорить на занятии?
- Верно. Тема нашего занятия: «Моя семья»
- Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми. Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.

Воспитатель : Как вы думаете, что такое СЕМЬЯ? Как вы понимаете это слово? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (ответы детей)

В словаре С. И.Ожегова семья - это группа родственников, живущих вместе.

А как вы думаете, родственники - это кто?

( Это мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки .)

По мере называния членов семьи, на доске появляются ЛУЧИКИ: МАМА, ПАПА…

Воспитатель : Какой лучик забыли? (Себя.)

Воспитатель : Что у нас получилось? (Семья - солнышко.)

Маму очень я люблю
Папу тоже я люблю
Мама мне печет коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я -
Наша дружная семья.
Я и бабушку люблю
Я и дедушку люблю.
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я -
Наша дружная семья.
И сестренку я люблю
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я
Баба, брат, сестра моя -
Наша дружная семья.

4. Беседа «Моя семья. Отношения в семье»

Воспитатель : Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди - мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка - ваша семья.

Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья?

(В семье тепло, надежно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят.

Мама вкусно готовит, там меня любят, вместе нам хорошо, весело.

Я люблю воскресные вечера, потому что мы все вместе и всем весело.

Папа дома.)

В семье идет все своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся родителями, а потом стариками: бабушками, дедушками, прабабушками и прадедушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.

Расшифруйте и запомните главную обязанность семьи:

Иьмес иманелч имыратс и имыньлоб аз доху и йетед еинатипсов.

(Воспитание детей и уход за больными и старыми членами семьи.)

У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? (в которой царит доброта, нежность, взаимная любовь, верность, терпимость, справедливость, умение прощать, уважение интересов другого и т.д.)

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветком, - еще не дом.

Когда вечерняя сгуститься темнота,

Так эта истина понятна и проста -

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

О каком же тепле идет речь?

Воспитатель : Вы, конечно, знаете, что мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка и другие члены вашей семьи - ваши самые верные, самые надёжные друзья. Они всегда рядом: и в праздники, и в трудную для вас минуту.

И как бы ни были они утомлены, а иногда даже больны, они всегда вас накормят, напоят, выслушают, приласкают. Дадут вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательны и заботливы с вами в эти дни мама, бабушка! Дают вам лекарство. Ставят горчичники и градусник. И шепчут - говорят вам такие добрые - ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит. Скажите, какие ласковые слова вам говорят мамы?

(Хороший, любимый, солнышко моё, котеночек…)

Как хорошо, тепло на душе, когда слышишь такие замечательные слова. Слушая их, всегда быстрее идёшь на поправку.

А если в вашем доме праздник? Назовите самые любимые праздники в вашей семье? (Ответы детей)

Любимым семейным праздником многие из вас назвали Новый год.

Как вы готовитесь к нему, расскажите.

(Все вместе убираем квартиру, папа приносит ёлку, мы её вместе украшаем, помогаем маме готовить вкусные угощения).

В эти дни от весёлых забот и от любви близких в вашем доме становиться так тепло, что даже Дед Мороз с внучкой заглядывают на огонёк!

Уютно и тепло дома, благодаря неустанным заботам ваших родных. Всё-всё, что есть в доме и у тебя самого, - все вещи, книги и игрушки сделаны руками или куплены на деньги, заработанные вашими родителями, твоими близкими. Скажите, как нужно относиться ко всему, что есть у вас? По вашему отношению к вещам, можно судить об уважении к труду ваших родных. Подумайте, много ли вы знаете о своих мамах, папах, бабушках, дедушках? Часто ли вы думаете о них? А между тем…

Вот - ваши мамы… Сколько всяких разных дел успевают они сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (Папа)

Потому что ваши папы добрые, умные, заботливые, сильные. Про всё на свете знают. Про хоккей. Про то, откуда взялись звёзды. И чем нужно намазать лыжи в большой мороз. Про разные страны. Расскажите, о чём рассказали вам папы?

(Мой папа рассказывает мне, как надо ловить рыбу. Мой папа учит меня играть в шахматы. А мой играет со мной в машинки…)

Вот какие удивительные люди живут-поживают в ваших семьях. Все они самые верные и самые надёжные ваши друзья. А друзей нужно беречь, заботиться о них. Во всём стараться им помочь.

Физминутка

Кто живёт у нас в квартире

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

Ребята, как вы помогаете своим самым близким людям?

(Я мою посуду, пылесошу, протираю пыль, поливаю цветы…)

Молодцы! Вы такие замечательные помощники! Я вижу, вы стараетесь быть настоящими хозяевами в своём доме. Ваша помощь так необходима родным, ведь они так редко отдыхают. Если ваши близкие отдыхают, больны или работают, то вы как должны себя вести?

(Не мешать, не шуметь, постараться найти себе занятие…)

Верно, никогда не перебивайте в разговоре взрослых, не грубите, будьте внимательны к ним. Если вдруг случилось, что вы огорчили чем-то родных, то, как вы поступаете?

(Просим прощение, говорим ласковые слова, обещаем больше не огорчать…)

Правильно. Ваши мамы, папы, бабушки, дедушки - вся ваша семья очень любят вас, и вы должны помнить это, стараться быть ласковыми и добрыми со своими близкими и со всеми окружающими.

5 . «Экскурсия по фото галерее»

(рассказ детей о моментах, запечатлённых на фотографиях)

Ребята, сегодня вы выбрали и принесли фотографии своих родных. На них мы

видим, как вам вместе тепло и уютно дома, спокойно в поездке или путешествии. Расскажите, как вы любите проводить время вместе со своей семьей.

6. Творческая работа.

Рисуночный тест «Моя семья»

- Недаром говориться в пословице «Вся семья вместе, так и душа на месте». Вы сами рассказали как хорошо, радостно на душе когда все дома, рядом с вами. У вас на столах вагончики. Нарисуйте, пожалуйста, всю вашу семью, такой, какой вы её себе представляете. А потом мы составим большой состав из наших вагончиков.

(Дети рисуют)

7. Итог занятия

Выставка работ детей

Посмотрите, какой получился замечательный поезд с рисунками ваших семей. Видно, что вы рисовали их с любовью. Ваши глаза светятся счастьем, когда вы говорите о самых близких, самых родных, самых верных, самых любимых людях для вас. Пусть ваши близкие будут всегда вместе с вами, где бы вы не оказались.

Подведем итог нашего занятия.

Продолжите высказывание: Я хочу, чтобы моя семья…..

Занятие я хочу закончить строчками одного стихотворения.

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.