Составление анкеты. Общая схема анализа всей документации. Этапы социологического исследования

Ошибки и контроль поля

КОМПОЗИЦИЯ АНКЕТЫ 1

Долгое время, рассуждая о последовательности и расположении вопро­сов в анкете, методисты говорили о ее структуре. Действительно, термин «структура» предполагает определенную последовательность связанных общим признаком элементов, в том числе анкетных вопросов. Структу­рировать вопросы означает упорядочить их в какую-то систему, исполь­зуя законы логики, правила перехода от простого к сложному, близость тематики.

СТРУКТУРА ИЛИ КОМПОЗИЦИЯ?

Не так давно выяснилось, что помимо чисто логических законов при со­ставлении социологической анкеты действуют еще психологические и эсте­тические законы. Оказалось, что предыдущие вопросы могут влиять на вос­приятие и понимание последующих, что чрезмерное количество тех и дру­гих утомляет респондента, что некрасиво оформленная анкета вызывает большее число отказов от участия в опросе, чем анкета с современным ди­зайном, и т.д.

Одним словом, методисты, опираясь на данные самых разных наук и множество специальных экспериментов, пришли к выводу о том, что кон­струирование социологической анкеты - это не какое-то ремесло или про­изводственная технология, которые можно свести к точному перечню пра­вил и требований, а некое импровизационное искусство, лишь опирающее­ся на подобные правила, но целиком к ним не сводящееся.

Вот тогда-то и появилось на свет новое слово -композиция. Это слово, проис­ходящее от латинского compositio (составление, связывание), имеет множество значений. Одно из них - построение художественного произведения, обуслов­ленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художествен­ной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция -мотивированное расположение компонентов литературного произведения; ком-

Данный материал написан при участии В.Ф. Анурина.

понентом (единицей композиции) считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т.д.) или еди­ная точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаи­морасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, сис­темой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда си­нонимами понятий «композиция» и «структура» служат слова: «архитектоника», «построение», «конструкция»). Есть и другие значения слова «композиция»: 1) му­зыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение; 2) произ­ведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музы­кальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков; 3) сочинение музыки; учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.



Рис. 1. Композиция - это многогранное понятие, относящееся в том числе и к музыке

У термина «структура» гораздо меньший послужной список. Он намного беднее в части этимологического разнообразия, имеет всего одно значение. Структура (от лат. structura - строение, расположение, порядок) - совокуп­ность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тож­дественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

С первого взгляда ясно, что интеллигентная, художественно раскрепощен­ная композиция выигрывает у армейски суровой структуры количеством и качеством своих практических приложений. Использование композиции для определения науки и искусства составления социологической анкеты кажется более правильным и уместным. Итак, в чем же заключается композицион­ное искусство анкетирования?

Если верить С. Новаку, социологическая анкета как особый тип научно­го инструмента имеет четкий иерархический вид, который не видим наши­ми глазами, но чувствуется нашим разумом. Он подчеркивает принципиаль­ное значение связей между анкетными вопросами: «Как правило, мы полу-

чаем ответ на проблемы при помощи формулирования множества вопросов, связанных между собой. Получение ответа на один из них является обяза­тельным условием для задавания других. Поэтому и вопросы формулируются в иерархической системе» 2 .

Вопросы-фильтры, вопросы-ловушки, запутанная сюжетная линия пове­ствования, анкеты-лабиринты с глубоко спрятанным исследователем клю­чом к разгадке - все это на вершине профессионального искусства социо­логического опроса. Но сейчас мы пока еще находимся у подножия этой пи­рамиды, учимся делать первые шаги. И они должны быть правильными.

Незримая логика анкетных вопросов, иногда напоминающая запутанный лабиринт, до конца не прояснена ни методистами, ни методологами. По сравнению с физическими или химическими инструментами, такими, как микроскоп, реторта, вольтметр и даже камера Вильсона для изучения эле­ментарных частиц, социологическая анкета на несколько порядков более сложное и многомерное изобретение человеческого разума. Многомерное и во многом непредсказуемое.

Строго говоря, это средство одноразового использования. Анкета обладает свойствами уникальности:

Создается под конкретное исследование и изобретается заново для сле­дующего случая;

* отражает индивидуальное мировоззрение, видение мира, уровень и на­правленность интеллектуальной компетентности своего автора, поэтому ут­верждают, что для одних и тех же целей, задач, обследуемой совокупности разные авторы сотворили бы совершенно разные инструменты;

4 адресно приспособлена именно к этому объекту изучения и не допус­кает переноса на другой объект.

Последнее свойство следует оговорить особо. Оно нарушает абсолютные каноны естествознания. К примеру, открытие какой-либо физической или биологической закономерности будет доказано и принято научным сообще­ством лишь тогда, когда открытие повторят в других частях света другие ученые и на других объектах. Создавать для разных объектов разные инст­рументы никакой здравомыслящий физик никогда не станет. Не делают этогс в массовом порядке и социологи, используя один и тот же инструмент, на­пример в маркетинговом исследовании, на разных объектах. А зря! Тиражи­ровать можно отдельные вопросы, блоки вопросов, тесты (да и то весьм; осторожно), но не анкету как сложное композиционное устройство в целом Когда отечественные ученые, участвующие в международном проекте, пы таются использовать на российской аудитории американский инструмента рий, прекрасно зарекомендовавший себя на аборигенном населении, ohi сталкиваются с множеством непреодолимых препятствий.

Дело в том, что социологическая анкета или текст интервью - это про грамма коммуникативного общения двух разных людей, ученого и респон дента. Они представляют разные социальные группы, разные субкультурь часто разные поколения и системы культурных ценностей. Это поликультур ный диалог, общение разных социокультурных миров. Найти общую площал ку для общения в подобных условиях чрезвычайно непросто. К тому же ан

Nowak S. Methodology of sociological research: General problems / Translated from the Polish by M. O. Lep Warszawa: PWN - Polish Scientific Publishers; Dordrecht, Boston: D. Reidel Publishing Company, 1977. P. 2

кета должна точно выполнить исследовательский замысел, измерить те при­знаки, на которые она рассчитана, получить надежную и достоверную ин­формацию. Согласимся, что с такого рода сложностями, соединившимися в одной точке, не сталкивается ни физик, ни биолог.

Социологическая анкета представляет собой весьма сложный, если не сказать - изощренный сценарий беседы ученого с респондентом. Вначале опишем несколько очевидных и не таких уж сложных принципов составле­ния анкетной композиции. Эти принципы выкристаллизовались в ходе мно­голетнего опыта проведения опросов. Они не так уж сложны, однако соблю­дение их во многом будет способствовать точности и достоверности полу­ченных в ходе опроса данных и предотвратит искажение информации.

ОБЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ АНКЕТЫ

Началом анкетной беседы служит введение (обращение к респонденту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется организация, его про­водящая; объясняется техника заполнения анкеты. Затем располагаются воп­росы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Кроме своей прямой по­знавательной задачи они обеспечивают «завязку» беседы, формируют пси­хологическую установку на сотрудничество. Их задача - заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем. Сложные вопросы, тре­бующие размышлений, работы памяти, размещаются в середине анкеты. К концу анкеты трудность вопросов должна снижаться. Обычно здесь поме­щают «паспортичку», с помощью которой собирают социально-демографи­ческую информацию о личности опрашиваемого.

Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен со­провождаться пояснениями, «переключателями» внимания. Например: «На этом мы заканчиваем разговор о труде. Теперь несколько вопросов о Вашем досуге».

Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих «пе­рекрестки», опасные участки и т.п., выполняют инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты: сколько вариантов ответов можно отметить - один или несколько; как заполнять вопрос-таб­лицу - по строчкам или по столбцам.

Как правило, анкета состоит из следующих частей: Введения 3 , Реквизит­ной части, Информативной части, Классификационной части, Заключения.

1. Введение знакомит опрашиваемого с целями научного исследования, содержанием анкеты, дает ему необходимую информацию о правилах запол­нения анкеты. Оно призвано показать, какую пользу получит респондент, приняв в нем участие. Главная задача Введения - убедить респондента при­нять участие в опросе.

Во Введении к анкете обязательно надо указывать на анонимность и кон­фиденциальность, а также размещать правила заполнения. В случае аноним­ности респондент должен быть уверен, что его имя и другие реквизиты не

Иногда Введение называют Преамбулой.

будут известны исследователям. В случае конфиденциальности предполага­ется, что имя респондента известно только исследователю, но отнюдь не за­казчику данного обследования 4 . В телефонном опросе и при опросах, связан­ных с присутствием интервьюеров, опрос носит только конфиденциальный характер. В практике западных социологов во Введении принято приводить примеры вопросов со сложной техникой заполнения и объяснять правила работы с ними.

2. Реквизитная часть. В реквизитной части приводится информация, ка­сающаяся респондентов. Кроме того, здесь идентифицируется сам вопрос­ник, т.е. ему дается название, указываются дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.

3. Информативная часть состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), которые дают социологу всю необходимую информацию об объекте исследования. Вопро­сы следуют с нарастанием степени трудности.

4. Классификационная часть содержит социально-демографические и про­фессионально-квалификационные сведения о респондентах. Иначе ее назы­вают «паспортичкой».

5. Заключительная часть анкеты содержит благодарность отвечающем] за участие в исследовании.

Части 1, 2 и 5 представляют собой обслуживающий, вспомогательны! аппарат анкеты, а части 3 и 4 - основную, базисную часть.

БАЗИСНАЯ ЧАСТЬ АНКЕТЫ

При разработке базисной, или основной, части вопросника следует обра тить внимание на тип вопросов (формат ответов), их содержание и числе последовательность представления вопросов в анкете, наличие контрольны вопросов. Базисная часть анкеты, если она правильно разработана, напоми нает матрешку. Она состоит из содержательных блоков, посвященных какой то одной теме (условиям труда, участию в управлении и т.д.), каждый из ни строится по той же схеме, что и анкета в целом. Блоки сосуществуют на од ном анкетном пространстве, которое организовано так же (или приблизи тельно так же), как и каждый блок в отдельности.

Действительно, в любом тематическом блоке вопросы строятся по опр« деленной логике. Вначале идет фильтрующий вопрос, предназначенный дл отсеивания некомпетентных респондентов. В уважительной форме социс лог выясняет, имеет ли данный респондент прямое отношение к обсужда* мой проблеме (нововведению, гибкому графику и т.д.). Перед каждым блс ком должен стоять вопрос-фильтр. Однако их используют не всегда. Hanpi мер, подразумевается, что социальные проблемы труда и произведет! (скажем, отношение к работе) касаются всех работающих на предприятии

В действительности так бывает далеко не всегда. Вопросы о том, наскол ы удовлетворительно оплачиваются сверхурочные работы, посещают ли дет респондента заводские ясли или детский сад, когда респондент последи! раз повышал разряд, и множество других специфических вопросов относя

Голубков Е.П. Маркетинговые исследования // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 1

ся не ко всей совокупности опрашиваемых, а только к тем, кто обладает оп­ределенными характеристиками, т.е. работает сверхурочно, имеет детей со­ответствующего возраста, обязан повышать разряд и т.д. Неопределенность адресата вопросов - недостаток анкеты. Чем конкретнее сформулирован воп­рос, тем выше его измерительная способность, тем выше точность ответа и уже та категория респондентов, к которой он адресован. А если это так, то необходимо выделить с помощью вопроса-фильтра тех респондентов, кото­рым адресован этот вопрос, чтобы не получить смещений в ответах. Стало быть, в принципе любой тематический блок в анкете должен открываться вопросом-фильтром.

Но, оказывается, и анкета в целом содержит подобный фильтр, который обеспечивает точность адресата на уров­ не выборочной совокупности. Функцию такого фильтра выполняет «паспортичка». После того как мы собрали и обра­ботали на ЭВМ все анкеты, необходимо выяснить, насколько соответствует массив реально опрошенных респондентов теоретической модели выборочной совокупности. Опросили ли мы все 150 молодых рабочих в возрасте от 22 до 30 лет, которые вошли в составленную нами модель выборки? Или попались лишние, не имеющие отношения ни к рабочему классу, ни к молодым людям респонденты. Процентные распределения категорий опрошенных помогают установить то, насколько точно запланированная структура выборочной со­вокупности совпала с реальной и насколько значительны отклонения от нее. Таким образом, «паспортичка» - это фильтр для анкеты в целом. Она по­казывает, тот ли опрошен социально-демографический и профессиональ­но-квалификационный состав, который предусмотрен в модели выборки, и позволяет выявить смещения относительно генеральной совокупности. К сожалению, о контролирующей роли «паспортички» часто забывают. Ее используют только для аналитических целей: при построении двумерных связей определяют зависимость переменных (отношение к труду, удовлет­воренность работой и т.д.) от профессии, пола, возраста и прочих характе­ристик респондента. «Паспортичка» особенно нужна и полезна в гетероген­ных, крайне разнородных анкетах, где спрашивают «всех обо всем».

Вопросы-фильтры, как и «паспортичка», классифицируют респондентов по уровню знаний о чем-либо, степени участия и отношению к чему-либо, уровню образования, возрасту, квалификации и т.д. Как только респонден­ты разделились на «имеющих», «знающих» и «участвующих», задаются пря­мые вопросы. Это могут быть вопросы типа «Что Вы думаете по поводу?..» или «Каково Ваше мнение о достоинствах и недостатках такого-то нововве­дения (мероприятия, режима труда и т.д.)?».

Итак, сначала респондента спрашивают, знает ли он о таком-то меро­приятии, затем - о его мнении по поводу данного мероприятия. Третий воп­рос -дихотомический по своей форме - призван уточнить общую направлен­ность мнения: «Если брать в целом, Вы одобряете или осуждаете; согласны или не согласны и т.д.?» Выяснив оценку (положительную или отрицательную), социолог в четвертом вопросе уточняет основание такой оценки, причины по­добного мнения: «Если Вы не согласны с тем, что... не могли бы Вы пояснить свою мысль?», или «Если Вы одобряете... то почему?» Наконец, последний вопрос определяет интенсивность мнения: «В какой степени Вы уверены в

Подобный «пятивопросник» - модель блока вопросов - очень распрос­транен в зарубежных опросах общественного мнения, но редко применяет­ся у нас. Такой прием отвечает и требованиям логики, и практике исследо­вания. Почему для выяснения одной проблемы потребовалось задавать пять вопросов? Специалисты считают, что одновременный охват несколькими показателями одного явления снижает вероятность ошибки. В более общем виде данное утверждение гласит: для повышения уровня вероятности одно­го вывода необходимо провести более одного исследования. Итак, для изу­чения одного явления нужно несколько вопросов, для получения одного вывода - более чем одно исследование.

Приведенный выше блок из пяти вопросов построен по принципу «ворон­ки», когда последовательность вопросов ведет к получению более глубокой и конкретной информации об изучаемом явлении или его характеристике. В этом случае беседа развивается от общих вопросов к более частным, детальным.

Другой вариант построения блока вопросов - «батарея», когда вопросы касаются разных аспектов изучаемого явления, равнозначных друг другу. Например, вопросы, посвященные различным элементам рабочей ситуации респондента с целью получить ее целостное описание.

Композиция анкеты определяется задачами исследования, темой опроса и особенностями вопросов. Расположение вопросов (или блоков вопросов) может следовать логике раскрытия темы опроса, иногда такая последователь­ность сознательно нарушается социологом в методических целях. Например, дополнительный вопрос, контролирующий достоверность ответа на основ­ной вопрос, обычно помещается в пятой части анкеты.

Удаляются друг от друга вопросы, вызывающие «эффект эха», при кото­ром ответ на один вопрос предопределяет ответ на следующий. («Считаете ли Вы, что к людям следует относиться с доверием?», «Рассказываете ли Вы о своих семейных заботах товарищам по работе?»)

Для решения подобных методических задач вопросы в анкете могут рас­полагаться без очевидной тематической последовательности.

Существует практика объединения в одной анкете различных тематичес­ких блоков - так называемые анкеты-омнибусы. Это как бы сборник впол­не самостоятельных коротких анкет. В западной социологии и в опыте ра­боты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) такие анкеты применяются для коммерческих опросов, проводимых по за­казу различных организаций. В таких анкетах предусматриваются специаль­ные переходы от одной темы к другой. Формулировки этих переходов име­ют целью переключить внимание респондентов на восприятие нового пред­мета опроса.

Вопросы не должны содержать неясные для респондента термины и по­нятия. Число вопросов в анкете обычно не превышает 30-40 (после 45 ми­нут опроса внимание респондента снижается). Анкета считается «хорошей», если соблюдены два основных правила: формулировка вопросов должна со­ответствовать исследовательской задаче, а сама анкета должна соответство­вать возможностям респондента как источника информации (например, нельзя предъявлять непосильных требований к памяти, аналитическим спо­собностям респондента или унижать чувство собственного достоинства).

Классификация вопросов анкеты.

Основные части анкеты, их содержание.

Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета вкл в себя три основные части ˸

· вводную

· заключительную часть (паспортичку)

Во введении указывается, кто проводит исследование, ᴇᴦο цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер её заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования.

Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.

Классификация вопросов анкеты.

По предметному содержанию вопросы можно поделить на ˸

Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о ᴇᴦο действиях, поступках или их последствиях.

Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и ᴇᴦο знания в опред-ой области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.

Вопросы о мнении. Данные вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в данном случае выступают оценочные суждения основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

Теоретический материал

Исследования

В рамках данного этапа социального проектирования мы предлагаем рассмотреть следующие понятия и теоретические моменты:

· Этапы социологического исследования……………………………...стр.5

· Методы сбора информации……………………………………….......стр.6

· Подготовка к интервью………………………………………..……..стр.11

· Различие между интервью и анкетированием……………………...стр.13

· Анализ результатов анкетирования…………………………………стр.14

· Изучение документов………………………………………………...стр.15

· Отчет о результатах исследования………………………….……….стр.16

Обратите внимание на следующие понятия:

Исследование – это сбор информации по интересующей теме.

Анкетирование – это метод сбора информации через специально разработанную анкету.

Анкета – это упорядоченный список вопросов для проведения опроса, анкета состоит из трех частей: вводная, основная, паспортичка

Респондент – это человек, отвечающий на вопросы анкеты, или тот у которого берется интервью.

Интервью – это наиболее гибкий метод сбора информации через проведение беседы, основанной на непосредственном личном контакте; возможность задавать уточняющие вопросы.

ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Социологическое исследование включает несколько этапов

1. Подготовка исследования: составление программы, разработка инструментария, составление анкет, вопросов для интервью, первичная апробация анкеты.

2. Сбор первичной социологической информации (проведение анкетирования, интервьюирования).

3. Обработка полученных материалов.

4. Анализ полученных данных и оформление выводов исследования.

Подробнее про этапы социологического исследования:

1. Подготовка исследования. Составление программы исследования включает в себя цель исследования, задачи, выбор методов, разработку анкет, интервью и т.д. обязательно надо определеить параметры целевой группы: то, что, по вашему мнению, важно (пол, возраст, занятость и пр.) также на этом этапе решаются организационные вопросы исследования.



2. Сбор первичной социологической информации. Сбор материалов по той теме, которая является предметом социологического исследования. Первичная информация может быть представленна в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, аудио- и видео записи и др.; количество первичной информации зависит от масштаба проводимого исследования.

3. Обработка данных. Полученный материал может быть обработан вручную или с помощью компьютера. Подготавливаются вспомогательные таблицы для облегчения процесса обработки.

4. Анализ данных и оформление выводов. После обработки материала, полученные данные оформляются в виде документов, отчетов, таблиц, диаграмм и т.д. затем они анализируются и делаются соответствующие выводы, которые становятся основой для дальнейшей работы.

МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Работа с текстом. Составление анкеты.

АНКЕТА – документ, представляющий собой набор вопросов, ответы на которые дают возможность судить об объективных и субъективных факторах.

Анкета состоит из трёх частей:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Паспортичка.

Вводная часть.

В водной части указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчёркивается анонимный характер её заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Вводная часть не должна быть большой, но обязательно ясной и понятной для респондента (респондент – человек, отвечающий на вопросы анкеты или тот, у которого берется интервью), мотивирующей его на участие в опросе. Вводная часть по объему не большая, но очень важная. От того, как составлено обращение зависит отношение респондента к анкете.

Основная часть.

Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования. Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты.

В основной части необходимо выдержать логику составления и расположения вопросов. Первыми идут так называемые «контактные вопросы» , их основная цель – заинтересовать респондента проблемой, включить в содержание исследуемой проблемы . Эти вопросы должны быть сформулированы достаточно просто и понятно. Следующие вопросы будут усложняться – данный способ расположения вопросов называется «Правилом воронки».

После контактных вопросов идут основные вопросы , ответы на которые дают информацию по интересующей исследовательской теме. Содержание именно этих вопросов должно соответствовать целям и задачам исследования . Для каждой задачи могут быть сформулированы отдельные блоки вопросов, они могут располагаться как вперемешку, так и по порядку. Идеальный вариант, когда сложные вопросы расположены в середине анкеты.

Завершающие анкету вопросы – заключительные . Основная функция заключительных вопросов – снять психологическое напряжение у респондентов. В связи с этим, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют особого напряжения памяти и внимания.

Расположение вопросов от простых к сложным, а затем опять к простым получило название «Эффект эха».

Паспортичка.

Содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, семейного положения, стажа работы респондента и др. в зависимости от целей и задач исследования, количество вопросов этого блока может быть либо увеличено, либо уменьшено.

Паспортичка может располагаться как в начале, так и в конце анкеты. В конце анкеты желательно поблагодарить респондента за участие в опросе. Это могут быть высказывания разного типа: «Благодарим за участие в исследовании», «Спасибо за помощь», «Спасибо!» и т.д.

В конце анкеты можно поставить вопрос о самом опросе. «насколько важным вы считаете проведение исследования данной темы?»

Вопросы, используемые в анкете, могут быть:

· О фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или последствиях.

· О знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющей целью выявить уровень информативности респондента и его знания в определённой области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует опрашиваемого использования определенных навыков, знаний конкретных фактов, событий, имён.

· О мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения., основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

· О мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.

По логической природе вопросы подразделяются на:

· Основные. На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.

· Фильтры. Эти вопросы задаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же выделение части респондентов из всего массива по определенному признаку.

· Контрольные. Служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.

· Наводящие. Оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.

· Контактные. Служат для установки контакта с респондентом. Их цель – создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие.

· Прямые. Направлены на выражение отношения респондента – по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.

· Косвенные. При ответе на эти вопросы респондент отвечает от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою собственную позицию. И усилить критический акцент своих высказываний. Косвенные вопросы задаются тогда, когда прямые не очень удобно задавать или есть предположение, что на них не будет получено искренних ответов, это ситуации косающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному начальнику и т.д.

По характеру ответов на составленные вопросы они подразделяются на:

· Открытые: предполагают повествовательный оригинальный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным.

· Полузакрытые: респонденту предоставляется возможность выбора подходящего ответа из предложенного перечня и/или высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки закрытости и открытости.

· Закрытые: предполагают ограниченный выбор ответов.

· Шкальные: ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

· Вопросы-меню: здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.

· Альтернативные: предполагают ответы по принципу «да – нет», носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.

По способу распространения анкет опросы разделяются на:

1. Раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней – заочный раздаточный опрос);

2. Почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту;

3. Прессовые (анкета предлагается читателю через печатное издание;

4. Телефонные (при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телефонной сети).

ИНТЕРВЬЮ

1. Необходимо составить список вопросов, которые вы собираетесь задать, в письменном виде. Список должен быть организован так, чтобы вы смогли провести короткое (10 минут), среднее (20-30 минут) или длинное (1 час) интервью, и получить самую важную информацию, в независимости от количества времени, которое вам выделит интервьюируемый.

2. Составить план ведения записей ответов. Кроме диктофона позаботьтесь об альтернативном варианте, на тот случай, если человек не захочет, чтобы его записывали, или вы посчитаете, что это затрудняет ответы на вопросы.

3. Как только вы пришли на встречу, первый вопрос должен быть: «Сколько у нас есть времени?» это поможет вам сразу определить какой сценарий нужно использовать. Затем кратко объяснить цель интервью, сказать, как будет использована полученная информация, и рассказать о целях вашей команды/инициативной группы. По окончании интервью поинтересуйтесь: «Что, по-вашему, было наиболее важным из сказанного?», «Возможно, вы хотите что-нибудь добавить?». Поблагодарите человека и оговорите срок, когда вы представите ему копию подготовленного материала. Запомните: человек должен одобрить материал, перед тем как вы его начнете использовать!!!

ПАМЯТКА

Пример представления себя при обращении в организации, к специалистам, к интервьюируемым.

Меня зовут (имя и фамилия). Я ученик (класс и школа). Мы изучаем (цель исследования). Я являюсь ответственным за сбор информации по данной проблеме, которую мы будем обсуждать на сборе нашей команды.

Могу ли я задать Вам несколько вопросов прямо сейчас (или лучше позвонить вам в другой раз)? С кем бы еще я мог поговорить об этой проблеме? Имеется ли у вас какая-нибудь письменная информация по проблеме, которую Вы могли бы нам передать или выслать на наш адрес? (будьте готовы продиктовать ваш электронный адрес)

Бланк для интервью:


Дата интервью .

Вопросы/ответы

Ваше имя .

Ваш школа/класс .

Советы для проведения анкетирования, опроса, интервью:

1. Говорить четко, уверенно, ясно

2. Представляться

3. Говорить с какой целью проходит исследование

4. Записывать все, что говорит респондент

5. Не перебивать респондента

6. Не задавать наводящих вопросов

7. Не навязывать своего мнения

8. Благодарить за уделенное время и за ответы – говорить спасибо.

СРАВНЕНИЕ. Анкетирование, опрос, интервью.

Преимущества Недостатки/сложности
Интервью · гибкий метод сбора информации; · личный контакт с респондентом; · возможность задавать/уточнять вопросы/ответы. · затратный по времени; · нужен человек, умеющий налаживать контакт с рспондентом, правильно задавать вопросы и фиксировать ответы; · небольшой охват респондентов.
Опрос · большой охват респондентов; · небольшое количество вопросов; · легко инструктировать людей, которые будут проводить опрос. · случайный выбор респондентов; · для подтверждения полученной информации надо использовать еще один метод сбора данных.
Анкетирование · респондент отвечает на вопросы в удобное для него время, в удобной обстановке; · большой охват потенциальных респондентов; · дает полную обратную связь на основе которой можно строить свое будущее планирование. · способ, занимающий большое количество времени (подготовка, распространение анкет, обработка информации); · достаточно затратный метод, так как требуются ресурсы для тиражирования анкет; · назад возвращается около 30% от запущенных анкет

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Полученные в ходе опроса и анкетирования данные необходимо обработать, то есть систематизировать содержание ответов в соответствии с программой исследования.

При обработке открытых вопросов сначала следует выписать столбик полученные ответы, потом их классифицировать, подсчитав количество примерно одинаковых по содержанию ответов. И затем на основе подсчетов делать вывод.

Для облегчения обработки можно использовать таблицу, в ней соединена и биографическая информация, и содержательная.

ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ

Документы и публикации подбираются в соответствии с исследуемой проблематикой, преимущественно из печатных изданий Вашего города/региона или сети Интернет. Документацию необходимо анализировать по следующему алгоритму:

Выходные данные публикации (издание, дата публикации, название, автор)

Краткое описание содержания публикации (основные герои, в чем состоит событие/проблема);

Каков с вашей точки зрения, уровень публикации (сухая информация, отчет «для галочки», попытка предложить читателю материал для анализа, глубокий качественный материал и т.п.);

Что находится в фокусе стаитьи – люди, проблемы, пути решения пр.;

Ваш комментарий к публикации.

Общая схема анализа всей документации:

1. Полученные данные (факты, свидетельства, то, что вы узнали).

2. Интерпритация/объяснение (объяснение полученных данных, взаимосвязи между ними, причин).

3. Выводы/заключения (значение полученных данных – хорошо или плохо, мало или много, позитивно или негативно, желательном или не желательном направлении).

Структура или композиция?

Л8. КОМПОЗИЦИЯ АНКЕТЫ

Термин «структура» предполагает определенную последовательность связанных общим признаком элементов, в том числе анкетных вопросов. Структурировать вопросы озна­чает упорядочить их в какую-то систему, используя законы ло­гики, правила перехода от простого к сложному, близость те­матики.

Вот тогда-то и появилось на свет новое слово - композиция. Это слово, происходящее от латинского compositio (составление, связывание), имеет множество значений. Одно из них - построение художественного произведения, обусловленное его содержа­нием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.

Структура (от лат. structura - строение, рас­положение, порядок) - совокупность устойчивых связей объек­та, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Социологическая анкета как особый тип научного инструмента имеет четкий иерархический вид, который не видим нашими глазами, но чувствуется нашим разумом.

Вопросы-фильтры, вопросы-ловушки, запутанная сюжетная линия повествования, анкеты-лабиринты с глубоко спрятанным исследователем ключом к разгадке - все это на вершине профес­сионального искусства социологического опроса. Но сейчас мы пока еще находимся у подножия этой пирамиды, учимся делать первые шаги. И они должны быть правильными.

Социологическая анкета или текст интервью - это, программа коммуникативного общения двух разных людей, учено­го и респондента. Они представляют разные социальные группы, разные субкультуры, часто разные поколения и системы культурных ценностей. Это поликулътурный диалог, общение разных социокуль-турных миров. Найти общую площадку для общения в подобных условиях чрезвычайно непросто. К тому же анкета должна точно выполнить исследовательский замысел, измерить те признаки, на которые она рассчитана, получить надежную и достоверную инфор-мацию. Согласимся, что с такого рода сложностями, соединивши-мися в одной точке, не сталкивается ни физик, ни биолог.

Началом анкетной беседы служит введение (обращение к респон-денту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется орга-низания, его проводящая; объясняется техника заполнения анкеты. Затем располагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Кроме своей прямой познавательной задачи они обеспечи-вают «завязку» беседы, формируют психологическую установку на сотрудничество. Их задача - заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем.

Сложные вопросы, требующие размыш-лений, работы памяти, размещаются в середине анкеты. К концу анкеты трудность вопросов должна снижаться. Обычно здесь поме-щают «паспортичку», с помощью которой собирают социалъно-де-мографическую информацию о личности опрашиваемого.


Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и про-блемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями" внимания. Например: «На этом мы заканчиваем разговор о тру-де. Теперь несколько вопросов о Вашем досуге».

Функцию своеобразных правил движения по анкете, указыва­ющих «перекрестки», опасные участки и т.п., выполняют инструк­тивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопро­сов или на полях анкеты: сколько вариантов ответов можно от­метить - один или несколько; как заполнять вопрос-таблицу - по строчкам или по столбцам.

Как правило, анкета состоит из следующих частей: Введения, Реквизитной части, Информативной части, Классификационной части, Заключения.

1. Введение знакомит опрашиваемого с целями научного исследо­вания, содержанием анкеты, дает ему необходимую информацию о правилах заполнения анкеты. Оно призвано показать, какую пользу получит респондент, приняв в нем участие. Главная задача Введения - убедить респондента принять участие в опросе. Во Введении к анкете обязательно надо указывать на анонимность и конфиденциальность , а также размещать правила заполнения . В случае анонимности рес­пондент должен быть уверен, что его имя и другие реквизиты не бу­дут известны исследователям. В случае конфиденциальности предпо­лагается, что имя респондента известно только исследователю, но от­нюдь не заказчику данного обследования 4 . В телефонном опросе и при опросах, связанных с присутствием интервьюеров, опрос носит толь­ко конфиденциальный характер. В практике западных социологов во Введении принято приводить примеры вопросов со сложной техни­кой заполнения и объяснять правила работы с ними.

2. Реквизитная часть. В реквизитной части приводится инфор­мация, касающаяся респондентов. Кроме того, здесь идентифи­цируется сам вопросник, т.е. ему дается название, указываются дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.

3. Информативная часть состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), которые дают социологу всю необходимую информацию об объекте исследования. Вопросы следуют с нарастанием степени трудности.

4. Классификационная часть содержит социально-демографи­ческие и профессионально-квалификационные сведения о респон­дентах. Иначе ее называют «паспортичкой».

5. Заключительная часть анкеты содержит благодарность от­вечающему за участие в исследовании.

Части 1, 2 и 5 представляют собой обслуживающий, вспомога­тельный аппарат анкеты, а части 3 и 4 - основную, базисную часть.

2.3. Базисная часть анкеты

При разработке базисной, или основной, части вопросника сле­дует обратить внимание на тип вопросов (формат ответов), их со-держание и число, последовательность представления вопросов в анкете, наличие контрольных вопросов.

. Вначале идет фильтрующий вопрос , пред-назначенный для отсеивания некомпетентных респондентов. В ува-жительной форме социолог выясняет, имеет ли данный респондент прямое отношение к обсуждаемой проблеме (нововведению, гиб-кому графику и т.д.). Перед каждым блоком должен стоять вопрос-фильтр. Однако их используют не всегда. Например, подразумева-ется, что социальные проблемы труда и производства (скажем, от-ношение к работе) касаются всех работающих на предприятии.

В действительности так бывает далеко не всегда. Вопросы о том, насколько удовлетворительно оплачиваются сверхурочные работы, посещают ли дети респондента заводские ясли или детс-кий сад, когда респондент последний раз повышал разряд, и мно-жество других специфических вопросов относятся не ко всей со-вокупности опрашиваемых, а только к тем, кто обладает опреде-ленными характеристиками, т.е. работает сверхурочно, имеет детей соответствующего возраста, обязан повышать разряд и т.д. Неопределенность адресата вопросов - недостаток анкеты. Чем конкретнее сформулирован вопрос, тем выше его измерительная способность, тем выше точность ответа и уже та категория рес-пондентов, к которой он адресован. А если это так, то необходи-мо выделить с помощью вопроса-фильтра тех респондентов, ко-торым адресован этот вопрос, чтобы не получить смещений в от-ветах. Стало быть, в принципе любой тематический блок в анкете должен открываться вопросом-фильтром.

Таким образом, «паспортичка» - это фильтр для анкеты в це­лом. Она показывает, тот ли опрошен социально-демографичес­кий и профессионально-квалификационный состав, который пре­дусмотрен в модели выборки, и позволяет выявить смещения относительно генеральной совокупности. К сожалению, о конт­ролирующей роли «паспортички» часто забывают. Ее используют только для аналитических целей: при построении двумерных свя­зей определяют зависимость переменных (отношение к труду, удовлетворенность работой и т.д.) от профессии, пола, возраста и прочих характеристик респондента. «Паспортичка» особенно нуж­на и полезна в гетерогенных, крайне разнородных анкетах, где спрашивают «всех обо всем».

Вопросы-фильтры, как и «паспортичка», классифицируют рес­пондентов по уровню знаний о чем-либо, степени участия и от­ношению к чему-либо, уровню образования, возрасту, квалифи­кации и т.д. Как только респонденты разделились на «имеющих», «знающих» и «участвующих», задаются прямые вопросы. Это мо­гут быть вопросы типа «Что Вы думаете по поводу?..» или «Како­во Ваше мнение о достоинствах и недостатках такого-то нововве­дения (мероприятия, режима труда и т.д.)?».

Итак, сначала респондента спрашивают , знает ли он о таком-то мероприятии, затем - о его мнении по поводу данного меро­приятия. Третий вопрос - дихотомический по своей форме - при­зван уточнить общую направленность мнения: «Если брать в це­лом, Вы одобряете или осуждаете; согласны или не согласны и т.д.?» Выяснив оценку (положительную или отрицательную), со­циолог в четвертом вопросе уточняет основание такой оценки, причины подобного мнения: «Если Вы не согласны с тем, что... не могли бы Вы пояснить свою мысль?», или «Если Вы одобряе­те... то почему?» Наконец, последний вопрос определяет интен­сивность мнения: «В какой степени Вы уверены в своем сужде­нии?» И далее следует шкала интенсивности мнения: «Совершен­но уверен - уверен - не уверен - трудно сказать».

Подобный «пятивопросник» - модель блока вопросов - очень распространен в зарубежных опросах общественного мнения, но редко применяется у нас.

Приведенный выше блок из пяти вопросов построен по прин­ципу «воронки », когда последовательность вопросов ведет к по­лучению более глубокой и конкретной информации об изучаемом явлении или его характеристике. В этом случае беседа развивает­ся от общих вопросов к более частным, детальным.

Другой вариант построения блока вопросов - «батарея », когда вопросы касаются разных аспектов изучаемого явления, равно­значных друг другу. Например, вопросы, посвященные различным элементам рабочей ситуации респондента с целью получить ее целостное описание.

Удаляются друг от друга вопросы, вызывающие «эффект эха », при котором ответ на один вопрос предопределяет ответ на следующий. («Считаете ли Вы, что к людям следует относиться с доверием?», «Рассказываете ли Вы о своих семейных заботах товарищам по работе?»)

Для решения подобных методических задач вопросы в анкете могут располагаться без очевидной тематической последовательности.

Существует практика объединения в одной анкете различных тематических блоков - так называемые анкеты-омнибусы . (омнибус-многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров) Это как бы сборник вполне самостоятельных коротких анкет. В западной социологии и в опыте работы Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) такие анкеты применяются для коммерческих опросов, проводимых по заказу различных организаций.

Вопросы не должны содержать неясные для респондента терми­ны и понятия. Число вопросов в анкете обычно не превышает 30- 40 (после 45 минут опроса внимание респондента снижается). Ан­кета считается «хорошей», если соблюдены два основных правила: формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, а сама анкета должна соответствовать возможностям респон­дента как источника информации (например, нельзя предъявлять непосильных требований к памяти, аналитическим способностям респондента или унижать чувство собственного достоинства).