Субкультура как фактор социализации. Молодежные субкультуры как фактор социализации Социальная педагогика факторы социализации субкультура

ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА, КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Человек – существо социальное. С первых дней своего существования, он окружён себе подобными. С самого начала своей жизни он включён в социальные взаимодействия. В процессе социального взаимодействия, человек приобретает определённый социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности. Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства человеком социального опыта.

Процесс социализации осуществляется в учебных заведениях, детских и молодёжных организациях, объединениях. Важнейшим институтом социализации детей, является семья. В отсутствие родителей, эта огромная ответственность падает на воспитателей, социальных педагогов, психологов социальных учреждений. От них зависит, как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать свой потенциал.

Важнейшим фактором социализации детей является детская субкультура, так как это своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри группы и на уровне возрастных подгрупп.

В детской субкультуре, являющейся частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребёнка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познаёт мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры, удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребёнка, такие как потребность в изоляции от взрослых, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

Детская субкультура – вариант широко распространённого в культуре процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению. В широком значении – это всё, что создано в человеческом обществе для детей и детьми; в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно – исторической ситуации развития.

Благодаря детской субкультуре, передающей из поколения в поколение специфические способы организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками, ребёнок обретает свою сущность, констатирует свой собственный мир.

Так, например - дразнилки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, т. е. , выполняющие воспитательную функцию, помогают себя отстаивать при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость

и самообладание;

Прибаутки, потешки для детей имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом – защита и опасный внешний мир, который до поры до времени знать не надо, раскрывают секрет семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к миру в целом;

Детское собирательство даёт возможность ребёнку матереализовать своё тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы: «я – есть», «я – могу», что помогает ребёнку переживать чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личной автономии;

В.В. Абраменкова, рассматривая социоэволюционный смысл детской субкультуры для человечества, выделяет несколько её основных функций.

Во – первых, в связи с тем, что детская субкультура предоставляет ребёнку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе равных, основной её функцией социализирующая. Именно в детской среде иногда достаточно жёстко с помощью субкультурных средств – нормам и овладение им собственным поведением, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую личностную категорию половую принадлежность – ребёнок усваивает во многом благодаря другим детям.

Во – вторых, детская субкультура предоставляет ребёнку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.

В третьих, пространство детской субкультуры создаёт ребёнку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т. е, выполняет психортерапевтическую функцию, а степень погруженности ребёнка в субкультуру – своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми, передавая из поколения в поколение ныне утраченные обычаи и обряды.

Детский правовой кодекс. Это правда вступления в различные формы и виды детской деятельности и выхода из них, знаки собственности, отношения мены, право старшенства и опекунское право в разновозрастных группах, способы воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций;

Детский фольклор (прибаутки, потешки, считалки и др.) Уникальный жанр детского фольклора, не имеющий аналогов во взрослом фольклоре, необходимый атрибут игры – считалки, благодаря им корректируется поведение детей во время игры и устраняются конфликты, а также это четверостишия, развивающие память, воображение, артикуляционный аппарат. Этот жанр можно использовать ежедневно.

Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела –

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лапотишкам.

По тропинке кувырком

Скачет зайка босиком

Заинька, не беги –

Вот тебе сапоги,

Вот тебе поясок,

Не спеши в лесок

Иди к нам в хоровод

Веселить народ.

Детский юмор (анекдоты, розыгрыши, перевёртыши, истории – небылицы и др.);

Детское собирательство и коллекционирование;

В основе детского коллекционирования лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира, его красочности и многоцветности. А в условиях социального учреждения – это ещё и свой индивидуальный мир ребёнка, к которому нужно относиться с уважением.

Способы и формы свободного времяпровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности;

Детская мода, эстетические представления детей (составление букетов, веночков и т. п.)

Субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребёнком содержания общечеловеческих ценностей: проблематизация, философствование, словотворчество, сказочный мир;

Особый пласт субкультуры детства – стихийные детские проблематизации, представляющие собой вопросы ребёнка, например, «Что бы сказал этот старый шкаф, если бы умел говорить?» и детское философствование – размышление о природе, жизни, добре и зле и т. д. «со мной никто не играет, потому что я некрасивая, а дети все злые…» Воспитателю важно быть внимательным и не отмахнуться, в первом случае, и пофантазировать вместе с ребёнком, вступая в творческое сотрудничество и расширяя представления ребёнка о мире. Во втором случае просто необходима беседа по душам, чтобы помочь ребёнку понять, что конфликты со сверстниками кроются вовсе не в красоте и недобрых детях, просто нужно научиться договариваться с друзьями, увлекать их своими идеями, научить ребёнка разным формам разного взаимодействия с друзьями.

Детская картина мира, т. е, особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребёнка с миром.

В процессе приобщения к детской субкультуре целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е активно осуществляется процесс социальной адаптации.

Вместе с тем, признание мира сверстников, взрослых, даёт возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

Опыт педагогической деятельности показал, что в качестве основных задач приобщения детей к детской субкультуре можно выделить следующие:

Развитие у детей самостоятельности и ответственности, как основных ценностей системы взросления в процессе организации разностороннего разновозрастного общения в условиях социально реабилитационного центра;

Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;

Формирование образа успешного уверенного в себе гражданина общества (как эмоциональное, презентация кружка и т. п.);

Выставки (выставка рисунков, работ участников кружка, личных коллекций и т. п.);

Праздничные события и игровые тематические проекты (организация выпуска поздравительных газет, праздничные мероприятия, изготовление открыток ко дням рождения и т. п.);

Таким образом, приобщение ребят к детской субкультуре способствует гармонизации социализации - индивидуализации детей в группе в условиях социального учреждения, осознанию своего социального «я» и формированию готовности к позитивному принятию различных социальных ролей в обществе.

Список использованной литературы при подготовке статьи:

Абраменкова В,В, Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М., Воронеж, 2000

Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1991

Иванова Н. О. Особенности и значение детской субкультуры. Педагогика, 2005, №7

Мудрик А. В. Социальная педагогика, М, 1999.


Субкультура (от лат. sub – «подкультура») – совокупность специфических социально-психологических характеристик, влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осуществлять себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура – это автономное относительно единое образование. Она характеризуется рядом так или иначе выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также иерархию; набор предпочитаемых источников и н формации; своеобразные развлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

Социальной базой образования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои населения, а также контактные группы внутри них, религиозные секты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформальные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий.

Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры характеризуются ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с особенностями субкультуры (просоциальностью, асоциаль-но-

стью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами.

Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях.

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Сенченко Н.А. Социально-педагогическая помощь школьникам - представителям юношеских субкультур Сборник статей / Под ред. Б.В. Куприянова. - Кострома; 2004.

Процесс социализации человека, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Наиболее важное значение для социализации молодых людей имеет социум. Эту ближайшую социальную среду человек осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды - дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется.

При этом молодежь как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для нее в наибольшей степени комфортна, где их лучше понимают, относятся к ним с уважением и т.д. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится молодой человек, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный.

В развитии познания молодежи окружающей действительности наступает момент, когда объектом познания становится человек, его внутренний мир. У подростков появляется желание изучать свое «Я», понять, на что они способны. В этот период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Но зато возрастает роль и значение референтных групп, появляются новые образы для подражания. Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки среди взрослых, стараются найти идеал или образец для подражания. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1990. - № 5. - С. 12-32. Таким образом, они примыкают к той или иной неформальной организации.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнера. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодежную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.

Молодежные инициативы становятся проводником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т.п. зонами общественной жизни и ее центром - основными социально-экономическими и политическими структурами. Мудрик. А.В. Время поисков и решение. М. 1990.

Многие из неформалов - люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приходить сюда. Они стекаются сами - все очень разные, и в тоже время чем-то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках - возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: отдых стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 5% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное - условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Среди них:

  • - специфический стиль жизни и поведения;
  • - свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;
  • - наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи. Левикова С.И. Готика как она есть, или о старо-новой молодежной субкультуре. // Философские науки - 2006 - № 7-9 - с. 9-11.

Существенное влияние на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают только в крупных мегаполисах. С уменьшением численности городов подобное влияние очень резко падает. А в маленьких населенных пунктах неформалы становятся экзотикой. При этом меняется и содержание субкультуры. До малых городов доходит только внешняя составляющая (атрибутика), очень редко молодежь старается вникнуть в историю и причины возникновения данной субкультуры, и таким образом значение и составляющие субкультуры существенно искажаются.

Средний срок нахождения подростков в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3 +/- 1 год. За период пребывания подростка в неформальном сообществе, подросток принимает нормы поведения взрослых, после чего происходит либо постепенный, либо взрывной отход от подростково-молодежной субкультуры. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцией Козлова А.А., Канаяна В.А. - СПб, 2008. На данный период времени исключение составляют только ролевое сообщество и байкеры, выход из данных субкультур происходит крайне редко.

Можно условно выделить три вероятностных последствия молодежной субкультуры для социализации:

Итак, субкультура - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Все классификации субкультур очень условны, и созданы для упрощения работы с ними, субкультуры не поддаются четкой типологизации, так как построены на индивидуальности, а не на стандартности.

В мире существует большое количество субкультур, все они отражают внутренний мир молодежи и являются способом удовлетворения потребности в самовыражении.

Как показывает анализ научной литературы, влияние неофициальной молодежной субкультуры обеспечивает компенсацию негативного отношения к себе, низкого уровня самоуважения, непринятия образа собственного тела (несоответствия внешнего вида эталонам маскулинности и фемининности). Компенсация происходит благодаря крайнему преувеличению и мифологизации своей непохожести, исключительности. Субкультура выступает также как форма самопредъявления человека на культурно-эстетическом уровне, когда человеку нравится, прежде всего, музыка, одежда и т.д.

Молодежные субкультуры стали одним из существенных факторов социализации городских школьников. Можно условно выделить три вероятностных последствия молодежной субкультуры для социализации:

  • - позитивная тенденция (освоение социальных ролей в группе сверстников, социальное и культурное самоопределение на основе социальных проб и экспериментирования),
  • - социально-негативная (наркотизация, принятие идеологии национализма, экстремизма, приобщение к криминальному образу жизни),
  • - индивидуально-негативная (мораторий на социальное и культурное самоопределение, самооправдание инфантилизма и эскапизма -- «бегства» от социальной реальности).

Все это говорит о том, что вопрос о молодежных субкультурах выходит далеко за рамки отношений «отцы и дети» и требует от взрослых поисков конструктивного взаимодействия. Молодежные субкультуры являются частью нашей общественной жизни, нашего общества и от того, смогут ли взрослые понять и поддержать молодежь (пусть неформальную, но зачастую очень талантливую), зависит успешность социализации молодых людей.

Мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Субкультура, как фактор социализации, задает специфику процесса социализации.

Субкультура - это автономное относительно единое образование, совокупность специфических норм, ценностей, стереотипов, вкусов, влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они».

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения, преступные группы и организации, любители определенных занятий.

В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывают подростковые субкультуры. Связано это с тем обстоятельством, что они стали важным фактором спонтанного обновления современного общества. Подростковая субкультура заявила о себе как об элементе механизма культурных инноваций, обеспечивающих социокультурную преемственность.

Понятия «субкультура», «подростковая субкультура» введены в научный оборот этнографами, историками, психологами. Эти понятия рассматриваются как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультуральность подростковой субкультуры определяется морфологией организации подростков, тяготеющих к самостоятельному, автономному существованию внутри господствующей культуры, которое проявляется в наличии специфических параметров сознания и поведения.

К признакам субкультуры относятся:

Специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимоотношений;

Статусная структура;

Набор предпочитаемых источников информации;

Своеобразные увлечения, вкусы и способы время препровождения;

Специфический жаргон;

Фольклор.

«Социализация, -- пишет И. С. Кон, -- близка к русскому слову "воспитание». Но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества».

Социальная активность - главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:

1. Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

2. «Отношения» равенства. Включение в «группы равных», т. е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности.

3. Обучение в школе. Это формальный процесс-- определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида.

4. Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. влияют на социализацию индивида.

5. Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида.

6. Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже играют свою роль в социализации.

Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры характеризуются ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с особенностями субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами. Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях.

1. Роль сверстников в социальном формировании личности.
2. Официальные объединения.
3. Молодежная субкультура.
4. Специфические черты российской молодежной субкультуры.
5. Неформальные объединения.
Потребность в общении со сверстниками не могут заменить родители или другие взрослые люди. Контакты детей в начальной школе возникает преимущественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость (место жительства, соседство в классе); совместная деятельность и игры. Младшие школьники ступают в общение тогда, когда для этого есть конкретные предметно-практические основания. Общение подростков по большей части является коллективно-групповым. Важность общения в этом возрасте: общение со сверстниками:
1. важный канал специфической информации;
2. во время общения подростки вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Ценной жизненной школой служат и соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в общении со взрослыми.
3. это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи облегчает подростку автономизацию от взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
В процессе социализации личности группа сверстников выполняет следующие функции:
- приобщение к культуре и нормам данного общества;
- научение полоролевому поведению;
- научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, регио-нальной, социальной принадлежности членов группы;
- помощь членам группы в достижении автономии от общества;
- создание условий для развития самосознания, самоопределения, а также для самореализации и самоутверждения.
2.Официальные объединения.
К официальным объединениям относятся школьный класс, коллектив кружка или спортивной секции, существующие детские и подростковые организации (скауты).
Школьный класс. В классе существует двойственная структура коллектива – формальная, созданная под влиянием взрослых и неформальная, складывающаяся в процессе свободного общения детей. Любой класс дифференцируется на подгруппы по разным признакам: социальному расслоению, по официальному статусу учеников, по успеваемости, по принадлежности к активу и на основе неофициальных ценностей, принятых в ученической среде.
Подростковые клубы. Главное для детей в клубах – добровольность, общение друг с другом и интересными людьми – энтузиастами(руководителями) и теплая атмосфера, которой им не хватает в школе.
Детские организации. В России стали распространяться скаутские организации (скаут - разведчик). Скаутинг – система воспитания молодежи, разработанная в конце 19 века полковником английской армии Р.Баден-Пауэллом. Это самое распространенное молодежное движение в мире. Цель скаутинга – всестороннее развитие личности (физическое и духовное) Скауты учатся выживать в самых сложных условиях.
Самой массовой детской организацией В России на сегодняшний день является Федеральная детская организация «Юная Россия» - в ее программах участвуют более 5 млн. детей.
Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы»(ДИМСИ).
Неформальные группы– это официально не зарегистрированные группы людей, которые возникли по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. Неформальная группа чаще всего объединяется на основе близости возраста и территориальной общности. Неформальное молодежное объединение – своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей и существующее на протяжении нескольких десятилетий. Именно через неформальное объединения реализует себя молодежная субкультура.
Субкультура - sub –«под» -совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) Субкультура бывает: просоциальной, когда ее нормы не противоречат общепринятым нормам и правилам; Эти объединения решают социальный проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, решение экологических проблем); асоциальной - ее нормы и ценности дополняют и трансформируют официальную культуру. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу. В основном выполняют рекреационные функции)хиппи,панки, мажоры, хайлафисты, рокеры) и антисоциальной – когда нормы противопоставлены обществу, иногда носят ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других (Банды – чаще всего по территориальному принципу.
Специфические черты российской субкультуры:
1. преимущественно развлекательно-рекреативная направленность;
2. «вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интере-сов – культ американского образа жизни;
3. слабая индивидуализированность и избирательность культуры - неприятие других ценностей и стереотипов;
4. внеинституциональная культурная самореализация (осуществляется вне учреждений культуры, заметно влияние только телевидения);
5. отсутствие этнокультурной самоидентификации(народная культура большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм);
6. межгенерационное отчуждение: от разрушения внутрисемейных контактов до отчуждения поколений;
Общие признаки НМО:
1. стиль одежды и оформление внешности(прически, макияж, татуи-ровка). Очень скрупулезно. Важность деталям. Равная значимость для обоих полов. Цели – выделиться среди взрослых и обрести единство со своей компанией, ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, утвердить свою похожесть.
2. увлечение музыкой. Тип предпочитаемой музыки и выбор конкретных групп имеет свои социально-возрастные особенности. Среди поклонников тяж рока – преобладают 14 – 17 летние юноши – школьники, учащиеся ПТУ и рабочая молодежь. Джаз – авторская песня – увлечения более образованной части молодежи.
3. жаргон = своеобразный диалект, отличающий носителей определенной субкультуры. Лексический состав жаргона быстро обновляется. Позволяет почувствовать принадлежность к группе, это как своеобразный пароль.
4. Фольклор – комплекс словесных, музыкальных и игровых видов творчества. Словесный вид – предания из истории сообщества, о легендарных деяниях, анекдоты, считалки, дразнилки, страшилки. Муз фольклор – песни, выражающие мировосприятие и отношение к окружающему, пропагандирующий ценности своей группы. Игры – подвижные детские игры, карточные и др. Передаются из поколения в поколения. Изобразительный вид фольклора - граффити – средство утверждения групповой принадлежности, а также возможность выступить против разрешенных социальными нормами надписей.

Классифиация НМО:
1. Группы агрессивной самодеятельности – например, спортивные фанаты – эмоциональная разрядка в процессе боления и послематчевых шествиях. Спортивные мероприятия – лишь повод к совместным действиям.
Экстремистские неонацистские группы. Группы имеют тайную систему посвя-щения, внешнюю атрибутику. (левые – «ремонтники», «люберы», «чистиль-щики» «Законники», «Комиссары», объединяются для борьбы с западной идеологией или неправильными действиями в собственном государстве
2. Группы эпатажной самодеятельности. Панки – одежда, манера поведения, словарный запас, Открыто пропагандируют секс, наркотики, токсические вещества. Мажоры – носят вещи какой-либо западной страны, проповедуется активный, деловой, сильный человек. Рокеры – страсть к мотогонкам. Поперы – причисляют себя к элите общества, подчеркнуто пренебрежительны к окружающим, стремятся к вызывающей респектабельности, активно бойкотируют любую общественную деятельность.
3. Группы культурной самодеятельности.Рокеры (битломаны, ньювейвщики, хардрокеры, металлисты, брейкеры) Хиппи.
4. Группы экономической самодеятельности. Деятельность таких групп напра-лена на создание материальных благ для себя, своей группы или других групп. Группы кооперативно-предпринимательской деятельности.
5. Группы социальной самодеятельности – их деятельность направлена на решение конкретных социальных проблем. Экологисты (защита окружающей среды, восстановление природных ценностей). Экокультурные группы (защита культурной среды). Этнокультурные группы (возрождение культурно-исторического наследия. Могут быть и экстремистски настроенные – «Память»). Группы интернационалистов. Группы взаимной поддержки. Группы «Милосердие» - добровольная помощь людям, в ней нуждающихся.
6. Группы политической самодеятельности. Стремление изменить политическую ситуацию в стране. Движение политического самообразования. Правозащитное движение.
7. Нетрадиционные религиозные группы. Общество всеобщего сознания Кришны. Группы дзен-буддистов, сатанистов.
8. Криминогенные группировки. Кто попадает в такие группы? Члены могут быть типологизированы следующим образом:
1. аутсайдер – человек, попавший в социальный тупик, не нашедший признания в формальной социальной группе, не имеющий возможности для самореализации.
2. маргинал (лат – человек, находящийся на краю) Это личность, оказавшаяся за рамками характерных для этого общества норм и традиций.
3. конформист – человек, легко поддающийся влиянию авторитетов, быстро и без усилий усваивающий групповые ценности и нормы.
4. приспособленец – в отличие от конформиста принимает групповые нормы и ценности лишь внешне, имитируя глубокую привязанность к групповым целям для того, чтобы добиться признания и повышения своего статуса.
5. фанат – человек, увлеченный групповыми целями, преданный ценностям и символам группы, соблюдающий нормы группы и отрицающий все, что идет вразрез с групповыми ценностями.
6. борец – человек, для которого больше значит процесс борьбы за идею, чем сама идея.
7. вождь – человек, видящий свое признание, чтобы руководить людьми и нередко имеющий организаторские способности.
8. попутчик – человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации.
9. имитатор – человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, они составляют для него предмет гордости, при этом он не слишком утруждает себя анализом групповых ценностей.
10. скучающий – человек, мотивом вступления в организацию для него была возможность более содержательно организовывать свой досуги найти среду для общения.