НОД «Где и как живет моя кукла. Тематическое планирование работы в течении дня: "Кораблик" (младшая группа) Рассказ л славиной кровать куклы

Евгения Пасат
Комплексные занятия с детьми средней группы с использованием пальчиковой гимнастики

Занятие №1

Тема :

1. Чтение Потешки «Еду – еду к бабе, к деду» .

2. Экологическая игра «Найди лист такой же, как я покажу» .

3. пальчиковая гимнастика «Ладушки» .

Цель :

1. Учить понимать содержание Потешки, договаривать слова.

2. Учить находить лист по подобию.

Развивающая среда : Дед и баба – персонажи кукольного театра, подарки – платок и поясок, лошадки – каталки, корзинка с листочками разной формы и цвета.

Воспитатель приглашает детей в гости к бабушке и дедушке. «Отвезём им подарки – платок и поясок» , - говорит она и показывает подарки. Приглашает подойти к лошадкам, берёт в руки вожжи. «Но! Поехали!» Цок- цок-цок! Читает потешку :

Еду – еду к бабе к деду

На лошадке в красной шапке,

По ровненькой дороженьке,

На одной ноженьке,

В старом платочке, По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом вдруг… в яму

Дети приезжают в гости к бабе к деду, рассказывают, как они ехали в гости. Потешка повторяется от начала до конца.

Дети преподносят подарки : бабушке – платочек, дедушке – поясок. Дед и баба благодарят малышей, дарят им корзинку с листочками разной формы и цвета, воспитатель показывает листочки по одному детям и просит найти такой же. Дети танцуют с листочками и уезжают на лошадках.

Занятие №2

Тема :

1. Рассматривание картин из серии «Домашние животные» (автор С. Веретенникова) .

2. Экологическая игра «Кого не стало?»

3. Пальчиковая игра «Коза» .

Цель :

1. Учить детей различать взрослых животных и их детёнышей; Упражнять в звукопроизношении громко – тихо, тоненьким голосом.

2. Развивать наблюдательность, внимание, речь.

3. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

Развивающая среда : Картины «Лошадь с жеребёнком» , «Коза с козлятами» , игрушки лошадка, жеребёнок, ослик, козлик.

Воспитатель напоминает детям, что у дедушки с бабушкой живёт курочка, но живут и другие домашние животные. Какие? Дети вспоминают козу, козлят. Воспитатель выставляет картину «Коза с козлятами» , просит показать козу и козлят. Дети играют с пальчиками , изображая козу.

«Ещё у дедушки живёт его помощница» Воспитатель выставляет картину «Лошадь с жеребёнком» , Спрашивает : «Кто на ней изображен? Покажите части тела лошади. Сравните лошадь с жеребёнком» Воспитатель изображает ржание лошади, просит детей повторить его.

«Лошадь отличается от козы : у неё нет рогов, бороды, она крупнее, а хвост длиннее. Лошадь и жеребёнок могут скакать» Воспитатель предлагает детям поскакать по одному.

Воспитатель выставляет игрушки : лошадку, жеребёнка, козлика, ослика. Дети узнают и называют их Повторяется игра «Кого не стало?»

Пить воду ушла лошадка, не стало лошадки.

Щипать травку ушёл ослик. Не стало ослика.

Пошёл гулять жеребёнок. Не стало жеребёнка.

Шёл ослик, не стало ослика.

Таня, позови лошадку! Саша, позови козлика! И т. д.

Занятие №3

Тема :

1. Потешка «Чики – чики – чикалочки» .

2. Математическая игра «Соотношение предметов по цвету» .

3. Пальчиковая игра «Ладушки»

Цель :

1. Познакомить с новой потешкой, вызвать радостное настроение.

2. Обучить детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырёх возможных.

3. Развивать мелкие движения кисти, чувство ритма.

Развивающая среда .

Четырёх цветные столики с грибочками четырёх цветов : красный, синий, жёлтый, зелёный. Игрушечные лошадки (палочки с головой лошадки) .

Воспитатель предлагает малышам поиграть в лошадок, раздоёт игрушечных лошадок. Учит как надо скакать и громко цокает : «Цок – цок – цок!» . Закончив игру, дети садятся на коврик. Воспитатель читает потешку.

Чики – чики – чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке

Щёлкает орешки.

Затем проводится инсценировка Потешки : мальчик скачет на палочке, а девочка сидит в тележке. Воспитатель вставляет в текст их имена. Повторяется 4-5 раз. В заключении воспитатель снова читает потешку, дети подговаривают слова.

Воспитатель предлагает детям посадить грибочки двух цветов из четырёх возможных на полянки. Дети сажают грибочки на полянки соответствующих цветов. Посадив грибочки дети играют в ладушки. Выполняют хлопки в ладоши по словесному указанию воспитателя. (перед собой, над головой, за спиной и т. д.)

Занятие №4

Тема :

1. Игра с ку3клой «Кукла делает зарядку»

2. Лепка «Бусы для куклы»

3. Пальчиковая игра «Ладушки»

Цель :

1. Прививать у малышей положительное отношение к умыванию, физкультуре : ознакомить с последовательностью действий.

2. Формировать у детей интерес к лепке. Учить отрывать куски от большого куска и лепить шарики.

3. развивать мелкую моторику рук.

Развивающая среда : Кукла кроватка, принадлежности для умывания. Пластилин, дощечки, салфетки.

Воспитатель обращается к детям : «Утром встало солнышко, поднялось высоко – высоко. Будит куклу Машу. Кукла встала и начала делать зарядку».

Воспитатель водит куклу, показывая движения, приговаривая :

Выше руки, шире плечи!

Раз, два, три, дыши ровней!

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.

Воспитатель : Что сделала кукла после сна? Что нужно сделать после зарядки?

Воспитатель предлагает помочь кукле убрать постель, умыться. Одеться . Ребёнок приносит кувшинчик с водой, полотенце, мыло, расческу. Дети помогают воспитателю умыть куклу, вытирают полотенцем, расчёсывают. Одевают куклу. Но кукла не может найти бусы. Воспитатель :-«Давайте слепим для куклы бусы»

Воспитатель объясняет последовательность работы : от большого кусочка пластилина отрываются маленькие комочки и круговыми движениями скатываются между ладонями. Затем отдельные бусинки нанизываются на тоненькую проволоку и примеряются кукле.

Занятие №5

1. Чтение рассказа Я. Тайц «Поезд»

2. Рисование «Новогодняя ёлка»

3. Пальчиковая игра «Оладушки» .

Цель :

1. Воспитывать желание слушать, понимать содержание рассказа.

2. Создать у детей радостное настроение, «зажечь» на ветках ёлки огоньки, учить рисовать мазками огоньки, фонарики, используя яркие краски .

3. развивать подвижность пальцев .

Развивающая среда :

Паровоз с вагончиками, мольберт, большой лист бумаги с изображением ёлочки, гуашь разных цветов.

Воспитатель показывает паровоз с вагончиками. Дети рассматривают, показывают, где паровоз, где вагончики, определяют –паровоз – один. Вагончиков много. Воспитатель читает рассказ :

Везде снег. У Маши санки. К Гали санки. У Толи санки. Один папа без санок. Он везёт Галины санки, прицепив к Толиным. Толины к Мишиным. Мишины к Машиным. Получился поезд.

Миша кричит : «Ту-ту!» . Он – машинист

Маша кричит : «Ваши билеты?» Она – кондуктор.

А папа тянет за верёвку и приговаривает : «Чух – чух… чух – чух.» Значит он – паровоз.

Вопросы :

Как звали детей?

Как папа сделал поезд?

Кто машинист?

Кто кондуктор?

Кто паровоз?

На дворе зима, скоро Новый год. Паровоз поехал за ёлкой в лес. Воспитатель показывает большой лист бумаги. На котором нарисована ёлочка. Просит обмакнуть указательный пальчик в любую краску и украсить ёлочку шариками. Бусами. Ёлочка говорит : «спасибо за бусы и за шарики, которые вы мне подарили» .

Дети продолжают играть с пальчиками . Хлопают в ладоши перед собой, над головой, за спиной.

Занятие №6

Тема :

1. Знакомство с помидором и огурцом.

2. Пальчиковая игра с прищепками .

Цель :

1. Учить различать овощи по форме, цвету, вкусу. Развивать сенсорные ощущения детей.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук , формирование пространственно – образного мышления, чувственного восприятия.

Развивающая среда :

Натуральные овощи, кукла бабка, подносы, доска, нож, разноцветные бельевые прищепки, плоскостные ёжики.

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришла бабка. Показывает куклу. Подходит к с ней к каждому ребёнку, здоровается, гладит по головке. Бабка пришла, чтобы показать, какие овощи у неё выросли на грядке. Достаёт из корзины помидоры, даёт их в руки детям. Дети обследуют : помидор круглый, гладкий, красный.

Серёжа, какой помидор? Маша, какой помидор?

Воспитатель собирает все помидоры на поднос. Также обследуются огурец. Далее воспитатель говорит : «сейчас я порежу овощи, и помидор, и огурец можно есть, будем их пробовать».

Воспитатель режет овощи, предлагает взять по кусочку и съесть. Во время еды воспитатель уточняет особенности плодов.

Воспитатель благодарит бабку за то, что она принесла овощи. И заглядывает в корзину, не осталось ли ещё овощей? А в корзине ещё кто – то : пых – пых… Кто же это? Показывает ежат. Предлагает сделать им иголки из прищепок. Любуются симпатичными ежатами.

Занятие №7

Тема :

1. Чтение рассказа Л. Славиной «Таня и братик» .

2. Рисование «Угостим братишку вкусным соком»

3. Пальчиковая игра «Оладушки» .

Цель :

1. Познакомить детей с новым художественным произведением, учить понимать содержание, отвечать на вопросы, воспитывать заботливое отношение друг к другу.

2. Продолжать развивать у детей интерес к работе краской, добиваться своевременного насыщения ворса кисти краской и свободного нанесения равномерного мазка.

3. Развивать подвижность пальцев .

Развивающая среда :

Краска, гуашь, вырезанные из бумаги стаканы для сока. Изображения девочки и мальчика.

Воспитатель читает рассказ «Таня и братик»

Жила – была Таня. У неё был братик, маленький братик. Дала мама деткам кушать, а сама ушла. Таня поела и стала играть, а маленький братик сам кушать не может, стал он плакать. Таня взяла ложку и накормила братика, а потом они вместе начали играть.

Вопросы :

Как звали девочку?

Почему плакал братик?

Что сделала Таня?

Воспитатель обращает внимание детей на вырезанные из бумаги стаканы. Предлагает «налить» в них сок и угостить девочку Таню и её братика. Для изображения сока в стакане дети могут выбрать краску любого цвета. «наполнить» стакан соком тоже можно по – разному : закрасить его полностью, до половины. И т. п.

По окончанию работы, воспитатель побуждает детей к игровым действиям с нарисованным соком. Дети «поят им девочку и мальчика, «изображения крепятся на коврограф» , а воспитатель от их лица благодарит малышей за вкусное угощение и интересуется из каких фруктов сделан сок.

Воспитатель поёт песенку, дети повторяют за ним движения.

Песенка :

Пальчик о пальчик – тук да тук (2 раза)

Хлопай (3 раза) – хлопают в ладоши

Ножками топай – топай (2 раза)

Спрятались (2 раза) – закрыть лицо руками.

Пальчик о пальчик – тук – да тук (2 раза)

Вот как хорошо отдохнули наши пальчики .

Конспект занятия в младшей группе Котовой Т.В. «Я и моя семья»

ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о семье, членах семьи.

Формировать умение слушать рассказ Л.Славиной « Таня и братик», понимать содержание; закрепить умение рисования поролоновыми тампонами, ритмично нанося рисунок; формировать умение правильно держать тампон 3-мя пальцами (как кисточку,карандаш).

Развивать мелкие движения кисти и речевую активность, активизировать в речи детей: фотоальбом, семья, имена родителей, бабушек и дедушек, сестёр.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).

Словарная работа: фотоальбом, семья.

Оборудование: поролоновые тампоны на палочке, круглый лист бумаги- «тарелочки», жёлтая краска, салфетки, фотоальбом в коробочке(посылка).

Мотивация: Появление в группе фотоальбома (сюрпризный момент).

Методика проведения:

Стукв дверь. Дети сидят на стульчиках.

Ребята, пойдёмте посмотрим, кто же это пришёл.

Дети подходят к двери, воспитатель открывает дверь и все видят коробку (посылку).

Ой, это посылка. Что же нам прислали, давайте посмотрим?

Воспитатель достаёт и показывает детям фотоальбом.

Что это? Альбом. А в альбоме что? Фотографии. Это фотоальбом.

Давайте посмотрим Фотографии. А здесь есть и наши дети! Узнали?

Кто на этой фотографии? (Миша) А он здесь не один, а с кем?

Как зовут папу, маму? (и др фото)

У Саши и Миланы большие семьи: мама, папа, сестрёнка, бабушка, дедушка. Все они живут дружно, помогая друг другу.

А я знаю кто отправил нам этот фотоальбом, его сделала девочка Таня. Она сделала его для нас.

Хотите, я расскажу вам про неё.

Чтение рассказа «Таня и братик»:

Жила-была девочка Таня. У неё был маленький братик,маленький мальчик. Дала мама деткам кушать, я сама ушла.Таня поела и стала играть, а маленький братик сам кушатьне может, стал он плакать. Таня взяла ложку и накормилабратика, а потом они вместе начали играть.

Как звали девочку?

Почему плакал братик?

Что сделала Таня?

Какая молодец Таня! А давайте накормим нарисуем для Тани и её братика оладушки.

Садитесь за столы. Перед каждым есть волшебная палочка, круглая бумажная тарелочка и краска.

Какая краска? (жёлтая)

Посмотрите, как надо рисовать(показ на доске): волшебную палочку надо держать тремя пальцами- один сверху, два- снизу(как кисточку или карандаш),обмакнули в краску, приложили- убрали- приложили-убрали.

Только надо, чтобы оладушки с тарелочки не убегали.

Теперь подвиньте к себе тарелочку, возьмите палочку, и начинаем рисовать.

Давайте посмотрим какие у нас оладушки получились (вывешиваем работы на доску) Теперь Таня и братик угостятся нашими оладушками.

А мы давайте встанем и поиграем с вами в игру «Ладушки»(слова сопровождаются показом):

Ладушки-ладушки,

Пекла баба оладушки,

Маслом поливала,

Детишкам давала,

Тиме - две, Сёме - две

Владику - две, Камилле - две

Хороши оладушки у нашей бабушки.

А теперь, давайте возьмём фотоальбом и досмотрим его.

Текущая страница: 6 (всего у книги 10 страниц)

Шрифт:

100% +

Занятие 1. Чтение сказки А. Н. Толстого «Три медведя»

Цель. Познакомить детей со сказкой «Три медведя», приучая их внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения.

Ход занятия

Рассказав сказку, воспитатель предоставляет детям (по желанию) возможность изобразить взрослых медведей и медвежонка, увидевших свои чашки, и вопрошающих (с разной силой голоса): «Кто хлебал из моей чашки?» Если будут желающие и останется время, можно повторить импровизацию.

Занятие 2. Игра «Кто позвал?». Дидактическая игра «Это зима?»

Цель. Учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу (игра «Кто позвал?»). Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснять, что на них изображено.

Ход занятия

«Отгадайте, – начинает занятие педагог, – чьи голоса вы услышите. Раннее утро. Тишина. И вдруг: „Ку-ка-ре-ку!“ (Это проснулся петушок.) „Ко-ко-ко, ко-ко-ко“, – запел кто-то во дворе… „Ква-ква-ква“, – раздалось где-то рядом. „Ку-ку! Ку-ку!“ – послышалось издалека…»

Далее воспитатель предлагает детям довольно сложное задание. Педагог просит кого-нибудь из детей воспроизвести любой из услышанных голосов, а сверстники, сидящие с закрытыми глазами, должны угадать, кто произносит звукоподражание. (Когда дети закрывают глаза, ребенок-водящий прячется за ширму.) Затем водящим становится тот, кто первым узнал голос ребенка. Если голос сверстника никто не узнал, что бывает крайне редко, ребенок водит второй раз.

Воспитатель ставит на мольберт картинку с зимним сюжетом. На своем столе он раскладывает раздаточные сюжетные картинки (средних размеров).

«Весело зимой, интересно! – говорит педагог. – Можно кататься с горки на санках (берет со стола и показывает детям соответствующую картинку). А можно…» Вызывает ребенка, тот берет со стола картинку и продолжает рассказ.

Картинки, которые дети уже рассмотрели, воспитатель ставит рядом с большой картинкой «Зима». В заключение он обобщает ответы детей рассказом о зиме и зимних развлечениях.

Занятие 3. Рассказывание без наглядного сопровождения

Цель. Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает о зайчике (Л. Славина. «Зайчик»): «Жил-был зайчик, захотел он есть, а морковки нигде не найдет. Побежал зайчик к деткам, и они дали ему морковку».

Второй рассказ может быть таким: «Жил-был зайчик. Летом ему хорошо жилось. В лесу летом много еды: травка, ягодки, корешки. Наступила зима. Кругом один снег. Прискакал зайка на огород, где летом морковка, капустка росла. Нет морковки! Нет капустки! Люди их собрали, домой отнесли. Поскакал зайка в детский сад. Увидели его дети, обрадовались, зашумели, загалдели, стали зайчика гладить, жалеть. А Анна Николаевна принесла зайке морковку и яблоко. Сгрыз их зайчишка, повеселел и убежал в лес».

Завершающий рассказ может быть еще подробнее (включать описание зайчика): «Пушистый, беленький, с длинными ушками и розовым носиком» и повествование о том, как он быстро грыз морковку («Хрум-хрум! Хрум-хрум! И нет морковки!»).

Совсем иная может быть и концовка этого рассказа: «Анна Николаевна взяла замерзшего зайку на руки и отнесла в живой уголок. Там он жил до весны, а дети каждый день приходили посмотреть на него и приносили угощение. Весной, когда стало тепло, появилась травка, зайку отпустили в лес. Пусть на свободе живет, длинноухий, и лесным зайцам рассказывает, как зиму провел, как дети его любили».

Если останется время, можно порадовать детей, напомнить им стихотворение Г. Лагздынь «Зайка, зайка, попляши!».


Зайка, зайка, попляши!
Нашу Машу (Сашу, Олю, Таню) посмеши!
Топай, топай лапками,
Серенькими тапками!
Вот так! Вот так!
Пляшет заинька гопак!

Занятие 4. Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактические упражнения на произношение звуков д, дь

Цель. Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова.

Ход занятия

Дети сидят полукругом, в центре которого журнальный (детский) стол.

Воспитатель вносит куклу. «Здесь будет, – педагог обводит рукой поверхность стола, – Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе нравится твоя комната?» (С этими словами к кукле обращаются и дети.) «Нет, – отвечает Катя. – Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет. Кровати нет».

Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: «Что это? Зачем Кате кровать?» Предлагает кукле лечь в кровать. «Ложись. Ляг, Катенька!» – предлагают и дети. (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Катя ложится. Дети поют колыбельную: «Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай» (повторяется дважды). «Пусть поспит, – говорит воспитатель, а мы ей в комнату мебель поставим. Стол поставим. Нужен стол?» «И стулья нужны», – обязательно скажет кто-нибудь из детей. «Зачем стулья?» – интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья.

Затем воспитатель ставит платяной шкаф и буфет. Спрашивает у детей, как называются эти предметы мебели. Педагог объясняет их назначение, ставит в буфет посуду, а в шкаф вешает платья.

После того как комната будет оборудована, воспитатель предлагает разбудить Катю: «У меня есть колокольчики (показывает), с их помощью мы разбудим куклу. Послушайте, как звучит маленький колокольчик: динь-динь-динь. Повторите. (Дети хором и по одному произносят звукосочетание.) А колокольчик побольше звенит так: дон-дон-дон. Как он звенит? А когда звучит большой колокол, у нас его нет, слышится: динь-дон, динь-дон…»

Просыпается Катя. Она радуется новой мебели, спрашивает у малышей про шкаф и буфет. Дети отвечают на ее вопросы. Кукла усваивает новые сведения не сразу. Так, она может перепутать буфет со шкафом, стол со стулом, а малыши должны заметить и исправить ее ошибки.

Завершая занятие, педагог читает русскую народную песенку (в сокращении):


Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную…

Воспитатель просит детей поиграть на трубе (все вместе и 3–4 ребенка индивидуально).

Занятие 5. Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик, огуречик…»

Цель. Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку.

Ход занятия

Воспитатель начинает рассказывать сказку «Три медведя» и просит детей вспомнить, как вели себя медведи, вернувшись домой. Желающим малышам педагог предлагает изобразить медведей и медвежонка, обнаруживших, что кто-то ел из их мисок.

Педагог просит детей вспомнить, как вели себя козлята, догадавшись, что за дверью – волк. Воспитатель исполняет песню волка, а дети-козлятки, выслушав волка, произносят: «Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поешь!»

«Хорошо, что козлятки были не только умными, но и послушными, – говорит воспитатель. – Мама не разрешала козляткам открывать дверь волку, и они не нарушили обещания. А вот огуречик… Огуречик пытался один убежать на другой конец грядки. А там мышка живет. „Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик – там мышка живет, тебе хвостик отгрызет“».

Воспитатель повторяет потешку.

Затем воспитатель предлагает детям поиграть. Он выбирает малышей на роль мышки и огуречика. Педагог читает потешку (ему помогают малыши), а огуречик тихонечко приближается к мышке. Мышка выскакивает из норки, огуречик убегает. Игра повторяется с другими детьми.

Занятие 6. Упражнения на совершенствование звуковой культуры речи

Цель. Упражнять детей в отчетливом произношении звуков т, ть, развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образование слов по аналогии.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям большой и маленький гриб. Просит назвать их. Дети говорят: «Большой гриб и маленький гриб (грибок)». «Это гриб, – подтверждает воспитатель. – А про грибок можно сказать по-другому: „Грибочек“. (Предлагает повторить слово.) Это совок, а рядом… (совочек). Вот платок и… (платочек). Молоток и… (молоточек). Носок и… (носочек)». И так далее.

Воспитатель убирает предметы, оставив только деревянный молоточек, и предлагает послушать, как он стучит. Педагог спрашивает: «Вы слышали, как стучит молоточек? Он стучит так: тук-тук-тук…» По предложению педагога дети имитируют постукивание: кулачком-молоточком стучат по ладошке и говорят: «Тук-тук». Затем воспитатель предлагает постучать молоточком 4–5 детям поочередно.

«Мой молоточек может стучать громко (стучит по столу) и тихо, – продолжает занятие воспитатель, – Помогайте мне стучать громко… и тихонечко (дети в такт с постукиванием произносят: „Тук-тук-тук“). А теперь молоточек будет стучать медленно и быстро.

Сейчас я постучу карандашом по деревянному предмету, и вы услышите другой звук: тюк-тюк-тюк».

Воспитатель стучит по столу и деревянному бочонку, а дети повторяют звукоподражательные слова.

«Теперь, – продолжает педагог, – негромко повторяйте вслед за мной: „Тук-тук-тюк-тюк, тук-тюк, тюк-тук, тюк-тюк-тюк-тук-тук-тук“».

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила: «Мы с Димой постучим в квартиру, в которой вы живете, а вы спросите: „Кто там? Затем откроете дверь (трык-трак) и позволите нам войти“».

– Тук-тук-тук.

– Кто там?

– Это я, Валентина Викторовна. И я, Дима Орлов.

– Трык-трак! Трык-трак! Заходите.

Игра повторяется 3–5 раза (каждый раз в паре с воспитателем играют другие дети).

Занятие 7. Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?»

Цель. Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию.

Ход занятия

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки с изображением взрослого животного и детеныша (можно воспользоваться наглядным пособием «Домашние животные» из серии «Мир в картинках» (М.: Мозаика-Синтез, 2005) или страничкой «Домашние животные» из рабочей тетради «Развитие речи у малышей: Младшая группа» (М.: Мозаика-Синтез, 2006)).

Выяснив у детей, кто нарисован на картинках, педагог интересуется, кому какой детеныш нравится.

Воспитатель уточняет у детей, у кого из животных есть рога (грива, тоненький хвостик с кисточкой на конце, пушистый хвостик, у кого самый длинный хвост). Спрашивает, как жеребенок зовет лошадь, ягненок – овцу, щенок – собаку. Интересуется, у кого пушистая мягкая шерстка, а у кого шерстка гладкая.

Завершая занятие, педагог предлагает детям изобразить котенка (или щенка), который ловит свой собственный хвостик, радуется „мяукает (тявкает).

Занятие 8. Повторение материала

Необходимо повторить то занятие (без изменений или с усложнением), материал которого вызвал затруднения у детей.

Занятие 1. Рассказывание сказки «Теремок». Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду»

Цель. Познакомить детей со сказкой «Теремок» (обраб. М. Булатова) и песенкой-присказкой.

Ход занятия

Воспитатель читает детям песенку «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». Дети знакомы с первой частью песенки, а вторую ее часть слышат впервые.


Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченная,
Песня ладная,
Сказка складная.

Воспитатель рассказывает детям сказку «Теремок», интересуется, понравилась ли она им. Подтверждает: «Сказка складная, сказка славная».

Занятие 2. Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили». Упражнение на звукопроизношение и укрепление артикуляционного аппарата

Цель. Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы; упражнять в отчетливом произнесении звука х (изолированного, в звукоподражательных словах и во фразах).

Ход занятия

«На дворе зима, – начинает рассказывать воспитатель. – На земле, на деревьях, в беседке лежит белый и холодный… (снег, снежок).

Когда выпадает много снега, мы берем лопатки и… (копаем, расчищаем дорожки, делаем горку). Из снега можно лепить. Мы слепили… (снеговика, зайчика, снежки…). Однажды на наш участок прилетели… (птички: снегири, вороны, воробьи). Они хотели есть. Мы вынесли им… (зернышек и крошек). Зернышки и крошки мы высыпали… (в кормушку). Птички начали… (клевать). С тех пор они каждый день прилетают… (к кормушке, к нам, на наш участок…). А мы каждый день выносим им… (корм). Иногда птички благодарят нас за вкусную еду. Они поют… (чив-чив-чив-чивы).

Ой! – говорит воспитатель. – На мою ладонь снежинка села, большая, красивая (воображаемая ситуация). И на ваши ладошки опустились снежинки. Видите их! Давайте сдуем снежинки с ладошек. Дуйте легко, вытянув и округлив губы, дуйте долго, вот так (показывает). Опять снежинки прилетели. Сдуем и их (2–3 повторения). У меня руки замерзли! А у вас? Сейчас я их погрею».

Педагог складывает ладони чашечкой, подносит ко рту и делает выдох: х-х-х. Он предлагает детям тоже погреть руки. Обращает внимание на то, как хорошо это делают Саша и Оля.

«У-у-ух, у-у-ух, – произносит педагог, – так кричит сова Большая голова. Это она из леса прилетела (показывает картинку). Сова прилетела, чтобы научить вас кричать по-совиному. Попробуйте поухать, как совы (хоровой и индивидуальные ответы).

А вот петушок! Ой, к нему лиса крадется. Хочет съесть петушка! («Скорее, скорее улетай, петушок!» – торопят его дети (хоровые и индивидуальные повторения).)

Взлетел петушок на забор. Лисе его не достать. Петушок рад. Кричит лисе: «Ха-ха-ха – не поймала петуха!»

Воспитатель проговаривает чистоговорку, затем произносит ее вместе с детьми (2–3 повторения).

Оставив на мольберте картинки с изображениями совы, петуха и лисы, педагог выясняет у малышей, у кого «шубка из перьев», а у кого меховая: предлагает вспомнить (без опоры на наглядность), кто из животных, как и лиса, ходит в шубе из густого и пушистого меха.

Воспитатель обобщает и уточняет ответы детей.

Занятие 3. Чтение потешки «Наша Маша маленька…», стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»

Цель. Помочь детям понять содержание потешки, обратить внимание на слова аленька, черноброва ; вызвать желание слушать потешку неоднократно; познакомить со стихотворением С. Капутикян; учить договаривать звукоподражательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям куклу в зимнем пальто алого цвета, отделанном мехом. (Можно использовать куклу из картона, которая продается с комплектом одежды из плотной бумаги.)

Дети повторяют (хором и индивидуально) слова шубка аленька, опушка бобровая, подтверждают, что Маша черноброва.

Воспитатель дважды читает потешку. Маша снимает алую шубку (под ней должно быть платье или костюм) и дает ее «поносить» кому-нибудь из девочек. Теперь, повторяя потешку, воспитатель называет имя девочки, у которой «алая шубка». Затем ребенок передает шубку следующей девочке (по своему выбору). Эта игра доставляет малышам радость, усиливает желание слушать потешку многократно.

«Маша не только красивая и нарядная, – продолжает занятие воспитатель, – она еще и очень добрая. Сама села обедать и про любимые игрушки не забыла: и собачку, и киску, и курочку накормила».

Педагог читает стихотворение С. Капутикян «Маша обедает» (пер. с армянского Т. Спендиаровой).

Воспитатель усаживает Машеньку за стол, а вместе с ней животных, перечисленных в стихотворении, и повторяет последние 8 строчек. Дети договаривают выделенные слова:


…Никому отказа нет,
Подан каждому обед".
Собачке – в миске ,
В блюдечке – киске ,
Курочке-несушке -
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке ,
В глубокой, не в мелкой.

Педагог повторяет отрывок и ставит перед каждым персонажем соответствующую посуду

Примечание. Во время обеда следует напомнить детям: «Суп (щи, борщ) у Коли (Маши, Оли, Саши) в тарелке „глубокой, не мелкой“».

Занятие 4. Повторение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает». Дидактическая игра «Чей, чья, чье»

Цель. Вызвать у детей удовольствие от восприятия знакомого произведения и совместного чтения его с педагогом; учить согласовывать слова в предложении.

Ход занятия

Дети садятся за столы. Воспитатель читает им стихотворение С. Капутикян «Маша обедает», предоставляя возможность договаривать звукоподражания и слова. По желанию детей можно прочитать стихотворение еще раз.

Затем педагог предлагает малышам подойти к столу и взять по одной картинке (предметные картинки).

Дети возвращаются за столы. Воспитатель выясняет у ребят, какие предметы нарисованы на картинках. Затем просит малышей закрыть глаза. Они выполняют его просьбу, а воспитатель забирает картинки у 5–6 детей. Педагог предлагает открыть глаза и объяснить, что случилось.

«Это я, – говорит педагог, – хочу проверить, помните ли вы предметы, изображенные на картинках. Чье ведерко? (Показывает картинку, добиваясь ответа: „Ведерко мое“.) Чья лодочка? Чей вертолет?..»

Воспитатель предлагает детям поменяться картинками. Малыши закрывают глаза, и игра повторяется.

Занятие 5. Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок». Дидактическое упражнение «Что я сделала?»

Цель. Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему. Учить правильно называть действия, противоположные по значению.

Предварительная работа. Воспитатель помещает в книжный уголок иллюстрированные издания сказки «Теремок» (рисунки Е. Чарушина, А. Елисеева, Е. Рачева, И. Кузнецова). Просит детей в течение дня, не отнимая книги друг у друга, внимательно рассмотреть рисунки; показать рисунок, который особенно понравился.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей за столы, сдвинутые в ряд.

Педагог показывает и рассказывает, кому из детей какой рисунок понравился (4–5 примеров), хвалит малышей за наблюдательность, за желание внимательно рассматривать книжки; ярко и эмоционально рассказывает о двух рисунках, которые нравятся ему лично.

Педагог убирает книги, кроме одной. «Смотрите внимательно, – говорит он детям, – что я сейчас сделаю. Я книгу… (открыла). А сейчас… (закрыла). Баночку (по ходу называния демонстрирует соответствующие предметы)… (закрыла, открыла). Пальчики… (сжала, разжала; на каждой руке и на двух сразу). На стул села и… (встала). Платок… (надела, сняла). Шапочку… (надела, сняла). Варежку… (надела, сняла). Руки… (подняла, опустила). Платок… (подняла, опустила). Флажок… (подняла, опустила)». И так далее.

Занятие 6. Инсценирование сказки «Теремок»

Цель. Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театрализованной игре).

Ход занятия

Используя любой наглядный материал (настольный, кукольный, пальчиковый театр и т. п.), воспитатель разыгрывает сказку «Теремок».

Педагог дает детям возможность высказать свои впечатления об увиденном, а затем предоставляет в их самостоятельное распоряжение кукол и реквизит (не позволяя уносить предметы) и предлагает поиграть в сказку. При необходимости воспитатель помогает малышам (подсказывает текст, что-то советует и т. д.).

Примечание. В последующие дни в моменты самостоятельной деятельности детей педагог раскладывает знакомый набор игрушек в поле зрения малышей и помогает им разыгрывать сказку.

Занятие 7. Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд»

Цель. Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения.

Ход занятия

Воспитатель читает детям рассказ Я. Тайца (можно изменить имена детей и использовать имена воспитанников группы): «Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.

Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины – к Мишиным, Мишины – к Машиным. Получился поезд.

Миша кричит:

Он машинист.

Маша кричит:

– Ваши билеты!

Она кондуктор.

А папа тянет за веревочку и приговаривает:

– Чух-чух… Чух-чух…

Значит, он – паровоз.

Еще раз рассказать вам про поезд из санок?» – спрашивает воспитатель.

Рассказывая, педагог называет имена других воспитанников группы.

Воспитатель повторяет рассказ еще раз, а дети договаривают выделенные слова.

Занятие 8. Рассматривание сюжетной картины

Для рассматривания воспитатель предлагает детям уже знакомые картины (см. занятия 6 (октябрь), 7 (ноябрь), 7 (декабрь)).

Цель. Проанализировать: пытаются ли дети передавать содержание картины или в основном перечисляют предметы, действия; возросло ли число инициативных высказываний детей, стали ли они разнообразнее.

Март – апрель – май

В эти месяцы целесообразно предложить детям новые игры, ориентируясь на программные произведения художественной литературы. Например, можно вместе с детьми прочитать закличку «Солнышко-ведрышко», радуясь, если повезет, его появлению. Или поиграть в подвижные игры, используя тексты песенок и стихотворений, например, молдавской песенки «Ты, собачка, не лай…» (пер. И. Токмаковой):


Ты, собачка, не лай,
Наших уток не пугай!
Утки наши белые,
Без того не смелые.

Дети, изображающие уток, робко приближаются к водящему – собачке. Она лает, утки крякают и уходят, потом вновь приближаются к собачке.

Можно предложить малышам игру с использованием стихотворения А. Введенского «Мышка»:


Мышка вылезла из норки,
Мышка очень хочет есть.
Нет ли где засохшей корки,
Может, в кухне корка есть?
А на кухне возле шкапа
Видит мышка – чья-то лапа.

Лапа пестрая,
Когти острые.
Эй, мышка, не зевай:
Поскорее убегай!

Выбираются дети на роли котики и мышки. Малыши образуют круг, в центре которого находится мышка, кошка – за кругом. Кошка вбегает в круг, а мышка выбегает из круга. Кошка за ней, но дети не пускают кошку, не позволяют ей поймать мышку. Затем кошка и мышка выбирают других исполнителей.

Отрывок «Спи, младенец…» из произведения М. Лермонтова «Казачья колыбельная» педагогам следует читать, укладывая детей на дневной сон, а родителям – перед ночным сном.

«Сельскую песню » А. Плещеева целесообразнее читать на прогулке в апреле-мае, насыпая корм в кормушку.

Потешку «Бежала лесочком лиса с кузовочком…» также можно включить в игру.

Воспитатель читает стихотворение. Ребенок, изображающий лисичку, бежит и попадает в круг, образованный детьми. Разворачивается диалог между лисой, воспитателем и детьми:


Бежала лесочком
Лиса с кузовочком.
– А что в кузовочке?
– Лесные грибочки,
Грибочки-груздочки
Для сына, для дочки.

– Коль в кузовочке не петушок, не курочка, беги, лиса, к своим лисятам – сыну и дочке, – говорит воспитатель.

– Беги, беги! – разрешают дети и разрывают круг.

Затем лису с кузовочком изображает другой ребенок. Тот факт, что ребенку-лисе надевают рюкзачок, доставляет малышу огромную радость. А если удастся добыть настоящий кузовок, радость будет еще больше.

Татьяна Ююкина
Чтение рассказа Л. Славиной «Шарик». Самоанализ по развитию речи.

Тема : Чтение рассказа Л . Славиной «Шарик » .

Цель : Познакомить детей с новым рассказом , помочь запомнить рассказ ; воспитывать доброе отношение ко всему живому.

Развивающая среда : Игрушка - собака

Ребята послушайте кто это лает (собачка, её зовут Шарик . Она пришла к малышам в гости. Собачка умеет лаять, а что

она умеет еще делать (бегать, прыгать) . «Ребята, ну-ка покажите, как она лает» , «Гав-гав» . А как же она бегает, кто мне покажет.

Ребята давайте сядем на стульчики, и я прочитаю вам рассказ

«Шарик » .

Жил был мальчик Петя. Была у него собачка Шарик . Один

раз позвал Петя Шарика : «Шарик , Шарик иди сюда , я тебе

мяса принес». А Шарика нет , стал Петя его искать. Нет нигде

Шарика , и в саду нет, и в комнате нет. А Шарик спрятался под

кровать и никто его там не видел.

Вопросы.

1. Как звали мальчика? (Петя)

2. Как звали собачку? (Шарик )

3. Как Петя звал Шарика ? (Шарик , Шарик )

4. Где он искал собачку? (в саду и в комнате)

5. Куда спрятался Шарик ? (под кровать)

А сидит наш Шарик (на столе) . Опрос детей индивидуально. А теперь он хочет с вами попрощаться, давайте скажем до свидания.

Самоанализ по развитию речи .

I младшая группа «СОЛНЫШКО» .

Воспитатель : Ююкина Татьяна Александровна.

Тема : Чтение рассказа Л . Славиной «Шарик » .

Задача :

Р - Познакомить детей с новым рассказом , помочь

запомнить рассказ .

О - Обогащение словаря

В - Воспитывать доброе отношение ко всему живому. При планирования занятия были учтены индивидуальные психологические особенности детей. С детьми была проведена предварительная работа - рассматривание домашних животных .

Занятие соответствовало интересу, темпераменту, уровню развития и возрасту детей , согласно программе «Детство» .

Структура, время, место, форма организации занятия были рациональны. В ходе занятия были использованы наглядные, словесные методы. За счет наглядного материала, игровой мотивации правильно

поставленных и заданных вопросов, была обеспечена работоспособность, заинтересованность детей в течение всего занятия. Материал доступен детям. В ответах детей имеются рассуждения . За счет всего перечисленного удалось реализовать поставленные задачи.

Конспект
Комплексного занятия (Познавательное и худ-эст развитие)
На тему «Я и моя семья» для детей 1 младшей группы

ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о семье, членах семьи.

Формировать умение слушать рассказ Л.Славиной « Таня и братик», понимать содержание; закрепить умение рисования поролоновыми тампонами, ритмично нанося рисунок; формировать умение правильно держать тампон 3-мя пальцами (как кисточку,карандаш).

Развивать мелкие движения кисти и речевую активность, активизировать в речи детей: фотоальбом, семья, имена родителей, бабушек и дедушек, сестёр.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).

Словарная работа : фотоальбом, семья.

Методическое обеспечение :

Дидактические средства : поролоновые тампоны на палочке, круглый лист бумаги- «тарелочки», жёлтая краска, салфетки, фотоальбом в коробочке(посылка).

Мотивация : Появление в группе фотоальбома (сюрпризный момент).

Методика проведения :

Звонок в дверь. Дети сидят на стульчиках.

Ребята, пойдёмте посмотрим, кто же это пришёл.

Дети подходят к двери, воспитатель открывает дверь и все видят коробку (посылку).

Ой, это посылка. Что же нам прислали, давайте посмотрим?

Воспитатель достаёт и показывает детям фотоальбом.

Что это? Альбом. А в альбоме что? Фотографии. Это фотоальбом.

Давайте посмотрим Фотографии. А здесь есть и наши дети! Узнали?

Кто на этой фотографии? (Тимофей) А он здесь не один, а с кем?

Как зовут папу, маму? (и др фото)

У Камиллы и Семёна большие семьи: мама, папа, сестрёнка, бабушка, дедушка. Все они живут дружно, помогая друг другу.

А я знаю кто отправил нам этот фотоальбом, его сделала девочка Таня. Она сделала его для нас.

Хотите, я расскажу вам про неё.

Чтение рассказа «Таня и братик»:

Жила была девочка Таня . У неё был маленький братик , маленький мальчик . Дала мама деткам кушать , я сама ушла . Таня поела и стала играть , а маленький братик сам кушать не может , стал он плакать . Таня взяла ложку и накормила братика , а потом они вместе начали играть .

Как звали девочку?

Почему плакал братик?

Что сделала Таня?

Какая молодец Таня! А давайте накормим нарисуем для Тани и её братика оладушки.

Садитесь за столы. Перед каждым есть волшебная палочка, круглая бумажная тарелочка и краска.

Какая краска? (жёлтая)

Посмотрите, как надо рисовать(показ на доске): волшебную палочку надо держать тремя пальцами- один сверху, два- снизу(как кисточку или карандаш),обмакнули в краску, приложили- убрали- приложили-убрали.

Только надо, чтобы оладушки с тарелочки не убегали.

Теперь подвиньте к себе тарелочку, возьмите палочку, и начинаем рисовать.

Давайте посмотрим какие у нас оладушки получились (вывешиваем работы на доску) Теперь Таня и братик угостятся нашими оладушками.

А мы давайте встанем и поиграем с вами в игру «Ладушки»(слова сопровождаются показом):

Ладушки ладушки ,

Пекла баба оладушки ,

Маслом поливала ,

Детишкам давала ,

Тиме две , Сёме две

Владику две , Камилле две

Хороши оладушки у нашей бабушки .

А теперь, давайте возьмём фотоальбом и досмотрим его.

Название: Конспект занятия в 1 младшей группе «Я и моя семья»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, Познавательное развитие, 1 младшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Д/с №31»
Месторасположение: Иркутская область г. Усолье-Сибирское Карла-Либкнехта 63