"в мире стекла". Конспект занятия «история создания стекла

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ СОШ № 842, город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Свойства стекла» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Этот конспект познавательного направления, знакомящий детей со свойствами стекла.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»

Образовательная область: Познавательное развитие
Цель:
Знакомство детей со свойствами стекла.
Задачи
Образовательные:
Учить выявлять свойства стекла, обратить внимание детей на то, что все свойства учитываются при изготовлении вещей из этого материала.
Поддерживать интерес детей к рассказыванию по предметам, не глядя на них, находить существенные признаки.
Формировать способы словообразования прилагательных.
Развивающие:
Развивать внимание, восприятие, память, наблюдательность, способность анализировать, связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушать товарища.
Воспитывать бережное обращение с предметами, сделанными из стекла.
Словарная работа: Прозрачное, светлое, цветное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, бьется, хрупкое, свойство.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми предметов, сделанных из различных материалов, составление описательных рассказов.
Методы и приемы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, поисково-исследовательская деятельность.
Материалы и оборудование:
Изделия из стекла: тонкие и ребристые стаканы, розетки, вазочки, бутылочки, салатницы, разнообразные флаконы, пробирки, очки, линзы, цветные лампочки, баночки, часы и т.д.
Мяч

Организационный момент

В группу заходит грустный Карлсон (взрослый), здоровается с детьми.
Карлсон рассказывает детям историю о том, как Малыш подарил ему большую банку с малиновым вареньем. Он довольный и радостный летел к себе домой на крышу, но засмотрелся на пролетающую мимо птичку. Банка выскользнула у него из рук и, упав на дорогу, разбилась. Все варенье растеклось. Он очень опечален, ведь это его любимое лакомство. Карлсон говорит, что во всем виновата стеклянная банка. Почему она разбилась? Спрашивает у детей, что же такое стекло? Каковы его свойства?
Воспитатель предлагает детям помочь Карлсону разобраться в свойствах стекла и приглашает всех в лабораторию.

Поисково-исследовательская деятельность

На столе стоят изделия из стекла (тонкие и ребристые стаканы, розетки, вазочки, бутылочки, салатницы, разнообразные флаконы, пробирки, очки, линзы, цветные лампочки, баночки). Воспитатель обращает внимание детей на эти предметы, просит назвать их. Отмечает, что вещи похожи друг на друга, так как все они родственники.
Воспитатель: Очень много предметов делают из стекла. Интересно почему? Давайте займемся определением свойств стекла.
Воспитатель предлагает Карлсону опустить шарик в стакан. Спрашивает у детей, что в стакане. Интересуется, как они догадались о том, что в стакане цветной шарик. Выслушивает ответы детей.
Дети делают вывод о том, что стекло прозрачное.
Воспитатель: Где используется это свойство стекла – его прозрачность?
Дети: Окна в зданиях, очки, линзы, телескоп, микроскоп, аквариум, стекла в машинах, часах и т.д.
Воспитатель: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное. Назовите изделия из цветного стекла и определите их цвет.
Дети: Синяя лампочка, коричневый пузырек, зеленая бутылочка, голубая ваза, черные солнцезащитные очки, разноцветная стеклянная фигурка и т.д.
Воспитатель интересуется, зачем делают цветные стеклянные изделия.
Дети: Предметы из цветного стекла красивые, красочные. Их используют для украшения помещений. Для защиты глаз (солнцезащитные очки). Темные пузырьки делают для увеличения срока годности лекарств.
Затем дети по предложению воспитателя берут стеклянные изделия в руки, определяют каково стекло на ощупь (гладкое, с бугорками, ребристое, скользкое, холодное и тд.). Вычленяют еще одно свойство: есть изделия из тонкого стекла, есть – из толстого.
Воспитатель: Практически в любую стеклянную посуду можно налить жидкость.
Карлсон наливает в стакан воду. Дети делают вывод о том, что стекло водонепроницаемо.
Воспитатель спрашивает детей, где используется это свойство.
Дети: При изготовлении стеклянной посуды, в аквариумах.
Воспитатель: Есть у стекла и еще одно свойство: если до него дотронуться металлической палочкой, оно издает мелодичный звук. Послушайте (демонстрация).
Воспитатель: Что случиться, если уронить стеклянную вещь?
Дети: Оно разобьется.
Воспитатель помогает детям сделать вывод о том, что стекло хрупкое. Просит рассказать Карлсону о правилах обращения со стеклянными предметами.
Воспитатель вместе с детьми обобщает результаты наблюдений, еще раз называя свойства стекла.

Игра «Какой предмет?»

Воспитатель говорит Карлсону, что предметы делают не только из стекла, но и из других материалов. Предлагает поиграть в игру «Какой предмет?»
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребенку и называет какой-либо предмет и материал, из которого он сделан, ребенок, возвращая мяч, называет какой предмет.
Пузырек из стекла – стеклянный
Ложка из металла – металлическая
Ложка из дерева – деревянная
Ваза из глины – глиняная
Ваза из стекла – стеклянная
Машинка из пластмассы – пластмассовая
Мяч из резины – резиновый
Кораблик из бумаги – бумажный
Линза из стекла – стеклянная
Поднос из металла – металлический

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме "Это удивительное стекло". Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной к школе группы.

Познакомить с историей возникновения стекла, процессом его производства и свойствами;

Расширять словарный запас. Развивать логическое мышление, внимание, воображение;

Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности;

Упражнять в количественном счете, ориентировке в пространстве;

Закреплять навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

Формировать уважительное отношение к людям труда.

Материал и оборудование: корона Феи стекла, теклянная трубочка, глиняный горшочек, песок, зола, сода, краски, палочка для размешивания, емкости с мыльным раствором, трубочки для коктейля, предметы из стекла, корзинка.

Ход НОД

Воспитатель. Ребята мы сегодня с вами отправимся в гости к одной фее, а какой вы должны догадаться отгадав загадку.

Я и толстое, и тонкое.

Я и хрупкое, и звонкое.
И полезное, и нужное,
“Правда, не всегда послушное.
Могу в посуду превратиться,
Но легко могу разбиться.
(Стекло)

Верно. Мы отправимся в гости к Фее стекла.
Раз, два, три, четыре, пять,
Глаза закрываются.
Раз, два, три, четыре, пять,
Дети удивляются.
(Воспитатель надевает корону Феи стекла)

Разрешите представиться, я Фея стекла. А это моя волшебная стеклянная палочка (показывает). Она поможет вам заглянуть в удивительный мир стекла.

Вы знаете, как люди научились делать стекло? (Ответы детей) Люди «открыли» стекло много тысяч лет назад. Легенда гласит, что было это так. Купеческий караван двигался по песчаной пустыне вдоль берега моря.

Решили купцы остановиться на ночлег и развели костёр из сухих веток, сложив очаг из кусков извести прямо на песке. А утром случилось чудо. Под слоем золы они обнаружили прозрачную стекловидную массу. Со временем люди заметили, что при нагревании эта масса становится тягучей как мёд, а её капли, застывая, превращаются в шарики, похожие на бусины.

Благодаря наблюдательности купцов мастера вскоре научились варить стекло. В глиняный горшок они насыпали песок, золу, соду и варили эту смесь на огне, пока не получалось мягкое, блестящее, горячее тесто. Пока стеклянная масса не остыла, стекловары разрезали её сгибали и скручивали. Позже они научились изготавливать из стекла и полые изделия самых разнообразных форм.

Мастер брал длинную трубку, подцеплял её концом немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь. Пока горячий пузырь не остыл, его надо было срезать с трубки. Таким способом мастера-стеклодувы делали вазы и бокалы, бутылки и колбы.

Повторите, как называли мастера, умеющего выдувать из горячего стекла различные сосуды. (Стеклодув) Попробуйте и вы превратиться в стеклодувов. Пройдите к столам, надуйте мыльные пузыри. Делайте это осторожно, представьте, что вы работаете с раскалённым стеклом.

Дети подходят к столу, на котором стоят ёмкости с мыльным раствором и лежат трубочки для коктейля, выдувают мыльные пузыри.
Воспитатель.(фея стекла) У вас получились замечательные пузыри! Жаль, что они не так долговечны, как изделия стеклодувов. За ваше старание небольшой сюрприз. Посмотрите на экран. (На экране демонстрируется слайд «Первый фрагмент мозаики»)

Это фрагмент мозаики, сделанной из кусочков цветного стекла. Красиво? Чтобы увидеть всю мозаику, надо постараться выполнить мои задания. Скажите в нашей группе есть изделия из стекла? Назовите мне пожалуйста предметы из стекла, которые находятся в нашей группе. (Дети называют стеклянные предметы) Но здесь есть и другие предметы из стекла, которые от вас спрятались. Я помогу вам их найти. Слушайте внимательно, в каком направлении нужно двигаться.

Воспитатель задаёт направление движения (направо, налево, прямо, кругом, вперёд) и называет количество шагов. Дети двигаются в заданном направлении, находят спрятанные предметы (вазу, статуэтку, банку, стакан, флакон для духов) и складывают в корзинку. Вы молодцы справились с заданием. А теперь садитесь на стулья и посмотрите сколько предметов вы нашли (расставить предметы на столе). Скажите из чего сделаны эти предметы? (из стекла) Значит, они какие? (стеклянные)

Ребята назовите каждый предмет и материал, из которого он сделан.
Дети. Ваза из стекла - стеклянная ваза. Стакан из стекла - стеклянный стакан. Флакон из стекла - стеклянный флакон. Банка из стекла - стеклянная банка. Статуэтка из стекла - стеклянная статуэтка.

Фея. Сколько стеклянных предметов вы нашли? Какой предмет крайний справа от вас? крайний слева? Какой находится между вазой и стаканом? (Ответы детей)
Продолжите мой рассказ. Первой в ряду стоит стеклянная статуэтка. Второй в ряду...

Дети выполняют задание.
Фея. Молодцы! Вы правильно ответили на вопросы, и наша мозаика продолжает складываться. (На экране демонстрируется слайд «Второй фрагмент мозаики») Как вы думаете, какая картинка сложена из мозаики? (Предположения детей) Проверим ваши предположения позже. А пока давайте узнаем как делают стекло сейчас?

На экране демонстрируется презентация «Процесс изготовления стекла».
Фея. Вы видите фотографию Чагодощенского стекольного завода. Здесь изготавливают стеклянные бутылки. Как вы думаете, что это за сооружение? (Предположения детей) Это стекловаренная печь. Кто запомнил, из чего стекловары варили песок в старину? (Ответы детей) Почему стеклянная масса такая яркая? (Предположения детей. Правильно. Она раскалённая. Стеклянную массу выливают из печи на специальный конвейер. Она двигается по нему, как по дорожке.

Горячие стеклянные капли выливаются в формы для бутылок. Почему стекло красное, а готовые бутылки нет? (Предположения детей) Правильно. Бутылки остывают и продолжают свой путь по конвейеру.

После остывания бутылки упаковываются в ящики специальным устройством. Куда отправятся готовые изделия? (Предположения детей) С помощью погрузчика контейнеры с бутылками загружают в машины и увозят на заводы и фабрики, где в них разливают различные жидкости.

Процессом варки стекла и изготовления бутылок руководят люди разных профессий. Они управляют различными машинами-автоматами, проверяют качество готовых изделий. Но всех их можно назвать одним словом - стеклоделы. Как вы думаете, легко ли быть стеклоделом? (Предположения детей)

Труд стеклоделов тяжёлый и ответственный. Поэтому к ним, как и к людям других профессий, нужно относиться с уважением.
А теперь давайте превратимся в стеклоделов и разомнёмся.
Проводится разминка.
Дети выполняют движения по показу воспитателя.

Мы, ребята-стеклоделы,
Принимаемся за дело!
(Маршируют на месте, засучивают оукава)
Массу в печи помещаем,
(Приседают и встают)

Очень сильно нагреваем.
(Приседают и встают)
Долго мы стекло варили
И за качеством следили.
(Выполняют круговые движения руками)

Нами сварено стекло.
Светлым быть оно должно.
(Разводят руки в стороны).
Стеклодувы - мастера,
Формы выдувать пора!
(Выполняют короткий вдох и длинный выдох)

Брака мы не допускаем,
Все бутылки проверяем.
(Подносят ко лбу правую ладонь, смотрят вправо-влево)
Всё в порядке, ставим пять!
(Показывают кулаки с поднятыми вверх большими пальцами)

Можно смело отдыхать!
(Растирают ладони)

Фея. Какими же свойствами обладает стекло? Я приложу стеклянный предмет к вашим рукам, к щекам. Что вы чувствуете? (Стекло холодное) Верно. Посмотрите на картинки. На какой картинке нарисован предмет, символизирующий это свойство стекла? (На картинке с изображением снежинки) Посмотрите в окно. Что вы видите? (Ответы детей) Какой вывод можно сделать? Оконное стекло какое? (Прозрачное) На какой картинке нарисован предмет, символизирующий это свойство стекла? (Аквариум с рыбками)

Погладьте стеклянную банку. Она гладкая или шероховатая? (Гладкая) Значит, что ещё можно сказать о стекле? (Стекло гладкое) Найдите подходящую картинку. (Гладкая поверхность воды в озере) Как вы думаете, можно ли согнуть стекло? (Нет. Стекло твёрдое) Какая картинка подходит к этому свойству? (Та, на которой нарисован камень) Я наливаю воду в стакан. Вода вытекает из стакана? Стакан пропускает воду?

Такое свойство стекла называется словом «водонепроницаемое». Что нарисовано на картинке, символизирующей это свойство стекла? (Сосуд с водой) Если случайно уронить стеклянные предметы на пол, что сними случится? (они могут разбиться). Правильно стекло хрупкое.

Найдите подходящую картинку. (Осколки стекла) Какое свойство стекла вы считаете опасным? Почему?
Дети. Хрупкость. Осколками разбитого стекла можно пораниться. Поэтому со стеклянными предметами надо обращаться осторожно.
Фея. Вы показали свою сообразительность. Посмотрите на экран. Мозаика продолжает складываться. (На экране демонстрируется слайд «Третий фрагмент мозаики»)

Скоро вы узнаете, что на ней изображено. Стекло обладает ещё одним замечательным свойством. Вы, наверное, замечали, как продавцы в магазине, где продают посуду, постукивают по бокалам и вазам карандашом. Для чего они это делают? (Предположения детей) Так продавцы в магазине проверяют качество товара.

Давайте попробуем постучать по стеклу. (Постукивает по стеклянным предметам «волшебной палочкой») Стекло умеет петь. Одинаковые ли звуки издают эти предметы? Почему? (Предположения детей) Правильно, стеклянные изделия издают разные по высоте звуки. Звук, который мы слышим при ударе палочкой по стеклу, зависит не только от величины изделия и толщины стекла, но и от его качества. Треснутое стекло не будет издавать чистый и звонкий звук. А сейчас певучее стекло поможет вам немного размяться.

Проводится разминка.
Фея. Каждое движение выполняйте столько раз, сколько звуков вы услышите. (Здесь и далее ударяет по стеклу волшебной палочкой) Хлопните в ладоши. (4 раза) Присядьте. (5 раз) Подпрыгните. (3 раза)
А теперь садитесь на места. Сейчас вы увидите, какие удивительные по красоте предметы люди научились делать из стекла, и расскажите о них.

На экране демонстрируется презентация «Удивительное стекло». Дети составляют небольшие рассказы о предметах, изображённых на слайдах. Завершает презентацию слайд «Мозаика».
Фея. Вы выполнили все мои задания. Какая же мозаичная картинка сложилась из цветных стёклышек? (Это бабочка) Вы мне очень понравились, и я хочу оставить для вас небольшой сюрприз. Закройте глаза. Вам пора возвращаться.

Раз, два, три, четыре, пять,
Глаза закрываются.
Раз, два, три, четыре, пять,
Дети возвращаются.
(Воспитатель снимает корону)

Воспитатель. Вот вы и вернулись. Скажите, где вы побывали. Вам понравилось в гостях у Феи стекла? А что вы нового узнали? Кто из вас хотел бы стать стеклоделом? (Ответы детей) Те, кто считает, что на занятии было очень интересно, что он узнал много нового, украсьте, пожалуйста, эту вазу (указывает) красным кружком. А кто думает, что не узнал ничего интересного или мало что запомнил украсьте вазу синим кружком.

Дети выполняют задание.
Воспитатель. Посмотрите, какая красивая ваза у нас получилась.
А это что за коробка? Кто вам её подарил? (Этот сюрприз нам оставила Фея стекла) Давайте посмотрим, что в коробке.
Дети открывают коробку, находят в ней калейдоскопы и наборы для пускания мыльных пузырей.

Воспитатель. Можете поиграть. Смотрите в калейдоскоп, и вы увидите удивительную стеклянную мозаику. А мыльные пузыри помогут вам ещё раз почувствовать себя стеклодувами.

Рыжкова Елена Борисовна, старший воспитатель. МБДОУ - детский сад № 3 "Солнышко", г. Андреаполь

Чтобы скачать материал или !

Занятие с элементами ТРИЗ-технологии по ознакомлению с окружающим миром
«Знакомство со свойствами стекла»

Старшая группа

Программные задачи:

Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи; помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т.д.); развивать память, воображение, мышление, речь.

Материал: предметы из стекла, покрывало, фишки, схема-задание.

Ход задания:

Воспитатель. Ребята, а вы любите играть? Давайте с вами поиграем. Хотите? Встаньте полукругом.

Здравствуй небо (руки вверх),

Здравствуй Земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки вперёд),

Один, два, три, четыре, пять/загибают пальцы

Вместе мы в кругу опять (Берутся за руки),

Будем дружно мы играть

В путешествие мы хотим опять (идут по кругу).

Воспитатель. У меня для вас есть сюрприз, нас пригласили в стеклянную страну и прислали письмо. Это письмо необычное, его прислала сама Королева Стеклянной Страны, но чтобы добраться до стеклянной страны надо сначала выполнить задания, которые помогут нам там побывать.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам Королева Стеклянной Страны.

Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для этого, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание:

Назвать вежливые слова.

Воспитатель . Дети вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны?

Ну, тогда давайте выполним задание Королевы.

Дети называют вежливые слова, за каждое слово получают по фишке.

Воспитатель . Вы столько много назвали вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам попасть в её страну. (Воспитатель подходит к столу на котором лежат предметы из стекла накрытые салфеткой.) Давайте скажем «Раз, два, три!», и откроем салфетку (дети говорят вместе с воспитателем).

Воспитатель убирает салфетку и дети видят различные предметы из стекла: тонкие и гранёные стаканы вазы бутылки салатницы, различные флаконы и т. д. Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать. Обращает внимание на то, что вещи похожи друг на друга, так как все они - родственники.

Воспитатель . Очень много изделий делают из стекла. Интересно, почему? Давайте узнаем свойства стекла. (Опускает в стакан цветную фишку.) Дети, что в стакане? А как вы узнали что в стакане цветная фишка? Да, стекло прозрачное. Запомните это слово. Теперь подойдите к столу и проверьте прозрачность стекла (дети опускают в стакан цветные фишки, смотрят друг на друга через стакан).

Почему мы видим, что лежит в стакане? (Потому что стекло прозрачное.)

Воспитатель . Ребята, что делают из стекла, где ещё используют это свойство? (Стёкла в машинах, аквариумах и т. д. За правильные ответы дети получают фишки.)

Воспитатель . А какое ещё бывает стекло по цвету? Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе и определите цвет (зелёный стакан, синий графин и т. д.).

Физкультминутка.

Отражение в стекле

Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движенья -

Раз, два, три-

И снова повтори!

Воспитатель . Ребята, давайте определим какое стекло на ощупь, что вы ощущаете? (Ответы детей: гладкое, холодное, скользкое и т. д.)

Воспитатель помогает выявить ещё одно свойство: посмотрите на стакан а теперь на графин, чем они отличаются? Какие они по толщине? (Есть изделия из тонкого стекла, а есть из очень толстого.)

Воспитатель . Что произойдёт, если я уроню стеклянное изделие?

Дети . Оно разобьётся. Значит, стекло хрупкое.

Воспитатель . Будем проводить опыт?

Дети. Нет.

Воспитатель . Конечно нет, будет очень обидно и жалко если разобьются красивые стеклянные изделия. Ребята у вас дома разбивалось что-нибудь стеклянное?

Дети . Ответы.

Воспитатель . Как же надо обращаться со стеклянными изделиями?

Дети . Изделия из стекла нельзя бросать, в стеклянное окно нельзя бросать камень, мяч.

Воспитатель . Как надо собирать разбитое стекло?

Дети . Веником на совок смести, в перчатках собирать.

Воспитатель . Правильно ребята со стеклянными изделиями нужно обращаться очень осторожно.

Воспитатель. Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду. (Воспитатель предлагает налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Значит стекло - водонепроницаемо, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду.

Воспитатель. А если карандашом ударить по стеклянной посуде, что вы услышите? Правильно мелодичный звук. Так же можно прикоснуться одним стаканом к другому, (дети повторяют опыт).

Воспитатель. А если вы дотронетесь до стекла, что почувствуете? Какое стекло на ощупь?

Дети . Оно холодное и гладкое.

Воспитатель . Да, ребята, сейчас стекло холодное, но если мы нальем горячий чай, то стеклянный стакан станет тоже горячим, значит, стекло хорошо пропускает тепло.

Воспитатель . Давайте назовём все свойства стекла:

Стекло прозрачное;

Стекло окрашивается (цветное);

Стекло хрупкое;

Стекло не пропускает воду, водонепроницаемое;

Стекло мелодичное;

Стекло холодное, но пропускает тепло;

Стекло гладкое.

Воспитатель. Правильно, ребята, вы молодцы и хорошо запомнили свойства стекла. Зная свойства стекла можно загадать загадку.

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь - разобьюсь.

Дети . Стекло.

  1. Стеклянный домик на окне.

С прозрачною водой

С песком и камушком на дне

И с рыбкой золотой. (Аквариум.)

2 . Вот стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк

Днём он спит а вечером проснётся

Ярким пламенем зажжётся. (Лампочка.)

3 . Бабушка Варвара

Всюду их искала

Не залезла чуть в трубу

А они нашлись на лбу. (Очки.)

4 . Вот стеклянный карандаш-

Он в беде помощник наш.

Определит без докторов

Кто заболел, а кто здоров. (Градусник.)

5. У золушки с ножки

Свалились случайно

Была не простой она

А хрустальная. (Туфелька.)

6 . Заболели ушки

Прохудился носик

Заболели глазки

Капаем из неё без опаски. (Пипетка.)

7 . Глядись в меня

Хоть целый день

Коль на себя

Смотреть не лень. (Зеркало.)

Воспитатель.

А теперь поиграем в игру «Что видел, а что запомнил».

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на предметы, считает до трёх и накрывает всё покрывалом. Дети по очереди должны назвать предметы из стекла, которые запомнили. За правильный ответ получают фишки.

Воспитатель. Дети посмотрите, что в этой стеклянной баночке?

Дети . Песок.

Воспитатель . А зачем нам нужен песок?

Дети . Ответы детей.

Воспитатель. Я хочу вам рассказать историю возникновения стекла и вы узнаете зачем нужен песок. (Сода добавляется для получения стекла.)

Воспитатель . Дети, скажите, что нового вы узнали про жителей Стеклянной Страны?

Воспитатель . А теперь давайте посчитаем у кого сколько фишек? (Победители получают медали.)


Валентина Серова
Конспект НОД «Ознакомление со свойствами стекла»

Цель : ознакомление детей со свойствами стекла , его особенностях, изделиями из стекла

Задачи :

Развивать познавательный интерес к предметному миру

Формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов

Стимулировать желание детей экспериментировать предметами из стекла

Закреплять знания по оказанию первой помощи

Формировать умение соблюдать меры безопасности при работе со стеклянными предметами

Закреплять умение пользоваться схемами

Активизация словаря : хрупкое, прозрачное, водонепроницаемое, звонкое, непрозрачное, цветное.

Способы : мотивация, вопросы, поощрение, помощь, рассматривание изделий из стекла , использование схем, использование художественного слова, рефлексия.

Предварительная работа : рассматривание выставки стеклянных изделий , экспериментирование с цветными стеклами , чтение М. Свешников "Тайны стекла ", рассматривание иллюстраций, составление схем «Правила безопасного обращения со стеклянными предметами ».

Средства : стаканы на каждого ребенка из стекла , стеклянная посуда , посылка, пуговицы, цветные стекла .

Индивидуальные работы : закреплять в речи прилагательные с Артуром и Мишей, в процессе выполнения опытов, развивать умение выполнять действия аккуратно с Ваней и Викой.

Дифференцированный подход : дети с высоким уровнем развития называют правила безопасности со стеклом самостоятельно , а дети с низким – по схемам.

Литература :

1. Программа «От рождения до школы» под ред. Е. В. Вераксы

2. «365 научных экспериментов» В. Хифертон

3. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О. В. Дыбина

Слова и действия воспитателя

В :Ребята, нам в детский сад прислали посылку, давайте посмотрим что в ней.

(воспитатель заглядывает в посылку)

Я вам загадаю загадку, а отгадка в этой посылке.

Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударюсь – разобьюсь

В :Правильно, в посылке лежит стекло . Сегодня мы отправимся в волшебный мир стекла , и узнаем много нового и интересного. Приглашаю вас за столы.

(дети садятся за столы, на столах стеклянные стаканы , цветные стекла , вода)

В :Какие предметы из стекла вы знаете ?

Какие правила безопасности со стеклом вы знаете ?

В :Давайте рассмотрим стекло , какое оно на вид?

А теперь в стакан положите пуговицу, что вы видите в стакане?

Правильно, стекло прозрачное , поэтому мы и видим пуговицу

Это одно из свойств стекла . Стекло прозрачное .

Где используют это свойство стекла ?

Возьмите стекло в руки , определите, какое оно на ощупь?

Аккуратно налейте в стакан воды

Пропускает ли стакан воду?

Вода через стакан не проникает, почему?

В любую стеклянную посуду можно налить воду?

Это еще одно свойство стекла . Стекло – водонепроницаемое .

Где используют это свойство стекла ?

(воспитатель выставляет схему)

У вас на столах лежат стеклышки , какие они?

Посмотрите через стекло , вы что нибудь видите?

Это еще одно свойство стекла , оно может окрашивать предметы в тот цвет, через какое стекло смотришь

Физкультминутка

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила

Брат его мальчик Иван

Тоже уронил стакан

А что будет со стеклом если его уронить ?

Правильно, если стекло может легко разбиться, то оно какое?

А что делать, если стекло разбилось , его можно брать руками?Почему?

(воспитатель выставляет схему)

А если вы уже порезались, какую первую помощь нужно оказать?

Правильно, чтобы этого не случилось, как мы должны убирать разбитое стекло ?

Есть у стекла еще одно интересное свойство , хотите определить какое?

Посмотрите, у меня на столе стоят бокалы. Послушайте, что нибудь слышите?

(воспитатель стучит по краю бокала)

А теперь?

В первый бокал я налью немного воды, в следующий – больше, а в следующий еще больше. Я возьму ложку и ударю по бокалам по очереди, один за другим.

Что вы услышали?

А сейчас я ударяю в любом порядке. Можно ли сыграть мелодию?

Чем больше воды, тем звук ниже, тем меньше воды- звук выше

(вызвать несколько детей)

Это еще одно свойство стекла . Стекло издает звук .

Где мы сегодня с вами были?

Давайте повторим правила безопасности со стеклом

Вам понравилось?

У меня на столе лежат зеленые, красные, желтые кружочки. Возьмите красный кружок те, кому было легко и просто, желтый – кому было немного трудно, а зеленый – кому было трудно и тяжело

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в первой младшей группе «Кораблик». Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Задачи:.

Конспект занятия для старшей группы «Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами» Задачи: -познакомить детей с воздухом; -показать, что воздух есть вокруг нас, познакомить со способами его обнаружения; -показать, что воздух.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками средней группы «Ознакомление со свойствами бумаги» Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: Ознакомление со свойствами бумаги. Интеграция образовательных областей: Речевое,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Ознакомление со свойствами ткани» Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Ознакомление со свойствами ткани» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами.

Конспект НОД во второй младшей группе «Ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани» Программное содержание - формировать знания у детей о бумаге и ткани, об их свойствах и качествах, - учить устанавливать отношение между.

воспитатель Гридина Надежда Михайловна д/с№130 «Родничок»
АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.Тольятти.
Программное содержание:
1.Познакомить детей с рукотворным материалом – стеклом;
2.Формировать знания о некоторых свойствах и качествах стекла;
3.Сформулировать правила безопасного обращения со стеклянными предметами на основе полученных знаний.
Материалы и оборудование: различные стеклянные предметы: стакан, елочные игрушки, лампочка, ваза, бутылочка, флакон, очки, бусы, предметы из пластмассы. (подбираются различные по толщине, цвету, прозрачности), для каждого ребенка- маленький стеклянный флакон и кружок пластмассы, настольный театр, (песок, камушки, мел)
Ход занятия:
Воспитатель - Ребята, посмотрите вокруг, сегодня мы с вами попали в волшебную комнату. И в нашей волшебной комнате есть предметы из стекла. Кто найдёт пусть подойдёт ко мне и шепнёт на ушко. Выиграет тот, кто увидит больше предметов из стекла и назовет мне. Но есть правило: руками предметы не трогать, увидеть глазами и назвать.
- Самым внимательным был Женя, сколько, ты увидел предметов из стекла?
Ребёнок - Я увидел 5 предметов, сделанных их стекла.
Воспитатель- Кто назвал меньше, должны быть повнимательней.
Сегодня ребята, мы с вами узнаем много нового о стекле, его свойствах, качестве, проведём опыты со стеклом.
- Дети, а что вы представляете когда слышите слово «стекло»?
- окно, ваза
- Катя, а тебе что приходит на ум?
- очки, банка.
Воспитатель далее сообщает детям, что были такие времена, когда человек не знал, что такое стекло.(импровизация с показом настольного театра)
- Я вам расскажу легенду о случайном открытии стекла. Однажды в давние времена моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костёр и завели разговоры. Чтобы костёр не погас, его обложили кругом комками соды. Ночь и усталость взяли своё: моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление утром, когда вокруг потухшего костра они нашли блестящие камушки – капли, которые образовались из сплава песка и соды. Вот такая легенда о происхождении стекла, ребята.
- А сейчас мы с вами поближе познакомимся со стеклом (воспитатель предлагает детям пройти за столы, перед каждым ребенком флаконы и бутылочки разного цвета: прозрачные, темные, зеленые, матовые; кусочки пластмассы).
Воспитатель- Ребята, возьмите бутылочку в руки, рассмотрите его, поднесите флакон к свету, что вы можете сказать? (если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает: «У меня бутылочка прозрачная», а у тебя Саша? – у меня бутылочка темная.
- А у тебя Лера?
- У меня светлая баночка.
-Какая ребята у Леры баночка, как сказать по-другому, не светлая, а.. правильно Ксюша, прозрачная! У всех оказались бутылочки разного цвета. А как мы это узнали? – правильно Игорь, мы поднесли бутылочки к свету и узнали.
- Сейчас попробуйте надавить, сжать руками бутылочку. Что вы можете сказать?
- Да Евочка, бутылочка крепкая, форму не меняет. Никита, почему?
- Потому что бутылочка жесткая.
- Что можно сказать про стекло, какое оно? Ещё раз попробуйте надавить на бутылочку. Правильно Данила, стекло твёрдое. Какое стекло Артур?
- твёрдое
-Какое стекло, Галя?
-Стекло твёрдое
Затем воспитатель раздает кружочки из пластика и предлагает согнуть пластик.
- Дети попробуйте согнуть пластик (педагог выполняет с детьми, показывает). Что мы видим?
-Катя, что случилось с твоим кружочком?
- он погнулся
-Никита, а что произошло с твоим пластиком?
- мой пластик погнулся
- А когда мы пробовали согнуть, сжать стекло, что происходило? Да, ребят, оно не гнулось. А пластик? Значит, какой вывод мы можем сделать, Ваня?
- Да, правильно, стекло не мнется, не гнется, а пластик при сжимании сгибается. Правильно Данил, пластик мягкий, а стекло твёрдое.
Физминутка
Руки подняли и покачали- это деревья в лесу,
Руки нагнулись, кисти встряхнулись – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад
- Ребята, а если я уроню банку или вазочку. Что с ней произойдет? Ваня, как ты думаешь?
- банка разобьётся
- А можно играть с мячом возле окна? Арина, ты как считаешь?
- Нет, нельзя, можно попасть мячом в стекло и оно разобьётся.
- Сейчас мы с вами узнали ещё об одном свойстве стекла – оно бьётся. А если взять в руки разбитое стекло или разбитую бутылку, наступить на стекло? Что может произойти? Эльнар, ты как думаешь?
- Можно порезаться и пойдёт кровь.
- Да, ребята, со стеклом нужно обращаться осторожно, аккуратно пользоваться стеклянными предметами, не бросать, они могут разбиться. Сейчас выходите аккуратно из-за стола, не уронив бутылочки, и подойдите ко мне (воспитатель на примере мыльных пузырей показывает «процесс» изготовления предметов из стекла).
- Ребята, стекло – это не природный материал, это дело рук человека. Такая профессия называется стеклодув. Он берёт большую трубку, набирает жидкость (стекло представляет собой жидкость как эти мыльные пузыри). Получается фигура или сосуд, который застывает, затвердевает и становится вазой или фигуркой слоненка, который украшает полочку в вашей комнате.
- Представьте, что вы стеклодувы и попробуйте создать свой предмет или игрушку (дети надувают мыльные пузыри, воспитатель рассматривает).
- Катя, а какие предметы из стекла есть у тебя дома?
- стаканы, фужеры, ваза.
- Женя, а у тебя?
- Окно, люстра, банки.
- Давайте все вместе повторим правила обращения со стеклом (не бить, не бросать, аккуратно пользоваться стеклянными предметами)
- Ребята, с чем мы сегодня познакомились? Что нового узнали о стекле? Вспомните, как получается стекло? Давайте пройдем поближе, рассмотрим и полюбуемся нашей выставкой предметов из стекла.