Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе опыты и эксперименты (старшая группа) на тему. Конспект занятия - экспериментирования в старшей группе доу Конспект занятия по экспериментированию на о

Название: Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД,опытно – экспериментальная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад №210
Месторасположение: г. Пермь

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа».

Тема: «Магнит и его свойства» .

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи: — познакомить детей с понятием «магнит»;

Сформировать представления о свойствах магнита;

— актуализировать знания детей об использовании магнита человеком;

— развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;

— развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.

Ход совместной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель зовёт к себе детей и говорит: «Ребята, у нас сегодня в группе кто- то побывал.

Посмотрите, что изменилось, (появился сундук и диск).

Интересно от кого? (На диске изображен Пин)

Вы узнали кто это?

— Что это может быть?

— А зачем же он к нам приходили?

— Может ответ на диске?

Я поставлю диск и мы посмотрим что же нам хотят сказать наш друг »

Включаем диск: «Здравствуйте ребята! Я в этом сундуке для вас приготовил сюрприз, но что бы его получить найдите ключ и откройте замок. А поможет вам в этом магнит. Удачи вам, ребята!».

Вос.: Да вот это задачку загадал нам Пил.

А вы знаете что такое магнит? (Ответы детей).

Какой магнит (дети рассматриваю магниты в руках)

Магнит- это кусок металла, который притягивает железные предметы.

Теперь мы точно знаем что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. Посмотрите, что бы мы ни чего не перепутали, направление нам укажут стрелки. Отправляемся на поиски?

Основной этап:

Идут к столу с первым заданием.

И вот мы с вами на месте, давайте прочитаем первое задание: «НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ».

Опыт 1: на подносах лежак ключи из различных материалов (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, дерево, металл и т. д.).

Вос.: Ребята посмотрите как же много ключей, как среди них найти нужный нам ключ?

(Нашли нужный ключ).

Давайте возьмём каждый по ключу и проверим а вдруг ещё какой- нибудь притянется к магниту. (Дети нет).

А почему?

А из каких материалов были ваши ключи?

Вывод: И что у нас получилось? (Дети: только железный ключ притянулся к магниту, а предметы из дерева, бумаги и т. д не притягиваются).

А вот и второе задание. «КАК ДОСТАТЬ КЛЮЧ ИЗ СТАКАНА НЕ ЗАМОЧИВ РУК?».

Опыт 2 : на столе в стакане с водой лежит ключ.

— Ребята очень интересно а как же нам достать ключ и не замочить руки. (Ответы детей).

А я вспомнила один интересный способ: «если вести магнитом по стенке стакана, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через пластмассу и воду».

Смотрите что у нас получится.

Хотите попробовать достать железный предмет из воды? (ДА).

Опустите в стаканы с водой по одной скрепке и при помощи магнита постарайтесь ее достать. (Достают скрепки).

Какой можно сделать Вывод: (Магнит очень сильный, его сила проходит через пластмассу и воду)

Молодцы у нас всё получилось и мы выполнили ещё одно задание. Вперед.

Ребята посмотрите ещё одно задание: «ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ?».

Опыт 3: Посмотрите,кроме песка на столе лежат схемы. Давайте вместе посмотрим и подумаем что нам нужно сделать?

(Читаем схемы: 1. нужно взять коробку с песком, 2 взять магнит, 3 провести магнитом над песком, 4 зарисовать что нашли в песке).

Молодцы, а теперь можно приступить к работе.

У всех получилось найти спрятанный предмет?

У меня был …….

А у вас что?

Какой можно сделать вывод?(Молодцы все предметы в песке отыскали, а это значит что магнитные силы свободно походят через песок.)

Но нам нужен ключ берём его и отправляемся дальше.

А вот и новое задание «ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ»

Опыт 4: посмотрите 3 ключа у нас есть, а здесь лежит ещё один. Что бы выполнить данное задание нам нужно разделится на пары.

Посмотрите что мы будем делать. (на листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, но магнит должен быть под листом).

Проводят ключ по лабиринту.

У вас получилось пройти сложный лабиринт?

Вывод: потому что магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения.

Продолжаем движение по стрелкам.

Возвращаемся к сундуку.

Вос.: Ну вот все задания выполнены, у нас все получилось.

А знаете почему?

Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.

Ребята посмотрите мы с вами нашли 4 ключа, а замок один.

Как же нам выбрать ключ который откроет замок? (Ответы детей)

(на столе схема нужного ключа).

(Ребёнок берёт схему)

Вос.: Схема, что с ней нужно сделать? (Ответы детей).

Правильно давайте попробуем приложить ключи и найти нужный.

Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим что для нас приготовил Пин.

(Достают магнитный конструктор)

Да действительно конструктор и не простой а магнитный. Вот оказывается из магнита ещё и конструкторы делают. А может вы знаете где ещё используют магнит. (Ответы детей).

Ребята посмотрит Пин нам ещё что то хочет сказать.

«Молодцы ребята вам удалось открыть сундук. И вы узнали очень много нового о магните, а сейчас посмотрите где ещё люди используют магнит».

Заключительный этап: Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вам понравилось?

А что вы узнали сегодня нового о магните?

Что вам понравилось?

А где вы захотели использовать магнит?

А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните?

Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит мы узнаем в следующий раз.

МБДОУ Детский сад №16

Конспект занятия

по опытно-экспериментальной

деятельности в старшей группе

Чудо-вода”.

Воспитатель I кв. категории

Жарова Л.А.

Рязань, 2017

Цели :

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды;

Развивать анализирующее восприятие неживой природы;

Развивать воображение, умение проводить несложные эксперименты;

Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

Задачи :

Развивать внимание, наглядно-действенное мышление;

Воспитывать интерес к окружающему миру;

Развивать связную речь детей;

Воспитывать бережное отношение к воде.

Словарная работа: Вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, исследователи, опыт.

Оборудование : стаканчики, тарелочки, ложки, соломинки, сахар, соль, клеенки.

Ход занятия.

Воспитатель : - Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Для того, чтобы много узнать на нашем сегодняшнем занятии, нужно быть внимательным, не кричать, слушать друг друга.

Я загадаю загадку, попробуйте её отгадать

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике

У нас кипит.

Она и в реченьке

Бежит, шуршит”

(Дети присаживаются за столы). (Вода).

Сегодня мы с вами будем говорить о воде.

Как вы думаете, для чего нужна вода?

Дети:

Люди пьют воду, варят суп, стирают одежду, каждый день умываются; вода нужна растениям, необходима рыбам; вода нужна всему живому на земле.

Воспитатель :

Я предлагаю вам сегодня быть исследователями и узнать о том, что такое вода и ее свойствах.

Одно из любимых занятий всех ученых-исследователей - это проведение опытов и экспериментов.

Итак, приступим!

Опыт №1: “Воды-жидкость”.

Дать детям два стаканчика: один с водой, другой - пустой.

Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.

Воспитатель :

Что происходит с водой?

Дети:

Она льется.

Воспитатель :

Почему она льется?

(Предположения детей).

Вода льется, потому что она жидкая.

Уважаемые исследователи, подумайте, как в жидкости расположены частички и как они держатся друг за друга?

(Ответы детей).

Если дети затрудняются, воспитатель объясняет :

Между частичками воды большое расстояние, и они держатся друг за друга свободно. Итак, вода какая?

Дети:

- Жидкая.

Воспитатель :

Поскольку вода жидкая, может течь , её называют жидкостью.

Опыт №2: “У воды нет формы”.

Воспитатель :

Посмотрите на эти предметы (показывает кубик, шар). Какая у них форма?

Дети: - Это кубик. Это шар.

Воспитатель :

Давайте постучим кубиком по столу , покатим шар . Изменили они свою форму?

Дети:

Нет. Они так и остались кубиком и шаром.

Воспитатель :

А сейчас я налью воду в круглую ёмкость. Что с ней произошло?

Дети:

Вода внутри круглой ёмкости стала круглой.

Воспитатель :

Другими словами она приняла форму этой ёмкости.

А если я эту же воду вылью вот в эту ёмкость (в форме куба), что с ней произошло?

Дети:

Она стала кубиком.

Воспитатель :

Она приняла форму кубика .

Так есть ли у воды своя форма ?

Дети:

Нет, вода формы не имеет .

Опыт №3: Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель :

Дети, чем пахнет вода? Правильно, совсем не пахнет. Как вы думаете вода может иметь запах?

( Ответы детей: если вода фруктовая, пахнет запахом определенного фрукта).

- Чистая вода не имеет запаха .

Воспитатель :

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка Дождик .

Дождик песенку поет: Кап, кап… (дети свободно встряхивают кистями)

Только кто её поймет - кап, кап...? (недоуменно разводят руки в стороны)

Не поймем не я, ни ты, да, зато поймут цветы (показывают на себя, на соседа, изображают пальцами, как распускаются цветы)

И весенняя листва, и зеленая трава… (удерживают руки перед собой, сидя на корточках разводят руки в стороны, шевелят пальцами, словно гладят траву)

Лучше всех поймет зерно: (показывают, как держать зерно в руках)

Прорастать начнет оно. (совершают змеевидное движения руками снизу-вверх).

Воспитатель :

Молодцы, немного отдохнули и теперь можно продолжать.

Опыт №4: “Вода не имеет вкуса”.

Предложить детям через соломинку попробовать воду.

Воспитатель :

Скажите пожалуйста, есть ли у воды вкус?

(Ответы детей).

Правильно , у чистой воды нет вкуса . Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: “Какая вкусная вода!”

Опыт №5: “Вода прозрачная”.

Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой с молоком и лист белой бумаги.

Воспитатель :

Какого цвета бумага и молоко?

Дети:

Белого.

Воспитатель :

А вода? Можно сказать, что вода белого цвета?

Дети:

Нет, она бесцветная.

Воспитатель :

Сейчас мы в этом убедимся. (В оба стаканчика кладет ложки).

Воспитатель :

В каком стаканчике видна ложка? Правильно в стаканчике с водой.

Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?

Дети:

- Вода прозрачная , а молоко нет.

Воспитатель :

Уважаемые исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке, молочная река с кисельными берегами. Моли бы рыбы и другие животные жить в таких реках?

Дети:

Непрозрачная вода не пропускают солнечные лучи, а без этого в реках и озерах не могут жить растения. А если не будет растений - не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода.

Это значит, что водоемы загрязнять нельзя.

Опыт №6: “Вода - растворитель”.

Воспитатель :

Ребята, у меня на столе стоят два блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

Белый камень в воде тает.” (сахар)

В воде родится

А воды не боится”. (соль)

Как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды?

Дети:

Потому что они в ней исчезают.

Воспитатель :

Поместите в стакан с водой одно из представленных веществ (соль, сахар), хорошо размещайте. Что произошло?

Дети:

Они растворились.

Воспитатель :

Возьмите соломинку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (сладкая, соленая)

Как вы думаете, какие вещества в ней растворили (сахар, соль)?

Опыт №7: “Вода - клеит”.

Воспитатель :

Как вы думаете, может ли вода клеить?

Дети:
- Нет.

Воспитатель :

Оказывается может склеивать определенные предметы.

Воспитатель берет два компакт-диска. Один смачивает водой, другой плотно прижимает к нему. Попробуйте разъединить. Не получается?

Дети:

Нет. Вода “слепила” диски.

Воспитатель :

Диски разъединятся, когда вода испарится и диски высохнут.

Воспитатель :

Ну вот, уважаемые мои исследователи, наши эксперименты с водой закончились. С какими же свойствами воды мы сегодня познакомились? Давайте вспомним.

Дети делают вывод:

Вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса,

Вода растворитель определенных веществ и имеет свойство склеивать определенные предметы.

Воспитатель :

А сейчас я хочу показать вам один фокус с водой. Но для этого вам надо будет произнести волшебные слова: “Амуля-куля-жуля-бряк! Крабле-бум!”

(У воспитателя 2 одинаковые бутылки, доверху налитые водой. К крышкам приклеены кружки красок из акварели разных цветов. Воспитатель взбалтывает бутылки, вода окрашивается в определенный цвет).

Воспитатель :

Попробуйте разгадать фокус, а потом мне расскажите.

И в заключении нашего занятия я бы хотела прочитать вам стихотворение о воде .

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не мыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

(Н. Рыжова)

Кто знает, откуда берется вода?

Быть может, из снега?

Быть может, из льда?

А может, с подземных ключей она бьет

И всем она жизнь и цветенье дает?

Чтоб нам о воде все- про все разузнать,

А также различных журналов и книг,

Чтоб все ее тайны

Открылись нам вмиг.

(С. Олегова)

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

«Волшебная соль»

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. Выпаривание соли из соленой воды.

Билингвальный компонент: тұз - соль

Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки.

Ход занятия:

Вкруг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.

Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).

Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадывает загадка про соль:

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.

Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.

Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте немного соли в разеточку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды). Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть). Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем. Ходьба по солевой дорожке, как профилактика ОРЗ.

Физминутка

Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.

Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.

А теперь мы все потопаем, потопаем,

И ещё разок потопаем, потопаем.

Стройными, здоровыми все хотим мы стать.

Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять.

А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело.

Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую). А теперь давайте подумаем, можем ли мы из соленой воды добыть соль. (ответы детей). Я наливаю немного соленой воды и выпариваю её. Что вы видите на стенках колбы (Белый налет). Это и есть наша соль. Даю попробовать.

Давайте вернемся в нашу лабораторию, и вспомним как мы выращивали соляные кристаллы. Рассказы детей.

А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно) .

Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

Ребята к нам пришёл в гости журналист (воспитатель быстро переодевается в журналиста)

Задаёт вопросы детям используя микрофон. Понравилось ли вам занятие? Про что вы сегодня говорили на занятии? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось на занятии? Рассказы детей. Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус. Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Формирование познавательного интереса детей.

Развивающие: Развивать визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Развивать творческую активность.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Оборудование : камни, стаканы с водой, весы, вата, карандаши(цветные и простые), демонстрационные схемы, схемы-правила, шапка магистра, один красивый камушек, салфетки, подносы на каждого ребенка, блокноты на каждого ребенка.

Предварительная работа : формирование знаний о правилах поведения в лаборатории; дать определение понятию «коллекция», учить детей классифицировать по разным признакам.

Словарная работа : коллекция.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Проходите, присаживайтесь на эти мягкие подушки. Давайте поделимся друг с другом теплом и добротой, подарим друг другу наши улыбки.

Ребята, как вы считаете, сможет ли посторонний человек, зайдя в эту группу, догадаться о наших увлечениях?

А у вас есть увлечения?(ответы детей)

Какие разные у вас увлечения! У каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение– это … коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Коллекционирование – это собирание каких – либо предметов).
Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий -
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)

Вот посмотрите какой красивый камень есть у меня в коллекции. (показываю камушек)

Ребята, а что вы знаете о камнях?

Не очень много вы о них знаете. Вот и я, собрала целую коллекцию, а ничего рассказать о ней не могу, секреты камней не знаю.

А хотите узнать все секреты камней? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Для работы в лаборатории нужно знать некоторые правила поведения. Вспомним их? (воспитатель показывает схемы-правила, дети говорят обозначения). Хорошо. Ученые, когда проводят опыты, свои наблюдения записывают в специальные журналы. Чтобы вы могли зарисовать свои наблюдения, хочу подарить вам вот такие блокнотики.

Проходят в лабораторию

Воспитатель: Посмотрите, ребята, за этим столом нам удобно будет изучать камни. А на том столе располагаются приборы помощники. Присаживайтесь, кому где удобно. Сегодня будут активно работать наши верные помощники. Для чего нам нужны глазки? (чтобы смотреть) Пальчики? (чтобы трогать, щупать)

Предлагаю сначала рассмотреть камни. Как вы думаете на какие группы их можно разделить? (варианты детей) Так значит, какие бывают камни? (большие, маленькие, разных цветов, формы). Вы открыли один секрет камней. Воспользуйтесь блокнотиком и карандашами, чтобы зарисовать свои наблюдения. Как можно зарисовать,что камни бывают большие и маленькие, разного цвета, разной формы?

Воспитатель: а я это сделала вот так.

- Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь?

Попробуйте выбрать самый неровный, шершавый камень.

А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

Как вы думаете, почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.)

Ребята, какой секрет вы открыли? (камни бывают гладкими и шероховатыми). Не забудьте про ваши блокнотики, можете зарисовать.

Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.

- Вы знаете, оказывается наша кожа может определять температуру! Не верите? Приложите ладошки к щекам. Что чувствуют ваши щечки? (тепло) А теперь положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу? (ладошки стали прохладные)

Наша кожа может быстро определять температуру.

Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Что вы выяснили, мои маленькие ученые?

Вывод: камни имеют разную температуру. Отметьте этот секрет в своих дневничках.

Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.

4) Ребята, а как вы думаете что тяжелее камень или вата? (камень) А если взять очень много ваты и всего один камень? Давайте проверим? Что нам нужно для того, чтобы это проверить? (вата, камень, весы) Давайте проведем этот опыт с дружочком рядом. Пройдите в лабораторию, возьмите нужные предметы. Что положим на одну чашу весов? (вату) Что положим на другую чашу? (камень) Что тяжелее? Что можем сделать еще? (добавить ваты) Что тяжелее?

Посмотрите, вата у нас уже закончилась. Что же у вас получилось? (камень все равно тяжелее) Как можно зарисовать это в ваших дневниках?

Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.

Перед тем, как продолжить, давайте вспомним, какое правило мы сейчас должны выполнить? (убираем всё на свои места)

5)Ребята, а как вы думаете, есть ли в камнях воздух?

Как мы это можем проверить? Пройдите в лабораторию и возьмите то, что нужно для этого эксперимента.

Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)

Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.

Рефлексия.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и по своим записям рассказать те секреты камней, которые мы сегодня узнали.

Вы молодцы! Теперь я знаю, что можно рассказать о своей коллекции. Вы можете забрать свои дневнички с собой домой и продолжить записывать какие- нибудь интересные свои наблюдения, а потом в группе нам расскажете.

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе «Волшебная вода, узнаем мы тебя»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет интересен воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования.
Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.
Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Оборудование: стаканчики; стаканчики с питьевой водой, бутылочки, соломинки (на каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, ковшики, вода, подносы; мука, сахарный песок, речной песок, краски, кофе, ложки или палочки, лимон, лед, цветные льдинки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Дома все наблюдаем каждый день, как вода течет у нас из – под крана. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Юные лаборанты», получше узнать свойства воды, может ли выжить человек без воды и все живое на планете. Ребята, а для чего нам нужна вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый ребенок поочереди назовет, где дома применяют воду(или сам ребенок, или родители).
Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай, варим обед, ужин, поливаем цветы, заполняем аквариум и многое другое.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А сейчас я загадаю вам загадки о природных явлениях. Слушайте внимательно.
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода.)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода.)
В море я всегда солена,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)
Воспитатель: О чем все эти загадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для этого надо поиграть в игру. Вы согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Игра:«Доскажи словечко».
В морях и океанах – вода солёная;
вода в море – … морская;
вода в океане – …океаническая;
в реках - …,
в родниках -…,
в болотах -…,
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юный лаборант». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель. Сейчас пройдемте в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой. Но вначале, нам хотелось бы послушать стихи, ведь детки знают стихи.
Варя: Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А так же мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.
Тимур: Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду?
Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.
Воспитатель: Что еще можно сделать с водой?
Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
Воспитатель: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус?
Дети выполняют задание воспитателя.
Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось?
Ответы : вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?
Ответы детей: вода стала сладкая.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах?
Ответы детей.
Воспитатель: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода?
Ответы детей: вода пахнет кофе.
Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.

Опыт № 3 «Вода не имеет формы».
Перед детьми различные сосуды.
Воспитатель: Может ли вода иметь, какую – то форму?
Ответы детей.
Воспитатель: Как это проверить? Какой формы эти сосуды?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?
Дети: Ковшиком через воронку.
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт № 4 «Что растворяется в воде? ».
Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?
Дети добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось.
Воспитатель: Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок?
Дети добавляют к воде речной песок, перемешивают.
Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?
Ответы детей.
Воспитатель: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску?
Дети добавляют краску, перемешивают.
Воспитатель: Что изменилось?
Дети: Вода изменила цвет?
Воспитатель: Растворилась ли краска?
Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.
Воспитатель: Растворится ли в воде мука?
Дети добавляют в воду муку, перемешивают.
Воспитатель: Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Ответы детей.
Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются).

Опыт №5 «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Детки, я давала вам домашнее задание, заморозить дома воду и принести льдинки в сад. Вы их принесли, и мы с вами понаблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: Влажными.
Вывод детей: лед – твердая вода.

Опыт №6«Газообразная вода - пар»
Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?
Ответ: Образовались капли воды.
Вывод: вода может превратиться в пар.
Подведение итогов и оценка результатов.
Игровое упражнение «Волны»
- А теперь встанем в большой круг и образуем озеро.
Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны),
налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз),
подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, подумайте, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в теплое помещение? Спасибо.
Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.
Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».
1. Налить в стакан воды.
2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).
3. Залить формочки цветной водой
4. Поставить в холодильник.
5. Утром принести в детский сад.
Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду.
Воспитатель: вы все замечательно справились с заданиями, я очень вами горжусь, всем спасибо за участие в опытно – экспериментальной деятельности. Ребята, а теперь пойдемте одеваться и продолжим наши эксперементы на улице. Возьмем гуашь и покрасим снег, из замороженных льдинок соберем снежинку.
Воспитатель: Ну что ребята, вам понравилось наше занятие, а снежинки какие замечательные получились. Вы молодцы. До новых встреч с зимой, и с водой.