Игры по сенсорике для детей. Картотека игр на сенсорное развитие Тактильные игры для малышей

Zahod Для полноценного восприятия предметов и явлений окружающего мира, чувственное (сенсорное) развитие имеет огромное значение. Именно на этой основе потом будут развиваться память, мышление и воображение , даже готовность к школе.

Можно сколько угодно говорить - «кислое», «горькое», «горячее», но пока ребенок не попробует сам, он не узнает, что это такое на самом деле. И с одной стороны это нормально: подобный чувственный опыт нужно пропускать через себя, только тогда он имеет значение для развития личности.

С другой, такие развлечения могут быть небезопасными и для самого ребенка, и для окружающих предметов: дай малышу волю, он всю посуду «проверит» на прочность, а все лужи на глубину.

Поэтому направьте энергию и жажду познания ребенка в мирное русло - играйте в сенсорные игры!

1. Разложи/подбери по цвету/форме/величине.

Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру - большие к большим, маленькие к маленьким.

Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый круг, как у вас в руках.

2. Найди такой же/найди похожий.

На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности - по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.

Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры - дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.

3. Красочные фантазии.

В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку, как она окрашивается в разные цвета , если в нее опустить кисточку с краской какого-либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.

4. Большой/маленький.

Дайте ребенку примерить вашу одежду - она будет ему велика, потому что он еще маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.

Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров - маленькие запросто поместятся, а вот большие не смогут.

5. Что звучит?

Для каждой игры можно брать по 2-5 предмета, увеличивая их количество в зависимости от возраста ребенка.

Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у малыша. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало - колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?

6. Послушай, как звучит!

Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное звучание предмета - как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает собака, работает дрель и т.п.

Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку эмоциональную окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет устало, гром гремит сердито, бубен звучит весело, а вода льется со смехом.

7. Музыкальные игры.

Задача ребенка идти быстро или медленно в зависимости от того, как с каким темпом вы стучите в ладоши или ударяете в бубен.

Не сама простая задача для совсем маленьких детей - остановиться, когда остановится музыка, особенно если пред этим она звучала быстро и энергично.

8. Ммм… как пахнет!

Обращайте внимание малыша на самые разные запахи - как пахнет ванильный пирог из духовки или свежий хлеб в магазине. Что за запахи витают в отделе мяса и колбасы, как приятен запах свежего белья, книжных страниц и распустившего цветка на окне.

9. Какое наощупь?

Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т.д.

Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика , попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса.

10. Чудесный мешочек.

Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях - ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.

Класть в этот мешочек можно что угодно - и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.

11. Кто это?

Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает. Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.

12. Ах, как вкусно!

Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте пробовать новое - лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест - лимон, яблоко, хлеб или печенье.

13. Что изменилось?

Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их расположение, путь он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие игрушки поменяли свое место.

Первая задача, которая стоит перед вами на новом отряде – снять психологические и физиологические барьеры, которые есть у детей. Эти барьеры лучше всего снимаются при непосредственном физическом контакте, который осуществляется в процессе игры. Именно для этих целей служат игры и упражнения на тактильный контакт

Игры на тактильный контакт играются перед играми на знакомство!

    Таран Делим на команды по 6-8 человек. В каждой команде один человек - таран, все остальные его носят. Играется аналогично дотронься до, только касаться надо человеком и именно той частью тела, какой укажет ведущий. т.е. теперь говориться "Дотронься ухом до стены". Таран не должен сам тянуться частями своего тела, он превращается в бревно. Важно сообщить, что таран очень хрупкий и все действия нельзя совершать быстро. Нужно плавно и аккуратно - главное сохранить целостность тарана.

    Зоопарк (оленята, слонята, утята)

Комментарий: Одна из игр на тактильный контакт. Хорошо проводить во втором или третьем блоке игротеки, не сразу

Возраст: любой

Дети становятся в круг. Вожатый говорит, что вы сейчас все – звери из зоопарка. И вам надоело сидеть в душных клетках, хочется на волю. Сейчас я пройду по кругу и каждому скажу, кто какой зверь. Вожатый проходит по кругу и по очереди шепчет тихо, чтобы другие услышали, каждому ребенку вид одного из зверей – олененок, слоненок или утенок (можно заменить на любые другие). Очень важно, чтобы все звери шли по очереди. После этого вожатый говорит детям в кругу «переплестись локтями с соседями слева и справа» (взять друг друга под руку). Вожатый встает в центр. И теперь, когда он называет одного из зверей, тот ребенок, который этим зверем является, должен как можно скорее вырваться из цепи и прибежать в центр круга и обнять вожатого. То есть, например, по команде «Утята» все утята вырываются и бегут к вожатому. Задача остальных зверей – их удержать, не дать вырваться. В конце игры можно называть пары зверей, например «оленята и утята!». Ну и в самом конце – всех зверей, чтобы все обняли вожатого.

    Поздороваться носами

Возраст: любой

За 1 минуту или 30 секунд (вожатый решает сам) каждый ребенок должен поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться нужно всем одновременно. Здороваться можно руками, носами, коленками, попами и т.д. Каждый должен посчитать количество людей, с которым успел поздороваться, потом определяется победитель.

Дополнение: можно здороваться, например, до тех пор, пока играет музыка.

    Автомойка

Комментарий: проводиться в любой момент

Возраст: любой

Игра проводится на мягком деревянном покрытии или на траве. Сначала отряд строится в две шеренги лицом друг к другу, затем дети опускаются на коленки, образуя своеобразный коридор «мойщиков». Далее участникам говорят, чтобы они представили свои руки щетками, которыми нужно помыть «автомобиль». Крайний справа ребенок первым «заезжает» в коридор на четвереньках (можно на корточках), и проходит его до конца, за ним справа по одному заезжают все участники, соблюдая безопасную дистанцию. Задача «мойщиков» – усиленно тереть «автомобиль» «щетками». После прохождения всего коридора первые «автомобили» становятся «мойщиками». И так пока не пройдут все участники.

    Дрозд

Комментарий: Проводится уже после первичного знакомства, примерно в середине первого блока игротеки.

Возраст: любой

Группа встает в два круга – внешний и внутренний, лицом к лицу, желательно мальчик-девочка. Получившиеся пары произносят следующие слова с соответствующими движениями: «Я – дрозд, ты – дрозд (показывает на себя, потом на партнера). У меня нос, у тебя нос (дотронуться до своего носа, потом до носа партнера). У меня щечки красненькие, у тебя щечки красненькие (дотронуться до своих щек, потом до щек партнера). У меня губки алые, у тебя губки алые (дотронуться до своих губ, потом до губ партнера). Мы с тобой два друга, любим мы друг друга!» (обнимаются) Затем внутренний круг смещается вправо на один шаг, меняя партнера. Игра повторяется до тех пор, пока не будет пройден весь круг.

    Дотронься до

Комментарий: Игру хорошо подходит в качестве самой первой. Очень важно зарядить детей, заставить побегать, развеселить.

Возраст: любой

Вожатый объясняет правила: «сейчас я буду говорить, до чего вы всем отрядом как можно быстрее должны дотронуться. И вам нужно как можно скорее это сделать!» Например, дотронься до «лавки» «стула», «качели», «Саши». Последняя команда «дотронься до вожатого Стаса» – чтобы все подбежали и обняли. Мимими. Бегать и трогать должны обязательно все дети!!

    Дракон ищет пару

Загоняется легенда о жителях поселения и внезапно появившемся в нем драконе. В начале игры выбираем дракона. Задача участников не быть съеденными, для этого они должны быстро найти себе пару, и обнять ее, стоять так можно не более 3 сек., (время громко отсчитывает вожатый, либо сами участники, в зависимости от возраста детей) далее ищем и обнимаем другого человека, в это время дракон перемещаясь среди участников ищет "одиночек", которые выбывают из игры.

    Одень хипстера

Все парни – хипстеры. Девушки – одежда, и если с парнями все просто (хипста он и в Африке…), то одежда бывает разная. Ведущий громко называет (чтобы парни слышали) каждой девушке по два ее амплуа(например: рюкзак и бабочка; или галстук и кроссовок; сумка и кепка).

Теперь, когда роли распределены, можно начать: ведущий вещает тенденции этого сезона (например: в этом сезоне актуально сочетание разноцветных кроссовок). Узнав, что сейчас в тренде, хипстеры ищут необходимые им вещи (вещи в свою очередь тоже не хотят пылиться на полках – стремятся найти владельца) и одевают их (кроссовок обхватывает ногу, рюкзак на спину, кепка на шею садится, галстук виснет спереди).

Когда ведущий видит, что больше одежды хипстерам не по плечу, он объявляет конец сезона. И начинается следующий сезон. В конце игры ведущий может (если игра зашла) предложить каждому хипстеру пройтись по импровизированному подиуму в своем лучшем наряде.

Замечание: помните про технику безопасности, придумывайте одежду и способ ее носки в соответствии с прокаченностью аудитории.

    Теплообмен

Люди встают в колонну друг за другом(мальчик-девочка-мальчик-девочка) и начиная с последнего человека в колонне начинают делать что-нибудь приятное, так сказать, дарить тепло человеку перед собой. Например, погладить по голове, провести еле касаясь пальчиком по руке, укусить за ушко ит.д.(виды передачи "тепла" выбирать в соответствии с типом участников). После того, как "тепло" эстафетно дойдет до первого в колонне человека - он издает звук удовольствия и идет в конец колонны, выбирая свой, новый способ дарения "тепла".

    Сенсорное восприятие малыша – неотъемлемая часть его полноценного развития. В самом раннем возрасте оно проявляется желанием попробовать все на вкус, разрисовать попадающиеся под руку обои, постучать по кастрюлям и пошуршать бумагой. Развить самые лучшие личностные качества малыша, обогатить его внутренний мир, а также познакомить с особенностями окружающего его пространства помогут сенсорные игры для детей. Преимуществом всех сенсорных игр для детей является то, что они полностью безопасны и направлены только на достижение положительных результатов после их проведения.

    Сенсорные игры для детей раннего возраста

    Сенсорные игры для детей раннего возраста направлены на то, чтобы научить ребенка задействовать все свои органы чувств (обоняние, зрение, слух, осязание, вкус) для получения наибольшего количества информации о предметах, которые нас окружают. С их помощью малыш может узнать о цвете, форме, весе, величине, текстуре той или иной вещи.

    Рассмотрим некоторые сенсорные игры для детей раннего возраста:

    • «Растопим лед». Суть данной игры заключается в том, чтобы дать понимание ребенку, какое состояние может принимать вода в зависимости от смены температуры. Так, прежде всего, положите в ложку кусочек льда и дайте малышу попробовать его на ощупь. Затем включите огонь на конфорке и растопите лед. Делайте это вместе, чтобы ребенок увидел, что происходит со льдом. С большой осторожностью дайте малышу попробовать воду на ощупь, однако следите за тем, чтобы она не была горячей. В противном случае дело может дойти до ожога.
    • «Достань камушки». Данная сенсорная игра для детей раннего возраста начинается с того, что мама или папа берет сухие камушки вместе с ребенком и кладет их в миску. Посыпав камни сверху песком, залейте их водой и попросите малыша их достать. Сделайте акцент на том, что теперь все камни стали мокрыми и грязными. Для того чтобы вытащить их на сухую тарелку, предварительно их следует помыть в чистой воде.
    • Выполните задание под названием «Цветная водичка». С помощью него вы дадите понятие малышу о различиях между цветами, а также сделаете это в форме интересной сенсорной игры для детей. Задание начинается с того, что в 0,5 л бутылки наливается чистая вода. В крышку положите немного цветной краски. Для подобного эксперимента вам понадобится 5 бутылок и 5 разных цветов гуаши. Закрутите крышки и дайте малышу потрясти емкости. Обсудите с малышом то, что сначала вода была прозрачная, а после выполненных действий она стала зеленой, синей или красной.
    • «Смешиваем краски». Налейте в банку чистую воду и добавьте с помощью кисточки к ней красную краску. Пусть малыш возьмет другую кисточку и подмешает желтый цвет. После этого вы увидите, что вода приобрела зеленый оттенок. Продолжайте в том же духе, пока вода полностью не станет грязной. Затем вы можете положить на дно банки какой-нибудь небольшой предмет и закрасить воду. Дайте возможность малышу понять, что находится в таре.
    • Очень нравится детям игра «Вода в сите», проводить которую лучше всего в ванной во время купания ребенка. Для этого дайте малышу сито или стаканчик с дырочками и предложите набрать в него воду. Понаблюдайте над тем, что получится в итоге.
    • Сенсорная игра для детей «Тонет – не потонет» должна наилучшим образом объяснить ребенку, почему некоторые предметы тонут в воде, а другие нет. Для этого возьмите мячик, камушек, металлическую машинку, перышко и понаблюдайте над тем, что с ними будет происходить во время эксперимента.

    Помимо своего зрения и слуха, маленькие дети, исследуя окружающий мир, используют и тактильные ощущения. Потому им так нравится лепить из пластилина, шелестеть фантиками, плескаться в воде, водить карандашом по бумаге или стенам комнаты. Задача родителей - направить в необходимое русло сенсорное впитывание потока информации с помощью игр, тем самым открывая перед своим крохой более широкие возможности для обучения. Игры на тактильные ощущения развивают детское восприятие всевозможных предметов через прикосновение. Ребенок учится узнавать их, сравнивать, определять существующие между ними различия.

    Примеры тактильных игр.

    Можно сложить в «волшебный мешочек» пуговицы разной фактуры и величины, фигурки, колечки и т.д. Предложите малышу подержать пуговку. Затем, обратите его внимание на то, что пуговичка прыгнула в мешочек и спряталась. Пускай малыш найдет ее на ощупь среди прочих находящихся там вещиц. Создайте тактильную книгу-альбом, в которой будут храниться образцы всевозможных лоскутков тканей: шелк, шерсть, мешковина, наждачная бумага, пакет, бархат и другие. Листайте, рассматривайте вместе со своим чадом альбом, предлагайте ему тактильно определить свойства того или иного материала: мягкий, твердый, шероховатый или гладкий, колючий или пушистый. Закрыв глазки, ребенок, попробует отгадать, что вы положили ему в ладошку. Это может быть каштан, шишка, мячик, овощи, фрукты и т.д. Спрячьте в крупе, например гречке, игрушку. Малыш приложит все усилия, чтобы найти Ваш сюрприз.

    Стихи для тактильных игр с малышом.

    Носик с носиком встречался

    Носик носиком бодался.

    А потом «привет» сказал,

    Носик весь зацеловал!

    Ножки-ножки, топотушки!

    Попрыгушки, побегушки.

    Ножки сильными растут,

    Скоро быстро побегут!

    Ручки-ручки, все хваталки

    Крепко маму обнималки,

    Мы потянем ручки вверх,

    Скоро дорастем до всех!

    Пятки, розовые пятки,

    Поиграем с мамой в прятки!

    Мама спряталась: ку-ку!

    Я найти ее смогу!

    Этот мягонький животик

    Подарил нам бегемотик!

    Если пузик целовать,

    Малыш будет хохотать.

    Есть у ежика щетинка,

    Наша гладенькая спинка!

    Вот бежит сороконожка –

    Это мамина ладошка.

    Носик, носик, носопырка –

    Справа дырка, слева дырка

    А на кончике звоночек,

    Сам звенит, когда захочет.

    Щечки, сладенькие щечки

    Нежные, как лепесточки.

    Щечка – раз и щечка – два!

    Целовать давно пора!

    Все прекрасно слышат ушки,

    Наши ушки-непослушки!

    Когда глазки крепко спят,

    Ушки маму сторожат.

    Прилетел к нам ангелочек

    Сел на правый наш носочек

    Покачался и взлетел –

    На головушку присел.

    Прилетела к нам синичка

    Села (имя) на реснички

    Крыльями закрыла глазки,

    Чтобы снились (имя) сказки.

    Стихи для игр в ванной.

    Дождик, дождик, веселей! (брызгаем на малыша из пульверизатора)

    Капай, капай, не жалей!

    Только нас не замочи!

    Зря в окошко не стучи -

    Брызни в поле пуще:

    Станет травка гуще!

    Вот как дождик капает!

    Дождик, дождик, припусти, (поливаем кроху из леечки)

    Побежим мы за кусты,

    Встанем под осинкой,

    Накроемся корзинкой!

    Посмотри, как дождь льет.

    Дождик, дождик, посильней - (поливаем кроху из ковша)

    Будет травка зеленей,

    Вырастут цветочки

    На нашем лужочке.

    Дождик, дождик, пуще,

    Расти, травка, гуще.

    Вот какой сильный дождь пошел.

    Дождик, дождик, полно лить,

    Малых детушек мочить!

    «Рельсы-рельсы». Положите ребенка на животик. Поглаживайте его по спинке разнообразными движениями, приговаривая стишок:

    Рельсы-рельсы, (указательным пальцем поглаживаем ребенка вдоль спинки)

    Шпалы-шпалы, (поглаживаем ребенка поперек спинки)

    Ехал поезд запоздалый. (рукой, согнутой в кулак проводим по спинке ребенка с легким нажимом)

    Из последнего вагона

    Вдруг посыпался горох. (легко и быстро постукиваем малыша по спинке подушечками пальцев)

    Пришли куры - поклевали, (указательным пальцем «ставим точки» на спинке отрывистыми движениями)

    Пришли утки - пощипали, (слегка пощипываем кожу ребенка)

    Пришел слон - потоптал, (ладонью ставим «следы» по спинке)

    Пришел дворник - все убрал. (кончиками пальцев поглаживаем по спине - «сметаем»).

    С помощью такой нехитрой игры-массажа ребенок учится различать разную силу воздействия на кожные покровы, ассоциировать силу и характер прикосновений с действиями персонажей стихотворения. Массажные движения развивают чувствительность кожи, стимулируют кожные рецепторы, что способствует развитию тактильных ощущений.