Рассказ новогодняя елка. Многовековая история Новогодней елочки (11 фото)


Традиция отмечать Новый год и Рождество с переливающейся разноцветными огнями елкой привычна и таинственна одновременно. До сих пор можно только гадать об истоках этого обычая, а сама нарядная елочка имеет непростую многовековую историю.


Елка, украшенная золотистыми шарами и звездами.

Райское древо и йольское полено

Некоторые исследователи считают, что рождественская ель - напоминание о райском древе, где разыгрывалась история Адама и Евы. В соответствии с этой идеей традиционные елочные украшения, стеклянные шары, символизируют плоды райского древа.

По другой версии, обычай ставить и наряжать елку - это отголосок Йоля, древнего германского праздника в ночь зимнего солнцестояния. На Йоль полагалось украшать, а затем торжественно сжигать полено, как правило, дубовое или ясеневое. (И дуб, и ясень почитались как священные деревья.) Символами Йоля служили также падуб, остролист и плющ - ими украшали дома снаружи и внутри, стебли пшеницы и ветви вечнозеленых растений - из них плели корзины, в которых разносили подарки: яблоки и гвоздику.


Дети и йольское полено. Иллюстрация из книги «Aunt Louisa"s London toy books: the alphabet of games and sports» («Лондонские книжки-игрушки тетушки Луизы: алфавит игр и спортивных состязаний»). Лондон, 1870.

Рождественская ель в Европе

Кому и когда впервые пришла в голову мысль принести елку в дом перед Рождеством, точно не известно. Споры об этом далеко не так невинны, как могло бы показаться. Совсем недавно, в 2009-2010 годах между Латвией и Эстонией, выяснявшими, где елка появилась раньше - в Риге в XVI веке или в Таллине в XII столетии, дело едва не дошло до дипломатического конфликта.

Есть также сведения, что в том же XVI веке рождественский праздник с елкой устроил у себя в доме в саксонском городе Айслебене религиозный реформатор Мартин Лютер. Легенда о нем гласит, что однажды, идя в ночь на Рождество по лесу, он увидел, как на верхушку ели упала звезда.


Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей».

Украшенную фруктами и пряниками елку аскетичные лютеране не считали излишеством. К XVIII веку рождественское дерево стало привычным явлением во многих германских землях. Где-то елку подвешивали к потолку макушкой вниз - так она олицетворяла лестницу, спущенную людям с небес. Где-то маленьких елочек наряжали столько же, сколько было членов семьи и гостей, которых полагалось поздравить и одарить.

В Германии же - гораздо позднее, когда к концу XIX века оскудели ее леса, - изобрели первые искусственные елки. Их делали из гусиных перьев, которые красили в зеленый цвет.


Вигго Юхансен. «Светлое Рождество».

Немецкие принцы и принцессы, сочетавшиеся браком с иноземными августейшими особами или сами садившиеся на трон, банкиры, торговцы, учителя и ремесленники принесли рождественскую елку в другие страны Европы.

При британском дворе первую елку нарядили еще в 1760 году, в 1819-м лесная красавица стала частью придворного праздника в Будапеште, в 1820-м - в Праге.

В середине XIX века с рождественской елью познакомились Соединенные Штаты, и обязаны этим американцы, опять же, переселенцам из Германии.


Роберт Данкан. «Рождественская елка».

Петровский указ о праздновании Нового года

В декабре 1699 года Петр I специальным указом ввел в России юлианский календарь и повелел перенести встречу Нового года с 1 сентября на 1 января. В указе содержались предписания, как именно верноподданным следует веселиться. Новый год надлежало праздновать с фейерверками и обильным угощением. Москвичам, жителям тогдашней столицы, рекомендовалось украшать хвойными деревьями и ветвями: елью, сосной, можжевельником.

Праздничная елка по-настоящему прижилась в России только ближе к середине XIX столетия, хотя уже в начале века была частой гостьей в домах петербургских немцев. Коренному же населению пример подали монархи.


А. Ф. Чернышев. «Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская елка в Аничковом дворце».

Первая елка в императорском дворце была поставлена 24 декабря 1817 года, в сочельник, по приказу великой княгини Александры Федоровны, супруги будущего императора Николая I. Новшество домашнего обихода высочайших особ постепенно переняла знать. Поначалу елки почти не украшались. На ветвях укрепляли свечи, которые зажигали дважды: в сочельник и на само Рождество. Под деревце, чаще всего небольшое, стоящее на столе, клали подарки для членов семьи.

Павильон Екатерингофского вокзала в Петербурге в 1852 году стал первым общественным зданием, где под Рождество появилась елка. Крупное, почти упирающееся в потолок макушкой дерево, увешанное украшениями из цветной бумаги, положило начало традиции публичных елок, распространившейся на театры, дворянские, офицерские и купеческие клубы и собрания.

Упрочившаяся мода на елки дала толчок фантазии коммерсантов. В конце 1840-х - начале 1850-х годов возле Гостиного двора в Петербурге появились елочные базары. Солидные горожане с ребяческим азартом соревновались, у кого елка больше, гуще, затейливее наряжена. Над украшением не обязательно было ломать голову самому: швейцарские кондитеры продавали елки с готовым декором. Это стоило дорого, хотя и сущие копейки по сравнению с елочным убранством в некоторых богатых домах, где на зеленых ветвях развешивали бриллиантовые колье.

В последних десятилетиях XIX века арсенал украшений пополнился игрушками промышленного производства. Выбор был широк: стеклянные шары, объемные клееные фигурки из картона, съедобные миниатюрные зверюшки из сахара и миндаля, гирлянды, хлопушки и бенгальские огни, «золотой» и «серебряный» дождь.

Православные священники безуспешно, но упорно протестовали против елки как светского и даже «языческого» обычая. Они не могли знать, что пройдет не так уж много времени, и именно рождественскую елку объявят символом «религиозного дурмана».


А. Н. Бенуа. Новогодняя открытка. Конец XIX - начало XX века.

Приключения новогодней елки в СССР

В 1917 году большинству семей стало не до елок. Но это не помешало издательству «Парус» накануне 1918-го выпустить подарочную детскую книгу «Елка». В роскошный альбом, оформленный А. Н. Бенуа, вошли стихи и рассказы Корнея Чуковского, Саши Черного, Брюсова и курировавшего издание Максима Горького. Новая власть считала елку вполне уместным праздничным атрибутом для жителей послереволюционного Петрограда.


Кадр из диафильма «Ленин у ребят на елке». А. Кононов. Художник В. Коновалов. 1940 год.

«Комсомольские елки» устраивались еще в середине 20-х годов. Гонения на разукрашенное дерево, по сути, начались только в 1929-м, когда в партийной прессе официально осудили празднование Рождества. А вместе с ним, как «поповский обычай», - и рождественскую елку, якобы отравляющую детей «религиозным ядом».

Теперь елку если и приносили в дом, то тайно, ставя там, где ее нельзя было увидеть ни с порога, ни в окно. В окна специально с этой целью заглядывали бдительные добровольцы, патрулировавшие улицы с середины декабря.

Елка была «реабилитирована» в 1935 году после краткого обмена репликами между Сталиным и украинским партийным сановником П. П. Постышевым. «А не вернуть ли детям елку?» - спросил Постышев. Сталин идею одобрил, и его собеседник выступил в газете «Правда» с заметкой, где укорял «”левых” загибщиков», ославивших «детское развлечение как буржуазную затею». Публикация появилась утром 28 декабря - и всего за несколько дней по всей стране были организованы праздничные мероприятия с елками и налажено производство елочных украшений.

Советская елка никоим образом не должна была ассоциироваться с Рождеством. Украшения отражали дух времени. Голубую рождественскую звезду о семи лучах заменила красная пятиконечная. На елку вешали миниатюрные самолеты и автомобили. Крошечные пионеры, трактористы, представители народов советских республик соседствовали с героями сказок и фигурками животных. В конце 30-х компанию пополнили новые персонажи: Дед Мороз и Снегурочка.
В 1937-м были выпущены стеклянные шары с портретами Сталина, Ленина и членов Политбюро, но это начинание быстро сочли сомнительным с политической точки зрения.


Советская открытка. 1950-е годы.

Главные елки России

В декабре 1996 года впервые с дореволюционных времен гигантская елка была установлена на Соборной площади Кремля. С 2001-го по 2004 год роль новогоднего символа выполняло искусственное дерево, но с 2005-го на площади снова красуется живая ель. Ее заранее отбирают в Подмосковье по определенным критериям: дереву должно быть не меньше ста лет, и оно должно достигать примерно 30 метров в высоту. Победительницу определяет конкурс среди лесничеств. На Красной площади, где сотни москвичей и туристов встречают Новый год, в последние годы наряжают огромную искусственную ель.


Наряженная елка на Соборной площади Кремля.

Во многих домах сейчас стоит украшенная под Новый Год красавица-ёлка. Мне всегда было интересно, откуда пошёл этот красивый обычай и почему именно ёлке выпала такая честь. Давайте же углубимся в историю и ответим на все вопросы. Поскольку традиция наряжать ёлку изначально была связана с Рождеством, а не с Новым Годом, поэтому и пост про праздничное дерево я пишу только сейчас.

В дополнение к посту я покажу вам парочку ёлочных украшений 1960-х годов прошлого века. Они до сих пор используются по прямому назначению жителями одной из деревень Подмосковья, куда я специально отправился полюбоваться атрибутикой, встретившей не один десяток новых годов.

В мировой праздничной традиции часто фигурирует дерево - как один из древнейших символов жизни. Зелёные пальмовые ветви считались символом победы жизни над смертью в Древнем Египте. Дубовые ветки с золотыми яблоками использовались у друидов во время празднества зимнего солнцестояния. Вечнозеленое дерево своим жизнеутверждающим видом наиболее отвечает идеологии победы жизни над смертью.

Вообще традиция украшать елку очень древняя, ей свыше 2000 лет. Раньше люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. Люди старались задобрить этих духов, развешивая на деревьях угощения и подарки. Вечнозеленая ель занимала среди всех деревьев особое место: она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Раньше вместо игрушек вешали на деревья плоды разных деревьев, например:
яблоки - символ плодородия,
орехи - непостижимость божественного промысла,
яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.

У Рождественской елки в Европе есть прямой предшественник. Это было деревянное сооружение в форме пирамиды, обвешанное растительностью и украшениями. Подарки или сладости ставили на полки пирамиды. До появления рождественской елки такая пирамида считалась в Германии и северной Европе главным рождественским украшением.
Сейчас традиция Рождественских пирамид вовсе не умерла. Часто пирамиды в европейских городах можно встретить наряду с ёлками

Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к XVI столетию. Так, в немецком источнике, датированном 1561 годом, говорится, что на Рождество в доме может стоять не более одной елки. В XVII веке Рождественская елка уже была распространенным атрибутом Рождества в Германии и скандинавских странах. В Америку Рождественскую елку завезли немецкие поселенцы.

Чем украшали рождественскую елку& В 16-м веке в Германии елка украшалась фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями, позолоченными вещицами, сахаром. Вообще, традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанным яблоками. Успех Рождественской елки в протестантских странах был еще большим благодаря легенде о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигать свечи на рождественской елке.

Он же стал героем наиболее популярной легенды об украшении рождественского дерева: однажды в сочельник он шел домой через лес. Вечер был ясный и звездный. Когда он пришел домой, то поставил елку для своей семьи и прикрепил много свечей к ее густым веткам. Огоньки на ней были похожи на звезды на небе.

Идея же использовать электрические гирлянды вместо восковых свечей принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису. К тому времени нити электрических лампочек уже использовались в телефонных распределительных щитах, Моррису лишь пришло в голову развесить их на елке. А первые уличные Рождественские елки с электрическими гирляндами появились в Финляндии в 1906 году.

Существует легенда о том, почему мы украшаем елки блестящей мишурой.
Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед Рождеством она нарядила елку, но у нее было очень мало украшений. Ночью на елке побывали пауки, и переползая с ветки на ветку, оставили на ее ветвях паутину. В награду за доброту женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сверкающее серебро.

Так как первые Рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами, а позже были добавлены сладости, орехи и рождественские свечи, то такой груз был безусловно слишком тяжел для дерева. Поэтому немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения.

Сейчас новогодних и рождественских игрушек в магазинах предлагается огромное количество на любой вкус.
Мне же хочется показать вам несколько украшений 60-х - 70-х годов прошлого века, с какими встречали Новый Год и Рождество наши родители, найденных в одном из посёлков Истринского района Московской области.

Седой бумажный Дед Мороз

У меня никогда не было шаров "с вырезами", но они остаются одним из воспоминаний детства. Такие игрушки украшали ёлку в моём в детском саду

Если шишки-сосульки еще можно встретить в продаже, то бусы я не видел нигде

Весёлого Рождества!

Невозможно представить себе Новый год и Рождество без елки. Это обязательный атрибут праздника. Откуда же берет начало традиция устанавливать дома хвойное дерево на Рождество и Новый год?

СОХРАНИЛОСЬ МНОГО ЛЕГЕНД, КАЖДАЯ ИЗ КОТОРЫХ ПО-СВОЕМУ ТРАКТУЕТ ИСТОРИЮ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЕЛКИ. Вот некоторые из них. "В Рождественскую ночь все растения отправились в Вифлеем поклониться младенцу Иисусу. Первыми пришли пальмы, затем дошли чужестранцы - буки, березы, клены, дубы, магнолии, тополя, эвкалипты, гигантские красные деревья и высокие кедры. А с дальнего холодного Севера пришла маленькая елочка, которая на фоне других величественных деревьев выглядела очень уж скромной. Деревья делали все возможное, чтобы скрыть ее от глаз Божественного Младенца. Но вдруг на небе свершилось чудо - началось движение звезд. Они стали падать на землю и, падая одна за другой, опускались на ветки маленькой елочки, пока она не засияла сотнями огней". Так ель стала рождественским деревом.

Согласно другой легенде, ангелы пошли в лес, чтобы выбрать дерево Рождества. Поначалу они собирались выбрать могучий дуб. Однако один из ангелов возразил: "Нет, - сказал он, - мы не можем выбрать дуб. У него слишком твердая и слишком хрупкая древесина, а кроме того, из дуба делаются кресты для могил". Затем ангелы отправились дальше и подошли к буку. Тогда второй ангел сказал: "И бук мы не можем выбрать, потому что осенью он слишком рано увядает и быстро теряет свою листву". Когда они подошли к березе, третий ангел сказал: "Береза тоже не подходит, поскольку ее ветки обычно используют в качестве бичей для наказания провинившихся". Точно так же была отвергнута ива, потому что, по мнению четвертого ангела, дерево, которое почти всегда плачет, не может быть символом радости. Наконец ангелы подошли к ели. Ее вечнозеленый покров, стройность, приятный аромат хвои их поразили. Так ель стала деревом Рождества.

ЕЛЬ - СИМВОЛ БЕССМЕРТИЯ И ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ, ВОЗРОЖДЕНИЯ, НЕУВЯДАНИЯ, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности и терпения. Издревле люди верили, что ель защищает дом от нечистой силы. В период зимнего солнцестояния древние германцы специально подвешивали ветви ели к потолку, чтобы очистить свой дом. Вскоре еловые ветви заменило целое дерево. Ель подвешивали за корень к потолку: она символизировала солнце, освещающее землю, а корни дерева символизировали основу всего сущего. Таким образом земное как бы становилось отражением небесного. Среди германских народов существовал и древний обычай идти на Новый год в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами, цветными тряпочками и совершали вокруг нее новогодние обряды.

Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечи, яблоки, сладости.

После крещения германских народов эти обычаи и обряды начали приобретать христианский смысл, а елочки, устанавливаемые в домах, стали обязательным атрибутом сочельника (канун Рождества). Теперь такая елочка называлась Рождественским деревом. Рождественские традиции ориентировались не только на взрослых, но все больше и больше на детей.

НАЧАЛО ТРАДИЦИИ УКРАШАТЬ НОВОГОДНЮЮ ЕЛКУ, КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ СЕГОДНЯ, заложил Мартин Лютер, известный немецкий реформатор. Возвращаясь домой в канун Рождества, он был очарован красотой небосклона. Звезды сверкали даже между ветвями заснеженных веток деревьев, казалось, будто их кроны искрятся. Дома Мартин поставил на стол елочку, украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о Вифлеемской звезде. Мартин Лютер писал: "Как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечнозеленая ель приходит к нам в дом, дабы возвестить радость Рождества Христова".

В XVIII – XIX веках традиция украшения елки распространилась не только в Германии, но и Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании, а при Петре I - и в России. В 1699 году первый русский император издал указ, которым ввел новое летоисчисление - от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать по-европейски - 1 января. Указом Петра I всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями. После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома, причем эти елки стояли в трактирах круглый год - отсюда и выражение "елки-палки".

Новогодние празднества и традиция ставить елки возродились при Екатерине II. А украшать елки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую елку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай так понравился петербуржцам, что они стали устанавливать елки в своих домах. Отсюда эта традиция распространилась по всей стране.

В Англию традицию наряжать елку привез с собой муж королевы Виктории Альберт Саксен-Кобургский еще в 1841 году. Буквально спустя 10 лет вся Великобритания, следуя примеру королевской семьи, стала наряжать ель и устраивать вокруг нее семейные торжества и детские праздники.

В Америку елка попала примерно в то же время, что и в Англию. Этот обычай распространялся также благодаря немецким эмигрантам. Нарядное дерево, украшенное свечами и подарками, производило неизгладимое впечатление на соседей-немцев. И уже буквально на следующий год каждый хотел иметь точно такое же дерево и в своем доме. А в 1848 году в Нью-Йорке появился первый продавец елок. Так было положено начало новогодним базарам.

ЧТОБЫ ВОСПРЕПЯТСТВОВАТЬ МАССОВЫМ ВЫРУБКАМ ЛЕСА, немцы первыми создали искусственные елки. Сначала эти елки делались из гусиных перьев, окрашенных в зеленый цвет. Позже искусственные елки получили широкое распространение не только в Европе, но и Америке.

Во Франции брат Наполеона I Жером Бонапарт, будучи королем Вестфалии, наряжал рожденственскую елку яркими подарочными письмами, а придворные должны были их снимать. Первая елка была установлена во Франции в саду Тюильри. До сих пор во Франции в Провансе на елку вешают раскрашенные яичные скорлупки.

Традиций украшать елку множество. Но лучше всего положиться на собственную фантазию, дать волю воображению, и тогда дерево Рождества подарит вам аромат детства, счастье и радость, веселое настроение.

С наступающим Новым годом и Рождеством!

История Новогодней елки насчитывает много тысячелетий. «Прообразом» этой очаровательной и нарядной героини новогодних праздников стало Мировое Дерево. В древние времена оно символизировало собой устройство мира и само считалось центром мироздания. Его корни, уходящие глубоко в землю, - преисподняя. Его мощный ствол с ветвями - наш наземный мир, его крона, тянущаяся в небеса, - Рай, связь человека с Высшими Силами. У славянских народов Мировое Дерево ассоциировалось с березой, у древних египтян - с пальмой. В Греции центр мира олицетворял собой кипарис, в Риме - фиговое дерево, а у кельтских народов - омела.

Окончательно традиция украшать дома деревьями сформировалась только в Средние Века. День зимнего солнцестояния (22 декабря, самый короткий день в году) считался особенным, так как именно на него, по поверьям, выпадал день рождения Адама и Евы. Поэтому в старину в этот день люди устанавливали в своих домах вечнозеленые растения, украшенные красными яблоками. Впрочем, вместо настоящих яблок на хвойные праздничные деревья уже в 15 веке стали вешать стеклянные шары и другие игрушки круглой формы.

Новогодняя елка - символ Нового года и Рождества

Приблизительно в это же время ель становится символом Рождества (которое отмечается 25 декабря и по дате почти совпадает с днем рождения Евы и Адама). Как уверяют письменные источники, впервые на рождественские праздники наряженную елку установили в немецком городе Страсбурге, в начале 16 века. За несколько столетий эта красивая традиция распространилась по всей Европе. А к началу 19 века она добралась и до Америки.

Новогодняя елка на Руси

На Руси первая новогодняя елка появляется благодаря Петру I. В 1699 году он издал указ вести летоисчисление, как принято в странах Европы, от Рождества Христова. И отмечать наступление Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января пышными торжествами с нарядными елками, фейерверками и застольями. Правда, приживалась на Руси эта традиция очень долго, более 100 лет. Для многих людей символом Нового года (который до Петровской эпохи отмечали 1 марта) оставалась русская березка. Первая «государственная» елка в честь Новогодних праздников было установлена только в 1881 году, по приказу Великой Княгини Александры Федоровны.

Какой-то период времени после революции 1917 года Новогодняя Елка считалась буржуазным пережитком. Но уже с 1935 года традиция встречать с ней Новый Год вернулась. В наши дни в дни новогодних торжеств нарядные елочки украшают не только все дома, но и главные площади многих столиц мира. Причем, некоторые деревца выглядят очень необычно!

Самые необычные Новогодние Елки

Плавучая искусственная Новогодняя Елка на озере Лагоа в Рио-де-Жанейро . Ее вес - более 530 тонн. Эта елочка входит в Книгу рекордов Гиннесса.

Елка в Мехико 2009 года. Ее высота - 110 метров (40-этажное здание, 1/3 Эйфелевой башни), а вес игрушек - более 300 тонн.

Елка в Абу-Даби , в Арабских Эмиратах, установленная в 2010 году. Она была украшена шарами из чистого золота и серебра. Считается самой дорогой новогодней елкой в мире.

Впрочем, даже самая маленькая и скромная елочка обязательно принесет в ваш дом радость и ощущение настоящего праздника. Ведь Новый Год уже немыслим без этого очаровательного живого деревца, красивого символа Вечности и Бесконечности Мира.

Первое письменное упоминание о ели как новогоднем дереве встречается в хронике французской провинции Эльзас за 1600 год. Однако ее родиной принято считать Германию. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку в канун Рождества положил немецкий реформатор Мартин Лютер.

Именно он, возвращаясь домой перед встречей Рождества в 1513 году, был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Почему в качестве новогоднего дерева выбрана именно ель? Напомним, что наши предки относились к деревьям, как к живым существам. На Руси таким особо почитаемым, культовым деревом была береза. Зеленая пахучая лесная красавица ель издревле считалась деревом мира у древних германцев. Они верили, что в ее ветвях обитает добрый «дух лесов» — защитник справедливости и всего живого. Не случайно перед боевыми сражениями воины собирались на совет именно у ели, надеясь получить ее защиту. А еще потому, что это дерево олицетворяло собой бессмертие, верность, бесстрашие, достоинство, тайну неувядания, вечную молодость. Со временем возник обычай задабривать добрых духов, которые зимуют в вечнозеленых ветвях ели, украшая ее пушистые ветки подарками. Этот обычай родился в Германии, а позднее обряд почитания ели заимствовали голландцы и англичане.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесным орехом.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

XVIII век выбрал ель королевой новогоднего праздника сначала в Германии, а позже во многих странах Европы. В России ель сделала первый шаг по закреплению за собой статуса ритуального новогоднего дерева по европейскому образцу после выхода указа Петра I «О праздновании Нового года». В нем предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...»

В указе, однако, речь шла еще не конкретно о елке, а вообще о хвойных деревьях. Кроме того, в нем конкретно предписывалось «учинять украшения» уличного пейзажа, а не внутреннего убранства домов. Царев указ, безусловно, подтолкнул становление на Руси европейского обычая ставить елку, но после смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

Европейскую традицию ставить елки в канун Рождества первыми поддержали петербургские немцы, составлявшие не менее трети населения северной столицы. Этот обычай со временем переняла петербургская знать. Постепенно популярность рождественского дерева охватила и другие слои общества. Массовая мода на рождественскую ель вспыхнула в 40-е годы XIX века. Этот факт отмечала в 1841 году газета «Северная пчела»: «У нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества Христова... украшением заветной елки сластями и игрушками».

Нарастающей популярности новогодней елки способствовала коммерция, организованная вокруг нее предприимчивыми петербургскими кондитерами, которые не только устраивали продажу елок за большие деньги, но и придумали сопутствующий кондитерский антураж — укрепленные на них сладости и свечи.

У Гостиного двора, а позднее на рынках организовывались елочные базары, «лесной товар» на которые поставлялся узревшими свою выгоду русскими мужиками.

О подобной рождественской распродаже красочно рассказал в своей известной книге «Лето Господне» И. Шмелев: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь... На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться... До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо — в дыму — лиловое, в огне. На елках иней...»

Впервые наряженная зеленая красавица публично засветилась праздничными огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерингофского (ныне Московского) вокзала. А к концу XIX века новогодняя елка прочно обосновалась сначала в губернских городах, а позднее и в помещичьих усадьбах.

Вскоре общественность из числа охранителей природы подняла голос в защиту елей в условиях ее разрастающейся вырубки. Уже с начала XX века появляется мода на искусственные ели, которые тогда были капризом и признаком особого шика людей состоятельных. Такой факт отразил в своем многотомном труде «Быт русского народа» А.В. Терещенко, упомянув о петербургском богаче, заказавшем искусственную елку высотой в 3,5 аршина (примерно 2,5 метра). Ее верхняя часть была обвита лентами и дорогой материей, украшена дорогими игрушками и женскими украшениями, а нижняя — разнообразными плодами и конфетами.

Постепенно елка становится центром всего новогоднего праздника. Ее заранее украшают, на нее вешают подарки, вокруг нее водят хороводы.

После Октябрьской революции 1917 года новогодняя елка как буржуазный и религиозный пережиток прошлого оказывается в опале и исчезает из общественной жизни наших соотечественников на долгие восемнадцать лет. Ее счастливое возвращение можно датировать 1935 годом, когда в газете «Правда» была опубликована заметка «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». С изгнанием и забвением лесной зеленой красавицы было покончено, традиция устанавливать елку как ритуальное новогоднее дерево вновь стала и в советской истории набирать силу.

В наши дни наряженную елку стремятся доставить и установить даже в тех краях, куда ее надо привозить специально, например, на кораблях, бороздящих океан за экватором.

Новогодний калейдоскоп

Исследования французских социологов выявили, что в шестилетнем возрасте в Деда Мороза верят все дети, к восьми годам — только четвертая часть, а среди десятилетних таковых практически нет. Отсюда следует очень важный вывод: осчастливьте в Новый год малышей, ведь вера в чудо так недолговечна.

В Англии обычай использовать в качестве новогоднего дерева ель для украшения улиц утвердился в середине XIX века, после того как королева Виктория и принц Альберт устроили первую новогоднюю елку в Виндзорском замке в 1840 году. В наши дни главная елка страны устанавливается в самом сердце Лондона— на Трафальгарской площади. Каждый год ее доставляют из столицы Норвегии Осло в знак признательности британцам за помощь во время Второй мировой войны.

Во Франции елка впервые появилась при дворе короля Луи-Филиппа, который установил ее по просьбе жены сына, бывшей по происхождению немкой.

В 1877 году Йоханнес Эккорд из Германии изобрел музыкальную приставку для елки. Механизм заводился ключом, после чего елка начинала медленно вращаться в ритме вальса.

В США до сих пор рассказывают предание о том, что первый американский президент Джордж Вашингтон встречал Новый год во время войны за независимость с елкой, привезенной из Германии солдатами-добровольцами. Четырнадцатый президент США Франклин Пирс принес традицию установления рождественской елки в Белый дом. А в 1923 году президент Калвин Кулидж положил начало церемонии торжественного зажигания елки, которая происходит теперь ежегодно на лужайке перед Белым домом.

Гордые и независимые испанцы до сих пор называют новогоднюю ель «немецким деревом».

По данным Книги рекордов Гиннесса, самое высокое новогоднее дерево было установлено в декабре 1950 года в Нордгейтском торговом центре Сиэтла (штат Вашингтон). Его высота составила 67,36 метра. Роль елки выполнила пихта.

А самую большую в мире живую елку нарядили жители итальянского города Губбио. Почти 15 километров электрических гирлянд украсили 65-метровую ель, растущую на склоне горы Инджино.

Ель — род хвойных вечнозеленых деревьев семейства сосновых. В благоприятных условиях она может достигать 45-метровой высоты и 100 сантиметров в диаметре ствола. Существует около 45 видов ели. Среди них есть финская и сибирская, черная и красная, японская и индийская, корейская и тянь-шаньская, канадская и сербская.

Ели различаются по характеру роста, виду ветвей, цвету хвойного покрова. Ели бывают плакучие, гирляндные, змеевидные, золотистые и серебряные, пирамидальные и кипарисовые. Ель Глена, растущая на юге Сахалина, южных Курильских островах и в Японии, охраняется государством.

Растет ель главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Она является одной из главных лесообразующих пород. Древесина мягкая, используется в строительстве, для производства лучших сортов бумаги, музыкальных инструментов. Из ели добывают смолу, скипидар, канифоль, деготь; делают искусственный шелк, кожу, спирты, пластмассы и пр. Один кубический метр еловой древесины — это примерно 600 костюмов и 4000 пар вискозных носков.