Беседа на тему:"Моя семья". Тема: Моя семья

Оксана Писанова
Беседа «Моя семья - радость»

Тематическая беседа «Моя семья- радость »

Цель : формировать у детей представление о семье и своём месте в ней .

Задачи :

Учить детей называть членов своей семьи ; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга;

Понимать роль взрослого и ребёнка в семье ;

Вызывать у ребёнка гордость за свою семью .

1 часть. Вводная

Воспитатель (показывает детям трафареты домиков) . Ребята, что это такое?

Дети. Домики.

Воспитатель. Хотите в таком домике жить?

Воспитатель. Выберете себе домик, который вам понравился, и нарисуйте в нём себя.

Дети выполняют задание.

2 часть. Информационная

Воспитатель. Хорошо вам в вашем домике?

Воспитатель. А не скучно в нём жить одному?

Дети. Скучно.

Воспитатель. Ребята, а кто вас утром будит, чтобы в детский сад не опоздать?

Дети называют маму, папу, бабушку и т. д.

А вы маму свою любите?

Воспитатель. А за что вы любите маму?

Дети (перечисляют) . Покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги и т. д.

Воспитатель. Значит, мама у вас какая?

Дети (перечисляют) . Добрая, заботливая, любимая, красивая, ласковая.

Воспитатель. А вы хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике?

Дети «селят» маму в домике. Радуются.

Воспитатель. Ребята, а кто в вашей семье водит машину ?

Дети. Папа.

Воспитатель. А вы папу своего любите?

Воспитатель. А за что вы папу любите? Что он делает хорошего?

Дети (перечисляют) . Покупает конфеты, катает на машине, учит ездить на велосипеде, играет в футбол.

Воспитатель. Значит, папа у вас какой?

Дети (перечисляют) Хороший, умный, добрый, сильный, спортивный.

Воспитатель. Хотите поселить папу в своём домике?

Дети «селят» папу в домик.

Воспитатель. Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите? Хотите их поселить в свой домик?

Дети «селят» в домик братьев, сестёр, если таковые есть в семье .

Ребята, а кого в семье живёт бабушка ?

Дети отвечают.

А бабушку вы любите?

Воспитатель. За что?

Дети (перечисляют) . Она добрая, гуляет с нами, забирает из садика, покупает мороженое.

Воспитатель. И бабушку поселите в свой дом?

Воспитатель. А дедушку вы тоже любите? Тогда и дедушку давайте поселим в свой домик.

Как хорошо вам теперь живётся в своём домике! Не скучно! Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга. Хорошо, что у вас есть семья !

Физкультминутка

Воспитатель. Какое время года сейчас на дворе?

Дети. Зима.

Воспитатель. А чем вы любите заниматься с мамой и папой на улице?

Дети отвечают.

А снеговика вы лепили?

Воспитатель. Давайте, мы с вами слепим снежную бабу!

Сегодня из мокрого снежного кома

Мы снежную бабу лепили у дома

Стоит эта баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдёт.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает : «Чужой во дворе!»

3 часть. Проблемная.

Воспитатель. Ребята, а вас любят в семье ?

Воспитатель. Как вы догадались, что вас любят?

Дети. Нас целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют.

Воспитатель. Ребята, а за что вас любят в семье ?

Дети. Кушаем хорошо, слушаемся, маму и папу любим, помогаем маме и папе, игрушки убираем.

Воспитатель. Молодцы! Значит, и вы тоже заботитесь о своей семье : слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых : маму, папу, дедушку, бабушку, братиков и сестрёнок – всю свою семью . Как хорошо, когда у человека есть дружная семья !

А если в семье заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир , дружба и любовь.

4 часть. Стимулирование детских вопросов

Семья Аристовых предлагает посмотреть свой семейный альбом, где фотографии Варвары, мамы, папы, и брата. Дети задают вопросы.

5 часть. Символизация.

Воспитатель. У наших пальчиков, посмотрите, дружная семья . Давайте поиграем с семьёй пальчиков .

Пальчиковая игра «Семья »

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья .

6 часть. Итог занятия.

Ребята, что мы с вами сейчас делали? Что вам понравилось?

Все свои работы вы можете забрать домой и показать своим родителям.

Экологический КВН для детей 5 - 6 лет «Знатоки природы»

Цель : формировать познавательный интерес дошкольников с общим недоразвитием речи к миру природы.

Задачи :

Закрепить знания, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений;

Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам, соперникам;

Закреплять навык отвечать полным ответом, следить за правильным произношением

звуков, активизировать словарь.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций о природе : «Дикие животные» , «Домашние животные» , «Времена года» , «Перелётные птицы» .

Чтение художественной литературы : И. Винокуров «Кто как зимует» ; М. Пришвин «Этажи леса» ; Н. Сладков «Птичьи столовые» ; И. Бунин «Метель» ; Е. Благинина «Рябина» ; С. Михалков «Прогулка» ; В. Бианки «Лесные домишки» ; Э. Успенский «Проказы старухи зимы» ; В. Чарушин «Что за зверь» ; пословицы.

Экологические беседы «Как помочь птицам зимой» ; «Живые ли деревья зимой» ; «Мой домашний любимец» ; «Как живётся диким животным в лесу» ; «Кто в лесу «вредный» , а кто «полезный» ?»; «Природа и человек» ; «Правила друзей леса» .

Оборудование : песочные часы, юла со стрелкой, карточки с заданиями, жетоны за правильный ответ.

Ход КВНа.

1. Воспитатель читает стихотворение :

Я сорвал цветок,

И он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к природе

Можно только сердцем.

2. Сообщение темы КВНа.

Тема нашего КВНа «Знатоки природы» .

Мы с вами сегодня совершим путешествие в мир природы, наш КВН выявит, кто из команд лучший знаток природы, и заслуживает звание самой дружной, весёлой и находчивой.

Мы начинаем КВН! Для того чтобы начать игру, нужно разделиться на команды. У меня в мешочке фишки двух цветов : красные и зелёные. Вы берете каждый по одной фишке, кто вытянул красную фишку, образуют команду «Ёлочка» , кто вытянул зелёную – «Грибок» . Выберите себе капитана.

Команды определены, теперь разрешите представить жюри : это родители нашей группы они будут оценивать, ответы и каждой команде, будут выставляться баллы.

Объявляю о начале игры!

1 конкурс – разминка «Договори пословицу» .

Без труда не вынешь рыбку из …. (пруда) .

Слово не воробей, вылетит…. (не поймаешь) .

За двумя зайцами погонишься, ни одного…. (не поймаешь) .

Знает кошка, чьё мясо…. (съела) .

2 конкурс «Подбери слово»

Вам нужно подобрать слова с противоположным значением.

Лес может быть густым, а может быть и…. (редким)

Волк- зверь большой, а ёж…. (маленький)

Весна бывает ранняя, а бывает…. (поздняя)

Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины…. (горькие) .

Январь год начинает, а декабрь…. (кончает)

Зимой, особенно в феврале, часто бывают метели, т. е…. (вьюга,пурга) .

3 конкурс «Собери и расскажи»

Как вы думаете, природа зависит от человека?

Дети : Да, мы можем её защитить.

Посадим маленькие деревца, чтобы они очищали воздух.

Кормим зимой птиц, делаем им кормушки.

Летом высаживаем цветы для красоты и. т. д.

Дети : На отдыхе не оставлять мусор.

Нельзя рубить деревья.

Нельзя охотиться на животных.

Рвать цветы охапками и. т. д.

Вам нужно собрать картинку и рассказать, о ней.

4 конкурс «Загадки»

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)

Маленькие ножки, боится кошки, живёт в норке, любит корки. (Мышь)

Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает. (Зимой)

На потолке, в уголке висит сито, не руками свито. (Паутина)

Вьётся верёвка, на конце головка. (Змея)

Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Весной)

У стеклянных берегов не бывает рыбаков. (Аквариум)

5 конкурс «Что сначала, что потом» .

Команды должны расставить цифры под картинками (произрастание растений) .

Игровая пауза.

6 конкурс «Нарисуй закрытыми глазами животное»

Команда «Ёлочка» рисуют – кошку.

Команда «Грибок» – лису.

7 конкурс «Блиц» - «Занимательные вопросы» .

Для команды «Ёлочка» .

У кого из животных есть иголки? (Ёж, ехидна)

Кто в лесу всю зиму спит? (Медведь, барсук, ёж)

Чем выделяется берёза среди других деревьев? (Цветом ствола)

Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)

Для команды «Грибок» .

Кого называют шатуном? (Медведь) .

У какого домашнего животного есть рога и копыта? (Бык, корова, коза, баран, овца,

Какое животное можно назвать длинноухим? (Заяц, осёл)

Птица, в которую превратился «гадкий утёнок» ? (Лебедь)

8 конкурс «Живые картинки»

Воспитатель : Сейчас нашим командам предстоит выполнить ещё одно интересное задание. Надо «оживить» некоторые из этих картинок, без слов при помощи движений. Это будет загадка- пантомима для команды соперников. Капитаны команд вытягивают по две картинки. Жюри оценивают не только правильность ответов, но и остроумность, точность пантомимы.

Команда «Ёлочка» : медведь, волк.

Команда «Грибок» заяц, ёжик.

Итог :

Ну, вот и подходит к завершению наша игра.

Воспитатель читает стихотворение :

Не привыкайте к чудесам! Прикладывайтесь к родникам -

Дивитесь им, дивитесь! Ничто не повторится!

Не привыкайте к небесам! За мигом миг, за часом час

Глазами к ним тянитесь! Впадайте в удивленье.

Приглядывайтесь к облакам, Всё будет так и всё не так

Присматривайтесь к птицам, Через одно мгновенье!

Попросим жюри объявить результаты.

Давайте все вместе порадуемся за наших победителей, крикнем им «УРА!»

Вы поняли, что для того чтобы победить, нужно быть дружными, умными и наблюдательными.

А теперь перейдём к самому приятному – награждению.


Беседа на тему «Для чего нужна семья?»

Подготовила и провела:

Педагог-психолог Калашникова Н.Л.

Счастье – это когда у тебя есть

большая, дружная, заботливая семья.

Д.Бернс.

Цель : формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, к жизненным ценностям семьи.

Задачи: развивать ответственность за свою семью,

помочь оценить свое место в семье и роль семьи в жизни ребенка.

Психолог:

Всем говорю я: «Здравствуйте!»

Добрый день, друзья!

День наступил прекрасный,

Потому что в нем ВЫ и Я!»

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

Психолог. Сегодня тема нашей беседы посвящена семье и семейным ценностям. - А что такое семья в вашем понимании? (семья – это мужчина и женщина, у которых есть дети, это близкие люди, родные, любимые люди, готовые тебе помочь в любую минуту, это опора и защита и др.)

Семья- это самое главное в жизни. Это близкие и родные люди, без которых не может быть нас, это те, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем также.

Семья – это святое слово

И обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

А сейчас я хотела бы, чтобы вы на мгновение закрыли глаза и представили ваших родных и близких людей, тех,кто живет рядом с вами. Кого вы себе представили? (Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Все они – ваша семья).

Большинство из вас счастливы в своих семьях.

А что такое счастливая семья?

А какую роль играет семья в вашей жизни и какую роль играете вы в семье?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы разделимся на 2 группы.

Итак, задание для 1 –ой группы: написать на листочке, что делает семья для вас, а 2-ая группа пишет, что делают они для семьи.

Как вы думаете, что важнее, вы для семьи или семья для вас?

Психолог : Действительно, семья - это частичка тебя самого, это самое главное,что есть в жизни человека. Здесь мы учимся жить, строить отношения с людьми, любить, заботиться о близких и отвечать на заботу.

В семье вы чувствуете тепло и заботу, потому что вас окружают добрые люди: мама и папа, братья и сестры. Семья для вас является опорой и защитой.

Ваши родители, бабушки и дедушки - это самые близкие люди, которых вы радуете своими успехами, добрыми делами, вы заботитесь о них и бережете их.

Семья – это место, где вас ждут, любят, понимают и принимают такими, каковы вы есть.

Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи, который отмечают 15 мая.В семье идёт всё своим чередом: рождаются дети, взрослеют, становятся родителями, затем бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками. Когда они были маленькими, их воспитывали и заботились о них, став родителями, они заботятся о детях и о своих родителях. И так идёт из поколения в поколение.

Запомните основную обязанность семьи: «Воспитание детей и уход за больными и пожилыми членами семьи».

Учитель - Ребята, как вы думаете, что такое настоящая семья?

(отвечают учащиеся).

Настоящая семья, это не семья из 3-х человек, как принято сегодня. Идеальная настоящая семья это: бабушка, дедушка, мама, папа и трое детей. Так и получается – семь я . Поднимите, пожалуйста, руки, у кого сейчас такая семья. Таких семей у нас – …! Ребята расскажите о своих семьях. (Рассказы учащихся).

Психолог. А теперь давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете свою семью. (анкеты №1,2)

Психолог. Ребята, а что же в ваших семьях самое дорогое, что берегут и передают из поколения в поколение?

Верно, это традиции и семейные ценности . Наверное, в ваших семьях есть какие-то свои традиции. Расскажите о них. (Дети рассказывают). А какие семейные ценности для вас самые важные? (Отвечают).

Скажите, куда вы возвращаетесь каждый день после школы? (домой).

А что же такое дом? Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом, заставленный добром, - ещё не дом.

И даже люстра над столом, - ещё не дом.

И на окне с живым цветком – ещё не дом.

И даже с чайником баском – ещё не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим Теплом.

О каком же Тепле идёт речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

(Учащиеся предлагают свои варианты ответов).

Психолог. Конечно, в ваших юных сердцах зарождается и с годами будет крепнуть это чувство - Любовь к дому своему.

Психолог. А как создать Тепло нашего дома? Расскажите, пожалуйста, о тёплых отношениях, сложившихся в ваших семьях. (Дети рассказывают).

Действительно, хочется вернуться и жить в том доме, где живет счастье!

Психолог . Среди народов бытует огромное число пословиц, касающихся семьи и семейных ценностей. Вдумаемся же в их мудрые суждения.

Вашему вниманию представлена русская пословица: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Как вы это понимаете? (отвечают) (все в доме, здоровые, счастливые, в семье сложены тёплые отношения) и т.д.

Лучше матери друга не сыщешь. (Русская)

Сердце матери лучше солнца греет. (Марийская)

Материнская забота и на дне моря спасёт. (Русская)

Отец сына на худо не научит. (Русская)

Кто слушает родителей – не обеднеет. (Абхазская)

Береги отца и мать – других не сыщешь. (Русская)

Наши родители не – гонители. (Русская)

У дитя заболит пальчик, а у матери сердце. (Украинская)

Родители детям плохо не скажут. (Мордовская)

Что есть в сыне лучшего – от родителей. (Армянская)

Ради ребёнка мать и в огонь бросится. (Белорусская)

Слушай наставления отца- матери – не заблудишься. (Белорусская)

Психолог. Разминка прошла успешно. Теперь конкурсные задания.

Задание№1

Из набора слов, которые вы сейчас получите в конвертах, составьте пословицу.

Можно изменять падеж, форму, добавлять предлоги и частицы.

Семья, куча, страшна, туча. (Семья в куче – не страшна туча.)

Дети, тягость, радость. (Дети не в тягость, а в радость.)

Дом, вести, рукав, трясти. (Дом вести – не рукавом трясти.)

Семья, клад, лад, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.)

Задание№2

Вам надо поправить то, что будет неверно.

Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).

У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).

Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

Задание№3

А теперь продолжите пословицу.

Гость на пороге – счастье в … (доме).

Дом без хозяйки … (сиротка).

Дом вести … (не бородой трясти).

Яблоко от яблони … (не далеко падает).

Чем богаты, … (тем и рады).

В гостях хорошо, … (а дома лучше).

--Когда семья вместе,… (так и душа на месте).

-- Ребенок учится тому, …(что видит у себя в дому, родители – пример тому).

Психолог. Итак, я надеюсь, ребята, сегодня вы поняли, что Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи, ее традиций и ценностей.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Психолог: У меня для вас, дорогие ребята, есть пожелания.

Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.

Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.

И помните слова Марины Цветаевой:

«Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».

Анкета «Я и моя семья» №1

Вопросы анкеты:

    Кто глава вашей семьи?

    Чем ты огорчаешь родителей?

    Чем ты их радуешь?

    Как тебя наказывают родители?

    Просишь ли ты прощения?

    Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

    Часто ли бывают случаи, когда родители не справедливы по отношению к тебе?

    Какие у тебя отрицательные черты характера?

    Можешь ли ты доверять свои тайны семье? Кому?

    Что хотел бы ты изменить в своей семье?

Анкета «Я и моя семья» №2

    Любимая песня мамы.

    Любимое воспитательное выражение твоих родителей.

    Знаешь ли ты историю знакомства мамы и папы?

    Назови лучшие черты характера папы.

    Есть ли у тебя тайны от родителей?

    Ты получил двойку. Как ты говоришь об этом родителям?

    Ты на неделю уезжаешь из дома. Будешь ли скучать?

    Если бы ты стал волшебником, что сделал бы ты для семьи?

    Что для тебя главное в семье?

    Какая семья будет у тебя?

Литература: Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов / Авторы-составители: Лунина Е. И., Шепурёва Н. С. – Ростов р/Д: Феникс, 2002. Изд. 2-е. – 384

Беседа на тему: «Семья глазами детей»

Цель: Продолжать формировать представления детей о семье и её членах.

Задачи:

Образовательные : Учить правильно называть членов семьи. Дать понятие «семья».

Развивающие : Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Воспитательные : воспитывать любовь и уважение к своим родным;

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация».

Материал и оборудование : письмо с загадками, отдельные картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, картинка «домик».

Ход:

    Организационный момент.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Воспитатель: Ребята, почтальон Печкин прислал письмо. Давайте посмотрим, что в нем.

(воспитатель открывает письмо.)

    Беседа. Загадки о членах семьи.

Воспитатель : Что же это за письмо, давайте посмотрим. Да тут загадки, ребята. Вот послушайте:

Кто стирает, варит, шьет

На работе устает

Просыпается так рано?

Лишь заботливая ….

Дети: мама.

Воспитатель : Молодцы ребята, правильно .

(воспитатель достает картинку мамы и вставляет в панно домик).

Беседа (опрос 2-3 детей)

А как зовут вашу маму?

Как мама называет тебя ласково?

-– Кто ты для мамы?

А в чем вы помогаете маме по дому?

Дети: ответы.

Воспитатель: Замечательно. Еще одна загадка:

Кто научит гвоздь забить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете ребята

Это наш любимый …

Дети: папа.

Воспитатель : Правильно, хорошо

(воспитатель достает картинку папы и вставляет в панно домик)

Беседа (опрос 2-3 детей)

А как зовут твоего папу?

Кто ты для папы?

Какой он папа?

Дети: ответы.

Игра «Радость или огорчение»

Воспитатель : Мы уже говорили о том, что в семье вас любят, заботятся о вас. А как вы заботитесь о своих близких? О маме? О папе? Ваши поступки могут радовать или огорчать ваших близких.
Почтальон Печкин прислал нам кружки: красные и синие. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (синий)? Сейчас я вам раздам кружки и мы с вами поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

    Вы съели на завтрак всю кашу;


    Разбросали по комнате все игрушки;


    Помогли маме мыть посуду;


    Нарисовали и подарили папе красивый рисунок;


    Порвали новую книжку;


    Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

Воспитатель : Молодцы. Хорошо давайте следующую загадку:

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша …

Дети : бабушка.

Воспитатель : Молодцы, конечно…

Беседа (опрос 2-3 детей)

А как зовут бабушку?

Кто ты для бабушки?

Что умет делать бабушка?

Что вы любите делать вместе?

Дети : ответы.

Воспитатель : Молодцы, следующая загадка:

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед – Мой родной, любимый….

Дети : дед.

Воспитатель : молодцы ребятки, правильно.

Беседа (опрос 2-3 детей)

А как его зовут?

А кто ты для него?

А кто хочет рассказать про своего деда?

Дети : ответы.

Воспитатель : замечательно ребятки, но у меня осталась еще загадка, послушайте:

Кто загадки отгадает

Тот своих родных узнает.

Все родные с кем живете,

Непременно вам друзья,

Вместе вы одна …

Дети : семья.

Воспитатель : А все эти люди вместе называются одним словом – Семья.

А давайте ребята покажем всю семью на ладошках.

    Пальчиковая гимнастика «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – это я,

Вот и вся моя семья.

Воспитатель : ребята посмотрите вот наша семья. Скажите, а кто здесь нарисован.

Дети : семья (перечисляют всех)

Воспитатель : правильно ребятки, а кто, кем приходится? А давайте мы попробуем посчитать, кто живет у нас в квартире!

Ребята бывают еще большие и маленькие семьи. Маленькая семья , это папа, мама и ребенок. Если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья.

(Воспитатель просит 2-3 детей вспомнить и определить, какая у него семья – маленькая или большая, назвать всех членов семьи по именам.)

Итог занятия . Ребята о чем мы сегодня с вами занимались на занятии? Каких членов семьи вы знаете? Что больше всего вам понравилось на занятии? Почтальон Печкин вам очень благодарен за ваши ответы, которые помогли отгадать загадки о семье.

Картотека бесед

(подготовительная группа) по теме: «Моя семья»

Беседа для детей подготовительных групп №1

«Сердце семьи»

Цель: Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.

Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.

Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира.

Ход беседы:

На занятиях в группе мы рассказывали друг другу, кто живёт в наших семьях, как кого зовут, чем они занимаются. А теперь скажите мне, зачем человеку семья? Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? А что семью разрушает?

Семья должна учить любить,

Жалеть и вежливыми быть.

Когда семья такою станет,

Другая сразу жизнь настанет!

– А кто ещё знает стихи о семье?

– Когда всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье? Покажите мне радость. Вот радость в нашей семье. Модель «Радость» устанавливается на сердце.

Радость – это свет в окошке,

Радость – ягоды в лукошке,

Радость – тысяча улыбок,

Радость – стая мелких рыбок.

Радость в сердце жить должна.

Очень нам она нужна.

– Сейчас мы подарим нашим семьям кусочек Радости. Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью. Дидактическая игра «Подари семье радость». Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т.д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость». Например: «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение. Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».

– Радость в одиночку в семье не живёт,

С ней всегда за ручку Доброта идёт. Заботитесь ли вы о своей маме? Как? Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых? Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? Назовите нежно маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата. Можем ли мы подарить нашим родным счастье? Модель «Счастье» устанавливается на сердце.

Мы сами можем сделать себя счастливыми!

Хорошим поведением, заботой, уважением

Мы радуем родителей и бабушек своих,

За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,

И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим!

И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый,

Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!

Семья наша огромная и очень-очень дружная,

Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт!

Беседа для детей подготовительных групп №2

«Странички семейного альбома»

Вы знаете, что у взрослых есть такая традиция: обсуждать какие-либо вопросы, темы за круглым столом. Вот и сегодня я вас приглашаю поговорить за этим круглым столом в виде ромашки.

Всем удобно? И мне удобно. Когда столы стоят по кругу, то удобно разговаривать, так как мы хорошо видим друг друга.

Сейчас я загадаю вам загадку и, отгадав ее, вы узнаете тему нашего разговора.

Самые дорогие и близкие люди для меня,

Без которых мне прожить никак нельзя.

Друг о друге мы заботимся всегда

Это моя дружная семья.

За столом нас очень много

Папа, дедушка и я,

Мама, бабушка, сестренка

Это вся моя семья.

Правильно, мы с вами поговорим о разных семьях.

Как вы думаете, можно ли вашу группу назвать семьей? Почему?

Можно сказать, что воспитатели ваши вторые мамы? Почему? Они вас любят и заботятся, так же, как и мамы заботятся о вас дома.

Я раздам вам фотографии тех людей, которые заботятся о вас в детском саду. Возьмите, пожалуйста, фотографию и расскажите об этом человеке: Кто это? Как его зовут? И как он заботится о вас?

Не только эти люди о вас заботятся, но и многие другие.

(Собираю фото)

Вот это и есть вся большая дружная семья вашего детского сада. В своем любимом садике вы проводите праздники, интересные занятия, все вместе гуляете, ездите на экскурсии, играете, занимаетесь спортом - все это происходит в вашей большой семье.

Но кроме семьи вашего детского сада, у каждого из вас есть семья близких родственников.

Как вы думаете, кого мы называем близкими родственниками?

У каждой семьи есть фамилия. Назовите, пожалуйста, ваши фамилии.

У меня тоже есть своя семья под фамилией Бородины. Я принесла вам свой семейный альбом, по которому я расскажу о семье.

(Достаю фотоальбом и показываю детям)

А сейчас давайте присядем у экрана так, чтобы вам было удобно.

(Идем и садимся у экрана, я показываю презентацию своей семьи)

1. Это моя мама. Ее зовут Таисья Ивановна, она всю жизнь проработала поваром в столовой. А рядом с мамой сидит папа Николай Георгиевич. Он работал водителем. А сейчас они уже пенсионеры. В нашей семье 5 детей.

2. Из них 2 брата. Миша, который слева, со своей семьей живет в с. Елово. А Саша с семьей живет в нашем городе Оса. Они оба работают нефтяниками.

С ними стоит наша старшая сестра Татьяна.

3. Здесь она сидит в середине. Таня работает в детском саду в с. Елово музыкальным руководителем. Справа сидит еще одна сестра Наталья. Она тоже работала в детском саду в д. Пермякова музыкальным руководителем. А сейчас она работает в пожарной охране диспетчером. Обе мои сестры имеют свои семьи.

Вы узнали, кто сидит слева? Правильно, это я. Я самая младшая в нашей семье.

4. Я была вот такой маленькой. Здесь мне 3 годика.

5. А здесь мне уже 7 лет и я готовлюсь пойти в 1 класс.

6. Такой я была, когда ходила в школу.

У меня есть еще 3 близких человека.

7. Это мой муж Игорь, он работает нефтяником.

8. Мой сын Женя, ему 15 лет. Он учится во школе №2 в 8 классе. И моя лапонька дочка Даша. Ей 4 года и она ходит в детский сад №10 «Теремок» в среднюю группу. В этом же детском саду и я работаю воспитателем.

9. Вот такая моя маленькая семья, мы носим общую фамилию Пешины.

10. Когда мои братья и сестры со своими семьями собираемся все вместе, то мама всегда говорит: «Когда вся семья вместе, то и сердце у меня на месте».

Как вы думаете, почему она так говорит? Хоть мы уже и взрослые, а мама все равно заботится о своих детях, переживает за каждого из нас.

Вот такая большая и дружная наша семья. И мы очень любим и уважаем друг друга. И даже есть такая песенка, в которой поется, что взрослые и дети

Неразлучные друзья. Давайте потанцуем под эту песенку.

(Физкультминутка)

Так же, как и у меня, у вас у каждого есть своя семья. Я приглашаю вас на фотовыставку, где экскурсовод расскажет нам о своих фотографиях, которые находятся на выставке.

Давайте подойдем поближе к 1 стенду и рассмотрим внимательно все фотографии. (Встаем и идем к мольбертам)

Ребята, а вам знакомы те люди, которых вы видите на фотографиях?

Одним словом можно сказать, что на фотографиях семья Димы. Дима, я предлагаю тебе в роли экскурсовода познакомить нас со своими родными.

Кто еще расскажет нам о своей семье?

Оказывается, что все мы любим своих мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер у кого они есть.

А что значить любить? Тебе хорошо в твоей семье? Почему?

То есть любить - это значит помогать во всем, беречь и заботится, делать приятное, быть рядом друг с другом, жить в мире да согласии, не ссориться. Ведь недаром гласит русская пословица «Там, где дружат - живут, не тужат, начался разлад и друзьям не рад»

А еще я принесла вам фотографии интересных человечков. У них 2 настроения: один веселый, 2 - грустный, 3 - равнодушный. Выберите, пожалуйста, фотографию того человечка, настроение которого соответствует вашему настроению. Вложите его в свой фотоальбом и покажите мне.

Спасибо вам. Мне приятно было с вами общаться. А на память о нашей встрече я предлагаю вам сфотографироваться.

Беседа о семье на основе обсуждения рассказа Л.Толстого «Косточка»

Чтение или пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

Назовите членов семьи в рассказе (мама, папа, Ваня)

Кем доводится маме и папе Ваня? (сыном)

Кому мать хотела дать сливы? (детям)

В рассказе Толстого у матери и отца, сколько было детей?

(Выясняем, что детей могло быть много)

У отца и матери все дети одного возраста? (выясняем, что дети могли быть разного возраста)

А дети мальчики или девочки?(выясняем, что и мальчики и девочки)

Кем они доводятся друг другу и Ване?

Мать, отец, дети, это? (семья)

В семье могут быть только эти члены? (дети называют, что в семье могут быть бабушка, дедушка, тётя, дядя. Выясняем, что бабушек может быть две и два дедушки, что они являются родителями отца и матери. У матери и отца могут быть братья и сёстры и они являются тётями и дядями детей…и.т.д.)

Мы выяснили, что у дяди и тёти могли быть дети, и они являлись бы двоюродными братьями и сёстрами Вани и его родным сёстрам и братьям.

А мать могла дать сливы двоюродным сёстрам и братьям Вани?

Кто мог засмеяться, когда Ваня сказал, что он выбросил косточку в окно?

(родные братья и сёстры Вани, двоюродные братья и сёстры, бабушки, дедушки, и.т.д)

Беседа для детей подготовительных групп №3

«Наша дружная семья»

Утром солнышко проснулось

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбки подарила.

Оглядело все вокруг

Слева друг, справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте.

Здравствуйте!

Добрый день!

Беседа о семье (сидя на ковре, на подушках)

Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой.

А почему? Да, вас ждет ваша семья!

А кто живет в ваших семьях?

Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?

А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)

А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

Итак, что же такое семья? (ответы детей)

Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Беседа по пословицам (на ковре)

Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Вот послушайте:

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

На что и клад, когда в семье лад.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья - опора счастья.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Сердце матери лучше солнца согреет.

А как вы понимаете смысл этих пословиц?

Дети дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время. В упражнении важно создать атмосферу групповой сплоченности и возможности использовать свой и чужой опыт для решения проблемы восприятия.

А какие вы знаете пословицы о семье? (дети рассказывают пословицы)

А теперь давайте поиграем в игру, я начинаю говорить пословицу, а вы продолжаете.

«При солнышке тепло, при матери – добро»

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

«Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют»

Заключение:

Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?

(дети встают в круг, воспитатель берет мяч)

Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.

Что же такое семья? (это люди которые любят друг друга и живут вместе)

Как люди должны жить в семье? (дружно, любить друг друга, ухаживать, целовать, обнимать и т. д.)

Беседа для детей подготовительных групп №4

«Семья глазами ребенка»

Цель – определить уровень знаний детей об их семьях, семейных традициях, увлечениях.

Методика проведения. Детям предлагается в свободной беседе ответить на вопросы.

Вопросы:

1. Любишь ли ты свой дом, своих родных - папу, маму? Почему?

2. Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям?

3. Помогаешь ли ты маме по хозяйству?

4. Во что ты больше всего любишь играть дома?

5. С кем из своих родных ты чаще всего играешь?

6. Чем ты занимаешься с папой (с мамой) дома после возвращения из детского сада?

7. Ссоритесь ли вы с папой (с мамой)?

8. Ссорятся ли твои родители?

9. Наказывают ли тебя папа, мама за плохие поступки, как они это делают?

10. С каким праздником твой папа поздравляет маму, тебя?

11. Чем ты любишь заниматься в выходные дни, когда все взрослые дома?

12. Любишь ли ты слушать, когда старшие читают тебе книжки?

13. Есть ли у тебя любимая книжка, про кого она?

14. Есть ли у тебя любимая игрушка? Как ты с ней играешь?

15. Любишь ли ты играть в «Семью»? Кем ты чаще всего бываешь, почему?

16. Приходят ли к вам гости, кто? Чем вы занимаетесь, во что играете?

17. Кого ты пригласила (пригласил) к себе на день рождения?

18. Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное, рыбка, птичка? Ухаживаешь ли ты за ним, как?

19. Любишь ли ты с ним играть, как?

20. Есть ли у тебя сестры, братья, во что ты с ними играешь?

21. Заступаются ли за тебя твой брат (сестра)?

22. Жалеют ли тебя, если тебе плохо, больно, если тебя обидели?

23. Жалеешь ли ты своих родных, если у них болит голова или они устали?

Данная методика позволит педагогам увидеть какие изменения произошли в отношениях дошкольников и их родителей, где необходимо провести дополнительную коррекционную работу.

Беседа для детей подготовительных групп №5

«Беседа о маме»

– Что обозначает слово «мама»? Как вы понимаете? (Мама – это любимый, добрый, родной, ласковый человек для ребенка.)

– Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово на земле, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь. И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь, тем радостнее и светлее жизнь.

Вопросы:

– Какая у каждого из вас мама?

– Какие чувства вы испытываете к маме?

– Какое отношение вы чувствуете от мамы?

– Почему каждому человеку нужна мама?

– Какие добрые слова вы говорите маме?

Будем вечно прославлять

Ту женщину, чье имя – МАТЬ!

И. В. Гете

8 Марта мы отмечаем замечательный праздник – Международный женский день. В этот день мы вспоминаем о самых близких людях – наших мамах и бабушках, благодаря которым мы есть и живем. В этотдень мы будем петь им песни, читать стихи. Послушайте стихи о маме разных поэтов:

Разные дети живут на планете,

Но мам своих любят все дети на свете.

Мамы все могут, мамы помогут,

Мамы умеют все понимать!

Вот такие наши мамы

Мы всегда гордимся вами.

Умными, спокойными,

Будем вас достойны мы!

М. Садовский

На земле хороших людей немало

Сердечных людей немало,

И все-таки лучше всех на Земле

Мама. Моя мама. Р. Рождественский

Много мам на белом свете.

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя. В. Руссу

– Каждое стихотворение проникнуто любовью к матери. Какое стихотворение понравилось больше каждому из вас?

– Расскажите, о чём говорит поэт М. Садовский в своём стихотворении. Какие слова вам запомнились из стихотворения Р. Рождественского?

– Какие строки вам понравились из стихотворения В. Руссо? Послушайте это стихотворение ещё раз. Я предлагаю вам выучить его и рассказать своим мамам.

Воспитатель читает первые две строки, дети повторяют, затем зачитываются остальные строчки (по две) и повторяются остальные. Стихотворение зачитывает хором 2–3 раза, 5–6 детей читают стихотворение самостоятельно.

Беседа для детей подготовительных групп №6

«Мама, мамочка моя!»

Когда рождается человек, он всегда находится рядом с мамой; Мама - самый близкий, родной, единственный человек. Проходит некоторые время малыш подрастает и произносит слова первое слово «Мама». Во многих странах {отмечается «День матери». Люди поздравляют своих мам. Мама, мать - сколько тепла, ласки носят эти слова, этим словом называют самого родного, близкого человека, (показываю фотографии, на которых изображены мамы с детьми).

По слушайте загадку:

Кто вас детки крепко любит 7 Кто вас детки приголубит?

Не смыкая ночью глаз все заботится о вас?

Все она резная (мама дорогая)

Беседа о маме:

Что означает слово мама? (ответы детей)

Мама - это самый родной, самый любимый, самый добрый, самый ласковый человек для каждого ребенка. И сколько бы не было вам лёт; вам всегда нужна мама ее ласка, добрый взгляд. Мама всегда поможет светом. У мамы самое верное, четкое сердце. Дети расскажите о своей мамочке

Какие чувства вы испытывайте к маме? Какая у каждого из вас мама?

Какие слова вы говорите маме?

Рассказывая о своих мамах вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, заботливые, с такой любовью вы говорили о них.

Стихотворение о маме

1. Мама: мама; мамочка солнышко мое,

Как с тобой радостно, как с тобой тепло!

Без тебя в душе моей не цветут цветы?

Буду счастлив я тогда, когда рядом ты!

2. Мне мама приносит игрушки, конфеты.

Но маму люблю я совсем не за это.

Веселые песни она напевает

Нам скучно вдвоем никогда не бывает.

Я ей открою свои все секреты.

Но маму люблю я не только за это.

Люблю свою маму скажу я вам прямо,

Ну просто.за то, что она моя мама.

Ребята вы еще говорили, что у мамы умелые руки. Что! же умеют делать эти руки (готовят еду, пекут; стирают:, гладят, шьют вяжут и т. д.) и про мамины руки написано стихотворение. «{Говорят у мамы руки не простые, говорят 3? мамы руки золотые, я смотрю внимательно, подхожу и глажу - золото не вижу»

Руки золотые -как вы это слово понимаете? (умелые, трудолюбивые, ласковые,добрые и т д.). Мамы работают на фабриках, заводах, кто-то из мам работает в каком-то учреждениях, но они еще справляются со множеством домашних отделах. Трудно маме порой бывает, устает. Если бы вы знали, как приятно бывает маме,когда сын или дочь интересуются как она себя чувствует. не устала ли, не тяжёлая ли у нее в руках. И если сумка тяжелая, помогут ее нести. Нужно помогать маме в домашних делах. А как вы помогаете маме (выслушиваю детей).

Вы,ещё маленькие и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами.

Динамическая пауза.

Встаем в круг; кидаю мяч детям. Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки поливать цветы, пылесосить, ходить за хлебом и т. д.)

Заботится и помогать маме поводов очень много. В стихотворении Е. Благининой « Мама спит ока устала, но и я играть не стала....

Ребята, не случалась ли кому -нибудь из детей позаботиться о маметак,как рассказано в стихотворении

Игра «подбери слово» мама какая? (взять 7-10 слов)

В заключении занятия спрашиваю о чем лети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали:

Беседа для детей подготовительных групп №7

«Семьи большие и маленькие»

Важно, чтобы в ходе беседы дети поняли, что независимо от числа родных семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем. Воспитатель просит детей назвать членов своей семьи. Обобщая ответы детей, педагог обращается к литературным произведениям, знакомым дошкольникам. – В одних семьях есть мама, папа и ребенок, как в сказке "Три медведя". У папы-медведя были большая кровать, большой стул, большая миска, а у мамы-медведицы – поменьше, а у мишутки все было совсем маленьким. Они жили дружно. – А вот Буратино жил вдвоем с папой Карло. Их семья была небольшая, дружная. Папа Карло купил на последние деньги для Буратино "Букварь", чтобы он смог научиться читать.– А у Красной Шапочки были мама и бабушка. Бабушка жила отдельно в лесном домике. Внучка часто гостила у нее. Когда мама пекла пироги, Красная Шапочка относила их бабушке. Так они заботились друг о друге. – Снегурочка (сказка "Снегурочка") жила с дедушкой и бабушкой. Старики очень любили свою внучку, заботились о ней, а она всегда помогала им по хозяйству. – А вот у Чиполлино, лукового мальчика, был отец Чиполлоне, мама и семь братьев. В этой большой семье все заботились друг о друге. Когда злой Лимон обидел старого отца Чиполлоне, его сын Чиполлино вместе с братьями и друзьями защитили его. – А эта семья большая или маленькая? (Стихотворение 3. Александровой.) И в нашей квартире Ребята растут. Кроватки четыре - Их четверо тут. Наташа постарше И в школу пошла, А Танечка наша Мала и кругла. На толстеньких ножках Топочет она То с куклой, то с кошкой, То просто одна. – Сколько детей в этой семье? – Как вы думаете, Наташа заботится о маленькой Танечке? Расскажите, как она это делает. – Есть ли еще дети в этой семье? (Есть. Еще двое.) Давайте дадим им имена. Пусть это будут мальчики. (Дети придумывают имена.) – А теперь давайте поиграем в игру "Наша семья". Наташа будет заботиться о Тане (готовить обед, купать Таню, играть с ней), а мальчики (называет имена) будут ей помогать. После игры воспитатель возвращается к беседе: – У кого дома есть братья или сестры? – Вы с ними играете? – Вы их любите? – Люди всегда ценили любовь братьев и сестер. Когда хотят сказать о крепкой дружбе, говорят: "Они как родные братья". Воспитатель предлагает детям нарисовать сестру или брата. – Вместе с вами могут жить дедушка и бабушка. Но даже если они живут отдельно – они тоже ваша семья. Воспитатель стремится показать детям, как бабушки и дедушки заботятся о своей семье. Важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться о них. Педагог предлагает поднять руки тем ребятам, у которых есть бабушки и дедушки, просит рассказать, как дети о них заботятся. – Дедушки и бабушки – это папы и мамы ваших пап и мам. С годами они стали старенькими. Вот как это случается. (Г. Сапгир "Семья"; стихотворение читается по желанию воспитателя.) Очень-очень-очень-очень Маленький мальчонка Встретил очень-очень-очень-очень Бойкую девчонку Когда они выросли и поженились, Они нисколько не изменились: Очень-очень-очень-очень Симпатичный папа И очень-очень-очень-очень Озорная мама. Шли годы: осень на смену весне. И у них появились Морщины, Седины, Пенсне. И теперь уже они Не юноша и девушка, А очень-очень-очень-оченьБабушка и дедушка. И рассказывают сказки, В креслах сидя рядом, Очень-очень-очень-очень Маленьким внучатам. – Как в вашей семье отмечают день рождения бабушки или дедушки? Что приятного вы можете сделать им? (Нарисовать открытку, спеть песню, прочитать стихотворение…) Послушайте, какое стихотворение приготовил внук своей бабушке на день рождения. (С. Капутикян "Моя бабушка".) Стала бабушка Старой, хворою. От ходьбы она устает. Храбрым летчиком Стану скоро я, Посажу ее в самолет. Не тряхну ее, Не качну ее. Отдохнет она наконец. Скажет бабушка: "Ай да внучек мой! Ай да внучек мой Молодец!" – Про бабушку люди складывают песни. Вот одна из них: Мы у бабушки Ели кашку, пили Простоквашку. Простоквашка Вкусненька, Кашка сладенька, Бабушка добренька! Скажем бабушке: "Спасибо". – А вы с бабушкой вежливы? Как вы заботитесь о ней? (Ответы детей.) В конце занятия воспитатель предлагает детям сделать подарок бабушке (дедушке). Дружба Понятия "друзья", "товарищи" дети дошкольного возраста различают плохо. Друзьями они называют тех, с кем больше общаются, кто больше нравится. Дошкольники строят свои отношения со сверстниками, основываясь на положительных эмоциях, связанных в основном с совместной деятельностью (вместе ходят в детский сад, играют, гуляют). Чем младше возраст, тем менее устойчивы эти отношения. Дети постарше более осознанно подходят к выбору товарища (нравится – не нравится, интересно – не интересно, обижает – не обижает и т. д.). В этом возрасте уже можно говорить о зарождении дружеских отношений, которые иногда продолжаются и в последующем. В ходе бесед по этой теме воспитатель обобщает имеющиеся у детей знания о дружбе, помогает укрепить дружеские отношения, воспитывает у дошкольников привычку дружно играть и трудиться сообща, формирует умение договариваться, помогать друг другу и т. п. Глупые ссорятся, а умные договариваются (5–6 лет) Беседа помогает детям понять, что ссоры могут привести к беде. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ (по повести А. Гайдара "Чук и Гек"): ... Жили-были два брата Чук и Гек. Когда мамы не было дома, пришел почтальон и принес телеграмму от отца из тайги, где он строил дорогу. В телеграмме отец предупреждал, что выезд (дети с мамой собирались к нему на Новый год) надо отложить на две недели. Это было вызвано тем, что отец уедет далеко в тайгу. Получив телеграмму, братья стали спорить, кто из них будет хранить телеграмму и отдаст ее маме. Чук положил телеграмму в свою коробочку и не хотел отдавать ее Геку. Гек стал вырывать коробочку, это ему удалось, и, чтобы брат не забрал ее обратно, он бросил ее в форточку. Братья в ужасе остановились, а затем бросились на улицу за коробкой. Но огромные сугробы снега надежно ее спрятали. После долгих поисковмальчики вернулись домой ни с чем. Тут пришла мама. Испугавшись, братья ничего ей не сказали. Вскоре они отправились поездом к отцу. Потом долго ехали на санях по тайге в домик, где жили геологи. Приехав, они обнаружили, что в доме никого нет. – Что было дальше, вы узнаете, если попросите родителей прочитать повесть Аркадия Гайдара "Чук и Гек". – Как мальчики могли решить свой спор? – Каким словом можно назвать эту ссору? (Глупая ссора.) – Давайте подумаем, что мальчики могли бы сделать, чтобы отложить отъезд к отцу. (Рассказать маме о телеграмме.)Правильно, тогда мама пошла бы на почту и выяснила, что было написано в телеграмме. – А бывало так, что ваши ссоры приводили к неприятностям? Расскажите, как это случилось. Подумайте, что надо было сделать, чтобы этого не случилось. – Подходит ли к истории о Чуке и Геке пословица: "Глупые ссорятся, а умные договариваются".