Праздничная молитва (намаз). Как делать праздничный (ид, айт, байрам) намаз? Порядок совершения молитвы ид аль фитр

В Исламе есть два ежегодных праздника – это праздник разговения - Ид аль-Фитр (Ораза айт/байрам), который знаменует окончание поста в месяц Рамадан и праздник жертвоприношения - Ид аль-Адха (Курбан айт/байрам), который знаменует окончание хаджа.

Оба праздника начинаются с праздничного намаза – Ид (айт) намаз, который совершается через 30-40 минут после восхода солнца.

Согласно ханафитскому мазхабу, айт намаз относится к категории ваджиб, т.е. обязателен для всех тех, кому предписано совершать пятничный намаз.

Иначе говоря, путники, невольники и женщины освобождены от выполнения праздничной молитвы. Однако, по желанию женщины могут присутствовать на праздничном намазе, при условии соблюдения правил и этикета пребывания в мечети.

На праздничную молитву желательно брать с собой детей, чтобы они тоже учились Исламским обрядам, ведь этот светлый праздник является радостным днем для всех – мужчин и женщин, взрослых и детей.

Омовение и наряды

Мусульманам в этот день желательно совершить омовение, а мужчинам сделать так, чтобы от их тела исходили приятные ароматы. Желательно также одеться в лучшие наряды. Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Умар взял джуббу, недавно приобретенную на рынке, и пошел к Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Умар сказал: "Посланник Аллаха, возьми этот наряд и встречай в нем Ид и делегации"».

Ибн Умар в праздник Ид Аль-Фитр одевал лучшие одежды (Аль Бухари)

Прием пищи перед молитвой Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха

Перед тем как прийти на намаз Ид аль-Фитр (Праздника разговения), согласно сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, желательно съесть нечетное количество фиников или что-то сладкое, подтверждая тем самым окончание поста.

Cообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«В день разговения посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не выходил (из дома на праздничную молитву), не съев несколько фиников».

В другой версии (этого хадиса) сообщается, что (Анас, да будет доволен им Аллах,) также сказал:

«...и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно) съедал нечётное количество (фиников)». (Аль Бухари, 953)

Однако в Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения), желательно не принимать пищу перед намазом, чтобы после окончания молитвы отведать мяса жертвенного животного.

По дороге на праздничную молитву

По пути к месту совершения праздничной молитвы желательно чаще произносить такбир:

Аллаху акбар, Аллаху акбар! Ля иляха илля-Ллаху, ва-Ллаху акбар! Аллаху акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд!

Аллах велик, Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик! Аллах велик, хвала Аллаху!

Как совершается праздничный намаз Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха

Айт намаз выполняется коллективно под руководством имама. Он состоит из двух ракатов и отличается от других намазов тем, что в каждом ракаате праздничной молитвы совершаются дополнительные три такбира.

В первом ракате, после произнесения первого такбира и дуа “сана”, произносятся еще три такбира. Во втором ракате, после чтения Корана, перед тем, как совершить поясной поклон, произносятся ещё три такбира, а затем еще один такбир для поясного поклона.

Итого, в каждом ракате, в положении кыяма, в общей сложности произносится 8 такбиров.

Азан и камат перед намазом не произносятся.

После праздничного намаза все мусульмане поздравляют друг друга пожеланием: "Ид Мубарак!" - "Благословенного праздника!"

Праздничная хутба (проповедь)

После завершения праздничного намаза, имам, согласно сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, читает короткую хутбу на арабском языке. Нежелательно вставать и уходить сразу после завершения намаза, необходимо оставаться на месте и дослушать хутбу до конца. Совершение ид-намаза без хутбы или чтение хутбы до намаза – нежелательно (макрух).

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я присутствовал на праздничных молитвах, проводившихся посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакром, Умаром и Усманом, да будет доволен ими Аллах, и все они совершали молитву перед проповедью».

Поздравления с праздником Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха

Не возникает никаких сомнений в необходимости поздравить людей с приходом праздника Ид Аль-Фитр и Ид аль-Адха. В этом случае произносят следующие слова:

Так"аббалла Аллах Минна уа Минкум! Пусть Аллах примет это от нас и от вас!

В хадисе, переданном Джабиром бин Нафиром, сказано:

«При встрече в праздник Ид сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) говорили друг другу: "Пусть примет Аллах от нас и от вас"».

Возвращение домой с праздничной молитвы

Возвращаясь с места совершения молитвы, согласно сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, желательно изменить маршрут, т.е. если вы пришли одной дорогой, то желательно вернуться домой другой.

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«В день праздника пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно возвращался обратно с молитвы не тем путём (которым он шёл на неё)» (Аль Бухари, 986)

Что лучше всего совершать после праздничной молитвы

В дни праздника можно приготовить праздничный стол (дастархан), пригласить родственников, соседей, друзей. В эти дни особо поощряются поддерживание родственных связей, поэтому рекомендуем посетить своих родных и близких. Будьте доброжелательны, улыбчивы. Подавайте милостыню, творите доброе.

Ниже приведен порядок совершения праздничных намазов Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха.

НИЯТ

  1. Намерение

Выровняв ряды, следующий за имамом (муктади), совершает намерение:

«Я намереваюсь совершить два ракаата праздничного намаза (Ид аль-Фитр или Ид аль-Адха) за имамом ради Аллаха»

Стоять нужно прямо, ваши глаза должны смотреть туда, куда опустится ваш лоб в момент совершения земного поклона (саджда). Наклонять голову и класть подбородок на грудь нежелательно (макрух).

Ступни должны стоять так, чтобы пальцы ног были направлены в сторону киблы. Промежуток между обеими ступнями должен быть небольшим, размером примерно в ладонь. Не нужно ни сдвигать ступни слишком близко, ни расставлять ноги слишком широко.

Я намереваюсь совершить два ракаата праздничного намаза (Ид аль-Фитр или Ид аль-Адха) за имамом ради Аллаха

  1. ТАКБИР

Вступление в намаз

Имам вслух произносит такбир «Аллаху Акбар!». Совершающий намаз за имамом (муктади) произносит вступительный такбир «Аллаху Акбар», после имама. Все действия в намазе муктади должен совершать после имама. Нельзя опережать имама в произношении такбира.

Если муктади произнесет слово «Акбар» прежде, чем это скажет имам, то присоединение муктади к имаму будет не действительным и ему нужно будет заново произнести "такбиратуль-ихрам".

  1. КЫЯМ

В этом положении, как имам, так и стоящий за ним тихо читают вступительное дуа «сана» (другое название – «Субханака»):

Cубханакаллахумма уа бихамдик, уа табарака смук, уа та’аля джаддук, уа ля иляха гойрук

  1. ТАКБИРЫ

Дополнительные такбиры

Закончив чтение дуа «Сана», имам трижды вслух произносит такбир: «Аллаху Акбар», при этом подымает руки до уровня мочек ушей и затем опускает их по швам.

Совершающий намаз за имамом (муктади) следуя за ним, выполняет такбир таким же образом, но произносит «Аллаху Акбар» шепотом.

Совершив такбир в третий раз, имам и муктади складывают руки под пупком так, чтобы правая рука обхватывала мизинцем и большим пальцами запястье левой руки. Указательный, средний и безымянный пальцы при этом расположены вдоль внешней стороны кисти и направлены в сторону локтя.

  1. КЫРААТ

Следующий за имамом не читает "истиъазу" и "басмалу", а молча стоит в положении кыяма.

Затем имам вслух совершает кыраат т.е. читает суру «Аль-Фатиха» и дополнительную суру (аяты).

Стоящий за имамом (муктади) не должен совершать кыраат. Ему следует молча слушать кыраат имама.

По окончании суры «Аль-Фатиха» как имаму, так и муктади желательно произнести «Амин» («Амин» произносится тихо).

  1. По окончании чтения дополнительной суры, имам вслух произносит «Аллаху Акбар», и совершает поясной поклон – руку. Молящийся за имамом произносит тихо «Аллаху Акбар» и, следуя за имамом, тоже совершает поясной поклон.

При совершении поясного поклона желательно, чтобы спина образовала прямой угол с ногами. Шею старайтесь держать прямо, не задирая и не опуская голову.

Ладони кладутся на колени и обхватывают их, однако пальцы друг к другу прижимать не нужно. Руки тоже надо стараться выпрямить.

Смотреть в положении поясного поклона следует на свои ступни.

В положении руку молящийся три раза произносит:

«Субхана роббияль-ʼазым»

  1. ВЫПРЯМЛЕНИЕ

Начиная выпрямляться после поясного поклона, имам произносит: «Самиʼаллаху лиман хамидах», а следующий за ним, выпрямляясь, тихо произносит:

«Роббана уа лякаль-хамд»

САДЖДА

1 земной поклон

Имам произносит такбир: «Аллаху Акбар», и опускается на земной поклон саджда (также «суджуд»). Молящийся за ним произносит тихо такбир и следуя за имамом совершает саджда.

При этом сначала опускаются колени, затем ставятся ладони, потом касаются пола сначала кончиком носа, а затем – лбом.

В положении саджда голову желательно расположить между ладонями.

Ладони не должны быть слишком далеко от головы.

Локти не должны прижиматься ни к бокам, ни к полу.

Живот не должен касаться бедер. Пальцы ладоней следует прижать друг к другу и поставить так, чтобы они были направлены в сторону киблы. Лоб и нос должны быть прижаты к полу. Пальцы ног прижаты к полу и направлены в сторону киблы. Следите внимательно за тем, чтобы ваши ноги не отрывались от пола в продолжение всего земного поклона.

Некоторые люди совершают саджда, ни на мгновение не опуская на пол ни одного из пальцев ног. В таком случае их земной поклон считается невыполненным, соответственно, вся молитва становится недействительной. Очень внимательно следите за тем, чтобы не совершать эту ошибку!

В данном положении желательно три раза тихо произнести слова восхваления Аллаха: «Субхана роббияль-аʼля», – спокойно и не торопясь.

СИДЕНИЕ

После первого саджда имам произносит вслух "Аллаху Акбар" и садится на бедра. Следующий за имамом произносит тихо "Аллаху Акбар" и также садится на бедра.

Совершение второго земного поклона без полноценного выпрямления, лишь чуть приподняв голову, недопустимо!

Подложите левую ногу под себя, а правую поставьте вертикально, так, чтобы пальцы были обращены в сторону киблы. Некоторые люди поджимают под себя обе ноги и сидят на пятках. Это неправильно.

Ладони положите на бедра, так чтобы кончики пальцев совпали с краем колена, не выступая за него.

Взгляд следует направить на свои колени. В этом положении имам и муктади тихо произносят: «Робби гфир ли, робби гфир ли»

САДЖДА

земной поклон

Затем имам снова вслух произносит такбир «Аллаху Акбар» и совершает второй суджуд. Молящийся за ним произносит тихо такбир и следуя за имамом совершает саджда.

Он выполняется таким же образом, как и первый. После второго земного поклона имам вслух произносит «Аллаху Акбар» и возвращается в вертикальное положение (кыям). Молящийся за ним произносит тихо такбир и следуя за имамом, встает в положение кыям.

Вставать желательно так: сначала оторвать от пола лоб, потом нос, затем руки, а потом – не опираясь на них – встать. Однако, если человеку по возрасту или состоянию здоровья тяжело вставать, не опираясь на руки, ему можно приподнять сначала колени, потом руки.

Первый ракаат Айт (праздничного) намаза на этом завершается.

2 РАКААТ

ТАКБИРЫ

Дополнительные такбиры

Вернувшись в положение кыяма, имам вслух совершает кыраат, т.е. читает суру «Аль-Фатиха» и дополнительную суру (аяты).

Стоящий за имамом (муктади) не должен совершать кыраат (чтение Корана). Ему следует молча слушать кыраат имама.

По окончании суры «Аль-Фатиха», как имаму, так и муктади желательно произнести «Амин» («Амин» произносится тихо).

Закончив кыраат имам трижды вслух произносит такбир «Аллаху Акбар», при этом подымает руки до уровня мочек ушей и затем опускает их по швам. Совершающий намаз за имамом (муктади) следуя за ним выполняет такбир таким же образом, но произносит «Аллаху Акбар»шепотом.

РУКУ

Поясной поклон

Сразу после трех дополнительных такбиров, имам вслух произносит «Аллаху Акбар», и совершает поясной поклон – руку. Молящийся за имамом произносит тихо «Аллаху Акбар» и следуя за имамом, тоже совершает поясной поклон.

При произнесении четвертого такбира "Аллаху Акбар", руки не поднимаются, как это делалось в трех дополнительных такбирах, а сразу кладутся на колени с переходом в положение "руку"

Находясь в руку, желательно три раза тихо произнести восхваление Аллаха: «Субхана роббияль-ʼазым»

ВЫПРЯМЛЕНИЕ

Начиная выпрямляться после поясного поклона, имам произносит: «СамиʼаЛлаху лиман хамидах», а следующий за ним мусульманин, выпрямляясь, тихо произносит: «Роббана уа лякаль-хамд»

САДЖДА

земной поклон

Имам вслух произносит такбир: «Аллаху Акбар», и опускается на земной поклон. Молящийся за ним произносит тихо такбир и следуя за имамом, совершает саджда.

В данном положении желательно три раза тихо произнести слова восхваления Аллаха: «Субхана роббияль-аʼля»

СИДЕНИЕ

После первого саджда имам произносит вслух "Аллаху Акбар" и садится на бедра. Следующий за имамом произносит тихо "Аллаху Акбар" и также садится на бедра. В этом положении имам и муктади тихо произносят: «Робби гфир ли, робби гфир ли»

САДЖДА

земной поклон

Затем имам снова вслух произносит такбир «Аллаху Акбар» и совершает второй суджуд (земной поклон). Молящийся за ним произносит такбир тихо и следуя за имамом совершает саджда.

Он выполняется таким же образом, как и первый.

ТАШАХХУД

После совершения второго саджда, имам вслух произносит «Аллаху Акбар» и садится на бедра. Молящийся за имамом произносит тихо такбир, и следуя за имамом тоже садится на бедра. В этом положении имам и муктади тихо читают ташаххуд (ат-тахийату).

Во время чтения ташахуда на словах: «Ашхаду алля иляха», – молящийся поднимает указательный палец правой руки и направляет его в сторону киблы (но не вверх!), а на словах «илляллах» опускает его. Во время поднятия указательного пальца большой и средний пальцы смыкаются в кольцо, а мизинец и безымянный палец подгибаются. Когда палец опускается, ладонь следует выпрямить и разместить в том же положении (у кромки колена), что и до поднятия пальца. Шевелить указательным пальцем или держать его поднятым на протяжении всего чтения ташаххуда не следует.

После чтения ташахуда имам и муктади тихо читают салават.

Затем имаму и муктади желательно тихо совершить дуа на арабском языке, не поднимая рук.

Если вы не знаете слова ташаххуда и салавата, следут сидеть молча и не шевелиться.

Транскрипция

Ат-тахийяту лилляхи уас-соляуату уат-тоййибат

Ассаляму ʼаляйка айюхан-набийю уа рахматуллахи уа баракатух

Ас-саляму ʼаляйна уа ʼаля ʼибадилляхис-солихин

Ашхаду алля иляха илляллаху уа ашхаду анна Мухаммадан абдуху уа расулюх

Аллахумма солли ʼаля Мухаммад, уа ʼаля али Мухаммад

кама солляйта ʼаля Ибрахима уа ʼаля али Ибрахим

иннака хамидум-маджид

Аллахумма барик ʼаля Мухаммад уа ʼаля али Мухаммад

кама баракта ʼаля Ибрахима уа ʼаля али Ибрахим

иннака хамидум-маджид.

Роббана атина фид-дунья хасанатан,

уа филь-ахирати хасанатан,

уа кына ʼазабан-нар

САЛЯМ

После чтения салавата и дуа имам поворачивает голову направо так, чтобы сидящий сзади мог увидеть его правую щеку, и вслух произносит салям (или таслим). Совершающий намаз за имамом (муктади) следуя за ним тоже поворачивая голову, тихо произносит салям. Затем, имам, поворачивая голову налево, второй раз вслух произносит салям. Муктади выполняет тоже действие, произнося тихо салям и выходит из состояния намаза. Однако, если муктади не успел прочесть салаваты или дуа, то он может дочитать их и совершить таслим после второго саляма имама.

На этом Ид (праздничный) намаз состоящий из двух ракаатов завершается.

По окончании намаза желательно приподнять обе руки на уровень груди. Пусть между ними остается небольшое пространство. Не держите руки слишком близко друг к другу и не держите их слишком далеко. Внутренняя сторона ладоней должна быть обращена к лицу. Подняв таким образом руки, желательно произнести дуа-истигфар.

После намаза, согласно сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, имам читает короткую хутбу на арабском языке.

Нежелательно вставать и уходить сразу после завершения намаза, необходимо оставаться на месте и дослушать хутбу до конца. Совершение ид-намаза без хутбы или чтение хутбы до намаза – нежелательно (макрух).

Богословы выражают различные точки зрения относительно того, какой статус имеют праздничные молитвы в Ураза- и Курбан-байрам.

Так, в рамках ханафитского мазхаба совершение праздничного намаза совершеннолетними и дееспособными мужчинами расценивается как обязательное действие (ваджиб). На остальные категории верующих (женщины, несовершеннолетние, физически или психически нездоровые, ) это обязательство не распространяется.

Шафииты и маликиты считают праздничную молитву (салятуль-ид) сунной муаккада (усиленная сунна), то есть тем действием, которое Милость миров Мухаммад (с.г.в.) никогда не пропускал.

Богословы-ханбалиты определяют этот намаз как общественное обязательство. Их трактовка очень близка к ханафитскому мазхабу. Тем не менее, будет неверным строить во многом искусственные различия между мазхабами по вопросу о важности этого намаза. Содержательно они все занимают очень близкую позицию.

Время молитв, связанных с праздниками разговения и жертвоприношения, наступает после того, как восходит солнце на уровне одного копья (30 минут после восхода солнца). Эти намазы можно читать до того, как солнце окажется в зените. На людей, опоздавших на коллективное выполнение ид-намаза, не возлагается обязанность . Такое положение характерно для ханафитского мазхаба, тогда как представители остальных трёх богословско-правовых школ восполняют пропуск и этой молитвы.

Сунна праздничной молитвы

Необходимо осветить также те действия, которые перед праздничной молитвой регулярно совершал Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.). Перед походом в мечеть он всегда совершал полное омовение (гусль), чистил зубы, использовал благоухания и надевал самый красивый наряд. Кроме того, Пророк Мухаммад (с.г.в.), когда праздновался День разговения, перед выходом в дорогу съедал что-нибудь дома. Однако он не практиковал это действие перед Праздником жертвоприношения, потому как предполагалось, что Пророк (с.г.в.), как и все остальные мусульмане, отведает мясо жертвенного животного сразу после намаза.

В месяц Рамазан также практикуется выплата садака фитр, посредством которой верующий избавляет свой от возможных мелких прегрешений. Мухаммад (с.г.в.) стремился пожертвовать фитр до начала праздничной молитвы в Ураза-байрам, к чему призывал и своих единоверцев. Помимо этого, в сборнике его изречений, собранных имамом аль-Бухари, можно встретить повествование о том, как он шёл на ид-намаз одной дорогой, а возвращаться из мечети предпочитал другим путём. В этом действии лежит рациональное зерно: идя разными дорогами, он мог увидеть и поприветствовать больше мусульман. Также во время похода в мечеть Заключительный Божий посланник (с.г.в.) делал небольшие паузы, чтобы произнести такбир и слова восхваления Господа миров. Если перед праздником Ид аль-Адха он говорил эти слова громко, то перед праздничным намазом в Ид аль-Фитр предпочитал делать это не вслух.

Порядок совершения праздничных намазов

Эта молитва состоит из двух ракаатов. В самом начале молящийся произносит про себя намерение (ният) на совершение намаза. Далее он вслед за имамом поднимает руки и говорит такбир тахрим. Прочитав молитву сана (её текст приведён ) , верующий говорит несколько такбиров, количество которых зависит от мазхаба (о чём будет сказано ниже), затем читает суру «Фатиха», дополнительные коранические аяты, делает поясной и земной поклоны и встаёт на 2-й ракаат. Ханафиты продолжают молитву в обычном порядке вплоть до того момента, когда нужно уходить в поясной поклон. Перед этим действием они произносят дополнительные такбиры, а далее завершают намаз так, как это обычно происходит. Маликиты, шафииты и ханбалиты придерживаются несколько иного порядка во втором ракаате - они говорят дополнительные такбиры сразу после выхода из состояния земного поклона в рамках первого ракаата.

Порядок совершения праздничной молитвы во всех мазхабах примерно одинаков, однако количество такбиров, которые должны быть произнесены, различается в зависимости от богословско-правовых школ. Ханафиты полагают, что праздничный намаз содержит в себе 6 дополнительных такбиров: первые три в 1-м ракаате после дуа-сана и во 2-м ракаате - до того, как человек будет совершать поясной поклон. У маликитов и ханбалитов необходимо произнести 11 такбиров. Первые шесть молящиеся говорят после дуа-сана в первом ракаате, последующие пять - после выхода из состояния земного поклона первого ракаата, то есть до того, как имам станет читать суры из Священного Корана.

Богословы-шафииты считают, что праздничная молитва содержит в себе 12 дополнительных ракаатов: 7 произносятся в первом ракаате после дуа-сана, 5 - во втором ракаате до чтения имамом сур в кыяме (стоянии).

О том, как мусульманам следует провести Ураза- и Курбан-байрам, можно прочитать в , посвящённой этим праздникам.

В преддверии наступающего праздника Курбан-байрам (Ид-уль-Адха) предлагаем читателям ознакомиться с материалом, раскрывающим особенности совершения праздничной молитвы (салят-уль-ид или ид-намаза), которая является важной составляющей этого дня.

По мазхабу имама Абу Ханифы

"Ид - это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.

Оба "ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних - это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).

Праздничный намаз должен совершать каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Эта молитва имеет те же условия, что и пятничная, т.е. два ракаата и хутба. При этом в праздничной молитве, в отличие от пятничной, хутбу читают после намаза, и чтение её является сунной, тогда как в пятничном намазе – это фарз.

Время совершения праздничного намаза

Время для праздничного намазов наступает, когда солнце поднимется над горизонтом на высоту копья, что приблизительно спустя 30 минут после восхода солнца. Это также время начала зуха-намаза. Срок же истекает до наступления полуденной молитвы, т.е. до зенита.

Порядок совершения "ид-намазов

Начинается намаз с произнесения слов «Ассаляту джами’а» , что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение для праздничного намаза.

После произнесения вступительного такбира «Аллаhу акбар» складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субẍанака Аллаhума табарака исмука ва та’ала джаддука ва ла иляhа ґайрука» ). Затем имам начинает читать такбиры, их ещё называют добавленными. Читают три такбира, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаhу акбар» или прочитать «Субẍаналлаhи валẍамдулилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар» .

После произнесения третьего добавленного такбира руки складывают на животе. Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «А’ля» вслух, затем совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат.

Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и в предыдущем ракаате, три раза. Прочитав четвёртый такбир совершают поясной поклон. Далее совершают земные поклоны, читают «Ат-тахийят» и, завершают намаз произнесением саляма.

После этого остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы, а затем проповедь о праздничном дне.

Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.

Порядок чтения такбира таков: «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар. Аллаhу акбар валилляhиль хамд» . Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать - сунна.

Желательные действия в оба дня

В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.

По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения - про себя, в Курбан-байрам - вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться - другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.

Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.

Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.

Некоторые решения, связанные с обоими праздниками

Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время "ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.

Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку" за ним. Если не успевает на руку" за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку", такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку"а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.

Порицательно до или после "ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый - 9 раз, второй - 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаhу акбар кабиран вальхамдулилляhи касиран ва субханаллаhи букратан ва асиля ля иляhа илляллаhу вахдаhу садака ва"даhу ва нассара "абдаhу ва а"аза джундаhу ва газамал ахзаба вахдаhу ля иляhа илля ллаhу валя на"буду илля иййяhу мухлисина лаhуддина ва ляв кариhал кафируна. Аллаhумма салли "ала саййидина Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин ва "аля асхаби Мухаммадин ва "аля азваджи Мухаммадин ва саллим таслима» .

Зайнула Гамзатов

По мазхабу имама аш-Шафии

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я НАМЕРЕВАЮСЬ СОВЕРШИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАМАЗ-СУННА В ДВА РАКААТА ВО ИМЯ АЛЛАХА». Если намаз читается коллективно (в джамаате) то добавляете «СЛЕДУЯ ЗА ИМАМОМ».

После произнесения такбира вступления в намаз «Алла hу акбар» желательно прочитать молитву «Ваджжаhту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести такбир «Аллаhу акбар». После первых шести такбиров читают молитву . А после седьмого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ля».

Далее совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат, произнося «Аллаhу акбар». После этого читают такбир пять раз. После первых четырёх такбиров читают молитву «Субẍаналлаhи валь-ẍамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар» . А после пятого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После желательно прочесть суру «аль-Камар» или «аль-Гашия».

Если намаз совершают коллективно, то после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Ахмад Абдурашидов

Различаются два вида желательных намазов (суннат-намазов): первый вид –это суннат-амазы, которые желательно совершать в одиночестве, например,ратибат, зуха, аввабин и др. Второй вид –это суннат-намазы, которые желательно совершит коллективно, то есть в джамаате.Об этом втором виде намазов и пойдет речь в нашей статье. Одним изних является суннат-намаз, который совершается в праздники Ид аль-Адха и Ид ал-Фитр.

Праздничный намаз (салат аль-идайн) является настоятельно рекомендуемой сунной. Есть слабое мнение, что это фарз аль-кифая (всеобщая обязанность, которая считается выполненной, если кто-либо из жителей того или иного населенного пункта совершит его). Салат аль-идайн совершают как в праздник жертвоприношения (Ид аль-Адха), так и в праздник разговения, по завершении священного месяца Рамадан(Ид аль-Фитр). Этот намаз желательно совершить в джамаате, но может совершить один человек, а также путник и женщин. Время совершения этого намаза наступает с заходом солнца в праздничный день и продолжается до перехода солнца за зенит. Но желательно (сунна) отложить этот намаздо тех пор, пока солнце не поднимется на высоту семи локтей.

Этот намаз представляет собой два ракаата обычного намаза с намерением совершить суннат-намаз Ид аль-Фитр или Идаль-Адха. После вступления в намаз читается молитва Ваджахту, затем следует семь раз произнести «Аллаху акбар», поднимая каждый раз руки, какпри вступлении в намаз. Между каждыми двумя такбирами желательно произнести «СубханаЛлахи вальхамду ли Лляхи ва лаиляха илляЛлаху ваЛлахуакбар». Затем произносится тааввуз (Аузуби Лляхи мина шшайтани рражим), и читается аль-Фатиха. После суры аль-Фатиха читается сура, и далее совершается обычный намаз. Когда встают на второй ракаат, не считая такбир, который произносится при вставании, произносят пять такбиров, как в первом ракаате. Важно знать, что все эти такбиры не являются фарзом, поэтому, если их забыли произнести, то их не компенсируют . Если человек, забыв произнести эти такбиры, начнёт читать суру аль-Фатиха, то считается, что он упустил произношение этих такбиров.

После суры аль-Фатиха в первом ракаате желательно прочесть суру Каф или суру Аль-Аала, а во втором ракаате – Аль-Камар или Аль-Гашия.

После завершения намаза желательно прочитать две хутбы, подобные по условиям и составным частям обеим , которые читают перед джума-намазом. В хутбе на Ид аль-Фитр желательно рассказать людям о , а в хутбе Ид-аль-Адха желательно разъяснить вопросы жертвоприношении. Первую хутбу желательно начать с произношения такбира (Аллаху Акбар). В первой хутбе такбир читают девять раз друг за другом, а во второй произносится семь такбиров.

Перед обоими праздниками желательно совершить полное омовение (искупаться). Время купания наступает после полночи в ночь перед праздничным днем. Желательно также использовать благовония и нарядиться, как на джума-намаз,в самую лучшую и дорогую одежду. Молодым и симпатичным девушкам нежелательно приходить на праздничный намаз, а пожилые женщины могут прийти, если им разрешат их мужья. Но и они не должны использовать благовония и должны выйти в домашней одежде.

Желательно совершать праздничный намаз в мечети, кроме тех случаев, когда люди не помещаются в мечеть. Имаму желательно назначить человека, чтобы тот помолился с больными и немощными людьми в больницах.

По пути на намаз и обратно желательно идти разными дорогами (маршрутами), чтобы оба маршрута в Судный день засвидетельствовали об этом. Предпочтительнее прийти на намаз заранее, а имаму желательно прийти поближе ко времени совершения намаза. Праздничный намаз в день жертвоприношения (Ид аль-Адха), желательно совершать как можно скорее, в начале отрезка времени, отпущенного на намаз, ибо сразу после намаза желательно совершить обряд жертвоприношения. А намаз в день разговения (Ид аль-Фитр) желательно немного отложить ввиду того, что желательно раздать до праздничного намаза.

В праздник разговения желательно немного поесть до намаза, а в праздник жертвоприношения, наоборот, желательно воздержаться от употребления пищи до завершения праздничного намаза.

Некоторые люди ошибочно полагают, что в праздник жертвоприношения пост соблюдается до тех пор, как употребить в пищу мясо жертвенного животного, но это явная ошибка. Более того, держать пост в эти праздничные дни запрещено. Необходимо лишь простое воздержание от употребления пищи до завершения намаза, а после намаза и от еды не воздерживаются.

Желательно при возможности идти на праздничный намаз спокойной походкой и пешком. Имаму нежелательно совершать другой суннат-намаз до праздничного намаза, ибо это противоречит тому, что делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), но другим людям разрешается совершать иные суннат-намазы до совершения праздничного намаза.

Чтение такбирав праздничные дни

После захода солнца в ночь на праздничный день желательно читать такбир. Этот такбир читается громко, во всех местах – дома, на улице, в мечетях и на рынках. Желательно читать его до тех пор, пока имам не приступит к совершению намаза в день праздника разговения (Ид аль-Фитр). В Ид Аль-Фитр также не читают такбир после намазов.

В праздник жертвоприношения желательно начать чтение такбира с утра дня Арафа и продолжать чтение до послеобеденного намаза последнего дня ташрика (айям-ат-ташкрик – три дня после дня жертвоприношения). В эти дни такбир особенно желательно читать после каждого фарз-намаза,а также после возмещаемого исуннат-намазов.

Самой лучшей формулой этоготакбира являются следующие слова:

اَلله ُاَكْبَر اَلله ُاَكْبَر اَلله ُاَكْبَر لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُوَالله ُاَكْبَر الله ُاَكْبَر وَللهِ الْحَمْدُ

ويستحب أن يزيد بعد الثالثة :

«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Ла илаха илляЛлахуваЛлаху Акбар, Аллаху Акбар ва ли Ллахи ль-хамд »– три раза.

После третьего раза желательно добавить:

الله ُاَكْبَر كَبِيرًا وَالْحَمْدُ للهِ كَثِيرًا وُسُبْحَانَ اللهِ بُكْرَةً وَأَصِيلاً

«Аллаху Акбар кабиран ва ль-хамду ли Ллахи касиран ва субханаЛлахи букратан ва асила».

Поматериалам книги Имама Ан-Навави «Минхаджат-талибин »

Подготовил: Ахмад Магомедов

Праздничный намаз (намаз-‘ид) совершают в день Курбан-байрама (‘Иду-ль-Адха) и в день Ураза-байрама (‘Иду-ль-Фитр). Это является важной, настоятельной сунной (суннатун-муаккадатун). Наш любимый Пророк(мир ему и благословение) уделял большое внимание совершению праздничного намаза и не пропускал его. Поэтому, по возможности, их нельзя пропускать и нам. Является также сунной совершать их в мечети коллективно. Желательно отправиться в мечеть по длинной дороге, а вернуться по короткой. Праздничные молитвы можно совершить и дома. Их следует совершать и женщинам, и тем, кто в пути. Время совершения праздничного намаза начинается с восхода солнца и продолжается до полудня. На равнинной местности праздничный намаз желательно (сунна) отложить до тех пор, пока солнце не поднимется на высоту семи локтей. Намаз-‘ид состоит из двух ракаатов. Для совершения намаза-‘ид намерение произносят так: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный намаз-суннат по случаю Курбан-байрама (или Ураза-байрама) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается джамаатом, с другими мусульманами, то к нийяту ещё добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом». Как обычно, связывая с нийятом, произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки до уровня ушей, и таким образом приступают к намазу. В начале намаза, как обычно, сложив руки под грудью (как при чтении суры «Аль-Фатиха»), кто знает, читает молитву «ифтитах» («Ваджжахту...»). По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и сложив их под грудью, читают: «Субхана-л-лахи ва-ль-хамдулиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар». (Пречист Аллах, вся хвала Аллаху и нет никого и ничего (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Аллаха, и превелик Аллах.) После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, сложив руки под грудью, читают ту же молитву (Субхана-л-лахи...). И так 6 раз произносится «Аллаху акбар» (не считая «Аллаху акбар», произнесённый для вступления в намаз) и 6 раз читают «Субхана-л-лахи...». После этого в 7 раз произносят «Аллаху акбар», после чего читают «А‘узу...» и суру «Аль-Фатиха». Далее до окончания второго земного поклона (суджды) всё делают как в обычном намазе. Вставая со второго земного поклона (суджды) для совершения второго ракаата, как обычно, поднимают руки и произносят «Аллаху акбар». Затем складывают их под грудью. Затем опять поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» и опять кладут их под грудью и читают «Субхана-л-лахи...». И так четыре раза поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» (не считая произнесённое, вставая с суджды) и четыре раза читают «Субхана-л-лахи...». После этого в пятый раз поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, сложив руки под грудью, читают суру «Аль-Фатиха». Далее всё совершают, как в обычном намазе. В обоих ракаата после суры «Аль-Фатих» желательно также читать ещё что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате «Каф», во втором – «Иктараба», а кто не знает их, в первом – суру «Аль-Кафирун» («Кул я аййухалкафируна...»), во втором – «Ихлас» («Кулхува...»). После завершения праздничного намаза в мечети имам читает хутбу (проповедь), состоящую из двух частей, как и перед пятничным намазом. Кто совершает намаз-‘ид дома, лучше совершить его джамаатом (коллективно) вместе с остальными членами семьи (с женой, детьми, матерью, сёстрами и т. д.). Кто не знает приведённой выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный намаз-суннат, имея нийят совершить намаз- ‘ид. В этом случае праздничная молитва тоже считается совершённой, и совершивший её получит соответствующее вознаграждение. Поскольку намазы-‘ид совершают только два раза в год, необходимо постараться совершить их хотя бы таким образом. Когда глава семьи отправляется в мечеть, чтобы совершить намаз-‘ид, пусть велит супруге и детям помолиться дома, а сыновей лучше взять с собой в мечеть, чтобы они привыкали посещать Дом Аллаха(мир ему и благословение). Если упустили праздничную молитву, её желательно (суннат) возместить как пропущенную.