Организации по экологическому образованию в детском саду. Система экологического воспитания в доу с использованием активных методов обучения

«Экологическое образование дошкольников» - Экологический центр «Ковчег». Конно- спортивная школа. Работа с родителями. Агро- биологи- ческая станция. Информационные стенды, выпуски экологических газет. Опытническая деятельность. Организация совместной деятельности с детьми. Чтение художественной литературы, видеофильмы. Экологическое образование в повышении интеллектуального потенциала ребенка-дошкольника.

«Экологическое воспитание детей» - Информационно – методический материал. ЦЕЛЬ проекта: Степь. Трудовые поручения. Солнце. В.Сухомлинский. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Лес. Творчество детей. Экологическое пространство группы включает в себя следующие элементы:

«Правовое воспитание дошкольников» - Право на медицинский уход. Правовое воспитание дошкольников. Знают все на свете взрослые и дети, Что семья наш лучший друг на большой планете. В нашем садике не только обучают, развивают, закаляют. Право на жизнь и воспитание в своей семье. «Золушка». Без семьи надежной людям не прожить помните! Здесь здоровье детям берегут Медсёстры деток взвесят и привьют.

«Экологическое воспитание дошкольников» - Экскурсия в природу. Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде. Цель. Обосновать необходимость развивающей работы по экологическому воспитанию старших дошкольников. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье. Воспитанники должны знать: Основы экологической культуры.

«Воспитание детей» - Что делать? Я не храбр. Умение беречь время – важная черта организованного человека. Ребёнок должен на деле почувствовать силу авторитета родителей и педагогов. Развитие личности невозможно без самовоспитания! По отношению к упрямым, избалованным детям рекомендуется строгость и твердость. Родительское собрание по теме «Отцы и дети.

«Экологическая школа» - Дошкольники совместно со старшеклассниками расчистили и благоустроили территорию родника «Тихий». These activities have the aim to form the ecological atmosphere. It is the program of ecological education for kids of infant school. Здравствуй, планета! 1. Экологизировали школьное пространство. Здоровому - все здорово!

Всего в теме 11 презентаций

Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить
одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.
К.Д. Ушинский
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
"Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Метод с точки зрения экологического образования – способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
В каждом методе выделяют внешнюю (система способов действия детей и воспитателя) и внутреннюю сторону (психические познавательные процессы, который лежат в тех или иных способах действия).
Выделяют следующие группы методов:
- наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)
- словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогичес-
кая оценка, вопрос и т.д.)
- практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т.д.)
- собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование)
- игровые (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки).
Все группы методов используются на протяжении всего дошкольного возраста с учетом преобладающей формы мышления и характере деятельности детей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у детей экологические ценностные ориентации, интересы и потребности.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность. Игровая деятельность дошкольников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор дошкольников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.
При этом важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.
Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении.
Можно сделать вывод, что работа по экологическому воспитанию в ДОУ осуществляется в нескольких направлениях:
- работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других как на специально организованных занятиях, так и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;
- работа с педагогами;
- работа с родителями;
- работа в социуме;
Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.
Познавательная и речевая деятельность – важная составляющая экологического воспитания, ведь именно знания позволяют правильно сформировать экологическую картину мира ребёнка.
Воспитание чувства ответственности. Любить – значит, беречь. Помогают в этом уголки экологического воспитания и специальная экологическая комната.
Экологические зоны на участке ДОУ: труд в уголке поля; наш солнечный луг; июльское разнотравье; огороды и цветники.
Обращение к теме природы в танцах, в музыкально-театрализованных постановках способствует экологическому воспитанию детей в ДОУ.
Художественная и энциклопедическая литература, книги, позволяют знакомить детей с народными сказками, произведениями писателей о природе, достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями.
Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.
Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Перечень форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях:
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- уроки мышления;
- экологические кружки;
- экологические конкурсы;
- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- трудовой десант;
- зеленый патруль;
- лаборатория юного эколога;
- составление экологических карт;
- ведение «Панорамы добрых дел»;
- ведение фенологических календарей природы;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические музеи;
- день (неделя) экологического творчества;
- экологические праздники и фестивали;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);
- экологические сказки;
- экологические тренинги; и т.д.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей.
Основные задачи педагога - вырастить и воспитать здорового человека, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Источники:
1.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004. - 320с.
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002 г., 336 с.
3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 1999. - 224с.
4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. - 2005.- № 17.- С.11-15.

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

О.М. Жданова.
О.Н. Буханчук.

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Светлана Николаевна Николаева писала, что 20-21 век - это кульминация негатива, созданного человеческой цивилизацией, где человек считает себя царем природы. Поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции "устойчивого развития", согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к "устойчивому развитию" является экологическое образование. В "Концепции устойчивого развития России" особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей и природной среды" (ст. 73. Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования; ст. 74. Обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях; ст.75. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов; ст.76. Распространение экологических знаний"), "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населении и "Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), все соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения считает, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже более пяти лет. В основе лежит «Программа воспитания и образования в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой), так же используем технологии программ С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа». За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
  • воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;
  • формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

  1. Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
  2. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
  3. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
  4. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, туристические прогулки, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
- создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
- повышение экологической грамотности педагогов;
- обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента (знакомство с природным ландшафтом Алтайского края); внедрение методик экологии здоровья и здоровьсберегающих технологий обучения и воспитания;
-экологическое просвещение родителей.
Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет нам проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей. На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)
Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.
Система работы с детьми включает:
-посезонное тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности;
- создание эколого - развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы, экологическая тропа);
-организация совместной деятельности (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
- чтение художественной литературы;
-совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (проекты «Здравствуй дерево», «Каменный калейдоскоп», кружок «Природа и фантазия», акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);
-выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
-игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
-экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
-создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).
Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:

  1. Групповые комнаты, в которых размещены уголки природы, экологические лаборатории, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, уголки релаксации и т.д. Здесь проводятся экологические занятия, работа в рамках проектной деятельности, дети играют, общаются с живыми организмами и ухаживают за ними, занимаются самостоятельными исследованиями, экспериментированием. Под руководством увлеченных своим делом, педагога дополнительного образования и других специалистов дети организованы в систему дополнительного образования в театральной студии, в кружке «Природа и фантазия». В рамках этой деятельности проводятся интегрированные (эколого-эстетические) занятия, изготовление поделок из природного и бросового материала, изготовление костюмов, декораций для праздников с элементами русского фольклора, иллюстрирование художественных произведений о природе. В групповых комнатах устраиваются тематические выставки детских работ.
  2. Проводятся экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, экологические постановки и спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания и др. В каждой группе и в методическом кабинете ДОУ подобраны библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий, методических, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе, проводят беседы, обсуждение прочитанного, организуют конкурсы и викторины.
  3. Территория детского сада, используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок: экологическая тропа, включающая альпийскую горку, огород, аптекарскую клумбу, различные деревья и кустарники, цветники и др. малые архитектурные формы – «сельский дворик», сенсорная дорожка, искусственный водоем, мини-стадион и игровые площадки.
  4. Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между ребенком и окружающей его средой, поэтому задачу работников детского сада и родителей определяем в поиске и разработке соответствующего подхода к здоровью детей и деятельности, направленной на его укрепление. С этой целью разработана система оздоровительной работы для каждой возрастной группы. Она включает закаливающие процедуры, элементы дыхательной гимнастики и точечного массажа, ходьбу босиком по массажным коврикам и по «комбинированной дорожке», фитотерапию, прием поливитаминов и иммуностимулирующих препаратов, музыкотерапию и ароматерапию и др. Систематически проводятся физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья. Для расширения возможностей двигательной активности воспитанников в детском саду создан мини-стадион, включающий: беговую дорожку, волейбольную, футбольную и баскетбольную площадки, яму для прыжков, спортивные модули и «дорожку здоровья».

Результатом системной и целенаправленной работы в 2011 – 2012 учебном году стали следующие достижения:
1. Проведение экологических акций - социально-значимые комплексные мероприятия экологического содержания, приуроченные к датам и событиям, имеющим общественное значение, которые имели общественный резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников,- и явились эффективным способом пропаганды экологических идей среди родителей – «Зеленая елочка - живая иголочка», Птичья столовая», «Жить без мусора».
2. Организованы экологические выставки - «Разноцветная осень» - поделки из природного материала, «Новогодняя игрушка» - поделки из бросового материла.
3. С 01.09.2011г. по 30.04.2012г. реализован экологический марафон «В гостях у матущки Природы». Экологический марафон включал в себя цикл творческой экологической ориентированной деятельности соревновательного характера. Участниками марафона являлись сборные команды из детей и родителей, педагогов. Проведение марафона включало три тура: 1 тур - формирование знаний и представлений по теме марафона, конкретизация и разъяснение условий и правил; 2 тур - выполнение конкурсных заданий в заочной форме с отслеживанием промежуточных результатов (диагностика знаниевого и деятельностного компонентов по теме «марафона»); 3 тур - финальное состязание команд –игра-путешествие для детей «Царство Берендея», педагогов и родителей «В гостях у Берегини».
В период проведения "марафона" проектировалось сотрудничество с общеобразовательной школой № 18 города Бийска (проведение совместной выставки экологических плакатов «Мы и окружающий мир»), библиотекой № 7 (литературная гостиная «Писатели о природе»), детским биолого-экологическим центром (экскурсия в дендропарк, оформление гербария).
4. Реализация проекта «Наш край - АЛТАЙ» приуроченный к празднованию 75-летию Алтайского края в форме экологической экспедиции. На подготовительном этапе с педагогом дополнительного образования была составлена программа экспедиции: определен маршрут, распределены обязанности между детьми, родителями, воспитателями, административно-управленческим персоналом, состоялся подбор оборудования, дидактического материала и методического сопровождения. На основном этапе проведение экспедиции, выполнили запланированную исследовательскую работу, сбор информационно-значимого материала, подтверждение теоретических знаний практическими фактами. На заключительном этапе была проведена обработка полученных данных в ходе «экспедиции», классификация собранных материалов, формулировка выводов по итогам практической деятельности и завершилась работа созданием альбома «Красная книга Алтая», выставка рисунков и поделок «Наш край - Алтай».
5. 2012г. дошкольное учреждение по итогам городской природоохранной акции «Школьный парк» удостоено дипломом 3 степени, за предоставление конкурсного практико-ориентированного проекта, направленного на улучшения состояния объектов зеленого фонда учреждения образования и прилежащей территории.
6. В образовательном учреждении созданы мини-музеи и на их основе разработаны следующие исследовательские проекты: «Вода-водица», «Природные зоны», «Музей песка и камня», «Зимний сад», «Мир живой природы», «Творчество и окружающий мир», разработана картотека экспериментов, опытов и наблюдений.
7. Педагогом дополнительного образования разработана картотека экологических тренингов, направленных на формирования осознанного бережного отношения к окружающему миру, познавательного интереса к объектам живой и неживой природы. Систематизирован методический материал по экологическому воспитанию с элементами народного фольклора (Ведется народный календарь, проведены народные праздники: «Капустные посиделки», «Сороки», «Благовещенье», «Семик»).

Перспективы экологического образования в ДОУ на последующие годы:
1. Повысить уровень экологической культуры и считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным направлением и важным звеном в системе непрерывного экологического просвещения.
2. Продолжить работу по экологизации воспитательно-образовательной пространства в рамках преемственности начальной школы и дошкольного образовательного учреждения, в этой связи необходимо:
- совместно рассмотреть вопросы реализации проекта «Детский сад - эталон экологической культуры»
- содействия в работе по укреплению материально-технической базы, оказанию природоохранных услуг, по созданию системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров ДОУ, привлечение специалистов начальной школы по вопросам экологии, экологической подготовки родителей;
- активнее привлекать методы музейной педагогики, потенциал национальной культуры, краеведения в экологическом воспитании дошкольников и младших школьников;
3. Развивать и совершенствовать обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления личности ребенка (семья, детский сад, школа, центры дополнительного образования);
4. Выявлять, обобщать и распространять лучший опыт педагогической работы с детьми дошкольного возраста, используя средства массовой информации, проведение научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» и другие массовые экологические мероприятия.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В.А.Сухомлинский. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Экологическое образование не является изолированным направлением (Дополнительным предметом) работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Это предполагает участие в экологическом образовании всех сотрудников ДОУ. К сожалению, подобная цель на современном этапе в массовой практики недостижима из - за недостаточной подготовки педагогов, отсутствия необходимых условий, одним из которых является координация работы всего коллектива дошкольного учреждения, В реально сложившийся практике можно выделить две основные педагогические модели, отличающиеся принципами организации работы. Назовем их условно: модель «эколог» и модель «воспитатель».

Модель «эколог». ЕЕ особенность - создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесного сотрудничества всех специалистов, методиста и воспитателей на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников (см. Приложение).

В рамках модели «эколог» каждый сотрудник выполняет определенные функции в области экологического образования. Необходимым условием ее использования является наличие в дошкольном учреждении педагога - эколога, выполняющего функцию координатора. Такая модель создает условия, необходимые для эффективной реализации экологического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех сотрудников детского сада позволяет осуществлять:

  • - экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды;
  • - экологическое просвещение родителей;
  • - подготовку и переподготовку кадров;
  • - оценку окружающей среды;
  • - координацию с другими учреждениями.

Рассмотрим возможные направления работы и взаимоотношения сотрудников в рамках модели «эколог».

Направления работы руководителя:

  • 1. организация всего воспитательного процесса;
  • 2. сотрудничество с органами управления образованием;
  • 3. выделение необходимых ставок;
  • 4. составление дизайн - проекта учреждения; экологизация развивающей предметной среды;
  • 5. координация работы с другими учреждениями и т.д.

Направления работы методиста:

  • 1. ознакомление коллектива с существующими программами и методами экологического образования;
  • 2. выбор программы и методики (совместно с экологом);
  • 3. определение места экологического образования в общем, образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями;
  • 4. руководство составлением «экологического паспорта» и т.д.

Направления работы психолога:

  • 1. психологическая поддержка работы по экологическому образованию;
  • 2. составление рекомендаций экологу с учетом индивидуальных особенностей детей;
  • 3. присутствие на занятиях эколога с целью определения поведения и характеристик дошкольников.

Направления работы музыкального руководителя:

  • 1. проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;
  • 2. согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога;
  • 3. разработка экологических праздников;
  • 4. подбор музыкальных произведений (звуки природы, песни о природе и т.д.) к программе эколога.

Направления работы преподавателя по изобразительной деятельности:

  • 1. закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, лепки;
  • 2. оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, костюмов к экологическим праздникам;
  • 3. проведение занятий вместе с экологом;
  • 4. участие в диагностике, по детским рисункам и т.д.

Направления работы инструктора по физическом воспитанию:

  • 1. включение в занятия физических упражнений, подвижных игр по согласованию с экологом;
  • 2. участие в эколого-оздоровительной работе (экскурсии и т.д.);
  • 3. участие в экологических праздниках;
  • 4. обучение правилам безопасности во время походов.

Направление работы медицинского работника:

  • 1. оздоровительная работа с детьми;
  • 2. участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе ДУ с точки зрения состояния здоровья детей.

Направления работы воспитателя:

  • 1. экологизация деятельности дошкольников в группах;
  • 2. выполнение заданий эколога;
  • 3. выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);
  • 4. создание условий для экологического образования в группах;
  • 5. подбор растений, животных и уход за ними;
  • 6. работа с родителями;
  • 7. участие в диагностике по заданию эколога и психолога.

Модель «воспитатель» отличается от модели «эколог» принципами организации работы: функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни (см. Приложение).

Модель реализуется в детских садах, где нет возможности ввести в штатное расписание ставку эколога. Она представлена двумя вариантами: первый - экологическое образование осуществляют несколько воспитателей; второй - задачи по экологическому образованию включаются в план работы воспитателей всех групп, а направление в целом контролирует методист или руководитель учреждения.

Обе указанные модели предполагают реализацию интегрированного подхода в экологическом образовании. Первая модель представляется более эффективной, т.к. позволяет создать систему взаимосвязанных компонентов, что является необходимым условием реализации экологического образования в дошкольном учреждении.

В системе экологического образования в дошкольных учреждениях можно выделить ряд компонентов (см. Приложение).

Таким образом, чем более полно реализованы указанные компоненты, тем эффективнее работа дошкольного учреждения в области экологического образования.

Выводы по теоретическим аспектам:

Итак, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. За последнее время создано много отечественных программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего образовательного процесса.

Елена Миронова
Система работы по экологическому воспитанию

Слайд №1 Сегодня я представляю опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников

Слайд № 2

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Слайд № 3 Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?

Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы.

Однако летний отдых моих воспитанников проходит за пределами поселка Дивово. Многие дети не знают названия цветов, растений, насекомых, животных, которых могут встретить.

Да и само понятие «островок природы» вытесняется машинами, наличием жилых комплексов, близостью производства.

Родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело сохранения и приумножения богатства природы. Но им подчас не хватает нужных знаний и времени.

Все это подтолкнуло меня к работе по экологическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края.

Слайд №4.

Основой для моей работы послужил региональный компонент Основной Программы нашего ДОО, «Воспитание экологической культуры дошкольника» .

При разработке своей системы работы я пользовалась программой под редакцией Н. Е. Веракса «От рождения до школы» . Эта программа :

Соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;

Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

Предполагает построение воспитательно -образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми .

В своей работе по выбранной теме я взяла за основу методику Светланы Николаевны Николаевой «Воспитание экологической культуры » и Натальи Рыжовой «Наш дом – природа» Данный выбор я сделала на основе анализа и сопоставления содержания обучения с возможностями учреждения, в котором я работаю .

Слайд № 5 Главной целью моей работы является - Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомлении с природой родного края, формирование основ экологической культуры .

Слайд № 6

Для достижения этой цели, мною определены следующие задачи :

1. Создать необходимую развивающую образовательную среду для работы с детьми

2. Разработать комплексно-тематические

3. Провести непосредственно образовательную деятельности с детьми

4. Способствовать развитию познавательной активность через различные виды продуктивной деятельности и экспериментирование;

5. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;

6. Воспитывать у детей совместно с родителями эмоционально- положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.

Слайд № 7

Новизну моей работы я определяю следующими особенностями :

1. основу работы составляет деятельностный подход, определенный стандартом дошкольного образования : труд в природе, эксперименты, наблюдения и многое другое

3. Именно природа родного края дает возможность эффективно работать в данном направлении.

Слайд № 8

В основе деятельности по экологическому воспитанию лежат два направления.

Экологическое воспитание – это деятельность в природе : наблюдения, овладение знаниями, поисковая, проектная; а так же формирование основ экологического сознания : потребности, интересы детей, определенные переживания и сформированная эстетическая оценка.

При выборе методов обучения ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность, расширяют у детей экологический кругозор , формируют практические умения. Содействуют становлению личности,

Игровой (сюжетные и дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий);

Словесный (чтение художественной литературы, сочинение сказок, литературные викторины);

Наглядный (экскурсии, наблюдения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов);

Практический (упражнения, труд в природе. экспериментирование)

Слайды № 10-12

В своей работе использую различные приемы.

Но наиболее интересными считаю :

Практический

Прием экологических акций : «береги природу» , «поможем пернатым»

Личный пример взрослых

Прием проблемных ситуаций

Проектная деятельность

Слайд №13

В работе использую следующие формы :

целевые прогулки и экскурсии

Наблюдения, беседы;

НОД («Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно – эстетическое развитие (рисование, аппликация, лепка, «Физическое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» )

Использование художественной литературы;

Рассматривание картин, иллюстраций о природе;

- игры : - дидактические,

Подвижные

Проектная деятельность;

Слайд № 14

Для формирования основ экологической культуры у дошкольников мною разработана система сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьёй.

Данная система включает в себя определённое содержание, методы и формы работы .

Это позволило активизировать родителей, создать у них самих интерес к данной работе

Слайд № 15

Результаты работы по экологическому воспитанию представлены на слайдах.

Диагностика была проведена на основе методики, которая помогает определить уровень знания детей о животном мире, растительном мире и других аспектах.

Слайд № 16

Дети демонстрируют не только достаточно высокий уровень знаний, но и дают эмоциональную оценку увиденному в природном окружении, проявляют активность в применении полученных знаний, умений и навыков.

Слайд № 17 Перспектива деятельности : Перспектива моей деятельности, как воспитателя , видится в создании образовательного долгосрочного проекта, в основе которого будет продолжена работа по апробации индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка моей группы.

Следует продолжить формирование развивающей среды группы согласно требованиям ФГОС ДО :

Оснащение оборудованием уголка экспериментирования;

Создание тематической библиотеки.

Я готова к обмену опытом работы с заинтересованными лицами.

Слайды № 18-21

Широкие, привольные,

Родимые края…

Березка белоствольная,

Любимица моя,

Стоит, как свечка, белая,

Глядит она вокруг :

Ей рожь кивает спелая,

Ей кланяется луг.

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Слайд 2. Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, беднее.

Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы) Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения.

В сентябре 2014г, я разработала новый проект