Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата. Логопедические упражнения
Юлия Беляева
Игры для развития мышц речевого аппарата дошкольников
Игры для развития мышц речевого аппарата
Человек правильно произносит различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности . Работа по развитию мышц речевого аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 2-3 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 5-7 упражнений за раз. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким» , подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху» ).
Примеры игр
для развития мышц речевого аппарата :
1. «Улыбочка-трубочка» - улыбнуться (зубы не видны, вытянуть губы трубочкой. Чередовать 7-10 раз.
2.«Заборчик-окошечко» - улыбнуться, чтобы зубки были видны, вытянуть округленные губки вперед (как будто говорим О-о-о) Чередовать 7-10 раз.
3. «Хомячок» - надуть щечки, затем втянуть. Чередовать 7-10 раз.
4. «Накажем непослушный язычок» - Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…» . Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте пол счет от одного до пяти – десяти.
8. «Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
7. «Индюк» - Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет) .
8. «Качели» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны, потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз.
9. «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) .
10.«Жвачка» На счет «раз» - губы вытягиваются вперед. На счет «два» - растягиваются в улыбку, обнажая верхние зубы, челюсти размыкаются. Движения губ и челюстей напоминают активное жевание.
11.«Недовольная лошадка» Губы слегка сомкнуты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставить губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, которым извозчики останавливают лошадь, натягивая поводья : тпр-р-р-у. На каждый счет – выдох с вибрацией.
12. «Уточка» - Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
13. «Поцелуй» - щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
14. «Фокус» - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Дудочка и колокольчик
Педагог показывает детям инструменты – дудочку и колокольчик – и говорит: «Дудочка дудит вот так: «Ду-ду-ду!», колокольчик звенит вот так: «Динь-динь-динь!».
Затем педагог показывает детям то один, то другой инструмент, а дети изображают, как инструмент звучит.
Через повторение сочетаний «ду-ду» и «динь-динь» закрепляется произношение твёрдых и мягких звуков.
«Угадай, что звучит»
«Скажи, кто как кричит»
Эти игры можно проводить с использованием игрушек. Педагог показывает игрушку-зверушку, дети изображают, как они «кричат»:
Как кричит лягушка (гусь, утка, петушок)?
Можно и наоборот: педагог изображает «крик» животного, а дети находят это животное в ряду игрушек:
Кто кричит ку-ка-ре-ку (ква-ква, кря-кря)?
«Кто топает?»
В этой игре дети сначала рассматривают большого Мишку и маленького медвежонка Мишутку. Затем воспитатель предлагает детям громко произнести: «ТОП-ТОП-ТОП!». Так топает взрослый медведь. А если произнести тихонько: «топ-топ-топ», значит, топает Мишутка.
Сначала воспитатель произносит слова в разной громкостью и высотой голоса, а дети отгадывают, «кто идёт». Затем можно предложить детям (по очереди) «загадать» Мишку или Мишутку.
По этому принципу можно придумать много похожих игр. Например, педагог прячет игрушки Зв ширму, произносит за них разные слова, а дети угадывают, кто с ними разговаривает.
«На барабане - барабанят, на дудочке – дудят»
Педагог рассматривает вместе с детьми музыкальные инструменты и говорит: «На барабане – барабанят, на дудочке – дудят».
Затем дети закрывают глаза, а педагог ударяет по барабану барабанными палочками:
Что барабан делает?
Барабанит.
Как он барабанит?
Громко.
А сейчас как он барабанит?
Тихо.
Затем педагог берёт дудочку и дудит.
Что дудочка делает?
Дудит.
Как она дудит?
Тихо.
А сейчас как дудит?
Громко.
Игра повторяется несколько раз. Затем можно пригласить двух детей: одному дают барабан и палочки, другому – дудочку. Остальные дети закрывают глаза. По сигналу педагога барабанщик барабанит.
Что звучит?
Барабан.
Барабан что делает?
Барабанит.
Как барабан барабанит – громко или тихо?
И т.д.
Затем точно так же обсуждается звучание дудочки.
Для этой игры понадобятся игрушки: мышка и мышонок, утка и утёнок, лягушка и лягушонок, корова и телёнок, кошка и котёнок. Если подбор игрушек вызовёт затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая детей к совместной деятельности.
В гости к детям приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Дети должны угадать, чей голос они услышат.
Мяу-мяу. Кто это мяукает? (Кошка)
У мамы кошки есть детёныш. Он мяукает как? (мяу-мяу)
Му-у-у – кто так мычит? (корова)
А кто у не детеныш? (Телёнок)
Теперь ещё раз послушайте и угадайте, кто это мычит, корова или телёнок.
А кто квакает тоненько? (Лягушонок)
Лягушка-большая и квакает грубым голосом, а её детёныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Можно предложить детям правильно позвать игрушку, тогда с ней можно поиграть: «Лягушонок, иди к нам». «Утёнок, поиграй со мной»
Игра «Найди звук»
Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательными являются слон и собака. Взрослый предлагает ребёнку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука с (слон, собака). Если ребёнок называет слово, в котором нет звука с, то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, коошкаа.
Кошка не может ехать в машине. В слове «кошка» нет звука с.
Ребёнок выбирает гуся. Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.
Машина не поедет,потому что в слове гусь слышится звук сь, а не с.
Игра «Громко – шёпотом», «Быстро – медленно»
Взрослый говорит, что в гости к котёнку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе с детьми:
«Са-са-са – прилетела к нам оса».
Затем эта рифмовка повторяется с разной силой звука: громко – тихо - шёпотом (вместе со взрослым и без его помощи, хором и индивидуально).
«Су-су-су – кот прогнал осу». (Текст проговаривает быстро и медленно.)
Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно:
«Са-са-са - …» («там летит оса»).
«Су-су-су - …» («как прогнать осу?», «я боюсь осу»).
«Как мяукает котёнок?»
Взрослый берёт куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идёт она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает. Вот так: «Мяу-мяу!» (жалобная интонация). Как мяукал котёнок?
Дети (или кто-то один из детей) повторяют за педагогом слова «Мяу-мяу!».
Взяла Таня котёнка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котёнок радостно замяукал. Вот так: «Мяу-мяу!» (радостная интонация).
Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котёнка. Рассердился котёнок и стал мяукать сердито. Вот так: «Мяу-мяу!» (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котёнок и щёнок стали весело мяукать и лаять».
Затем кто-то из детей рассказывает историю самостоятельно, передавая интонации, требуемые содержанием текста. Взрослый, в случае необходимости,помогает отдельным словом или предложением.
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Игры и игровые упражнения
Подоготовила:
Студентка Ш-41 группы
Шевченко А.И
Ейск,2017 год
Игры и игровые упражнения
для развития артикуляционного аппарата
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой я рекомендую использовать игру «Сказочка-указочка», для уточнения названий частей лица и органов артикуляции. Вначале читается стихотворение и вместе с ребенком показываются части лица и артикуляционные органы.
Не устала ты пока, Подбородок тянем вниз,
Покажи, моя рука: Чтобы с челюстью отвис.
Это – правая щека, Там – к прогулкам не привык -
Это – левая щека. Робко прячется язык.
Ты сильна, а не слаба, А вокруг-то – целый ряд -
Здравствуй, верхняя губа, Зубки нижние стоят:
Здравствуй, нижняя губа, Боковые – слева, справа,
Ты не меньше мне люба! Впереди – зубов оправа.
Есть у губ одна черта – Нёбо вместо потолка
В них улыбка заперта: Есть во рту у языка.
Вправо – правый угол рта, А когда открылся рот,
Влево – левый угол рта. Язычок пошел вперед.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края –
Все про ротик знаю я!
После того, как ребенок усвоил название частей лица и артикуляционных органов, можно приступать к выполнению артикуляционных упражнений.
Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, т.к. логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать название упражнения.
Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.
Для постановки свистящих звуков требуются следующие упражнения :
язык на нижнюю губу.
«Горка (Киска сердится)» - открыть рот. Кончик языка упереть в нижние
зубы, а сам язык приподнять вверх.
«Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы.
Боковые края языка прижать к верхним коренным
зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и
убирать в глубь рта.
«Чистим нижние зубки» - рот приоткрыть в улыбке, «почистить» кончиком
языка нижние зубы с внутренней стороны, делая
движения из стороны в сторону. Нижняя челюсть
и губы неподвижны. Движущийся из стороны в
сторону кончик языка должен находиться у
десен.
«Дудочка» - открыть рот и немного высунуть широкий язык.
Боковые края языка загнуты вверх. Подуть в
получившуюся «дудочку».
Для постановки шипящих звуков требуются следующие упражнения:
«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный
язык на нижнюю губу.
язык.
бугорков (альвеол).
«Лошадка» - открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и
сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя
челюсть и губы не двигаются.
закрывать.
Для постановки звука Л требуются следующие упражнения:
«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный
язык на нижнюю губу.
«Иголочка» - рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь
его, сделать узким.
«Чашечка» - широко открыть рот и положить широкий
расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять
края языка, не касаясь верхних зубов.
«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его
от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Язык не должен отрываться от неба.
«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно
то к носу, то к подбородку. Рот при этом не
закрывать.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать
варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать
язык.
«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до
бугорков (альвеол).
«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как
кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не
отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.
«Часики» - приоткрыть рот. Высунуть узкий язык. Тянуться
языком попеременно то к правому уху, то к левому.
Для постановки звука Р требуются следующие упражнения:
«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный
язык на нижнюю губу.
«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его
от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Язык не должен отрываться от неба.
«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно
то к носу, то к подбородку. Рот при этом не
закрывать.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать
варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать
язык.
«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до
бугорков (альвеол).
«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как
кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не
отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.
«Барабанщик» - открыть рот. Язык поднять вверх. Кончиком языка с
силой «ударять» по бугоркам за верхними зубами и
произносить звуки: «д – д – д …»
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений:
Статические: «Блинчики (Лопаточка)», «Чашечка», «Иголочка», «Киска сердится», «Трубочка».
Динамические: «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Катушка».
Помимо артикуляционных упражнений для развития органов артикуляционного аппарата в логопедической практике используют дыхательную гимнастику, которая позволяет выработать целенаправленную воздушную струю.
«Загнать мяч в ворота» - 1 вариант: вытянуть губы вперед трубочкой и
плавно дуть на ватный шарик, лежащий на столе
перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками
(это «футбольные ворота»);
2 вариант: улыбнуться, положить широкий
передний край языка на нижнюю губу
(«Лопаточка») и плавно, со звуком Ф, сдуть ватку.
«Фокус» - улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий
передний край языка на верхнюю губу так, чтобы
боковые края его были прижаты к верхней губе, а по
середине языка была щель-желобок, и сдуть ватку,
положенную на кончик носа. Воздух при этом
должен идти по середине языка, тогда ватка полетит
вверх.
«Ветерок дует с горки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Поставить язык
«горкой», а затем спокойно и плавно подуть по
середине языка. Воздух должен быть холодным.
Сначала все упражнения артикуляционной гимнастики выполняются, как и положено перед зеркалом. Когда этап «зеркала» прошел, а удержание статических поз еще необходимо, ситуация игры позволяет сделать это ненавязчиво. Чередование статических и динамических поз происходит в процессе развития сюжета вполне естественно.
«Весёлый язычок»
Развитие артикуляционной моторики
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.
Работа по развитию подвижности органов артикуляционного аппарата проходит по следующим направлениям:
· проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;
· проведение работы по борьбе с солевацией;
· проведение артикуляционной гимнастики .
Артикуляционная гимнастика
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2.Показывает его выполнение.
3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается саливация, то перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется проведение следующих упражнений:
1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.
2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.
3.Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой.
4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твердую пищу (можно печенье), это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизвольные движения переходят в произвольные).
5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно: одна рука логопеда — под подбородком ребенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.
Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ
Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:
· рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);
· намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);
· поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).
После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На первых порах движения будут выполняться не в полном, не в точном объеме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).
Далее вводятся следующие упражнения:
1.« Непослушные губки». Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2.«Улыбка -трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3.« Хоботок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4.« Рыбка »:
· хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
· сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;
· щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «поцелуя».
5.« Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
6 .«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,похожийна фырканье лошади.
7. «Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы.Опускатьнижнюю губу, обнажая нижниезубы.
8.« Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
9.« Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
10.«Сильные губки»:
· удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);
· удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.
Артикуляционная гимнастика для губ и щек
1.« Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2.« Толстушка». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. «Худышка». Втянуть щеки.
4.« Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Артикуляционная гимнастика для мышц языка
Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики рекомендуются следующие упражнения:
· помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов;
· вытягивание языка вперед и убирание его назад;
· стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.
Далее проводится выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ребенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:
1.« Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.
2. «Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].
3. «Накажем язычок». Губы в улыбке, легко покусывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.
4. «Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти былинеподвижны.
5. «Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.
6. «Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.
7.« Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобычелюсть и губы не двигались.
8.« Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же повторять с открытым ртом.
9.Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пересчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.
10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.
11.« Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
12.« Фасолька». При паретичном, вялом языке перемещать во рту фасоль, горох и т. п.
13.« Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.
14.« Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.
15.« Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугорки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
16.« Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.
17. «Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
18. «Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контроля можно поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении она будет отклоняться.
19.« Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняячелюстьне двигается.
20. «Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.
21 .«Лошадка-2». То же, но беззвучно.
22. «Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были неподвижны.
23.« Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а затем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфету — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.
24.« Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удерживать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.
25.« Гармошка». Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка.
26 .«Дразнилка». Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получаетсязвук, похожийна детское«поддразнивание».
27. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола
Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти
Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.
Комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти:
1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и закрывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.