Сочельник - традиции, приметы, обычаи. Сочельник перед Рождеством – какого числа празднуется и что делать в этот день? Значение слова, традиции, кушанье Сочельник православный традиции

— светлый и радостный праздник. Но встречаем ли мы Рождество как полагается? Что такое Сочельник (канун Рождества), как его отмечают и какие существуют предрождественские христианские традиции, расскажем в этой статье.

До первой звезды нельзя…

Прежде всего, следует знать, что правильное название кануна Рождества (навечерия) не «Сочельник», а «Сочевник» . Сочиво (кутья) — главное ритуальное блюдо рождественского стола. Ознаменован Сочельник — вечер 6 января (24 декабря по старому стилю) особой праздничной атмосферой, когда за общим столом собираются все члены семьи.

Весь день накануне Рождества верующие держат строгий пост . Лишь когда на небе взойдет первая звезда, возвещая рождение Иисуса Христа, христиане поздравляют друг друга с Рождеством и приступают к праздничной трапезе. За стол садятся по возвращению с рождественской службы. Те же, кто не был на церковной службе, узнают о восхождении первой звезды от детей, которые в это время играют на улице. Либо сами выходят из дома, чтобы увидеть появление Рождественской Звезды. Если же погода пасмурная и звёзд не видно, трапезу в Сочельник начинают как только стемнеет.

Рождественское меню в Сочельник

Для рождественского стола готовят двенадцать блюд , по числу верных апостолов Христа, а также кладут на стол пучок сена, символизирующий ясли, где родился Иисус.

В православный Сочельник едят исключительно постную пищу . Никаких яиц, мяса, сала и других животных жиров, в том числе, молочных продуктов, сливочного масла. Алкоголь тоже строго запрещен. На рождественском столе должны быть: сочиво (кутья) как символ рождения и смерти Сына Человеческого, запеченая или вареная рыба — ещё один известный символ христианства, любые овощи и фрукты. Традиционный напиток — взвар из сухофруктов.

Не надо отчаиваться, существует огромное количество рецептов вкуснейших постных блюд, которые можно приготовить из этих продуктов. Не забывайте, ведь есть растительные масла, да и кутью необязательно варить из пшеницы, можно и из риса.

Сочиво (кутья) имеет множество вариантов приготовления, например, в нее можно, кроме изюма, положить цукаты, орехи, мак, и даже мелко нарезанный разноцветный мармелад.

Взвар — это своебразный компот из сушеных яблок, груш, слив и вишни. Наши предки готовили взвары на меду, т.к. сахар был баснословного дорогим продуктом. Взвар иногда заменяли ягодным киселем.

Наши бабушки готовили даже постное молоко, чтобы «сдобрить» кутью! Вот вам рецепт: 200-300гр любых орехов измельчить в муку, постепенно добавляя воду (3 стакана кипяченой воды), процедить через марлю, хорошенько отжать. Полученную жидкость можно подсластить по вкусу, получается просто и необычно.

Настали Святки — то-то радость!

Рождественский Сочельник — праздник чисто религиозный. Он скромный и тихий, проходящий за столом в благовоспитанной беседе. Заканчивается трапеза довольно-таки быстро. Люди семейные, старики, малые дети остаются дома, а молодёжь отправляется колядовать . Парни и девушки наряжаются и ходят по домам, распевая колядки — обрядовые песни, славящие Рождество Христово. Взамен они просят у хозяев дома угощения или денег, чтобы пожелания счастья непременно сбылись.

А с рассветом в каждом доме накрывается совершенно другой рождественский стол — изобилующий скоромной мясо-молочной пищей. Строгий рождественский пост окончен и теперь можно побаловать себя разносолами. В праздник Рождества Христова встречают гостей и сами ходят в гости, дарятся рождественские подарки, звучат и пожелания счастья. Так начинаются 12-дневные праздничные гуляния — Святки , завершающиеся праздником .

Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова) – это последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Дата праздника 6 января.

Рождественский сочельник – праздник перед Рождеством

6 января – Навечерие , или Рождественский сочельник , – последний день , канун Рождества Христова . В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову . Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник . Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко.

Как поститься в Сочельник?

– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит “пост до первой звезды”? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день . Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

– Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже . И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

– Как правило, верующие стараются встретить на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживанию и восприятию Праздника.

– Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый – можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

– Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..

Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам “Всегда радуйтесь . Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа” (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.

– Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояния – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейство.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества !

Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова

Название "сочельник" получил из-за традиционной сладкой каши - "сочиво", которую обязательно вкушают в канун праздника, только после богослужения.

Кашу готовят из пшеницы, ячменя или риса с добавлением меда, мака, сухофруктов и орехов. Зерно символизировало воскресшую жизнь, а мед — сладость будущей блаженной жизни.

Сочельник

Рождественский сочельник православные христиане отмечают 6 января. Это заключительный день сорокадневного рождественского поста, который установлен для того, чтобы люди очистили себя покаянием, молитвой и постом, и с чистым сердцем встретили праздник Рождества Христова.

Канон празднования Рождества был окончательно сформирован в IV веке. В современной богослужебной практике в навечерие праздника в храме читаются Царские часы, вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к рождению Иисуса Христа.

В Сочельник принято воздерживаться от пищи до появления первой звезды. Обычай поститься "до первой звезды" связан с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа.

Согласно Евангелию от Матфея, звезда известила волхвов о рождении царя Иудейского. Увидев ее, восточные мудрецы пришли поклониться младенцу Христу и принесли ему богатые дары.

С появлением первой звезды можно садиться за стол и желать друг другу всего светлого и доброго. Сочиво начинали кушать после исполнения рождественского песнопения "Волхвы со звездою путешествуют". Традиционно в трапезе должны принимать участие все члены семьи.

На стол ставятся постные праздничные блюда. В сочельник еще не разрешается есть мясо, молочные продукты и яйца, но блюда должны быть вкусными, питательными и разнообразными.

На рождественский сочельник, согласно правилам православия, следует сходить на Богослужение в церковь, помолиться, выстоять службу. После всенощной и окончания поста подаются и угощения из мяса.

Традиции и обряды

Рождество, а соответственно и сочельник - это один из самых древних праздников, с которым связано множество традиций, обрядов и примет.

Православный стол, по народным традициям, обязательно должен быть накрыт из 12 блюд — по числу апостолов, а в честь яслей, в которых по преданию родился Спаситель, было принято класть пучок сена.

Помимо сочива, на стол должны подаваться блины, окорок, студень, баранина с кашей, заливная рыба, фаршированная индейка, поросенок, буженина, мясной рулет, фаршированная курица, запеченная в духовке, пироги, домашняя колбаса, пряники. Так же на столе обязательно должны быть разнообразные напитки.

Вечер лучше провести в семейном кругу, с близкими друзьями. Разговаривать за праздничным столом следует только о добрых делах.

Рождественский сочельник — канун большой радости и душевный настрой должен быть соответствующим. Желательно забыть все старые обиды, огорчения, и попросить прощение у тех, кого вы обидели.

Коляды

Сочельник на Руси также назывался Коляды — в честь старинной традиции в этот день ходить по домам с пением "колядок" — рождественских гимнов. Парни и девушки наряжались в устрашающие наряды, костюмы животных, натягивали маски и шли по деревне с песнями и плясками.

© photo: Sputnik / Андрей Александров

В эту ночь у каждого дома пели "колядки" — песни, которыми молодежь поздравляла жителей. Хозяева домов, в свою очередь, обязаны были дать сладости колядующим, чтобы привлечь к себе удачу в новом году.

В рождественскую ночь следует зажечь свечи и камин. По преданию, именно в это время активизируется сила всех стихий и огонь способен привлечь остальные силы природы в ваш дом, наполнить его положительной энергией и силой.

Так что не забудьте приобрести свечи, если есть камин - затопите его и наслаждайтесь теплом и уютом в этот прекрасный вечер в кругу родных и близких.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

По народной традиции, в ночь перед Рождеством и в течение всех Святок — вплоть до Крещения (19 января) принято было гадать. Считалось, что на Святки, пока Иисус еще не крещен, нечистая сила открыто гуляет по земле, но, в отличие от остального времени, старается не вредить, а помогать людям.

И хотя в православии никогда не одобряли гадания и другие заигрывания с нечистью, девушки до сих пор продолжают в святочные дни пытать судьбу.

Самым подходящим временем для гаданий считаются ночь перед Рождеством с 6 на 7 января, Старый новый год с 13 на 14 января и крещенский вечерок с 18 на 19 января.

Приметы

В сочельник обязательно нужно посмотреть на небо. Хорошей приметой является увидеть падающую звезду. Считается, что желание, загаданное в ночь перед Рождеством, сбывается.

© photo: Sputnik / Vladimir Astapkovich

В народе верили, если вы готовите праздничные блюда и у вас постоянно что-то из продуктов падает, значит в будущем году у вас будет богатый урожай. А если в рождественскую ночь поднимается сильная метель, то весна будет ранней.

Никогда не встречайте Рождество в одежде темных цветов, так как нельзя быть в печали в такой светлый и веселый праздник

Если вы в канун Рождества спотыкаетесь, будьте осторожны, можете получить плохую весть.

Сны, которые вы будете видеть в течение всех праздников, будут вещими, так что постарайтесь запомнить их и правильно понять, что предрекает вам судьба.

Что нельзя делать

На Руси считалось, что поскольку Рождество связано с рождением, то все, что связано со смертью или с острыми предметами, сулит несчастье. Также считалось, что хлопоты по хозяйству могут омрачить торжественность и принести в дом неприятности.

Поэтому в эти дни мужчинам нельзя было ходить на охоту и резать скотину, а женщинам и девушкам запрещалось шить, пользоваться ножами, а также заниматься уборкой и другой домашней работой. Особенно не стоило подметать пол.

В старину люди считали, что рождественский пирог нельзя резать до наступления праздника, поскольку использование острых предметов, в том числе ножа, могло привести к увечьям и болезням.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Значение Святой Ночи появления на свет на благословенной земле Израиля в избранной Богом простой еврейской семье Богомладенца Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы сегодня ведем именно от Рождества Христова.

На Руси же этот праздник, дарованный нам потомками Авраама, был особенно любим.

Сочельник - заключительный день Рождественского поста. Главная цель Рождественского поста заключается в духовном очищении человека, чтобы встретить Рождество с чистой душой. Традиционно в этот день в пищу можно было принимать лишь так называемое сочиво - размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику, который отмечают 6 января

В Рождественский сочельник до "вечерней звезды" ничего не ели и не садились за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении Спасителя, можно праздновать.

Главное кулинарное событие Рождества - это ужин в Сочельник. Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена - в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд - по числу апостолов, - и все постные. Зато с наступлением 7-го числа на стол разрешалось ставить мясные блюда. Ни одно из блюд не должно остаться нетронутым: каждое нужно хоть немного попробовать. Хорошо, если на столе горит свеча - живой огонь.

Сочельник, или правильнее Сочевник, - это канун, или навечерие, праздника Рождества. Именно Сочельник является таким торжественным застольем, у которого твердо, неизменно определен ритуал, сохраняемый по традиции доныне и определяемый Церковью как в части времени, организации, порядка проведения, так и в части пищи, блюд.

Сочельник начинается так: все собравшиеся приступают к еде, как только появляется первая вечерняя звезда. Обычно это происходит еще до наступления темноты, в сумерках.

По Церковному Уставу в этот день следует употреблять сочиво, т. е. хлебное зерно, размоченное в какой-либо жидкости (воде, бульоне, подливке, меду, сыте и т. д.).

У восточных славян (русских, украинцев, белорусов) до конца XIX века таким зерном была рожь, в конце XIX - начале XX века - преимущественно пшеница, а у более зажиточных людей - рис. Что касается состава жидкости, то это может быть все - от простой воды до вкусной и притом даже не жидкой подливки, которая выбирается в зависимости от вида зерна.

Есть в ритуальном застолье Сочельника и еще два-три обязательных блюда. Это печеная рыба, желательно целая, которая может заменяться отварной целой рыбой, и, наконец, густой компот-взвар (узвар), состоящий из разных целых или разрезанных лишь пополам фруктов (яблок, груш, вишен, айвы, абрикосов, слив, изюма, инжира) и варенья из целых ягод (малины, клубники, земляники, морошки и др.).

Избираются для этого блюда зрелые, достигшие полного развития плоды. Иногда помимо компота из целых фруктов варят еще кисель из ягод - кисленький киселек.

В результате получается меню полного ритуального Сочельника:
1. Cочиво (постная полужидкая кутья для сочельников)
2. Рыба печеная (вареная)
3. Кутья из пшеницы (риса) с изюмом, подливкой к которой служит сыта - мед, разведенный кипяченой водой.
4. Взвар (компот, узвар) из целых плодов и слабенький кисленький киселек из ягод.

Что означает такой стол? Каковы его ритуалы и символика? Зерно, размоченное в воде, - это символ прорастания, начала жизни. Плоды зрелые и плоды, превращенные в жидкий кисель, - это символ полного созревания жизни и ее окончания. Итак, эти два блюда - символы рождения и смерти. А рыба? Ее греческое название «ихтиос» означает намек по первым буквам на Иисуса Христа. А все вместе служит напоминанием о тех символах рождения и смерти - зернах и плодах, которые волхвы принесли Христу в день его рождения.

Таким образом, в Сочельник, по сути дела, справляется символически ритуал рождения Иисуса Христа,

В православный Сочельник едят строго ритуальные и притом исключительно постные блюда: каша (без масла), рыба (печеная или вареная, т. е. тоже без масла) и фрукты. Иными словами, растительно-рыбный стол без масла, молока и яиц.

Рождественский Сочельник по составу пищи, по своему меню — праздник чисто религиозный. Это праздник скромный, тихий, проходящий за столом в благовоспитанной беседе и заканчивающийся очень рано (потому-то его и начинают весьма рано).

Главными блюдами на столе в сочельники бывают виды постной кутьи — сочиво (полужидкая постная кутья) и коливо (рассыпчатая кутья).
Части кутьи, как правило, готовят отдельно: зерно или крупу отваривают в большом количестве воды или варят рассыпчатую кашу, затем вводят сладкую часть и добавки. После соединения всех компонентов кутью прогревают в течение 10 мин (лучше в глиняном горшке).

В зависимости от количества добавляемой жидкости кутья может быть полужидкой или рассыпчатой. Настоящую кутью варят из зерен пшеницы на меду, она должна быть полужидкой, и едят ее ложками. Пшеницу предварительно готовят следующим образом. Сначала зерно толкут в деревянной ступе, подливая по чайной ложке теплой воды, чтобы оболочка зерна полностью разрушилась. Затем ядра отделяют от плевел, отвеивая, просеивая и промывая. И только после этого варят на воде из чистых зерен кашу.

Вот несколько рецептов приготовления ритуальных блюд для застолья в Рождественский Сочельник.


СОЧИВО

Ингредиенты:

  • 1 стакан зерен пшеницы,
  • 100 г мака,
  • 100 г ядер грецких орехов,
  • 1-3 столовые ложки меда,
  • сахар по вкусу.

Приготовление:

Зерна пшеницы толкут в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу.

Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Иногда сочиво готовят из риса, но рис следует приготовить особо - стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть - на среднем, три - на маленьком. Еще двенадцать минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

Для подслащивания лучше использовать только мед.

КОЛИВО (рассыпчатая постная кутья)

Ингредиенты:

  • 250 граммов зерен пшеницы,
  • 150 граммов изюма,
  • 150 граммов инжира,
  • 100 граммов меда.

Приготовление:

В сваренные на воде и очищенные от оболочки зерна пшеницы добавить сваренные отдельно и перебранные и промытые изюм и инжир, подсластить медом и все перемешать.


КУТЬЯ РИСОВАЯ

Рис перебрать и тщательно промыть. Залить его водой, довести до кипения, откинуть на сито, облить холодной водой, снова положить в кастрюлю и, залив большим количеством воды, варить до готовности. Откинуть на сито и остудить.
В посуду, предназначенную для кутьи, насыпать сахарный песок, добавить немного кипяченой воды, размешать до растворения сахара, соединить с подготовленным рисом, вымытым, ошпаренным и обсушенным изюмом без косточек.
Перемешать, обровнять с боков, сгладить верх, слегка посыпать сахаром.
Строгих пропорций риса, сахара и изюма нет — выбираются по вкусу.
Отдельно в соуснике подать сыту (мед, разбавленный водой).

ВЗВАР ИЗ СУХОФРУКТОВ С КОРИЦЕЙ

Ингредиенты:

  • 500 г сухофруктов,
  • 1 л воды,
  • 1 стакан сахара,
  • корица.

Приготовление

Этот напиток непременно подавали в Рождественский Сочельник. От обычного компота взвар отличается более высокой концентрацией.
Сухофрукты (яблоки, груши, вишни, сливы) промыть, сложить в кастрюлю, добавить немного корицы, налить воду, довести до кипения, закрыть крышкой и варить до мягкости на слабом огне. Остудить, слить сок, положить в него сахар, сварить и залить им фрукты.
Можно подать как горячим, так и холодным.
Если фрукты кислые, то сахара берется в полтора раза больше.


ВЗВАР ИЗ СУХОФРУКТОВ

Ингредиенты:

  • 1 килограмм сухофруктов,
  • 300 граммов сахара.

Приготовление

Промытые сухофрукты сложить в кастрюлю, добавить сахар, залить водой на 2—3 сантиметра выше слоя сухофруктов, довести до кипения и под закрытой крышкой на медленном огне варить до готовности.
Подают на стол и горячим, и холодным.
От обычного компота взвар отличается более высокой концентрацией.

Священнослужители предписывают верующим в Сочельник и в день Рождества думать о Господе Иисусе Христе и о том, что он пришел в этот мир, чтобы люди получили надежду на спасение от греха.

Молитвы перед и после вкушения пищи

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ
(молитва для похудения)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Вот как традиционно праздновали Рождество Христово наши предки:

В церквях в вечерние часы шла торжественная служба, а те, кто не пошел на богослужение, готовились к восходу звезды дома. К этому времени все члены семьи одевались по-праздничному и собирались вместе, стол был накрыт белоснежной скатертью, сервирован лучшей посудой, приборами, заставлен традиционными блюдами.

Блюд насчитывалось 12, к столу должно было садиться четное количество человек. В случае, когда собиралось нечетное количество, подавался один свободный прибор. Под скатертью на всей поверхности стола разостлано было сено, символизирующее то сено, на котором в яслях лежал новорожденный Христос. Стол украшался ветками ели, свечами, ленточками. В центре стола находилась композиция из веток ели, свечи и прочих рождественских атрибутов.

В углу комнаты или в ее центре устанавливали любовно украшенную елочку, под нее клали подарок каждому присутствующему. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали молитву, старшие рассказывали детям о рождении Христа, о волхвах, дары приносящих.

Дети с нетерпением ждали первой звезды, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы. Трапеза начиналась с общей молитвы, затем самый почитаемый член семьи женского пола (как правило, хозяйка дома) поздравлял всех с праздником.

У католиков обряд начинался с обмена облаткой - символом хлеба, богатства и благополучия. Хозяйка дома сначала делилась облаткой с мужем, затем с сыновьями по старшинству, потом с дочерьми тоже по старшинству, с внуками и всеми остальными. Обряд этот заканчивался, когда все присутствующие обменялись облаткой, пожелав друг другу счастливого Рождества, прощая все обиды. Это был момент всеобщего примирения.

У православных трапеза начиналась с приема кутьи. У католиков ее наличие не было обязательным. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость благ будущей блаженной жизни.

Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (селедка, рыба, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни - жареные на конопляном масле мучные лепешки.
Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи.

Как уже говорилось, за столом каждый должен был отведать все приготовленные блюда. Не допускалось проявление своих индивидуальных вкусов.

Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны.
Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом.

Во время трапезы велась непринужденная беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей (независимо от их вероисповедания).
За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог.
Вообще, все религиозные праздничные традиции были направлены на укрепление гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу и к окружающей среде.

В сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо, за порог выставлялась миска с едой).

Потом начиналась самая веселая часть сочельника - раздача подарков. При наличии в доме детей один из домочадцев переодевался в Деда Мороза - Святого Николая. Он же и приносил подарки в мешке. Раздавая их, высказывал пожелания, согласно необходимым требованиям, предъявляемым к получающему. Для детей это был хороший воспитательный момент, в отношении к взрослым он был окрашен долей шутки. Вообще большинство традций и обрядов Рождества было направлено на воспитание у детей самодисциплины, внимания к присутствующим, соблюдения и участия в ритуальной стороне, терпения, выдержки. Это был один из немногих случаев, когда дети садились за стол вместе со взрослыми. А что касается подарков, это был хороший обычай дарить их друг другу, притом ценились подарки, приготовленные своими руками. Они нарядно оформлялись цветной бумагой, веточками ели, ленточками. Содержание подарков должно было быть сюрпризом. Все было овеяно таинственностью и поднимало настроение.


Что и говорить, что в современном мире редко кто придерживается строгого поста в Сочельник. Предрождественским вечером устраивается настоящее пиршество. Главное блюдо - сочиво (или рождественская кутья), ставится в самом центре стола.

Основное блюдо - запеченный гусь или индейка. Иногда, специально для этого праздника, выращивают птицу. Запеченная птица должна быть неразделанной, целой.

Православные христиане больше предпочитают молочного целого поросенка.
Целостность означает сплоченность семьи, собравшейся за столом.

Обязательно должна быть подлива из хрена и сметаны. Эта подлива подходит так же к студню, жареным свиным ножкам, вареной рыбе. Ставят на стол и гречневую разварную кашу.

Сытного и весёлого Вам застолья в Рождество!

***
Ну и конечно, не забудьте впустить Рождество к себе в дом — в 12 ночи с 6 на 7 января нужно впустить его, открыв входную дверь, а потом оно "уходит" (ровно в полночь с 7 на 8 января его нужно "проводить").

День 6 января - последний день Рождественского поста и день накануне праздника Рождества Христова - имеет особенный ритм, традиции, и свое особое имя. Даже два имени: бытовое, домашнее - "Рождественский сочельник", и церковное - "Навечерие Рождества Христова".

Знакомое нам из русской классики название "сочельник" произошло от слова "сочиво" - блюда из вареной пшеницы с медом (сейчас, правда, чаще варят рис), блюда, которое принято есть в сочельник "после первой звезды". А вот слово "навечерие", читаем в словаре Даля, означает "день накануне праздника". Сочельник и сам можно было бы назвать праздником, настолько все 6 января пронизано предвкушением наступающего Рождества, но, все-таки, это время самого строгого поста.

Мы часто в своей суетливой нетерпеливости уже горим желанием с головой окунуться в атмосферу еще ненаступившего Рождества, но Церковь предуготавливает нас к встрече праздника постепенно, и это неслучайно. Давайте разберемся, в чем тут дело, и как правильно провести Рождественский сочельник.

1. Подготовка верующих к Рождеству началась за сорок дней до самого большого после Пасхи христианского праздника - праздника в честь родившегося Христа. Подготовка эта заключалась и в сорокадневном Рождественском посте, и в том, что неделя, предшествующая празднику Рождества Христова, была особо строгой, хоть и попадает она на наш светский-советский Новый год. А еще в том, что богослужения в Церкви постепенно и с нарастающим напряжением готовили нас к встрече с родившимся Христом. Рождение в нашем мире Богомладенца, Боговоплощение - вот центр праздника Рождества Христова, а вовсе не магазинная суета в поисках рождественских подарков, не рождественские скидки, и даже не рождественские утренники, или рождественский стол.

Как бы ни старались все маркетологи мира, розовощекий Санта Клаус с веселыми позывными "Джинг Беллз", и рядом не стоит с вестью о том, что две тысячи лет назад в темноте Вифлеемской ночи произошло событие, имеющее надмирное измерение - Бог принял человеческую природу, человеческую плоть, он стал одним из нас, Всесильный пришел в этот мир самым беззащитным - Младенцем, "Бог становится человеком, чтобы человек стал Богом" - это и называется тайной Боговоплощения. Поэтому оставим околорождественскую мишуру на периферии сознания, и сосредоточимся на главном. Именно к главному и готовит нас Церковь. Во время богослужений Рождественского поста в храмах читаются отрывки из Священного Писания, рассказывающие о долгом ожидании человечеством прихода Спасителя, о тех пророчествах, которые обещали Его Пришествие. Эти отрывки из Ветхого Завета и Евангелия не просто напоминают об истории человечества, они погружают нас в нее, приобщая к общечеловеческой памяти. И чем ближе к Рождеству, тем сильнее внутреннее напряжение: мы готовимся к встрече родившегося Христа. Поэтому и неслучайно, что день накануне праздника Рождества Христова - Рождественский сочельник - день самого строго поста.

2. Теперь о том, что и когда можно есть в Сочельник? Установление о том, что есть можно только "после первой звезды" нигде не прописано. Это благочестивая традиция самих верующих, ей не одно столетие, и соблюдается она в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Какую же звезду ждут верующие, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. В Церкви "первая звезда" символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь - это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно отведать сочива.

Теперь вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18-00 вечера мы уже ничего не едим. И кончается Рождественский пост праздничным застольем после ночной литургии, уже в сам день праздника Рождества. Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной пищи по окончанию поста - слово "разговение", не правда ли, знакомое нам из классической литературы? Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией - Всенощного бдения. Понятно, что подобная строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа.

3. "В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели, - читаем у И. С. Шмелева. - Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы (сушеные абрикосы или персики)… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу. Ну.., будто, Он, (Младенец Христос!) на сене, в яслях". Ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт Рождественского сочельника. В центре дома стояла елка, заранее украшенная звездами, под ней вертеп - игрушечное изображение пещеры, в которой родился Младенец Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но и вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось заблаговременно, с радостью и убеждением, что "не оскудевает рука дающего". Все это и было даром человека Христу.

4. Но главные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отметим только, что во время богослужений Рождественского сочельника читаются т. н. "царские часы", получившие свое название в связи с тем, что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии императоры). Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества Христова.

В Рождественский сочельник принято исповедоваться - с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа.

5. Поэтами замечено, что дни Рождественского сочельника и Рождества особенные - будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эту Рождественскую ночь входит в нашу жизнь. Надо только открыть свое сердце чуду Рождения Христа. "Сегодня будет Рождество, весь город в ожиданье тайны…", впереди праздник.