Финансирование трудовых пенсий осуществляется. Формы пенсионного страхования

"Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2008, N 3

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ установил возможность и порядок уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии на добровольной основе. В настоящей статье рассматривается порядок удержания и уплаты страховых взносов и взносов работодателя, а также вопросы налогообложения.

В России, по данным Федеральной службы государственной статистики, средний размер назначенной пенсии в I квартале 2008 г. составил 3823 руб. Этот показатель немного превышает установленный прожиточный минимум пенсионера и обеспечивает компенсацию пенсионерам потерянного дохода на уровне около 25% от среднего заработка.

Справка. Прожиточный минимум пенсионера в III квартале 2007 г. утвержден на уровне 3085 руб. (Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2008 N 47). Прожиточный минимум пенсионера в IV квартале 2007 г. утвержден на уровне 3191 руб. (Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 347).

Низкие показатели государственного пенсионного обеспечения, не способного гарантировать удовлетворение даже минимальных потребностей, определяют необходимость развития (как на государственном, так и на корпоративном уровне) новых механизмов, обеспечивающих достаточный уровень социальной защиты лиц пенсионного возраста.

В рамках ныне действующей пенсионной системы установлены следующие группы пенсий:

  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению для федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан, финансируемые за счет средств федерального бюджета (на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
  • пенсии гражданам, проходившим военную службу и службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям (финансируются за счет средств федерального бюджета);
  • трудовые пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью и финансируемые за счет взносов по обязательному пенсионному страхованию и части ЕСН, поступающей в федеральный бюджет.

Применение накопительного принципа финансирования трудовых пенсий потребовало создания механизма инвестирования пенсионных накоплений.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" застрахованные лица имеют право:

  • осуществлять формирование накопительной части трудовой пенсии через ПФР;
  • выбирать инвестиционный портфель (управляющую компанию из числа имеющих договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений с ПФР);
  • отказываться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и передавать накопленные средства в выбранный негосударственный пенсионный фонд.

В первых двух случаях застрахованный сохраняет за собой право на расчет накопительной части пенсии на законодательно установленных условиях. В последнем случае накопительная часть пенсии назначается и выплачивается по правилам негосударственного пенсионного фонда, при этом застрахованный теряет право на накопительную часть государственной пенсии.

Средства пенсионных накоплений граждан, не изъявивших желания выбрать управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд, передаются ПФР в государственную управляющую компанию, с которой у него заключен договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2003 г. N 34 такой компанией назначен Внешэкономбанк.

Справка. В 2007 г. Внешэкономбанк обеспечил накоплениям доходность в 6,01% (в 2006 г. - 5,7%). Под его управлением находятся 96,7% всех пенсионных накоплений.

Хранит ценные бумаги, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, и осуществляет контроль правильности их инвестирования специализированный депозитарий.

Осуществлять выбор управляющей компании застрахованный имеет право один раз в год путем подачи соответствующего заявления. Управляющая компания должна застраховать свою ответственность перед ПФР за нарушение договоров доверительного управления на сумму 300 млн руб., если сумма средств пенсионных накоплений, переданных ей в управление, больше 6 млн руб., и на сумму в размере 5% средств пенсионных накоплений, если менее 6 млн руб.

Справка. По состоянию на 9 января 2008 г. ПФР имеет договоры доверительного управления с 56 управляющими компаниями. По данным за 2007 г. доходность негосударственных управляющих компаний составила 4,17% при годовой инфляции 11,9% (в 2006 г. - 20,9%). Максимальная доходность в 2007 г. была показана УК "АГАНА" (7,35%), минимальная - УК "Золотое сечение".

Негосударственный пенсионный фонд осуществляет деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и негосударственному пенсионному страхованию на основании лицензий. В случае выбора негосударственного пенсионного фонда застрахованный сначала должен заключить договор с ним, после чего направить заявление в ПФР о передаче средств в негосударственный пенсионный фонд. Данное право может быть реализовано один раз в год. При этом застрахованный вправе переходить из одного негосударственного пенсионного фонда в другой.

Справка. По состоянию на 9 января 2008 г. 126 негосударственных пенсионных фондов осуществляют обязательное пенсионное страхование.

В отечественной пенсионной системе защита средств будущих пенсионеров обеспечивается контролем со стороны Минфина России и Федеральной службы по финансовым рынкам, специализированного депозитария и Общественного совета по инвестированию накопительной части пенсионных средств.

Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии

С 1 октября 2008 г. вступает в силу (за исключением отдельных положений, которые начнут действовать с 1 января будущего года) Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон N 56-ФЗ). В данном Законе установлен порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Закон определяет два варианта уплаты (перечисления) страховых взносов:

  1. работником (застрахованным лицом) самостоятельно;
  2. работодателем по поручению работника при условии, что работодатель является для застрахованного лица страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В первом случае заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии подается в территориальный орган ПФР лично гражданином по месту его жительства. Заявление подается по утвержденной форме. Уплата страховых взносов осуществляется через кредитную организацию. Срок уплаты взносов - не позднее 20 дней со дня окончания квартала. В этот срок в ПФР представляются копии платежных документов за истекший квартал с отметками кредитной организации об исполнении лично либо через организацию, с которой у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.

Во втором случае заявление работника подается через работодателя в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. В заявлении работник сообщает об уплате добровольных взносов, размер ежемесячно уплачиваемого взноса, определенный в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Указанное заявление работодатель должен получить от застрахованного лица и направить в ПФР в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения. Обратим внимание на то, что работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанное количество, представляют полученные заявления в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

Работодатель исчисляет дополнительные страховые взносы ежемесячно и отдельно в отношении каждого застрахованного лица. Удержание и перечисление дополнительных страховых взносов осуществляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения заявления. При этом сроки перечисления средств в ПФР соответствуют срокам, которые установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии зачисляются на отдельные банковские счета. Одновременно с перечислением взносов работодатель формирует реестр застрахованных лиц по утвержденной форме. В реестре должны содержаться следующие сведения:

  • общая сумма перечисляемых средств;
  • номер платежного поручения и дата его исполнения;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица;
  • фамилия, имя и отчество каждого застрахованного лица;
  • сумма перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии каждого застрахованного лица;
  • сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица (в случае их уплаты).

Следует обратить внимание на то, что сведения, указанные в реестре, подлежат заверению кредитной организацией, через которую осуществлялось перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Реестры застрахованных лиц представляются работодателем в ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Для работодателей, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданных (в том числе путем реорганизации) организаций, численность работников которых превышает указанное выше количество, установлено требование о представлении реестров в электронном виде.

Размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса определяется застрахованным лицом самостоятельно и может быть изменен в любое время по его письменному заявлению.

Уплата дополнительных страховых взносов осуществляется за счет средств застрахованного лица.

Помимо дополнительных страховых взносов, в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц могут быть включены взносы работодателя. Работодатель вправе принять решение об уплате взносов из собственных средств в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы. Данное решение страхователя должно быть оформлено приказом или закреплено в коллективном или трудовом договоре.

Порядок исчисления и уплаты взносов работодателя аналогичен порядку уплаты дополнительных страховых взносов. При этом следует обратить внимание на то, что перечисление дополнительных страховых взносов и взносов работодателя осуществляется работодателем единым платежом и оформляется отдельным платежным поручением.

Информация об исчисленных, удержанных и перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованных лиц, представляется работодателем одновременно с представлением расчетного листка застрахованным лицам.

В случае прекращения с застрахованным лицом трудовых правоотношений работодатель прекращает исчисление дополнительных взносов без соответствующего заявления застрахованного лица со дня прекращения указанных правоотношений. В аналогичном порядке прекращается и исчисление взносов работодателя.

Особое внимание обратим на вступление в силу отдельных положений Закона N 56-ФЗ.

С 1 октября 2008 г. работодатели вправе принимать от своих работников заявления, но удержание и перечисление дополнительных страховых взносов и уплата взносов работодателя могут производиться только с 1 января 2009 г.

Система налогообложения

Фактором развития системы дополнительных пенсий за счет средств работодателя является применяемая система налогообложения договоров пенсионного страхования и пенсионного обеспечения. На сегодняшний день налогообложение договоров пенсионного обеспечения отличается от налогообложения договоров пенсионного страхования и предусматривает более серьезные налоговые льготы при уплате взносов работодателями.

Так, суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями в пользу своих работников с имеющими лицензию негосударственными пенсионными фондами:

  • не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (ст. 213.1 НК РФ);
  • облагаются ЕСН;
  • уменьшают налоговую базу организации по налогу на прибыль, если учет пенсионных взносов первоначально предусмотрен на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать достижение участником законодательно установленных оснований выплат, выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет. Указанные суммы учитываются в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли организации в размере не более 12% от суммы расходов на оплату труда в совокупности с другими платежами на долгосрочное страхование жизни и добровольное пенсионное страхование (ст. 255 НК РФ).

Суммы страховых взносов, не превышающие в год 24 МРОТ, уплачиваемые работодателем по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами на срок не менее пяти лет и предусматривающим выплаты пенсий по инвалидности и по возрасту при достижении законодательных пенсионных оснований, исключаются из состава выплат, на которые начисляются взносы в ФСС РФ на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 21 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы в ФСС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 765).

В случае уплаты работодателем страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями в пользу своих работников, указанные взносы:

  • подлежат обложению НДФЛ, за исключением договоров страхования, предусматривающих выплату пенсий по инвалидности и по потере кормильца;
  • облагаются ЕСН, кроме договоров страхования, предусматривающих выплату пенсий по инвалидности и по потере кормильца в результате потери трудоспособности или наступления смерти в связи с исполнением трудовых обязанностей;
  • уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

По договорам добровольного пенсионного страхования, предусматривающим выплату пенсий по достижении и сохранении пенсионных оснований, установленных законодательством РФ пожизненно, взносы учитываются в размере не более 12% от суммы расходов на оплату труда в совокупности с другими платежами на долгосрочное страхование жизни и негосударственное пенсионное обеспечение (ст. 255 НК РФ).

Суммы страховых взносов, не превышающие в год 24 МРОТ, уплачиваемые работодателем по договорам негосударственного пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями на срок не менее пяти лет и предусматривающим выплаты пенсий по инвалидности и по возрасту при достижении законодательных пенсионных оснований, исключаются из состава выплат, на которые начисляются взносы в ФСС РФ на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 21 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы в ФСС РФ).

При исчислении НДФЛ и ЕСН доходом работника не будут признаваться дополнительные взносы работодателя в пределах не более 12 тыс. руб. в год. Данные взносы учитываются в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли организации в размере не более 12% от суммы расходов на оплату труда в совокупности с другими платежами на долгосрочное страхование жизни и добровольное пенсионное страхование (ст. 255 НК РФ).

Сумма пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, страховые взносы по договорам добровольного пенсионного страхования и суммы дополнительных взносов, выплаченных физическим лицом, принимаются в состав социального налогового вычета по НДФЛ, предельный размер которого составит 120 тыс. руб.

Выплаты по договорам негосударственного пенсионного обеспечения облагаются НДФЛ, если договоры были заключены организациями, иными работодателями и физическими лицами в пользу других физических лиц, а также при расторжении договоров или при внесении в них изменений в части изменения срока (ст. 213.1 НК РФ).

Выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования не облагаются НДФЛ, если они осуществляются при наступлении законодательно установленных пенсионных оснований (ст. 213 НК РФ).

И.В.Стоноженко

независимый эксперт

Пенсия: расчет и порядок оформления Минаева Любовь Николаевна

1.2. Финансирование трудовых пенсий

По источнику финансирования пенсионная система РФ подразделяется на: пенсионное обеспечение и пенсионное страхование.

Пенсионное обеспечение финансируется за счет общегосударственных ресурсов и федерального бюджета и распространяется на тех граждан, которые в силу различных причин получения нетрудоспособности не могут использовать метод пенсионного страхования (это государственные пенсии). Государственная пенсия предоставляется гражданам в целях:

Компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

Компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф;

Предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию в случае наступления инвалидности или потери кормильца.

Финансирование государственных пенсий в отличие от трудовых пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Пенсионное страхование финансируется за счет страховых взносов юридических и физических лиц (страховой метод финансирования) – это трудовые пенсии. Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет суммы страховых взносов страхователей (работодателей), уплачиваемых на обязательное пенсионное страхование работников в бюджет ПФ.

Для обеспечения финансирования выплаты страховой и накопительной частей за счет средств бюджета ПФ введена система обязательного пенсионного страхования, которая распространяется на граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории России:

Работающих по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторскому или лицензионному договору;

Самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты);

Работающих за пределами территории РФ, в случае добровольной уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международными договорами;

Порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости) определяется Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Право граждан на трудовую пенсию связано с уплатой организацией-работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые зачисляются непосредственно в бюджет ПФ. Средства используются для выплаты фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, а также на финансирование некоторых иных расходов: доставки пенсий, на возмещение уплаты страховых взносов за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и за период военной службы по призыву в объеме, предусмотренном в федеральном законе.

Право на трудовую пенсию и ее размер напрямую зависят теперь от количества лет, в которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему, и представления индивидуальных сведений в систему персонифицированного учета.

Граждане, которые достигли пенсионного возраста, но не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости, могут получить средства пенсионных накоплений, учтенные на их пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, в виде единовременной выплаты. При этом законом определены критерии лиц, имеющих право на указанную выплату, и порядок обращения в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, за получением единовременной выплаты.

Выплата будет производиться в течение одного месяца со дня принятия решения наличными денежными средствами через кассу фонда путем перевода средств через отделение почтовой связи либо путем перечисления их на счет лица в банке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

109. Учет пенсий Выплата персональных пенсий производится на основании разрешений Министерства социального обеспечения РФ. Эти разрешения направляются в отделения Сбербанка. Получив разрешение на выплату пенсии, работник отделения банка составляет на каждого

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений <...> Статья 20. Стороны трудовых отношений (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.Работник –

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

112. Учет пенсий Выплата персональных пенсий производится на основании разрешений Министерства социального обеспечения. Эти разрешения направляются в отделения Сбербанка. Получив разрешение на выплату пенсии, работник отделения банка составляет на каждого пенсионера

автора Минаева Любовь Николаевна

2.1. Виды трудовых пенсий и их структура Трудовые пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях», который содержит следующие виды пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

Глава 4 Размеры трудовых пенсий по старости 4.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по старости4.2. Принципы формирования трудовой пенсии по старости4.2.1. Страховая часть (СЧ)4.2.2. Накопительная часть (НЧ)4.3. Методика расчета трудовой пенсии лицам старше 1967 г. р.4.4.

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

Глава 5 Размеры трудовых пенсий по инвалидности 5.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности5.2. Принципы формирования трудовой пенсии по инвалидности5.2.1. Страховая часть (СЧ)5.2.2. Накопительная часть (НЧ)5.3. Социальные

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

Глава 6 Размеры трудовых пенсий по случаю потери кормильца 6.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца6.2. Принципы формирования трудовой пенсии по случаю потери кормильца6.2.1. Страховая часть (СЧ)6.3.

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

Глава 8 Назначение, перерасчет и индексация пенсий 8.1. Сроки назначения трудовой пенсии8.2. Перерасчет и индексация пенсий8.3.

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

8.2. Перерасчет и индексация пенсий У каждого пенсионера перерасчет его пенсии носит индивидуальный характер и может измениться несколько раз в год. Обращаться за перерасчетом страховой части трудовой пенсии можно в любое время после возникновения права на него, без

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

Глава 10 Наследование невыплаченных сумм пенсий 10.1. Право граждан на получение невыплаченных сумм пенсий10.2. Перечень документов, необходимых для получения средств пенсионных накоплений10.3. Наследники по закону и наследники по завещанию10.4.

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

11.4. Порядок назначения государственных пенсий В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» различаются следующие виды пенсий: пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

11.5. Виды государственных пенсий

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

12.5. Перерасчет и индексация пенсий Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина и осуществляются в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком, за исключением

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

13.2. Перерасчет и индексация военных пенсий Пенсии, назначенные военнослужащим и членам их семей, а также надбавки к пенсиям, повышение и увеличение пенсий подлежат пересмотру по следующим основаниям: при повышении стоимости жизни и оплаты труда – в соответствии с

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

16.2. Размеры социальных пенсий Для граждан предусмотрены социальные пенсии соответствующего вида, размеры которых зависят от категории нетрудоспособных граждан: Всем категориям нетрудоспособных граждан, проживающих в районах (местностях), в которых установлены

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

16.4. Перерасчет и индексация социальных пенсий Перерасчет ранее назначенной социальной пенсии осуществляется в связи с изменением: группы инвалидности; количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера; категории нетрудоспособного

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению согласно Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", производит­ся за счет средств федерального бюджета, страховых взносов, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования средств), добровольных взносов физических лиц и организаций и др., зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ. Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе на организацию их доставки, включаются в состав доход­ной и расходной частей бюджета ПФ РФ.Пенсии по государственному обеспечению (государственные пенсии) – это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданину в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

В соответствие с существующим пенсионным законодательством назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.

Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.


Http://www.pfrf.ru/about/

Кузнецов А. В., Ордин О. В., Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. – М.: Изд-во РПЭИ, 2010.

Федоров JI. В. Пенсионный фонд Российской Федерации: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"». 2009.С 87.

Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л.. Финансы: учебник / под ред. А.Г.Грязновой, Е.В.Маркиной.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.С.438.

Федеральный закон от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Шохин А.Н. Пенсионная система России: современное состояние, проблемы реформирования. 2009. С 237.

Конституция Российской Федерации, ст.7, п.2, ст.39

Захаров М.Л. Комментарий к новому пенсионному законодательству / М.Л.Захаров // Проспект – М., 2010. С48,

Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение: Учебник / Н.Ю. Борисенко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о ». 2010. С 186.

1. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению выплачиваются, т.е. финансируются, за счет федерального бюджета. Но ведь есть пенсии, которые устанавливаются государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим. Условия предоставления им права на пенсию определяются законами и другими нормативными актами субъектов Российской
Федерации и актами местного самоуправления (см. ст. 7 (л_4) и комментарий к ней). Финансирование этих пенсий производится за счет средств субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

2. В некоторых регионах - их, к сожалению, не так уж много - производятся доплаты к трудовым и иным пенсиям. В частности, весомые доплаты осуществляются в г. Москве на основании соответствующего решения, принятого в установленном порядке. На указанные цели расходуются бюджетные средства города. Это тоже выплаты по государственному пенсионному обеспечению, именуемые обычно доплатами. Почему они введены? Вследствие явно недостаточного уровня пенсионного обеспечения по федеральной системе пенсионного обеспечения.

Подобные выплаты были и ранее. По существу, вся система так называемых персональных пенсий финансировалась за счет соответствующих бюд жетов (союзного, республиканского, областных, краевых). Ныне дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги, которые осуществляются согласно федеральному закону либо указам Президента страны, финансируется за счет федерального бюджета. Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги примыкает к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению.

Федеральный бюджет для начисления пенсий формируется за счет различных источников дохода, в том числе за счет страховых взносов в пенсионный фонд и федеральный бюджет. Это по существу обязательные страховые взносы, которые теперь называются иначе. В принципе ни один рубль единого социального налога не должен расходоваться на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению. На выплату этих пенсий, как и на другие пенсионные расходы ПФР, должны выделяться дополнительные ассигнования из федерального бюджета, сверх поступлений в виде страховых взносов во внебюджетные фонды. Что касается обязательных страховых взносов, как бы они ни назывались, то их целевое назначение - финансирование страховых пенсий.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;



в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей , являющихся плательщиками страховых взносов.

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

1. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

2. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

3. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

4. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 933 установлено, что база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации составляет в отношении каждого физического лица сумму,не превышающую 463000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2011 г.

В таблице представлен порядок применения страховых тарифов в зависимости от величины базы и возраста застрахованного лица.

В настоящее время для страхователей, указанных применяются следующие тарифы страховых взносов.

Российская история пенсионной системы еще относительно молодая. Даже в Германии «пенсионная идея» осуществилась впервые лишь в 1889 году. Со временем данная мера социальной защиты населения начала свое распространение на все развитые страны, в частности и на нашу.

В России подобный федеральный закон приняли в 2001-м году, после чего пенсионное госстрахование стало частью отечественной пенсионной реформы.

Основы пенсионной системы России

Пенсионную систему Россия унаследовала от СССР. В те времена пенсия гражданина особо не зависела от того, сколько лет он трудился, и какой была его зарплата – обезличенные платежи шли в «копилку», а оттуда уже распределялись пенсионерам. Кардинальные изменения начались с начала 90-х.

На сегодняшний день пенсионное обеспечение базируется на весьма широкой законодательной базе с учетом всех нюансов.

Источники финансирования пенсии

Государственные пенсии сегодня финансируются из двух источников:

  • Из федерального бюджета для обеспечения каждой категории госслужащих и социальных пенсий.
  • Из бюджета, формируемого ПФ РФ.

Составные части трудовой пенсии в РФ:

Выплату пенсий осуществляет ПФ РФ, средства которого формируются, благодаря следующим источникам:

  • Страховые взносы от работодателей и ИП на обязательное соцстрахование.
  • Отчисления от единого социального налога.
  • Средства, полученные от размещенных сумм страховых взносов, уплачиваемых для накопительной части трудовой пенсии.
  • Средства федерального бюджета.
  • Прочие источники.

Что касается размера взносов в ПФ от предприятий/организаций – он устанавливается каждый год правлением фонда и далее утверждается соответствующими органами власти.

Сами страховые взносы начисляют на любые виды оплаты труда, а срок оплаты взносов – ежемесячно, для работодателей и граждан.

Формы пенсионного страхования

На сегодняшний день работа системы пенсионного страхования происходит следующим образом: ПФ РФ (страховщик) производит аккумулирование средств, управляет ими и в дальнейшем распределяет.

С момента получения СНИЛСа гражданин становится лицом, застрахованным согласно системе пенсионного соцстрахования. Все страховые взносы выплачиваются работодателем (страхователем).

Пенсия состоит сегодня из 2-х частей – из добровольной и обязательной. В чем отличия?

  • Обязательная. Эта часть страхования – под контролем ПФ РФ. Размеры пенсии и порядок выплат регулируются государством.
  • Добровольная. В формировании этой дополнительной части участвуют сами граждане. Главное отличие: размеры взносов регулируются не государством, а гражданами. Причем в добровольном порядке.