Богослужение в день святой троицы. Пятидесятница

Церковные богослужения или, народными словами, церковные службы - главные события, для которых и предназначены храмы. Согласно православной традиции, в них ежедневно совершаются дневные, утренние и вечерние обряды. И каждое из этих служений состоит из 3-х видов служб, которые в совокупности объединены в суточный круг:

  • вечернее - из вечерни, повечерия и девятого часа;
  • утреннее - из утрени, первого часа и полуночницы;
  • дневное - из Божественной литургии и третьего и шестого часа.

Таким образом, суточный круг включает в себя девять служб .

Особенности служб

В православных служениях многое заимствовано от ветхозаветных времен. К примеру, начало новых суток принято считать не полночь, а 6 часов вечера, что является причиной проведения вечерни - первой службы суточного круга. На ней вспоминаются основные события Священной истории Ветхого Завета; речь идет о творении мира, грехопадении прародителей, служении пророков и Моисеевом законодательстве, а христиане возносят Господу благодарение за новый прожитый день.

После этого по Уставу церкви нужно служить повечерие - общественные молитвы на сон грядущий, в которых говорится о сошествии Христа в ад и освобождении праведников из него.

В полночь положено совершать 3-ю службу - полуночницу. Это служение проводится с целью напоминания о Страшном суде и Втором пришествии Спасителя.

Утреннее богослужение в православной церкви (утреня) - одно из самых длительных богослужений. Оно посвящено событиям и обстоятельствам земной жизни Спасителя и состоит из множества покаянных и благодарственных молитв.

Первый час совершают около 7-ми часов утра. Это краткая служба о пребывании Иисуса на суде первосвященника Каиафа.

Третий час проходит в 9 часов утра. В это время воспоминаются события, происходившие в Сионской горнице, когда к апостолам снизошел Святой Дух, и в претории Пилата Спаситель получил смертный приговор.

Шестой час проводится в полдень. Это служение о времени распятия Господа. Не стоит путать с ним девятый час - службу о Его крестной смерти, которая совершается в три часа пополудни.

Главным богослужением и своеобразным центром данного суточного круга считается Божественная литургия или обедня, отличительной особенностью которой от других служб является возможность, кроме воспоминаний о Боге и земной жизни нашего Спасителя, соединиться с Ним в реальности, участвуя в таинстве Причащения. Время этой литургии с 6-ти до 9-ти часов до полудня перед обедом, отчего ей и дано второе название.

Изменения в проведении служений

Современная практика богослужения привнесла некоторые изменения в предписание Устава. И сегодня повечерие проводится только в период Великого поста, а полуночница - один раз в течение года, накануне Пасхи. Еще реже проходит девятый час, а оставшиеся 6 служб суточного круга объединены в 2 группы по 3 службы.

Вечерняя служба в церкви проходит с особой последовательностью: христиане служат вечерню, утреню и первый час. Перед праздничными и воскресными днями данные служения объединяются в одно, которое называется всенощным бдением, т. е. подразумевает собой длительные ночные молитвы до рассвета, проводимые в древности. Данная служба длится 2−4 часа на приходах и от 3-х до 6-ти часов в монастырях.

Утреннее богослужение в церкви отличается от прошлых времен последовательными служениями третьего, шестого часов и обедни.

Также важно отметить проведение ранней и поздней литургии в храмах, где больший приход христиан. Такие службы принято совершать в праздничные дни и в воскресенье. Обе литургии предваряются чтением часов.

Существуют дни, когда не проводится утренняя служба в церкви и литургия. К примеру, в пятницу Страстной седмицы. Утром этого дня совершается недолгое последование изобразительных. Данное служение состоит из нескольких песнопений и как бы изображает литургию; при этом статуса самостоятельного служения этой службой не получено.

К богослужениям также относятся различные таинства, обряды, чтение акафистов в церквях, общинные чтения вечерних и утренних молитв и правила к Святому Причащению.

Кроме этого, в храмах совершаются службы по потребностям прихожан - требы. Например: Венчание, Крещение, отпевания, молебны и другие.

В каждой церкви, соборе или храме часы службы устанавливаются по-разному, поэтому для получения информации о проведении какого-либо служения церковнослужители рекомендуют узнавать расписание, составленное конкретным духовным учреждением.

А тем, кто незнаком с ним , можно придерживаться следующих временных промежутков:

  • с 6-ти до 8-ми и с 9-ти до 11-ти часов утра - раннее и позднее утреннее служение;
  • с 16-ти до 18-ти часов - вечерняя и всенощная службы;
  • в течение дня - праздничная служба, но лучше уточнить время ее проведения.

Все богослужения обычно совершаются в храме и только священнослужителями, а верующие прихожане в них участвуют пением и молитвой.

Христианские праздники

Христианские праздники подразделяются на две разновидности: переходящие и не переходящие; также их называют двунадесятыми праздниками. Чтобы не пропустить службы относительно них, важно знать даты.

Не переходящие

Переходящие, на 2018 год

  1. 1 апреля - Вербное воскресенье.
  2. 8 апреля - Пасха.
  3. 17 мая - Вознесение Господа.
  4. 27 мая - Пятидесятница или Святая Троица.

Длительность церковных служб в праздничные дни отличается друг от друга. В основном это зависит самого праздника, исполнения служения, длительности проповеди и количества причастников и исповедующихся.

Если по каким-то обстоятельствам вы опоздаете или не придете на службу, никто вас не осудит, ведь не столь важно, в какое время она будет начинаться и сколько будет длиться, намного важнее, что ваш приход и участие искренны.

Подготовка к воскресному обряду

Если вы решили прийти в храм в воскресенье, то следует к этому подготовиться. Утренняя служба в воскресенье - самая сильная, она проводится с целью причащения. Это происходит следующим образом: священник даёт вам тело христово и его кровь в кусочке хлеба и глотке вина. Готовиться к такому мероприятию нужно не меньше чем за 2 дня .

  1. Следует попоститься в пятницу и субботу: убрать из рациона жирную пищу, алкоголь, исключить супружескую близость, не материться, никого не обижать и самому не обижаться.
  2. За день до причастия прочитать 3 канона, а именно: покаянный к Иисусу Христу, молебный к Пресвятой Богородице и к Ангелу-Хранителю, а также 35-е Последование к Святому Причащению. Это займет около часа.
  3. Прочитать молитву на сон грядущий.
  4. Не есть, не курить, не пить после полуночи.

Как себя вести во время причастия

Чтобы не пропустить начало службы в церкви в воскресенье, необходимо прийти в церковь заранее, примерно к 7.30. До этого времени нужно не есть и не курить. Существует определенный порядок действий при посещении .

После причастия ни в коем случае не рвитесь получить желаемо е, то есть накуриться вдоволь и так далее, не оскверняйте причастие. Рекомендуется знать меру во всем и несколько дней читать благодатные молитвы, чтобы не осквернить данное богослужение.

Необходимость посещения храма

Иисус Христос, Господь наш и Спаситель, пришедший на землю ради нас, основал Церковь, где присутствует поныне и невидимо все необходимое, что подается нам для вечной жизни. Где «невидимые Силы Небесные служат для нас», - говориться в православных песнопениях, «Где двое-трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» - написано в Евангелии (глава 18, стих 20-ый, Евангелие от Матфея), - так сказал Господь апостолам и всем, кто верит в Него, поэтому невидимое присутствие Христа во время служений в храме люди теряют, если не приходят туда.

Еще больший грех совершается родителями, которые не заботятся о служении Господу их детей. Вспомним слова нашего Спасителя из писания: «Пустите детей своих и не препятствуйте им ходить ко Мне, ибо для них есть Царство Небесное». Также Господь говорит нам: «Не хлебом будет жить человек, а всяким словом, исходящим из Божьих уст» (глава 4, стих 4-ый и глава 19, стих 14-ый, то же Евангелие от Матфея).

Духовная пища тоже необходима человеческой душе, как и телесная для поддержания сил. И где же человек услышит Божье слово, как не в храме? Ведь там, среди верующих в него, пребывает сам Господь. Ведь именно там проповедуется учение апостолов и пророков, говоривших и предсказывавших по внушению Духа Святого , там учение Самого Христа, который и есть истинная Жизнь, Мудрость, Путь и Свет, который просвещает каждого прихожанина, грядущего в мир. Храм - это небо на нашей земле.

Богослужения, которые совершаются в нем, по словам Господа, - это дела ангелов. Проходя учения в церкви, храме или соборе, христиане получают Божье благословение, способствующее успеху в добрых делах и начинаниях.

«Ты услышишь звон колокола церковного, призывающего к молитве, и совесть подскажет о том, что нужно идти в дом Господень. Пойди и отложи, если можешь, всякие дела в сторону и поспеши в Божью церковь» - советует Феофан Затворник, святитель православия, - «Знай, что Ангел твой хранитель зовет тебя под кров дома Господня; это он, твой небожитель, напоминает о Небе земном, чтобы ты там смог освятить душу твою благодатию Христовою и усладить сердце свое небесным утешением; и, - кто знает как будет? - может быть, он зовет тебя туда еще и для того, чтобы отвести от тебя искушение, которое никак не избежать, ведь если дома останешься не укрыть тебя под сению дома Господнего от опасности великой…».

Христианин в церкви учится Небесной мудрости, которую приносит на землю Сын Божий. Он узнает и подробности жизни своего Спасителя, и знакомится с поучениями и житием угодников Божьих, и принимает участие в церковной молитве. А соборная молитва - великая сила! И тому есть примеры в истории. Когда апостолы находились в ожидании пришествия Духа Святого, они пребывали в единодушном молении. Поэтому в церкви мы в глубине души ожидаем, что и к нам придет Дух Святой. Так бывает, но только в том случае, если мы не создадим для этого препятствия. К примеру, недостаточная открытость сердца может помешать прихожанам в соединении верующих при чтении молитв.

В наше время, к сожалению, это происходит довольно часто, так как верующие неправильно ведут себя, в том числе и в храме, и причиной этому является незнание истины Господней. Господь знает и мысли наши, и чувства. Он не оставит искренне верующего в него , а также нуждающегося в причащении и покаянии человека, поэтому двери Божьего дома всегда открыты для прихожан.

19 июня, весь православный мир отмечает один из двенадцати двунадесятых праздников — День Святой Троицы.

В нашем храме всенощное бдение начнется в субботу 18 июня в 16.00. В воскресенье в 8.30 — начало исповеди и в 9.00 — Божественная литургия и Великая вечерня с чтением коленопреклоненных молитв.

Троица – что это за праздник и что нельзя делать?

Троица – большой христианский праздник, который входит в число двунадесятых – самых главных в году. Он совершается на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его ещё называют Пятидесятницей. В этот день православные христиане вспоминают Сошествие Святого Духа на апостолов, после чего ученики Господа стали способны говорить на разных языках и разошлись по всему миру, чтобы проповедовать учение Христа.

Праздник Святой Троицы всегда выпадает на воскресенье. Верующие люди обязательно стараются присутствовать в этот день на богослужении, причаститься. Сама служба на Троицу особенно торжественная – внутри храмы украшены зеленью, ветвями растений и цветами. После Литургии служится Великая вечерня с чтением коленопреклоненных молитв, во время которых, обращаясь к Господу, мы просим у Него помощи и заступления.

Существует масса народных обычаев, связанных с праздником: - нельзя то, нельзя это… Но у большинства из них - сугубо языческие, народные корни. И часто такие обычаи противоречат самой сути христианской веры. Поэтому, изучая русские традиции праздника Троицы, надо четко разделять, что в них созвучно православию, а что - нет.

В Церкви нет никаких бытовых правил, что нельзя, а что можно делать в дни тех или иных праздников. Главное, что можно и нужно - это быть в храме и молиться.

Если у вас есть еще какие-то сомнения о том, как следует провести день праздника Троицы (Пятидесятницы) , вы можете ознакомиться ниже с подборкой наиболее часто встречающихся вопросов и ответов о том, что можно и нельзя делать на Троицу.

Что нельзя делать на Троицу?

Как правило, ответы на этот вопрос носят достаточно суеверный характер. Церковный устав не даёт в этом смысле чётко регламентированной инструкции. Если вы верующий человек, то понимаете, что Троица – один из самых главных, самых чтимых праздников, что в этот день нужно быть в храме на службе, воздержаться от внешних суетных дел, посвятить себя молитве. Когда же отсутствует почитание праздника, внутренне благоговение перед этим днём, то зачем внешне выполнять какие-то предписания, если они не несут в себе никакого духовного смысла?

Можно ли работать на Троицу?

Троица – один из самых главных христианских праздников, который совершается на пятидесятый день после Пасхи. В этот день Церковь вспоминает Сошествие Святого Духа на апостолов. После этого события ученики Господа стали способны говорить на разных языках и разошлись по всему миру, чтобы возвещать людям о Воскресшем Спасителе.

Праздник святой Троицы всегда выпадает на воскресенье. Этот день православные христиане стараются посвятить Богу своим присутствием в храме на богослужении, усердной и искренней молитвой, участием в церковных Таинствах. По возможности в такой большой праздник лучше воздержаться от работы, отложить все суетные дела и уделить время Господу, посвятив себя молитве и добрым поступкам.

Можно ли работать на второй день Троицы?

Праздник Святой Троицы разделен на два дня. Первый день посвящён прославлению Троицы и воспоминанию о Сошествии Святого Духа на апостолов, поэтому его называют Троицыным днём. Второй же день воспевает Всесвятого Животворящего Духа и в честь этого назван Духовым днём.

Православные верующие, осознавая всю святость праздника, обязательно стараются в эти дни присутствовать в храме на богослужении, отложить все суетные дела и посвятить время молитве. Поскольку первый день Троицы всегда выпадает на воскресенье, для христианина обычно не возникает проблем с посещением службы в этот день. Второй день Троицы - Духов день - выпадает на начало рабочей недели. Понятно, что в понедельник современному человеку трудно отложить свои дела, работу. Но по возможности лучше приступить к её выполнению после посещения утреннего богослужения, чтобы воздать дань празднику.

Можно ли на Троицу работать в огороде?

Праздник Святой Троицы всегда выпадает на воскресный день, поэтому верующие люди обязательно стараются посетить праздничное богослужение в храме, причаститься Святых Христовых Тайн, воздержаться от выполнения какой-либо работы и посвятить время молитве.

Работая в день Троицы, мы как бы показываем Богу своё неуважение. Недаром люди всегда старались отложить все внешние, суетные дела в дни великих праздников - это неугодно Господу. Работа, как правило, получалась напрасной и не приносила положительного результата. Конечно, бывают особо важные дела, которые нельзя перенести на другое время. К их выполнению лучше приступить только после посещения службы и молитвы. Но по возможности в дни больших праздников, таких как Троица, лучше отложить все дела, в том числе работу в огороде.

Можно ли поминать самоубиенных на Троицу?

Празднику Святой Троицы предшествует Троицкая родительская суббота - день всеобщего поминовения усопших. В Троицкую субботу в храмах служится заупокойное богослужение, во время которого Церковь поминает всех преждепочивших православных христиан.

Что касается поминовения на панихиде самоубийц, то Церковь этого делать не благословляет - ни на Троицу, ни в любой другой день. Лишение жизни другого человека является большим грехом, однако убийца всегда может искренне покаяться в своём грехе и Господь простит его. Человек же, совершивший самоубийство, не имеет возможности раскаяться в своём поступке. Душа самоубийцы предоставлена Божьей воле. Однако это не значит, что молиться за таких людей вовсе нельзя. Наоборот, их души особенно нуждаются в молитвах близких людей, которые можно совершать дома.

Почему нельзя вставать на колени до Троицы?

Отвечает иеромонах Константин (Симон):

Мы не встаём на колени в период от Пасхи до Пятидесятницы, потому что это время радости. Мы очень часто стоим на коленях в молитве во время Великого поста, так как это время покаяния. Но период после Пасхи - это радостное время, мы не должны грустить. Конечно, мы должны всегда просить Господа о прощении наших грехов. Но Пасха - это особое время, это время торжества Иисуса Христа над смертью. В эти дни мы живём специальным, особенным способом, мы живём пасхальной благодатью. И эта благодать не позволяет нам стоять на коленях.
А в день Святой Троицы на Великой вечерне мы впервые после Пасхи становимся на колени. На ней читаются коленопреклонные молитвы, во время которых мы снова можем просить Бога о прощении наших грехов, можем покаяться. Момент покаяния ясно отражен в текстах этих молитв.
Также стоит отметить, что Великая вечерняя относиться к понедельнику, ко второму дню Святой Троицы - Духову дню, так как по правилам Никейского собора православные христиане не должны стоять на коленях по воскресеньям.

Можно ли купаться на Троицу?

Троица, как правило, выпадает на конец весны или начало лета. Обычно погода к этому времени улучшается и выходные дни люди стараются провести вместе с семьей на природе, около водоема – в этом нет ничего предосудительного. Конечно, церковный устав не запрещает купаться на Троицу (как и когда-либо еще). Однако, для православного человека важно правильно расставить приоритеты, чтобы не получилось так, что вместо посещения богослужения в праздничный день он едет на пляж.

Можно ли на Троицу ходить на кладбище?

Отвечает иеромонах Константин (Симон):

Почему возникает такой вопрос? Я думаю, потому, что праздник Троицы тесно связан с молитвой об усопших. Особенно это относится к субботе перед Троицей - поминальной субботе. И, на мой взгляд, кладбище лучше посещать как раз-таки в субботу, а не в воскресенье, ведь именно в субботу в храмах служится панихида, специальная служба с молитвами об усопших.
В воскресенье же, в день праздника Троицы, читаются коленопреклонные молитвы. Ими завершается вечерняя служба перед Духовым днем. Во время этих молитв мы также молимся о душах усопших. Мы молимся даже за тех, кто находится в аду, просим, чтобы Господь умягчил их участь. Все это происходит через действие Святой Троицы и особенно через действие Святого Духа, который оживляет и мертвых, и живых. Вообще живые и мертвые в этот день очень близки, так как Святой Дух объединяет небесную Церковь - ту, что в раю, страдающую Церковь - ту, что в аду, и Церковь, которая на земле.

Что можно делать в субботу перед Троицей?

Суббота перед Троицей называется также Троицкой родительской субботой, в этот день в храмах совершается особое поминовение всех усопших. Верующие приходят на утреннюю службу, после которой совершается панихида. Кроме того, в субботу перед Троицей, как и в канун других великих праздников не венчают новобрачных. Также в субботу перед Троицей рекомендуется посетить вечернюю службу и исповедаться на ней, чтобы утром в воскресенье прийти в храм на Литургию и причаститься. Каких-то иных особых ограничений Церковь на этот день не вводит.

Можно ли жениться перед Троицей?

Церковь не венчает непосредственно в канун великих праздников, а также в постные дни недели: среду и пятницу. Что касается остальных дней в неделю перед Троицей, то в эти дни, как правило, можно жениться. Разумеется, в каком-то отдельном храме могут быть особые обстоятельства, связанные с графиком его работы и богослужений. Поэтому стоит заранее договариваться о времени и месте венчания.

Сколько дней нельзя работать в Троицу?

Еще один популярный вопрос людей, которые еще только погружаются в церковную традицию. Ответ кого-то разочарует, а кого-то обрадует: ограничений на работу в преддверии Троицы нет. Так что трудоголики могут спокойно наслаждаться работой, а вот лентяям нового повода расслабится, увы, не представится.

Можно ли крестить на Троицу?

Таинство Крещения может совершаться абсолютно в любое время - в дни поста, обычные дни или праздничные. Но при этом надо понимать, что существуют некоторые ограничивающие факторы. Так, например, на Троицу утреннее богослужение сильно удлиняется, так как после Литургии сразу же служится Великая вечерня с особыми молитвами-прошениями. После такой длительной службы не во всяком храме смогут совершать еще и Таинство Крещения. Кроме того в каждом приходе может быть свой распорядок совершения служб и таинств, который надо узнавать на месте.

Можно ли жениться/выходить замуж/венчаться/играть свадьбу на Троицу?

На Троицу не совершаются венчания. Так как венчание в дни двунадесятых праздников не запрещено, но нежелательно. Так как день большого церковного великого праздника мы стремимся в первую очередь переживать события праздника, не заслоняя церковную радость своей личной радостью. При необходимости венчаться в эти дни, требуется особое согласование со священником.

Березки в храме

На Троицу традиционно украшали храмы ветвями берез и травой. Этот обычай имеет несколько объяснений. Во-первых, березы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Она изображена на иконах Троицы.

Во-вторых, в тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия. . На пяти­десятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей.
Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Вероятно отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

О происхождении праздника читаем в книге «ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ»:
«До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием; И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещенного от Отца, о чем вы слышали от Меня: Ибо Иоанн крестил водою, а через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым.»

И далее:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнив весь дом, где они находились; И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»
Празднование дня Пресвятой Троицы заметно отличается от празднования других двунадесятых праздников. Еще накануне праздника церковь украшается березовыми веточками, вечернюю службу накануне праздника священник проводит уже в зеленом облачении праздника святой Троицы. Да и сам ход утреннего богослужения изменяется значительно. За Божественной литургией следует вечерня, в ходе которой совершаются особые коленопреклоненные молитвы, которое читаются только в этот праздник

В день праздника Пресвятой Троицы задолго до начала утреннего богослужения храм заполняют прихожане. Как и накануне на всенощном бдении, у многих в руках букеты цветов в обрамлении березовых веточек или просто веточки березы. Этот обычай существует от времен древних. В этот день мы приносим Господу начатки обновлющейся и расцветающей природы, как дар благодарения животворящему Духу Божию за весну благодатную. Эти цветы и ветки в самую благодатную весеннюю пору напоминают нам о Рае Божием, насажденном Самим Богом для наших праотцев.

В больших городских храмах на праздники стекается много людей и часто трудно найти место и сосредоточиться на ходе службы. В деревенских и поселковых храмах в праздники тоже многолюдно, однако каждый прихожанин встает на свое, давно облюбованное место, поэтому во время службы в сельском храме чувствуется благочинная молитвенная сосредоточенность.

Как и на всенощном бдении накануне вечером, среди прихожан много детей. Для многих детей сегодня особенный день, ведь они собираются причащаться. И о свечах к празднику надо не забыть. Не важно, что до подсвечника пока трудно дотянуться, главное, что есть потребность участвовать в богослужении наравне со взрослыми.

Утреннее праздничное богослужение начинается с литургии. Свщенник совершает ее в зеленом праздничном облачении. После проскомидии отверзаются царские врата и начинается каждение сначала престола, затем алтаря и затем всего храма. Первый возглас священника на литургии «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» подчеркивает, что Бог существует в Трех Лицах..

На литургии отец Андрей выступил с проповедью. В своей проповеди он напомнил о чуде сошествия даров Святого Духа на Апостолов, обещанном Спасителем. Явленное людям чудо позволило осмыслить триединую сущность Бога — благословенное Царство Святой Троицы

Прихожане с большим интересом слушали запоминающуюся проповедь отца Андрея. Каждый услышал что-то новое для себя. Большое внимание в проповеди было уделено духовному смыслу праздника. Как-бы предваряя последующую службу, отец Андрей сказал, что в день такого праздника, когда людям явлены были чудесные дары Святого Духа, церковь особенно усердно молится о ниспослании даров Святого Духа всем православным христианам.

После проповеди литургия продолжается. Великий вход со Святыми Дарами символизирует Жертву Богу, принесенную Спасителем за грехи человечества. Дары переносятся на престол для совершения таинства Евхаристии.

С времен первых христиан в чин литургии входит Символ веры, который поют все молящиеся. В Символе веры очень сжато сформулированы основные истины веры, которыми руководствуются все православные христиане в их духовной жизни. Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельствуют о своей верности учению Церкви.
Также все молящиеся поют на литургии Молитву Господню «Отче наш».

После совершения в алтаре таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя священник выносит Святую Чашу из алтаря. Причастники вслед за священником повторяют слова молитвы: Верую, Господи, и исповедую, что Ты — воистину Христос Сын Бога Живого… и просят принять их в число причастников.

Первые причастники Святых Христовых Таин уже выстроились возле амвона. По сложившейся традиции — это дети.

Дети постарше подходят к Святой Чаше самостоятельно.

Малыши причащаются на руках у родителей. Часто в православных семьях бывает несколько детей и тогда к причастию подходят дети разных возрастов

Удивительно, что большинство малышей совершенно спокойно воспринимает причащение, почти не бывает испуга и плача малышей. Это значит, что дети часто бывают в церкви на богослужениях.

После окончания литургии сразу начинается вечерня. В день святой Троицы на вечерне читаются три коленопреклоненных молитвы. Книга Писания полагается на скамеечку, украшенную зелеными веточками. Священник читает молитвы стоя на коленях и держа в руке букет цветов.

Прихожане также молятся на коленях. Хотя прихожан в храме много, всем находится место для коленопреклоненной молитвы.

Во время коленопреклоненных молитв хор поет ликующее песнопение: Кто Бог Великий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Творяй, творяй, творяй чудеса.

На отпусте прихожане прикладываютс ко кресту. Видно, что настроение у юных прихожан праздничное.

Взрослые прихожане подходят ко кресту с букетами цветов, которые священник окропляет освященной водой.

Настоящие хранители церковной традиции — пожилые прихожане. Стоит посмотреть и поучиться тому, как степенно и чинно они совершают крестное замение, как благоговейно причащаются и пркладываются ко кресту. Это хорошая школа для молодежи, делающей первые шаги на пути воцерковления.

На отпусте отец Андрей всегда поздравляет причастников и причастниц с принятием Святых Христовых Таин.

Удивительно, эта малышка за все время службы ни разу не расплакалась. Видимо, настроение праздника передается даже таким малышам.

После окончания службы в храме проводится еще водосвятный молебен. Прихожане размещаются полукругом за столиком, на котором проводится освящение воды.К прихожанам присоединяется также хор, который обычно располагается на клиросе и не виден во время других служб.

С пением «Спаси, Господи, люди твоя и благослови достояние Твое» начинается освящение воды.

Прихожане, регулярно посещающие храм на протяжении последних лет, отмечают, что звучание хора улучшается год от года. Разучиваются новые распевы, заметно улучшается слаженность исполнения, позволяющая включать в богослужебные песнопения все более сложные произведения.

По окончании водосвятия священник окропляет прихожан только что освященной водой.

В конце молебна зачитываются записки, поданные прихожанами. Священник раздельно читает записки о здравии и об упокоении родных и близких прихожан.Такое поминовение на молебне дополняет праздничное настроение прихожан.

Праздник дня Пресвятой Троицы издавна считается в России именинами земли. Вот как об этом пишет православный писатель И. С. Шмелев: Завтра вся земля именинница. Потому — Господь ее посетит. У тебя Иван-Богослов ангел, а мой — Михаил Архангел. У каждого свой. А у земли-матушки сам Господь Бог, во Святой Троице… Трицын день.

В неделю 8-ю по Пасхе Церковь празднует последний подвижный двунадесятый праздник – Пятидесятницу, или День Святой Троицы (другое название праздника). Это – один из древнейших праздников: он упоминается уже в источниках конца II в. и по степени древности уступает только Пасхе. В современном Уставе этот праздник имеет высочайший статус: он входит в число трех наиболее значимых двунадесятых праздников (вместе с Рождеством Христовым и Богоявлением), которые по торжественности богослужения уступают только Пасхе, зато в ряде аспектов превосходят другие двунадесятые праздники.

Название «Пятидесятница» возникло в межзаветный период (примерно в III – II вв. до Р. Х.) и упоминается в Священном Писании (Тов. 2 ,1; 2 Макк. 12 ,22; Деян. 2 ,1; 20,16; 1 Кор. 16 ,8). Смысл именования прост: ветхозаветный прототип нашего праздника приходился на 50-й день после иудейской Пасхи и точно такое же место церковный праздник Пятидесятницы занял в календаре относительно Пасхи христианской. Другое название – День Святой Троицы – связано с богословским смыслом события: в этот день мы празднуем явление Святого Духа, которое стало решающим событием в откровении Святой Троицы. Откровение Бога Отца и Бога Сына в достаточной полноте проявилось в предшествующих событиях евангельской истории и в учении Господа Иисуса, тогда как Откровение Святого Духа было недостаточным. Только факт Его сошествия на апостолов нам уже явственно говорит о Боге, в Троице прославляемом.

Теперь кратко вспомним событие праздника. Апостолы после вознесения Христа все вместе находились в Иерусалиме, ожидая принятия иного Утешителя, как и повелел им Господь. В день иудейского праздника Седмиц (или Пятидесятницы) все 12 апостолов в своем обновленном составе (вместе с Матфием, который был избран на место Иуды) собрались в горнице, где они пребывали в течение всего периода от Пасхи до Пятидесятницы. Эта горница была просторным помещением в верхней части дома; такие горницы были во многих иудейских домах, и раввины часто использовали их для молитв и собраний. Есть устойчивое предание, что это была Сионская горница, где происходила Тайная Вечеря.

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2 , 2–4). В приведенном описании обращают внимание на признаки Богоявления, которые являются характерными для Священной истории и которые проявились в данном событии: громкий звук (шум ), сильный ветер, огонь. Это значит, что сошествие Святого Духа было Богоявлением по существу и тем самым косвенно выражается мысль о Божественном достоинстве Святого Духа.

Таким образом, апостолы приняли дар Святого Духа и смогли говорить на языках разных народов, то есть они получили не только благодатный дар, но и реальную возможность проповедовать Евангелие как иудеям, так и иноплеменникам. Этот день считается днем рождения Церкви не только потому, что именно он стал исходным моментом апостольской проповеди, но в первую очередь благодаря дарованию Святого Духа, ибо Дух Святой действует в Таинствах Церкви и усваивает верующим плоды искупления, совершенного Христом (без Духа Святого, живущего и действующего в Церкви, сама Церковь немыслима).

После описания собственно сошествия Святого Духа на апостолов святой Лука повествует о реакции находившихся в Иерусалиме иудеев, видевших говорящих на разных языках апостолов, также приводит речь апостола Петра. Нужно учесть, что в соответствии с Втор. 16 , 16, праздник Седмиц был одним из трех дней, в которые все правоверные иудеи должны были приходить в центральное святилище (то есть в Иерусалим). И хотя по «популярности» Пятидесятница уступала двум другим праздникам (Пасхе и празднику Кущей), всё же и в этот день в Иерусалиме собиралось много паломников с разных концов земли, где проживали иудеи. Факт говорения апостолов на языках народов свидетельствовал о принятии ими дара Божия, а пришедшие в Иерусалим иудеи промыслительно подтвердили это. Получается, уже в момент рождения Церкви проповедь о Христе является многоязычной и обращенной ко всем народам; это не замкнутое национально-религиозное сообщество (какой была ветхозаветная еврейская община), но Христианской Церкви уже с самого ее становления присущи культурное многообразие и богатый этнический состав.

В противовес восторженной реакции иудеев диаспоры некоторые скептически настроенные жители Иерусалима обвинили апостолов в том, что они напились сладкого вина (Деян. 2 , 13). В ответ на это апостол Петр произнес свою первую речь, в которой и ответил на данный упрек, и объяснил смысл всего, что произошло с апостолами, а также вспомнил события (распятие и воскресение Христа), предшествовавшие этому. Обратим внимание, что апостол Петр в своей речи процитировал пророчество Иоиля (2 , 28–29), засвидетельствовав о его исполнении в этот день; текст этого пророчества в качестве паремии читается на богослужении праздника.

Возникает важный вопрос: почему сошествие Святого Духа Промыслом Божиим приурочено к дню Пятидесятницы? В Ветхом Завете говорится о земледельческой природе праздника Седмиц (ветхозаветной Пятидесятницы): в этот день совершали праздник жатвы первых плодов (Исх. 23 , 16) и приносили в жертву два пшеничных хлеба, испеченных из муки нового урожая (см.: Лев. 23 , 16–17). И как праздник Седмиц был началом жатвы вещественной, так новозаветная Пятидесятница является началом жатвы духовной. Господь в Евангелии называет апостолов «делателями жатвы» (см.: Лк. 10 , 2), и основание Церкви означает начало проповеди христианства, которая является жатвой в духовном смысле. Именно в этом смысле и объясняет актуальность сошествия Святого Духа в праздник Седмиц св. Иоанн Златоуст: «Что это за пятидесятница? Это – время, когда нужно было серпом срезывать жатву, когда надобно было собирать плоды. Видел образ? Смотри, в свою очередь, и на саму истину. Когда надобно было пустить в дело серп слова, когда нужно было собирать жатву, – тогда, как изощренный серп, прилетает Дух. Послушай, в самом деле, что говорит Христос: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве (Ин. 4 , 35); и еще: жатвы много, а делателей мало (Лк. 10 , 2)».

Теперь о наиболее ярких особенностях праздничного богослужения. Всенощное бдение совершается в целом по стандартной схеме; отметим «возвращение» двух хорошо известных молитв, которые с Пасхи не употреблялись ни в богослужении, ни в частной молитве. Это «Видехом свет истинный…» и «Царю Небесный…» В канун Троицы «Видехом свет истинный…» поется на «Господи, воззвах…» четвертой стихирой, а «Царю Небесный…» – при пении стихир на стиховне. «Царю Небесный…» обычно поется всем храмом. Вообще стихира «Царю Небесный…» в день Пятидесятницы является как бы именинницей, потому на всенощном бдении праздника она поется несколько раз (еще перед каноном и перед славословием).

На Литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа креститеся…» Это напоминает нам о том, что в ранней Христианской Церкви на Пятидесятницу совершалось крещение оглашенных. Это представлялось уместным – день основания Церкви и прирастание ее новыми членами.

Но самый яркой службой с точки зрения богослужебной уникальности является великая вечерня, которая совершается в день праздника после Литургии. Здесь есть несколько особенностей, которые встречаются раз в году. Так, в мирную ектению добавляются особые прошения о благодати Святого Духа. А кульминация – это, конечно же, чтение коленопреклоненных молитв. Их всего семь, они делятся на три части: по две в первой и второй, три в третьей. Части разделяются между собой короткими молитвословиями: первая – после великого прокимна («Кто Бог велий…»), вторая – после сугубой ектении «Рцем вси…»); после второй части поется «Сподоби, Господи…» и затем уже третья часть. В самом конце вечерни – третья из ее особенностей – длинный особый отпуст: «Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с небесе на землю сошедый…» В его вводной, весьма пространной фразе воспеваются все спасительные действия Бога, начиная с Воплощения и заканчивая Крестной смертью и посланием Духа. Этот отпуст подводит итог всему искупительному действию Господа.

И в заключение несколько слов об обычае украшать храмы в день Святой Троицы зеленью. Этот обычай, по словам известного литургиста начала XX в. М. Скабаллановича, «придает особенное величие празднику и заметно выдвигает его из ряда других праздников». О значении этой традиции тот же М. Скабалланович пишет: «По закону Моисееву в праздник Пятидесятницы полагалось приносить в храм первые плоды жатвы… И в праздник христианской Пятидесятницы ветви и цветы приносятся как начатки Богу от весны, обновляющейся силою Духа животворящего и указуют на духовное плодоносие Церкви Христовой». Есть и другое интересное объяснение: зелень в этот момент (конец мая – июнь) – свежая и красивая, вся тварь обновляется, это как бы период «ликования весны». Украшая этой зеленью храмы, мы не только создаем благолепную атмосферу, но и вспоминаем о том, что всю красоту мира Господь сотворил для человека, что подвигает нас к благодарению и усердной молитве.

Алексей Сергеевич Кашкин, кандидат богословия, преподаватель, заведующий кафедрой библеистики Саратовской православной духовной семинарии, 27 мая 2018 года

Троица - великий православный праздник, символизирующий полноту Божьей благодати, когда людям явилась третья Святая ипостась - Дух Святой, в 2020 году отмечается 7 июня.

Перед Своим вознесением, воскресший и пребывавший с избранными учениками, Апостолами, Иисус повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока не сойдет на них Дух Святой, после чего вознесся на небо.

Библейское описание Пятидесятницы

Троицей этот праздник назвал в честь полноты Божьей, Бога Отца, Сына и Святого Духа, которым Творец крестил Апостолов на пятидесятый день от Воскресения Господнего. Отсюда второе название этого праздника - Пятидесятница.

Святая Троица

В молитве, ежедневном причастии пребывали Апостолы и верные последователи Иисуса Христа, среди которых были:

  • ученики;
  • женщины, сопровождавшие учителя во время Его земной жизни;
  • Мать Мария;
  • Его братья.

Учитель не сказал, когда явится Дух Святой, и как это будет, только сказал, чтобы все пребывали в ожидании.

Читайте также:

В день Пятидесятницы в Иерусалиме собралось большое количество евреев, которые приехали на празднование дня первых плодов (Числа 28:26), принося добровольные пожертвования Всевышнему. Это был великий еврейский праздник с участием священников, левитов, бедных и богатых.

Праздник Седмиц, еще одно название этого дня, когда в храм приносился хлеб или хлебные колосья (Левит 23:15-21), ежегодно отмечался в Иерусалиме.

Ученики Иисуса Христа находились в доме, он наполнился внезапно шумом несущегося с неба ураганного ветра, над каждым учеником появились огненные языки, которые «почили на них». (Деян. 2:1-8)

Этот свет над головами Апостолов был сродни Благодатному огню, который сходит в Иерусалиме, в субботу перед православной Пасхой.

Святой Дух сошел на учеников Христовых и наполнил их всеми благодатными духовными дарами

В том же миг все Апостолы заговорили на иных языках, крещенные Духом Святым. Свидетелями этого явления стали все, прибывшие на праздник дня первых плодов. Услышав речь Петра, и найдя подтверждение предреченного еще в Старом Завете события (Иоил. 2:28-32), многие евреи приняли Христа своим Спасителем. В тот день крестилось около трех тысяч евреев из разных мест.

Важно! Сошествие Духа Святого положило начало Церкви Христа, это день ее рождения. Некогда простые рыбаки получили особый дар нести весть о приходе Миссии в массы, совершая благовестие в силе духа и дерзновения, полученного на празднике Пятидесятницы.

История появления праздника в православии

С этого дня ежегодно каждое воскресенье через 50 дней или семь недель после Апостолы и окружающие их христиане отмечали день Сошествия Святого Духа. Торжества Седмицы завершались крещением прилагаемых к Церкви.

Квинт Тертуллиан, раннехристианский теолог, писатель более 31 сохраненных трактатов, в 220-230 годах писал, что праздник Троицы затмил собою все языческие обряды этого времени.

Троица в православии обозначает единство Отца, Сына и Святого Духа

Официальное признание Церковью Пятидесятница получила в 381 году во время Вселенского Константинопольского Собора, на котором был утвержден догмат, признающий равенство всех трех ипостасей Святой Троицы.

На Соборе был принят Символ христианской веры - Верую в Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Символ Веры

Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца, создавшего небо и землю.

Верую в Иисуса Христа, Его Сына Единственного, Спасителя людей, который рожден от Девы Марии при зачатии Духом Святым, был мучим во время Понтия Пилата, умер через распятие, похоронен и воскресший после нисхождения в ад, взошел на Небеса, сел одесную Всевышнего, чтобы с Ним судить людей, живых и почивших.

Верую в Духа Святого, Святую Вселенскую Церковь, вечную жизнь через прощение и воскрешение. Аминь.

Аминь в переводе означает утверждение «Да будет так!»

Также смотрите:

Символ Веры читается в храмах и на домашних молитвах от Троицы и до Пасхи.

Отличие Троицы от других праздников

Пасхальные богослужения заканчиваются Пятидесятницей, после нее в церковном календаре недели нумеруются неделями после Троицы.

Понедельник после праздника Крещения Духом Святым назван Днем Святого Духа. С него и до Пасхи читается Символ Веры, а после Воскрешения Иисуса и до дня Пятидесятницы во время церковных и домашних молитв читается песнопение: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть подолал, живым из гроба встал», которое не поется после Дня Святого Духа.

Богослужение на Троицу начинается молитвой, она читается перед началом по окончании всякого праздника и дела, когда призывается Дух святой, как надежный помощник.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

Преподобным Иоанном Дамаскиным и Космою Маиумским были составлены праздничные каноны еще в восьмом веке, они были изложены в Первом полном Византийском уставе проведения службы на Троицу.

Для сведения! На вечерней службе не происходит целования иконы, прихожане прикладываются к Евангелию.

На всенощной перед праздником читается канон Пятидесятнице. Утреннюю Литургию сменяет праздник Святого Духа, на нем молитвы читаются, стоя на коленях.

Праздничная стихира помогает понять смысл этого действия. Еврейский народ, в среде которого родился Бог Сын, через свое неверие лишен Божьей благодати. Христиане всего мира, язычники по плоти, наполнены Божественным светом. Преклонив колени, как символ преклоненного сердца, с глубокой верой поклоняемся третьей Ипостаси Божественной Троицы - Богу Духу.

Составил первые молитвы:

  • Первое прошение посвящено исповеданию перед Творцом грехов и просьбе о помиловании во имя Жертвы, дарованной людям Иисусом Христом, Богом Сыном.
  • Вторая молитва - воззвание о даровании всем людям Духа Святого.
  • Третье взывание к Христу, Миссии, Богу, который сошел в ад и забрал у сатаны ключи жизни, помиловать усопших родных наших.

Во время праздника исполняется Тропарь:

Благословен ты, Христос Бог наш, который даровал мудрость рыбакам, соделав их Апостолами, послал им Святого Духа и помог приобрести весь мир, слава Тебе, Бог - Человеколюбец.

Традиции украшения храмов и домов в день Пятидесятницы

По народной традиции на Троицу храмы и дома украшают зеленью, в народе этот праздник называют зелеными святками.

Украшение зеленью храма на праздник Троицы как символ расцвета христианской души

С одной стороны, это историческая основа. Аврааму Бог явился в виде трех старцев, которые возлежали под дубом.

На пятидесятый день после выхода из Египта Всевышний на зеленой горе Синай даровал народу 10 заповедей, которые и сейчас являются основой христианства.

По обычаю в честь этих событий все храмы украшались и раньше зеленью. Зелень на Пятидесятницу символизирует расцвет христианской души, которую разбудил Божественный Дух через благодать Бога Отца и Сына.

Срубленные на Троицу березки символизирует силу благодати. Пока дерево питалось через корни, росло в земле, оно жило, а как только его срубили, погибло. Так и человеческая душа живет, пока питается Божественной силой, а отойдет человек от Церкви, сразу погибает. Иисус есть Лоза, а мы Его ветви, питающиеся милостью, прощением через исповедь и причастие.

Для сведения! Последующая неделя за Светлой седмицей скоромная, она заканчивается Неделей Всех Святых, после чего наступает Петров пост.

Всевышний показал себя триединым в Троице единосущной и нераздельной, не стоит пытаться умом понять этот догмат, объяснить его человеческим разумом. Каждая Ипостась Троицы имеет Свое лицо, но это не три Бога, а единая Божественная сущность.

День Святой Троицы. Пятидесятница