АВА-терапия для аутистов: с чего начать, отзывы. Поведенческая терапия для аутистов


Аббревиатура АВА расшифровывается как Applied Behavior Analysis и переводится на русский язык как Прикладной Анализ Поведения. ABA представляет собой набор принципов, которые формируют основу для многих методов поведенческой терапии. ABA основывается на науке обучения и поведения.

Эта наука включает в себя общие «законы» о том, как работает поведение и как происходит обучение . ABA терапия применяет эти законы к поведенческим методам лечения таким образом, чтобы увеличить уровень желаемого поведения и уменьшить уровень опасного или проблемного поведения, которое может мешать обучению и эффективному социальному взаимодействию. Также ABA терапия используется для улучшения речевых и коммуникативных навыков, внимания, памяти и академических навыков.

Метод АВА признан лучшим методом лечения аутизма, имеющим научное обоснование . «Научно-обоснованный» означает, что ABA-терапия прошла научные испытания полезности, качества и эффективности.

ABA терапия включает в себя много различных методов. Все эти методы фокусируются на предшествующих факторах (то, что происходит до того, как возникает поведение ), а также последствиях (то, что происходит после того, как возникает поведение ). Одной из ключевых методик АВА является «положительное подкрепление/усиление» . Его суть состоит в том, что когда за поведением следует вознаграждение или поощрение, высока вероятность того, что такое поведение будет повторяться в будущем. Другими наиболее распространенными видами лечения, основанными на принципах ABA, являются обучение отдельными блоками, случайное обучение (или обучение в натуральной среде), тренинг вербального поведения, обучение опорным навыкам и т.п.

Все эти виды АВА-терапии…
Структурированы
Предполагают сбор данных по целевым навыкам и поведениям
Предлагают положительные стратегии изменения реакций и поведения

Обучение опорным навыкам . Это натуральное, слабоструктурированное вмешательство, которое опирается на естественные возможности для обучения и последующие факторы.
Задачей обучения опорным навыкам является повышение мотивации ребенка посредством добавления в его среду возможностей выбора, понятия очередности и других компонентов, перенаправляя акцент с дефицитных областей навыков на область опорных навыков для самостоятельного функционирования. Четырьмя опорными областями навыков принято считать мотивацию, проявление инициативы, саморегуляцию и способность реагировать на множественные стимулы . Считается, что путем стимуляции развития данных областей навыков можно вызвать улучшение и нецелевых форм поведения.

Методы АВА-терапии оказывают поддержку аутичным детям в таких направлениях:

1. Обучают навыкам, которые замещают проблематичное поведение. Таким образом, ребенок может научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ.
2. Увеличивают желательное поведение и уменьшают проявление нежелательного поведения. Например, процедуры усиления поощряют внимательность во время выполнения задания и уменьшают аутоагрессивное или стереотипное поведение.
3. Поддерживают желательное поведение.
4. Изменяют ответ окружающих на поведение ребенка. Некоторые реакции родителей могут непреднамеренно способствовать подкреплению проблематичного поведения.
5. Повышает академические, социальные навыки и навыки самопомощи у ребенка.
6. Повышают способность сосредотачиваться на выполнении задач и увеличивают мотивацию к обучению.
7. Улучшают когнитивные навыки.
8. Обобщают или переносят поведение из одних условий окружающей среды или ситуаций в другие (например, выполнение заданий в комнате для индивидуального обучения со временем переходит в успешное выполнение этих задач в общеобразовательном классе).

Компоненты сильной АВА-программы включают в себя:

Супервизию . Программы должны разрабатываться и контролироваться сертифицированными поведенческими терапистами, имеющими опыт работы с аутичными детьми.

Обучение . Все участники программы должны иметь соответствующий уровень подготовки и поддержки со стороны специалистов на протяжении всей программы.

Программирование . Программа АВА должна разрабатываться после тщательной оценки уровня развития навыков у конкретного ребенка. Цели программы и задачи по обобщению навыков должны быть определены в сотрудничестве с родителями ребенка и включены в план в обязательном порядке.

Сбор данных . Данные о прогрессе ребенка в приобретении навыков, а также об изменениях в поведении должны систематически собираться и анализироваться супервизором для дальнейшего планирования программы.

Обучение семьи . Члены семьи ребенка должны пройти подготовку по обучению и подкреплению навыков ребенка. Они также должны привлекаться к процессу планирования и пересмотра программы.

Встречи команды терапистов и членов семьи должны проходить регулярно, для того чтобы обеспечить последовательность в реализации программы, а также в целях обсуждения текущих проблем и прогресса ребенка в обучающей программе.

: Время прочтения:

АВА-терапевт и психолог Алена Кожанова рассказывает, как устроены методики ABA-терапии, по которым занимаются дети с РАС — расстройствами аутистического спектра.

Алена, для каких деток подойдут методики, о которых сегодня пойдет речь?

Я обучаю детей с расстройствами аутистического спектра (сокращено РАС) новым навыкам. У таких деток помимо основного диагноза могут быть сопутствующие диагнозы, которые также сопровождаются задержкой психического и речевого развития.

Диагноз «РАС» обычно ставят детям старше трех лет на консультации у психиатра. Родители начинают искать ребенку терапию, и чаще всего выбирают АВА-терапию и сенсорную интеграцию.

В чем заключается терапия?

Терапия заключается в том, чтобы обучить ребенка отсутствующим навыкам, которые должны быть у него в этом возрасте, максимально приблизить его к типично развивающимся сверстникам. Название этой научной дисциплины — Прикладной Анализ Поведения, Applied Behavior Analysis или сокращенно ABA-терапия.

Чаще всего ко мне приходят с запросом на развитие речи, либо когда у детей есть трудности в поведении, имеется нежелательное (мешающее) поведение. Ребенок хочет что-то получить или от чего-то избавиться, но начинает «плохо себя вести» вместо того, чтобы приемлемым способом объяснить, что ему нужно. Он кричит, дерется, щипается, закатывает истерики, убегает. Такое поведение чаще встречается у «неговорящих» детей, которые не могут озвучить просьбу и объяснить, что хотят.

Так как дети с диагнозом «аутизм» обычно начинают говорить позже, чем сверстники, они, как правило, не используют языковые навыки для коммуникации. Такие детки не замотивированы на социальные взаимосвязи и на коммуникацию. Чтобы наладить сотрудничество с ребенком, можно использовать сенсорную интеграцию, сенсорные и двигательные поощрения, игрушки — все, что может замотивировать ребенка контактировать и заниматься со специалистом.

Работая в рамках метода Прикладного Анализа Поведения для детей с аутизмом, я не усаживаю ребенка за стол через силу. Я ищу те стимулы, игрушки, занятия, поощрения, благодаря которым ребенок захочет заниматься. Мотивация и поощрения напрямую способствуют обучению. Если ребенок не замотивирован, он будет избегать занятий, а значит не будет учиться ничему новому.

То есть суть в том, чтобы ребенок захотел идти на контакт?

Конечно! Мы должны замотивировать ребенка, это задача специалиста. Все занятие построено на мотивации и поощрении, и я постоянно поддерживаю их актуальность для ребенка.

Это не означает, что ребенок всегда делает то, что ему хочется. Специалист ищет поощрения, за которые ребенок будет готов заниматься без нежелательного поведения, тогда процесс обучения новым навыкам будет проходить быстрее.

Работая в рамках методики Прикладного Анализа Поведения, я не усаживаю ребенка за стол через силу. Я ищу те стимулы, игрушки, занятия, поощрения, благодаря которым ребенок захочет заниматься.

Как проходит работа, если ребенок не говорит?

Я наблюдаю за ребенком и выявляю, что его интересует, какая у него мотивация. Важно разобраться, как он воспринимает обращенную речь, использует ли речь сам, чтобы коммуницировать со взрослыми, и как именно он это делает.

Для начала нужно определить цель, которую мы преследуем. Специалист выявляет существующие навыки, индивидуальные особенности, преграды в обучении, определяет, имеется ли у ребенка имитация. Проводится анализ, соответствуют ли имеющиеся навыки навыкам типично развивающихся детей этого возраста.

На основании этих данных будут определены «риски» и «успехи», с которыми может столкнуться ребенок, прописаны цели и программа для обучения ребенка новым навыкам. Здесь же учитываются данные о «команде» людей, помимо специалиста, которые будут помогать ребенку обобщать полученные навыки и поддерживать их вне учебных занятий.

Когда индивидуальные навыки ребенка относительно вербальной коммуникации определены, специалист выбирает между вербальной или альтернативной коммуникацией — с помощью карточек «ПЕКС» (PECS) или жестов.

Карточки «ПЕКС» (PECS) — инструмент альтернативной коммуникации. На карточках изображен предмет или действие, с которыми «неговорящие» дети могут обратиться ко взрослому, чтобы что-то попросить или прокомментировать.

Какие еще есть навыки?

Есть навыки говорящего и слушающего. Навыки просьбы, наименования, визуального восприятия, игровые навыки, навыки крупной и мелкой моторики, навыки имитации, навыки сопоставления, социальные навыки, групповые навыки, навыки ответа на вопрос (интравербальные навыки), графомоторики, счета и многие другие.

Почему ребенок не выполняет инструкции?

Причин может быть много. Ребенок может не понимать речь в принципе, конкретное предложение или его часть. Ребенок может не хотеть выполнять то, что его просят. Это естественно, если ребенок занят чем-то интересным.

Также у ребенка могут быть физиологические трудности с восприятием речи. Об этом можно узнать у ЛОРа или сурдолога, которые проверяют наличие и качество слуха ребенка.

Выходит, если у ребенка отсутствует навык, он не зарегистрирован в его психике?

Все, что мы умеем делать в жизни — наученное поведение. Речь и выполнение инструкций в том числе.

Мы все когда-то учились самым простым вещам. Смотрели на движущиеся предметы, тянулись к ним, смотрели, как кто-то стучит, и стучали сами, видели, как кто-то хлопает, и тоже хлопали. Радовались, когда вся семья тебе хлопает, потому что ты танцуешь первый раз в свои полтора года.

Ребенок начинает танцевать, чтобы получить социальную похвалу — аплодисменты и похвалу «Молодец!». Добавляет новое движение — получает поощрение. Так типично развивающийся ребенок обучается новым движениям «танца» получая похвалу от взрослого.

Почему у деток с аутизмом не происходит такой реакции?

Аутизм — специфическое заболевание, у детей отсутствует желание социальной коммуникации. А большинство навыков формируется за счет коммуникации и поощрения. Если у ребенка нет коммуникации, навык не может развиться до конца.

При работе с навыками, мы всегда ориентируемся на типично развивающихся сверстников, какие навыки есть у них. К определенному возрасту у ребенка должны быть развиты определенные навыки. Мы выявляем отсутствующие навыки ребенка, определяем, как мы будем их развивать, кто будет «работать в команде» со специалистом, какие навыки уже присутствуют у ребенка. Важно учесть индивидуальные особенности, преграды в обучении и особенности развития.

Аутизм — специфическое заболевание, у детей отсутствует желание социальной коммуникации. А большинство навыков формируется за счет коммуникации и поощрения. Если у ребенка нет коммуникации, навык не может развиться до конца.

Правильно, что аутисты учатся всю жизнь?

Чтобы максимально приблизиться к типично развивающимся сверстникам, ребенок должен с раннего возраста заниматься по курсу АВА-терапии не менее сорока часов в неделю в течение трех лет. Без перерывов, без выходных, без отпусков. Три года — при условии, что у ребенка нет органических нарушений ЦНС. Это научно подтверждено в исследованиях американских специалистов. Таким детям даже могут снять диагноз «аутизм». Конечно, все дети разные, и все очень индивидуально.

Также для успеха терапии важно, чтобы с ребенком занимались не только на индивидуальных занятиях, но и дома, и в учебных учреждениях.

Необходима отлаженная команда:

  • куратор, который прописывает программу обучения;
  • траппист, который обучает ребенка новым навыкам по программе;
  • родители, которые дома помогают осваивать бытовые навыки и обобщают навыки, полученные на занятии;
  • супервизор, который контролирует процесс обучения;
  • воспитатели и учителя, которые сотрудничают с командой специалистов и помогают ребенку социализироваться в группе.

Перечень специалистов зависит от целей, которые мы ставим при обучении ребенка.

Если ребенок ходит в детский сад, как выстраивается работа?

Первое, что я узнаю у родителей, — кто будет работать по программе вне учебных занятий, какой коллектив будет вокруг ребенка. Потому как необходима эффективная команда, и чем больше людей в нее входят, тем быстрее закрепляются навыки. Это распространяется и на работу с нежелательным поведением.

Перед тем, как приступить к курсам ABA-терапии, специалисту необходимо изучить окружающую среду сада. В программу в придачу к особенностям ребенка должны быть включены особенности детского сада, возможности и включенность воспитателей и других специалистов, которые там работают.

Первое, что я узнаю у родителей, — кто будет работать по программе вне учебных занятий, какой коллектив будет вокруг ребенка. Потому как необходима эффективная команда, и чем больше людей в нее входят, тем быстрее закрепляются навыки.

Как проходит работа с нежелательным поведением? Как отучить ребенка с РАС что-то делать?

При работе с нежелательным поведением необходимо провести Функциональный Анализ поведения (ФА), а именно выяснить цель, которую достигает ребенок, когда ведет себя «плохо». При длительном прямом наблюдении специалист собирает данные о поведении, окружающей среде, а также изменениях в ней, которые могут влиять на поведение ребенка. Определяются имеющиеся навыки, определяются риски относительно данного поведения.

Далее строится работа по обучению новому социально одобряемому обществом поведению, параллельно ведется работа по поддержанию нового поведения. Это далеко не весь перечень работы, которая проводится при функциональном анализе. Она имеет большее количество нюансов и очень индивидуальна для каждого ребенка.

Функциональный Анализ — это очень сложная работа, которая требует большого опыта и слаженной работы команды специалистов и родителей по индивидуально разработанному плану коррекции.

Получается задача — найти «ошибки» поведения и индивидуально составить программу?

Это не ошибки поведения. Окружающая среда и те изменения, которые в ней происходят, запускают или останавливают наше поведение, впоследствии его формируя.

Сидите вы, вяжете, например, и вдруг звонит городской телефон. Изменения в окружающей среде, а именно звонок телефона, заставляют вас изменить поведение — остановиться, встать, подойти к телефону и взять трубку. Ваше поведение изменилось, потому что появился некий объект в окружающей среде, который остановил поведение «вязать» и одновременно запустил поведение «встать и подойти к телефону».

Другой пример: в момент звонка телефона вы не вяжете, а, например, купаете в ванной свою трехлетнюю дочь. Тут вы скорее всего не пойдете в другую комнату, чтобы взять телефонную трубку. Вы не оставите дочь одну в ванной.

Появление или исчезновение стимулов (объектов, действий) в окружающей среде может менять наше поведение. Все изменения в окружающей среде так или иначе изменяют наше поведение. Для написания индивидуальной программы и проведения функционального анализа специалисту необходимо выявить стимулы окружающей среды, которые влияют на поведение ребенка, и риски, с которыми может столкнуться «команда».

АВА (Applied behavior analysis) – терапия, прикладная наука, которая определяет взаимосвязь между поведением и факторами в окружающей среде и экспериментальным образом манипулирует данными факторами для того, чтобы изменить поведение. Говоря проще, АВА – поведенческая терапия или модификация поведения.

Записаться на прием

Показания к назначению АВА-терапии

Прикладное назначение АВА, прежде всего, ценно для коррекции аутизма . Однако метод демонстрирует свою высокую эффективность и при лечении других отклонений в развитии:

  • Синдром Аспергера;
  • Инвалидность вследствие порока развития;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Приступы агрессии;
  • Проблемное поведение , непослушание.

Как работает АВА-терапия для аутистов?

Каковы перспективы ребенка при постановке диагноза аутизм. Лечение, особенно на ранней стадии, несомненно, приносит ощутимый результат, но ребенок навсегда останется особым. Правильнее говорить не о лечении аутизма, а о его коррекции. АВА должна стать частью общей программы коррекции аутизма наряду с физиотерапевтическим лечением. Цель поведенческой коррекции аутизма – максимально приблизить ребенка с определенными нарушениями в развитии к полноценному участию в жизни общества.

АВА-терапия для аутистов базируется на идее, что любое поведение влечет за собой определенные последствия, и если ребенку они нравятся, он станет повторять такое поведение, а если не нравится - не станет. Таким образом возможно стимулировать развитие необходимых навыков и способностей, в том числе улучшить коммуникацию, повысить желание к обучению, снизить уровень агрессии и тревожности, адаптировать поведение в целом к социально ориентированной модели.

Как работает АВА-терапия для аутистов? Для ребенка с диагнозом аутизм лечение должно требовать от врача максимальной ориентации на его индивидуальные особенности и настроения, максимум внимания и терпения. Элементарные навыки речь, контактность, творческая игра, умение слушать, смотреть в глаза трудно даются аутисту. Их нужно разбить на более мелкие задачи: «подними руку», «кивни головой», «дай», «возьми»…

Начинают с одного задания, подсказывая правильную реакцию и активно поощряя ее (вкусностями, возможностью погулять, похвалой). Постепенно вводятся новые задачи, чередуются. Затем освоенные задачи пробуют ставить в незнакомой обстановке, с привлечением новых людей…

Со временем ребенок начинает самостоятельно осваивать новые стимулы из окружающей среды, подобно тому, как это делают обычно развивающиеся детки.

АВА-терапия располагает огромным количеством тренирующих программ. Специальная шкала позволит оценить успехи ребенка аутиста в лечении. Сколько стоит



Эффективность АВА-терапии в коррекции аутизма и других нарушений в развитии

Эффективность АВА-терапии в коррекции аутизма тем выше, чем раньше начинается курс. Идеальный вариант - начинать заниматься с ребенком по данной методике до того, как он достигнет 6-летнего возраста.

Поведенческая терапия для аутистов чрезвычайно действенна. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, около 50% детей, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, кто получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.

Наибольший результат поведенческая терапия для аутистов дает, если с ребенком заниматься по данной методике в неделю по 29-30 часов. Успех во многом зависит и от профессионализма инструктора. Он же должен дать рекомендации родителям о том, как закреплять достигнутый в ходе занятий результат обучения в домашних условиях.

Преимущества АВА-терапии

Сегодня АВА-терапия признана самым эффективным лечением аутизма и других нарушений в развитии. Ее успех обеспечен тем, что обучение происходит на индивидуальной основе. Все люди разные, все дети с аутизмом разные. У каждого свои характерные черты поведения и своя характерная окружающая среда. Если сфокусироваться на конкретном поведении, определить те факторы, которые влияют и контролируют это поведение, то можно его изменить эффективнее, чем пытаться объяснить словами, отругать или дать таблетку.

Занятия АВА-терапией в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго»

АВА-терапию начинают, примерно, с 1,5-2 летнего возраста с любым ребенком, у которого наблюдается нежелательное поведение.

Занятия с элементами АВА-терапии с аутистами в идеале должны проводиться ежедневно и длиться 1час, с переменами в 3-5мин. Продолжительность курса АВА-терапии оговаривается с родителями и зависит от способностей ребенка и финансовой возможности родителей.

На первом занятии проводится тестирование навыков ребенка и опрос родителей. Оцениваются речевые навыки, навыки самообслуживания, социальные навыки, моторные навыки. В зависимости от полученной информации разрабатывается персональная программа дальнейшей работы. В ходе занятий психолог отрабатывает навыки, а родители закрепляют наработку в домашних условиях в соответствии с инструкциями.

подорогина зоя
Метод прикладного анализа или АВА-терапия

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, познавательная деятельность, речь; на новорожденного с самых первых дней его жизни следует смотреть как на личность. Дети с самого рождения нуждаются в родителях, в их любви, заботе, помощи и поддержке.

Ребенку нужно многое узнать и многому научиться, прежде чем он сможет жить самостоятельно. Помочь ему в этом - и есть главная задача родителей и специалистов, к которым они обращаются за помощью, если возникли трудности.

Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии и, тем самым, смягчить или предупредить вторичные их проявления, скорректировать уже имеющиеся трудности в развитии и в результате снизить степень социальной недостаточности детей с особенностями в развитии, интеграции в общество.

Все современные научные исследования показывают критическое значение первых трех лет жизни человека для становления его личности и развития мозга. На процесс развития в первые три года жизни существенным образом влияют его отношения с матерью, ранний опыт и социальное окружение, семья.

На сегодняшний день специалистами разработано много коррекционных программ, проектов, методик , одним из эффективных способов коррекции является метод прикладного анализа , или АВА-терапия .

Ее главная задача - помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие.

Следует четко понимать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не лучше и не хуже других ребят, они просто другие.

Внимательные родители обнаруживают, что их ребенок не «такой» , когда тот еще совсем маленький.

Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья :

Дети с ранним детским аутизмом крайне трудно устанавливают контакт с окружающими людьми, не выработаны способы общения с окружающими, обычно не умеют распознавать и выражать свои эмоции, игнорируют существование окружающих их людей – даже своих родителей.

Дети с синдромом дефицита внимания гиперактивности достаточно легко устанавливают контакт с окружающим миром. Но часто у родителей и педагогов возникает ощущение, что ребенок «плохо себя ведет» и «не обращает внимание на окружающих» . Коммуникативные нарушения предусматривают нарушение экспрессивной речи. Испытывают трудности в контроле собственных эмоций. Часто первые начинают социальные контакты.

У детей с детским церебральным параличом формируются существенные трудности в процессе коммуникации. Как правило не имеют трудностей в проявлении и понимании эмоций, характерен психологический инфантилизм.

АВА-терапия - расшифровывается как Applied Behavior Analysis и переводится на русский язык как Прикладной Анализ Поведения . ABA представляет собой набор принципов, которые формируют основу для многих методов поведенческой терапии. ABA основывается на науке обучения и поведения.

ABA терапия включает в себя много различных методов . Все эти методы фокусируются на предшествующих факторах (то, что происходит до того, как возникает поведение, а также последствиях (то, что происходит после того, как возникает поведение) .

АВА-терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья - это основа большинства программ, которые направлены на лечение данного отклонения у детей. Ценность поведенческой терапии подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет.

Специалисты и родители, которые использовали на занятиях с детьми такую методику , как АВА-терапия , оставляют отзывы :

Улучшаются навыки коммуникации;

Нормализуется адаптационное поведение;

Улучшается способность к обучению.

Уменьшаются проявления поведенческих отклонений.

Доказано, что чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте, тем более заметными будут результаты. Различные методы коррекции отклонений, которые применяют в АВА-терапии , основаны на принципах прикладного поведенческого анализа .

При данному методу все сложные навыки для детей, такие как, контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и другие, разбивают на отдельные небольшие блоки-действия.

Каждое из них затем разучивают с ребенком отдельно. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует одно сложное действие. Специалист во время процесса разучивания действий дает ребенку с нарушениями задание. Если самостоятельно справиться малыш с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает ребенка, при этом неправильные ответы игнорируются.

Обучение по данной методике состоит из нескольких этапов.

Первый этап : начинаем с простого Одним из упражнений программы является «Язык-понимание» . Специалист дает ребенку определенное задание или стимул, к примеру, просит поднять руку, тут же дает подсказку (поднимает вверх руку ребенка, после вознаграждает малыша за правильный ответ. Сделав несколько совместных попыток, малыш пытается совершить действие без подсказки. Специалист снова повторяет ребенку ту же фразу и ждет от него самостоятельного правильного ответа. Если малыш отвечает правильно, без подсказок, то получает вознаграждение (его хвалят, дают что-то вкусное, отпускают играть и тому подобное) . Если верного ответа ребенок не дает, задание повторяют снова, используя подсказку. Затем малыш снова пытается все сделать самостоятельно. Упражнение заканчивают, когда ребенок смог без подсказки дать правильный ответ.

Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание специалиста являются правильными, вводится новый стимул, например, просят кивнуть головой. Важно, чтобы задания были максимально различны между собой. Новое задание отрабатывают аналогичным образом

. Второй этап : закрепляем материал После того как ребенок хорошо освоит второе задание - «кивни головой» , упражнение усложняют. Выученные действия чередуют в произвольном порядке : «кивни головой» - «подними руку» , «подними руку» - «подними руку» - «кивни головой» и так далее.

Задания считаются освоенными, когда в 90% случаев ребенок дает верный ответ при чередовании выученных упражнений. По такой же схеме вводят и отрабатывают третий стимул и так далее.

Третий этап : обобщаем и закрепляем На этом этапе полученные навыки генерализуют. Когда ребенок накопил достаточное количество освоенных важных стимулов («возьми» , «дай» , «иди сюда» и др., уделяют внимание обобщению. Упражнения начинают проводить в непривычных и неожиданных местах (на улице, в магазине, в ванной) . После чередуют людей, дающих ребенку задания (специалист, мама, папа, дедушка, бабушка) .

Четвертый этап : Это завершающий этап. В какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним стимулы, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, дополнительная отработка уже не требуется. Например, ему дают задание «закрой дверь» , показывают 1-2 раза и этого уже вполне достаточно. Если это получается, значит, программа освоена, и занятия АВА-терапией больше не нужны . Ребенок начинает дальше осваивать информацию из окружающей среды, как делают это и обычно развивающиеся малыши.

Для разучивания и оттачивания десятков действий и предметов необходимо достаточно много усилий и времени. Считается, что для детей с диагнозом «аутизм» АВА-терапия будет наиболее эффективна, если занятиям по данной методике уделять не менее 30-40 часов в неделю. В нашем учреждении специалисты уделяют данной методике 1 ,5 – 2 часа в день, отслеживая положительные результаты.

Начинать заниматься по такой программе желательно до того, как ребенку исполнится 6 лет.

Программа охватывает все сферы познания : от развития понятийного аппарата до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.

Методы АВА-терапии оказывают поддержку с ограниченными возможностями здоровья детям в таких направлениях :

1. Обучают навыкам, которые замещают проблематичное поведение. Таким образом, ребенок может научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ

2. Увеличивают желательное поведение и уменьшают проявление нежелательного поведения. Например, процедуры усиления поощряют внимательность во время выполнения задания и уменьшают аутоагрессивное или стереотипное поведение.

3. Поддерживают желательное поведение.

4. Изменяют ответ окружающих на поведение ребенка. Некоторые реакции родителей могут непреднамеренно способствовать подкреплению проблематичного поведения.

5. Повышает академические, социальные навыки и навыки самопомощи у ребенка.

6. Повышают способность сосредотачиваться на выполнении задач и увеличивают мотивацию к обучению.

7. Улучшают когнитивные навыки.

8. Обобщают или переносят поведение из одних условий окружающей среды или ситуаций в другие (например, выполнение заданий в комнате для индивидуального обучения со временем переходит в успешное выполнение этих задач в общеобразовательном классе).

АВА-терапия эффективна и для более старших деток. Но чем раньше все начнется, тем лучше будет конечный результат. Обучение заключается не просто в повторении нужного поведения, профессиональный терапевт помогает переносить ребенку правильную модель из одной ситуации в другую. Важнейшей составляющей в достижении успеха является непосредственное участие родителей в программе АВА.

На протяжении 6 месяцев, применяя элементы АВА – терапии улучшились навыки коммуникации, речевая активность, умение слушать, сидеть за столом.

Кирилл Т. (РДА) научился смотреть в глаза, просить помощи – «Помоги» , увеличилось желательное поведение и уменьшилось проявление нежелательного поведения.

Родители отмечают : Последние шесть месяцев стали использовать метод АВА-терапии , у Кирилла улучшилось поведение, усидчивость при выполнении заданий, снизилась агрессия и аутоагрессия, увеличился пассивный и активный словарный запас, улучшились навыки мелкой моторики, развились наблюдательность и память. В домашних условиях при использовании метода АВА Кирилл стал самостоятельно одевать и снимать одежду, пользоваться молнией и липучкой при одевании и раздевании, наладили проблемы со стулом, улучшились навыки поведения за обеденным столом, перестал сопротивляться приему лекарств, стал иногда просить помощи, и делает попытки общаться.

Миша З. (ДЦП) . На занятиях стал включаться в игру без помощи мамы. Миша научился самостоятельно выполнять простые инструкции, появилась потребность в новых впечатлениях. Научился составлять предложение из 2-3 х слов.

Родители отмечают : применяя методики АВА терапии , Миша выучил цвета, формы, стал выделять формы в окружающих предметах, хорошо научился считать до 10, знает все цифры до 20, выучил всех домашних, диких животных, где они живут, как подают голос. Связнее и логичнее стала речь. Наше возрастное развитие практически выровнялось с общепринятыми нормами. Во время последнего осмотра специалистов у нас сняли диагнозы ЗРР и ЗПР.

Саша Б. (Синдром дефицита внимания и гиперактивность) . Мальчик научился без «шума» входить в кабинет, т. е. перестал раскидывать игрушки, громко кричать, падать на пол. За столом Саша активно проявляет интерес к игровому оборудованию. Заинтересован в положительном результате, нравится ситуация успеха. Появилась речевая активность, повторяет по карточкам названия животных, предметов быта , фрукты, овощи, узнает их самостоятельно.

Родители отмечают : Саша научился читать отдельные слова, просить отдельными словами предметы, которые ему необходимы, показывать на многие вещи, называя их. Показывать по просьбе : «Где стул, стол…. ?»

Согласно исследованиям основателя данной методики Ивара Ловааса , около половины детей, которые получили коррекцию по программе АВА, могут проходить обучение в обычной школе. Состояние и поведение улучшились у более 90% детей из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике . АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество.

Метод АВА позволяет детям , которые поздно обратились к коррекции (5-6 лет, освоить речь.

Важно : АВА-терапия не может быть применена на начальном этапе, если ребенок испытывает страх перед чужими людьми. Программа достаточно жесткая, использовать ее следует аккуратно. Родители и морально, и физически должны быть готовы к полной отдаче, работа проводится постоянно, система поощрений и наказаний не нарушается. Перерывы или ослабление работы не желательно, так как это может сказаться на результате ребенка.

Контролировать занятия по такой программе очень важно, однако и дома следует попытаться организовать систему развития, которая соответствовала бы коррекционному плану. Для этого в нашей работе проводятся Родительские академии

Важно выявить, что ребенка может заинтересовать, будет его мотивировать. Мотивация детей с ограниченными возможностями здоровья несколько отличаются от таковой у обычных малышей.

Одобрение или порицание детей с ограниченными возможностями здоровья, на начальном этапе похвала может быть совмещена с реальной наградой.

АВА-терапия , является эффективным методом коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, который вызывает такое количество споров и дискуссий.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ Г. НОВОКУЗНЕЦКА»

РЕФЕРАТ

«МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВА-ТЕРАПИИ»

Выполнил:

Кунгурцева А.В.

преподаватель

ГПОУ ПК г. Новокузнецка

Новосибирск 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Общая характеристика АВА-терапии 5

2. Характеристики метода 7

3. Методы ава-терапии для развития навыков 11

4. Принцип методики АВА 12

5. Преимущества методики АВА 16

6. Недостатки методики 17

7. Возможные трудности 18

Заключение 20

Список литературы 22

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время существует несколько различных подходов к диагностике и коррекции аутизма, поэтому родителям аутичных детей и специалистам, работающим с ними, приходится делать выбор в пользу определенной системы коррекции. Сделать это не просто, особенно родителям, так как им приходится самостоятельно ориентироваться в море специальной информации, чтобы понять, кто и где окажет их ребенку наиболее квалифицированную помощь.

Внимательные родители обнаруживают, что их ребенок - аутист, когда тот еще совсем маленький. В то время, когда обычные малыши начинают постепенно узнавать маму (примерно в 2 месяца), ребенок с аутизмом абсолютно безразличен к внешнему миру. Уже спустя месяц после рождения малыша мама может по плачу определить, что он хочет: играть, кушать, ему холодно, мокро и так далее. С ребенком-аутистом это невозможно, его плач, как правило, невыразительный, монотонный. В 1-2 года малыши с аутизмом могут произносить первые слова, но использование их лишено какого-либо смысла. Ребенок предпочитает быть один. Оставаясь на какой-то период без мамы или близкого родственника, он не проявляет особого беспокойства. С течением времени малыш также не демонстрирует сильной привязанности к родителям и не стремится к общению со сверстниками. Точных причин такого состояния пока не установлено. Ученые предполагают, что появляется такое состояние вследствие нарушений развития мозга, хромосомных аномалий, генных мутаций. Несмотря на создающееся впечатление, что аутистам никто не нужен, такие малыши очень нуждаются в общении, они хотят, чтобы их поняли, просто не знают, как это сделать. Задача родителей помочь такому ребенку установить контакт с окружающим миром.

В настоящее время существует большое количество методов коррекции и адаптации детей с аутизмом. Большая их часть разработана за рубежом. Методы коррекции и адаптации существенно отличаются друг от друга, так же как и теории о причинах аутизма. Существуют психологические, медицинские, биологические методы коррекции. Чаще всего встречается описание следующих биологических методик:

    Нормализация питания, исключающая из рациона продукты, содержащие глютен и казеин.

    Хелирование – выведение тяжелых металлов

    Медикаментозное и гомеопатическое лечение.

Кроме этого, различные специалисты предлагают самые разные методики: общение с животными, песочная терапия, музыкальная терапия, остеопатия и прочие.

Ниже приведен анализ наиболее популярных и распространенных психологических методов коррекции аутизма. Условно эти методы можно разделить на:

Методы обучающие (АВА-терапия, TEACCH),

Методы, восстанавливающие эмоциональные связи между матерью и ребенком с аутизмом (FLOORTIME, холдинг-терапия)

Нейро - коррекционные методы (сенсорная интеграция)

Одним из подходов является бихевиоральная терапия, и наиболее популярным ее вариантом - АВА программа.

1. Общая характеристика АВА-терапии

«Если ребенок не может учиться

так, как мы его учим,

то мы должны учить его так,

как он может учиться»

Оле Ивар Ловаас

ABA-терапия (Applied Behavioral Analysis) - прикладной анализ поведения или метод Ловааса) - система лечения расстройств аутистического спектра, впервые примененная доктором Иваром Ловаасом на факультете психологии Калифорнийского университета в 1987 году. Идея метода заключается в том, что социальные поведенческие навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы поощрений и последствий.

В 1995 году Ивар Ловаас создал Институт Ловааса в Лос-Анджелесе, который обучает преподавателей работе по его методике. В настоящее время тысячи детей в США и во всем мире получают терапию по методу Ловааса. В России этот метод впервые стал широко применяться в Центре психолого-медико- социального сопровождения детей и подростков Департамента образования Москвы .

АВА терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название - модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится - не будет.

Поведение аутичного ребёнка зачастую кажется непредсказуемым и странным. Он может часами проводить время, погружённый в свои стереотипии, проявлять агрессию или панический страх в совершенно безобидных ситуациях и самое главное полностью отказываться от какого-либо сотрудничества.

В ава-терапии выделяют функцию поведения (4 основных вида поведения), выявляют предшествующие факторы, реакции окружающей среды (прежде всего людей), различные стимулы, способствующие возникновению той или иной поведенческой реакции. Зачастую для эффективного анализа приходится вести достаточно длительные наблюдения и собирать статистику для последующей обработки. В этом процессе участвует не только ава-терапист, но и все члены семьи ребёнка.

Это процесс не быстрый и трудоемкий, но зато в результате загадочное поведение перестаёт быть таковым и приобретает смысл. Естественно с точки зрения обычного человека этот смысл кажется искажённым, но ведь и отражённое в кривом зеркале причудливое изображение имеет все же человеческие черты. Первым шагом ава-тераписта является описание причудливого поведения, отразившегося в кривом зеркале аутизма.

Для описания текущего уровня развития и определения актуальных целей проводится тестирование по системе VP-MAPP или альтернативной системе. Программа является руководством для ава-тераписта на определённый срок. Формально считается, что программа должна корректироваться раз в месяц, но реально необходимость в корректировке появляется по мере освоения ребёнком новых навыков, и период корректировки может достигать двух месяцев и более. Для отслеживания текущего уровня освоения программы используются чек-листы, заполняемые ава-терапистом каждое занятие. В чек-листах фиксируются все основные данные, относящиеся к выполнению программы и показывающие динамику развития ребёнка. Можно сказать, что это основной инструмент для оценки эффективности работы ава-тераписта и последующих корректировок программы.

2. Характеристики метода

    Прикладной : ABA уделяет внимание, в первую очередь, социально значимым формам поведения. При этом поведенческие аналитики должны принимать во внимание не только кратковременное изменения поведения, но так же учитывать то, как эти изменения могут повлиять на клиента, его окружение и на взаимодействие между ними.

    Поведенческий : ABA работает с поведением, то есть меняется само поведение, а не то, что испытуемый о нём говорит. Для поведенческого аналитика целью является не прекращение жалоб на поведение от клиента, а изменение самого проблемного поведения. К тому же, поведение может быть объективно измерено. С тем, что поведением не является, поведенческие аналитики не работают.


рис2. Схема работы с ребенком

паттерн поведения. Затем, когда вмешательство в поведение прекращается или снижается, то поведение снова измеряется и оцениваются его изменения. Если вмешательство ученого действительно воздействовало на целевое поведение, то параметры поведения должны поменяться одновременно с этими внешними воздействиями.

    Технологический : Если любой поведенческий аналитик возьмёт описание программы обучения, то он сможет «воспроизвести программу с теми же результатами». Это означает, что программа обучения должна быть очень детально и тщательно прописана, и места для неоднозначности быть не должно. У Купера есть описание хорошего механизма проверки для технологической характеристики: «дайте человеку, квалифицированному в ABA, внимательно прочитать описание процедуры, а затем подробно её воспроизвести. Если он сделает ошибки, добавит лишние операции или опустит какие-нибудь шаги, или задаст вопросы, чтобы уточнить прочитанное, следовательно, описание является недостаточно технологичным и требует доработки». Технологический признак АВА - это признак, который показывает, что с помощью четко описанной программы действий любой человек может применять поведенческие методы обучения.

    Концептуальный : Это определяющая характеристика в отношении использования интервенций. Любое исследование и программа в АВА должны быть концептуально обоснованы с точки зрения основополагающих принципов поведенческого анализа. Этот признак АВА говорит о том, что вся методология в АВА основывается на принципах и законах поведения. Например, метод использования поощрений основывается на принципе усиления поведения, метод использования подсказок основывается на принципе переноса контроля над поведением на релевантные предшествующие факторы, метод игнорирования поведения, функцией которого является привлечение внимания - основывается на принципе прекращения усиления или гашения поведения, и так далее. Важно помнить, что в АВА нет каких-либо методов, которые концептуально не обоснованы.

    Эффективный : При применении поведенческих техник результат изменения в поведении всегда отслеживается. В частности, работа ведётся не с теоретическим значением переменной, а всегда с практической (социальной) значимостью изменений в поведении. Благодаря тому, что в АВА на постоянной основе ведется сбор и анализ данных - это позволяет проводить процесс обучения эффективно. Если данные показывают нам, что ребенок уже научился различать карточки членов семьи (делает 80% правильных реакций) - это говорит о том, что пришло время начать работать над новой целью, а не «мучить» ребенка этими карточками еще год. Если данные показывают, что при применении процедуры коррекции поведения (например, порицания) для уменьшения нежелательного поведения (прыганья по диванам) нет изменений в поведении, и количество нежелательного поведения не уменьшилось - это говорит о том, что нужно менять процедуру, и использовать другую (например, поощрять, когда ребенок спокойно сидит или играет в игрушки, или вместо дивана прыгает на батуте). После этого продолжать отслеживать процесс, и если новая процедура не помогла - снова внести коррективы и выбрать другую процедуру.

    Общий : Изменение в поведении должно длится в течение долгого времени, в различных условиях, и распространяться на другие виды поведения, а не только на то, которое подвергалось вмешательству. Кроме того, дальнейшее изменение в целевом поведении, уже после прекращения вмешательства, также является примером обобщения. Общий признак АВА говорит о том, что если ребенок научился какому-либо навыку в одной среде - необходимо побеспокоится о том, чтобы он обобщил этот навык и в другой среде, в повседневной жизни, и в обиходе. Если ребенок научился говорить звук «А» на занятии, но потом этот звук не использует, даже когда хочет апельсин - то это не АВА, это пустая трата времени. Применение АВА предполагает, что те изменения в поведении, которые произошли вследствие поведенческой коррекции, будут постоянными и помогут человеку улучшить качество собственной жизни.

    Методы ава-терапии для развития навыков

Для того, чтобы четче понять, что из себя представляет данный метод, нужно рассмотреть его виды, направления эффективного влияния на поведение ребенка. Во время занятий применяются:

1. Методика дискретных попыток заключается в разбивании сложных задач на более простые. Для того, чтобы их выполнить даются небольшие по протяженности промежутки времени, во время которых даются подсказки. Из-за этого эффективность обучения значительно увеличивается. Попыток может быть несколько.

2. Вербальное поведение – цель этой методики заключается в том, чтобы научить ребенка разговаривать путем образования связей между словами и их значениями. При таком варианте работы специалист может проводить несколько разных упражнений: говорить слова, а ребенок будет повторять их; называть предметы, а малыш будет указывать на него и говорить его название; обучение требованию или команде, когда ребенок должен что-то попросить и только в таком случае он это получит.

3. Обучение в естественной среде учит ребенка, как вести себя в различных ситуациях, которые моделирует для него терапевт. Основывается на осознании того, насколько важно придать реальный практический смысл тем навыкам, которые изучает ребенок. Данный метод предполагает обучение навыкам в той среде, в которой они впоследствии будут использоваться. Использование естественной повседневной среды ребенка во время терапии может помочь увеличить обобщение приобретаемых навыков для различных повседневных ситуаций. В процессе случайного обучения учителя или инструкторы используют естественные возможности для того, чтобы помочь ребенку обучиться речи. Ребенок выбирает какое-либо желаемое им занятие или деятельность, а инструктор следует за инициативой или интересом ребенка. Данные стратегии преподавания были разработаны для облегчения обобщения приобретаемых навыков и улучшения запоминания. Как только ребенок попадает в естественную ситуацию, в которой он проявляет интерес, инструктор последовательно помогает ему с с целью поощрения ответной реакции ребенка. Например, ребенок качается на качели и ему нужно, чтобы инструктор подтолкнул качели, чтобы ребенок качался выше. Инструктор ждет пока ребенок сам об этом попросит и только, когда он попросит инструктор подтолкнет качели. Он каждый раз ждет просьбы ребенка и только после этого толкает качели.

4. Главные реакции – эта методика нужна для усиления мотивации. Обычно в ней используются задания на выбор, чередование, каждая попытка должна поощряться.

5. Обучение самоуправлению направлено на то, чтобы ребенок смог научиться выполнять действия самостоятельно и быть более независимым от родителей. Малыш учится оценивать и контролировать свое поведение.

6. Видео моделирование. Этот метод позволяет обучать соблюдению гигиенических процедур, различным социальным навыкам, пониманию эмоций и т. п. Он заключается в том, что ребенку несколько раз показывают презентации с демонстрацией желательного поведения.

    Принцип методики АВА

Специалисты по АВА утверждают, что занятия по отработке навыков должны быть интенсивными, – так, например, с ребенком раннего возраста (до 3 лет) предлагается заниматься не менее 30 часов в неделю.

Отдельное внимание уделяется “нежелательному поведению” аутичного ребенка. Каждый вид такого поведения (стереотипии, агрессия и пр.) последовательно устраняется или, по крайней мере, уменьшается, также с помощью системы поощрений и наказаний.

На основе полученных данных выдвигаются гипотезы о причинах поведения, которые проверяются в дальнейшей работе. Выявив причину нежелательного поведения, подбирают альтернативное, которому и предстоит обучить пациента .

Ключевым принципом в ABA является принцип поощрения . Поощрение - это событие, которое следует за поведением и повышает вероятность возникновения этого поведения опять. Другими словами, поощрение усиливает поведение, после которого предоставляется. Поощрение не обязательно совпадает с тем, что человеку нравится. Например, учитель может ругать ученика за нарушения дисциплины на уроке, но, поскольку это единственный способ, которым ребенок может получить внимание со стороны учителя, то нарушения дисциплины будут случаться чаще. То есть выговор учителя будет поощрением для поведения ученика нарушать дисциплину.

АВА-терапия для аутистов - это основа большинства программ, которые направлены на лечение данного отклонения у детей. Ценность поведенческой терапии подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет. Специалисты и родители, которые использовали на занятиях с детьми такую методику, как АВА-терапия, отзывы оставляют следующие: улучшаются навыки коммуникации; нормализуется адаптационное поведение; улучшается способность к обучению. Кроме этого, благодаря данной программе значительно уменьшаются проявления поведенческих отклонений. Также доказано, что чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте), тем более заметными будут результаты.

При данной методике все сложные навыки для аутистов, такие как контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и другие разбивают на отдельные небольшие блоки-действия. Каждое из них затем разучивают с ребенком отдельно. Выполнение каждого действия отрабатывается с помощью системы поощрений и наказаний. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует одно сложное действие и, таким образом, формируется определенный навык. Специалист по лечению аутизма во время процесса разучивания действий дает ребенку с нарушениями аутичного спектра задание. Если самостоятельно справиться малыш с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает ребенка, при этом неправильные ответы игнорируются. На этом основана АВА-терапия. Обучение по данной методике состоит из нескольких этапов.

Первый этап: начинаем с простого Одним из упражнений программы является «Язык-понимание». Специалист дает ребенку определенное задание или стимул, к примеру, просит поднять руку, тут же дает подсказку (поднимает вверх руку ребенка), после вознаграждает малыша за правильный ответ. Сделав несколько совместных попыток, малыш пытается совершить действие без подсказки. Специалист снова повторяет ребенку ту же фразу и ждет от него самостоятельного правильного ответа. Если малыш отвечает правильно, без подсказок, то получает вознаграждение (его хвалят, дают что-то вкусное, отпускают играть и тому подобное). Если верного ответа ребенок не дает, задание повторяют снова, используя подсказку. Затем малыш снова пытается все сделать самостоятельно. Упражнение заканчивают, когда ребенок смог без подсказки дать правильный ответ. Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание специалиста являются правильными, вводится новый стимул, например, просят кивнуть головой. Важно, чтобы задания были максимально различны между собой. Новое задание отрабатывают аналогичным образом.

Второй этап: закрепляем материал. После того, как ребенок хорошо освоит второе задание - «кивни головой», упражнение усложняют. Выученные действия чередуют в произвольном порядке: «кивни головой» - «подними руку», «подними руку» - «подними руку» - «кивни головой» и так далее. Задания считаются освоенными, когда в 90% случаев ребенок дает верный ответ при чередовании выученных упражнений. По такой же схеме вводят и отрабатывают третий стимул и так далее.

Третий этап: обобщаем и закрепляем. На этом этапе полученные навыки генерализуют. Когда ребенок накопил достаточное количество освоенных важных стимулов («возьми», «дай», «иди сюда» и др.), уделяют внимание обобщению. Упражнения начинают проводить в непривычных и неожиданных местах (на улице, в магазине, в ванной). После чередуют людей, дающих ребенку задания (специалист, мама, папа, дедушка, бабушка).

Четвертый этап. Это завершающий этап. В какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним стимулы, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, дополнительная отработка уже не требуется. Например, ему дают задание «закрой дверь», показывают 1-2 раза и этого уже вполне достаточно. Если это получается, значит, программа освоена, и занятия АВА-терапией больше не нужны. Ребенок начинает дальше осваивать информацию из окружающей среды, как делают это и обычно развивающиеся малыши, не страдающие аутизмом.

Для поэлементного разучивания и оттачивания десятков действий и предметов необходимо достаточно много усилий и времени. Считается, что для детей с диагнозом «аутизм» АВА-терапия будет наиболее эффективна, если занятиям по данной методике уделять не менее 30-40 часов в неделю. Начинать заниматься по такой программе желательно до того, как ребенку исполнится 6 лет. АВА-тарпия эффективна и для более старших деток. Но чем раньше все начнется, тем лучше будет конечный результат.

    Преимущества методики АВА

Для детей с аутизмом чрезвычайно действенна АВА-терапия. Обучение заключается не просто в повторении нужного поведения, профессиональный терапевт помогает переносить ребенку правильную модель из одной ситуации в другую. Важнейшей составляющей в достижении успеха является непосредственное участие родителей в программе АВА. Положительные результаты появляются достаточно быстро. Согласно исследованиям основателя данной методики Ивара Ловааса, около половины детей, которые получили коррекцию по программе АВА, могут проходить обучение в обычной школе. Состояние и поведение улучшились у более 90% детей из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике. АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество. У детей с аутизмом практически полностью исчезают стереотипы. Методика АВА позволяет детям, которые поздно обратились к коррекции (5-6 лет), освоить речь. Программа охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.

Плюсы методики АВА

    Методика приносит быстрые и ярко выраженные результаты

    Методика позволяет последовательно развивать ребёнка, вплоть до вывода ребёнка из неадекватного состояния

    Методика позволяет использовать практически все известные приёмы работы и заимствовать методы других методик

    Дети с аутизмом полностью или практически полностью избавляются от стереотипий

    Только методика АВА позволяет освоить речь детям, которые обратились к коррекции поздно

    Методика комплексна, то есть охватывает абсолютно все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления бытовых навыков самообслуживания.

    Недостатки методики

К сожалению, АВА-терапия не может быть применена на начальном этапе, если ребенок с аутизмом испытывает страх перед чужими людьми. Программа достаточно жесткая, использовать ее следует аккуратно. Родители и морально, и физически должны быть готовы к полной отдаче, работа проводится постоянно, система поощрений и наказаний не нарушается. Перерывы или ослабление работы не желательно, так как это может сказаться на результате. Важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют - обучают навыкам путем их многократного повторения. Для работы по данной методике необходимо полное послушание ребенка, а добиться его бывает иногда достаточно сложно. Контролировать занятия по такой программе очень важно, однако и дома следует попытаться организовать систему развития, которая соответствовала бы коррекционному плану.

Минусы методики АВА

    Эта методика не подходит на начальном этапе коррекции ребёнка, если у ребёнка имеется страх чужих людей, зато наблюдается сильная привязанность к матери

    Также эту достаточно жёсткую методику лучше использовать ограниченно (например, только для формирования речи), если ребёнок не просто контактен, а социально адаптирован и стремится, легко вступает в общение с детьми

    Эта методика требует полной самоотдачи кого-то из родственников ребёнка.

    Методика учитывает достаточно строгую систему наказаний и поощрений. Однако коррекция требует полного доверия со стороны родителей к действиям педагога, иначе результата не будет.

    Работа по данной системе не терпит перерыва в занятиях. Даже в случае болезни с ребёнком проводится занятие (в облегчённой форме, короткое, на повторение пройденного). Но послабления невозможны.

    Методика требует постоянных супервизий, чёткого контроля не только за занятиями, но и за созданием дома системы развития соответствующей плану коррекции.

    Методика требует на начальном этапе полного послушания ребёнка, который не всегда легко достигнуть, если ребёнок воспитывался до начала коррекции в системе вседозволенности и полного обслуживания со стороны родственников

    Возможные трудности

Мотивация детей с диагнозом «аутизм» несколько отличается от таковой у обычных малышей. Важно выявить, что ребенка может заинтересовать, будет его мотивировать. Одобрение или порицание для детей-аутистов малоэффективно, на начальном этапе похвала может быть совмещена с реальной наградой. Такие малыши не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и часто отвлекаются, поэтому важно занятия проводить в тишине, задания разделять на маленькие отрезки. Повторение компенсирует замедленность в обучении, абстрактные понятия объясняют максимально простыми фразами. После того как ребенок научится свободно общаться с учителем один на один, можно предложить ему общение с двумя людьми и так постепенно увеличивать количество окружающих. У таких детей малоэффективен навык наблюдения, поэтому применяется имитация. Правильному обучению мешает самостимуляция - раскачивания, хлопанье в ладоши. Дети-аутисты не различают существенный и несущественный стимул, их реакция иногда может быть чересчур выраженной или, наоборот, очень слабой. Чтобы получить информацию, они чаще всего полагаются на зрение, а не на слух. Дети, хорошо воспринимающие информацию на слух, наиболее успешно развиваются по программе АВА.

АВА-терапия является единственным методом коррекционной работы с детьми-аутистами, который вызывает такое количество споров и дискуссий. Различные недовольства порождает или устаревшая информация, или неквалифицированные АВА-специалисты, которых сегодня достаточно много, так как данная программа становится все более популярной. Эффективность работы самым непосредственным образом зависит от квалификации специалиста, поэтому выбирать его необходимо очень тщательно.

Заключение

Поведенческая коррекция аутизма детей очень важна. Ее главная задача - помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие. Следует четко понимать, что дети-аутисты не лучше и не хуже других ребят, они просто другие. Отличительной чертой таких малышей является взгляд, «погруженный в себя», они не могут найти связи с внешним миром.

В результате АВА-терапии ребенок может научиться определенным навыкам. Причем упор делается на “социальные поведенческие”. Если речь идет о ребенке дошкольного возраста, то, например, такие:

    устанавливать зрительный контакт,

    имитировать основные движения,

    имитировать действия с предметами,

    имитировать мелкие и точные движения,

    имитировать произносительные движения,

    выполнять единичные команды,

    узнавать знакомых людей,

    указывать на желаемые предметы

    и т. д., в зависимости от программы, составленной для ребенка специалистом по АВА.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты... ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть".

В АВАтерапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,53,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

Данная методика не пытается адаптировать мир под ребёнка (то есть, не создаёт комфортную среду, как методика TEACCH или Son-Rise). Методика АВА заставляет ребёнка войти в окружающий мир, в общение, даже помимо его воли на первом этапе коррекции.

Методика АВА ТРЕБУЕТ, чтобы ребёнок вступил в коммуникацию и достигает этого любым путём, который доступен ребёнку.

Задача данного метода терапии двойная: выработать у ребенка желание учиться и помочь понять ему, что обучение возможно.

В основном, применение ABA более всего известно, как метод терапии для людей с нарушениями развития, прежде всего терапии аутизма и расстройств аутистического спектра. Однако, ABA дисциплина позволяет найти подход к любому человеку. Этот метод имеет широкий спектр применения: воспитание детей, образование, поддержание здорового образа жизни, спорт и физическую культуру, изучение иностранных языков, профилактику заболеваний, лечение различного рода зависимостей, увеличение производительности труда и другие.

Список литературы

Книга, имеющая не более трех авторов

    Бейкер Б. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам [Текст] : / Б. Бейкер, А. Брайтман . - Москва.: Тенериф, 2006. - 497 с.

  1. Джон О. Купер, Прикладной анализ поведения [Текст] : / Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард; пер. с англ. З. Х. Измайлова-Камар. - Москва.: - «Практика», 2016. – 864 с.

  2. Ловаас И . Книга Я Teaching Developmentally Disabled Children: The Me Book by [ Текст ] / O. Ivar Lovaas. - University Park Press; (April 1981).

    Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (ABA) [Текст] : / О. Мелешкевич, Ю. Эрц. - Самара: «Бахрах-М», 2014. - 208 с.

    Никольская О.С. Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] : / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг; под ред. О.С. Никольской. – Москва.: -Тенериф, 2012.

    Фрост Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) [Текст] : / руководство для педагогов / Л. Фрост, Э. Бонди. – Москва.: Тенериф, 2011. - 416 с.

    Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА: АВА (Applied Behavior Analisis ) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения [Текст] : / Роберт Шрамм; пер. с англ. 3. Измайловой-Камар; науч. ред. С. Анисимова. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. - 208 с.

Статья из журнала:

    Власова О.A. Методы оценки уровня развития аутичных детей и подростков, используемые в зарубежной практике [Текст] / О.А. Власова // Аутизм и нарушения развития. - Московский городской психолого-педагогический университет; № 3 (30). - 2010

    Эрц-Нафтульева, Ю. М. Проведение процедуры «функциональный анализ поведения» [Текст] / Ю. М. Эрц-Нафтульева, Е. Б. Жесткова // Аутизм и нарушения развития. 2014. № 4. С. 24-31.

    Cohen , H . Методика ранней интенсивной коррекции поведения: Повторение модели UCLA в обществе [Текст] / H . Cohen , M . Amerine - Dickens , T . Smith // Развивающая и поведенческая педиатрия, 27, S 145- S 155. – 2006.

    Lovaas, O. I. Поведенческая терапия и нормальное образовательное и интеллектуальное функционирование детей младшего возраста с аутизмом [Текст] / O.I. Lovaas // Журнал консультаций и клинической психологии, 55, 3-9. - 1987

    Sallows , G . O . Интенсивная поведенческая терапия детей с аутизмом: Результат четырехгодичного исследования и прогнозирования [Текст] / G . O . Sallows , T . D . Graupner // Американский журнал психических нарушений, 110, 417-438. - 2005

Электронное издание

    Веденина, М.Ю. Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом [Электронный ресурс] / М.Ю. Веденина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №19. – Электрон. ст. - Режим доступа:

    Либлинг, М.М. Десять аргументов против АВА-терапии [Электронный ресурс] / М.М. Либлинг // электронный Альманах ИКП РАО. – 2014. - №20.

    Никольская, О.С. Изучение проблемы детского аутизма в России [Электронный ресурс] / О.С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №19. – Электрон. ст. - Режим доступа:

Интернет-ресурс:

    Власова, О.А. Жизнь с диагнозом "аутизм" / О.А. Власова // Портал психологических изданий; Интервью журналу GEO. – сенябрь, 2010 г.: ( )

    Власова, О.А. «Адаптация детей с аутизмом в России» / О.А. Власова // Портал психологических изданий; Интервью русской службе ВВС. - 16 октября 2009 г . _ health _ autism . shtml ? page = all )

См. Л.Г. Бородина. О книге О.Ивара Ловааса «Обучение детей с нарушениями развития» // Аутизм и нарушения развития, № 3, 2005, с. 7-22; № 1, 2006, с. 15-21; О.В. Скробкина (Курманова). Использование зарубежных программ в коррекции без- речевых детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития, № 3, 2006, с. 12-17; № 1, 2006, с. 13-20