Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

(Из сборника «Занимательная грамматика»)

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Столяру хорошо,

А инженеру - лучше,

Я бы строить дом пошёл -

Пусть меня научат.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Хороший дом, большущий дом

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Удобно и просторно.

(Б. Маяковский)

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

(С. Михалков)

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

жужжит, как пчела. (Самолёт)

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

ПОСЛОВИЦЫ

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком - торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

НА РЫБАЛКЕ

Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

ЖИВОЙ УГОЛОК

В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.

  1. Повторить изученное правило: жи, ши пиши с гласной И.
  2. Закреплять умение видеть, слышать и применять правило на письме.
  3. Развивать орфографическую зоркость – умение видеть изученное правило в словах и применять его на практике.
  4. Развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики.
  5. Развивать внимание, память, мышление – умение обобщать, сравнивать.
  6. Развивать речь: обобщение словаря учащихся, умение правильно излагать свои мысли.
  7. Развивать самостоятельность.
  8. Воспитывать организованность, умение работать сообща, помогая друг другу, и в должном темпе.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование:

  • Вывеска “Бюро находок”.
  • Картинки к словам “машина”, “ежи”, “жираф”, “ножи”.
  • Письмо от пиратов, запечатанное треугольником.
  • 2 таблицы со словами на стенде.
  • Картинка “Кораблик”.
  • Таблички:
  • Карты плавания – таблицы со слогами и сочетаниями букв.
  • Карта необитаемого острова с 7 вёдрами с буквами И, Ы.
  • Плакат “Жи ви для людей, пожи вут и люди для тебя”.
  • Учебник Рамзаевой Т.А., 2-й класс.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
На меня все осмотрели.

– Урок русского языка. Открываем тетради… Что такое? А где же ваши тетради? И учебников нет! Что случилось? Ничего не понимаю! Что же делать?

II. Актуализация знаний.

– Кажется, я придумала, куда нам нужно обратиться, в “Бюро находок”. А вот и оно… Читаем хором вывеску (открывается заранее приготовленная и закрытая вывеска).

– Может быть, здесь знают, где нам найти наши тетради и учебники. Сначала выполним задание: на доске мы видим слова с пропущенными слогами. Какие слоги потерялись?

(По мере нахождения слогов приписываются розовым мелом.)

– Прочитайте получившиеся слова. Что между ними общего? (Орфограмма, ударение на второй слог)

– Найдите “лишнее” слово. (МАШИНА – ШИ, ЖИРАФ – ударная “А”, ЕЖИ – начинается на гласную).

– Объедините слова в две группы. (Одушевлённые – неодушевлённые, множественное число – единственное число, 2 согласных звука – 3 согласных звука (1 из них глухой)).

– Молодцы! И действительно ваши тетради находятся в “Бюро находок”. Вот они. (Раздаются).

III. Сообщение темы и целей урока.

– Давайте ещё раз повторим, какая орфограмма объединяет все слова на доске?

– Кто догадался, какая тема урока? (ЖИ – ШИ пиши с И).

– Что же мы будем делать на уроке? (Учиться видеть и слышать орфограмму в словах, применять правило при написании слов)

(На доске появляются таблички с темой и целью урока.)

IV. Пальчиковая гимнастика (подготовка к письму).

– В Бюро находок мне передали письмо. Давайте его прочитаем.

Мы захватили ваши учебники и не отдадим их. Вы никогда не научитесь грамотно писать.

Пираты с Острова Больших Неудач.

– Вот это да! Какие могут быть пираты в нашем городе, как они смогли пробраться в наш класс? Наверное, они приплыли на каком-то волшебном корабле. Давайте и мы, сделаем “лодочки” для нашего путешествия – приготовим наши руки для письма.

Две ладошки прижму

(соединить лодочкой

И по морю поплыву

и выполнять волнообразные движения)

Две ладошки, друзья,

(показать ладошки)

Это лодочка моя.

(снова “лодочка”)

Паруса подниму,

(поднять, выпрямив, ладошки вверх)

Синим морем поплыву

(волнообразные движения рук

А по бурным волнам

вместе и попеременно)

Плывут рыбки тут и там.

V. Оформление тетради. Минутка чистописания.

– Лодочки в порядке. А вы готовы спасать свои учебники? Тогда в путь! Открываем тетради.

– Минутка чистописания (ЖИ ШИ ЖИ ЖИ ШИ ШИ …)

– Продолжи ряд, соблюдая закономерность.

VI. Повторение изученного правила.

– Ребята, давайте проверим, все ли лодочки плывут правильным курсом? А для этого вам понадобятся карты плавания. (Таблицы со слогами). На них вы видите различные сочетания букв. Красным карандашом обведите только сочетания ЖИ и ШИ. Первый слог я вам уже обвела. Задание понятно?

– Сколько сочетаний ШИ вы обвели? (4)

– Сколько сочетаний ЖИ вы обвели? (3) Молодцы!

– Все лодочки плывут правильным курсом, наверно, уже скоро мы приплывём на остров Больших Неудач, где находятся пираты с нашими учебниками. А пока мы плывём, можно поиграть. Игра называется “Угадай и запиши последнее слово”. Я читаю стихотворение, вы угадываете последнее слово, и мы все вместе записываем его в тетрадь.

Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
И понять не может мишка,
Отчего над ухом … (шишка ) (Подчеркнуть орфограмму)

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф )

Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в … (кувшин )

Лежебока – рыжий кот
Отлежал себе … (живот )

– Напомните, пожалуйста, с каким правилом мы сегодня работаем? Все вы знаете это правило. А … даже знает стихотворение с нашим правилом.

– Внимательно прослушайте стихотворение, постарайтесь запомнить слова с ЖИ и ШИ.

Как напишешь ЖИ и ШИ?
Мне решительно скажи !
Лужи , жимолость , ежи,
Мыши
, лыжи , камыши ,
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши ! (9 слов)

– Запишем слова, которые вы запомнили, в тетрадь. (Коллективная работа)

Физкультминутка.

– Молодцы! Наш путь продолжается. Море спокойное, а вокруг рыб видимо – невидимо. Встаньте все на ножи, отдохнём немножко.

Рыбки плавали, ныряли (Движения как при плавании )

В чистой, тёпленькой воде (Перебирают пальчики )

То сожмутся, разожмутся, (Съёжился, выпрямил спину – грудь вперёд )

То зароются в песке. (Приседают в комочек )

VII. Упражнение на правописание слов с ЖИ и ШИ.

– Вот мы и приплыли на остров Больших неудач. Странно, но здесь никого нет. Где же пираты?

– Под пальмой что-то начерчено на песке, давайте скорее прочитаем.

(Снимается белый лист, под которым напечатано на доске:)

Вы умные и трудолюбивые. Вы победили. Учебники под пальмой.

– Ну что ж, ребята, сражаться ни с кем не пришлось. Оно и к лучшему. Зачем нам бои и сражения, ссоры и вражда? Гораздо лучше жить в мире и согласии друг с другом. А учебники вернулись к нам благодаря нашим знаниям. И это прекрасно! А нам пора обратно в класс. Но что такое? Я вижу, что в наши лодки просачивается вода. Как же нам спастись? Что делать? (может быть, кто-то из детей заметит на острове “вёдра”, предложит вычерпать воду вёдрами)

– Обратите внимание, что вёдра не простые, а с буквами. Вычерпывать воду мы будем, выполняя упр. 58 (с. 35, учебник Рамзаевой Т.А., 2-й класс)

  • Читаем задание;
  • Работу построим следующим образом:
  1. Читаем слово из учебника;
  2. 1 ученик выбирает “ведро” с нужной буквой, садится за парту, диктует слово, обозначает ударение.

– Писать надо быстро, аккуратно, без ошибок. Только тогда спасем наши лодки от затопления. Последние два слова запишите самостоятельно, подчеркните букву, поставьте ударение.

– На какие две группы можно разделить слова? (ЖИ – ШИ, слова-предметы – слова-действия, 2 слога – 3 слога)

– Какое слово лишнее? (лыжи – ударение на 1-й слог)

– Почему на острове остались неиспользованные вёдра? (с буквой Ы)

VIII. Дополнительная физкультминутка.

– Ну что ж, пусть они там и остаются, а мы с вами будем убирать воду из лодок, напевая весёлую песенку:

Нам пираты навредили, (Покачивания с недовольным видом )
Дно у лодок просверлили (Вращения руками по спирали вниз )
Вёдра с буквой И возьмём (“Выливание” воду за борт )
И водицу уберём.
Дно починим, поплывём. (Руки согнуты в локтях, вращения как вёслами)
Дно починим, поплывём.
Вот наш класс.

IX. Домашнее задание.

– Давайте прочитаем пословицу на стенде:

Живи для людей, пожи вут и люди для тебя.

– Как вы её понимаете? (надо стараться помогать людям во всём, потом и люди нам помогут)

Домашнее задание тоже будет связано с пословицами – упр. 55 (учебник Рамзаевой Т.А.,2 класс)

– Прочитайте задание. Объясните, что надо делать дома?

X. Заключительный этап.

Самостоятельная работа учащихся упр. 57 (запись предложений со словами на изученное правило).

XI. Итог урока.

– Итог урока подведёт …(имя ученика)

– Знаешь, как писать теперь?

Так ли думаешь? Проверь!

ШИ да ЖИ, ЖИ да ШИ

Если так хотел писать,

Получай отметку … (пять)!

(В награду – конфеты, в названии которых слова с сочетанием ЖИ или ШИ.)

Разделы: Начальная школа

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Закрепить знания учащихся о правописании сочетаний ЖИ и ШИ;
  2. Отрабатывать умение безошибочно писать слова с данными сочетаниями;
  3. Работать над развитием орфографической зоркости, внимания, логического мышления, памяти;
  4. Способствовать развитию речи учащихся, наблюдательности, умению четко выражать свои мысли.
  5. Воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету, аккуратность в работе.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитная доска, учебник, письмо с загадками, плакат– “каток”, “снежинки”, плакат – “сугроб”, словарь – “снежинка”, магнитофон.

Ход урока

l. Opг.момент (Самоопределение к деятельности. )

(Под музыку учитель читает стихотворение)

Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу;
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и снегу.

  • Какое время года описывается в стихотворении? (Правильно, зима).
  • Вот к нам в гости и пришла сегодня зима,
  • Хотя и пришла она к нам не с солнышком и хорошей морозной погодой, а с метелями, вьюгами и сильными морозами (или холодными дождями), можем мы сказать, что это плохая погода?
  • Нет, потому что у природы нет плохой погоды.
  • И, чтобы смягчить зиму и улучшить погоду, нам нужно выполнить все задания, которые она подготовила для нас.

Вы готовы?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1.Чистописание.

  • Закружилась метель. Ударил мороз и на стекле оставил узоры. Давайте постараемся их написать, но сначала внимательно посмотрим на них.
  • Какие же буквы там спрятались?
  • А какие звуки они обозначают? (Парные согласные по звонкости/глухости)
  • Чем они похожи? Что в них общего?
  • Какое буквосочетание составляет соединение элементов?
  • Почему это Ш и И? (Ш – состоит из 3х наклонных линий с закруглением внизу, а И – из 2х)
  • Подул сильный ветер и перемешал слова с буквами.
  • Найдите эти слова.

2. Словарная работа

  • Запишите слова. (Комментированное письмо).
  • Что общего в этих словах? (сущ., неодуш., жи, ши)
  • Какое слово лишнее? (Машина).
  • По какому признаку? (3 слога, ши)
  • Где в этом слове ошибкоопасные места?
  • Можно ли его проверить? (Нет, это словарное слово).
  • Подберите однокоренные слова. (Машинка, машинист, машинное масло), (это слова близкие по значению, с одинаковым корнем)
  • Поставьте ударение, подчеркните букву безударного звука.
  • Составьте предложение, используя слова машина, лужи, лыжи. Что такое предложение?
  • Например: Сегодня утром замерзли лужи.

  • Подчеркните подлежащее и сказуемое. Какое это предложение по цели высказывания?
  • Ребята, посмотрите на слова, из которых мы составляли предложения, и скажите, какая общая орфограмма встречается в этих словах?
  • Кто вспомнит, что такое орфограмма?
  • (Если звуковая форма слова не совпадает с буквенной, то в этом слове есть орфограмма)

    III. Постановка учебной задачи

    • А как вы думаете, над какой орфограммой мы сегодня будем работать? (ЖИ и ШИ пиши с буквой И)
    • Почему ЖИ и ШИ пишем с буквой И?
    • На этот вопрос мы должны попытаться сегодня ответить.

    IV. “Открытие” детьми нового знания.

    • Придумайте слово, состоящее из 1 слога, с данной орфограммой.
    • Сделаем звукобуквенный анализ слова ЖИЛ

    ЖИЛ – 3 буквы

    /ж ы л/-1 слог, 3 зв.

    /ж/– согл., тв, зв,парн, обозн.-“жэ”

    /ы/– гл., уд., обозн.-“и”

    /л/ – согл., тв.,сонор., непарн., обозн-“эль”

    • Почему же мы здесь пишем И? Ведь в этом слове 1 слог., ударный, слышим Ы, значит и пишем Ы? (Нет, писать будем И...). Правильно.

    А вот раньше, ребята, Ж и Ш были мягкими, а потом, в 13в. произошло отвердение шипящих звуков Ж и Ш, слова стали произноситься иначе /ЖЫЛ/, а написание сохранилось прежним – с буквой И.

    • Орфограммы в русском языке имеют своё обозначение.
    • Давайте с вами вспомним, как мы будем обозначать эту орфограмму.

    (И – одной чертой, т.к. это орфограмма; Ж, Ш – двумя чертами, т.к.это условие выбора)

    • Почему
    • после этих букв пишется И?

    V. Первичное закрепление

    .

    Знайте твердо жи и ши

    С буквой и всегда пиши:

    Мыши, ежики, ужи

    Лыжи, лужи, камыши.

    • Кто был внимательным, ответит мне на вопрос: “Какие слова я прочитала с сочетаниями жи и ши ?”

    Физ. минутка (для глаз)

    • Следующее задание подготовила зима и спрятала его в сугроб.

    Плакат с ЖИ и ШИ

  • Назовите слова с сочетанием ЖИ и ШИ.
  • А теперь запишите: 1в.– 3 слова с ЖИ
  • 2в.– 3 слова с ШИ

    • При этом вы должны помнить: “ЖИ, ШИ пишем с И”
    • Подчеркните сочетания с ЖИ И ШИ (сделать взаимопроверку)
    • Кто сделал все правильно?
    • Так как же пишутся сочетания ЖИ и ШИ?

    6. Работа с текстом. Развитие речи.

    • Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо.
    • От кого письмо, как вы думаете?

    (От зимы).

    В письме – загадки.

    Снег на полях,
    Лед на реках,
    Вьюга гуляет…
    Когда это бывает?

    и мой).

    Замечательный художник
    У окошка побывал,
    Отгадайте-ка, ребята,
    Окна кто разрисовал?

    (Мороз ).

    Прозрачен, как стекло,
    А не вставить в окно.
    Рыбам зиму жить тепло:
    Крыша – толстое стекло.

    (Лед ).

    Тихо, тихо он идет,
    Белый и лохматый.
    Мы расчистили его
    Во дворе лопатой.

    (Снег ).

    Колючий клубочек
    Под елкой лежит.
    Захочешь потрогать-
    В миг убежит.

    (Ёжик ).

    Две курносые подружки
    Не отстали друг от дружки.
    Обе по снегу бегут,
    Обе песенки поют.
    Обе ленты на снегу
    Оставляют на бегу.
    Под полом таятся,
    Кошек боятся.

    (Мыши ).

    – Какой еще снег бывает?

    (Пуши стый)

    • Молодцы, ребята, все загадки отгадали и объяснили правописание орфограмм.
    • А теперь составьте красивый рассказ о зиме, используя эти слова.
    • Что при этом мы должны помнить?

    (О чем мы будем говорить, опираясь на опорные слова, и с какой целью.)

    Говорить будем о зиме.

    Цель: рассказ должен получиться красивым, ярким, эмоциональным.

    Например: Наступила зима. Ударил мороз. Выпал белый снег и укрыл землю пушистым одеялом. Под снегом в норке спит ёжик. Дети весело катаются на санках и лыжах. Хорошо зимой!

  • Назовите предложение, в котором встретилось слово с сочетанием ЖИ, ШИ.
  • Запишите его и объясните все орфограммы. Выделите основу предложения (самостоятельно).
  • Физ. минутка:

    Я буду называть слова с ЖИ и ШИ, если услышите слова

    с ЖИ – приседайте;

    с ШИ – вставайте;

    без ЖИ и ШИ – хлопайте в ладоши.

    Лужи, машина, моржи, мороз, шины, жираф, шишка, метель, лыжи, мыши.

    • Ребята, вы сказали, что реки покрываются льдом.
    • А какие забавы можно устроить на льду?
    • Как нужно вести себя на льду?
    • Вот и нам зима приготовила каток с заданиями.
    • Нам нужно найти правильный след и составить слова.

    • А теперь найдите: 3сложных слова, 2сложных слова.
    • Как узнали, СКОЛЬКО СЛОГОВ? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)
    • Почему же ЖИ и ШИ пишем с буквой И
    • ?

    VII. Рефлексивная деятельность.

    А теперь ответьте:

    • Кто из вас доволен своей работой на уроке?
    • Кто не доволен собой на уроке?
    • Какие задания, выполненные на уроке, показались вам наиболее интересными?
    • Какие из них были выполнены быстро и не вызвали затруднений?
    • Что оказалось для вас наиболее сложным?
    • Молодцы, ребята.
    • А вот зиме нашей всё понравилось. Она стала добрее, и скоро выпадет много снега, можно будет кататься на санках, коньках и лыжах.

    И мы увидим, что
    Станут звездочки кружиться
    И на землю все ложиться.
    Нет, не звезды, а пушинки,
    Не пушинки, а.... (снежинки)

    • А ещё зима нам сделала подарок и принесла вот такие снежинки. А одна из них необычная. Это снежинка – словарик. Сюда нам нужно записать слова с сочетанием ЖИ и ШИ. (С обратной стороны доски наклеены снежинки, а между ними словарик – в виде снежинки).

    VIII. Домашнее задание.

    Составить на отдельном листочке в клеточку кроссворды на тему “ЖИ и ШИ пиши с И” (можно использовать слова, которые нам сегодня встречались).