Как на руси назывались осенние месяцы. Сентябрь. Народные праздники и приметы

Если дни стали короче, за окном моросит дождик, а с деревьев облетают первые желтые листья, значит в гости пожаловал девятый месяц года - сентябрь. А знаешь ли Ты, почему его так назвали?

Почему сентябрь назвали сентябрем?

Название девятого месяца года («вересня») в Украине связывают с - вечнозеленым растением, широко распространенным на Полесье. Пахучие соцветия вереска распускаются в августе и цветут до конца октября. Однако пышнее всего розово-сиреневые цветы покрывают песчаные холмы, торфяники и сосновые боры именно в сентябре («у вересні»).


Русское название «сентябрь» произошло от латинского «septem», что означает «семь», то есть седьмой месяц в году. Неудивительно, ведь еще в Древнем Риме сентябрь был седьмым месяцем года.

Все дело в том, что у римлян до реформы Цезаря новый год начинался с марта. Поэтому даже когда календарь изменили с юлианского на григорианский, название оставили старым. Вот так и в Древней Руси по традиции, пришедшей из Древнего Рима , сентябрь первоначально тоже был седьмым месяцем. А из ХV в. до (1699) в Русском государстве сентябрь и вовсе был первым месяцем года.


Как называют сентябрь в других странах?

Так, как и украинцы, название первого месяца осени тесно связывают с вереском и наши соседи-славяне. Белорусы называют его «верасень», поляки - «вжесень». В переводе с латинского языка «вересень» означает «месяц цветения вереска», а с литовского - «месяц вереска».

Но большинство европейских народов используют латинское название «септембер», что, как я уже говорил, в переводе означает «седьмой».


А как называют сентябрь в Китае , знаешь? Изучить названия месяцев на китайском совсем не сложно, нужно только впереди иероглифа yuè (月), что означает «месяц», поставить его порядковый номер.

Итак, если январь первый месяц в году, китайскую цифру 1 - yi (一) дополняем иероглифом (月). Получается (一月), то есть январь. Сентябрь – девятый, он называется jiǔyuè (九月), так как (九) - это девять.


Древние названия сентября

Современное название сентября стало общепринятым не так давно. Праславяне называли этот месяц versьnь . Но параллельно в каждом регионе господствовали свои, домашние названия. В древнерусском языке сентябрь официально назывался «руень» (руень - растение, из которого получали оранжево-красный краситель).

В народе же его назвали «ревуном». И не зря, ведь именно в начале осени начинали реветь лоси и олени, устраивая брачные схватки.


Похожая вариация названия сентября до сих пор сохранилась у сербов («руян»). А в чешском языке сохранился термин «риен» - правда, касается он октября.

Наряду с термином «руень» на територии Украины активно употреблялось название «зарев» . Ученые убеждены, что все эти прозвища сентября так или иначе связаны с желтым цветом, так как именно в это время начинает желтеть листья.


В книгах времен Киевской Руси встречается название «вареснець» . Некоторые исследователи считают, что оно связано с первыми осенними заморозками, которые случаются в сентябре, и все же, вероятнее всего, речь идет о вереске.


Как называют сентябрь в разных уголках Украины

На Западе нашей страны сентябрь издавна называли «сивень» и «маик» , что связано с массовым посевом зерна и «маянием» (всходом) озимых.

На Полесье сентябрь часто называют «бабьим летом». Такое название связано с работой на полях и огородах, которую в это время женщины заканчивали и могли наконец вздохнуть с облегчением (как и Ты после последнего звонка:-)).


Известно в Украине и название «покр і йний» - от праздника Покрова, которое по старому стилю выпадает на 1 октября. К тому времени листья щедро укрывают землю. Не зря говорят, что с сентября листья на деревьях не держатся.

Происхождение слова "сентябрь". В Древнем Риме сентябрь был седьмым по счету месяцем. Отсюда и произошло его название "септембер".

На Руси хотя и произошло смещение сентября по календарю, в результате чего он стал девятым по счету месяцем, но название его осталось прежним (в латинской транскрипции "септемврием").

С середины XIV в. начало года на Руси отсчитывали с 1 сентября (с "Семена-летопроводца"), а день Симеона Столпника по старому стилю приходился на 1 сентября (14 сентября по н. ст.). И только начиная с 1700 г. сентябрь стал девятым месяцем.

Старинные названия сентября . В старину у сентября, как и у других месяцев, тоже было много названий: вересень (по цветению медоносного вереска), ревун (т.е. время осеннего рева оленей и других зверей, осенних ветров), хмурень, рюен, листопадник, зоревник, золотое лето.

"Именинные" недели сентября. Сентябрь - месяц напряженной работы для хозяев и поселян. Предвидится множество работ, связанных с полем и огородом: пахота зяби, молотьба, расстилка льна, копка картофеля и корнеплодов, засолка овощей, приборка в хлевах на зиму и прочие дела. Крестьяне для удобства отсчета неотложных дел поделили сентябрь на "именинные" недели. В названиях "именинных" недель издавна укоренилась некоторая несуразица. Народ, нарекая на свой лад календарные дни и недели, руководствовался подчас необъяснимыми прихотями. Так, третья неделя сентября называется Никитской (отмечается 15 сентября по ст.ст.), хотя правильнее было бы назвать ее Воздвиженской. (Теперь, по новому летосчислению, произошло смешение традиционных "именинных" недель на 13 дней вперед, так что неделя, названная в честь св. Дмитрия Ростовского, переместилась в следующий месяц - октябрь.) Четвертая неделя (Дмитриевская) названа в честь святого, память которого отмечается вовсе не в течение "законной" четвертой недели месяца, а в середине третьей недели - 21 сентября (4 октября по н.ст.). В то же время четвертая неделя начинается более высокочтимой датой - памяти преставления преподобного Сергия Радонежского. А в следующий за ним день, 26 сентября, в церквах служат торжественные молебны, посвященные памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Однако неделя эта почему-то называется Дмитриевской (в конце сентября), хотя месяц спустя отмечается истинно Дмитриевская родительская суббота.

Произошло это, по-видимому, потому, что русские люди, следуя христианским канонам, в то же время приспосабливали их по своему усмотрению к своим житейским обычаям и надобностям.


Названия "именинных" недель :

  • первая - Семеновская (названа по первому дню сентября - дню памяти св. Симеона Столпника);
  • вторая - Михайловская (в память Архангела Михаила, отмечаемая в сентябре по ст.ст.);
  • третья - Никитская (в память вмч. Никиты - 15 сентября);
  • четвертая - Дмитриевская (в честь св. Дмитрия Ростовского).

Двунадесятые христианские праздники. Их в сентябре два: Рождество Пресвятой Богородицы и Воздвижение Креста Господня. В эти дни дважды, утром и в обед, в церквах служат торжественные молебны. Оба эти праздника отмечаются достойно в ряду других, о которых речь пойдет ниже. В прошлом они сопровождались веселыми игрищами и затейливыми обрядами. За исключением воскресений и двунадесятых праздников, все остальные торжества шли своей чередой во славу нового урожая, собранного в поле, в саду, на огороде, пасеке, в левадах (участок земли близ дома), в трудах и заботах.

Вот и первый месяц осени пожаловал… Сентябрь - месяц двойственный. Он одним глазом на лето смотрит, а другим на зиму поглядывает. Тает летняя дымка, обманчиво-синее небо, казалось бы, обещает долгое тепло…

Сентябрь в старину называли желтнем, жовтнем, потому как большая часть деревьев одевается в сентябре в одеяния жёлтых оттенков, да и травы желтеют. Середину сентября и сейчас называют «бабьем летом» . В это время часто стоит тёплая солнечная погода, словно лето уходить не собирается…

На Древней Руси сентябрь звали «листопадом», потому что на землю падали первые листочки. Наступала золотая осень. Леса, сады, парки теряют листву и становятся прозрачными. Народная поговорка с грустью констатирует: «В сентябре и лист на дереве не держится» .

Звали его и «ревун», потому как с сентября начинали дуть холодные ветры, порой пробирающие до костей. В старину подмечали: «Батюшка сентябрь не любит баловать» .

Величали сентябрь и летопроводником. Но в обиде на сентябрь крестьяне не были: «Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд», «Холоденёк хмурень-сентябрь, да щедро кормит» .

В сентябре начинают убирать корнеплоды и заканчивают уборку лука. Завершаются полевые работы: «В сентябре всякое семя из колоса плывёт» .

Во второй половине сентября ночи становятся холодными, и среднесуточная температура воздуха снижается до +10˚С. Уже мало кого тянет купаться в открытых водоёмах, вода делается заметно холодней.

Когда-то именно был первым месяцем в году – старый год провожали, благодарили за урожай и встречали новый год, надеясь, что он будет лучше старого.

На сентябрь существовало множество примет. Современные синоптики говорят, что они сбываются 50:50. Можно самим проверить хотя бы некоторые.

Если облака редкие, то утро следующего дня будет ясным и холодным.

Гром в сентябре - к долгой осени.

Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

Белки делают большой запас орехов, значит, зима будет суровой – холодной и ветреной.

1 сентября. Фёклин день, начинают выкапывать свеклу. Дозревает овёс: «На Стратилата-тепляка пошли овсы наспех» .

2 сентября. В этот день грачи начинают собираться в стаи. Хотя в наше время немало грачей остаётся зимовать в современных городах.

3 сентября. Фаддей. По этому дню смотрели погоду на ближайшие четыре недели. Если на Фаддея ясно, то такая простоит ещё 4 недели.

4 сентября. Агафон Огуменник. В этот день леший любил похулиганить. Не поддаться его чарам можно было, надев рубаху наизнанку.

6 сентября. Евтихий. В лесу поспевает брусника. В старину смотрели, если этот день тихий, безветренный, то льняное семя не осыплется.

7 сентября. Тит – «последний гриб растит». Но вообще-то грибы и после Тита растут. Особенно опята, чуть ли ни до самых морозов.

8 сентября. Натальин день. «Овсяница». С этого дня начинали убирать овёс и пекли овсяные блины.

9 сентября. Самсон. Если в этот день идёт дождь, то будет идти он и через семь недель.

10 сентября. Анна-пророчица и Савва Псковский. Убирали хлеб. Заканчивали уборку конопли.

11 сентября. Иван Постный. Церковный праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя. В этот день строго соблюдается односуточный . Нельзя рвать яблоки и варить щи. Нельзя готовить еду в круглой посуде. Если в этот день замечали в небе журавлиный клин, то ждали раннего снега и скорой зимы.

14 сентября. Начало бабьего лета. «Если на первый день бабьего лета серо и пасмурно, то осень будет долгой». «Если дождь, то 14 дней будет дождливо». «Если на деревьях лист желтеет снизу, то ранний сев озимых хорош, если с верхних сучьев - хорош поздний сев озимых». 14 сентября в старину, как правило, справляли новоселье, переезжали в новые дома, при этом никак нельзя было забыть о домовом. Его переносили в новую избу в горшке с углями.

А когда мы переезжали на новую квартиру, бабушка где-то раздобыла для этих целей лапоть и приговаривала: «Хозяин-батюшка, вот тебе сани, поезжай с нами». Правда, мы переезжали не 14 сентября… Однако забывать домового в старом доме не рекомендуется, он может обидеться и начать мстить. Первой в новый дом входила кошка. Потом самый старший член семьи. А в старину в сёлах перед новосельем в доме запирали петуха, чтобы он своим кукареканьем изгнал всю нечистую силу. Вся неделя с 14 по 21 сентября называлась Семёновской неделей.

17 сентября. День святого мученика Вавилы. В этот же день отмечают праздник Неопалимой Купины. Икона Неопалимой Купины защищает от пожара.

18 сентября. День пророка Захарии и праведной Елизаветы. В этот день делались различные предсказания. Ходили к знахарям и . Девушки гадали на суженого.

21 сентября. День Рождества Пресвятой Богородицы - «Малой Пречистой». В этот день к новобрачным приходили родственники и учили их уму-разуму. Какое счастье, что этот обычай не дожил до наших дней, потому как родственников, желающих учить жить, пруд пруди, но молодые уже не те – сами с усами… А ещё в этот день дёргают лук.

23 сентября. День Петра и Павла. Начинали собирать и есть рябину. После первых заморозков она уже почти не горчила. В старину обязательно часть рябиновых ягод оставляли на дереве для птиц.

23 сентября. День Петра и Павла Осеннего. Если в этот день холодно, то скоро зима придёт.

24 сентября. Федора Замочи Хвосты. Начинаются дожди и грязь: «Осенние Федоры подол подтыкают, а зимние Федоры (12 января) платком рыло закрывают». На Федора равноденствие: «Лето кончается, осень начинается». А ещё в старину говорили: «Не всякое лето до Федоры дотянет». «На Федорины вечерки - третья встреча осени».

25 сентября. Автоном. Замирает жизнь животных, насекомых и растений. Змеи с этого дня из полей перебираются в леса.

26 сентября. Корнилий. К этому дню убирали с огородов все овощи-корнеплоды: «Корнилий святой - из земли корневище долой» . Оставалась сидеть одна , которой заморозки не так страшны.

27 сентября. Первые зазимки. Бабье лето заканчивалось, наступала осень. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. С Воздвижения часто наступают холода: «Воздвижение - кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет» . Пришёл черёд уборки репы: «Воздвижения жди, так репу рви» . Вереницы птиц тянутся на юг. Змеи сползаются в кучи и прячутся в норы. На Воздвиженье же начинается рубка капусты и её соление на зиму: «Воздвижение - капустница, капусту рубить пора». «Смекай, баба, про капусту – Воздвиженье пришло...» Рубка капусты в старину была целым ритуалом с песнями и угощением.

28 сентября. Никита Гусятник, Никита Гусепролёт. Считали, что в этот день улетали гуси: «Гуси летят - зимушку на хвосте тащат, снег несут» . Если паутина стелется низко по растениям, то тепло ещё долго продержится.

Ещё несколько дней - и наступит октябрь, второй месяц осени… И все мы надеемся, что он ещё принесёт не один солнечный и погожий день для прогулок на свежем воздухе перед долгой русской зимой.

Сентябрь — значит седьмой. У древних римлян он был седьмым до календарной реформы Юлия Цезаря, произо-шедшей в 46 голу до н.э., после чего стал девятым, но на-звания своего не изменил. А на Руси этот месяц называли «ревун» (ревут во время гона олени и лоси), «вересень» (цветет вереск), «хмурень», «листопадник», «золотое лето», «летопроводец». Время боровиков и груздей, рыжиков и белянок. В сентябре лес реже и птичий голос тише.

Сентябрь — румянец осени.

Чем теплее сентябрь, тем позднее зима.

В сентябре одна ягода, и та — горька рябина.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

Батюшка-сентябрь не любит баловать.

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Холоден сентябрь, да сыт.

В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.

Приметы сентября:

Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.

Если спелый овес зазеленеет вдругорядь — осень будет ненастной.

Много желудей на дубе — к лютой зиме.

Дружный листопад — к суровой зиме.

Выросли шишки на ели низко — быть ранним мо-розам, а если наверху — настоящие холода наступят в конце зимы.

В лесу много рябины — осень будет дождливой.

Обильный урожай рябины сулит дождливый и ветреный предстоящий год.

Ненастная осень, чистое опадание листьев дуба и бе-резы, листья с деревьев ложатся изнанкой — к урожаю будущего года.

Появление комаров осенью — к мягкой зиме.

Если еж устроил нору на опушке — зима будет теплой, если в глубине чащи — жди крепких морозов.

Суровой весне быть, если птица дружно в отлет пошла.

1 сентября

Андрей Стратилат и Фекла . Заметное потепление.

Ветер-тепляк в паутину одет, ушедшему лету кланяется вслед.

Стратилатов день пришел — овес дошел.

На Феклу копай свеклу.

Ветер теплый, южный — к хорошему урожаю овса.

2 сентября

День пророка Самуила, свекольница .

Самуил-пророк сам бога о мужике молит.

Наступает пора дергать свеклу и морковь.

Свекольница — девкам невольница.

3 сентября

День Фаддея. Если этот день ясный — стоит ожидать такой же погоды в течение еще четырех недель.

Кто Фаддей — тот своим счастьем владей!

4 сентября

День Агафона-огуменника . Крестьяне опасались лешего и ночью охраняли гумно, чтобы тот не раскидал снопы.

5 сентября

День Лупы-брусничника . Первые за-морозки.

На святого Лупа овес морозом лупит.

Приметы этого дня:

Если брусника доспевает, нужно поторопиться со жнит-вом овса.

Если журавли летят низко и молча — к ненастью.

6 сентября

День Евтихия .

Хорошо, коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится.

7 сентября

День Тита и Варфоломея .

Тит, пошел молотить!

Листопадиик-Тит последний гриб растит.

Тащит Тит в корзине последний гриб — самый ядреный, без червоточинки.

8 сентября

День Натальи-овсянницы . Пора косить овес, варить овсяный кисель, печь блины.

Не вырастет овес — наглотаешься слез.

Холодный утренник на Наталью — к ранней и холод-ной зиме.

К Наталье не выкосишь овес — намотаешься до слез.

9 сентября

День Анфисы, рябинник.

Птицы первыми лакомятся ягодами рябины.

Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.

10 сентября

Анна Пророчица и Савва Псковский, скирдники. В этот день спешили убрать в скирды необихоженные снопы, славили урожай.

У хорошего хозяина копна со скирдой спорит, а у ле-жебоки — скирдешка с копенку.

Начинались веселые зазывные ярмарки. В этот день почитали также Моисея Мурина, которому молились об избавлении от пьянства и тяги к курению.

Южный ветер — к хорошему здоровью, северный, восточный и западный — к болезням.

День строго постный:

Кто перед Усекновением главы Иоанна Предтечи по-стится — от бедности, скудости и плохого здоровья со-хранится.

11 сентября

День Ивана Постного (День усек-новения главы Иоанна Предтечи), Ивана Пролетного . Под запретом все круглое — то, что может напомнить отсеченную голову (яблоки, картофель, капуста и т.д.), ножи в руки не берут. Строгий пост.

На Ивана круглого не едят, щей не варят.

Подходящий день для заготовки целебных кореньев. Осень все ближе:

Иван-постный пришел, лето красное увел.

С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.

Иван-постный — осени рябой отец крестный.

Иван Предтеча гонит птицу за море далече.

Коли журавли на Киев пошли — к ранней зиме.

Красно лето работой, а Иван Пролеток — красными товарами.

На Ивана-постного собирай коренья рослые.

12 сентября

Тепло и звездно — к хорошему будущему урожаю.

13 сентября

День Куприяна .

Пора убирать морковь, копать картофель.

Картошка — хлебу присошка.

Всяк корешок к своей поре.

14 сентября

День Симеона Столпника , в народном календаре — Семён-летопроводец. В допетровской Руси (с середины XIV века до 1700 г.) он приходился на 1 сентября и считался началом Нового года. Этот день был сроком для взноса государственных податей и для явки к суду. Последний срок посева ржи и уборки яровых:

Семен-день — семена долой.

На Семен-день до обеда паши, а после обеда на пахаря вальком маши.

Хозяйки готовятся к зиме: солят огурцы, собирают лук, готовят зимнюю одежду для всей семьи. Начало «старого бабьего лета»:

Семен лето проводит, бабье лето наведет.

С бабьего лета — бабий праздник и бабьи заботы.

Если первый день бабьего лета ясен, то бабье лето будет теплым. Бабье лето сухое — осень мокрая.

На Семена тепло — вся осень тепла.

Считалось, что в этот день трехлетним детям самое время выходить из младенчества, а взрослым — начинать охоту:

На Семена дитя постригай, на коня сажай и на ловлю в поле выезжай.

После окончания полевых работ парни-рекруты гуляли в праздничной одежде до ноября: с Семенова дня до Гурия (28 ноября) — свадебные недели. Удачен этот день и для новоселья.

Змеи в этот день очень опасны, их укусы смертельны. Если угорь выметывается из воды в траву, значит, так он стряхивает в траву лихо. Подходить к нему нельзя, а взять в руки — значит навлечь на себя большое горе. По траве близ рек ходить нельзя.

15 сентября

День Мамонта-овчарника . Во избежа-ние несчастий скотину было принято этот день выгонять со двора только после полудня. Змеи очень опасны — босиком ходить нельзя, особенно у воды. По воде, по тому, как она течет, можно определить будущее.

16 сентября

День Василисы. Хозяйки готовили к прядению лен и коноплю.

Баба Василиса, со льном торопися, готовься к потрепушкам и супрядкам.

Старые, изношенные лапти, подвешенные в этот день у крыши, уберегали дом «от сглаза».

17 сентября

Луков день . Пора выкапывать лук. В этот день молились о защите домов и скота от пожаров.

18 сентября

День Елизаветы-предсказательницы .

Он считается удачным для предсказаний, так как именно в этот день святая Елизавета предсказала Деве Марии рождение Христа.

Очень опасно баламутить воду в реках и озерах: в этот день засыпает водяной дух Ичетик. Кто его беспокоит, тот может на следующий год утонуть.

19 сентября

Михайлов день . Похолодание — «Ми-хайловские морозцы».

Заморозком Михаил землю прихватил.

В этот день крестьяне не работали в поле — грех. В то же время именно он считался наиболее подходящим для решения всех семейных проблем.

Светлое время суток сокращается:

День укоротился на Михайлу уже на пять часов.

Третий отлет ласточек.

20 сентября

День мученика Созонта. «Луковый» день , день приема травных лечебных квасов, настоев, отваров. Последний срок выкапывания лука из грядок, начало луковой торговли.

Лук в косицы плетут девицы.

Лук — добро и в бою, и во щах.

Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук.

Чтобы не засох весь луковый урожай, строго-настрого запрещалось пробовать лук, пока он не будет полностью убран с грядок. Связки луковиц развешивали по всему дому и на шею животным, чтобы уберечь их от мора. Считалось, что он не только спасает от всяческой напасти, но и очищает воздух.

21 сентября

Аспасов день, Рождество Пресвятой Богородицы .

В мудрости и молитве день провести — счастье об-рести.

Осенины, оспожинки, вторая встреча осени.

Осенины прошли — прощайся с теплом.

Конец всякого лета, большой праздник. Женщины встречали его у воды. Дети обходили дворы и дарили хозяевам маленькие «осенинные» снопики. В песнях они желали хозяевам благополучия и призывали щедрую осень.

Осень не браните,

Осень не журите -

Осень славную,

Листопадную.

Пышки, лепешки,

Свиные ножки

В печи сидели,

На нас глядели,

В кошель полетели —

Осенинщичкам,

Славильщичкам!

В этот день принято было ходить в гости к новобрач-ным, чтобы посмотреть на их житье-бытье и поучить уму- разуму. Родственники целую неделю гостевали друг у друга в семьях. Устраивались общие застолья, после которого внучата надолго оставались у бабушек и дедушек. Нелег-кие семейные отношения иногда подслащивали медом — в этот день пчеловоды убирали пчел с пасек и от души угощали медом всех своих близких.

С этого времени начинались посиделки.

22 сентября

Никола осенний . Прекращаются вы-езды в ночное:

Никола весенний лошадь откормит, а осенний — на двор загонит.

Змеи очень опасны. Нельзя поднимать змей и ужей выше глаз — можно получить обморок, сглаз, порчу. Убивать змей нельзя — змеиные цари будут мстить весь год.

Кто путает и рвет ветки — змей в дом приглашает.

23 сентября

День Петра и Павла — рябинников.

Собирали рябину, украшали ею жилища. День сравнялся с ночью.

Рябина гроздна — зима морозна.

Если рябины в лесу мало, то осень сухой будет,

24 сентября

Федора — замочи хвосты . Последние проводы лета. Осеннее равноденствие, начало дождей и слякоти.

Под Федору лето кончается, осень начинается.

Не каждое лето до Федоры дотянет.

Осенние Федоры подол подтыкают, а зимние (12 ян-варя) платком рыло закрывают.

Хлеборобы прозвали Федору обдерой, так как именно к этому сроку они старались обить последний оставшийся на корню хлеб. Все полевые работы подходят к концу:

Пришла преподобная Федора, и всякому делу аминь.

В этот день полагалось смотреть озимые всходы.

25 сентября

День Артамона . По поверьям, в этот день змеи уходят в лес и прячутся. Шуметь нельзя — змея зазе-вается и останется близ дома. Шум призывает и ведьм — те навлекают на дом зло.

26 сентября

День Корнилия . Все корневые овощи, кроме репы, должны быть выкопаны к этому дню:

Корнилий святой — из земли корневища долой!

Корнильев день на дворе — всяк корешок в своей норе.

С Корнилья корень в земле не растет, а зябнет.

27 сентября

Воздвижение , третья встреча осени, первые заморозки. Стихии готовы слушаться тех людей, которые проводят этот день в церкви. Последний срок уборки хлеба. Птицы потянулись на юг, медведь залег в берлогу. Крестьяне в этот день опасались лешего и не ходили в лес. Самое время рубить капусту.

Кафтан с шубой сдвинется, последний воз — с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся.

Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет — зима не за горами.

На Воздвиженье птица в отлет двинулась.

На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца.

В этот день проводили шутливый обряд «похорон та-ракана». В вырезанный из клубня репы гробик помещали «покойника» и зарывали его в огороде, притворно при-читая:

Ой, таракашенько,

Да наш батюшко,

Да наш соколенько,

Да как мы тебя хороним,

Да как в землю зарываем.

Ой, таракан наш помер,

На «могиле» устанавливали холмик, ставили крестик и украшали его веночком. Оставшихся в доме тараканов выманивали на улицу:

Таракан к таракану, идите таракана хоронить.

Считалось, что подобное ритуальное действие поможет избавиться от тараканов хотя бы до следующей весны. Хоронили и других насекомых, если они становились слишком назойливыми: мух, пауков, вшей. Обычай этот распространен у всех славянских народов.

28 сентября

Никита-гусепролет, репорез, Никита-гусятник .

Гуси летят — зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу.

Водяной бесится, спать готовится — его нужно за-добрить гусем. Самим птицу есть нельзя, иначе водяной весь, следующий год вредить будет.

Пора собирать репу и начинать стрижку овец.

Репа — мясо, режь да ешь!

29 сентября

Последний срок отлета ласточек.

30 сентября

День Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи , всесветные бабьи именины. Читают заговоры на память и разумение.