Ткацкие переплетения и их виды. Ткань полушерстяная Полушерстяная или хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения

Саржей называют ткань, полученную диагональным плетением нитей. В ее основе могут быть как натуральные, так и искусственные волокна.

Саржевое полотно широко применяется во многих областях легкой промышленности.

Материал появился много веков назад, предположительно в 300-е годы во французском городке Ним.

В середине XIX века американский предприниматель Леви Страусс перенял технологию создания полотна для пошива джинсов из парусины и создал бренд «Деним», что дословно означает «из Нима». Так саржевое переплетение приобрело мировую популярность.

Сегодня существует большое разнообразие видов данного материала. На этикетках изделий из саржи можно увидеть ее общепринятые обозначения. Одни из самых популярных: с-38 юд и СТ-6. Они применяются для создания одежды широкого назначения.

Особенности плетения

Если сырье для создания ткани варьируется, то способ производства неизменен. Он и наделяет материал рядом преимущественных характеристик.

Метод плетения называют саржевым. Также он известен как каперный или диагональный. Суть в следующем: в процессе ведения нити утка она смещается по отношению к основе. Получается рельеф с характерным наклоном.

Диагональный узор представлен крупными или мелкими рубчиками, «идущими» направо или налево под разным углом. Частности зависят от толщины нити, текстуры и количество шагов отступа утка.

Видовое разнообразие

Саржа классифицируется по нескольким параметрам.

По окраске она бывает:

  • Набивной, то есть иметь рисунок. Популярно камуфлированное полотно.
  • Гладкокрашеной, однотонной.
  • Отбеленной.

По типу плетения (тонкости и наклону нити) выделяется саржа:

  • Классическая. Наклон идет на правую сторону, линии имеют одинаковую ширину.
  • Ломаная, или обратная. Наклон влево. Получается рисунок в мелкий рубчик.
  • Сложная. Ткань характеризуется диагоналями разной ширины.
  • Усиленная. Волокно отличается рельефными широкими диагоналями.
  • Зигзагообразная. Направление наклона утка носит попеременный характер.

По составу выделяется саржа:

  • Хлопчатобумажная, или суровая. Это самый плотный материал. В его составе - 100% хлопок.
  • Шелковая. Отличительные особенности: гладкость, приятный блеск.
  • Шерстяная.
  • Полиэстеровая.
  • Вискозная.
  • Стрейч (с добавлением эластана).

Вариантов состава много: натуральные и искусственные волокна сочетаются между собой в различных пропорциях. Но в основе - хлопок, чаще его доля - от 70%.

Отличительные свойства: преимущества

Все изделия из данной ткани имеют ряд плюсов. А именно:

  • Прочность и износостойкость. Это основное преимущество обеспечивается, благодаря плотности полотна: она составляет 220-360 грамм на кв. метр.
  • Хорошая воздухопроницаемость, терморегуляция. Одежда дает телу «дышать». И при этом в холодное время она греет.
  • Гигроскопичность (способность впитывать влагу).
  • Неэлектризуемость. Материал не «искрит» - статическое электричество не накапливается. Поэтому полотно подходит для пошива спецодежды для работников химических предприятий и т. п.
  • Гипоаллергенность. Безопасность для человека объясняется преобладающей долей хлопковых нитей в волокне.
  • Стойкость к воде и загрязнениям (в том случае, если вещь обработали специальной пропиткой).
  • Практичность. Саржевые изделия легко отстирываются, быстро сохнут, не линяют и не мнутся, не впитывают запахи.

Недостатки

Минусов у ткани не много.

Основная слабая сторона заключается в том, что саржа может садиться после первой стирки. Особенно часто усадка грозит хлопчатобумажной разновидности, которая, к тому же, практически не тянется.

Область применения

Подобное полотно получил признание производителей предметов гардероба для повседневной и «профессиональной» носки. Из него шьют:

  • униформу и специальную одежду для рабочих и служащих предприятий и заводов (поваров, продавцов, медиков, нефтедобытчиков и пр.);
  • мешки, ремни, крепежные элементы и прочие предметы технического назначения;
  • мебельные ткани;
  • матрасы и домашний текстиль (шторы, скатерти, подушки и т. д.);
  • постельное белье;
  • подкладочные ткани;
  • летние платья, блузки, юбки, легкие халаты, кимоно;
  • верхнюю одежду, плащи, куртки;
  • брюки, костюмы, кофты, комбинезоны для детей и взрослых;
  • головные уборы: легкие кепки и теплые шапки.

Особенности ухода

Но есть общий перечень пожеланий по уходу за саржевыми предметами гардероба. Они заключаются в следующем:

  • стирать чистый хлопок допускается при максимальной температуре;
  • одежу с добавлением синтетики, шелка или шерсти - до 40 градусов;
  • интенсивный отжим разрешается только для суровой саржи;
  • если возникла необходимость в глажке, это рекомендуется делать с изнанки, используя щадящий режим утюга.

Переплетения нитей в тканях бывает различным. От них зависит блеск, рельефность и рисунок лицевой поверхности ткани, а также ее механические, гигиенические и технические свойства. Рисунок переплетения учитывают при моделировании, конструировании, раскрое ткани и пошиве изделий. Существует 4 класса переплетений:

  1. Простые (гладкие);
  2. Мелкоузорчатые;
  3. Сложные;
  4. Крупноузорчатые.

Давайте представим, что каждая клетка представляет собой перекрещивание двух нитей, которое называется перекрытием , если на лицевую поверхность выходит основная нить, перекрытие называют основным и при зарисовке заштриховывается.

Если на лицевую поверхность выходит уточная нить, то пересечение называют уточным и при зарисовке остается белым. Повторяющийся рисунок называется рапортом . Рапорт по основе — это количество основных нитей, образующих рисунок переплетения. Рапорт по утку — количество уточных нитей, образующих рисунок переплетения.

1. Простые (гладкие)

Простые переплетения бывают: полотняные , саржевые , атласно — сатиновые . В них каждая основная нить переплетается с уточной только 1 раз, и рапорт по уточной нити всегда равен рапорту по основе. В полотняном переплетении основные и уточные нити чередуются через одну, на лицевой поверхности ткани выходит то основная, то уточная нить, рапорт по основе и утку равен двум.

Ткани полотняного переплетения имеют, ровную, матовую, одинаковую с лицевой и изнаночной стороны поверхность. Они имеют наибольшую прочность, а при большой плотности — повышенную жесткость. При полотняном переплении вырабатываются следующие ткани: микталь, маркизет, мадаполам, майя, батист, ситец, другие хлопчатобумажные. Льняные ткани: полотна, бортовка, парусина. Шелковые ткани: крепдешин, крепжоржет, крепшифон. Шерстяные ткани: сукно некоторых платьевых и костюмных тканей. Если в полотняном переплетении основа тоньше чем уток, то возникает на ткани поперечный рубчик, такие тккани называются ложнорепсовыми (тафта, поплин).

Ткани саржевых переплетений имеют рубчик на лицевой поверхности, он идет снизу вверх, справа налево. Наименьшее число в рапорте — 3. При каждом следующем прокладывании нити, ткацкий станок сдвигается на одну нить. Саржевые переплетения обозначают дробью, в числителе — число основных перекрытий, а в знаменателе число уточных нитей в каждом ряду.

Рапорт саржи по основе равен рапорту по утку, и равняется сумме цифр в числителе и знаменателе. Если на лицевой поверхности преобладают основные нити — переплетение называется основным (2/1, 3/1, 4/1). Если на лицевой поверхности преобладают уточные нити, то переплетение называется уточным (1/2, 1/3, 1/4). Вырабатываются полушелковые ткани, полушерстяные ткани, которые имеют основу хлопок, а уток шерстяной. При одинаковой плотности и толщине основы и утка угол наклона рубчика равен 45°. Ткани саржевого переплетения более эластичные, чем полотняные. При малой плотности, ткани обладают повышенной растяжимостью, по диагонали.

Ткани сатиновых и атласных переплетений имеют поверхность блестящую и гладкую. На лицевой поверхности сатина преобладают уточные нити, а на лицевой поверхности атласа — основные. Всего переплетений должно быть не меньше пяти. В пятиниточном сатине основна в рапорте выходит только 1 раз на лицевую поверхность и проходит под 4 уточные нити.

В следующем ряду все также, но проходит сдвиг на 2 нити. Сатиновым переплетением вырабатывается ткань — сатин.

В атласном переплетении каждая основна в рапорте перекрывает 4 уточные нити.

Вырабатываются такие ткани: сатин — дубль, ластик -хлопок, шелк — креп — сатин, корсетные, штапельные ткани для пижам. Недостатком является то, что присутствует сыпучесть и скольжение при настиле и пошиве.

2. Мелкоузорчатые

В классе мелкоузорчатых переплетений есть два подкласса: производные — полученные путем изменения или усложнения простых переплетений; комбинированные — полученные путем чередования и комбинирования простых переплетений. К производным относятся: репсовое переплетение и рогожка. Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных и уточных перекрытий. каждая основная нить идет через 2 — 3 и более уточных нитей.

Возникает поперечный рубчик.

Если каждый уток идет через 2 — 3 и более основных нитей, то возникает продольный рубчик, и репс называется продольным.

Вырабатываются ткани: фланель и репс.

Это двойное или тройное полотняное переплетение, в котором симметрично в основе и утке увеличивается количество основных и уточных нитей.

Вырабатываются ткани: хлопчатобумажные (рогожка), шелковые (креп — элегант), шерстяные (платьевые и костюмные ткани).

К производным саржевых переплетений относятся: усиленная саржа , ломаная саржа и сложная саржа . В усиленной сарже нет одиночных переплетений, есть рапорт, который обозначается 2/2, 3/3, 3/2, 4/2, 2/4.

Усиленные саржи могут быть основными, уточными или равносторонними. Усиленной саржей 2/2 и 3/3 вырабатывается кашемир, бастон, шевиот.

Ломаная саржа и обратная саржа — называют переплетениями в «елочку», так как направление саржевой полосы периодически меняется под углом 90º.

Обратная саржа отличается от ломаной тем, что в месте излома происходит сдвиг саржевой полоски, против основных перекрытий идут уточные, а против уточных — основные.

Образует на ткани чередующиеся диагональные рубчики разной ширины. Она характеризуется дробью содержащей в числителе и в знаменателе две или несколько цыфр 1 -2 /2 -3, 1 -3/2 -1, 2 — 2/4 — 1.

Сложная саржа применяется для выработки платьевых и пальтовых тканей.

К производным сатинового переплетения относится усиленный сатин . В отличии от сатин,а который состоит из восьми ниток, в усиленном, в каждом горизонтальном ряду два основных перекрытия чередуются шестью уточными.

Вырабатываются ткани: молескин, хлопчатобумажное сукно, замша, вельветон.

К комбинированным мелкоузорчатым переплетениям относятся:

  • орнаментные;
  • креповые;
  • рельефные;
  • просвечивающиеся.
  • Орнаментное — создает на поверхности ткани простые узоры в виде продольных и поперечных полос, клеток, контуров. Образуются путем чередования или сочетания простых переплетений. Например, саржевого и репсового или ломаная саржа и рогожка. Вырабатываются многие костюмные и некоторые пальтовые ткани.

    Креповое — это разбросанные на лицевой поверхности удлиненные перекрытия, которые придают ткани характер зернистости.


    Они очень разнообразны и применяются для выработки хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых и других платьевых тканей.

    Рельефные образуют рисунок с выступающими уточными и основными нитями. К ним относятся «вафельные» диагоналевые и рубчиковые переплетения. Путем изменения длины основных и уточных перекрытий в «вафельном», образуется рисунок, напоминающий рисунок вафель. Применяется для выработки полотенец. Хозяйки точно знакомы с такими.

    Диагоналевые . В них на лицевой поверхности образуются мелкие выпуклые рельефные полосы, идущие снизу вверх, слева направо, или с таким наклоном как в рубчике. Зависит от плотности основы и характера переплетения, вырабатываются габардины.

    Рубчиковые . В них выпуклые полосы идущие под наклоном или вертикально. Вырабатывается ткань «пике».

    Просвечивающиеся. Придают ткани ажурный вид. Нити основы и утка в процессе переплетения сдвигаются или разъединяются с образованием просветов. Вырабатываются хлопчатобумажные ткани «Спорт», «Салют».

    3. Сложные

    Сложные переплетения образуются из трех и более систем нитей. К таковым относятся: двухлицевые, двухслойные, пике, ворсовые, петельные, перевивочные.

    Двухлицевые образуются из трех систем нитей, которые плотно переплетаются между собой. Это две основы и уток, или одна основа и два утка. Этим переплетением вырабатываются хлопчатобумажные ткани: сатин — трико, байка, шерстяные — сукно.

    Двухслойные образуются из четырех или пяти систем нитей и могут состоять из двух отдельных тканей, соединенных между собой одной из составляющих четырех систем или дополнительной пятой системы. В двухслойных тканях лицевая и изнаночная сторона могут быть совершенно различными: лицевая может быть гладкокрашеная, а изнаночная сторона — пестротканная, в клетку, полоску или обе стороны гладкие, но разного цвета.

    Пике является сложным переплетением и отличается от ложного пике наличием дополнительной системы нитей. Лицевая поверхность пике вырабатывается полотняным переплетением, а дополнительная система стягивает его, образуя выпуклый узор.

    Ткани ворсовых переплетений имеют на лицевой поверхности разрезной, вертикальностоящий ворс; образуется из трех систем нитей: одна система ворсовая и две системы коренные (основа и уток). Коренные системы могут быть полотняного или саржевого переплетения и благодаря высокой плотности хорошо закрепляют и удерживают ворс. Хлопчатобумажные ворсовые ткани: полубархат, вельветы — имеют ворс из ворсовой уточной системы, которая разрезается после снятия с ткацкого станка в процессе отделки. Шелковые ворсовые ткани: бархат, велюр, плюш, искусственный мех на тканной основе. Вырабатывается на двух полотняных саморезных станках ворсом из дополнительной основной системы. На ткацком станке одновременно вырабатываются два полотна, которые связываются между собой ворсовой системой. По мере выработки ткани, бысторежущий нож разрезает ворсовую систему и образует две одинаковые ворсовые ткани. Ворсовые переплетения придают тканям хорошие теплозащитные свойства, но усложняют обработку в швейном производстве. При раскрое и ВТО необходимо учитывать направление ворса в изделиях. В таких тканях ворс должен идти снизу вверх, а в пальтовых — сверху вниз.

    Разновидностью ворсового переплетения являются петельные (махровые) переплентения , которые имеют ворс в виде петель. Вырабатываются ткани, которые идут на изготовление купальных халатов и простыней, а также для некоторых декоративных тканей.

    Перевивочное (ажурное) имеет просвечивающиеся ячейки. Простейшее перевивочное переплетение состоит из трех систем нитей: две основы и один уток. Перевивочная основа обвивает стоевую основу то с одной, то с другой стороны. Такие ажурные переплетения отличаются большой прозрачностью. Применяются для выработки хлопчатобумажных, шелковых, блузочных, сорочечных и платьевых тканей, занавесей, и технических тканей.

    4. Крупноузорчатые

    Крупноузорчатые переплетения образуются сочетанием различных простых переплетений нити основы и утка. Размеры и форма рисунка могут быть чрезвычайно разнообразны:

  • растительные и геометрические орнаменты;
  • композиции;
  • сюжетные тематические рисунки.
  • Можно вырабатывать различные ткани, а также портреты, ковры, гобелены, картины, покрывала, скатерти. Крупноузорчатые переплетения делятся на два подкласса: простые и сложные.

    Простые состоят из двух систем нитей и применяются для выработки хлопчатобумажных тканей, сатина — жаккард, Дамаст. Для шелковых тканей: Альпак, Дудун, Москва, Весна и Юбилейная. Шерстяных плательных тканей, льняных скатертей, салфеток, декорированных тканей.

    Сложные состоят из трех или более систем нитей и применяются для выработки гобеленов, ковров.


    – это лёгкая и прочная ткань диагонального переплетения нитей (саржевое переплетение). Ткань саржа может различаться как по составу волокон, так и по типу переплетения нитей. Направление диагоналей может быть положительным - вправо и отрицательным – влево.


    Слово саржа происходит от итальянского “sargia” или латинского “sericus”, что в переводе на русский язык означает “шелковый”.

    На самом деле саржа это общее название тканей, которые изготавливают путём саржевого переплетения нитей.

    Саржевое переплетение также называют киперное переплетение и характеризуется косыми диагональными рубчиками, расположенными на лицевой стороне ткани.

    Ткань саржа может производиться как из натуральных, так и из химических волокон.

    Натуральная ткань саржа вырабатывается из хлопчатобумажных, шёлковых или шерстяных нитей.

    Хлопчатобумажная лёгкий прекрасно впитывающий влагу и пропускающий воздух износоустойчивый материал. Хлопчатобумажная саржа после стирки имеет небольшую усадку и не утрачивает насыщенность цвета.

    Шелковая ткань саржа имеет характерный приятный блеск.

    Саржа из шерсти - это лёгкая ткань, которая имеет умеренно блестящую поверхность и на ощупь колючая. Такая ткань достаточно плотная и хорошо сохраняет тепло.

    Саржа из искусственной ткани изготавливается на основе полиэстера. Свойства полиэфира придают ткани саржа прочность, износостойкость и устойчивость к внешним воздействиям.

    По типу саржевого переплетения, ткань может быть сложной, ломаной и усиленной. Характерным признаком сложного переплетения ткани саржа является образование на поверхности полотна диагоналей разной ширины. Ткань, полученная таким способом переплетения упруга, прочна и практична в использовании.

    При ломаном способе переплетения саржи на её лицевой поверхности образуются маленькие рисунки в виде ёлочки с равномерными отступами. Такая ткань гладкая и мягкая, с чётко выраженным орнаментом и разным направлением диагональных полос.

    Усиленному способу переплетения ткани саржа характерны отчётливые широкие диагональные полосы на поверхности ткани.

    Вырабатывается ткань саржа гладкокрашеной, цветной и набивной.


    Многофункциональность и удобство ткани саржа нашло своё широкое применение в различных сферах. Саржа используется как в быту, так и в промышленности. Область её применения зависит от состава и способа производства ткани саржа. Используется саржа в качестве подкладочной ткани, платьевой ткани и технической ткани.

    Сложная и ломаная саржа идёт на изготовление пальтовых тканей, костюмных тканей и трико. Джинсовая ткань является ломаной саржей.

    Искусственная саржа с улучшенными потребительскими качествами и водоотталкивающей пропиткой нашла своё применение как мебельная ткань и в качестве обивки матрасов.

    Из шерстяной саржи шьют дамские платья, костюмы, юбки, пледы и покрывала.

    Отличные теплообменные свойства и антиаллергенные свойства позволяют изготавливать из ткани саржа повседневную одежду: брюки, юбки, шорты, бриджи, чиносы, бермуды, куртки, ветровки, бейсболки, детскую одежду, а также панамы и другие головные уборы. Кроме того, она может использоваться для пошива постельного белья.

    Превосходные антистатические свойства ткани саржа сделали её удобной для изготовления спецодежды, рабочих костюмов, комбинезонов, фартуков, халатов, рукавиц, мешков и в других технических целях.

    Модная и практичная одежда из ткани саржа помимо эстетического наслаждения создаст комфорт и .

    Переплетение двух взаимно перпендикулярных систем нитей основы и утка называют ткацким переплетением, или переплетением ткани. Нити основы расположены вдоль ткани, нити утка поперек. Нити основы и утка огибают одна другую или перекрывают сразу несколько нитей другой системы, располагаясь то с лицевой, то с изнаночной стороны ткани. Различная последовательность переплетения основных и уточных нитей создаст на поверхности ткани разнообразные рисунки. Так переплетения формируют внешний вид тканей. Переплетения влияют и на свойства тканей. Чем чаще переплетаются нити, переходя с лицевой стороны ткани па изнаночную и обратно, тем сильнее они связаны между собой, тем жестче структура ткани и больше ее прочность. Нити с частыми изгибами придают поверхности ткани матовость; нити с длинными перекрытиями делают ее гладкой, блестящей, скользкой. Ткани с длинными перекрытиями устойчивее к истиранию, но легче осыпаются по срезам.

    Графическое изображение переплетения ткани называют схемой переплетения. Зарисовку ткацких переплетений выполняют на клетчатой бумаге. Условно принято считать каждый вертикальный ряд клеток основной нитью, а каждый горизонтальный - уточной нитью. Каждая клетка представляет собой пересечение основных и уточных нитей и называется перекрытием. Если на лицевую сторону ткани выходит основная нить, перекрытие называется основным и при зарисовке заштриховывается. Если на лицевую сторону ткани выходит уточная нить, перекрытие называется уточным и при зарисовке его оставляют незаштрихованным.
    Перекрытия чередуются в определенной последовательности в каждом ряду основы и в каждом ряду утка, образуя на поверхности ткани один и тот же повторяющийся рисунок, который называется раппортом и обозначается буквой R.

    Различают раппорт по основе Ro, и раппорт по утку Rу. Раппорт по основе равен числу нитей основы, составляющих рисунок переплетения. Раппорт по утку соответственно равен числу нитей утка в рисунке переплетения. На схеме переплетения раппорт обычно обозначают в нижнем ювом углу линиями, выходящими за пределы схемы и выделяю- щими при своем пересечении прямоугольник или квадрат рисунка переплетения, который повторяется по всей длине и ширине ткани.

    Различают четыре класса ткацких переплетений (рис. 11):

    • простые, или главные;
    • мелкоузорчатые;
    • сложные;
    • крупноузорчатые.

    Особенности простых переплетений состоят в следующем:

    • раппорт по основе всегда равен раппорту по утку;
    • в пределах раппорта каждая основная нить переплетается с уточной только один раз.

    К простым переплетениям относят полотняное, саржевое, са ти- повое (атласное).

    Саржевое переплетение образует характерный рубчик, идущий по диагонали ткани снизу вверх слева направо.


    Отличигельные особенности саржевого переплетения:

      • число нитей в раппорте не меньше трех (Ro=Ry=3);
      • при каждой последующей прокидке уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить.

    Раппорт саржевого переплетения обозначается дробью: числитель показывает число основных перекрытий в пределах раппорта, а знаменатель - число уточных перекрытий. Раппорт саржи равен сумме цифр числителя и знаменателя. Если на лицевой поверхности ткани саржевого переплетения преобладают основные нити, саржа называется основной (рис. 13 ), например саржа 2/1, 3/1, 4/1 и др. Если на лицевой поверхности ткани преобладают уточные нити саржа называется уточной, например саржа 1/2, 1/3, 1/4.

    Саржевым переплетением вырабатывается разнообразный ассортимент тканей. Основное саржевое переплетение обычно применяется для производства полушелковых подкладочных тканей, в которых на лицевую сторону выводятся основные шелковые нити. Уточным саржевым переплетением вырабатываются полушерстяные ткани на хлопчатобумажной основе. Рубчик в тканях саржевых переплетений на лицевой поверхности обычно идет слева направо, но в некоторых тканях может иметь противоположное направление (обратное саржевое переплетение). Угол наклона рубчика зависит от раппорта переплетения, толщины нитей, плотности основы и утка. В равноплотных саржевых тканях, имеющих основу и уток одинаковой толщины, рубчик обычно идет под углом 45°.

    • Особенности сатинового (атласного) переплетения :
      • при каждой следующей прокладке уточной нити ткацкий рисунок сдвигается не менее, чем на две нити (а не на одну, как в полотняном или саржевом переплетении).
      • Минимальное число нитей в раппорте (Ro=Ry= 5).

    Сатиновые и атласные переплетения позволяют придать тканям гладкую, блестящую лицевую поверхность.

    Лицевой застил в тканях сатиновых переплетений образуется и уточных нитей, в тканях атласных переплетений - из основных ни тей. Например, в пятиниточном сатиновом переплетении каждая уточная нить перекрывает четыре нити из пяти основных. При каждои последующей прокладке уточной нити производится сдвиг перекрытий па две (рис. 15 ) или на три нити. Атласное переплетение - негатив сатинового: каждая основная нить перекрывает четыре нити из пяти уточных. Наибольшее распространение имеют сатин и атлас с раппортами 5, 8, 10. В восьминиточных сатинах и атласах сдвиг равен трем или пяти нитям, в десятиниточных - трем или семи нитям.

    Сатиновыми и атласными переплетениями вырабатывают такие ткани, как сатин, атлас, ластик, корсетные и др.

    Удлиненные перекрытия придают этим тканям устойчивость к трению, но слабое закрепление длинных перекрытий в структуре ткани увеличивает их осыпаемость.

    Мелкоузорчатые переплетения подразделяются на производные и комбинированные. Это наиболее многочисленный класс ткацких переплетений. Такие переплетения создают на тканях несложные рисунки в виде рубчиков, полос, «елочек», квадратиков, ромбов и т.д. Размеры рисунков обычно не превышают 1 см и зависят от раппорта по основе (до 24 нитей) и толщины нитей основы и утка. В отличие от простых переплетений в мелкоузорчатых раппорты по основе и по утку могут быть различными.

    К производным саржевого переплетения относятся усиленная, ломаная, обратная и сложная саржа.

    К сложным переплетениям относятся двухлицевые, двухслойные, пике, ворсовые, петельные и перевивочные. Такие ткани вырабатывают из нескольких (трех и более) систем основных и уточных нитей. Дополнительные системы нитей при выработке этих тканей вводятся для увеличения толщины, плотности, улучшения теплозащитных свойств.

    Крупноузорчатые переплетения имеют большой раппорт и могут быть выработаны только на жаккардовых станках. Рисунки крупноузорчатых переплетении чрезвычайно разнообразны по размерам, форме, колориту, тематике, сюжетам: геометрические и растительные орнаменты, цветочные узоры, сложносюжетные композиции в панно, картинах, гобеленах, коврах и т.д. Крупноузорчатые переплетения делятся на простые и сложные.

        • Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей и применяются для выработки скатертей, салфеток, льняных и полульняных полотенец и разнообразного ассортимента тканей: хлопчатобумажных дамаст, сатин-жаккард; шелковых дамассе, альпак, тавар, дудун, штоф, парча; шерстяных платьевых и некоторых пальтовых тканей; льняных портьерных, декоративных, нарядных бельевых и г. д.
        • Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех и более систем нитей и могут иметь разнообразные по фактуре узоры: ворсовые, петельные, рельефные, плоские многоцветные и др. Сложными крупноузорчатыми переплетениями вырабатываются ковры, гобелены, пикейные покрывала, мебельно-декоративные ткани, разнообразный ассортимент тканей для одежды.

    Ткань полушерстяная

    "...Ткань полушерстяная: ткань, в которой кондиционная массовая доля шерстяного волокна должна быть не менее 20%..."

    Источник:

    "ТКАНИ ОДЕЖНЫЕ ЧИСТОШЕРСТЯНЫЕ, ШЕРСТЯНЫЕ И ПОЛУШЕРСТЯНЫЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. ГОСТ 28000-2004 "

    (введен Приказом Ростехрегулирования от 01.03.2006 N 21-ст)


    Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

    Смотреть что такое "Ткань полушерстяная" в других словарях:

      Байка (ткань) - Байка (лат. badius, коричневый) ворсистая мягкая плотная хлопчатобумажная или шерстяная и полушерстяная ткань. Содержание 1 Пригодность 2 История 3 См. также … Википедия

      Кашемир (ткань) - Кашемир лёгкая шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. Обычно кашемир изготавливается гладкокрашеным из гребённой шерстяной пряжи. Используется для пошивки женских и детских платьев и др. Кашемир получил… … Википедия

      полушерстяно́й - ая, ое. Шерстяной с примесью другого волокна. Полушерстяная ткань. Полушерстяная юбка … Малый академический словарь

      Туалинет - полушерстяная ткань, с основой из крученой хлопчатобумажной пряжи и утком из гребенной шерсти, тканая полотняным переплетением, но украшенная мелким узором из добавочной шелковой или тонкой шерстяной цветной нити, которая только местами выходит… …

      пш.тк. - полушерстяная ткань … Словарь сокращений русского языка

      ЛЮСТРИН - (франц. lustrine, от lustre блеск, сияние). Тонкая блестящая шерстяная или бумажная с шерстью ткань. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛЮСТРИН блестящая шерстяная или хлопчатобумажная ткань. Полный… …

      Одежда и одежные ткани - О. служит главным образом для защиты от неблагоприятных условий климата и погоды слишком низкой или чересчур высокой температуры, непосредственных солнечных лучей, дождя, ветра и проч. Отчасти человек одевается и из чувства стыдливости или из… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Ткани - Их разнообразие было велико, а мода и промышленность вводили все новые, заставляя забывать старые. Поясним в словарном порядке только те названия, которые чаще всего встречаются в литературных произведениях, оставаясь для нас непонятными … Энциклопедия русского быта XIX века

      КАШЕМИР - (от соб. им. вост. инд. страны Кашмир). Очень тонкая шерстян. ткань саржевого переплетения, похожая на всемирно известные шали выделываемые в Кашмире. Ткется из пуха тибетск. козы, или из мериносовой шерсти. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

      габардин - а; м. [франц. gabardine] Плотная шерстяная (реже полушерстяная) ткань в мелкий наклонный рубчик. Пальто, плащ из габардина. ◁ Габардиновый, ая, ое. Г. костюм. * * * габардин (франц. gabardine), лёгкая шерстяная, полушерстяная, шёлковая или… … Энциклопедический словарь