Как сделать тактильные дощечки. Развитие тактильной памяти у детей с помощью специальных дощечек

Игры на развитие тактильной памяти детей

Игры на развитие тактильной памяти позволят научиться детям ярче воспринимать окружающий мир.

Цель игр с тактильными дощечками: развивать способность запоминать ощущения от прикосновения к различным поверхностям; обогащать словарный запас; развивать мелкую моторику; развивать внимание, развивать фантазию, творческое воображение.

Работа с тактильными дощечками проводится индивидуально.

Для игры специально мной изготовлены 10 дощечек различных на ощупь.

С обратной сторона каждая дощечка пронумерована от 1 до 10.

№ дощечек, покрытие и набор предметных картинок:

    Наждачная бумага (роза, огурец)

    Байковая ткань (одуванчик, тапки)

    Очищенные от серы спички (пила, расческа)

    Бархатная бумага (шапка-ушанка, шарф)

    Пузырчатый целлофан (мочалка, дождь)

    Ребристая бумага (лодка, зубная щетка)

    Гладкая поверхность (телевизор, зеркало)

    Пуговицы (шорты, мыло)

    Толстый шнурок (верблюд, море)

    Природный материал - фасоль (град, камешки)

Наборы предметных картинок у вас могут быть свои.


Игры с тактильными дощечками

    Разложите карточки в ряд по порядку от 1 до 10 номерами вниз.

    Ребенку дается установка - постарайся запомнить какие карточки на ощупь и в каком порядке лежат.

    Ребенок закрывает глаза и ощупывает поверхность каждой карточки.

    Описывает карточки. Отвечает на вопрос: "Какая карточка на ощупь?"

    Теперь надо перемешать карточки.

    Ребенок на ощупь пробует разложить карточки в прежнем порядке с закрытыми глазами.

Начинать работу надо с трёх первых дощечек, постоянно увеличивая их количество до 10.

    Ребенок подбирает к каждой дощечке предметную картинку и объясняет, почему именно эту.

    Предметные картинки закрываются

    Ребёнок ощупывает дощечку и по памяти называет картинку. Названную картинку необходимо открыть и сверить с правильным (неправильным) ответом.


    Продолжаем игру №2.

    Ребёнок закрывает глаза. Две предметные картинки меняют местами и закрывают все картинки.

    Одновременно меняются местами соответствующие дощечки.

    Ребёнок открывает глаза и по нарушенному порядку дощечек определяет, какие картинки поменяли местами.

    Или нарушенный порядок дощечек ребёнок определяет на ощупь, затем называет картинки, которые поменяли местами.


Идея использования специальных дощечек для игр на развитие тактильной памяти детей заимствована

Продолжаю рассказывать про игры на развитие

тактильной памяти детей. Развитие психических

процессов у детей с помощью тактильных карточек

практически не ограничено.

Цель игр с тактильными карточками: совершенствовать

тактильную память; стимулировать внимание,

сосредоточенность; активизировать речевую

деятельность детей; учить составлять простые и

сложные предложения, рассказы; поддерживать у

детей положительный эмоциональный фон.

Игры с тактильными дощечками

    Ребенок ощупывает карточку-дощечку.

    Подбирает сначала как можно больше существительных, затем - как можно больше прилагательных.

    Например: дощечка № 2, существительные - кот, лиса, медведь, шуба, тапочки, ковёр, одеяло, плед, одуванчик.

    Прилагательные - пушистый, мягкий, лёгкий, тёплый, нежный, приятный, воздушный.

    Разложи дощечки от самой неприятной до самой приятной. Почему? Объясни свой выбор.

    Разложите перед ребенком сначала 3 карточки (потом увеличивайте количество карточек), покрытием вниз.

    Задача ребенка, ощупывая карточки, составить предложение или историю.

    Например: №5 (пузырчатый целлофан), карточки №2 (байковая ткань), №4 (бархатная бумага).

    История: я укутала промокшего под дождем кота в теплый шарф.

    Затем смешай эти карточки с остальными дощечками.

    Ребенок с закрытыми глазами должен найти свои карточки.

    Разложите любое количество карточек номером кверху.

    Перепишите номера дощечек по порядку.

    Теперь переверни дощечки номерами вниз.

    Представляет на что похожа каждая карточка и составляет свой рассказ.

    Теперь карточки перемешиваются.

    С закрытыми глазами ребенок должен вспомнить свой рассказ и разложить дощечки в прежнем порядке.

    Сравни с записанными номерами в начале игры.

Екатерина Калугина

Для изготовления тактильных дощечек мы использовали гофрированный картон от коробок. Размером они получились довольно-таки большими - квадраты со стороной 14 см.


Заготовки обклеили цветной бумагой для принтера.


Для оформления тактильного поля использовали геометрические формы, созданные зернышками гречки, риса, гороха, арбуза, приклеили их на клей ПВА.

Для оформления другой дощечки мы использовали короткие цветные карандаши, которыми уже неудобно рисовать, но выкидывать их не пришлось и мы подарили им вторую жизнь. Разрезали карандаши вдоль, убрали грифель и приклеили на клей ПВА.


Пригодились и винные пробки, нарезали канцелярским ножом кружочки и приклеили.


Следующая дощечка получилась разнофактурной : кусочек поролона, флиса, текстурные обои, шершавая сторона от губки для посуды.


Дощечки могут быть с сюжетным изображением. Например, проведи собачку домой (или завези машинку в гараж и пр.) .

Любой бросовый материал может превратиться в великолепное пособие для развития мелкой моторики рук, мышления и просто интересную пальчиковую игру.

Публикации по теме:

"Волшебный мешочек" - это игра, помогающая обогатить активный и пассивный словарный запас ребенка, сделать его речь более рассудительной.

Одной из основных моих задач, как педагога – психолога, способствовать развитию таких познавательных процессов как: внимания, памяти,.

В развитии мелкой моторики особое внимание уделяем сенсорному восприятию, тактильным ощущениям, это благоприятно сказывается на развитии.

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, памяти. Один из способов развития моторики: тактильные мешочки. Что бы пошить мешочки необходимо.

Цель: развитие тактильного восприятия Задачи: развитие мелкой моторики; обогащение словаря новыми понятиями; расширение знаний о качествах.

Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов,.

Игровое дидактическое пособие:"Тактильные Пальчики" Цель: Формировать навыки различия и написания букв и воображения (прочтения слов,.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я предлагаю вам мастер-класс «использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Цель обучения с ее использованием – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения, совершенствование мелкой моторики, которая играет важную роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей.

В своей работе для решения этих задач использую «тактильные дощечки». Занятия с использованием «тактильных дощечек» проводятся по подгруппам (не более 5-6 детей) или индивидуально. Если детей больше, то контроль за правильностью выполнения заданий затрудняется, а продуктивность занятий снижается.

Оптимальный размер «тактильных дощечек» - 5 на10 см., что примерно соответствует размеру детской ладошки. Если дощечка меньше, то при ее обследовании дети используют только подушечки пальцев – мы же должны научить их проводить обследовательские движения всей кистью.

Дощечки покрываются различными материалами: (ткань, крупы, бумага, природный материал и т.д.), которые создают разнообразную поверхность (твердая, мягкая, ворсистая, шероховатая, ребристая и т. д.).

Количество «тактильных дощечек» рассчитывается так: дощечек с однотипным покрытием должно быть не менее трех на каждого ребенка может достигать до 12 штук.

Работа с «тактильными дощечками» строится в три этапа :

На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.

Используются такие приемы:

  • обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: (показывать - мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д;)
  • сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами:

(пушистый, как снег, а вы как думаете?....колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий к ак? (мамина ладошка, лед, стекло);

  • нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – наждачная бумага, зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, синтепон, пух, мех;
  • описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Например, дощечка с воском – гладкая, выпуклые капельки. На что похоже? (на оладушки, капли варенья), дощечка с мишурой – мягкая, пушистая, колючая (На что похоже? На елочку, лису.)

На втором этапе детей учат соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. Например, фланель – как бабушка добрая, нежная, ласковая; наждачная – сердитая, колючая, злая, грубая; Теперь вы назовите эмоциональное состояние дощечки с мехом? (теплый, добрый, ласковый, нежный) Целлофан? (грустный, холодный)

Используются такие приемы в работе с детьми:

  • найди такую же дощечку с закрытыми глазами или с использованием специальных «волшебных очков»; Например; ребенку закрывают глаза, дают пощупать дощечку с мехом, и просят найти среди нескольких других такую же.
  • разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности; (от самой гладкой до шероховатой в младшем возрасте 3-4 дощечки, а в старшем 5-6 штук);
  • найди дощечку, похожую на котика, ежика;
  • найди самую злую дощечку;
  • самую добрую;
  • самую грустную.

На третьем этапе применяются более сложные задания:

  • составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения. Такие задания используются для детей старшего дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам изготовить три тактильные дощечки, по которым каждый из вас составит небольшой рассказ! Для этого возьмите поднос и выберите три различных материала.

Присаживайтесь за столы. Вам необходимо приклеить выбранный материал на дощечки. В зависимости от материала вы должны намазать дощечку по контуру или сам материал.

Приступайте к работе (музыка).

Кто закончил работу, придумайте рассказ, основываясь на тактильные ощущения.

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю рассказать свои рассказы. Послушайте мой : « Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки, пушистые цыплятки».(Рассказы педагогов).

Молодцы! Все составили замечательные и необычные рассказы.

Рефлексия:

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Что особенно вам понравилось?
  • Будете ли вы использовать в своей работе «тактильные дощечки»?

Большое вам спасибо. Вы мне очень понравились! Изготовленные вами дощечки вы можете взять с собой. Я предлагаю вам памятки, которые помогут использовать тактильные дощечки в работе с детьми.

Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники в развитии связной речи детей.

Задачи:

  • Обучать педагогов изготовлению «тактильных дощечек» для развития связной речи детей.
  • Познакомить педагогов с приемами работы с «тактильными дощечками»;
  • Развивать тактильные ощущения, фантазию, творческое воображение;

Материал:

  • готовые тактильные дощечки;
  • заготовки тактильных дощечек.5х10 см.;
  • подносы;
  • клей;
  • клеёночки;
  • различный материал (природный, бросовый, ткани, крупа и т.д.),

Скачать:


Предварительный просмотр:


Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Рука, пальцы, ладошки ребёнка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. В работе с дошкольниками можно использовать тактильные дощечки .

Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом.

Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти.

Цель этой работы : развитие восприятия окружающего мира, развитие воображения, фантазии, речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Описание тактильных дощечек

1 дощечка – наклеить кусок натурального меха

2 – с наждачной бумагой

3 – мягкая ткань

4 – накапать расплавленный воск

5 – зигзагообразно наклеить кусок веревки и толстый шнурок

6 – спички

7 – скорлупки от орехов

8 – фольгу или целлофан

9 – бархат

10 – рубчатую ткань (вельвет)

11 – крупу (гречу или перловку)

12 – чешуйки от шишек




Игры с тактильными дощечками

Игра №1:

Разложите дощечки в ряд по порядку номеров от 1 до 10.

Предложить ребёнку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки. Пусть малыш запомнит, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем ребёнок пробует на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке.

Игра №2:

Ребёнок берёт дощечку №1(на которой мех). С закрытыми глазами ощупывает. Спросите, что напоминает поверхность? Он может сказать, что кошку или шубу или даже газон, с коротко подстриженной травой. Пусть малыш фантазирует!

Теперь трогаем дощечку №4. Прикасаясь к ней можно представить кочки на болоте или капли варенья на блюдце и пр. Спросите вашего ребёнка, что представляет он, когда дотрагивается до этих дощечек? Не торопите малыша, он должен сосредоточиться и представить картинку перед глазами. Игру можно усложнить, если попросить ребёнка нарисовать, то, что напоминала ему та или иная дощечка.

Игра №3:

У вас и вашего ребёнка, наверняка много знакомых и родственников (детей и взрослых). Поиграйте с ребёнком в весёлую игру. Представляйте, что каждая дощечка – это кто – то из знакомых. Дощечка №1, например, папа (или дед). Потому что у него такая же мягкая пушистая борода. Дощечка №8 (пустая) – сосед Вася, потому что лысый. Детвора с удовольствием играет в смешные «представлялки». Игру можно усложнить, если предложить нарисовать, кого напоминает дощечка.

Игра №4:

Более сложная игра для детей, с которыми вы уже развивали память и воображение. Предложите ребёнку составить сказку или мультфильм из дощечек. Например: «Я иду по мягкой траве (берёт дощечку №1). Вижу дом с шершавой стеной (берёт дощечку № 2). В домике есть окно (дощечка с гладкой поверхностью). Вдруг пошёл дождик и на стекле появились капли (дощечка с воском). И так далее. Побуждайте ребёнка фантазировать.

Игра №5:

Предложите ребёнку ощупать дощечки и разложить их на приятные и неприятные. Попросите объяснить , почему. Например: дощечки №1,8,3 – приятные, потому что они мягкие, пушистые, гладкие и т.д. Дощечки №2 и 7 – неприятные, потому что колючие, шершавые и т.д. Игру можно усложнить, предложив ребёнку разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С «ТАКТИЛЬНЫМИ ДОЩЕЧКАМИ»

Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза

Вложить в его руки дощечку с установкой на обследование

Спросить у ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котенка, колючего ежа, зубастого волка)

Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза


ПРАВИЛО ИГРЫ : для игры с ребенком желательно использовать до 3 тактильных дощечек.



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 «Теремок» комбинированного вида,

П. Советский Республики Марий Эл

МАСТЕР- КЛАСС

для педагогов района

« Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике

Для развития связной речи детей»


Составила:

Воспитатель

Целищева В.И.


п.Советский

2012 г.


Память - важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память.

Кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности. Биологическая значимость её более важна, чем специальные виды чувствительности - зрение, слух, обоняние, вкус. Если представить себе существо, лишённое способности воспринимать мир через кожно-кинестетическую рецепцию, то оно просто не смогло бы остаться в живых, не имея возможности уберечься от вредных и опасных для жизни воздействий, о которых сигнализируют болевые ощущения.

Потеря или снижение кожно-кинестетической чувствительности затрудняет обучение и развитие детей, потому что возникают проблемы с восприятием предмета на ощупь. Дети правильно воспринимают предмет и его форму зрительно, но не узнают при ощупывании с закрытыми глазами. Некоторые имеют затруднения при определении качества объекта: шероховатость, гладкость, мягкость, твёрдость и т.д.

Воспитатели и учителя-дефектологи, которые широко используют в своей работе игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, добиваются значительных результатов в психофизическом развитии ребёнка. На практике подтверждаются положения учёных о том, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Игры с пальчиками, мелкими предметами (мозаикой, различными конструкторами, волчками, бусами, ниточками и верёвочками и т.д.), ощупывание специально подобранных по форме и качеству предметов развивают речевую активность детей, способствуют развитию у них терпения, концентрации внимания и стимулируют фантазию, а работа с дощечками - ещё и творческие способности.

Идея использования специальных дощечек заимствована мною у И.Ю. Матюгина. Привлекательность этой идеи состоит в том, что изготовить дощечки очень легко, а развитие психических процессов у детей с их помощью практически не ограничено.

Вот уже более 10 лет специальные дощечки в нашем дошкольном учреждении являются неотъемлемой частью индивидуальных занятий с детьми 4-7 лет. Организуя такие занятия, создаю ситуацию успеха для каждого ребёнка, признаю за детьми право на пробы и ошибки, что позволяет им работать без напряжения и нервозности. Тем самым повышаю их внимание, которое, в свою очередь, способствует лучшему запоминанию и последующему воспроизведению.

Условия работы с тактильными дощечками

Работа проводится индивидуально.

Осуществляется постоянный контроль за правильностью выполнения задания, есть возможность его дифференцировать с учётом психофизического развития ребёнка.

Поверхность дощечек должна быть различной на ощупь, сверху они оклеены соответствующим материалом, снизу имеют порядковый номер от 1 до 10.

Дощечки должны быть прочные, эстетичные, безопасные; размер дощечек - 6×12 см, чтобы дети обследовали их не только подушечками пальцев, но и всей ладошкой. Располагать их можно в горизонтальном и вертикальном положении.

Перед работой с тактильными дощечками желательно сделать ребёнку массаж пальцев и кистей рук (1-2 мин).

Начинать работу надо с трёх первых дощечек, постоянно увеличивая их количество до 10. При успешном выполнении заданий с десятью дощечками их количество можно увеличить в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Если ребёнку сложно выполнять задания с закрытыми глазами, педагог использует экран (30х40 см), который удерживает на уровне груди ребёнка, чтобы исключить возможность подсматривания. К каждой тактильной дощечке необходимо подобрать набор предметных картинок. На нашем пункте коррекционно-педагогической помощи имеются следующие предметные картинки:

№ дощечек Покрытие дощечек Наборы предметных картинок
№ 1 Поверхность оклеена натуральным или искусственным мехом Кошка, лиса, шуба, меховая шапка, ковёр, мягкая игрушка, окутанное инеем дерево
№ 2 Поверхность оклеена наждачной бумагой Дорога, песок, тёрка, кирпичи, кактус, роза, ржавая труба, репейник
№ 3 Ворсистая фланель (байка) Фетровая шляпа, одуванчик, вата, лист герани, персик, абрикос, маленький ребёнок
№ 4 Застывшие капли воска со свечи Облака, сосулька, капли мёда, пуговицы, камешки, мозаика, лужа, клякса
№ 5 Тонкая верёвка или толстый шнурок Дорога, река, змея, червяк, скакалка, горы, верблюд, волны
№ 6 Очищенные от серы спички Забор, дерево, пила, мостик, плот, лестница, костёр
№ 7 Поломанные спички (без серы) Хворост, кочки на болоте, вермишель, костёр, солома, бусы, кубики, снежинки
№ 8 Поверхность абсолютно гладкая (целлофан, клеёнка, фольга) Зеркало, каток, арбуз, утюг, стол, вода, стекло, диск, паркет
№ 9 Бархатная ткань (бархатная бумага) Трава, кисточки, верба, косы (волосы), полотенце, платье, лепестки розы
№ 10 Рубчатая ткань (вельвет) Щётка, ребристая доска, карандаши, ручейки, рельсы, струнный инструмент, грядки, макароны

Задание 1

Цель: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности; учить обследовать дощечку подушечками пальцев и всей ладошкой; обогащать словарный запас качественными прилагательными; закрепить цифровой ряд первого десятка; развивать внимание, способность работать не спеша, сосредоточенно.

  • Рассмотреть и ощупать первые три дощечки. Охарактеризовать их свойства (мягкая, пушистая, тёплая, жёсткая, шершавая, холодная, ворсистая и т.д.).
  • Перевернуть дощечки и назвать их номера. Запомнить соответствие порядкового номера и поверхности дощечек.
  • Закрыть руки ребёнка экраном (на уровне груди). Перемешать дощечки. Ребёнок ощупывает дощечки и располагает их по порядку номеров. Экран убирают, педагог анализирует действия ребёнка. Задание выполняется со всеми дощечками, постепенно увеличивая их количество до 10.

Задание 2

Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, совершенствовать запоминание; развивать внимание, терпение, творческое воображение; поддерживать интерес к действиям с дощечками; учить детей анализировать, сравнивать, логически согласовывать дощечку и картинку; обогащать словарный запас существительными разного рода и числа; учить согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе, падеже; создавать эмоциональное настроение.

  • По количеству дощечек предлагаются предметные картинки (по одной из соответствующего набора). Ощупывая дощечку, глядя на предмет­ные картинки, используя воображение и фантазию, ребёнок подбирает подходящую картинку, объясняет, почему именно эту. Например, дощечки № 1, № 2, № 3, № 4, № 5. Картинки: шуба, тёрка, персик, облака, змея.
  • Верхний ряд - подобранные ребёнком картинки. Нижний ряд - дощечки по порядку номеров. Ощупать дощечку (без экрана), согласовав прилагательное с существительным, назвать картинку. Запомнить картинку. Ощупать следующую и т.д.
  • Предметные картинки закрыть чистыми листками бумаги. Ребёнок ощупывает дощечку и по памяти называет картинку. Названную картинку необходимо открыть и сверить с правильным (неправильным) ответом. Задание проводится как без экрана, так и с экраном.
  • Дощечки остаются те же, а картинки заменяются новыми из соответствующего набора. Это даёт возможность к каждой дощечке подбирать разные существительные с помощью подходящих предметных картинок.
  • Количество предметных картинок увеличивается до 3-5 из каждого набора, одновременно на столе до 30-40 картинок. Ребёнок должен из их общего количества выбрать необходимые к соответствующей дощечке, выстроить в ряд по вертикали над каждой дощечкой. Объяснить свой выбор, ответить на вопросы учителя-дефектолога. Вопросы нужно задавать так, чтобы ребёнок мог использовать различные грамматические формы словосочетаний.

Задание 3

Цель: продолжить развивать тактильную память, логику в действиях; развивать воображение, запоминание и последующее воспроизведение; учить сравнивать, анализировать, обобщать, фантазировать; совершенствовать речевую активность.

  • Верхний ряд - предметные картинки, нижний - соответствующие дощечки. Ребёнок подбирает их самостоятельно. Обсуждает с педагогом выполненное задание.
  • Руки ребёнка закрывают экраном, учитель-дефектолог перемешивает дощечки. Глядя на картинки и ощупывая дощечки, ребёнок расставляет их по порядку номеров. Экран убирают и проверяют правильность выполнения задания. Количество дощечек зависит от индивидуальных возможностей ребёнка.
  • Работа без экрана. Ребёнок закрывает глаза. Предметные картинки накрывают, две из них меняют местами. Одновременно меняются местами соответствующие дощечки. Ребёнок открывает глаза и по нарушенному порядку дощечек определяет (называет), какие картинки поменяли местами. Картинки открывают и сверяют с правильным (неправильным) ответом.
  • Аналогичное задание, но с экраном. Нарушенный порядок дощечек ребёнок определяет на ощупь, затем называет картинки, которые поменяли местами.

Задание 4

Цель: совершенствовать все виды памяти; стимулировать внимание, сосредоточенность в работе; развивать фантазию, творческое воображение; активизировать речевую активность детей; учить составлять простые и сложные предложения, творческие рассказы; поддерживать у детей уверенность, положительный эмоциональный фон.

  • Ощупывая дощечку, привлекая творческое воображение и фантазию, ребёнок подбирает сначала как можно больше существительных, затем - как можно больше прилагательных.

Например: дощечка № 1, существительные - кошка, кот, лиса, белочка, медведь, шуба, пух, мех, ковёр, одеяло, плед, шапка. Прилагательные - пушистый (ая, ое), мягкий (ая, ое), лёгкий, тёплый, нежный, приятный, красивый, пышный, замечательный, прекрасный.

  • Ощупывая дощечку, привлекая творческое воображение и фантазию, ребёнок называет одно существительное и как можно больше прилагательных к нему.

Например: дощечка № 2, первое существительное - дорога. Прилагательные - широкая, узкая, ровная, извилистая, безлюдная, ожив­лённая, длинная, короткая, песчаная, утомительная, трудная, бетонная. Второе существительное - песок. Прилагательные - мелкий, крупный, сыпучий, жёлтый, сухой, влажный, тёплый, холодный, чистый и т.д.

  • Ощупать одну дощечку. Составить предложения по ассоциациям.

Например: дощечка № 10.

Электричка идёт по рельсам.

Папа взял гитару и начал на ней играть.

Дети прыгали через ручеёк.

Я сегодня всё съел, потому что на завтрак были мои любимые макароны.

  • Ощупать несколько предложенных дощечек (от 2 до 7, номера можно брать произвольно), составить один рассказ. Например: дощечки № 6, № 8.

За забором каток. Лёд гладкий и ровный. Дети весело катаются на коньках.

Дощечки № 8, № 7.

Это озеро. Вода в нём чистая и прозрачная. По озеру плавают белоснежные лебеди. На берегу горит яркий костёр.

  • Выбрать самостоятельно дощечки, разложить по своему усмотрению и составить по ним рассказ (руки закрыты экраном).

Долго выбирая между тактильными дощечками и тактильными крышками для ребенка, я решила остановиться на втором варианте.


А развивающих игр с такими крышками, как оказалось, можно придумать огромное количество...

Почему я долго выбирала между дощечками и крышками?

Плюс дощечек в том, что тактильную поверхность можно сделать достаточно большой. Из таких дощечек можно составлять тактильные коврики и ходить по ним босиком или прикладывать к различным частям тела для обогащения тактильного опыта ребенка.

Большой размер дощечек для некоторых, как и для меня, может оказаться и минусом: их нужно где-то хранить, а значит тактильных вариантов будет заведомо меньше.

Для создания своего пособия я решила использовать металлические крышки от детского питания "Фрутоняня".

Что заставило меня остановить свой выбор именно на них:

  • доступность : необходимое число крышек можно быстро собрать, т.к. детское питание "Фрутоняня" выдают на молочной кухне;
  • уже готовы к использованию : крышки нужно только помыть, не нужно измерять, чертить, вырезать и т.п.;
  • эстетичность : все крышки ровные, одного размера, с закругленными краями, приятные на ощупь, чего тяжело добиться при самостоятельном изготовлении дощечек;
  • относительно небольшой размер (среди доступных крышек самые крупные): достаточно небольшие для компактного хранения и достаточно большие для тактильного восприятия.
Кроме крышек для создания пособия мне понадобились клеевой пистолет и БОЛЬШОЕ количество различных по цвету, весу и фактуре материалов, которые я собирала более года, пока все обдумывала.

Это могут быть:

Различные типы бумаги, картон, целлофан, губка, пнопласт и т.п.,

Пуговицы, ракушки, бусины, бисер, спички, палочки, камни, фигурки из стекла и других материалов,

Семена, орехи, семечки, крупы, макаронные изделия...

А сам процесс изготовления тактильных крышек очень быстр!

Из картона я вырезала кружок достаточного диаметра, чтобы точно подходить для внутреннего размера крышки. Далее использовала его как трафарет для вырезания кругов из различных материалов.

Старший сын сам сделал несколько тактильных крышек в подарок младшему на двухлетие: для него это возможность проявить себя, почувствовать свою значимость и причастность, а также потренировать моторику, для меня - возможность сфотографировать процесс.


Клей в пистолете нагревается за считанные минуты. При этом он не очень горячий: температура клеевого состава 110 градусов. После выдавливания клей быстро остывает и затвердевает, поэтому им нельзя обжечься при попадании на кожу (ни у сына, ни у меня не получилось;-)).

Мы смазывали клеем наклеиваемую деталь и быстро прижимали к крышке. В течение 1-2 минут клей затвердеевает, и с крышками уже можно играть!


Младший сын буквально "вырывал" их из моих рук.



При первом знакомстве он некоторые оставил себе, а часть отложил в сторону - не понравились!


Затем мой двухлетний сын придумал игру, которая повторялась потом из раза в раз, когда я давала сыну крышки:


сын переворачивал все крышки по-очереди тактильной поверхностью вниз, а затем опять кверху.


Каждую крышку он обязательно ощупывает пальчиками.


Тактильную поверхность рассматривает.


И может приложить к губам, щекам...


Шестилетний сын долго не мог оставаться в стороне от новой игрушки брата, отобрал себе часть крышек и разложил, руководствуясь своими принципами.


Небольшое количество тактильных крышек удобно хранить в банках из-под чипсов. При желании для младших деток в крышке можно сделать прямоугольную щель, тогда детки будут опускать крышки в банку как в копилку.

Когда крышек у меня стало на три полных банки, я решила переложить их в коробку, что оказалось очень удобно.


Весь верхний ряд с парами одинаковых крышек. Средний - с парам похожих крышек по какому-либо признаку. Нижний ряд с крышками в одном экземпляре.

ВАРИАНТЫ НЕ ТОЛЬКО ТАКТИЛЬНЫХ ИГР С ТАКТИЛЬНЫМИ КРЫШКАМИ :
1. Найти точную пару крышек (с открытыми или закрытыми глазами).


2. Найти логическую пару крышек.


3. Ощупать крышку и описать свои ощущения словами. Подбор нужного слова (округлый, ребристый, мягкий и т.д.) расширяет словарный запас.

4. К одной крышке постараться подобрать как можно больше соответствующих прилагательных, описывающих тактильные ощущения, или существительных, которые могут быть похожими на ощупь (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).

5. Ощупать крышку и найти ей пару из имеющихся картинок или предметов (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).


Затем выбранные предметы/картинки можно убрать и предложить ребенку вспомнить пары, ощупывая крышки.

Предметы для этого варианта игры я взяла из другой моей "Чудо-коробки" .

6. Найти пару крышек, которые можно описать словами-синонимами.


7. Найти пару крышек, которые можно описать словами-антонимами.


Вариант игры: понятия "большой-маленький".


8. Составить последовательность из крышек от самой приятной на ощупь до самой неприятной и объяснить свой выбор (автор Наталия Сухорученкова , по книгам И.Ю. Матюгина).


8. Тактильное мемори (с открытыми или закрытыми глазами).

Вариант: тактильное геометрическое мемори.


9. Составление узоров, мандал.


10. Составление последовательности, в которой каждая следующая крышка похожа на/отличается от предыдущей по одному или нескольким признакам (с открытыми или закрытыми глазами).


11. Зрительная память по Шичиде: быстрый показ одной крышки, которую затем нужно найти среди двух и более похожих.